Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНКЛЮЗИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТСКИЕ ТВОРЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / АДАПТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / INCLUSION / STUDENTS WITH DISABILITIES / CLASSES IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION / CHILDREN'S CREATIVE ASSOCIATIONS / ADAPTIVE PROGRAMS OF ADDITIONAL EDUCATION / TEACHER OF CONTINUING EDUCATION / INSTITUTION OF CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Ефремова Елена Андреевна, Дорогина Надежда Юрьевна, Мухина Мария Вадимовна

В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем системы дополнительного образования детей - проблема организации качественного и эффективного дополнительного образования обучающихся имеющих ограниченные возможности здоровья. Решение данной проблемы авторы связывают с использованием ресурсов и возможностей данных образовательных организаций для создания специальных условий и расширения образовательных услуг и сервисов, ориентированных на обучающихся с особыми образовательными потребностями. Получение детьми с ОВЗ образования, в том числе и дополнительного, является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Целью исследования было - определение условий для организации качественного и доступного дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью по образовательным программам художественно-эстетической направленности. В статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования, включающего проверку эффективности реализацию организационно-педагогических условий (психолого-педагогических, научно-методических, информационно-дидактических) при организации и проведении занятий в смешанных группах обучающихся. Авторы отмечают, что условия должны быть направлены на организацию системной работы образовательной организации по оказанию методической поддержки педагогам и родителям в процессе организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ по адаптированным дополнительным образовательным программам. В статье актуализируется проблема разработки образовательных программ, адаптированных для осуществления инклюзии, имеющих различные целевую направленность и вариативные составляющие, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Ефремова Елена Андреевна, Дорогина Надежда Юрьевна, Мухина Мария Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR CREATINGAN ACCESSIBLE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN CHILDREN'S CREATIVE ASSOCIATIONS OF AN ARTISTIC AND AESTHETIC ORIENTATION

This article discusses one of the urgent problems of the system of additional education of children - the problem of organizing high-quality and effective additional education of students with limited health abilities. The authors connect the solution to this problem by using the resources and capabilities of these educational organizations to create special conditions and expand educational services and services aimed at students with special educational needs.The receipt of education by children with disabilities, including additional education, is one of the main conditions for their successful socialization, effective self-realization in various types of professional and social activities. The aim of the study was to determine the conditions for organizing high-quality and affordable additional education for children with disabilities and disabilities according to educational programs of an artistic and aesthetic orientation. The article presents the results of an empirical study, including checking the effectiveness of the implementation of organizational and pedagogical conditions (psychological, pedagogical, scientific, methodological, informational and didactic) when organizing and conducting classes in mixed groups of students .. The authors note that the conditions should be aimed at organizing systematic work of the educational organization to provide methodological support to teachers and parents in the process of organizing educational activities of students I am with HIA on adapted additional educational programs. The article actualizes the problem of developing educational programs adapted for the implementation of inclusion, which have different target orientations and variable components, depending on the individual characteristics of students with special needs.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ДОСТУПНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДЕТСКИХ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/35PDMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Чайкина Ж.В., Ефремова Е.А., Дорогина Н.Ю., Мухина М.В. Организационно-педагогические условия создания доступной образовательной среды в детских творческих объединениях художественно-эстетической направленности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Chaikirn Ja.V., Efremova E.A., Dorogina N.Yu., Mukhina M.V. (2020). Organizational and pedagogical conditions for creating an accessible educational environment in children's creative associations of an artistic and aesthetic orientation. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN220.pdf (in Russian)

УДК 371

Чайкина Жанна Владимировна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: jannachaykina@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=662965

Ефремова Елена Андреевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия МБУ ДО «ЦТТ Автозаводского района», Нижний Новгород, Россия

Педагог дополнительного образования E-mail: maksilesia2@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=948233

Дорогина Надежда Юрьевна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия

Студентка 1 курса магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование»,

профиль «Управление в системе дополнительного образования детей

E-mail: dorogina.nadya2016@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1062263

Мухина Мария Вадимовна

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

Нижний Новгород, Россия Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: mariyamuhina@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=737294

Организационно-педагогические условия создания доступной образовательной среды в детских творческих объединениях художественно-эстетической

направленности

https:// mir-nauki. com

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем системы дополнительного образования детей - проблема организации качественного и эффективного дополнительного образования обучающихся имеющих ограниченные возможности здоровья. Решение данной проблемы авторы связывают с использованием ресурсов и возможностей данных образовательных организаций для создания специальных условий и расширения образовательных услуг и сервисов, ориентированных на обучающихся с особыми образовательными потребностями. Получение детьми с ОВЗ образования, в том числе и дополнительного, является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Целью исследования было - определение условий для организации качественного и доступного дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью по образовательным программам художественно-эстетической направленности. В статье представлены результаты проведенного эмпирического исследования, включающего проверку эффективности реализацию организационно-педагогических условий (психолого-педагогических, научно-методических, информационно-дидактических) при организации и проведении занятий в смешанных группах обучающихся. Авторы отмечают, что условия должны быть направлены на организацию системной работы образовательной организации по оказанию методической поддержки педагогам и родителям в процессе организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ по адаптированным дополнительным образовательным программам. В статье актуализируется проблема разработки образовательных программ, адаптированных для осуществления инклюзии, имеющих различные целевую направленность и вариативные составляющие, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся

Ключевые слова: дополнительное образование детей; инклюзия; обучающиеся ограниченными возможностями здоровья; организационно-педагогические условия; занятия в системе дополнительного образования; детские творческие объединения; адаптивные программы дополнительного образования; педагог дополнительного образования; учреждение дополнительного образования

Образование играет основополагающую роль в подготовке каждого ребенка к жизни в обществе. Обеспечение государственных гарантий по равноправному доступу «к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» 1 должно реализовываться и в системе дополнительного образования детей.

Перспективы развития дополнительного образования связаны с использованием ресурсов и возможностей данных образовательных организаций для создания специальных условий и расширения образовательных услуг и сервисов, ориентированных на обучающихся с особыми образовательными потребностями (ООП). В настоящее время данный вопрос достаточно широко рассматривается в научных публикациях. Так, в исследованиях ряда отечественных педагогов представлен опыт включения детей с ООП в программы дополнительного образования (Горшкова Т.А., Пачурин Г.В., Шевченко С.М., Шеманов А.Ю.) [1; 2], определены возможности дополнительного образования для разностороннего развития обучающихся с ООП (Богданова А.А., А.И. Евтушенко, И.В. Евтушенко, И.В. Иванова) [3-5].

Понятие «потребность» отражает самый главный стимул в жизни человека, побуждающий его к активной деятельности. Одной из важнейших потребностей человека

1 Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», 2012 г., ст. 2, п. 27. Страница 2 из 9

с ОВЗ.

35PDMN220

является образовательная потребность. Потребность в образовании представляет собой систему, объединяющую потребности человека в новых знаниях, умениях, навыках, коммуникации, самообразовании, самоактуализации, саморазвитии.

Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» является новым, не устоявшимся понятием. В Европе данный термин появился намного раньше, чем в России. Данное понятие включает как детей с нарушениями в развитии, так и не имеющих таких нарушений. В исследованиях Е.Л. Гончаровой и О.И. Кукушкиной выделены общие аспекты особых образовательных потребностей детей с нарушениями психо-физического развития [6]. Образовательные потребности особо актуальны для подрастающего поколения, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [7].

В рамках проведенного исследования в качестве объекта изучения рассматривались обучающиеся с ОВЗ. Именно эта категория воспитанников находится в центре внимания педагогических работников различных образовательных организаций, в том числе и педагогов дополнительного образования. В настоящее время организации дополнительного образования активно занимаются инновационной деятельностью в этом направлении. Как свидетельствуют исследования, инновационная практика способствует совершенствованию методической работы педагогов дополнительного образования [8]. В инновационных разработках, связанных с методическим сопровождением процесса включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования, также может быть использован опыт работы ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов [9].

Сложившаяся ситуация связана и с реализацией государственных проектов в области дополнительного образования, в том числе проекта «Доступная среда». Проект «Доступная среда» направлен на организацию интеграции людей с ограниченными возможностями в современное общество. Наиболее безболезненно и эффективно эта интеграция осуществляется именно в дошкольном и школьном возрасте. В этом процессе способно помочь инклюзивное образование.

В системе дополнительного образования инклюзивное образование рассматривается, прежде всего, как совместное посещение занятий детьми с ОВЗ и обычными детьми. Разумеется, выбор направленности дополнительной образовательной программы для обучающихся с ОВЗ связан с физическими возможностями ребенка к осуществлению учебной деятельности в конкретном детском объединении. Получение детьми образования, в том числе и дополнительного, является одним из основных условий их успешной социализации, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса в дополнительном образовании, реализующего задачи инклюзии становится ведущим направлением деятельности и методической службы данных организаций [10].

По данным статистики, в Нижегородской области в настоящее время обучается 8994 ребенка с ОВЗ, из них 6750 человек - дети-инвалиды. В 164 организациях дополнительного образования занимается 2705 детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью2. То есть, практически 30 % детей с ООП пользуются услугами системы дополнительного образования, и она становится все более востребованной для данной категории обучающихся.

В рамках проводимого исследования на базе МБУ ДО «ЦДТ Автозаводского района» г. Нижнего Новгорода основной целью было определение условий для организации

2 Отчет о результатах изучения удовлетворенности населения качеством образования в нижегородской области, Нижний Новгород, 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minobr.government-nnov.ru/?id=206563 (дата обращения 30.03.2020).

качественного и доступного дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью по образовательным программам художественно-эстетической направленности. Выбор данного направления дополнительного образования связан тем, что программы именного художественно-эстетической направленности наиболее востребованы у современных школьников.

Для проводимого исследования представляло существенный интерес наличие готовности педагогов дополнительного образования, а также родителей обучающихся к организации и осуществлению обучения детей с ОВЗ в детских творческих объединениях вместе с детьми без нарушений в развитии. Аналогичное исследование проводилось Ю.В. Скоробогатовой, но в нем изучалась готовность педагогов общеобразовательных учреждений к реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ [11].

В ходе проводимого исследования в опросе приняли участие 30 педагогов дополнительного образования и 40 родителей обучающихся, в том числе с ОВЗ. Результаты исследования показали, что 78 % педагогов указывают на отсутствие готовности к реализации инклюзии; 17 % педагогов оценили свою готовность к реализации инклюзии как частичную, а 5 % педагогического персонала считают себя полностью готовыми для данного вида деятельности (см. рис. 1). Следует отметить, что среди педагогов, стаж работы которых составляет более 25 лет, около 65 % называют психологическую и профессиональную неготовность к реализации инклюзии в детских объединениях. И, напротив, среди педагогов, стаж работы которых составляет 5-10 лет, более 35 % были вполне уверены в собственных силах.

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

78%

40% 40%

20% 17%

5%

5%

I Педагоги

I Родители (Законные представители)

Полностью готовы Чачтично готовы Не готовы

Рисунок 1. Готовность педагогов и родителей к участию детей с ОВЗ в дополнительном образовании (составлено авторами)

В качестве обстоятельств, способствующих повышению готовности к осуществлению инклюзивного образования в рамках работы детских объединений, респонденты назвали следующие: для педагогов дополнительного образования необходима методическая поддержка (семинары, курсы повышения квалификации, методические рекомендации и пр.); для родителей оказалась наиболее значимой психолого-педагогическая и информационная поддержка.

При изучении удовлетворенности родителей услугами, которые оказывает образовательная организация для детей с ОВЗ, и профессиональной подготовкой педагогов дополнительного образования к осуществлению инклюзивной деятельности было установлено, что 5 % респондентов удовлетворены условиями организации дополнительного образования

полностью, 20 % - удовлетворены частично и 75 % - не удовлетворены. Так же 40 % родителей полностью устраивает профессиональный уровень педагогов, 60 % опрошенных частично устраивает профессиональный уровень педагогических работников, неудовлетворенных - нет (см. рис. 2).

Рисунок 2. Результаты опроса родителей (до эксперимента) (составлено авторами)

Для проведения формирующего эксперимента были привлечены детские творческие объединения художественно-эстетической направленности, в которых дети занимались лепкой, рисованием, декоративно-прикладным творчеством. Возраст обучающихся - от 7 до 12 лет. В численный состав каждой группы входили обучающиеся с ОВЗ, их численность составляла 2-10 % от общего количества обучающихся. Экспериментальная работа предполагала, прежде всего, методическую и организационную подготовку педагогов и родителей обучающихся экспериментальных групп и включала в себя реализацию определенных организационно-педагогических условий: психолого-педагогических, научно-методических, информационно-дидактических. Раскроем их более подробно:

• психолого-педагогические - представляют собой проведение совместных и индивидуальных консультаций для родителей обучающихся с ОВЗ и педагогов дополнительного образования со стороны психологов и педагогов-дефектологов. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов дополнительного образования, согласно исследованиям, следует рассматривать как важную составляющую их профессионального становления [12], поэтому реализация данного условия было первостепенной задачей проведенной экспериментальной работы;

• научно-методические - предполагают проведение семинаров и мастер-классов по организации образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ, индивидуальных консультаций педагогам по составлению адаптивных образовательных программ художественно-эстетической направленности для обучающихся с ОВЗ;

• информационно-дидактические - включают электронное и другое дидактическое сопровождение процесса обучения в детском творческом объединении.

В ходе эксперимента педагогами были разработаны образовательные программы, адаптированные для обучающихся с ОВЗ, имеющие различные целевую направленность и

вариативные составляющие, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ. В контрольных группах подобная работа не проводилась.

120

100

80

60

40

20

95

100

10

0

000

I Удовлетворенность услугами ОДО

Удовлетворенность компетенциями педагогов

Удовлетворенность подготовкой обучающихся

Полностью Частично Не

удовлетворены удовлетворены удовлетворены

0

Рисунок 3. Результаты опроса родителей (после эксперимента) (составлено авторами)

По итогам проведения экспериментальной работы, родители высоко оценили условия, созданные в организации для обучающихся с ОВЗ, а именно - 95 % удовлетворены полностью, 5 % - частично удовлетворены. 100 % родителей устраивает профессиональный уровень педагогов. Родители удовлетворены уровнем подготовки обучающихся: 90 % - полностью, 10 % - частично (см. рис. 3). Что можно рассматривать как позитивный результат.

В результате проведенной опытно-экспериментальной работы, обучающиеся экспериментальной группы на конец 2018-2019 уч. г. показали высокий уровень освоения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, сохранности контингента, а также отмечается активность участия обучающихся с ОВЗ в массовых мероприятиях (см. рис. 4).

1 - доля обучающихся с ОВЗ в детских объединениях; 2 - доступность дополнительного образования; 3 - активность участи я обучающихся с ОВЗ в мероприятиях; 4 - достижения обучающихся с ОВЗ; 5 - уровень освоения образовательной программы; 6 - сохранность контингента обучающихся с ОВЗ на конец учебного года

Рисунок 4. Результаты мониторинга по итогам экспериментальной работы в контрольных и экспериментальных группах детских творческих объединений (составлено авторами)

Страница 6 из 9

35PDMN220

Организация работы специалистов дополнительного образования по обеспечению адекватных условий работы с детьми с ОВЗ: предполагало проведение следующих мероприятий:

а) корректировка содержания дополнительного образования, введение специальных разделов, ориентированных на обучающихся с ОВЗ с учетом направленности дополнительного образования;

б) подбор и апробирование методов и средств обучения, моделирующих особые технологии обучения для детей с ОВЗ;

в) организация обучения в детских объединениях на основе индивидуального и дифференцированного подходов;

г) максимальное расширение границ образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ;

д) психолого-педагогическая подготовка педагогических работников к взаимодействию с детьми с ОВЗ.

Таким образом, исследование показало, что создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ по дополнительным образовательным программам художественно-эстетической направленности требует реализации определенных организационно-педагогических условий. Условия должны быть направлены на организацию системной работы образовательной организации по оказанию методической поддержки педагогам и родителям в процессе организации учебной деятельности обучающихся с ОВЗ по адаптированным дополнительным образовательным программам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. - М. 2012. - 213 с.

2. Горшкова Т.А., Шевченко С.М., Пачурин Г.В. Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-8. - С. 1491-1496.

3. Иванова И.В. Дополнительное образование детей - образовательное пространство саморазвития // Методист. 2015. № 7. С. 25-29.

4. Богданова А.А. Тенденции развития дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование, Вып. 1, № 11, 2015, С. 75-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Евтушенко А.И., Евтушенко И.В. Роль дополнительного образования в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах // Современные проблемы науки и образования. -2017. - № 6.

6. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. - К вопросу о терминологии «Ребенок с особыми образовательными потребностями» // Специальная психология и коррекционная педагогика. - Альманах №5 - 2002 - № 33 - С. 77-89.

7. Краснопевцева Т.Ф., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С. 7.

8. Прохорова М.П., Чайкина Ж.В., Лукина О.А. Особенности методического обеспечения инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей // Глобальный научный потенциал. 2018. № 11 (92). С. 39-40.

9. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Леоненко Н.О., Краснопевцева Т.Ф., Каштанова С.Н. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов: опыт деятельности и направления развития // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1 (22). С. 10.

10. Чайкина Ж.В., Козлова Е.А., Мандур З.Г. Современные подходы к разработке методического сопровождения образовательного процесса // В сборнике: Современное технологическое образование: проблемы и решения Сборник научных статей Международной научно-практической интернет-конференции. Ответственные редакторы Л.Н. Анисимова, С.С. Хапаева. 2019. С. 126-129.

11. Скоробогатова Ю.В. Готовность педагогов общеобразовательных учреждений к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2016. № 8. С. 173-181.

12. Голубева О.В., Чайкина Ж.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления педагогов дополнительного образования // Мир науки. 2017. Т. 5. № 3. С. 48.

https:// mir-nauki. com

Chalki^ Janna Vladimirovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: jannachaykina@mail.ru

Efremova Elena Andreevna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia WTC Avtozavodsky district, Nizhny Novgorod, Russia E-mail: maksilesia2@mail.ru

Dorogina Nadezhda Yurievna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: dorogina.nadya2016@yandex.ru

Mukhina Maria Vadimovna

Minin Nizhny Novgorod state pedagogical university, Nizhniy Novgorod, Russia

E-mail: mariyamuhina@yandex.ru

Organizational and pedagogical conditions for creating an accessible educational environment in children's creative associations of an artistic and aesthetic orientation

Abstract. This article discusses one of the urgent problems of the system of additional education of children - the problem of organizing high-quality and effective additional education of students with limited health abilities. The authors connect the solution to this problem by using the resources and capabilities of these educational organizations to create special conditions and expand educational services and services aimed at students with special educational needs.

The receipt of education by children with disabilities, including additional education, is one of the main conditions for their successful socialization, effective self-realization in various types of professional and social activities. The aim of the study was to determine the conditions for organizing high-quality and affordable additional education for children with disabilities and disabilities according to educational programs of an artistic and aesthetic orientation. The article presents the results of an empirical study, including checking the effectiveness of the implementation of organizational and pedagogical conditions (psychological, pedagogical, scientific, methodological, informational and didactic) when organizing and conducting classes in mixed groups of students .. The authors note that the conditions should be aimed at organizing systematic work of the educational organization to provide methodological support to teachers and parents in the process of organizing educational activities of students I am with HIA on adapted additional educational programs. The article actualizes the problem of developing educational programs adapted for the implementation of inclusion, which have different target orientations and variable components, depending on the individual characteristics of students with special needs.

Keywords: additional education of children; inclusion; students with disabilities; classes in the system of additional education; children's creative associations; adaptive programs of additional education; teacher of continuing education; institution of continuing education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.