В частных беседах с участниками фестиваля национальных культур в Барнауле в 2016 г. четко прослеживалась сплоченность членов коллективов вокруг национальных культурных ценностей. Гордость за свой народ, свои многовековые традиции, знание истории своего народа и уважения к другим народам - залог здорового патриотизма и уважения к традициям другого народа.
Итак, история показывает, что молодёжь тяготеет к объединению и стремится к реализации своих нерастраченных сил. Причем, объединение и привлечение молодёжи к национальным традициям в условиях общин и диаспор позволяет реализовать себя в различных видах деятельности и сохранять национальную идентичность.
Молодёжные субкультуры практически не связаны с национальными корнями членов сообществ, зачастую объединяются в целях потребностей в общении и реализации творческих возможностей.
Очевидно, что работа по организации досуга молодёжи должна осуществляться во всех направлениях, иметь целый комплекс мер, носить систематический характер. Вовлечение молодёжи в активные виды деятельность, оказание психологической помощи подросткам и молодым людям, эмоционально неустойчивым и депрессивным. Требуется создание и развитие комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию разнообразной медико-социальной, психолого-педагогической, реабилитационной и социально-правовой помощи. Внимание должно быть уделено любым молодёжным объединениям, организации дел в условиях общин, диаспор, общественных организаций.
Список литературы
1. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. - Т. 2 : Всемирно-исторические перспективы. - Москва : Попурри, 2009. - 704 с.
2. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс. - Москва : АСТ, 2002. - 509 с.
3. Кон, И. С. В поисках себя: личность и её самосознание. - Москва : Политиздат, 1987. - 366 с.
4. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа. - Москва : Книга, 1991. - 576 с.
5. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. - Москва : Прогресс, 1991. - 736 с.
6. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика. - Москва : Астрель, 2006. - 1176 с.
Примечание
1. Опрос проводился в течение 3-х лет, первоначальный опрос в 2009 г. проводила студентка СурГПУ Егорова Елена.
УДК 316. 354. 4(100)
Г. В. Оленина
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье представлен анализ международного добровольчества как социально-культурного движения на основе культурологического подхода, предложена ценностно-смысловая модель международного добровольческого движения, включающая определение его идеологии, цели, философии и символики, дан краткий обзор международного опыта развития добровольческого движения в странах Запада, Востока, африканских странах на рубеже 20-21 вв.
Ключевые слова: добровольческое движение за рубежом, ценностно-смысловая модель, международный опыт добровольчества, культурологический подход.
G. V. Olenina Altai State Academy of Culture and Arts,
Barnaul, Russia
CULTURAL APPROACH TO INTERNATIONAL VOLUNTEERING CONSIDERED AS A SOCIAL AND CULTURAL MOVEMENT
The paper is dedicated to the analysis of international volunteering as a social and cultural movement based on culturological approach. The author offers axiological and semantic model of international volunteering that includes a definition of its ideology, aim, philosophy and symbolics. Also, the author gives a brief review of development of international experience of volunteering movement in countries of the West, the East, African states at the turn of the 20th and 21st centuries.
Key words: volunteering abroad, axiological and semantic model, international volunteering experience, cultural approach.
У добровольческого движения довольно большие масштабы. Оно распространено на международном уровне, хотя со времени его официальной регистрации (1990 г.) это движение насчитывает более двух десятилетий. За рубежом активизация добровольческого движения, его укрупнение и консолидация в последнее десятилетие ХХ века складывались как объединение усилий мировой прогрессивной общественности в рамках действия трех важнейших программ ООН: 1) борьба за права человека; 2) деятельность миротворцев ООН; 3) деятельность добровольцев ООН [2]. Инициатором этой работы стал XI Конгресс Международной ассоциации Добровольцев, состоявшийся в 1990 г. в Париже, где была принята Всеобщая Декларация Добровольцев. В ней впервые были сформулированы смысл и цели движения, сущностные черты добровольчества, основные принципы движения добровольцев и намерения волонтеров - участников Конгресса. Конгресс объявил 2001 год - Международным Годом Добровольцев (МГД). Подготовка к МГД была поручена организации «Добровольцы ООН», разработавшей «Программу Добровольцев ООН», а также IAVE - Международной ассоциации Добровольческих усилий, объединяющей добровольцев, добровольческие центры и ассоциации более ста стран мира [2].
Автор данной статьи исследует проблемы международного и российского добровольчества [4; 5; 7] на протяжении ряда лет. В данной статье предпринят анализ международного добровольчества как социально-культурного движения, которое формирует и продвигает инновации новых социальных отношений и ценностей. Культурологический анализ категории «социально-культурное движение» предпринят А. В. Карповым [3], чьи выводы опираются на работы Н. Смелзера и Н. А. Хренова [11].
Под социально-культурным движением понимается единство его сторонников, воплощающих идеологию данного движения путём практической социально-культурной деятельности, инициативы которой формируются среди населения «снизу» и охватывают массовые или специальные аудитории. Идеология движения предстает как идеалы, планы, программы, зачастую утопические, но обладающие интеллектуальной и эмоциональной привлекательностью для тех, кто готов реализовать эти идеи практически.
Эффективность внедрения инноваций, которые несут в себе социально-культурные движения, зависит от определенных исторических периодов, когда происходят в обществе и культуре фундаментальные катаклизмы, влекущие за собой трансформации культурных традиций. Культурным механизмом подобных трансформаций выступают два универсальных феномена: кризис культурной идентичности и культурный синтез (Н. А. Хренов [11]). Кризис идентичности означает не только и не столько кризис отдельных личностей, коллективов, групп как носителей определенных культурных смыслов, сколько кризис самого мира смыслов. Отсюда возникает потребность в создании новых культурных смыслов (идеологий), охватывающих различные сферы картины мира: интеллектуальную, этическую, эстетическую, религиозную, художественную.
В результате происходит сложение новой культурной целостности и адекватной ей идентичности, при условии, что новации находят социальный спрос, определяемый потребностью. Если же социальный спрос на новацию слабо выражен, то всякое нововведение обречено на забвение, отторжение, или только на временную реализацию [3].
В данном исследовании предложена ценностно-смысловая модель международного добровольческого движения как социально-культурного движения.
1. Идеология социально-культурного движения - его идеальная сила, которая входит в качестве составной части в общественное сознание. Во все эпохи в общественном сознании существовали две разнонаправленные идеологии: консервативная, защищающая сложившееся социально-культурное положение, и инновационная, выступающая за новые социальные ценности и отношения. Инновационные идеологии дифференцируются на либерально-реформаторские и радикально-революционные, допускающие насилие как способ достижения прогресса. Отсюда социальная роль двух типов социально-культурных движений: одни из них - проводник социальных и культурных изменений, другие - сохраняют существующий порядок вещей.
Идеология добровольческого движения зафиксирована во «Всеобщей декларации добровольцев» (1990 г.) и «Всемирной декларацией добровольцев», принятой на XI конгрессе международной ассоциации добровольцев в 2001 г. в г. Амстердаме [2]. Анализ текста обеих деклараций показывает, что: а) главная идея добровольчества в документах 1990 г. - объединение усилий граждан сообщества для добровольного безвозмездного решения экологических и социальных проблем на основе участия в социально значимых проектах и б) провозглашение таких ценностей, как международная солидарность, ответственность, активное личное участие, самосовершенствование, инициатива и творчество.
2. Цель добровольческого движения: способствовать улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности. В 2001 г. трактовка этой идеи и комплекса ценностей была развернута в аспекте усиления ценностей гражданского общества, где добровольчество понимается как реализация прав и обязанностей граждан (права посвящать свое время, труд и талант, энергию другим людям посредством индивидуальных и коллективных акций, не ожидая вознаграждения), как фундамент гражданского общества. Добровольческое движение реализует потребности в мире, свободе, безопасности, справедливости. Из чего следует, что в основе мирового добровольческого движения лежит либерально-реформаторская инновационная идеология.
3. Философия международного добровольчества вытекает из анализа его принципов, зафиксированных во «Всеобщей декларации добровольцев» (1990 г.), в основе которых находится, по нашему мнению, современная интерпретация концепции прав человека [1]. В конце ХХ в. происходит переход прав человека из ранга универсальной идеи в плоскость практического воплощения, поэтому концепция прав человека (но не сама идея) - явление сравнительно новое, оно еще только входит в современную жизнь. Права человека на законодательной основе (в Международном Билле о правах человека, состоящем из ряда документов, изданных ООН в 1989 г.), включают экономические, социальные и культурные права, а также - гражданские и политические права. Морально-нравственная основа прав человека - это исторически сложившееся современное понимание достоинства и нравственных качеств личности.
В основе философии международного добровольчества лежит право человека на устройство своей собственной судьбы, из которого вытекает нравственная позиция добровольца, фиксируемая как первый принцип международного добровольческого движения: быть созидателем, а не потребителем. Далее в принципах добровольчества зафиксирована диалектика гражданского права: не просто защита своих естественных прав, а оказание безвозмездной помощи другим людям, рассматриваемое тоже как право на участие в судьбе сообщества, общества в целом. Из этого принципа вытекает следующий: партнерство, братство, солидарность и уважение достоинства и культуры других людей. И, наконец, четвертый принцип добровольчества: необходимость объединяться, чтобы коллективно обеспечить удовлетворение личных и коллективных потребностей других людей.
4. Эмоциональная привлекательность международного добровольческого движения - это его знаковая составляющая: зафиксированные во «Всемирной декларации добровольцев» корпоративный цвет добровольческого движения (красный и его темные оттенки), а также - бордовая буква «V» как всемирный знак добровольчества. Кроме того, сюда относятся те приемы по привлечению добровольцев и формированию добровольческих объединений, которыми пользуются менеджеры общественных организаций, например, слоган добровольцев: «Помогая другим, ты помогаешь себе!», а также активное использование рекреативных ценностей досуга, например, туристско-рекреационных зон, где ведется подготовка добровольцев как кадрового ресурса общественных организаций [8; 10]. Таким образом, международное социально-культурное движение добровольчества выполняет культурную роль социального коммуниканта, это означает, что оно несет новые социальные отношения солидарности и помощи другим людям на основе концепции прав человека и традиций объединения, группирования, институционализации как организационных условий для реализации добровольческой деятельности.
Практика реализации идей международного добровольческого движения, связанная с формированием социального спроса на добровольческие услуги, являющиеся социокультурной новацией, зафиксирована в аналитическом обзоре современного международного опыта развития добровольчества в разных странах [2; 9].
Краткий анализ этих материалов показывает, что уже в 2001 г. международный корпус добровольцев составлял около 4 тысяч человек из 140 стран, чья деятельность координировалась, кроме перечисленных выше международных организаций, еще такими, как Армия Спасения, Красный Крест. В 1998 г. в Канаде состоялась XV Всемирная конференция добровольцев. В 1999 г. в Голландии был разработан план проведения Международного Года Добровольцев (МГД), в ходе реализации которого прошли конференции по добровольчеству в Ливане, Португалии, Франции, Китае, Бразилии, африканских государствах. В России в 1998 г. был создан российский комитет по проведению МГД. Эта работа рассматривалась как инструмент по развитию добровольчества в нашей стране. Первая пилотная молодёжная добровольческая акция всемирного масштаба называлась «Первый Всемирный День Молодёжного Служения» (15 апреля 2000 г.). Миллионы людей почти из 30-ти стран мира, включая Россию, представили свои общественно значимые проекты. Участники акции отметили особую роль молодёжи в развитии добровольческого движения [2].
В 2001 г. в Амстердаме (Нидерланды) состоялась XVI Всемирная конференция добровольцев. Девиз конференции: «Добровольцы - капитал нового тысячелетия». 1700 человек из 130 стран мира, в том числе из России, приняли участие в работе конференции, где была принята уже не Всеобщая, а Всемирная декларация добровольцев, была издана книга «Всемирное добровольчество» и новая Web-страница в поддержку МГД в сети Интернет. Кроме того, была принята международная программа исследований и публикаций материалов по добровольчеству во всем мире. В рамках конференции был проведен Молодёжный форум по вопросам развития молодёжного добровольческого движения [6].
Цели и смысл движения добровольчества в разных странах, таким образом, соотносятся с социоэкономическим уровнем развития страны и отношением к человеку, с осознанием общественностью необходимости и возможности каждого желающего участвовать в социальном обустройстве своего сообщества или учреждения, предприятия, фирмы; в развитии личности этого человека, т. е. в социально-культурном творчестве, понимаемом как социальное здоровье общества, духовное развитие людей на гражданской, а не только на государственно-этнической основе.
Список литературы
1. Граждановедение / сост. Е. Л. Ларионова. - Москва : Буклайн, 2004. - 32 с.
2. Добрая воля / под ред. Т. Михеевой ; Фонд «Новые перспективы». - Москва : [б. и]., 2001. -48 с.
3. Карпов, А. В. Категория социально-культурное движение в исторической культурологии // Мето-
дология гуманитарного знания в перспективе XXI века : матер. междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : С-Петерб. философское общество, 2001. - С. 51-53.
4. Оленина, Г. В. Добровольческое движение молодёжи за рубежом // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 6 (49). - С. 199-203.
5. Оленина, Г. В. Институционализация добровольческих инициатив учащейся молодёжи на основе проектного подхода // Культурное наследие России. - 2015. - № 4 - С. 139-143.
6. Оленина, Г. В. Оптимизация добровольческой деятельности студенческой молодёжи в сфере досуга : проектный подход : моногр. - Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2006. - 173 с.
7. Оленина, Г. В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика : монография. - Барнаул : Изд-во АГАКИ, 2012. - 311 с.
8. Сибирский центр поддержки общественных инициатив : МОФ СЦПОИ: программа «Укрепление и развитие некоммерческих организаций» / АЙРЕКС США. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа : www. cip. nsk. su.
9. Слабжанин, Н. Как эффективно работать с добровольцами. - Новосибирск : [б. и]., 2001. - 190 с.
10. Слабжанин, Н. Ю. Добровольцы в вашей организации. - Новосибирск : [б. и. ], 1997. - 32 с.
11. Хренов, Н. А. Культура в эпоху социального хаоса : моногр. - Москва : Едиториал УРСС, 2002. - 448 с.
УДК 37. 035. 6:316. 647
О. Л. Сытых
Алтайский государственный университет,
Барнаул, Россия
ТРАНСЛЯЦИЯ ЗНАНИЯ И ОПЫТА В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ
Статья посвящена анализу процесса передачи практических и духовно-практических знаний и умений, характерному для традиционных культур. Показана роль мифологии и мифологем, повседневного опыта и обыденного сознания с его стереотипами в этом процессе.
Ключевые слова: традиционная культура, знание, обыденное сознание, мифология, стереотипы, трансляция, передача опыта.
O. L. Sytykh Altai State University, Barnaul, Russia
PECULIARITIES OF KNOWLEDGE AND EXPERIENCE TRANSLATION IN TRADITIONAL CULTURES
The article is focused on analysis of peculiarities of practical and spiritual knowledge and experience translation process taking place in traditional cultures; shows a role of mythology and mythol-ogemes, day-to-day experience, stereotyped ordinary consciousness in the process.
Key words: traditional culture, knowledge, ordinary consciousness, mythology, stereotypes, translation, transfer of experience.
Традиционные культуры давно привлекают внимание учёных из различных областей знания. В социологии эта тема разрабатывалась такими исследователями как М. Вебер, У. Ростоу, А. Тоффлер, Ф. Фукуяма и др. Проблема модернизации традиционного общества интересовала С. А. Ляушеву, В. Г. Федотову, В. Н. Шевелёва.
Среди культурологов, обращавшихся к этой теме, следует назвать В. М. Каирова, Э. С. Мар-каряна и др.