Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ СТУДИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ СТУДИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Авдонина Дарья Сергеевна, Мададова Камила Халиловна, Смирнова Жанна Венедиктовна

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем системы дополнительного образования детей - проблема эффективного развития самостоятельности обучающихся в процессе освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Решение данной проблемы авторы связывают с использованием в образовательном процессе рабочей тетради обучающегося. Цель исследования: разработка модели структуры и содержания рабочей тетради для обучающихся детской студии мультипликации; экспериментальная проверка успешности развития учебной самостоятельности обучающихся и освоения дополнительной образовательной программы в ходе самостоятельной учебной деятельности с использованием рабочей тетради. В статье представлены результаты проведенного исследования, включающего анализ и обобщение результатов научно-педагогических исследований, связанных с организацией самостоятельной работы обучающихся, в том числе и в системе дополнительного образования детей. Авторы анализирую различные подходы к определению понятия «самостоятельность», условия ее развития в процессе учебной деятельности. Особое внимание в ходе исследования уделялось изучению особенностей разработки, содержания и оформления рабочей тетради обучающегося детского творческого объединения. В статье описываются требования к разработке и модель структуры рабочей тетради обучающегося детской студии мультипликации. Авторы подробно рассматривают содержание некоторых элементов тетради. В статье рассматривается возможность использования разработанной модели рабочей тетради при разработке подобной рабочей тетради для организации самостоятельной работы обучающегося любого детского творческого объединения системы дополнительного образования детей. А также приведены результаты опытно-экспериментальной проверки успешности использования рабочей тетради для развития учебной самостоятельности обучающихся детской студии мультипликации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Авдонина Дарья Сергеевна, Мададова Камила Халиловна, Смирнова Жанна Венедиктовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF A WORKBOOK AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF INDEPENDENCE OF STUDENTS OF THE CHILDREN'S ANIMATION STUDIO

This article discusses one of the urgent problems of the system of additional education of children is a problem of effective development of autonomy of students in the process of mastering more preparatory program. The authors associate the solution of this problem with the use of a student's workbook in the educational process. The purpose of the study: to develop a model of the structure and content of a workbook for students of a children's animation studio; to test the success of the development of students' educational independence and the development of an additional educational program in the course of independent educational activities using a workbook. The article presents the results of the study, which includes the analysis and generalization of the results of scientific and pedagogical research related to the organization of independent work of students, including in the system of additional education of children. The authors analyze various approaches to the definition of the concept of "independence", the conditions for its development in the process of educational activity. Special attention was paid to the study of the features of the development, content and design of the workbook of the student children's creative association. The article describes the requirements for the development and structure model of the workbook of a student of a children's animation studio. The authors consider in detail the content of some elements of the notebook. The article considers the possibility of using the developed model of the workbook in the development of such a workbook for the organization of independent work of the student of any children's creative association of the system of additional education of children. The results of experimental testing of the success of using the workbook for the development of educational independence of students of the children's animation studio are also presented.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ СТУДИИ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №1, Том 9 / 2021, No 1, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-1-2021.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 18PDMN121.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чайкина Ж.В., Авдонина Д. С., Мададова К.Х., Смирнова Ж.В. Использование рабочей тетради как условие эффективного развития самостоятельности обучающихся детской студии мультипликации // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №1, https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN121.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Chaikirn J.V., Avdonina D.S., Magadova C.Kh., Smirnova Zh.V. (2021). The use of a workbook as a condition for the effective development of independence of students of the children's animation studio. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN121.pdf (in Russian)

УДК 374 ГРНТИ 14.27.09

Чайкина Жанна Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: jannachaykina@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=662965

Авдонина Дарья Сергеевна

ГБУ ДО «Центр молодежных инженерных и научных компетенций «КВАНТОРИУМ», Нижний Новгород, Россия

Педагог дополнительного образования E-mail: dar.avdonina2011@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile. asp?id=891002

Мададова Камила Халиловна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Магистрант E-mail: maksilesia2@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id= 1022699

Смирнова Жанна Венедиктовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»,

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=438630

Использование рабочей тетради как условие эффективного развития самостоятельности обучающихся детской студии мультипликации

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем системы дополнительного образования детей - проблема эффективного развития самостоятельности обучающихся в процессе освоения содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Решение данной проблемы авторы связывают с использованием

в образовательном процессе рабочей тетради обучающегося. Цель исследования: разработка модели структуры и содержания рабочей тетради для обучающихся детской студии мультипликации; экспериментальная проверка успешности развития учебной самостоятельности обучающихся и освоения дополнительной образовательной программы в ходе самостоятельной учебной деятельности с использованием рабочей тетради.

В статье представлены результаты проведенного исследования, включающего анализ и обобщение результатов научно-педагогических исследований, связанных с организацией самостоятельной работы обучающихся, в том числе и в системе дополнительного образования детей. Авторы анализирую различные подходы к определению понятия «самостоятельность», условия ее развития в процессе учебной деятельности. Особое внимание в ходе исследования уделялось изучению особенностей разработки, содержания и оформления рабочей тетради обучающегося детского творческого объединения. В статье описываются требования к разработке и модель структуры рабочей тетради обучающегося детской студии мультипликации. Авторы подробно рассматривают содержание некоторых элементов тетради. В статье рассматривается возможность использования разработанной модели рабочей тетради при разработке подобной рабочей тетради для организации самостоятельной работы обучающегося любого детского творческого объединения системы дополнительного образования детей. А также приведены результаты опытно-экспериментальной проверки успешности использования рабочей тетради для развития учебной самостоятельности обучающихся детской студии мультипликации.

Ключевые слова: дополнительное образование детей; средства обучения; рабочая тетрадь; самостоятельность; самостоятельная деятельность; детские творческие объединения; педагог дополнительного образования; дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы

Введение

Необходимым условием формирования инновационной экономики России является модернизация системы образования. Актуальные тенденции развития образования определяют базовые компетентности современного человека: информационную, коммуникативную, самоорганизации и самообразования. В связи с чем, важной задачей общего и дополнительного образования детей становится развитие самостоятельности обучающихся.

Цель исследования состояла в разработке структуры и содержания рабочей тетради для обучающихся детской студии мультипликации; экспериментальной проверке успешности развития учебной самостоятельности обучающихся и освоения дополнительной образовательной программы в ходе самостоятельной учебной деятельности с использованием рабочей тетради.

Теоретический анализ литературы

Понятие «самостоятельность» не имеет единого понимания в психологии и педагогике. Но опираясь на работы отечественных ученых можно выделить ряд положений, на которых базируется данное исследование:

1. самостоятельность - это качество личности;

2. самостоятельность может проявляться в любом виде деятельности (учебной, творческой, профессиональной);

3. отличительными особенностями самостоятельности как качества личности являются стремление к открытию нового и упорство в достижении цели; независимость действий и суждений; решительность; сознательность; инициативность; умение ставить новые вопросы, новые проблемы и решать их своими силами; умение ориентироваться в новой ситуации и др. [1].

Учитывая особенности системы дополнительного образования детей, самостоятельность можно определить как качество обучающегося, позволяющее ему организовать свою деятельность и выполнить задание без помощи педагога-наставника, основываясь на высоком познавательном интересе и творческом подходе.

Самостоятельность обучающихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы может проявляться в разной степени. Так, в исследованиях Е.П. Ильина отмечается, что «формирование самостоятельности в учебной и общественной деятельности проходит ряд этапов, на каждом из которых уровень проявления самостоятельности различен» [2]. Поэтапное развитие самостоятельности обучающихся детских творческих объединений возможно в процессе учебной самостоятельной работы в ходе освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

П.И. Пидкасистый рассматривает самостоятельную учебную работу как средство «вовлечения ученика в познавательную практическую деятельность, которую учитель организует и управляет с учетом различных уровней ученического познания» [3]. В исследованиях отечественных ученых педагогов (П.П. Пидкасистый, И.Т. Сыроежкин, А.В. Усов) представлены различные подходы к разработке видов самостоятельных работ обучающихся. П.П. Пидкасистый выделил четыре типа самостоятельной работы, в основе которых лежит характер познавательных процессов ученика: работа по образцу; реконструктивные работы; эвристические самостоятельные работы, формирующие умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца; творческие самостоятельные работы позволяют учащимся получать новые знания путем самостоятельного поиска информации. Данный подход использовался в проводимом исследовании.

Эффективное развитие самостоятельности обучающихся в процессе учебной самостоятельной работы и зависит от оптимальной организации учебной деятельности, т. е. от дидактических условий и средств, используемых педагогом в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы. Одним из таких условий выступает использование обучающимися на занятиях в детских творческих объединениях, а также в самостоятельной работе дома рабочих тетрадей. Сама рабочая тетрадь рассматривается как эффективное средство организации самостоятельной работы обучающихся.

В настоящее время рабочие тетради достаточно широко используются в общеобразовательной, средней профессиональной и высшей школе, решая различные образовательные задачи.

Согласно определению ГОСТ, рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. 1 Рабочая тетрадь (workbook) представляет собой комплект стандартизированных бланков, на которых размещены задания, предусмотренные учебной программой по конкретной дисциплине [4].

1 Письмо Министерства просвещения РФ от 23 октября 2019 г. № ВБ-47/04 "Об использовании рабочих тетрадей", ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения (с Поправкой) URL: http://docs.cntd.ru/document/1200034382.

Некоторые авторы рассматривают рабочие тетради как новый образовательный жанр учебной литературы, либо как учебно-практическое издание, предназначенное для работы обучающихся, как в аудитории, так и для самостоятельной подготовки2 [5].

Отличительной особенностью рабочей тетради от других учебных изданий является то, что она предполагает прописывать решения заданий прямо на ее страницах. Текст рабочей тетради включает как непосредственно текстовую часть, так и «пробелы» (разлинованные участки или свободные «окна»), предназначенные для заполнения обучающимися вручную.

Таким образом, рабочая тетрадь - это многофункциональное дидактическое средство, обеспечивающее организацию самостоятельной работы обучающихся, методическую помощь в формировании познавательных, практических и творческих умений и навыков, расширять компетенции, полученные обучающимися в школе [5; 6].

Наиболее общий тип рабочей тетради представляет собой комплексную (многофункциональную) тетрадь с традиционным набором вопросов и заданий разного уровня сложности, направленных на закрепление полученных на занятии знаний; отработку практических умений; проверку знаний по темам. Задания в рабочей тетради позволяют педагогу эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся как на занятии, так и дома; расширить опыт работы учащихся с различными источниками информации; удовлетворять индивидуальные познавательные интересы; развивать творческие способности.

Функциональное назначение рабочей тетради достаточно обширно. Она исполняет функции: обучения, удержания внимания, воспитание аккуратности, развития мышления, развитие навыков самоконтроля [7].

Кроме того, рабочая тетрадь не только является образовательным полем для развития самостоятельности обучающегося. Она решает задачи организации сотрудничества педагога и обучающегося в процессе самостоятельной работы. Эффективность сотрудничества зависит от оптимального структурирования тетради, ее содержания, а также уровня ответственности и самостоятельности учащегося. Поэтому рабочая тетрадь должна наполняться только полезной и необходимой для запоминания информацией.

В процессе разработки модели рабочей тетради обучающегося детской студии мультипликации учитывались следующие общие требования:

• тетрадь должна являться одним из средств интенсификации учебных занятий;

• повышать производительность труда всех участников процесса обучения, приближать ее к оптимальным показателям;

• создавать условия для руководства учебным процессом, обладать свойствами прямой и обратной связи между педагогом и обучающимся;

• активизировать творческую деятельность обучающихся;

• поддерживать и развивать интерес к занятиям;

• сопровождать и направлять самостоятельную работу обучающихся;

• исполнять роль учебных пособий для начинающих педагогов - руководителей детской студии мультипликации.

2 Литвинова, О.И. Рабочая тетрадь как средство управления учебно-познавательной деятельностью учащихся [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Просвещение". - URL: https://agartu.com/index.php?newsid=217 (дата обращения 05.01.2021).

Структура (модель) рабочей тетради определяется поставленными дидактическими задачами и моделью дополнительной общеобразовательной программы. Рассмотрим наиболее распространенные в образовательной практике модели рабочих тетрадей:

• первая модель: строится на основе линейной или модульной образовательной программы, в которой содержится несколько универсальных элементов. Такая тетрадь содержит задания к каждой теме, модулю или блокам модулей;

• вторая модель: представляет собой сборник тестовых заданий или ситуационных задач, который разрабатывается в соответствии с темами учебного материала.

Каждая из рассмотренных моделей рабочих тетрадей в определенной степени может быть использована в процессе организации самостоятельной работы обучающихся детского творческого объединения. Но для развития самостоятельности обучающихся рабочая тетрадь должна объединять в себе и теоретические и практические блоки, а также блоки для самоконтроля. Поэтому первая модель построения рабочей тетради более приемлема для решения поставленной задачи. Ниже рассмотрим состав элементов рабочей тетради.

В ходе исследования были определены следующие требования к структуре рабочей тетради обучающегося студии мультипликации:

наличие предисловия и содержания;

теоретическая информация должна быть представлена кратко, в оптимальном для понимания объеме;

все иллюстрации в рабочей тетради должны быть обучающими; личностная привязка содержания;

вопросы и задания должны быть представлены в логичном порядке и в соответствии с порядком изучаемого материала;

должны присутствовать контрольные вопросы (задания) по каждой теме;

в конце тетради должно быть заключение (рефлексия), подводящее итог деятельности учащихся.

Содержание рабочей тетради выстраивается согласно содержанию тематического плана образовательной программы студии мультипликации. Тем не менее, необходимо отметить, что не каждая тема отражена заданием в тетради, т. к. некоторый теоретический материал закрепляется непосредственно съемкой мультфильма и работой с мультипликационным оборудованием. Рабочая тетрадь обучающегося студии мультипликации в соответствии с программой содержит следующие разделы: история мультипликации, профессии в мультипликации, техники покадровой мультипликации, настроение-цвет-мультфильм, сценарий и раскадровка, мультфильм в технике перекладка, пиксиляция или «Я - герой мультфильма», песочная анимация, пластилиновая анимация, кукольная анимация, самостоятельные мультфильмы. Таким образом, структура рабочей тетради обучающегося студии мультипликации приобрела следующий вид:

титульный лист;

лист владельца;

содержание;

введение;

теория и задания по темам программы; Страница 5 из 10

• шаблоны для сценариев и раскадровок (творческие листы);

• лист самооценки.

Подробнее обоснуем некоторые элементы рабочей тетради. Титульный лист в данном случае выступает не просто обложкой тетради. В его разработке и оформлении принимают участие все обучающиеся студии. На первом занятии детям предлагалось задание - нарисовать изображение того предмета, объекта, явления, с которым у них ассоциируется мультипликация. По окончанию выполнения задания были проанализированы готовые работы и выделены в них общие черты, которые использовались для разработки дизайна обложки рабочей тетради (рисунок 1).

Рисунок 1. Дизайн титульного листа обложки рабочей тетради обучающегося студии мультипликации (составлено авторами)

Лист владельца - выступает автопортретом обучающегося, работающего с рабочей тетрадью. Он делает тетрадь персонафицированной, помогает учащемуся выделить свои сильные стороны, а педагогу понять ожидания учащегося от занятий в студии. Данный лист для обучающихся младшего школьного возраста можно выполнить в виде «скетча». Формат наброска хорошо будет сочетаться с еще несформировавшимся подчерком учащихся.

Работа по созданию мультфильма в студии мультипликации основывается на самостоятельной индивидуальной работе учащихся или работе в микро-группах. Мультипликация (анимация) это сложный процесс, состоящий из множества этапов, требующих особых знаний, подготовки и терпения. Поэтому теоретический блок в рабочей тетради очень важен для обучающихся тем, что он не только знакомит их с техниками покадровой анимации, основами работы над мультфильмом, но и содержит ту информацию, которая заставляет их удивляться, поражает воображение сложностью и кропотливостью работы людей работающих в мультипликации. Подкреплять интерес к теоретическому общему материалу необходимо игровыми или практическими заданиями, по итогам которых обучающиеся смогут увидеть практические результаты своей работы. Подобные задания могут выступать и как контрольные, для оценки результатов учебной деятельности обучающихся в детском творческом объединении [8; 9].

Важной частью разработки рабочей тетради обучающегося студии мультипликации является определение внешнего вида заданий, места для ответов обучающихся, а также места и способа выставления оценок педагогом. В связи с чем, была принята идея с раскраской и

графическим изображением оценок. Это поможет сделать рабочую тетрадь интересной и персонифицированной для каждого ребенка.

Важным элементом формирования самостоятельности обучающегося является рефлексия, поэтому лист самооценки особенно необходим в данной рабочей тетради. Кроме того, все выполняемые обучающимися творческие работы обсуждаются совместно с педагогом и оценка также выставляется в рабочую тетрадь.

Методы и результаты исследования

В ходе экспериментальной части исследования были проведены занятия с двумя группами обучающихся детской студии мультипликации ГБУ ДО "Центр молодежных инженерных и научных компетенций "КВАНТОРИУМ" г. Нижний Новгород, одна из которых была выбрана контрольной, вторая - экспериментальной. Возраст обучающихся обеих групп -от 7 до 9 лет. Обе группы занимались по одной образовательной программе, но в экспериментальной группе в учебном процессе использовались рабочие тетради. Цель исследования состояла в выявлении возможностей использования рабочей тетради на занятиях детской студии мультипликации для развития самостоятельности обучающихся.

Для определения уровня развития самостоятельности обучающихся детской студии мультипликации использовалась методика В.Н. Калининой «Диагностика параметров учебной самостоятельности школьников младшего возраста» [10].

Результаты диагностики представлены в таблице 1 и на рисунках 2 и 3.

Таблица 1

Уровни развития учебной самостоятельности обучающихся контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Группы Низкий уровень (%) Средний уровень (%) Высокий уровень (%)

До эксп. После эксп. До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.

Экспериментальная 40 0 30 40 30 60

Контрольная 0 0 90 80 10 20

Составлено авторами

Рисунок 2. Результаты диагностики уровня учебной самостоятельности обучающихся в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе (составлено авторами)

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

Рисунок 3. Результаты диагностики уровня учебной самостоятельности обучающихся в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапе (составлено авторами)

По итогам проведения экспериментальной работы количество обучающихся экспериментальной группы с низким уровнем самостоятельности снизилось с 40 до 0 %, со средним и высоким уровнями выросло на 10 % и 30 % соответственно. По словам обучающихся экспериментальной группы, им понравилось заниматься с рабочей тетрадью. Основным аргументом было то, что «не надо много писать».

В контрольной группе также наметился рост количества обучающихся с высоким уровнем развития самостоятельности, но в целом значительных изменений не произошло. Так в контрольной группе количество обучающихся с высоким уровнем развития самостоятельности увеличился на 10 %. Это может быть обусловлено повышением интереса некоторых обучающихся к новой теме.

Выводы

Таким образом, современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, способствующий поэтапному формированию мыслительной деятельности учащегося, в том числе и в студии мультипликации. Рабочая тетрадь является эффективным средством организации самостоятельной работы как на занятиях в общеобразовательной школе, так и в системе дополнительного образования. Рабочую тетрадь можно применять на любом этапе обучения в системе дополнительного образования, непосредственно на занятии или дома. Применение тетради на занятиях детского творческого объединения создает необходимые условия для развития познавательной активности, мотивации к учебной деятельности, самоорганизации и самоконтроля. Рабочая тетрадь даёт возможность педагогу установить и поддерживать «обратную связь» с обучающимися. То есть, рабочую тетрадь можно рассматривать как условие эффективного развития самостоятельности обучающихся детской студии мультипликации. в системе дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шамонин, Е.А. Характеристика понятия «познавательная самостоятельность студентов педвуза» [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - Вып. 125. - С. 261-266. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-ponyatiya-poznavatelnaya-samostoyatelnost-studentov-pedvuza/viewer (дата обращения 05.01.2021).

2. Ильин, Е.П. Психология для педагогов. [Текст] СПб.: Питер, 2012. - 318 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 245 с.

4. Барон, А., Матлин, М. Рабочие тетради [Электронный ресурс] // Высшее образование в России, 2003. - № 3. С. 106-109. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rabochie-tetradi/viewer (дата обращения 05.01.2021).

5. Чайкина, Ж.В. Организация эффективной образовательной среды учреждения дополнительного образования / Ж.В. Чайкина, Н.Ю. Дорогина, М.В. Мухина, М.П. Рыжикова, Н.Б. Смирнова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 1 (43). С. 228-235.

6. Rudenko I.V., Kostylev S.V., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., Vinnikova I.S., Kuznetsova E.A., Chaykina Z.V. Social design in the system of interaction between schools and institutions of additional education // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 8. № 9. С. 2383-2392.

7. Бордонская, Л.А. Рабочая тетрадь студента современного вуза как многофункциональное дидактическое средство [Электронный ресурс] / Л.А. Бордонская, Г.И. Голобокова // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. № 6 (53). - С. 51-66. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7rabochaya-tetrad-studenta-sovremennogo-vuza-kak-mnogofunktsionalnoe-didakticheskoe-sredstvo (дата обращения: 05.01.2021).

8. Чайкина, Ж.В. Организационно-педагогические условия создания доступной образовательной среды в детских творческих объединениях художественно-эстетической направленности / Ж.В. Чайкина, Е.А. Ефремова, Н.Ю. Дорогина, М.В. Мухина // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. С. 25.

9. Прохорова, М.П. Методика проведения мастер-класса по мультипликации для детей [Текст] / М.П. Прохорова, Д.С. Авдонина, Ж.В. Чайкина Ж.В., В.А. Залевская // Перспективы науки. 2019. № 10 (121). С. 166-168.

10. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие [Текст] / Н.В. Калинина, С.Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.

Chaik^ Janna Vladimirovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: jannachaykina@mail.ru PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=662965

Avdonina Darya Sergeevna

The center for youth in engineering and science competencies «KVANTORIUM», Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: dar.avdonina2011@yandex.ru PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=891002

Magadova Camila Khalilovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: maksilesia2@mail.ru PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1022699

Smirnova Zhanna Venediktovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: z.v.smirnova@mininuniver.ru PHH^ https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=438630

The use of a workbook as a condition for the effective development of independence of students of the children's animation studio

Abstract. This article discusses one of the urgent problems of the system of additional education of children is a problem of effective development of autonomy of students in the process of mastering more preparatory program. The authors associate the solution of this problem with the use of a student's workbook in the educational process. The purpose of the study: to develop a model of the structure and content of a workbook for students of a children's animation studio; to test the success of the development of students' educational independence and the development of an additional educational program in the course of independent educational activities using a workbook. The article presents the results of the study, which includes the analysis and generalization of the results of scientific and pedagogical research related to the organization of independent work of students, including in the system of additional education of children. The authors analyze various approaches to the definition of the concept of "independence", the conditions for its development in the process of educational activity. Special attention was paid to the study of the features of the development, content and design of the workbook of the student children's creative association. The article describes the requirements for the development and structure model of the workbook of a student of a children's animation studio. The authors consider in detail the content of some elements of the notebook. The article considers the possibility of using the developed model of the workbook in the development of such a workbook for the organization of independent work of the student of any children's creative association of the system of additional education of children. The results of experimental testing of the success of using the workbook for the development of educational independence of students of the children's animation studio are also presented.

Keywords: additional education of children; means of training; workbook; independence; independent activity; children's creative associations; teacher of additional education; additional general education general development programs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.