УДК 37.017.4 ББК 74.200.52 Р 27
Б.Р. Рахматулина
Соискатель кафедры общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ТРУДОВЫХ БРИГАДАХ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются критерии и показатели оценки уровня сформированности гражданственности подростков, принимающих участие в добровольческой трудовой бригаде «Новое поколение» МБОУ СОШ № 11 г. Майкопа Республики Адыгея; проведён анализ экспериментальной работы с подробным описанием каждого уровня и соответствующего ему показателя.
Ключевые слова: критерии, формирование гражданственности, подросток, добровольческая (волонтерская) трудовая бригада.
B.R. Rakhmatulina
Applicant of the Department of the General Pedagogy, the Adyghe State University; E-mail: [email protected]
EFFICIENCY ASSESSMENT OF MODEL OF FORMATION OF CIVIC CONSCIOUSNESS OF THE TEENAGERS PARTICIPATING IN VOLUNTARY LABOR CREWS
Abstract. The paper deals with criteria and assessments of level of formation of civic consciousness in the teenagers who are taking part in voluntary labor crew "New generation" of school No. 11 in Maikop of the Republic of Adyghea. The analysis of experimental work was made with the detailed description of each level and the indicator corresponding to it.
Keywords: Criteria, civic consciousness formation, teenager, voluntary (volunteer) labor crew.
Оценка эффективности модели формирования гражданственности подростков, участвующих в добровольческих трудовых бригадах, осуществлялась путём определения и обоснования критериев и показателей эффективности модели, направленной на формирование гражданских качеств у подростков [1]. Это было обусловлено рядом позиций:
- во-первых, для выявления и обоснования существующих направлений, методов, средств, форм,
способных повысить эффективность и достичь более высоких результатов в процессе формирования гражданственности подростков [2];
- во-вторых, для развития теоретико-методологической базы исследования проблемы формирования гражданственности подростков;
- в-третьих, для определения уровня реального состояния проблемы формирования гражданственности подростков.
В качестве критериев оценки эффективности разработанной модели выступают: когнитивный, эмоционально-нравственный и деятельностно-поведенческий критерии, которые включают следующие показатели:
- когнитивный критерий: определение уровня гражданско-патриотических знаний подростков, являющихся фундаментальной основой для формирования высоконравственной личности гражданина и патриота своей Отчизны; степень сформированности профессиональной компетентности педагогов; совокупность показателей участия волонтёров в научной, общественной деятельности по формированию устойчивой гражданской позиции;
- эмоционально-нравственный критерий: уровень влияния социального статуса семей подростков на формирование гражданственности; степень сформированности системы взглядов и убеждений подростков в вопросах гражданственности; изменение точки зрения волонтёров в процессе реализации модели формирования гражданственности подростков в добровольческих трудовых бригадах;
- деятельностно-поведенческий критерий: готовность членов добровольческой трудовой бригады к поиску и реализации поставленных задач по формированию гражданственности подростков и способов достижения конечного результата; способность членов добровольческой трудовой бригады к самостоятельному распространению гражданского сознания в социальном пространстве; интеграция деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения по формированию главной позиции волонтёров добровольческой трудовой бригады «Я-гражданин России»; готовность личности к самореализации в качестве гражданина и патриота своей Родины с устойчивой позицией «Я - гражданин России!».
Ожидаемые конечные
результаты:
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- сформированность позитивного гражданского облика личности;
- становление национального самосознания;
- проявление преданности своему Отечеству;
- упрочение единства дружбы национальных конфессий;
- активизация интереса к изучению истории государства, традиций и культуры своего народа.
В эксперименте принимало участие 500 респондентов: из них -44 семьи (8,6% от общего числа респондентов) относятся к категории многодетных; 78 семей (15,6% от общего числа респондентов) относятся к нуклеарным семьям; 372 семьи (без учёта многодетных, что составляет 74,6% от общего числа респондентов) относятся к категории полных семьей; 6 семей (1,2% от общего числа респондентов) относятся к категории семьи «группы риска». Подростки в возрасте от 14 до 15 лет составили 396 респондентов (79,4% от общего числа респондентов), а в возрасте 16-17 лет - 104 респондента (20,6% от общего числа респондентов).
Критериальная оценка эффективности процесса формирования гражданственности подростков осуществлялась по возрастному показателю и статусу семей респондентов на основании результатов проведённых методик (самооценки и взаимооценки личности, интервьюирования, анкетирования, опроса, методики «Незаконченного предложения», тестирования и мини-сочинения). Были выделены основные показатели готовности работы подростков в добровольческих трудовых бригадах, обобщены повторяющиеся (приоритетные) ответы респондентов.
По возрастному показателю респондентов готовности работы подростков в добровольческих
трудовых бригадах результаты рас- Подсчитав и проанализировав пределились следующим образом мнения респондентов контроль-(см. табл. 1): ной и экспериментальной групп
Таблица 1
Показатели готовности работы подростков в добровольческой бригаде по возрастному критерию (на начало и конец эксперимента)
Наименование утверждения Начало эксперимента (%) Итог эксперимента (%) Достоверность различий между мнениями групп респондентов (критерий ф* -угловое преобразование)
К+Э К+Э К К Э Э
14-15 лет п= 396 16-17 лет п= 104 14-15 лет п= 198 1617 лет п=52 14-15 лет п= 198 16-17 лет п=52 Между 2-ым и 4-ым столбцами Между 2-ым и 6-ым столбцами Между 3-им и 5-ым столбцами Между 3-им и 7-ым столбцами
ф* Р ф* Р ф* Р ф* Р
Получение новых знаний 38,6 51,9 40,4 53,8 46,5 82,7 0,43 <0,05 1,86 <0,05 0,22 <0,05 3,97 <0,01
Получение трудового опыта 49,7 68,3 53 73,1 80,8 96,2 0,76 <0,05 7,69 <0,01 0,62 <0,05 4,73 <0,01
Финансовая поддержка 81,6 95,2 76,3 86,5 79,8 92,3 1,49 <0,05 0,53 <0,05 1,83 <0,05 0,71 <0,05
Трудовой стаж 86,1 88,1 89,4 94,2 99 98,1 1,16 <0,05 6,48 <0,01 1,24 <0,05 0 <0,05
Профессиональная ориентация 37,9 63,5 42,4 75 51,5 96,2 9,22 <0,01 3,16 <0,01 3,86 <0,01 5,33 <0,01
Внеурочное время 48,5 76 51,5 80,8 53 88,5 0,69 <0,05 1,03 <0,05 0,68 <0,05 1,96 <0,05
Гражданская активность 15,2 47,1 20,2 55,8 64,1 90,4 1,51 <0,05 12,13 <0,01 1,02 <0,05 5,88 <0,01
Личностное самовыражение 51 66,3 55,6 69,2 76,3 84,6 1,52 <0,05 6,14 <0,01 0,37 <0,05 2,54 <0,01
Оказание добровольной помощи 49,7 56,7 56,6 63,5 82,8 86,5 1,59 <,05 8,28 <0,01 0,82 <0,05 4,03 <0,01
Волонтёрская деятельность 37,1 40,1 43,4 48,1 75,3 76,9 1,47 <,05 9,09 <0,01 0,91 <0,05 4,48 <0,01
Налаживание социальных связей 63,6 76,9 70,7 82,7 80,8 98,1 1,75 <0,05 4,46 <0,01 1,83 <0,05 4,28 <0,01
подростков в возрасте 14-15 лет (п=196 в каждой группе), пришли к выводу о том, что не наблюдаются значительные изменения по таким параметрам, как получение новых знаний, финансовая поддержка и планирование личного внеурочного времени (р<0,05).
По показателю «профессиональная ориентация» наблюдается незначительная динамика, т.е. при ф*=1,82; р<0,05; изменения можно считать значимыми.
Анализируя все остальные показатели (получение трудового опыта, трудового стажа, гражданскую
активность, личностное самовыражение, волонтерскую деятельность, оказание добровольческой помощи и налаживание социальных связей), в экспериментальной группе 14-15-летних подростков наблюдаются значительные изменения (р<0,01), что свидетельствует о значимости разработанной модели по формированию гражданственности подростков.
В контрольной и экспериментальной группах в возрасте 16-17 лет (п=52) не наблюдаются значительные изменения по таким параметрам, как финансовая
поддержка, получение трудового стажа, профессиональная ориентация и планирование личного внеурочного времени (р<0,05).
По показателю личностного самовыражения наблюдается незначительная динамика, т.е. при ф*=1,89; р<0,05; изменения можно считать значимыми.
При анализе все остальных показателей (получение новых знаний и трудового опыта, гражданская активность, волонтерская деятельность, оказание
добровольческой помощи и налаживание социальных связей) в экспериментальной группе 16-17-летних подростков наблюдаются значительные изменения (р<0,01), что свидетельствует об эффективности разработанной модели формирования гражданственности подростков.
По статусу семей респондентов показатели готовности работы подростков в добровольческих трудовых бригадах распределились следующим образом (см. табл. 2):
Таблица 2
Показатели готовности работы подростков в добровольческой бригаде
по статусу семей
Наименование утверждения Начало эксперимента (%) Итог эксперимента(%) Достовер] ниями грут гость различий между мне-in респондентов (критерий ф* овое преобразование)
П М Н ГР П М Н ГР -угл
к+э п= 372 К+Э п= 44 К+Э п= 78 К+Э п=6 Э п= 186 Э п= 22 Э п= 39 Э п=3 Между 2-ым и 6-ым столбцами Между 3-им и 7-ым столбцами Между 4-ым и 8-ым столбцами Между 5-ым и 9-ым столбцами
ф* Р ф* Р ф* Р ф* Р
Получение новых знаний 48,4 47,7 57,7 0 57,5 72,7 82,1 33,3 2,03 <0,05 1,98 <0,05 2,77 <0,01 - -
Получение трудового опыта 66,9 40,9 69,2 0 80,1 59,1 97,4 33,3 3,35 <0,01 1,4 <0,05 4,35 <0,01 - -
Финансовая поддержка 90,6 95,5 84,6 83,3 88,2 90,9 79,5 66,6 0,87 <0,05 0,71 <0,05 0,68 <0,05 - -
Трудовой стаж 99,2 97,7 97,4 83,3 99,5 95,5 97,4 100 0,42 <0,05 0,47 <0,05 0 <0,05 - -
Профессиональная ориентация 58,9 59,1 48,7 33,3 64 63,6 53,8 66,6 1Д7 <0,05 0,35 <0,05 0,52 <0,05 - -
Внеурочное время 54,8 34,1 65,4 66,6 65,1 68,2 87,2 66,6 2,35 <0,01 2,67 <0,01 2,68 <0,01 - -
Гражданская активность 32,5 27,3 26,9 0 76,3 86,4 82,1 100 10,16 <0,01 4,93 <0,01 6 <0,01 - -
Личностное самовыражение 66,9 40,9 37,2 33,3 85,5 77,3 74,4 66,6 4,94 <0,01 2,91 <0,01 3,92 <0,01 - -
Оказание добровольной помощи 53,8 63,6 60,3 50 94,6 90,9 95 100 11,43 <0,01 2,62 <0,01 4,63 <0,01 - -
Волонтёрская деятельность 55,9 40,9 29,5 83,3 86,6 81,8 84,6 100 7,83 <0,01 3,34 <0,01 6,05 <0,01 - -
Налаживание социальных связей 78,8 88,6 73,1 83,3 84,4 90,9 89,7 66,6 1,61 <0,05 0,29 <0,05 2,23 <0,05 - -
При анализе данных опроса респондентов из полных семей (П) (без учета многодетных семей) не наблюдаются значительные изменения по таким качествам, как финансовая
поддержка, трудовой стаж, профессиональная ориентация и налаживание социальных связей (р<0,05). По показателю «получение новых знаний» наблюдается
незначительная динамика, т.е. при ф*=2,03; р<0,05; изменения можно считать значимыми.
При анализе всех остальных показателей (получение трудового опыта, планирование внеурочного времени, гражданская активность, личностное самовыражение, волонтерская деятельность, оказание добровольческой помощи) в экспериментальной группе респондентов из полных семей наблюдаются значительные изменения (р<0,01), что свидетельствует о значимости добровольческих трудовых бригад и разработанной модели формирования гражданственности подростков.
При анализе данных опроса в контрольных и экспериментальных группах респондентов из многодетных семей (М) (п=44) на начальном этапе эксперимента и экспериментальной группе данного статуса семьи (п=22) не наблюдаются значительные изменения по таким параметрам, как финансовая поддержка, получение трудового опыта, трудовой стаж, профессиональная ориентация и налаживание социальных связей (р<0,05).
По показателю получения новых знаний наблюдается незначительная динамика, т.е. при ср*=1,98; р<0,05; изменения можно считать значимыми.
При анализе всех остальных показателей (планирование внеурочного времени, гражданская активность, личностное самовыражение, волонтерская деятельность, оказание добровольческой помощи) в экспериментальной группе подростков из многодетных семей (М) наблюдаются значительные изменения (р<0,01), что свидетельствует о значимости разработанной модели формирования гражданственности подростков.
При анализе данных опроса в контрольных и экспериментальных группах респондентов из нуклеар-ных семей (Н) (п=78) на начальном этапе эксперимента и экспериментальной группе данного статуса
семьи (п=39) не наблюдаются значительные изменения по таким параметрам, как финансовая поддержка, трудовой стаж, профессиональная ориентация (р<0,05).
По показателю «налаживание социальных связей» наблюдается незначительная динамика, т.е. при Ф*=2,23; р<0,05; изменения можно считать значимыми.
При анализе всех остальных показателей (получение трудового опыта, получение новых знаний, гражданская активность, личностное самовыражение, волонтерская деятельность, оказание добровольческой помощи, планирование внеурочного времени) в экспериментальной группе подростков из нуклеарных семей наблюдаются значительные изменения (р<0,01), что свидетельствует о значимости разработанной модели формирования гражданственности подростков.
Определить уровень эффективности модели формирования гражданственности в семьях социального статуса «группы риска» (ГР) не представляется возможным, так как многие показатели соответствуют 100% (в частности, по итогам эксперимента: это такие параметры, как гражданская активность, оказание добровольной помощи и т.д.), а некоторые имеют и 0% (в частности, на начальном этапе эксперимента: это такие параметры, как получение новых знаний, получение трудового опыта).
Полагаем, что такие данные связаны с тем, что в эксперименте (на начальном его этапе) принимало участие всего 6 респондентов из семей «группы риска», соответственно по итогам эксперимента в экспериментальной и контрольной группах было всего по 3 респондента из семей «группы риска».
Наибольшую эффективность разработанная модель получила среди подростков в возрасте 14-15 лет. По показателю личности «доброта», «отзывчивость» и «грамотность»
наблюдается незначительная динамика между мнениями подростков 14-15 лет в контрольной и экспериментальной группах по итогам проведенного эксперимента, т.е. при ф*=2,13; (р*=1,78 и ф*=1,92; соответственно р<0,05; изменения можно считать значимыми.
По всем остальным показателям качеств личности, присущих гражданину страны, по итогам эксперимента наблюдаются значительные различия во мнениях респондентов контрольной и экспериментальной групп данного возраста, что свидетельствует об эффективности предложенной модели формирования гражданственности подростков.
В контрольной и экспериментальной группах подростков в возрасте 16-17 лет не наблюдаются существенных изменений по таким качествам личности, как «доброта», «отзывчивость», «порядочность», «целеустремленность», «грамотность», т.е. р<0,05. Возможно, это связано с тем, что психологический портрет личности практически сформирован, т.е. у подростков данного возраста уже сформировались нравственные и духовные ценности. По итогам эксперимента наблюдаются существенные различия в показаниях респондентов в возрасте 16-17 лет по таким качествам личности, как «преданность», «смелость», «любовь к Родине» и «трудолюбие», (р<0,01).
При проведении анализа мнений респондентов по методике «Незаконченное предложение» мнения подростков распределились следующим образом. На начальном этапе мнения респондентов контрольной и экспериментальной совпадают. Во время эксперимента респонденты контрольной группы посещали элективные курсы по системе ФГОС, а респонденты экспериментальной группы принимали участие в добровольческой трудовой бригаде г. Майкопа «Новое поколение».
На конец эксперимента было проведено повторное тестирование
по данной методике. Мнения респондентов контрольной группы остались неизменными, но наблюдается незначительное повышение показателей по предложенным утверждениям (в среднем от 1% до 2%). У респондентов экспериментальной группы так же, как и у респондентов контрольной группы, наблюдается повышение показателей по предложенным утверждениям, но здесь важен другой аспект: по итогам проведенного исследования сформировалось иное мировоззрение, иное понимание вопроса, подростки стали мыслить по-другому.
В случае равенства одного сопоставляемого нулю в соответствии с правилами применения способа достоверность не определялась.
Для подтверждения эффективности разработанной модели формирования гражданственности у подрастающего поколения посредством их участия в добровольческих трудовых бригадах проведен анализ соотношения эффективности элективных курсов в рамках системы ФГОС и разработанной модели (см. табл. 3).
По результатам методики мини-сочинения, которое оценивалось по 10-балльной шкале, особых изменений в контрольных и экспериментальных группах не наблюдается. Однако уровень знаний истории Российской Федерации у подростков экспериментальных групп (1415 лет и 16-17 лет) немного выше, чем уровни контрольных групп соответствующих возрастов, т.е. при Ф*=1,98; р<0,05; соответственно Ф*=2,07; р<0,05; изменения можно считать значимыми.
По результатам методики «мини-сочинения», оцениваемой по 10-балльной шкале, в экспериментальной группе подростков в возрасте 14-15 лет по таким показателям, как глубина понимания вопроса патриотизма и гражданственности, выражение личного отношения к проблеме, раскрытие темы сочинения и знание исторических событий
Таблица 3
Итоги эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Наименование утверждения Итог эксперимента (%) Достоверность различий между мнениями групп респондентов (критерий <р* — угловое преобразование)
К (14-15 лет) К (16-17 лет) Э (14-15 лет) Э (16-17 лет) Между 2-ым и 4-ым столбцами Между 3-им и 5-ым столбцами
ф* Р ф* Р
Доброта 81,9 78,6 91,9 86,4 2,13 <0,05 1,46 <0,05
Отзывчивость 75,1 73,8 85,1 75,7 1,78 <0,05 0,31 <0,05
Преданность 76,1 82,5 99,5 99 6,22 <0,01 4,69 <0,01
Порядочность 72,3 75,7 90,2 81,6 3,34 <0,01 1,02 <0,05
Целеустремленность 79,3 80,6 94 88,3 3,18 <0,01 1,51 <0,05
Грамотность 66,8 89,3 78,8 92,2 1,92 <0,05 0,71 <0,05
Законопослушность 71,5 87,4 92,9 95,1 4,15 <0,01 1,97 <0,05
Смелость 77,1 74,8 96 97,1 4,21 <0,01 5,01 <0,01
Любовь к Родине 84,4 86,4 99,5 98,1 4,74 <0,01 3,39 <0,01
Трудолюбие 65 76,7 95,2 96,1 5,83 <0,01 4,31 <0,01
России, наблюдаются следующие изменения:
- глубина понимания вопросов гражданственности и патриотизма в экспериментальной группе 14-15 лет на заключительном этапе эксперимента значительно выше, чем показатель этой же группы на начальном этапе эксперимента Ф*=2,52; р<0,01;
- уровень знаний истории России по итогам эксперимента в экспериментальной группе подростков 1415 лет можно считать значимой при Ф*=1,89; р<0,05, а также можно считать значимым уровень знаний истории России по итогам эксперимента в экспериментальной группе подростков 16-17 лет при ф*=2,07; р<0,05.
В соответствии с правилами измерения различий [3] во мнениях между группами не удалось измерить достоверность различий контрольной и экспериментальных групп в возрасте 16-17 лет, так как по итогам проведенного эксперимента написанное мини-сочинение подростками, получающими трудовой опыт и знания о патриотизме и гражданственности
в добровольческой трудовой бригаде г. Майкопа «Новое поколение», по глубине понимания вопросов патриотизма, гражданственности и раскрытия темы сочинения оценено в 10 баллов, т.е. получен наивысший балл оценки сочинения.
Полученные в результате исследования данные и их количественный анализ позволили дать качественную характеристику разных уровней сформированности гражданственности подростковв добровольческих трудовых бригадах [4].
Высокий уровень:
- активная жизненная позиция;
- единство мысли и поступков;
- стремление к повышению уровня своего образования;
- четкое осознание смысла и цели своей жизни;
- положительное отношение к любому труду;
- глубокий интерес к выбранной профессии;
- сформированность профессионально важных качеств личности;
- отличное прохождение производственной практики с дальнейшим сохранением рабочего места;
- стремление к повышению уровня своего образования;
- высокий уровень знания правовой культуры (знание законов, их уважение и исполнение);
- готовность к взаимодействию с другими людьми для достижения общественно значимых целей.
Средний уровень:
- готовность к принятию участия в общественной жизни общества;
- интерес к трудовой деятельности по профессии;
- понимание роли выбора будущей профессии;
- наличие нравственных образцов;
- имеется осознание смысла (цели) своей жизни, способность связывать знания с реальной жизнью недостаточно развита;
- гордость за принадлежность к истории страны, культуре,
традициям, героическим и трудовым достижениям соотечественников.
Низкий уровень:
- поверхностные знания о получаемой профессии;
- нежелание участвовать в политической и общественной деятельности;
- отсутствие понимания значимости образования;
- отсутствие либо размытость осознания смысла и цели жизни;
- отказ от службы в армии;
- отрицательное отношение к труду;
- выраженное потребительское отношение к обществу;
- осознанные правонарушения.
Таким образом, определённые
критерии способствуют комплексной оценке модели процесса формировании гражданственности подростков в добровольческих трудовых бригадах.
Примечания:
1. Климин К.А. Критерии и показатели оценки динамики формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов // Приволжский научный вестник. 2012. Вып. 2(6). С. 64-67.
2. Лутовинов В.И. Критерии и основные методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. М.: Армпресс, 2006. С. 69.
3. Петров П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий: учеб. пособие. Ижевск: Изд-во Удмурт, ун-та, 2013. 179 с.
4. Портнова О.А. Формирование гражданственности обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих: дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2015. С. 180.
5. Демкина Е.В. Психолого-педагогические основы формирования готовности педагога к взаимодействию с детьми из казачьих семей: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2000.
References:
1. Klimin К.А. Criteria and indicators for assessing the dynamics of the formation of civil-patriotic values among students // Privolzhsk Scientific Bulletin. 2012. Iss. 2 (6). P. 64-67.
2. Lutovinov V.I. Criteria and basic methods for assessing the results of work on patriotic education. M.: Armpress, 2006. P. 69.
3. Petrov P.K. Mathematic and statistical processing and graphical representation of the results of pedagogical research using information technology: a manual. Izhevsk: Publishing house of Udmurt. University, 2013. 179 pp.
4. Portnova O.A. Formation of citizenship of students based on the programs for the training of qualified workers: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Kaluga, 2015. P. 180.
5. Demkina E.V. Psychological and pedagogical bases of formation of the teacher's readiness for interaction with children from Cossack families: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2000.