УДК 195
Chetoshnikova E.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF VOLUNTEERS*. The article is dedicated to a problem of developing a socio-psychological portrait of a volunteer. The aim of the research is to develop a strategy of empirical study of the psychological characteristics of the individual volunteers and the allocation of factors important for schoolchildren involved in a voluntary movement. In the article volunteerism and characteristics of the participants of the volunteer movement are presented through the postulates of the concept of pedagogy of joint activity, aspects of education of subjects of volunteer activity as conditions in which volunteers have an opportunity to initiate their own joint voluntary activity, to determine the vector of its development, thereby becoming the subjects of their own personal education. The characteristics of the complex of organizational and pedagogical conditions that actualize the potential of volunteers' activity of schoolchildren are highlighted.
*The study was carried out with the financial support of the grant of the Administration of Barnaul in the framework of a scientific project № 01-2018/кдм(н)
Key words: personality, personal characteristics of person, volunteer, development, formation of system qualities of person, factors.
Е.В. Четошникова, канд. психол. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
Е-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ВОЛОНТЁРОВ*
"Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Администрации города Барнаула в рамках научного проекта № 01-2018/кдм(н).
Статья посвящена проблеме разработки социально-психологического портрета добровольца. Цель исследования заключается в разработке стратегии эмпирического изучения психологических особенностей личности волонтёров и выделении факторов, значимых для школьников старших курсов, участвующих в добровольческом движении. В статье добровольчество и характеристики участников добровольческого движения представлены через постулаты концепции педагогики совместной деятельности, аспекты образования субъектов добровольческой деятельности как условия, в которых добровольцы имеют возможность инициировать свою собственную совместную добровольческую деятельность, определять вектор её развития, тем самым становясь субъектами своего собственного личностного образования. Выделены характеристики комплекса организационно-педагогических условий, актуализирующие потенциал добровольческой деятельности школьников.
Ключевые слова: личность, личностные характеристики человека, волонтёр, развитие, формирование системных качеств личности, факторы.
В качестве базового методологического принципа исследования было избрано сочетание сущностного и проблемно-логического методов исследования на основе системного и антропологического подходов через реализацию комплекса методических средств. Участниками исследования стали школьники старших классов, занимающиеся добровольческой деятельностью и участвующие в региональных фестивалях и слётах добровольческих регионов Алтайского края, а также школьники, не принимающие участия в добровольчестве. Общее количество респондентов составило 500 человек.
Достоверность полученных результатов определена применением факторного анализа следующих характеристик: эмоциональных оснований добровольческой деятельности, эмпатии, самомотивации и личностных особенностей добровольцев. Кластерный анализ позволил определить сильные комбинации комплекса характеристик, свойственных волонтёру: милосердие, ответственность, забота, любовь, отзывчивость.
Резкие трансформационные изменения отношения к добровольчеству в различных сферах общественной жизни при отсутствии комплексных научных исследований мотивационных оснований, эмоциональных аспектов добровольческой деятельности определяют необходимость комплексного анализа социально-психологических характеристик добровольцев.
В современном обществе происходят такие изменения социального характера, которые требуют пристального внимания с точки зрения оперативности превентивных мер профилактики девиаций в среде молодёжи. Кризис института труда, реформы высшего образования, рост прагматических и материальных ценностей в среде молодёжи, в частности, студенческой молодёжи, приводят нас к необходимости искать новые ресурсы для решения социальных проблем общества.
Актуальность исследования обусловлена политикой резкого реформирования ситуации в таком общественном институте как добровольчество. Идея гарантированного равного доступа всех групп населения к добровольческой деятельности, отраженная в плане мероприятий по развитию добровольчества (волонтёрства) в России, разработанном Агентством стратегических инициатив и Общественной палатой Российской Феде-
рации и утвержденном Правительством РФ, отражает острую необходимость методологической задачи исследования с позиции научного анализа и интерпретации многообразия личностных характеристик, ведущих детерминант становления личности человека, проявляющего добровольческую инициативу, системы его социальных отношений, ценностных, эмоциональных предпочтений, смысловых конструктов, сущностных характеристик добровольческой инициативы и т. п. В настоящее время в Алтайском государственном педагогическом университете экспертным сообществом, в которое включены представители Ассоциации волонтёрских центров, высшей школы, всероссийских общественных молодёжных движений, Российского движения школьников, общественных организаций и фондов, ресурсного центра добровольчества Алтайского края, разрабатывается образовательный стандарт по добровольчеству, который призван содействовать решению поставленных задач. Необходимо осмысление характеристик личности добровольца, их фактическое оформление в виде социально-психологического портрета. Также крайне важным представляется описание необходимых компетенций организатора добровольческой группы, добровольческой команды. В настоящее время научно-исследовательские задачи в данном направлении связаны с анализом механизмов организации деятельности событийных волонтёров, волонтёров социального и экологического направления в организации, а также волонтёров-медиков.
В работах отечественных и зарубежных авторов анализируются социальные проблемы и задачи людей, рождённых в информационном пространстве и живущих в быстро меняющемся мире, требующем динамичной смены приоритетов и высокой степени контактности, открытости человека [1; 2]. Добровольчество является формой социальной работы, данный феномен можно определить как открытую систему комплекса взаимоотношений людей разных групп, общностей [3].
Интересные данные получены в работах Y. Breitsohl, N. Ehrig [4]. Учёные выяснили, что у работников организаций, которые являются добровольцами во внерабочее время, более сильные мотивы выражения альтруистических ценностей и избежания негативного влияния, но более слабый мотив достижения карьерного
роста по сравнению с работниками, которые не являются добровольцами. Ещё одним важным аспектом с точки зрения анализа ведущих детерминант личностного развития волонтёров, приобретающих профессию и уже получивших специальность, является понимание специфики мотивации к занятиям добровольческой деятельностью, желания выразить свои значимые ценности и их положительная корреляция с организационной приверженностью. Формирование мотивационных предпосылок происходит во время профессионализации молодёжи.
В аналитическом обзоре диссертационных исследований добровольческой (волонтёрской) деятельности в учреждениях высшего образования, сделанном Н.В. Грувером, рассматривается блок вопросов, связанных с организацией добровольческой (волонтёрской) деятельности [5]. Автор отмечает, что волонтёрская деятельность, которая организуется в вузах, рассматривается как «важный ресурс профессионального и личностного развития будущих специалистов» [5]. Необходимо интегрировать деятельность по организации добровольческих инициатив молодёжи в образовательную среду вуза, это обеспечит наиболее высокий уровень социально-педагогического эффекта добровольчества.
По мнению Л.С. Кирилловой, добровольческая практика как одна из форм профессиональной подготовки студентов обладает ярко выраженным образовательным потенциалом. Автор отмечает, что формирование профессиональных умений и навыков в процессе добровольческой практики наиболее эффективно происходит при реализации ряда педагогических условий, среди которых можно выделить:
- содержание добровольческой практики должно разрабатываться в тесной взаимосвязи с основными направлениями будущей профессиональной деятельности;
- в добровольческой практике используются активные формы и методы обучения, обеспечивающие реализацию субъектной позиции студента [6].
Мы полагаем, что условия образовательной среды, в которых происходит формирование профессиональных компетенций и личностных характеристик волонтёров, являются главным индикатором успешности создания комплекса социально-психологических характеристик участников добровольческого движения. Можно выделить характеристики комплекса организационно-педагогических условий, актуализирующие потенциал добровольческой деятельности студентов:
- включённость студентов в социально значимую деятельность;
- целенаправленное сопровождение добровольческих инициатив, ориентированное на формирование социальных компетенций, личностное развитие, совершенствование профессиональных коммуникационных навыков, ценностно-эмоциональной направленности молодёжи;
- реализация социальных проектов не только в виде разовых акций, но и долгосрочных системных проектов, предполагающих командную работу, дифференцированный функционал участников проекта, организацию межсекторного взаимодействия при реализации проекта (сотрудничество и поддержка представителей органов исполнительной власти, некоммерческих организаций, средств массовой информации и всех заинтересованных сторон).
Добровольческая деятельность обеспечивает социально позитивный эффект проявления молодёжью своих личностных качеств в ситуациях реализации самостоятельных инициативных проектов [7].
Интересно исследование Ф. Эллисон и Х. Керр [8], в котором авторы сегментировали студенческую аудиторию по шести ключевым поведенческим признакам - это убеждённые не-волонтё-ры (не планируют заниматься добровольчеством даже при отсутствии препятствий), сомневающиеся не-волонтёры (имеют опыт безвозмездной работы для общества, но в продолжении не уверены), неопытные потенциальные волонтёры (опыта не имеют, но возможно проявят добрую волю при отсутствии препятствий), опытные потенциальные волонтёры, статичные волонтёры (не планируют увеличивать добровольческий вклад в развитие общества) и убеждённые волонтёры. Самыми представительными группами по итогу исследования стали группы опытных потенциальных волонтёров и убеждённых волонтёров (39 и 24% соответственно). Мы согласны с Larsson O.S., Anderson R. [9], что организация добровольческой деятельности с учётом особенностей и детерминант становления личности волонтёров будет способствовать увеличению количества граждан, вовлечённых в
добровольческую деятельность, соответственно, социально-экономический эффект от добровольческой деятельности для местного сообщества и страны, в целом, будет значительно выше [9].
Booth J.E., Patk K.W., Glomb T.M. исследуют тенденцию повышения интереса работодателей ко взаимодействию с добровольцами, рассматривают возможности создания обменных процессов между волонтёрскими организациями и работниками. Деятельность в качестве волонтёров, по мнению авторов, является дополнительным стимулом для работников организаций, положительно влияет на восприятие работы, приобретение новых навыков работниками, признание руководителя, что является важным фактором управления человеческими ресурсами [10].
Важным аспектом организации добровольческой деятельности является наличие в организациях стратегий корпоративной социальной ответственности. Многие предприятия вносят значительные ресурсы в местные сообщества, получая более квалифицированную и вовлечённую рабочую силу и повышенные репутационные преимущества [11].
Что касается образовательных организаций, то, безусловно, непрерывная образовательная среда, институты социального наставничества, вовлечение школьников в добровольческие инициативы совместно со студентами способствуют повышению имиджа образовательной организации, пониманию возможностей получить не только профессиональные компетенции, но и пройти разные формы социальной практики, организуемые через добровольчество. В данном контексте возможно рассмотреть постулаты концепции ответственности и значения отношений в коллективе, в том числе, молодёжном [12].
Исследуя педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодёжи, Л.Е. Си-корская отмечает, что структура добровольческой деятельности отражает её нравственный потенциал, являясь сферой заботы, внимания, социального участия и помощи [13]. В качестве объекта добровольческой деятельности выступают проблемные со-циогуманитарные явления, предметом - помощь как технология социального содействия и участия.
В рамках нашего исследования мы использовали комплекс стандартизированных и валидизированных авторских методик, которые, по нашему мнению, демонстрируют достаточно высокий уровень достоверности в изучении личностных особенностей: «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхан (J. Amirkhan), «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), «Тест эмоционального интеллекта Н. Холла» (N. Holl, русскоязычная версия) и других. По итогам исследования было выявлено, что волонтёрам присуща ориентация на общение, обусловленная такими личностными чертами, как мораль, нравственность, активность, волонтёры демонстрируют желание помогать другим, видят в этом возможности самореализации, проявления себя в социально-значимой деятельности. Ключевой особенностью добровольцев старшего школьного возраста, принявших участие в исследовании, стало стремление к самореализации, самоорганизации и проявлению активности. Мы выделили ряд факторов, которые определяют социально-психологические характеристики личности волонтёров - справедливость, честность, забота, эмоциональная и психологическая готовность к решению задач, самоорганизация и активность, уверенность в своих силах и ответственность. Особенностью также является направленность на общение, определены ведущие копинг-стратегии - планирование действий по решению проблемы и самоконтроль.
В современном мире добровольчество является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей. Деятельность добровольческих объединений аналогична деятельности событийных сообществ. В таких сообществах обеспечивается не только совместное участие молодёжи и школьников в общественно-значимых мероприятиях и творческих делах, но и совместное проживание ими различных ситуаций взаимодействия с опорой на «кодекс чести» (уважения, равенства, верности, помощи товарищам, честности) и другие нравственные принципы, функционирующие в молодёжных группах. К тому же, в подобных событийных сообществах появляется реальная возможность «не самым популярным в привычной среде сверстников» молодым людям изменить неблагоприятно развивающуюся для них жизненную ситуацию, стать по-настоящему принятым в группе единомышленников и новых друзей, заслужить у них уважение и признание. Создав специальные условия, именно в добровольческих объединениях можно повысить у молодых людей
уровень их социальной активности, а значит, увеличить возможность их успешной самореализации в дальнейшем.
Концептуально важно в настоящее время, в условиях повышения внимания к добровольческой деятельности, вопросам её организации обеспечить ясность в вопросах адаптации теоретических положений и концептов в отношении данного проблемного поля к практической деятельности. Это позволит оптимально выстраивать системную работу в вопросах организации добровольческой деятельности, совершенствовать механизмы межсекторного взаимодействия в области добровольчества.
Главным фактором для развития добровольчества видится создание лидерских программ, способных выявлять среди участников данных мероприятий молодых людей, которые могут путём своего личного примера вовлечь в социально-значимую практику других людей, сначала свое близкое окружение, а впоследствии и более широкие круги общества. Поиск таких людей занимает существенное время, а само развитие и воспитание такого субъекта деятельности носит ещё более неопределённый характер. Мы согласны с утверждением, что эти причины лежат в основе того, что такого рода деятельность носит на сегодняшний момент фрагментарный характер. Добровольческая деятельность
Библиографический список
характеризуется различной формой участия, а, следовательно, и различной степенью устойчивости. В основе устойчивости лежит мотивация молодых людей, соответственно, важным аспектом в организации добровольческой деятельности является психологическое сопровождение этой работы в школе и университете.
В перспективе сверхзадачей в деятельности добровольческого сообщества является обеспечение реализации принципа «от сильного государства к сильному обществу» [14].
На основе полученных результатов можно сделать вывод о наличии комплекса ведущих детерминант социально-психологического развития участников добровольческого движения, описаны характеристики социально-психологического портрета волонтёра. Можно отметить, что данное исследование позволило достоверно определить комплекс личностных детерминант, являющихся доминантными для молодёжи, занимающейся добровольческой деятельностью. Особую значимость полученные результаты представляют с точки зрения организации работы с молодёжным сообществом, вовлечения школьников в активную социально-преобразующую добровольческую деятельность, что способствует формированию ценностно-смысловых характеристик личности.
1. Rubtsova O.V. Role identity as an integral characteristic of the social situation of adolescent development. Psychological Science and Education. 2011; 5: 5 - 13 (in Russian). Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=17732847
2. Terrion J.L., Rocchi M., O'Rielly S. The Relationship between Friendship Quality and Antisocial Behavior of Adolescents in Residential Substance Abuse Treatment. Journal of groups in Addiction & Recovery. 2015; Vol. 10; Issue 2: 141 - 162. Available at: http://dx.doi.org./10. 1080/1556035X.2015.1034823
3. Rybakova A.I. Social and psychological characteristics of activity of the specialist in social work. Contemporary problems of social work. 2015; 3: 76-84. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25465103
4. Breitsohl Y., Ehrig N. Commitment through Employee Volunteering: Accounting for the Motives of Inter-Organisational Volunteers. Applied Psychology. 2017; Vol. 66; Issue 2, 1: 260 - 289.
5. Грувер Н.В. Аналитический обзор диссертационных исследований добровольческой (волонтёрской) деятельности в учреждениях высшего образования. Научное обозрение. Педагогические науки. 2017; 1: 77 - 87.
6. Кириллова Л.С. Формирование профессиональных умений и навыков у будущих бакалавров ^циальной работы в процессе добровольческой практики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2004.
7. Okun M.A., Schultz A. Age and motives for volunteering: testing hipotheses derived from socioemotional selectivity theory. Psychology and aging. 2003; Vol. 18; № 2: 231 - 239. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=8301309
8. Ellison F., Kerr H. The Student Volunteering Landscape. The National Union of Students, 2014.
9. Larsson O.S., Andersen R. Making volunteering economically valuable: The relationship between valuation devices and volunteering. Voluntary Sector Review. 2017; Vol. 8; Issue 3: 235 - 250.
10. Booth J.E., Park K.W., Glomb T.M. Employer-supported volunteering benefits: Gift exchange among employers, employees, and volunteer organizations. Human Resource Management. 2009; Vol. 48; Issue 2: 227 - 249.
11. Cook J., Burchell J. Bridging the Gaps in Employee Volunteering: Why the Third Sector Doesn't Always Win. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2018; Vol. 47, Issue 1: 165 - 184.
12. Faldetta G.A relational approach to responsibility in organizations: The logic of gift and Levinasian ethics for a 'corporeal' responsibility. Culture and Organization. 2015; 24 (3): 1 - 25.
13. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодёжи. Диссертация ... доктора педагогических наук. Елец, 2011.
14. Kadyrov K. The history of public volunteer bodyguards (PVB) or volunteer policemen in Uzbekistan. Theoretical & applied science. 2018; 2(58): 43 - 45.
References
1. Rubtsova O.V. Role identity as an integral characteristic of the social situation of adolescent development. Psychological Science and Education. 2011; 5: 5 - 13 (in Russian). Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=17732847
2. Terrion J.L., Rocchi M., O'Rielly S. The Relationship between Friendship Quality and Antisocial Behavior of Adolescents in Residential Substance Abuse Treatment. Journal of groups in Addiction & Recovery. 2015; Vol. 10; Issue 2: 141 - 162. Available at: http://dx.doi.org./10 .1080/1556035X.2015.1034823
3. Rybakova A.I. Social and psychological characteristics of activity of the specialist in social work. Sontemporary problems of social work. 2015; 3: 76-84. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25465103
4. Breitsohl Y., Ehrig N. Commitment through Employee Volunteering: Accounting for the Motives of Inter-Organisational Volunteers. Applied Psychology. 2017; Vol. 66; Issue 2, 1: 260 - 289.
5. Gruver N.V. Analiticheskij obzor dissertacionnyh issledovanij dobrovol'cheskoj (volonterskoj) deyatel'nosti v uchrezhdeniyah vysshego obrazovaniya. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2017; 1: 77 - 87.
6. Kirillova L.S. Formirovanie professional'nyh umenij i navykov u buduschih bakalavrov cocial'noj raboty vprocesse dobrovol'cheskoj praktiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2004.
7. Okun M.A., Schultz A. Age and motives for volunteering: testing hipotheses derived from socioemotional selectivity theory. Psychology and aging. 2003; Vol. 18; № 2: 231 - 239. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=8301309
8. Ellison F., Kerr H. The Student Volunteering Landscape. The National Union of Students, 2014.
9. Larsson O.S., Andersen R. Making volunteering economically valuable: The relationship between valuation devices and volunteering. Voluntary Sector Review. 2017; Vol. 8; Issue 3: 235 - 250.
10. Booth J.E., Park K.W., Glomb T.M. Employer-supported volunteering benefits: Gift exchange among employers, employees, and volunteer organizations. Human Resource Management. 2009; Vol. 48; Issue 2: 227 - 249.
11. Cook J., Burchell J. Bridging the Gaps in Employee Volunteering: Why the Third Sector Doesn't Always Win. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2018; Vol. 47, Issue 1: 165 - 184.
12. Faldetta G.A relational approach to responsibility in organizations: The logic of gift and Levinasian ethics for a 'corporeal' responsibility. Sulture and Organization. 2015; 24 (3): 1 - 25.
13. Sikorskaya L.E. Pedagogicheskij potencial dobrovol'cheskoj deyatel'nosti v socializacii studencheskoj molodezhi. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Elec, 2011.
14. Kadyrov K. The history of public volunteer bodyguards (PVB) or volunteer policemen in Uzbekistan. Theoretical & applied science. 2018; 2(58): 43 - 45.
Статья поступила в редакцию. 28.09.18