Научная статья на тему 'Хореографический проект как альтернативная форма итоговой аттестации студентов - будущих хореографов'

Хореографический проект как альтернативная форма итоговой аттестации студентов - будущих хореографов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / CHOREOGRAPHIC PROJECT / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / PARTICIPATIVE APPROACH / ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД / POLYARTISTIC APPROACH / АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ATTESTATION OF STUDENTS / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TYPOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е. Ю., Юнусова Е. Б.

Статья посвящена использованию проектной технологии в педагогической подготовке студентов будущих хореографов. Значительное внимание уделяется сотрудничеству и сотворчеству всех субъектов образовательного процесса при ориентации на самостоятельность студентов, творческую направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности студента будущего хореографа. Хореографический проект рассматривается нами на полифункциональном уровне, центральным при этом является использование полихудожественного, партисипативного и типологического подходов в образовательном процессе вуза. В статье предложен вариант схемы проекта по созданию хореографического номера как альтернативной формы аттестации студентов хореографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Е. Ю., Юнусова Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHIC PROJECT AS AN ALTERNATIVE FORM OF CHOREOGRAPHY STUDENTS’ OUTCOMES

The article is dedicated to the use of project technology in pedagogical training of students, who are future choreographers. Considerable attention is paid to cooperation and co-creation of all subjects of the educational process with an orientation to students’ independence, creative orientation, and stimulation of self-realization and self-actualization of the student’s personality. The choreographic project is considered at the polyfunctional level, where the central one is the use of polygraphic, participatory and typological approaches in the educational process of the university. The variant of the project’s scheme is offered in the article for creating a choreographic number as an alternative form of attestation of choreography students.

Текст научной работы на тему «Хореографический проект как альтернативная форма итоговой аттестации студентов - будущих хореографов»

6. Meyer B.B. Emotional intelligence: A theoretical overview and implications for research and professional practice in sport psychology. Journal of Applied Sport Psychology. 2007; 19: 1 - 13.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 76. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/

References

1. Tataurschikova D. Soft skills. Available at: https://4brain.ru/blog/soft-skills/

2. Sosnickaya O. Soft skills: myagkie navyki tverdogo haraktera. Available at: http://be-st.ru/ru/blog/13

3. Shipilov V. Perechen'navykovsoft-skills isposoby ih razvitiya. Available at: http://www.cfin.ru/management/people/dev_val/softskills.shtml

4. Chulanova O.L., Ivonina A.I. Formirovanie soft-skills (myagkih kompetencij): podhody k integracii rossijskogo i zarubezhnogo opyta, klassifikaciya, operacionalizaciya. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami vRossii. 2017. № 1 (28).

5. Abashkina O. Soft skills: klyuch k kar'ere. Available at: http://www.pro-personal.ru/article/7811-soft-skills-klyuch-k-karere

6. Meyer B.B. Emotional intelligence: A theoretical overview and implications for research and professional practice in sport psychology. Journal of Applied Sport Psychology. 2007; 19: 1 - 13.

7. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 07.03.2018) «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii», st. 76. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/18ecc06c654c0f2e1ffdf7fa3f8c1ef137f01615/

Статья поступила в редакцию 16.03.18

УДК 792.5:378

Nikitina E.Yu., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk,

Russia), E-mail: [email protected]

Yunusova E.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University

(Chelyabinsk, Russia), E-mail: izadora/[email protected]

CHOREOGRAPHIC PROJECT AS AN ALTERNATIVE FORM OF CHOREOGRAPHY STUDENTS' OUTCOMES. The article is dedicated to the use of project technology in pedagogical training of students, who are future choreographers. Considerable attention is paid to cooperation and co-creation of all subjects of the educational process with an orientation to students' independence, creative orientation, and stimulation of self-realization and self-actualization of the student's personality. The choreographic project is considered at the polyfunctional level, where the central one is the use of polygraphic, participatory and typological approaches in the educational process of the university. The variant of the project's scheme is offered in the article for creating a choreographic number as an alternative form of attestation of choreography students.

Key words: choreographic project, participative approach, polyartistic approach, attestation of students, typological approach.

Е.Ю. Никитина, д-р пед. наук, проф., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, E-mail: [email protected]

Е.Б. Юнусова, канд. пед. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, E-mail: izadora/[email protected]

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КАК АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ХОРЕОГРАФОВ

Статья посвящена использованию проектной технологии в педагогической подготовке студентов - будущих хореографов. Значительное внимание уделяется сотрудничеству и сотворчеству всех субъектов образовательного процесса при ориентации на самостоятельность студентов, творческую направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности студента - будущего хореографа. Хореографический проект рассматривается нами на полифункциональном уровне, центральным при этом является использование полихудожественного, партисипативного и типологического подходов в образовательном процессе вуза. В статье предложен вариант схемы проекта по созданию хореографического номера как альтернативной формы аттестации студентов - хореографов.

Ключевые слова: хореографический проект, партисипативный подход, полихудожественный подход, типологический подход, аттестация студентов.

Непрерывность совершенствования образовательного процесса актуализируется применением проектной деятельности в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания в области хореографического искусства. Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе педагогического образования и позиционируются как инновационный подход в хореографической подготовке студентов. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере собственно педагогики хореографии, но, главным образом, в сфере социальной:

- необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т. е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);

- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Так проектная деятельность в области хореографического искусства является художественной деятельностью по самореализации способностей, потребностей, дарований и творческих возможностей студентов - будущих хореографов. Именно в хореографическом искусстве происходит органическое слияние основных видов деятельности: познавательной, ценностно-ори-ентационной, преобразовательной, коммуникативной.

В процессе хореографической деятельности создаются возможности обращения к полихудожественному подходу (Б.П. Юсов) как одному из прогрессивных направлений в художественной педагогике. Полихудожественный подход «предполагает не частные виды художественной деятельности, а искусство как первоединую основу мышления человека по степени общности и значения для человеческого духа и, наконец, как оружие прорыва и неведомые горизонты». Полихудожественный подход связан «с выходом за пределы искусства». Искусствоведческие традиции и специфичность профессионализма, замкнутые в рамках собственных проблем, не занимают главенствующего

места в художественном развитии личности. Б.П. Юсов акцентирует внимание на гуманитарном синтезе, который является одним из путей гармонизации всей системы художественно-эстетического воспитания детей, в котором хореография неизбежно соседствует с музыкой, изобразительным искусством, театром, историей искусства [1].

Проектная деятельность в области хореографического искусства на основе полихудожественного подхода развивает исследовательские и творческие способности студентов: способность к целеполаганию, умение конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, навыки планирования творческой работы и презентации её результатов, навыки рефлексии. Если студент приобретает указанные знания, умения и навыки, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

Хореографический проект ориентирован на формирование «субъект-субъектных» отношений, на основе соучастия и включенности студентов-будущих хореографов в образовательный процесс на паритетных началах с преподавателем [2]. В научной литературе термин «партисипативность» (от англ. participation) соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность». Категория «партисипативность» представлена достаточно широко и рассматривается в качестве:

1) организационной идеи (И.А. Баткчева, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров и др.);

2) управленческого феномена, заключающегося в участии студентов в воспитательном процессе (обучающем процессе) (Е.В. Вершигора, О.С. Виханский, А.И. Наумов, A.L. Wilrins, P.F. Wren и др.);

3) метода мотивации и организации членов коллектива (Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, Дж.Л. Лафта, П.В. Малиновский и др.); средства повышения качества обучения в коллективе (В.В. Глущенко, И.И. Глущенко, Б. Карлофф, Менар Клод и др.)

В нашем исследовании мы рассматриваем категорию «пар-тисипативность» как альтернативу авторитарности. Мы полагаем, что партисипативный подход к процессу хореографического проектирования означает:

1) участие каждого студента в процессе проектирования;

2) совместное выявление проблем и поиски путей их решения;

3) возможность создать надлежащие условия и механизм улучшения сотрудничества между преподавателем и обучающимися [3].

Работа над проектом позволяет выстроить «бесконфликтную педагогику» [4, с. 64], превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.

Чтобы овладеть методом проектов, необходимо, прежде всего, знать, что проекты могут быть разными и использование их в образовательном процессе требует от педагога серьезной подготовительной работы.

Для определения типа проекта, следует рассмотреть его с точки зрения типологических признаков, используя типологический подход. Актуальность применения типологического подхода в процессе создания хореографического проекта обусловлена методологическим значением понятия «типология» как «метода научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью типа, т. е. обобщенной идеализированной модели» [5].

Представленные типологические признаки проекта наиболее с нашей точки зрения подходят для создания хореографического проекта:

- доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-о-риентированная), ознакомительно-ориентировочная и пр.

- предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

- характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

- характер контактов (среди участников одной коллектива, группы, города, региона, страны, разных стран мира).

- количество участников проекта.

- продолжительность выполнения проекта.

Приведём пример проекта как формы итоговой аттестации студентов-будущих хореографов.

Подготовительную работу начинаем с определения типа проекта по типологическим признакам.

В соответствии с первым признаком выбираем творческий проект.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов и, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Планируем творческий проект в виде хореографического номера.

По второму признаку - предметно-содержательной области выбираем межпредметный проект.

Межпредметные проекты, как правило, либо небольшие проекты, затрагивающие два-три образовательных предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Хореографический проект затрагивает несколько направлений полихудожественного развития студентов.

По характеру координации - со скрытой координацией.

В таких проектах координатор выступает как участник проекта, не обнаруживая себя в деятельности групп участников. При реализации проектной деятельности в студенческом коллективе необходима скрытая координация.

По характеру контактов - внутренний.

Это проекты, организуемые либо внутри одного коллектива, либо между коллективами, коллективами внутри региона, одной страны. В нашем случае проект организуется внутри одной группы студентов.

По количеству участников проектов выбираем групповой.

В этом случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе из различных коллективов, стран и т. д.). Роль педагога здесь особенно велика. Организуем групповую деятельность среди студентов-будущих хореографов, по количеству участников мы определяемся в начале проектирования.

По продолжительности выполнения - долгосрочный.

Как правило, работа над краткосрочными проектами проводится на занятиях по отдельному образовательному предмету, с привлечением знаний из другого предмета. Долгосрочные проекты являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем. Хореографический проект носит долгосрочный характер.

Если студенты выбирают проект по созданию дуэтного номера, всю работу по проектированию они распределяют между собой. Возможен также вариант разработки проекта и его презентации в качестве исследовательской работы по выбранной тематике.

Остановимся на проектировании хореографического номера или хореографической композиции как группового творческого проекта.

По мнению К.Б. Авраменко, структура проектировочной деятельности при подготовке будущих педагогов-хореографов:

- целеполагание (определение замысла учебно-творческой деятельности, выявление проблемы, постановка задач, выбор идей для их решения);

- моделирование (разработка и оценка вариантов решения поставленных задач, представление будущего образа деятельности);

- конструирование (определение и обоснование условий и средств для достижения цели, разработка тактики действий, планирование этапов осуществления деятельности);

- реализация (осуществление запланированного, координация действий, оценка процесса через обратную связь);

- анализ (анализ качественных изменений и рефлексия деятельности, определение дальнейших направлений учебно-творческой деятельности) [6].

Предлагаем вариант схемы группового проекта по созданию хореографического номера или хореографической композиции.

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. Тематика хореографического номера предлагается студентами в ходе групповых и индивидуальных бесед.

Далее преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т. д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

Проект хореографической композиции

Образовательная организация ЮУрГГПУ, факультет НХТ

Проект Хореографический номер

Продолжительность проекта 10 месяцев

Предметы Современные педагогические технологии в области хореографии, Педагогика и методика преподавания хореографических дисциплин, Искусство хореографа и др.

Участники проекта Магистранты

Актуальность проекта Актуальность обусловлена тем, что в своей дидактической сущности метод проектов позволяет решать задачи по развитию творческих возможностей студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию.

Цель проекта Наиболее полно оснастить студента-будущего хореографа научно-теоретическим и практическим базисом по вопросу технологии создания творческого проекта.

Задачи проекта 1. Сотрудничество и сотворчество всех субъектов образовательного процесса при ориентации на самостоятельность обучаемых. 2. Использование знаний, умений и навыков из разных областей хореографического искусства. 3. Соответствие выбранной тематики реальным интересам и потребностям студентов. 4. Чёткая последовательность этапов реализации хореографического проекта и работы над ними. 5. Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности студента-будущего хореографа. 6. Ориентация на практический результат.

Этапы проекта Первый этап - целеполагание. Второй этап - моделирование. Третий этап-конструирование. Четвёртый этап-реализация. Пятый этап-анализ.

Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта DVD-проигрыватель, компьютер, флэш-карта, фото и видео камера. Использовались ресурсы: (интернет ресурсы)

Ожидаемые результаты 1. Реализуются принципы полихудожественного и партисипативного подходов. 2. Развивается конструктивное и критическое мышление студентов. 3. Повышается мотивация к обучению хореографическим дисциплинам. 4. Развиваются навыки самопрезентации. 5. Развиваются профессиональные (хореографические) и коммуникативные компетенции.

Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. Распределение по группам происходит по желанию обучающихся. В групповом проекте по созданию хореографического номера или хореографической композиции разбиваемся на 4 группы. Первая группа занимается изучением историографии проблемы. Вторая подбирает музыкальное сопровождение. Третья группа изучает лексику выбранных танцев. Четвертая группа готовит эскизы костюмов.

Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных и обмен информацией в группах, изучение танцевальной лексики (на образовательных занятиях, в групповой и мелкогрупповой работе в хореографическом зале, библиотеке и пр.).

Когда этап сбора информации закончен начинается постановка номера. На занятиях все группы принимают активное уча-

Библиографический список

стие в постановке, предлагая варианты композиционного плана номера, оформления номера и т д.

Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, презентация. На этом этапе происходит презентация номера.

Завершается работа коллективным обсуждением результатов проекта

Применяемый в системе обучения хореографическим дисциплинам метод проектов играет особую роль, реализуя принципы полихудожественного и партисипативного подходов, открывая перед будущими хореографами механизмы взаимодействия в, так называемой «самостоятельной жизни». Такие особенности метода проектов, как опора на личный опыт, приоритет самостоятельной деятельности, преобладание групповой работы и новизна позволяет с большой уверенностью предположить успешность использования указанной технологии как формы итоговой аттестации студентов - будущих хореографов.

1. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». М.: Компания Спутник+, 2004.

2. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. Москва: МАНПО, 2006: 154.

3. Никитина Е.Ю., Зырянова Е.А. Теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции студентов вузов. Профессиональное образование XXI века: коллективная монография. Москва: Издательство «Перо», 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Богачева Ю.В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в ВУЗах культуры и искусств. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

5. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Москва: Мысль, 2001; Т. 4.

6. Авраменко К.Б. Профессиональная подготовка будущих учителей хореографии в системе педагогического образования. Успехи современного естествознания. 2011; 8: 149 - 150.

References

1. Yusov B.P. Vzaimosvyaz' kul'turogennyh faktorov v formirovanii sovremennogo hudozhestvennogo myshleniya uchitelya obrazovatel'noj oblasti «Iskusstvo». M.: Kompaniya Sputnik+, 2004.

2. Nikitina E.Yu., Afanas'eva O.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podhody. Moskva: MANPO, 2006: 154.

3. Nikitina E.Yu., Zyryanova E.A. Teoreticheskie aspekty razvitiya kommunikativnoj kompetencii studentov vuzov. Professional'noe obrazovanie XXI veka: kollektivnaya monografiya. Moskva: Izdatel'stvo «Pero», 2016.

4. Bogacheva Yu.V. Formirovanie professional'noj gotovnosti k prakticheskoj deyatel'nosti pedagogov-horeografov v VUZah kul'tury i iskusstv. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

5. Novaya filosofskaya 'enciklopediya: v 4 t. Moskva: Mysl', 2001; T. 4.

6. Avramenko K.B. Professional'naya podgotovka buduschih uchitelej horeografii v sisteme pedagogicheskogo obrazovaniya. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2011; 8: 149 - 150.

Статья поступила в редакцию 18.03.18

УДК 378-057.87:316.35:339.138

Olenina G.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

SOCIAL MARKETING IN PROMOTION OF VOLUNTARY PROJECTS. The paper discusses a question of generating and promoting young volunteer groups' projects (such as voluntary centers or services) by efforts of today's nonprofit organizations managers. Organizational projects that spread voluntary institutions on regional or municipal level are kind of coalition projects that can be actualized through social partnership by nonprofit organizations, as well as by government representatives, by business people, by reporters. The author offers to consider a nonprofit organization manager's work upon generating and promoting projects in the type of "objectives tree", it is determined by holding on methodology of organizational projection and a specific of management and marketing with taking into account actual social and cultural situation in Russia. It gave the author an opportunity to trace "a vertical and a horizontal lines' of a project developer's activity steps, to espy a nonprofit organization manager's projection work as a system-ized technology. The paper gives attention to forms of social and cultural activity aimed at setting up constant local young volunteer groups, such as discussion about a role and a significance of volunteering, psychological trainings focused on a group consolidation feel developing, teaching a volunteer leaders by the "peer trains peer' procedure. Such forms, on the author's opinion, stimulate growth of the volunteer's personality. The paper analyses several methods that get young leaders motivated through competitive admission for training core group of volunteers in summer and winter out-of-town camps located in Russian leisure territories, for example on the Baikal, in Gorny Altai.

Key words: social marketing and management, nonprofit public organizations, projects, volunteer activities, voluntary projects promotion, forms of growth of volunteers' personality, motivation for voluntary activity, youth schools for voluntary groups.

Г.В. Оленина, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ В ПРОДВИЖЕНИИ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

В статье исследуется проблема создания и продвижения менеджерами некоммерческих общественных организаций проектов добровольческих объединений молодёжи в форме волонтёрских центров и служб. Организационные проекты, распространяющие опыт создания волонтёрских организаций на территории муниципалитета или региона, являются разновидностью коалиционных проектов, реализуемых на основе социального партнёрства коалицией некоммерческих общественных организаций, представителей власти, бизнеса, средств массовой информации. Используя основные положения методологии организационного проектирования, специфику социального менеджмента и маркетинга с учётом социально-культурной ситуации в российских регионах, автор статьи предлагает рассмотреть работу менеджера некоммерческой общественной организации, разрабатывающего оргпроект по продвижению добровольчества на определённой территории, в виде «дерева целей». Это даёт возможность отследить «вертикаль и горизонталь» технологических операций разработчика этого проекта, увидеть организационную проектную работу менеджера некоммерческой общественной организации как систематизированную технологию. В статье уделяется внимание формам социально-культурной деятельности, направленным на формирование стабильного состава добровольческих групп из молодёжи местного сообщества - это дискуссии о роли и значении добровольчества, психологические тренинги на групповую сплочённость, обучение лидеров добровольчества по методике «равный обучает равного». Такие формы, утверждает автор статьи, служат стимулом для личностного роста добровольцев. В статье анализируются также методы стимулирования, мотивации молодёжных лидеров добровольчества через конкурсный отбор волонтёров для обучения в летних и зимних загородных школах добровольческого актива в рекреационных зонах территорий России, например, на Байкале, в Горном Алтае.

Ключевые слова: социальный маркетинг и менеджмент, некоммерческие общественные организации, организационные проекты, добровольческие акции, продвижение добровольческих проектов, формы личностного роста добровольцев, мотивация на добровольческую деятельность, молодёжные школы добровольческого актива.

В России 2018 год объявлен Годом волонтёров. Наряду с термином «волонтёрство», в российской науке и практике, а также в государственных документах по развитию этого движения широко употребляются термины «добровольчество», «добровольческая деятельность». Их мы будем использовать в данной статье. В своих исследованиях [1; 2; 3] мы изучали добровольческую деятельность как форму гражданской инициативы современной молодёжи, акцентируя внимание на том, что активными субъектами организации молодёжного добровольчества в России всегда были некоммерческие общественные организации (НКО). Они и сейчас продолжают эту работу, организуя добровольчество молодёжи на муниципальном, региональном уровнях, используя социальный маркетинг и проектный подход. Анализу данной работы НКО посвящена предлагаемая статья.

Формированием и координацией деятельности добровольческих организаций занимается НКО на основе коалиционных проектов. Это разновидность организационных территориальных социокультурных проектов, куда на правах коалиции, т. е. социального партнёрства включены, кроме добровольцев и организаций или отдельных людей, потребляющих добровольческие услуги, представители власти, бизнес-структур и СМИ. Последние являются информационным ресурсом продвижения добровольческого проекта. Властные структуры обеспечивают поддержку этих проектов, поскольку представители власти, со своей стороны, заинтересованы, развивая молодёжное добровольчество, как в решении проблем гражданского воспитания и профессиональной занятости молодёжи, так и в социальной помощи нуждающимся слоям населения на муниципальном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.