Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОПЫТ / СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна, Соколова Юлия Николаевна, Баранова Светлана Владимировна

Актуализируется значимость социального воспитания подрастающего поколения. Обосновывается необходимость вовлечения детей и подростков в социально-творческую деятельность, освоения ими опыта конструктивного взаимодействия с окружающей реальностью. Показана ценность дополнительного образования в реализации социального воспитания обучающихся, заключающийся в уникальной социальной практике наращивания мотивационного потенциала личности ребенка к познанию и творчеству, формированию опыта социально-творческой деятельности. Ставится цель - выявление оптимальных путей формирования опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании (на примере опыта работы МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды). Используются методы теоретического уровня, среди которых приоритетными являются анализ научной литературы по изучаемой проблеме, обобщение, систематизация. Материалами исследования служат результаты реализации комплексной программы воспитания «Республика юного волонтера» на базе МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды. Выявлено, что формирование опыта социально-творческой деятельности обучающихся дополнительного образования должно осуществляться в ходе организации общения, взаимодействия с людьми, социально-преобразующей деятельности. Важным является вовлечение подрастающего поколения в детские общественные организации, волонтерскую деятельность, создание условий для практической реализации социальных инициатив, включение в реальную социальную практику и детей, и педагогов, и родителей, а также широкий круг общественности. Коллективно-творческие дела, социальные акции, социально значимые проекты предоставляют широкие возможности детям выступать в различных социальных ролях, тем самым активно участвовать в социальной жизни и процессе ее преобразования. Научная новизна исследования заключается в разработке понятия «опыт социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании», выделении потенциала волонтерской деятельности в формировании опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании, разработке методического обеспечения включения их в социальные практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпушина Лариса Павловна, Соколова Юлия Николаевна, Баранова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EXPERIENCE OF SOCIAL AND CREATIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN ADDITIONAL EDUCATION

The importance of social education of the younger generation is actualized. The necessity of involving children and adolescents in social and creative activities, mastering the experience of constructive interaction with the surrounding reality is substantiated. The value of additional education in the implementation of social education of students is shown. Its value status is noted, seen in the unique social practice of building up the motivational potential of the child’s personality to cognition and creativity, the formation of the experience of social and creative activity. The goal is to identify the optimal ways of forming the experience of social and creative activity of students in additional education (on the example of the experience of MBUDO “Children’s School of Arts no. 2 named after V. P. Trifonov” in Vologda). The methods of the theoretical level are used, among which the priority is the analysis of scientific literature on the problem under study, generalization, systematization. The research materials are the results of the implementation of a comprehensive education program “Republic of a young volunteer” on the basis of MBUDO “Children’s School of Arts no. 2 named after V. P. Trifonov” in Vologda. It was revealed that the formation of the experience of social and creative activities of students of additional education should be carried out in the course of organizing communication, interaction with people, socially transforming activities. It is important to involve the younger generation in children’s public organizations, volunteer activities, creating conditions for the practical implementation of social initiatives, including children, teachers and parents, as well as a wide range of the public in real social practice. Collective and creative affairs, social actions, socially significant projects provide ample opportunities for children to play various social roles, thereby actively participating in social life and the process of its transformation.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 373. 3-053. 5(045)

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-76-83

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ*

Л. П. Карпушина, Ю. Н. Соколова, С. В. Баранова

Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева, Саранск

Актуализируется значимость социального воспитания подрастающего поколения. Обосновывается необходимость вовлечения детей и подростков в социально-творческую деятельность, освоения ими опыта конструктивного взаимодействия с окружающей реальностью. Показана ценность дополнительного образования в реализации социального воспитания обучающихся, заключающийся в уникальной социальной практике наращивания мотивационного потенциала личности ребенка к познанию и творчеству, формированию опыта социально-творческой деятельности. Ставится цель - выявление оптимальных путей формирования опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании (на примере опыта работы МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды). Используются методы теоретического уровня, среди которых приоритетными являются анализ научной литературы по изучаемой проблеме, обобщение, систематизация. Материалами исследования служат результаты реализации комплексной программы воспитания «Республика юного волонтера» на базе МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды. Выявлено, что формирование опыта социально-творческой деятельности обучающихся дополнительного образования должно осуществляться в ходе организации общения, взаимодействия с людьми, социально-преобразующей деятельности. Важным является вовлечение подрастающего поколения в детские общественные организации, волонтерскую деятельность, создание условий для практической реализации социальных инициатив, включение в реальную социальную практику и детей, и педагогов, и родителей, а также широкий круг общественности. Коллективно-творческие дела, социальные акции, социально значимые проекты предоставляют широкие возможности детям выступать в различных социальных ролях, тем самым активно участвовать в социальной жизни и процессе ее преобразования. Научная новизна исследования заключается в разработке понятия «опыт социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании», выделении потенциала волонтерской деятельности в формировании опыта социально-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании, разработке методического обеспечения включения их в социальные практики.

Ключевые слова: социальное воспитание обучающихся, опыт, социально-творческая деятельность, опыт социально-творческой деятельности, дополнительное образование.

Очень важным в настоящее время является социальное воспитание детей и подростков, вовлечение их в социальную деятельность, в ходе которой осваивается опыт взаимодействия с другими людьми, опыт работы на благо общества. Значительную роль в реали-

* Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов - партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Мордовский государственный педагогический университет им . М . Е . Евсевьева) по теме: «Социальное воспитание детей и подростков в дополнительном образовании»

зации социального воспитания играет дополнительное образование, в котором организуется особая социально-воспитательная среда, где обучающиеся вовлекаются в активную социальную самореализацию и социализацию, в социально значимые практики, приобретают опыт социально-творческой деятельности.

В литературе опыт определяется комплексом усвоенных практическим путем знаний, умений и навыков; парированием в человеческом сознании закономерностей материального и духовного мира в результате активного взаимодействия с окружающей действительностью [1, 2]. Как философская категория опыт рассматривается в трудах А. Н. Аверина [3], П. В. Корнеева [4], И. А. Медведевой [5], В. Г. Панова [6], И. П. Чорного [7] и др. С позиции исследователей, опыт - явление многоаспектное, в основе которого лежит чувственно-эмпирическая практика познания и освоения действительности.

Психологическая концепция опыта представлена в работах Д. Н. Завалишиной [8], А. Н. Леонтьева [9], Е. Е. Сапоговой [10], Л. М. Фридмана [11] М. А. Холодной [12] и др. Дефиницию понятия ученые раскрывают через сплав психических образований, инспирирующих состояния, переживания и рефлексию как результата постижения личностью реальности и обусловливающих ее действенное отношение к себе, социуму, миру.

Изучение и анализ научной литературы показали, что философское и психологическое осмысление опыта явилось фундаментом его исследования в современной педагогической науке (О. Ю. Елькина [13], А. В. Зеленцова [14], С. В. Колесова [15], Т. Е. Тлегенова [16], О. Ю. Ужан [17] и др.). Согласно М. Е. Песковой [18] и Н. Е. Щурковой [19], опыт - последствие практического взаимодействия субъекта с объектами внешнего мира, отражающееся в виде обретения знаний о способах взаимодействия, умений производить нужные действия при взаимодействии и отношений к действию и процессу взаимодействия. И. А. Неясова под опытом понимает «результат познавательной и практической деятельности, выражающийся в совокупности знаний о социальных явлениях, опыта выполнения способов деятельности, опыта эмоциональных отношений, опыта творческой деятельности» [21, с. 42]. Т. Н. Черняева отмечает дуальный характер опыта, акцентируя, что он базируется на стыке процессов индивидуализации и социализации личности [20]. Индивидуализацию автор связывает с раскрытием личностных возможностей путем познания и творческой самореализации, что возможно лишь в сопоставлении - через полилог, совместную деятельность различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

Для конкретизации понятия «опыт социально-творческой деятельности» представим толкование понятий «опыт социальной деятельности» и «опыт творческой деятельности». Опыт социальной деятельности предполагает приобретение в ходе совместной деятельности различных индивидов знаний, умений, навыков общения и взаимодействия с людьми, ценностного отношения к окружающему миру, которые определяют всю жизнедеятельность человека в обществе. Опыт творческой деятельности - совокупность, приобретаемая в процессе самостоятельного нахождения нестандартного решения проблемы в ситуации неопределенности, обеспечивающей ее преобразование. Таким образом, опыт социально-творческой деятельности - это совокупность знаний, умений, навыков общения и взаимодействия с людьми, ценностного отношения к окружающему миру, приобретенных в процессе самостоятельного нахождения нестандартного решения проблемы в ситуации неопределенности.

Большое значение в приобретении опыта социально-творческой деятельности имеет дополнительное образование. В. П. Голованов считает, что дополнительное образование детей является устойчивым процессом коммуникации, направленным на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству [22]. «Именно в до-

полнительном образовании познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик» [23, с. 46]. Конструктивно взаимодействуя в учреждениях дополнительного образования, обучающиеся накапливают опыт социально-творческой деятельности, что является необходимым фактором саморазвития, самосовершенствования и становления личности как социального субъекта общества и государства. Поэтому очень значимо формировать у обучающихся дополнительного образования опыт социально-творческой деятельности.

По нашему мнению, опыт социально-творческой деятельности обучающихся дополнительного образования - это совокупность знаний, умений, навыков общения и взаимодействия с людьми, ценностного отношения к окружающему миру, приобретенных обучающимися в учреждениях дополнительного образования в процессе нахождения нестандартного решения проблемы в ситуации неопределенности с учетом особенностей возраста.

Дополнительное образование сегодня все чаще становится «значимым предметом инновационно-экспериментального поиска» [24, с. 60]. Очень важно придать социальную направленность увлечениям обучающихся дополнительного образования, так как интенсивная социально значимая деятельность является залогом успешности человека - активного гражданина свой страны, представителя этноса, члена социума, составляющего основу кадрового потенциала. Обучающиеся должны больше узнать о себе, об окружающих их взрослых, сверстниках, сообществах, о будущих профессиях, узнать и принять социальные нормы, действующие в обществе, модели поведения, приобрести навыки социальных отношений, общения. Для обучающихся важно осознание связи своих успехов с активизацией социальных контактов, с положительным отношением к ним окружающих людей, при этом окружение должно уважать и личные социальные интересы, и потребности ребят. Данная установка определяет стиль общения, которому должны быть присущи диалогич-ность, уважение, партнерство.

Опыт социально-творческой деятельности приобретается в ходе общения, взаимодействия с людьми, взаимопомощи, включения в социально-преобразующую деятельность, что в целом способствует воспитанию ценностного отношения к жизни, формированию социально значимых качеств - социальной и гражданской ответственности, самостоятельности, коммуникативности, организованности, милосердия, а также умений действовать в ситуациях выбора, применять полученные знания в измененных условиях. Эти виды деятельности предполагают выработку в учреждении дополнительного образования правил, традиций, ценностных ориентаций, сплочение около ведущих социальных практик, которые будут определять лицо организации, поддержку общих и индивидуальных начинаний, поиска новых форм организации социально-творческой деятельности.

Особую роль в приобретении опыта социально-творческой деятельности обучающихся могут сыграть вовлечение их в детские общественные организации, волонтерскую деятельность. Например, в МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды с 2017 г. апробируется комплексная программа воспитания «Республика юного волонтера», которая включает в себя три ступени: «Реализуя себя - помогаю другому!» (7-9 лет), «Дари добро, не требуя награды» (10-12 лет), «Добрым быть совсем не просто» (13-15 лет) [25]. Эта уникальная в своем роде программа, вовлекающая практически всех обучающихся в разнообразную социально-творческую деятельность, в частности волонтерскую, позволяющую реально улучшить жизнь в Вологде, создавать условия для практической реализации социальных инициатив, включать в реальную социальную практику и детей, и педагогов, и родителей, а также широкий круг общественности. Программа «Республика юного волонтера» охватывает ряд направлений (социальное, патриотическое, экологическое, культурно-

просветительское, событийное, спортивное, медиаинформационное). Организация социальных практик в русле данных направлений способствует сохранению природы региона, социальной помощи различным группам населения. Встречи с ветеранами, благотворительные концерты, другие формы практик позволяют активизировать социально-творческую деятельность, сформировать знания норм общения и поведения с людьми различного возраста.

Для приобретения опыта социально-творческой деятельности необходимо организовывать коллективно-творческие мероприятия, социальные акции, социально значимые проекты. Так, в МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды в рамках комплексной программы воспитания «Республики юного волонтера» проводятся различные социальные акции: благотворительные (абонемент концертных программ «Дети - детям»; акция «По сбору корма для животных» с центром помощи и защиты животных «Велес», акция «Лапа дружбы», сбор гигиенических средств, подарков ручной работы для «Дома малютки»); социально-событийные («Урок Добра», сотрудничество с социальным центром для ветеранов «Забота»); патриотические («Поезд Победы», «Все за Победу», «Блокадный хлеб»), трудовые (экоквест по уборке территории школы, посадка деревьев дружбы), исследовательские (проведение опросов, участие в детских научно-практических конференциях, культурно-познавательные маршруты); рекламные (плакат «Чистый берег»). В ходе приобретения опыта социально-творческой деятельности в процессе проведения акций обучающиеся учатся определять свои цели и соотносить их с общественными, с целями коллектива, находить варианты путей и способов ее достижения, вырабатывать на основе рефлексии собственных действий стратегию дальнейших действий.

Необходимо предоставлять возможность детям выступать в различных социальных ролях, осваивая которые они могут усвоить навыки социально-творческой деятельности. Все, что будет реализовываться ребятами, должно иметь гласный характер, чтобы и обучающиеся, и педагоги, и родители знали об общественной значимости социально-творческой деятельности. Так, в МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» существует свой раздел на сайте школы, в котором представлены отчеты о проведенных акциях и мероприятиях, указаны наиболее активные участники, размещены благодарности от администрации, представителей общественных организаций отрядам, педагогам.

В учреждении дополнительного образования должна быть создана особая социально-творческая среда, в которой обучающиеся осваивают опыт организации социальной жизнедеятельности, взаимодействия со сверстниками, педагогами, родителями, представителями администрации, общественности, виртуальными партнерами в новых условиях и ситуациях, находя самостоятельно решение проблем. В коллективе учреждений дополнительного образования должны складываться условия, актуализирующие социально-творческую деятельность. Так, при создании «Республики юного волонтера» ребята приняли активное участие в конкурсах, посвященных выбору названия «республики», ее девиза, логотипа, названий волонтерских отрядов.

В МБУДО «ДШИ № 2 им. В. П. Трифонова» г. Вологды очень активно реализуется идея детского самоуправления. Благодаря такой работе часть ребят проявляет свои лидерские качества, социальную активность, учится руководить малыми коллективами. В некоторых случаях они также появляют активную гражданскую позицию, самостоятельность, ответственность.

Таким образом, формирование опыта социально-творческой деятельности обучающихся дополнительного образования должно осуществляться в ходе организации общения, взаимодействия с людьми, взаимопомощи, включения в социально-преобразующую деятельность, вовлечение их в детские общественные организации, волонтерскую деятель-

ность, создания условий для практической реализации социальных инициатив, включения в реальную социальную практику и детей, и педагогов, и родителей, а также широкий круг общественности; организации коллективно-творческих дел, социальных акций, социально значимых проектов, предоставления возможности детям выступать в различных социальных ролях. Формирование опыта социально-творческой деятельности обучающихся дополнительного образования будет способствовать воспитанию активного гражданина своей страны, представителя этноса, члена социума, знающего и принимающего социальные нормы, действующие в обществе, модели поведения, обладающего навыками социальных отношений, общения, взаимодействия, социально значимыми качествами.

Список литературы

1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 300 с.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 2012. 1376 с.

3. Аверин А. Н. Гносеологический анализ понятия «опыт»: дис. ... канд. филос. наук. Свердловск, 1973. 235 с.

4. Корнеев П. В. Жизненный опыт личности. М.: Политиздат, 1985. 128 с.

5. Всемирная энциклопедия: Философия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. Москва: АСТ; Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. 1312 с.

6. Панов В. Г. Опыт // Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 447.

7. Чорный И. П. Социальный опыт как результат развития сущностных сил человека: дис. ... канд. филос. наук. Черновцы, 1988. 180 с.

8. Завалишина Д. Н. Психологический анализ оперативного мышления. М.: Наука, 1985. 253 с.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд., стер. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2005. 352 с.

10. Сапогова Е. Е. Жизненный и экзистенциальный опыт в автобиографических нарративах личности // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 68-79.

11. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Совершенство, 1998. 432 с.

12. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб: Питер, 2002. 272 с. URL: http://www.inteUect-invest.org.ua/content/userfiles/files/library/Holodnaya_Psihologiya_ intellekta.pdf (дата обращения: 18.07.2021).

13. Елькина О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. Книга для учителя. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2012. 146 с.

14. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 184 с.

15. Колесова С. В. Формирование опыта нравственного поведения ребенка // Вестн. Пермского гос. гуманит.-пед. ун-та. 2017. № 2 (2). С. 32-39.

16. Тлегенова Т. Е. Реализация педагогических условий в процессе формирования опыта творческой деятельности студента в дистанционном образовании // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 1. С. 208-216.

17. Ужан О. Ю. Формирование опыта творческой деятельности старших школьников в процессе интегрированного обучения: дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2018. 194 с.

18. Пескова М. Е. Жизненный опыт как категория и элемент воспитательного процесса // Известия Воронежского гос. пед. н-та. 2008. № 4. С. 33-39.

19. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. М.: Пед. общ-во России, 2002. 224 с.

20. Черняева Т. Н. Формирование профессионального опыта студентов педвуза // Известия Воронежского гос. пед. ун-та. 2007. № 1 (19). С. 92-98.

21. Неясова И. А. Социальный опыт как педагогическая категория // Гуманитарные науки и образование. 2011. № 4 (8). С. 41-44.

22. Голованов В. П. Современные социально-педагогические основы развития системы дополнительного образования: на материалах г. Москвы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 177 с.

23. Неясова И. А., Соколова Ю. Н. Особенности формирования опыта творческой деятельности у младших школьников в условиях дополнительного образования // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 4 (32). С. 45-51.

24. Кадакин В. В., Шукшина Т. И., Замкин П. В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 56-64.

25. Карпушина Л. П., Баранова С. В. Социализация детей и подростков в ходе организации волонтерской деятельности в дополнительном образовании // Гуманитарные науки и образование. 2021. № 1. С. 37-42.

Карпушина Лариса Павловна, доктор педагогических наук, профессор, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). E-mail: [email protected]

Соколова Юлия Николаевна, старший преподаватель, соискатель, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). Е-mail: [email protected]

Баранова Светлана Владимировна, соискатель, Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). Е-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 20.08.2021

DOI 10. 23951/2307-6127-2021-6-76-83

FORMATION OF EXPERIENCE OF SOCIAL AND CREATIVE ACTIVITIES OF STUDENTS IN ADDITIONAL EDUCATION

L. P. Karpushina, Yu. N. Sokolova, S. V Baranova

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russian Federation

The importance of social education of the younger generation is actualized. The necessity of involving children and adolescents in social and creative activities, mastering the experience of constructive interaction with the surrounding reality is substantiated. The value of additional education in the implementation of social education of students is shown. Its value status is noted, seen in the unique social practice of building up the motivational potential of the child's personality to cognition and creativity, the formation of the experience of social and creative activity. The goal is to identify the optimal ways of forming the experience of social and creative activity of students in additional education (on the example of the experience of MBUDO "Children's School of Arts no. 2 named after V. P. Trifonov" in Vologda). The methods of the theoretical level are used, among which the priority is the analysis of scientific literature on the problem under study, generalization, systematization. The research materials are the results of the implementation of a comprehensive education program "Republic of a young volunteer" on the basis of MBUDO "Children's School of Arts no. 2 named after V. P. Trifonov" in Vologda. It was revealed that the formation of the experience of social and creative activities of students of additional education should be carried out in the course of organizing communication, interaction with people, socially transforming activities. It is important to involve the younger generation in children's public organizations, volunteer activities, creating conditions for the practical implementation of social initiatives, including children, teachers and parents, as well as a wide

range of the public in real social practice. Collective and creative affairs, social actions, socially significant projects provide ample opportunities for children to play various social roles, thereby actively participating in social life and the process of its transformation.

Keywords: social education of students, experience, social and creative activity, experience of social and creative activity, additional education.

References

1. Golovin S. Yu. Slovar'prakticheskogo psikhologa [Dictionary of the Practical Psychologist]. Minsk, Kharvest Publ., 1998. 300 p. (in Russian).

2. Ozhegov S. I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: okolo 100 000 slov, terminov i frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of the Russian language: about 100,000 words, terms and phraseological expressions]. Ed. L. I. Skvortsova. Moscow, Mir i obrazovaniye Publ., 2012. 1376 p. (in Russian).

3. Averin A. N. Gnoseologicheskiy analiz ponyatiya «opyt». Dis. kand. filos. nauk [Gnoseological analysis of the concept of "experience". Abstract of thesis cand. of philos. sci.]. Sverdlovsk, 1973. 235 p. (in Russian).

4. Korneyev P. V. Zhiznennyy opyt lichnosti [Life experience of personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1985. 128 p. (in Russian).

5. Vsemirnaya entsiklopediya: Filosofiya [World Encyclopedia: Philosophy]. Ch. scientific. ed. and comp. A. A. Gritsanov. Moscow, AST Publ.; Minsk, Harvest Publ., Sovremennyi literator Publ., 2001. 1312 p. (in Russian).

6. Panov V. G. Opyt [Experience]. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1989. 447 p. (in Russian).

7. Chornyy I. P. Sotsial'nyy opyt kak rezul'tat razvitiya sushchnostnykh sil cheloveka. Dis. kand. filos. nauk [Social experience as a result of the development of human essential forces. Abstract of thesis cand. of philos. sci.]. Chernivtsi, 1988. 180 p. (in Russian).

8. Zavalishina D. N. Psikhologicheskiy analiz operativnogo myshleniya [Psychological analysis of operational thinking]. Moscow, Nauka Publ., 1985. 253 p. (in Russian).

9. Leontiev A. N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow, Smysl Publ., Akademiya Publ., 2005. 352 p. (in Russian).

10. Sapogova E. E. Zhiznennyy i ekzistentsial'nyy opyt v avtobiograficheskikh narrativakh lichnosti [Life and existential experience in autobiographical narratives of personality]. Voprosy psikhologii - Voprosy Psychologii, 2014, no. 1, pp. 68-79 (in Russian).

11. Fridman L. M., Kulagina I. Yu. Psikhologicheskiy spravochnik uchitelya [Psychological reference book of teachers]. Moscow, Sovershenstvo Publ., 1998. 432 p. (in Russian).

12. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence: research paradoxes]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 272 p. (in Russian). URL: http://www.intellect-invest.org.ua/ content/userfiles/files/library/Holodnaya_Psihologiya_intellekta.pdf (accessed 18 July 2021).

13. Elkina O. Yu. Produktivnyy opyt mladshikh shkol'nikov: sostoyaniye i perspektivy razvitiya. Kniga dlya uchitelya [Productive experience of primary schoolchildren: state and development prospects. Book for the teacher]. Moscow, Flinta Publ., 2012. 146 p. (in Russian).

14. Zelentsova A. V. Lichnostnyy opyt v strukture soderzhaniya obrazovaniya (teoreticheskiy aspekt). Dis. kand. ped. nauk [Personal experience in the structure of the content of education (theoretical aspect). Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Volgograd, 1996. 184 p. (in Russian).

15. Kolesova S. V Formirovaniye opyta nravstvennogo povedeniya rebenka [Formation of the experience of moral behavior of a child]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 2017, no. 2 (2), pp. 32-39 (in Russian).

16. Tlegenova T. E. Realizatsiya pedagogicheskikh usloviy v protsesse formirovaniya opyta tvorcheskoy deyatel'nosti studenta v distantsionnom obrazovanii [Realization of pedagogical conditions in the process of forming the experience of student's creative activity in distance education]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - CSUBulletin, 2012, no. 1, pp. 208-216 (in Russian).

17. Uzhan O. Yu. Formirovaniye opyta tvorcheskoy deyatel'nosti starshikh shkol'nikov vprotsesse integrirovannogo obucheniya. Dis. kand. ped. nauk [Formation of experience in the creative activity of senior schoolchildren in the process of integrated learning. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Kemerovo, 2018. 194 p. (in Russian).

18. Peskova M. E. Zhiznennyy opyt kak kategoriya i element vospitatel'nogo protsessa [Life experience as a category and element of the educational process]. Izvestiya VPGU-Izvestiya VPGU, 2008, no. 4, pp. 33-39 (in Russian).

19. Shchurkova N. E. Pedagogicheskaya tekhnologiya [Pedagogical technology]. Moscow, Ped. obshchestvo v Rossii Publ., 2002. 224 p. (in Russian).

20. Chernyayeva T. N. Formirovaniye professional'nogo opyta studentov pedvuza [Formation of professional experience of students of a teacher training university]. Izvestiya VPGU - Izvestiya VPGU, 2007, no. 1 (19), pp. 92-98 (in Russian).

21. Neyasova I. A. Sotsial'nyy opyt kak pedagogicheskaya kategoriya [Social experience as a pedagogical category]. Gumanitarnye nauki i obrazovaniye - Humanities and education, 2011, no. 4 (8), pp. 41-44 (in Russian).

22. Golovanov V. P. Sovremennye sotsial'no-pedagogicheskiye osnovy razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya: na materialakh g. Moskvy. Dis. kand. ped. nauk [Modern social and pedagogical foundations of the development of the system of additional education: on the materials of Moscow. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2000. 177 p. (in Russian).

23. Neyasova I. A., Sokolova Yu. N. Osobennosti formirovaniya opyta tvorcheskoy deyatel'nosti u mladshikh shkol'nikov v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya [Features of the formation of the experience of creative activity in younger schoolchildren in conditions of additional education]. Gumanitarnye nauki i obrazovaniye -Humanities and education, 2017, no. 4 (32), pp. 45-51 (in Russian).

24. Kadakin V. V, Shukshina T. I., Zamkin P. V. Rol' pedagogicheskogo vuza v razvitii sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v regione [The role of the pedagogical university in the development of the system of additional education for children in the region]. Gumanitarnye nauki i obrazovaniye - Humanities and education, 2017, no. 3 (31), pp. 56-64 (in Russian).

25. Karpushina L. P., Baranova S. V. Sotsializatsiya detey i podrostkov v khode organizatsii volonterskoy deyatel'nosti v dopolnitel'nom obrazovanii [Socialization of children and adolescents in the course of organizing volunteer activities in additional education]. Gumanitarnye nauki i obrazovaniye - Humanities and education, 2021, no. 1, pp. 37-42 (in Russian).

Karpushina L. P., Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]

Sokolova Yu. N., Senior Lecturer of the Department, external doctorate student, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]

Baranova S. V., external doctorate student, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviyev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation, 430007).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.