Научная статья на тему 'Методист учреждения дополнительного образования как профессия будущего'

Методист учреждения дополнительного образования как профессия будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
750
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / МЕТОДИСТ / МЕТОД / ПРОФЕССИЯ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / METHODIST / METHOD / PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина Оксана Алексеевна, Чайкина Жанна Владимировна, Мухина Мария Вадимовна, Кузьмина Лилия Александровна, Маляева Алена Александровна

В данной статье рассматриваются возможности и перспективы развития профессии методиста, в частности методиста учреждения дополнительного образования детей, как профессии будущего на основании современных тенденций развития экономики и образования, а так же анализа новых профессий. Проанализировано понятие «методист», рассмотрены функции, которые методист выполняет в процессе своей работы. Проанализирован «Атлас новых профессий», на основании нескольких отраслей сделан вывод о том, что профессия методист будет востребована, но претерпит определенные изменения. Установлено, что в ближайшем будущем в образовании будут активно требоваться специалисты, практикующие обучение с помощью информационных технологий, что позволит сделать образование более индивидуальным. В статье отмечается, что с развитием новых технологий и информатизации образования содержание деятельности методиста подвергнется значительным преобразованиям, что потребует от методиста специфических знаний в определенных областях и умений адаптировать уже имеющиеся знания к новым обстоятельствам. В данной статье рассмотрено и доказано, что профессия методист будет необходима и популярна в будущем в связи с активным развитием новых технологий, а также появлением новых педагогических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукина Оксана Алексеевна, Чайкина Жанна Владимировна, Мухина Мария Вадимовна, Кузьмина Лилия Александровна, Маляева Алена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIST OF INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION AS A FUTURE PROFESSION

This article discusses the opportunities and prospects for the development of the profession of a methodologist, in particular the methodologist of the institution of supplementary education for children, as the profession of the future based on current trends in the development of the economy and education, as well as analysis of new professions. The concept of “methodologist” is analyzed, the functions that the methodologist performs in the course of his work are considered. The Atlas of New Professions has been analyzed, and on the basis of several industries it has been concluded that the Methodist profession will be in demand, but will undergo certain changes. It was found that in the near future, education will actively require specialists practicing education with the help of information technologies, which will make education more individual. The article notes that with the development of new technologies and the informatization of education, the content of the methodologist’s activities will undergo significant transformations, which will require the methodologist to have specific knowledge in certain areas and the ability to adapt existing knowledge to new circumstances. This article reviewed and proved that the profession of a methodologist will be necessary and popular in the future due to the active development of new technologies, as well as the emergence of new teaching professions.

Текст научной работы на тему «Методист учреждения дополнительного образования как профессия будущего»

УДК 374

МЕТОДИСТ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО Лукина Оксана Алексеевна, магистрант (e-mail: maksina.oks@gmail.com) Чайкина Жанна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: jannachaykina@mail.ru) Мухина Мария Вадимовна, к.п.н., доцент, (e-mail: mariyamuhina@yandex.ru) Кузьмина Лилия Александровна, магистрант

(e-mail: liliakuzminaa@yandex.ru) Маляева Алена Александровна, магистрант (e-mail: nmalyaeva@yandex.ru) Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород

В данной статье рассматриваются возможности и перспективы развития профессии методиста, в частности методиста учреждения дополнительного образования детей, как профессии будущего на основании современных тенденций развития экономики и образования, а так же анализа новых профессий. Проанализировано понятие «методист», рассмотрены функции, которые методист выполняет в процессе своей работы. Проанализирован «Атлас новых профессий», на основании нескольких отраслей сделан вывод о том, что профессия методист будет востребована, но претерпит определенные изменения. Установлено, что в ближайшем будущем в образовании будут активно требоваться специалисты, практикующие обучение с помощью информационных технологий, что позволит сделать образование более индивидуальным. В статье отмечается, что с развитием новых технологий и информатизации образования содержание деятельности методиста подвергнется значительным преобразованиям, что потребует от методиста специфических знаний в определенных областях и умений адаптировать уже имеющиеся знания к новым обстоятельствам. В данной статье рассмотрено и доказано, что профессия методист будет необходима и популярна в будущем в связи с активным развитием новых технологий, а также появлением новых педагогических профессий.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, методист, метод, профессия.

Введение. Профессия методист набирает всё большую популярность в настоящее время, многим компаниям и во многих организациях требуются квалифицированные специалисты данной профессии. Даже несмотря на то, что вузы выпускают большое количество методистов различных профилей, спрос на этих специалистов только растет. Особенно специалисты

данной профессии востребованы в системе дополнительного образования детей.

Не всем известно, что в современном понимании понятие «методист» появилось только в 1990 году, и стало употребляться для обозначения педагога, который разрабатывает новые методы преподавания. Однако слово «методист» употреблялось и раньше ещё в XVIII веке во времена отделения протестантской церкви от английской. В то время методисты проповедовали терпение и смирение, а также боролись за соблюдение религиозных предписаний [5].

Цель данной работы заключается в рассмотрении возможностей и перспектив развития профессии методиста, в частности методиста учреждения дополнительного образования детей, как профессии будущего на основании современных тенденций развития экономики и образования, а так же анализа новых профессий.

Методика исследований. Для начала необходимо дать определение понятию «методист». Методистом считают такого педагога, который работает над изучением, выработкой методов преподавания; а также это может быть специалист по методике преподавания какого-либо учебного предмета [5]. Исходя из определения, можно выделить следующие функции, которые выполняет методист:

- изучение и разработка методов преподавания;

- планирование и координирование работы преподавательского коллектива;

- организация мероприятий по повышению квалификации преподавателей;

- выстраивание единого и качественного подхода к образованию;

- организация семинаров, конференций, учебных курсов и т.д..

Наиболее подробные требования к уровню подготовки и содержанию

профессиональной деятельности методиста системы дополнительного образования представлены в Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых (2018).

Термин «методист» производное от понятия «метод», подразумевающего под собой совокупность рациональных действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели [6].

Профессиональная деятельность методиста относится к профессиям связанным с умственной деятельностью, труд методиста можно отнести к творческому и интеллектуальному труду. В его работе необходимо функционирование сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы, именно поэтому методисты среди многих педагогических профессий выделяются своей эрудированностью, любознательностью, рациональностью, а также аналитическим складом ума [5].

Конечно, профессия методист сейчас широко востребована и будет еще долго необходима в сфере образования. Однако, с развитием новых техно-

логий и информатизации образования содержание деятельности методиста подвергнется значительным преобразованиям, что потребует от методиста специфических знаний в определенных областях и умений адаптировать уже имеющиеся знания к новым обстоятельствам.

Для того чтобы определить станет ли профессия методиста профессией будущего, необходимо проанализировать общие тенденции развития мира профессий и то, какие профессии, по мнению специалистов, будут актуальны и востребованы в будущем. Для этого проведем анализ «Атласа новых профессий». Данный справочник подготовлен в 2015 году при поддержке Агентства стратегических инициатив при Президенте РФ группой авторов: Павлом и Катериной Лукша, Дарьей Варламовой, Дмитрием Судаковым, Дмитрием Песковым, Денисом Коричиным. Данное издание состоит из двух частей, в первой из которых приведены профессии будущего, представленные по наиболее перспективным, высокотехнологичным и быстрорастущим отраслям российской экономики. Например, биотехнологии, робототехника и машиностроение, нанотехнологии и так далее, всего таких отраслей в справочнике представлено 25. Во второй части представлены профессии-пенсионеры, относящиеся к устаревающим интеллектуальным и рабочим профессиям. Данный атлас представляет собой прогноз будущих развивающихся и устаревающих профессий, основанный на предположениях авторитетных экспертов-практиков, которые работают как в экономической сфере, так и в сфере государственного и социального управления и отслеживают изменения запросов на кадры.

По мнению Глеба Никитина, который на момент создания «Атласа новых профессий» выполнял обязанности первого заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации, а сейчас он является губернатором Нижегородской области, «профессии, которые будут возникать в ближайшие годы в высокотехнологичных секторах российской промышленности, потребуют совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей» [2]. Подготовка специалистов реализующих новые компетенции потребует разработки новых форм и технологий обучения, образовательных программ и методического сопровождения учебного процесса в сфере профессионального образования. Как раз для решения этих задач и требуются методисты, деятельность которых не только не потеряет актуальность в будущем, но и приобретет большую значимость.

Процесс прогнозирования появления новых или видоизменения уже существующих профессий связан с глубоким социально-экономическим анализом развития современного общества, науки и промышленного производства. Рассмотрим некоторые профессии будущего, предложенные в Атласе новых профессий,

Возьмем, к примеру, такую отрасль, как энергогенерация и накопление энергии. Сейчас электричество является двигателем экономики, создается большое количество приборов, которые потребляют электрическую энер-

гию. С каждым днем ее потребление увеличивается, именно поэтому необходимо совершенствовать существующие электростанции, а также создавать новые экологичные электростанции. Эксперты полагают, что будущее электроэнергетики стоит за атомными электростанциями, способными обеспечить стабильные цены на электричество и минимальное воздействие на окружающую среду. Также в скором будущем станет популярным частная альтернативная энергетика, к ней, например, можно отнести микрогенераторы, солнечные батареи. В данной области прогнозируют появление следующих профессий: менеджер по модернизации систем энергогенерации, разработчик систем микрогенерации, проектант систем рекуперации, проектировщик энергонакопителей, специалист по локальным системам энергоснабжения, метеоэнергетик, дизайнер носимых энергоустройств [2]. Базовым умениям и навыкам, необходимым для реализации себя в данных профессиях, можно научиться в существующих энергетических и технических вузах. Однако, для того чтобы стать профессионалом в новых профессиях базовых компетенций не достаточно. Именно поэтому сейчас необходимо разрабатывать такие профессиональные компетенции и содержание образовательных программ освоение которых создавало бы условия не только для успешной адаптации молодого специалиста в профессии, но и гарантировало в будущем возможность реализовывать свои профессиональные навыки в изменяющихся реалиях [7]. Разумеется, система образования должна стать более мобильной, легко адаптирующейся к требованиям времени и прогнозирующей перспективы будущих изменений в содержании образования на основе изменяющихся требований потребителей и заказчиков образовательных услуг.

Результаты исследования. Для нашего исследования более интересна сфера образования, в которой необходима постоянная работа методистов. В области образования прогнозируется появление следующих профессий: координатор образовательной онлайн-платформы, ментор стартапов, модератор, игромастер, тьютор, организатор проектного обучения, экопропо-ведник, тренер по майнд-фитнесу, разработчик образовательных траекторий, игропедагог, разработчик инструментов обучения состояниям сознания [2].

Эксперты предполагают, что в будущее десятилетие в образовании будут активно требоваться специалисты, практикующие обучение с помощью информационных технологий, что позволит сделать образование более индивидуальным.

В настоящее время дистанционные формы обучения с использованием разнообразных информационных и телекоммуникационных технологий уже активно используются в общеобразовательных, профессиональных, высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования [8].

По данным исследования Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, сотрудники которого проводили экспе-

римент по оценке эффективности массовых открытых онлайн-курсов, было установлено, что образовательные результаты обучающихся не зависят от формата обучения [3].

Значение электронного обучения ^-^шш^) как в высшем, так в общем и дополнительном образовании в России постоянно возрастает. На основании анализа исследований А.С. Фоминой (МЭСИ), к достоинствам электронного обучения можно отнести то, что оно: во-первых, реализует возрастающие потребности современных обучающихся в цифровизации образовательной среды.

Во вторых, электронное обучение стимулирует инновационную деятельность педагогических работников, а так же создает условия для активного обмена опытом между педагогическими работниками, способствует организации педагогического сотрудничества на разных уровнях, как в рамках одной организации, так и между образовательными учреждениями.

В третьих, использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для осуществления дистанционного обучения, кроме того, оно расширяет возможности доступа к образовательным ресурсам всем обучающимся в том числе и обучающимся в условиях инклюзии [9].

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в образовании позволяет расширить его возможности в гармонизации с мировыми тенденциями развития и адаптации к стремительно изменяющимся условиям современной жизни.

В настоящее время электронное обучение в отечественном образовании рассматривается и на государственном уровне. Так в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012) приводится определение данному понятию. В данном документе электронное обучение рассматривается как организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [1].

Процесс обучения, в котором наряду с традиционными методиками активно используются технологии электронного обучения называется смешанным. В исследовании А.С. Фоминой выделены основные аспекты организации и осуществления смешанного обучения, такие как институциональный, управленческо-технологический и педагогический. Институциональный аспект предполагает наличие в образовательной организации разработанной стратегии (программы) реализации электронного обучения. Управленческо-технологический аспект включает в себя организацию и управление образовательным процессом, который сочетает в себе традиционные технологии и электронное обучение. Педагогический аспект связан с необходимостью создания оригинальных методик, моделей и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в электронной среде обучения [9].

Очевидно, что непосредственную работу по разработке программно-методического обеспечения образовательного процесса будет проводить методист совместно с другими педагогическими работниками. Кроме того, реализация институционального и управленческо-технологического аспектов так же связана с деятельностью методиста образовательной организации.

Чтобы создавать новые методики обучения необходимо, прежде всего, получить качественное базовое педагогическое образование, а потом войти в сообщества практиков нового образования, получить необходимые навыки в реальной деятельности и уже затем прописывать и создавать новые методики преподавания и обучения. Именно в этом и должна состоять деятельность методиста, который должен не только понимать возможные пути развития образования, но и быть смелым и настойчивым, для того чтобы внедрять новые методы в образовательный процесс [2].

Выводы. Таким образом, в данной статье было рассмотрено и показано, что профессия методист будет необходима и популярна в будущем в связи с активным развитием новых технологий, а также появлением новых профессий. Прогресс требует от человека выполнения целей и задач, которые перед ним ставит работодатель для достижения профессионального роста работник на предприятии должен быть квалифицированным специалистом, качественно выполнять свою работу, чтобы не идти по пути проб и ошибок, который редко ведет к развитию.

Для того чтобы выпускники педагогических вузов имели успех в будущем, необходимо прогнозировать изменения в профессиональной деятельности, в ее содержании, предвидеть возможные перспективы развития или отмирания отдельных профессий. Данный прогноз позволит оптимально спроектировать учебные планы и образовательные программы подготовки выпускников высшей школы, сделать их востребованными, а будущих специалистов, подготовленными к предстоящим изменениям. Методист в учреждении дополнительного образования детей, безусловно, профессия будущего, именно данная профессия связана с разработкой направлений развития и содержания образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. Именно ему приходится держать руку на пульсе изменений происходящих в социально-экономической сфере и проектировать перспективные образовательные направления для образовательных

организаций дополнительного образования.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online. cgi?req= doc;base=LAW;n=158523 (дата обращения: 20.02.2019)

2. Атлас новых профессий. Вторая редакция. Москва. - 2015. - 288с.

3. Мезенцева Л.В. Онлайн-курсы не менее эффективны, чем офлайн-форматы [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/news/217053279.html (Дата обращения 10.04.2019)

4. Метод. Гуманитарные технологии. Аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6871 (Дата обращения: 09.04.2019).

5. Методист // Российский новый университет. [Электронный ресурс]. URL: https://moeobrazovanie.ru/professions_metodist.html (Дата обращения: 08.04.2019).

6. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия. 2003. - 528 с.

7. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Виртуальная образовательная среда как средство организации самостоятельной работы студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6, № 4. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/890/692 (дата обращения 20.03.2019)

8. Смирнова Ж.В., Чайкина Ж.В. Дистанционное образование как процесс управления обучением // Мир науки. 2017. Т. 5. № 2. С. 42.

9. Фомина А.С. Смешанное обучение в вузе; институциональный, организационно-технологический и педагогический аспекты //Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 272.

10.Чайкина Ж.В., Быкова Н.С., Дорогина Н.Ю., Рыжикова М.П. Инновационная деятельность педагогов как направление методической работы учреждения дополнительного образования детей // Мир науки. 2018. Т. 6. № 6. С. 75.

Lukina Oksana Alekseevna, master student (e-mail: maksina.oks@gmail.com)

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Chaikina Zhanna Vladimirovna, Cand. Pedag. Sci., associate professor (e-mail: jannachaykina@mail.ru)

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Mukhina Maria Vadimovna, Cand. Pedag. Sci., associate professor (e-mail: mariyamuhina@yandex.ru)

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Kuzmina Liliya Aleksandrovna, master student (e-mail: liliakuzminaa@yandex.ru)

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin Malyaeva Alyona Alexandrovna, master student (e-mail: nmalyaeva@yandex.ru)

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin

METHODIST OF INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION AS A FUTURE

PROFESSION

Abstract. This article discusses the opportunities and prospects for the development of the profession of a methodologist, in particular the methodologist of the institution of supplementary education for children, as the profession of the future based on current trends in the development of the economy and education, as well as analysis of new professions. The concept of "methodologist" is analyzed, the functions that the methodologist performs in the course of his work are considered. The Atlas of New Professions has been analyzed, and on the basis of several industries it has been concluded that the Methodist profession will be in demand, but will undergo certain changes. It was found that in the near future, education will actively require specialists practicing education with the help of information technologies, which will make education more individual. The article notes that with the development of new technologies and the informatization of education, the content of the methodologist's activities will undergo significant transformations, which will require the methodologist to have specific knowledge in certain areas and the ability to adapt existing knowledge to new circumstances. This article reviewed and proved that the profession of a methodologist will be necessary and popular in the future due to the active development of new technologies, as well as the emergence of new teaching professions.

Keywords: additional education of children, methodist, method, profession

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.