DOI 10.25588/CSPU.2019.81.33.005
УДК 371. 937: 371.383 ББК 74.480.26: 74.200.543
1 "2 "l Э. Ф. Вертякова , Н. А. Козлова , С. Н. Фортыгина
1ORCID № 0000-0002-0358-6380 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Email: [email protected]
2ORCID № 0000-0003-0912-4627 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Email: [email protected]
3ORCID № 0000-0002-1051-9960 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
Email: [email protected]
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты искусства мультипликации в художественно-творческой деятельности. Особое внимание уделяется необходимости использования искусства мультипликации в процессе художественно-творческой деятельности будущими учителями начальных классов. Приведены результаты экспериментальных исследований, проведённых в ОУ г. Челябинск, касающиеся возможности создания мультипликационных фильмов младшими школьниками в общеобразовательных учреждениях, а также уровня сформированности художественно-творческих спо-
собностей у будущих учителей начальных классов средствами искусства мультипликации.
Материалы и методы. Основными исследовательскими методами являются анализ научной психолого-педагогической литературы, анкетирование, метод моделирования, метод педагогического наблюдения, метод изучения продуктов деятельности и психолого -педагогическое экспериментальное исследование.
Результаты. Анкетирование студентов 3-х и 4 курсов показало, что 55 % всех испытуемых имеют низкий уровень развития художественно-творческих способностей средствами искусства мультипликации, 40 % испытуемых показали средний уровень развития, и лишь 10 % имеют высокий уровень развития художественно-творческих способностей.
Обсуждение. Подчёркивается, что результативностью освоения искусства мультипликации детьми младшего школьного возраста является мотивация будущих учителей начальных классов, от которых зависит эффективность развития художественно-творческих способностей подрастающего поколения. Проанализированы результаты изучения уровня развития художественно-творческих способностей средствами искусства мультипликации. Для изучения теоретических и практических аспектов мультипликационного искусства будущими учителями разрабатываются и преподаются курсы «Теория и методика изобразительного искусства», «Исследовательская деятельность в начальной школе», «Леготехнологии и технологии конструирования в начальной школе» и др. Проанализированы результаты изучения уровня развития художественно-творческих способностей средствами искусства мультипликации.
Заключение. Делается вывод о том, что обучение детей младшего школьного возраста искусству мультипликации позволяет развивать у них художественно-творческую деятельность, создавать основу для образно-эмоционального восприятия экранных искусств.
Ключевые слова: искусство мультипликации, художественно -творческая деятельность, будущие учителя начальных классов.
Основные положения:
Искусство мультипликации, применяемое в образовательном процессе, рассматривается как вид детского творчества, качественно изменяющего содержание начального образования, обогащающего художественно-эстетическое восприятие младших школьников и способствующего развитию художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста, формированию воображения, мышления, здорового образа жизни и т. д.
1 Введение (Introduction)
Реализация ФГОС НОО изменила содержание образовательного процесса. Сегодня в общеобразовательных учреждениях дети часть своего свободного времени должны посвящать занятиям, связанным с изобразительными умениями, трудом, техническим моделированием, художественным конструированием и т. д. При этом педагогу необходимо сделать интересной и увлекательной не только работу младших школьников, но и собственную работу сменить на творче-ско-поисковую деятельность. Анализ психолого-педагогической литературы (Л. С. Выготский1,
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
Б. М. Неменский2, Е. С. Щукина3, Т. Я. Шпикалова4 и др.) показывает, что занимательность художественно-творческой деятельности пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Они определяют художественно-творческую деятельность как высшую степень познавательной деятельности, которая ведет за собой развитие личности; потенциал для самоактуализации личности, активность которой на-
Неменский Б. М. Педагогика искусства : учебное издание. М. : Просвещение,
2007. - 255 с.
Щукина Е. С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка // Вестник ПензГУ. 2013. № 4. С. 12-14.
4 Шпикалова Т. Я. Времена года: пособие для воспитателей и родителей. М. : Просвещение, 2006. - 159 с.
правлена на создание и восприятие произведения искусства, продуктов художественного творчества с целью генерирования новых смыслов, внесения новизны в уже имеющийся продукт деятельности средствами художественного освоения мира.
Особенность художественно-творческой деятельности выражается именно в художественно-образном освоении действительности в единстве познания, творчества, самовыражения субъекта данной деятельности и подразумевает определённый уровень развития художественно-творческих способностей, мышления учащихся. Данный вид развития происходит не только в практической изобразительной и художественной деятельности, но и в процессе формирования у ребенка особых качеств мышления, способности к нетрадиционному решению проблем. Такой деятельностью может быть искусство мультипликации. Однако недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется проблеме мотивирования педагогов на применение основ этого вида искусства.
Мультипликация как вид детского творчества существует уже достаточно давно, как в нашей стране, так и во многих странах мира. Отличаясь доступностью и неповторимостью жанра, мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка. Педагоги-энтузиасты проявляют немалый интерес к педагогическому потенциалу мультипликации, они заинтересованы не только в конечном результате детского творчества — фильмах, но в первую очередь, в проявлении и выражении художественно-творческой деятельности детей.
Современные педагоги понятие «мультипликация» рассматривают как инновационную технологию в процессе нравственного и художественно-эстетического развития детей [1], как средство развития художественного и цветового восприятия [2], как технологию развития творческого потенциала [3].
Мультипликация, по определению С. В. Асенина, — это синтетическое искусство, в основе которого лежит последовательный ряд специально созданных и оживших на экране рисованных, живописных или объемно-
кукольных образов, зафиксированных на пленке методом покадровой съемки1. Мультипликацию сегодня чаще называют термином «анимация», от английского «оживление». Анимация, мультипликация — это понятия близкие, но не идентичные. Мультипликация — это создание анимации, когда осуществляется покадровая съемка рисунков, сцен, бумажных конструкций и т. д.
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Одним из методов развития художественно-творческой деятельности ребенка является создание в образовательных учреждениях мультипликационных студий. Такая студия решает следующие задачи:
1) повышение уровня познавательной художественно-творческой деятельности школьников, развитие их самостоятельности, инициативности;
2) снижение эмоциональных переживаний, тревожности у ре-
1 Асенин С. В. Мир мультфильма: Идеи и образы мультипликации социалистических стран. М. : Искусство, 1986. 308 с.
бенка, повышение уровня уверенности в собственных силах;
3) формирование духовно-нравственной культуры и нравственных ориентиров личности;
4) развитие интеллектуальных, коммуникативных исследовательских и конструкторских способностей;
5) развитие психических процессов младшего школьника: памяти, внимания, воображения и др.;
6) развитие художественно -творческих способностей, самовыражения в процессе активной мультипликационной деятельности.
Известно, что развитие художественно-творческой деятельности будет проходить эффективнее, если оно наполняется новым содержанием с учетом специфики разных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной), а также такого вида деятельности, как мультипликационное искусство.
Свое начало мультипликация берет в XIX веке, когда инженером-самоучкой Эмилем Рейно был изобретен праксиноскоп, который представлял собой механи-
ческую игрушку с вращающимся зеркальным барабаном и лентой с изображением картинок.
Создателем первого звукового мультфильма является кинорежиссер Уолт Дисней. В России в 1906 году возникает кукольная мультипликация, а начиная с 1935 года в студиях «Союзмультфильм» создаются великолепные рисованные мультфильмы, которые популярны по сегодняшний день. Что касается пластилиновых мультипликаций, то они запатентованы Ассоциацией Уила Вин-тона в штате Орегон.
Более современные мультипликации - песочная и компьютерная. Рисовать песком могут и взрослые, и дети на специальном столе, под которым находится лампа дневного света. Для цветного изображения песок можно раскрасить гуашью. Рисуют пальцами и ладонью. Все
фиксируют на фотоаппарат или камеру, обрабатывают при помощи компьютера, наложив музыку. Что касается компьютерной мультипликации, то это направление самое популярное и самое сложное из перечисленных мультипликаций. Картинки создаются с помощью компьютерных программ. Вначале прорисовывается «скелет» персонажа и подробно прорабатывается фон [4]. Все должно быть правдоподобным: движение, повороты, мимика. Затем начинается монтаж. Создание компьютерной мультипликации — это очень кропотливый и интересный процесс.
Опыт работы студии по решению задач развития художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста средствами мультипликации может быть использован педагогами (Таблица 1).
Таблица 1 — Примерные темы и краткое содержание занятий по созданию мультипликации
Table 1 — Sample topics and summary of animation classes
Тема занятия Краткое содержание занятия
1 2
Что такое мультипликация? Познакомить с понятиями «анимация» и «мультипликация», с историей возникновения анимации, видами мультипликации. Дать представление о том, как создается движение в мультипликационных фильмах. Развивать внимание, память при рисовании персонажа из знакомого мультфильма. Воспитывать уважение к творчеству российских аниматоров.
Мы — сценаристы Познакомить с понятиями: сценарий, раскадровка, темп и ритм при передаче движения. Формировать умение выделять сцены из текста, воплощать их в рисунке, передавать через пластику и мимику, особенности движения и характер различных персонажей. Развивать актёрские способности и умение написания сценария.
Мы — художники Рисование персонажей мультфильма, отдельных частей тела, передающих фазы движения. Выбор материала для изготовления героев мультфильма (рисованные пластилиновые образы или куклы-марионетки и т. д.). Развивать воображение, образное мышление. Воспитывать творческую активность и самостоятельность.
Оживление персонажа Познакомить с фазами движения в мультфильме (поворот или наклон головы, моргание, взмах крыльями и т. д.). Развивать пространственное мышление, воображение, мелкую моторику руки. Воспитывать старательность, усердие.
1Мультатор : программа онлайн-редакторов мультиков. Мультатор: новые популярные мульты [сайт]. URL: https://multator.ru/toon/l3wra7vaa4jh (дата обращения: 03.06.2019).
GIF Animator: программа для создания GIF анимации онлайн. Cервис бесплатных онлайн приложений : [сайт]. URL: https://ru.toolson.net/GifAnimation (дата обращения: 03.06.2019).
Продолжение таблицы 1
2
Познакомить с понятиями: декорации, детали декораций, фон и панорама (горизонтальная и вертикальная). Создание пейзажей, интерьеров и т. д. Дать представление о нескольких ярусах создания пространства. Способствовать формированию изобразительных навыков и умений при использовании фотоаппаратов, телефонов и др. технических средств. Добавление фигур на кадры (в том числе с текстом). Выбор цвета для заливки и для границы фигуры. Задание размера картинки для результирующего гифа. Сохранение изображений на свой компьютер или в интернет.
л а о
н «
а о a
а
П
Познакомить обучающихся с образовательными онлайн-ресурсами [5]. Узнать электронные адреса по созданию мультипликации.
Онлайн-сервисы1: Мультатор, GIF Animator: бесплатная программа для создания GIF анимации онлайн. Программы для скачивания. : Easy GIF Animator, Anime Studio, Synfig Studio, Pivot Stickfigure Animator, Pencil.
s Si S 35
о
и
s Si S
В
и о
35 «
H и о к
1
2 Easy GIF Animator : программа для создания анимированных изображений формата GIF. Mydiv : [сайт]. URL: https://soft.mydiv.net/win/download-Easy-GIF-Animator.html (дата обращения: 04.06.2019).
Anime Studio : программа для создания двумерной анимации. Mydiv : [сайт]. URL: https://soft.mydiv.net/win/download-Anime-Studio.html (дата обращения: 04.06.2019). Synfig Studio : кросс-платформенная программа для создания высококачественной векторной 2D анимации. Mydiv : [сайт]. URL: https://soft.mydiv.net/win/download-Synfig-Studio.html (дата обращения: 04.06.2019).
Pivot Stickfigure Animator : приложение по созданию простых анимации. Mydiv : [сайт]. URL: https://soft.mydiv.net/win/download-Pivot-Stickfigure-Animator.html (дата обращения: 04.06.2019).
Pencil : приложение для создания мультипликации. All-freeload : [сайт]. URL: http://all-freeload.net/grafika/2212-pencil (дата обращения: 04.06.2019).
Окончание таблицы 1
1 2
Мы — режиссеры Сформировать умения сохранять видео в формате AVI, Theora, MPEG, Digital Video, анимацию в форматах MNG и GI, промежуточные кадры в формате PNG.
Волшебство звука Формировать умение применять различные выразительные средства, передавать интонацию, характер и настроение героя, соединять музыку с анимационным персонажем.
Премьера Подведение итогов. Премьера фильмов. Формировать умение работать в коллективе, договариваться друг с другом при выполнении заданий, требующих совместных действий. Развивать художественные, актерские способности. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, интерес к изобразительному и анимационному искусству.
3 Результаты (Results)
В течение нескольких лет студентами 3, 4 курсов факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета проводились исследования по проблеме возможности создания мультипликационных фильмов младшими школьниками в общеобразовательных учреждениях в период прохождения педагогической практики. Полученные данные говорят, что о процессе создания детьми мультипликаций никакой
речи быть не может (95 % педагогов, 73 % родителей). Между тем 5 % педагогов и 27 % родителей считают, что привлечение детей к созданию мультипликаций положительно повлияет на развитие не только художественно-творческих способностей, воображения, мышления, но и на здоровый образ жизни и т. д.
В результате анкетирования студентов 3-х и 4-х курсов в количестве 92 человек было установлено, что 55 % всех испытуемых имеют низкий уровень развития художественно-творческих
способностей средствами искусства мультипликации, 40% испытуемых показали средний уровень развития, и лишь 10 % имеют высокий уровень развития художественно-творческих способностей.
Результаты этих исследований повлияли на проведение городских конкурсных мероприятий реферативно-исследовательского характера «Мои первые исследования» для учащихся 1-3 классов. Так, в номинации «Человек - художественный образ» (начиная с 2016-2017 уч.г.) появились первые мультипликации совместной деятельности «учитель-ученик-родитель». Основную часть учителей составляют наши бывшие студенты.
4 Обсуждение (Discussion)
Необходимость нашего исследования состоит в том, что от мотивации будущих учителей зависит эффективность развития художественно-творческих способностей подрастающего поколения.
В рамках преподавания курсов «Теория и методика изобразительного искусства», «Исследовательская деятельность в начальной школе», «Леготехнологии и технологии конструирования в начальной школе» даем возможность изучать теоретические и
практические аспекты мультипликационного искусства у будущих учителей.
5 Заключение (Conclusion)
На основании изложенного можем сделать вывод о том, что программа позволяет развивать художественно-творческую деятельность обучающихся, создаёт основу для образно-эмоционального восприятия экранных искусств. Таким образом, будущий учитель на уроках изобразительного искусства, во внеурочной деятельности или в созданной мультипликационной студии, владея перечисленными знаниями и умениями о мультипликации, способствует не только развитию у младших школьников художественно-творческих, коммуникативных интеллектуальных, исследовательских и конструкторских способностей, но и стимулируют мыслительные процессы (память, внимание, воображение и др.), способствует повышению уровня познавательной художественно-творческой деятельности, самостоятельности, инициативности, уверенности в себе; влияет на формирование духовно-нравственной культуры и нравственных ориентиров личности.
Библиографический список
1. Денишова Д. А. Возможности искусства мультипликации как инновационной технологии в процессе нравственного и художественно-эстетического развития детей // Система ценностей современного общества. 2016. № 47. С. 104-109
2. Скибицкая П. В. Мультипликация как средство развития художественного и цветового восприятия // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 1 (7). С. 85-87.
3. Татаринцева А. Ю. Создание мультипликации как технология развития творческого потенциала младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. С. 27-28.
4. Кривуля Н. Г. Анимационный персонаж : монография. М. : АМЕТИСТ, 2015. - 456 с.
5. Александров Д. А., Иванюшина В. А., Симановский Д. Л. Образовательные онлайн-ресурсы для школьников и цифровой барьер // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 183-201. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-183-201.
E. F.Vertyakova1, N. A. Kozlova2, S. N. Fortygina3
1ORCID No.0000-0002-0358-6380 The candidate of pedagogic sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy, psychology and subject methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
Email: [email protected]
2ORCID No.0000-0003-0912-4627 The candidate of pedagogic sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy, psychology and subject methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
Email: [email protected]
3ORCID No. 0000-0002-1051-9960 The candidate of pedagogic sciences Associate Professor of the Department of pedagogy, psychology and subject methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
Email: [email protected]
MULTIPLICATION IN THE ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES OF FUTURE TEACHERS OF INITIAL CLASSES
Abstract
Introduction. The article discusses the theoretical and practical aspects of the art of animation in artistic and creative activity. Special attention is
paid to the need to use the art of animation in the process of artistic and creative activity of future primary school teachers. The results of experimental studies conducted in the OU are presented. The article is about the possibility of creating animated films by younger students in General education institutions, as well as about the level of formation of artistic and creative abilities of future primary school teachers by means of the art of animation.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific psychological and pedagogical literature, questionnaires, modeling method, method of pedagogical observation, method of studying the products of activity and psychological and pedagogical experimental research.
Results. The survey of students of 3 and 4 courses showed that 55 % of all subjects have a low level of development of artistic and creative abilities by means of the art of animation, 40% of subjects showed an average level of development, and only 10 % have a high level of development of artistic and creative abilities.
Discussion. It is emphasized that the effectiveness of mastering the art of animation by children of primary school age is motivation of future primary school teachers, on which the effectiveness of the development of artistic and creative abilities of the younger generation depends. The results of studying the level of development of artistic and creative abilities by means of animation art are analyzed. To study the theoretical and practical aspects of cartoon art, future teachers develop and teach courses "Theory and methodology of fine art", "Research activities in primary school", "legal Technology and design technology in primary school", etc.
Conclusion. It is concluded that teaching children of primary school age the art of animation allows them to develop artistic and creative activity, to create a basis for the imaginative and emotional perception of screen arts.
Keywords: art of animation, artistic and creative activity, future primary school teachers.
Highlights:
The art of animation, used in the educational process, is considered as a kind of children's creativity, qualitatively changing the content of primary
ducation, enriching the artistic and aesthetic perception of younger students and contributing to the development of artistic and creative abilities in children of primary school age, the formation of imagination, thinking, healthy lifestyle, etc.
References
1. Denishova D.A. (2016) Vozmozhnosti iskusstva mul'tiplikatsii kak innovatsionnoy tekhnologii v protsesse nravstvennogo i khudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya detey [Possibilities of the art of animation as an innovative technology in the process of moral and artistic-aesthetic development of children]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva. 47, 104-109. (In Russian).
2. Skibitskaya P.V., Severova T.S. (2016) Mul'tiplikatsiya kak sredstvo razvitiya khudozhestvennogo i tsvetovogo vospriyatiya [Animation as a means of developing artistic and color perception]. Nauchnyye issledovaniya: ot teorii kpraktike. 1 (7), 85-87. (In Russian).
3. Tatarintseva A.Yu. (2018) Sozdaniye mul'tiplikatsii kak tekhnologiya razvitiya tvorcheskogo potentsiala mladshikh shkol'nikov [Creation of animation as a technology for the development of creative potential of primary school students]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 5, 27-28. (In Russian).
4. Krivulya N.G. (2015) Animatsionnyy personazh [Animated Character]. Monografiya, Moscow. 456 p. (In Russian).
5. Alexandrov D.A., Ivanyushina V.A., Simanovsky D.L. (2017) Obrazovatel'nyye onlayn-resursy dlya shkol'nikov i tsifrovoy bar'yer [Educational online resources for students and the digital barrier]. Voprosy obrazovaniya. 3, 183-201. DOI: 10.17323 / 18149545-2017-3-183-201 (In Russian).