Научная статья на тему 'Социальный маркетинг в продвижении добровольческих проектов'

Социальный маркетинг в продвижении добровольческих проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ И МЕНЕДЖМЕНТ / SOCIAL MARKETING AND MANAGEMENT / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / NON-PROFIT PUBLIC ORGANIZATIONS / PROJECTS / VOLUNTEER ACTIVITIES / ПРОДВИЖЕНИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ / VOLUNTARY PROJECTS PROMOTION / ФОРМЫ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДОБРОВОЛЬЦЕВ / FORMS OF GROWTH OF VOLUNTEERS' PERSONALITY / МОТИВАЦИЯ НА ДОБРОВОЛЬЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MOTIVATION FOR VOLUNTARY ACTIVITY / МОЛОДЁЖНЫЕ ШКОЛЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО АКТИВА / YOUTH SCHOOLS FOR VOLUNTARY GROUPS / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЕ АКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оленина Г. В.

В статье исследуется проблема создания и продвижения менеджерами некоммерческих общественных организаций проектов добровольческих объединений молодёжи в форме волонтёрских центров и служб. Организационные проекты, распространяющие опыт создания волонтёрских организаций на территории муниципалитета или региона, являются разновидностью коалиционных проектов, реализуемых на основе социального партнёрства коалицией некоммерческих общественных организаций, представителей власти, бизнеса, средств массовой информации. Используя основные положения методологии организационного проектирования, специфику социального менеджмента и маркетинга с учётом социально-культурной ситуации в российских регионах, автор статьи предлагает рассмотреть работу менеджера некоммерческой общественной организации, разрабатывающего оргпроект по продвижению добровольчества на определённой территории, в виде «дерева целей». Это даёт возможность отследить «вертикаль и горизонталь» технологических операций разработчика этого проекта, увидеть организационную проектную работу менеджера некоммерческой общественной организации как систематизированную технологию. В статье уделяется внимание формам социально-культурной деятельности, направленным на формирование стабильного состава добровольческих групп из молодёжи местного сообщества это дискуссии о роли и значении добровольчества, психологические тренинги на групповую сплочённость, обучение лидеров добровольчества по методике «равный обучает равного». Такие формы, утверждает автор статьи, служат стимулом для личностного роста добровольцев. В статье анализируются также методы стимулирования, мотивации молодёжных лидеров добровольчества через конкурсный отбор волонтёров для обучения в летних и зимних загородных школах добровольческого актива в рекреационных зонах территорий России, например, на Байкале, в Горном Алтае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL MARKETING IN PROMOTION OF VOLUNTARY PROJECTS

The paper discusses a question of generating and promoting young volunteer groups' projects (such as voluntary centers or services) by efforts of today's nonprofit organizations managers. Organizational projects that spread voluntary institutions on regional or municipal level are kind of coalition projects that can be actualized through social partnership by nonprofit organizations, as well as by government representatives, by business people, by reporters. The author offers to consider a nonprofit organization manager's work upon generating and promoting projects in the type of “objectives tree”, it is determined by holding on methodology of organizational projection and a specific of management and marketing with taking into account actual social and cultural situation in Russia. It gave the author an opportunity to trace “a vertical and a horizontal lines' of a project developer's activity steps, to espy a nonprofit organization manager's projection work as a system-ized technology. The paper gives attention to forms of social and cultural activity aimed at setting up constant local young volunteer groups, such as discussion about a role and a significance of volunteering, psychological trainings focused on a group consolidation feel developing, teaching a volunteer leaders by the “peer trains peer" procedure. Such forms, on the author's opinion, stimulate growth of the volunteer's personality. The paper analyses several methods that get young leaders motivated through competitive admission for training core group of volunteers in summer and winter out-of-town camps located in Russian leisure territories, for example on the Baikal, in Gorny Altai.

Текст научной работы на тему «Социальный маркетинг в продвижении добровольческих проектов»

2. Nikitina E.Yu., Afanas'eva O.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podhody. Moskva: MANPO, 2006: 154.

3. Nikitina E.Yu., Zyryanova E.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya kommunikativnoj kompetencii studentov vuzov. Professional'noe obrazovanie XXI veka: kollektivnaya monografiya. Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2016.

4. Bogacheva Yu.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti k prakticheskoj deyatel'nosti pedagogov-horeografov v VUZah kul'tury i iskusstv. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

5. Novaya filosofskaya 'enciklopediya: v 4 t. Moskva: Mysl', 2001; T. 4.

6. Avramenko K.B. Professional'naya podgotovka buduschih uchitelej horeografii v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2011; 8: 149 - 150.

Статья поступила в редакцию 18.03.18

УДК 378-057.87:316.35:339.138

Olenina G.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIAL MARKETING IN PROMOTION OF VOLUNTARY PROJECTS. The paper discusses a question of generating and promoting young volunteer groups' projects (such as voluntary centers or services) by efforts of today's nonprofit organizations managers. Organizational projects that spread voluntary institutions on regional or municipal level are kind of coalition projects that can be actualized through social partnership by nonprofit organizations, as well as by government representatives, by business people, by reporters. The author offers to consider a nonprofit organization manager's work upon generating and promoting projects in the type of "objectives tree", it is determined by holding on methodology of organizational projection and a specific of management and marketing with taking into account actual social and cultural situation in Russia. It gave the author an opportunity to trace "a vertical and a horizontal lines' of a project developer's activity steps, to espy a nonprofit organization manager's projection work as a system-ized technology. The paper gives attention to forms of social and cultural activity aimed at setting up constant local young volunteer groups, such as discussion about a role and a significance of volunteering, psychological trainings focused on a group consolidation feel developing, teaching a volunteer leaders by the "peer trains peer' procedure. Such forms, on the author's opinion, stimulate growth of the volunteer's personality. The paper analyses several methods that get young leaders motivated through competitive admission for training core group of volunteers in summer and winter out-of-town camps located in Russian leisure territories, for example on the Baikal, in Gorny Altai.

Key words: social marketing and management, nonprofit public organizations, projects, volunteer activities, voluntary projects promotion, forms of growth of volunteers' personality, motivation for voluntary activity, youth schools for voluntary groups.

Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В ПРОДВИЖЕНИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

В статье исследуется проблема создания и продвижения менеджерами некоммерческих общественных организаций проектов добровольческих объединений молодёжи в форме волонтёрских центров и служб. Организационные проекты, распространяющие опыт создания волонтёрских организаций на территории муниципалитета или региона, являются разновидностью коалиционных проектов, реализуемых на основе социального партнёрства коалицией некоммерческих общественных организаций, представителей власти, бизнеса, средств массовой информации. Используя основные положения методологии организационного проектирования, специфику социального менеджмента и маркетинга с учётом социально-культурной ситуации в российских регионах, автор статьи предлагает рассмотреть работу менеджера некоммерческой общественной организации, разрабатывающего оргпроект по продвижению добровольчества на определённой территории, в виде «дерева целей». Это даёт возможность отследить «вертикаль и горизонталь» технологических операций разработчика этого проекта, увидеть организационную проектную работу менеджера некоммерческой общественной организации как систематизированную технологию. В статье уделяется внимание формам социально-культурной деятельности, направленным на формирование стабильного состава добровольческих групп из молодёжи местного сообщества - это дискуссии о роли и значении добровольчества, психологические тренинги на групповую сплочённость, обучение лидеров добровольчества по методике «равный обучает равного». Такие формы, утверждает автор статьи, служат стимулом для личностного роста добровольцев. В статье анализируются также методы стимулирования, мотивации молодёжных лидеров добровольчества через конкурсный отбор волонтёров для обучения в летних и зимних загородных школах добровольческого актива в рекреационных зонах территорий России, например, на Байкале, в Горном Алтае.

Ключевые слова: социальный маркетинг и менеджмент, некоммерческие общественные организации, организационные проекты, добровольческие акции, продвижение добровольческих проектов, формы личностного роста добровольцев, мотивация на добровольческую деятельность, молодёжные школы добровольческого актива.

В России 2018 год объявлен Годом волонтёров. Наряду с термином «волонтёрство», в российской науке и практике, а также в государственных документах по развитию этого движения широко употребляются термины «добровольчество», «добровольческая деятельность». Их мы будем использовать в данной статье. В своих исследованиях [1; 2; 3] мы изучали добровольческую деятельность как форму гражданской инициативы современной молодёжи, акцентируя внимание на том, что активными субъектами организации молодёжного добровольчества в России всегда были некоммерческие общественные организации (НКО). Они и сейчас продолжают эту работу, организуя добровольчество молодёжи на муниципальном, региональном уровнях, используя социальный маркетинг и проектный подход. Анализу данной работы НКО посвящена предлагаемая статья.

Формированием и координацией деятельности добровольческих организаций занимается НКО на основе коалиционных проектов. Это разновидность организационных территориальных социокультурных проектов, куда на правах коалиции, т. е. социального партнёрства включены, кроме добровольцев и организаций или отдельных людей, потребляющих добровольческие услуги, представители власти, бизнес-структур и СМИ. Последние являются информационным ресурсом продвижения добровольческого проекта. Властные структуры обеспечивают поддержку этих проектов, поскольку представители власти, со своей стороны, заинтересованы, развивая молодёжное добровольчество, как в решении проблем гражданского воспитания и профессиональной занятости молодёжи, так и в социальной помощи нуждающимся слоям населения на муниципальном и региональном уровнях.

Организационную структуру и содержание проекта продвижения молодёжного добровольчества в сообществе, инициируемого НКО, наглядно можно представить в виде «дерева целей». Этот метод даёт возможность структурировать организационно-управленческие решения менеджера организационного проекта (обычно этот специалист является представителем НКО) по «горизонтали» (разложение оргработы на операции) и выстроить «вертикаль» деятельности, отражающую этапность всего проекта. Но прежде необходимо дать краткую характеристику методологии разработки и продвижения оргпроекта.

Методологией оргпроектирования является менеджмент и маркетинг организационных форм социально-культурной деятельности (в данном случае такими формами являются добровольческие организации в виде центров и служб). Как отмечает В.И. Курбатов [4], менеджмент в России является новой формой управления социальными процессами и отношениями, в то время как за рубежом теории и практике менеджмента уже более двухсот лет. Понятие менеджмент достаточно многопла-ново, но в целом менеджмент является специфической частью управления как внутреннего свойства, функции любой сложно-организованной системы. Различают социально-экономический менеджмент (менеджмент коммерческих структур: учреждений, фирм), где главным критерием работы менеджера является прибыльность предприятия, а также менеджмент социальный. Последний использует не только прямые административные, экономические, но и, главным образом социально-психологические (стимулирование мотивации) и идеологические (формирование идей корпоративной солидарности) формы и технологии управления персоналом.

По мысли Г.Л. Тульчинского [5], опирающегося на работы А.М. Година [6], Дж. Эванса и Б. Бермана [7], маркетинг - это теория и практика менеджмента в соответствии с ситуацией на рынке и влияние на эту ситуацию. Маркетинг - это подход, философия организации, интегрирующая остальные функции менеджера-управленца: планирование, организацию, финансы, работу с персоналом. Именно поэтому маркетинг НКО рассматривается как технология социально-культурного нововведения. На основе анализа системы успешного маркетинга НКО, предлагаемой Г.Л. Тульчинским, очевидно, что работа менеджеров-координаторов НКО по разработке и продвижению добровольческих программ и проектов требует одновременных организационных усилий в нескольких горизонтальных направлениях, на нескольких вертикальных уровнях - этапах проекта или программы.

С целью упорядочения и наглядности технологических операций менеджера-координатора добровольческих программ мы представляем таковую в виде «дерева целей».

1-й этап

0 - принятие решения менеджером НКО о разработке и продвижении муниципальной или региональной программы /цикл оргпроектов/ по созданию добровольческих центров;

1 - пиар-поддержка добровольческих инициатив: контакты НКО (пресс-конференции) со СМИ и пресс-секретарями властных структур, информирование о целях, содержании и результатах территориальной программы по продвижению добровольчества;

2 - маркетинговая сегментация рынка спроса на добровольческие услуги на: а) рынок потребителей услуг (куда включены и потенциальные добровольцы как кадровый состав добровольческих центров по производству этих услуг) и б) попечителей этих услуг (местные властные структуры);

3 - ресурсная поддержка со стороны НКО добровольческих инициатив (поиск и использование материально-технических, финансовых, информационно-методических и т. д. ресурсов);

1.1. создание с помощью СМИ благоприятных условий для добровольчества, поднятия статуса добровольца в российском обществе на основе формирования его привлекательного имиджа (публикации о добровольцах в местных и региональных газетах, передачи на электронных СМИ - «делание региональной моды» на молодёжное добровольчество);

2.1. привлечение молодёжи сообщества как потенциальных добровольцев и организаций - потребителей добровольческих услуг; выявление среди молодёжи лидеров; их обучение (и одновременно стимулирование мотивации); планирование совместных добровольческих акций с заинтересованными организациями;

2.2. изучение мотивации властных структур для участия в коалиционных проектах (семинары-совещания, экспертные встречи, круглые столы представителей власти и НКО, участие СМИ);

3.1. создание ресурсного центра поддержки добровольчества на базе НКО (помещение для совместных встреч в работе над добровольческими акциями; консультации, методическая литература (бумажные и электронные носители и т. д.)). Такой ресурсный центр может быть отдельным самостоятельным проектом программы.

2-й этап

2.1 пиар-стимулирование добровольческих акций, работы отдельных добровольцев, их поощрение через журналистское освещение пиар-событий: например, конкурса «Лучший доброволец года» и т. д.

2.1.1. реализация добровольческих акций как плана добровольческой программы; создание добровольческих молодёжных центров на базе НКО и учреждений (вузов; муниципальных учреждений по социальной работе);

2.2.1. участие представителей власти в крупных мероприятиях по поощрению добровольцев и подведению итогов второго этапа программы;

3.2. финансовая поддержка лучших (конкурсный отбор) добровольческих акций на основе мини-грантов (грантодатель -НКО и бизнес-структуры).

3-й этап

1.3. издание пиар-, рекламной и научной (социологической) продукции о добровольческой деятельности для продвижения добровольческой программы на межрегиональный и международный уровень;

2.1.1.1. формирование сети добровольческих центров в регионе; выход на уровень культурного обмена по международному добровольческому движению (как стимулирование авторов лучших добровольческих проектов региональной программы и обучение персонала НКО);

2.2.1.1. участие представителей власти в международных контактах по добровольческой программе (международные рабочие встречи; подиум-дискуссии, телемосты, видеоконференции и т. д.);

3.3. привлечение средств бизнес-структур (фандрайзинг) для межрегионального и международного продвижения добровольческой программы.

Следует отметить, что каждый этап этой программы - по сути, отдельный коалиционный проект со своими целями, планом, методами и формами их реализации. Здесь применяются современные формы информационно-коммуникативной работы с населением, властью и бизнесом, например, такие, как конкурс «Лучший доброволец года», «Ярмарка коалиционных проектов», являются социальными технологиями в узком значении этого слова.

Необходимо обратить внимание на пункт 2.1., где описана работа по формированию постоянного состава членов стабильных добровольческих групп из молодёжи местного сообщества. Здесь важны социокультурные технологии (формы и акции) выявления лидеров, их обучение как одновременное стимулирование мотивации. А затем включение в добровольческую деятельность на основе ими же разработанных добровольческих акций совместно с представителями учреждений, нуждающихся в добровольческих услугах. Это достаточно новые для России формы информационно-коммуникативной и психолого-педагогической работы, в последние годы получившие распространение в молодёжной среде именно благодаря деятельности НКО. Наиболее популярными и результативными из них являются дискуссии о роли молодёжи в обществе с элементами социально-психологического тренинга на групповую сплочённость, обучающие семинары по разработке добровольческих акций. Эти семинары проводятся молодыми тренерами НКО по методике «равный обучает равного», включают игровой лидерский тренинг, обучение лидеров базовым навыкам ораторского искусства, методике повышения эффективности собраний, преодолению внутригруппо-вых конфликтов, методике разработки и реализации добровольческих акций.

Такие формы предполагают без психологической информационной «раскачки» в виде традиционных для России лекций, научного монолога включение молодёжи в групповую совместную деятельность (дискуссионную, организационно-креативную, психолого-педагогическую: тренинговые игры), что является условием личностного роста лидеров и участников добровольческих акций уже в период их обучения. Стимулированием мотивации добровольцев являются такие формы обучающей работы, которые совмещают «приятное с полезным». Попасть в летние и зимние школы добровольцев можно только через конкурсный

отбор, это усиливает «мотивацию на достижение» у участников подобных проектов, способствует тому, чтобы не только рационально осмыслить, но и эмоционально пережить (и навсегда запомнить как счастливые минуты) опыт добровольчества, работы в молодёжной сплочённой команде в рекреационной зоне (например, на Байкале, в Горном Алтае и т. д.), где воздействует на личность участника важный для молодёжи фактор красоты, эстетики природно-ландшафтного комплекса.

Таким образом, социальный менеджмент и маркетинг организационных форм добровольческой деятельности является

Библиографический список

в современных условиях инновационной социокультурной технологией. Эта технология обеспечивает формирование и продвижение молодёжного и студенческого добровольчества на муниципальном и региональном уровнях именно потому, что строится на основе учёта социально-территориальных, национально-культурных, возрастных особенностей населения, его социально-демографических групп, а также степени ресурсного обеспечения оргпроектов с учётом поиска и консолидации не только финансовых (бизнес), но и информационных (СМИ) и административно-управленческих (власть) ресурсов.

1. Оленина Г.В. Оптимизация добровольческой деятельности студенческой молодёжи в сфере досуга: проектный подход. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2006.

2. Оленина Г.В. Социально-культурное проектирование и продвижение гражданских инициатив молодёжи: история, теория, методология, практика. Барнаул: Издательство АлтГАКИ, 2012.

3. Оленина Г.В. Добровольческое движение молодёжи за рубежом. Мир науки, культуры, образования. 2014, № 6: 199 - 203.

4. Курбатов В.И.; Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2001.

5. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. Санкт-Петербург: Лань, 2001.

6. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И. В. Маркетинг. Москва: Дашков и К°, 2004.

7. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Москва: Экономика, 1990.

References

1. Olenina G.V. Optimizaciya dobrovol'cheskoj deyatel'nosti studencheskoj molodezhi v sfere dosuga: proektnyj podhod. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2006.

2. Olenina G.V. Social'no-kul'turnoe proektirovanie i prodvizhenie grazhdanskih iniciativ molodezhi: istoriya, teoriya, metodologiya, praktika. Barnaul: Izdatel'stvo AltGAKI, 2012.

3. Olenina G.V. Dobrovol'cheskoe dvizhenie molodezhi za rubezhom. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014, № 6: 199 - 203.

4. Kurbatov V.l.; Kurbatova O.V. Social'noe proektirovanie. Rostov-na-Donu: Nauka-Press, 2001.

5. Tul'chinskij G.L. Menedzhment v sfere kul'tury. Sankt-Peterburg: Lan', 2001.

6. Godin A.M., Maksimova N.S., Podporina I. V. Marketing. Moskva: Dashkov i K°, 2004.

7. 'Evans Dzh.R., Berman B. Marketing. Moskva: 'Ekonomika, 1990.

Статья поступила в редакцию 13.03.18

УДК 378.14.014.13

Rosin A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management of Daily Activities of the Divisions,

Yaroslavl Higher Military School of Air Defence (Yaroslavl, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF INDEPENDENT WORK OF CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE PROCESS OF TEACHING FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY. Currently, higher military educational organizations give great importance to the independent work of cadets in the process of acquiring their knowledge, the search for optimal ways of its organization and improvement. In the process of training for future professional activity it is necessary to build the educational process in such a way as to increase the proportion of independent work of cadets, ensuring the development of intellectual and professional qualities. A retrospective analysis of the activities of the military educational institutions, private educational experience allows you to identify the specific features of the organization of this process.

Key words: independent work, cadets, military university, higher military educational organization, types of independent work of cadets.

А.А. Розин, канд. пед. наук, доц. каф. управления повседневной деятельностью подразделениями, Федеральное

государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», г. Ярославль, Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время в высших военных образовательных организациях большое значение придаётся самостоятельной работе курсантов в процессе приобретения ими знаний, поискам оптимальных путей её организации и совершенствования. В процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности необходимо построение учебного процесса таким образом, при котором растет удельный вес самостоятельной работы курсантов, обеспечивающей развитие интеллектуальных и профессиональных качеств. Ретроспективный анализ деятельности военных образовательных организаций, собственный педагогический опыт позволяет выявить специфические особенности организации данного процесса, к которым можно отнести: четкую и строгую временную регламентацию, отводимую на самостоятельную работу обучающихся; ограничение возможностей для самостоятельной работы у обучающихся рамками конкретной военной образовательной организации и представленным в ней библиотечным фондом; дифференциация уровня знаний курсантов, их адаптация к военной службе.

Ключевые слова: самостоятельная работа, курсанты, военный вуз, высшая военная образовательная организация, виды самостоятельной работы курсантов.

Современные социально-политические, экономические и культурные процессы, происходящие в мире, обусловливают актуальность поиска оптимальных путей организации самостоятельной работы курсантов военных вузов, обеспечивающих развитие творческих способностей личности, направленных на решение проблемных задач в нестандартных условиях, на ов-

ладение ведущими способами и инструментальными умениями в процессе выполнения своей профессиональной деятельности.

Особенности организации учебного процесса в военных образовательных организациях достаточно подробно рассмотрены в работах А.В. Барабанщикова [1], О.П. Бажоры, А.И. Богомолова [2], В.П. Демиденко, И.М. Звягина, В.П. Иванова, Б.П. Корочкина,

B.М. Куликова, М.В. Лагуновой, А.П. Порохина, А.А. Порошина[3], A.A. Червовой и других.

Изучение проблемы самостоятельной работы обучающихся в различных ее аспектах представлено в трудах ученых психологов и педагогов: Ю.К. Бабанского, В. Графа, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.И. Ильясова, И.А. Зимней, А.А. Кирсанова, Г.М. Коджаспировой, A.C. Лында, В.Я. Ляудиса, А.И. Ниль-сона, И.Т. Огородникова, П.И. Пидкасистого, С.И. Самыгина,

C.Д. Смирнова, А.В. Усовой.

Прежде всего, это зависит от того, какое содержание вкладывается в понятие «самостоятельный». В педагогике самостоятельность трактуется как одно из свойств личности, характеризующееся двумя факторами. Первый фактор включает в себя совокупность средств - знаний, умений, навыков, которыми обладает обучающийся. Второй фактор - отношение обучающегося к процессу деятельности, её результат и условия осуществления, а также складывающиеся в процессе деятельности связи с другими людьми.

В рассматриваемых работах встречаются три значения данного понятия: 1. Обучающийся должен выполнять работу сам, без непосредственного участия педагога; 2. От обучающегося требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; 3. Выполнение работы строго не регламентировано, обучающемуся предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания.

По определению И.А. Зимней самостоятельная работа представляется как «целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет обучаемому удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [4].

В свою очередь П.И. Пидкасистый считает, что «самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления познавательной деятельностью в учебном процессе» [5]. Кроме того, «самостоятельная работа является и средством вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность» [5].

Н.Г. Дайри, рассматривая самостоятельную работу, выделяет несколько её характеристик. Первая из них - это отсутствие посторонней прямой помощи. Вторая характеристика представляет собой опору на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, использование их при рассмотрении вопроса и решении его по-своему, выражение личного отношения, высказывание собственной аргументации, проявление инициативы, творческого начала. Третья характеристика - образовательное, воспитательное, логическое содержание работы, оно является важным, полноценным и поэтому обогащает обучающегося, вызывает напряжение мышления и развитие его [6].

Таким образом, сущность самостоятельной работы раскрывается учеными-педагогами через описание либо путей руководства ее выполнением, либо форм организации учебных занятий. В силу этого, самостоятельная работа одними авторами определяется как метод обучения; другими - как прием учения; третьими - как форма организации деятельности обучающихся.

Обучающийся как субъект деятельности и как личность может быть успешен в том случае, если он обладает ярко выраженной и устойчиво проявляющейся склонностью к учебе, создающей прочную основу для сохранения положительно направленной и продуктивной по своим результатам активности личности.

Самостоятельная работа курсантов военного вуза в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности, на наш взгляд - это целенаправленная совокупность субъективных действий обучающихся, осуществляемая под непосредственным или опосредованным управлением педагога, направленная на освоение содержания образования и развитие самостоятельности личности [7].

Библиографический список

Организация данного процесса в современной военной образовательной организации направлена на обеспечение следующих видов самостоятельной работы курсантов: репродуктивную, предполагающую воспроизведение информации о различных свойствах изучаемого объекта посредством чтения литературы и её конспектирования, прослушивания и просмотр аудио,- и видеоматериалов, решения задач, выполнения тренировочных упражнений, тестов; продуктивную, требующую самостоятельного приобретения знаний, заключающуюся в поиске информации в справочных изданиях, справочно-правовых системах, в выполнении графической работы, составления таблиц; творческую, обеспечивающую перенос знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработку гипотетического аналогового мышления в рамках подготовки проектов, рецензирования, подготовки к участию в конференциях, творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выполнения выпускной квалификационной работы.

Изучение специальной литературы по данной проблеме, ретроспективный анализ деятельности военных образовательных организаций, собственный педагогический опыт позволил нам выявить специфические особенности организации самостоятельной работы курсантов военных вузов в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности. К ним мы относим:

Во-первых, четкую и строгую временную регламентацию, отводимую на самостоятельную работу обучающихся, которая предусматривается учебным планом. Содержание самостоятельной работы курсантов закрепляется в рабочих программах учебных дисциплин и направлено на расширение и углубление знаний по данным курсам. В рабочих программах дисциплин устанавливаются тематические блоки, ориентированные во времени, для каждого из которых определены все необходимые виды занятий, объем самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы. Самостоятельная работа организуется в часы, отведенные распорядком дня, в специально закрёпленных за учебными группами аудиториях, читальных залах, учебно-методических кабинетах, специализированных классах.

Во-вторых, ограничение возможностей для самостоятельной работы у обучающихся рамками конкретной военной образовательной организации и представленным в ней библиотечным фондом. Несмотря на то, что библиотека военного вуза вносит значительный вклад в процесс подготовки к будущей профессиональной деятельности курсантов, предоставляет доступ к основным информационным образовательным ресурсам, информационной базе данных, в том числе библиографической, в ней находится, как правило, только литература с грифами секретности по специальным дисциплинам, изучаемым в вузе.

В-третьих, исходя из особенностей организации учебного процесса в военном вузе (выполнение хозяйственных работ, несением службы суточного наряда, осуществляемых дежурными подразделениями по графику, или наряда вне очереди за служебные нарушения; мероприятий, подготовка и проведение которых регламентированы приказами руководителя военной образовательной организации) осуществляется отрыв обучающихся не только от самих учебных занятий, но и непосредственно от самой самостоятельной работы.

В-четвертых, организация самостоятельной работы обучающихся в военном вузе зависит от значительной дифференциации уровня знаний курсантов, их адаптации к военной службе, новому коллективу, с которым их связывает совместное проживание и быт. Обучение в военной образовательной организации требует от курсантов большего, по сравнению со студентами гражданских вузов, психологического и эмоционального напряжения. Реализация данного процесса предполагает следующую логику построения: от расширения и закрепления знаний и умений, приобретаемых курсантом на младших курсах на традиционных формах занятий до развития творческого потенциала обучающегося, проявления его профессиональной направленности, выраженного военно-профессионального сознания и мышления на старших курсах.

1. Барабанщиков А.В., Корочкин Б.П. Научно-педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы. Организация и методика самостоятельной работы студентов: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 1979: 6 - 8.

2. Богомолов А.И. O.A. Кудрявцев. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учебное пособие. Пенза: ПАИИ, 2006.

3. Порошин А.А. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Саратов, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.