ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
УДК 379.8:371.14
О. Ю. Мацукевич, А. А. Голубева
Московский государственный институт культуры
В представленной статье анализируются процессы внедрения инноваций в систему дополнительного образования детей. На основе преемственности традиций внешкольного образования и опыта культурно-просветительной работы выделяются современные тенденции развития сферы дополнительного образования.
Ключевой фигурой внедрения инноваций в практику дополнительного образования детей является руководитель, его творческий потенциал во многом определяет системное развитие учреждения дополнительного образования детей.
Творческий потенциал руководителя - это личностный ресурс творческого сознания и мышления, организаторских способностей и мотивов творческой деятельности. Этот потенциал реализуется в профессионально-педагогической деятельности руководителя, который нуждается в овладении основами педагогического мастерства и организации творческого взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса.
Ключевые слова: творческий потенциал, педагогический менеджмент, социально-культурная деятельность, руководитель учреждения дополнительного образования детей, инновации, социально-культурные условия.
'МАЦУКЕВИЧ ОЛЬГА ЮРЬЕВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
MATSUKEVICH OLGA YURYEVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
Professor of Department of the Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture
2ГОЛУБЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - соискатель кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры, социальный педагог филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Авиационный техникум имени В. А. Казакова» GOLUBEVA ANASTASIYA ALEKSANDROVNA - doctoral student of Department of the Social and Cultural Activities, Moscow State Institute of Culture, social teacher of the branch of the State Budget Professional Educational Institution of the Moscow region "Aviation Technical School named after V. A. Kazakov"
e-mail: [email protected], [email protected] © Мацукевич О. Ю., Голубева А. А., 2017
O. Yu. Matsukevich, A. A. Golubeva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CREATIVE POTENTIAL OF THE HEAD OF THE INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN
In the presented article processes of introduction of innovations in system of additional education of children are analyzed. Based on the continuity of the traditions of extracurricular education and the experience of cultural and educational work, modern trends in the development of the sphere of additional education are singled out. The key figure in introducing innovations into the practice of additional education for children is the leader, his creative potential largely determines the system development of the institution of additional education for children. Creative potential of the leader is a personal resource of creative consciousness and thinking, organizational abilities and motives of creative activity. This potential is realized in the professional and pedagogical activity of the leader, who needs mastering the basics of pedagogical skill and organizing creative interaction among all subjects of the educational process.
Keywords: creative potential, pedagogical management, socio-cultural activity, head of the institution of additional education for children, innovations, socio-cultural conditions.
Для цитирования: Мацукевич О. Ю., Голубева А. А. Социально-культурные условия развития творческого потенциала руководителя учреждения дополнительного образования детей // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 186-193.
Проблема данной статьи состоит в выявлении совокупности социально-культурных условий, которые определяют развитие творческого потенциала руководителя учреждения дополнительного образования детей. При этом сам творческий потенциал руководителя понимается как значимый фактор инновационного развития всей системы дополнительного образования детей в нашей стране.
В контексте педагогического исследования особую актуальность приобретают следующие вопросы: что представляет собой творческий потенциал руководителя, каковы условия для его оптимального развития и чем, собственно, определяется значение оптимальной реализации творческого потенциала руко-
водителя в инновационной деятельности современного учреждения дополнительного образования детей?
Особенности современной социально-культурной ситуации, в которой осуществляется управленческая деятельность в дополнительном образовании, и её динамические характеристики оказывают значительное влияние на педагогический менеджмент.
В программных документах модернизации отечественного образования, в частности — в «Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года» [6] выделены перспективы: а) ускорения темпов движения к «открытому» образованию, ориентированному на образовательные потреб-
ности и ожидания различных социальных групп, личностные запросы детей и их родителей, требования социума к подготовке детей к продуктивной деятельности; б) расширения масштабов межкультурного взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с окружающим социумом и развития различных форм сетевого взаимодействия;
в) обеспечения готовности реализации принципа непрерывного образования - «обучение в течение всей жизни»;
г) актуализации способности руководителей к творческой инновационной деятельности, что отражает социально-культурную природу профессионально-педагогической деятельности руководителя, детерминированную культурными ценностями и социальными нормами.
Однако, учитывая фактор необходимости организации дополнительного образования и в учреждениях социально-культурной сферы, некоммерческом и частном секторах, привлечения широкой общественности к осуществлению управленческой деятельности, потребность в совершенствовании требований к кадровому обеспечению дополнительного образования актуализирует поиск новых подходов реализации творческого потенциала руководителей.
Данная тема отражена в педагогических исследованиях Л. В. Мардахаева, Т. В. Пушкаревой, Л. И. Фишман, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, Е. А. Левановой, А. В. Мудрика (область педагогического менеджмента); в концепциях творчества и формирования творческого мышления А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Г. С. Альтшул-лера, Д. Б. Богоявленской, И. П. Гладили-ной [2], А. А. Деркача, Т. С. Комаровой,
Э. И. Сокольниковой, С. Ю. Сенатор и др. Востребованы подходы Ю. А. Акуниной, И. Н. Ерошенкова, О. В. Ваниной, И. А. Герасимовой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Кра-сильникова, Е. Ю. Стрельцовой, О. Ю. Мацукевич [7], Н. В. Шарковской [9], Н. Н. Ярошенко [10] и других - в определении закономерностей организации социально-культурной деятельности и преемственности традиций внешкольного образования в педагогике досуга.
В нашем понимании творческий потенциал руководителя учреждения дополнительного образования детей представляет собой совокупность профессиональных и личностных качеств, определяющих возможности и границы его участия в управленческой деятельности с учётом поставленных целей и задач развития организации, который включает в себя: мыслительные способности, позволяющие осуществлять анализ, прогнозирование, планирование и оценку деятельности учреждения; лидерские качества и способности к эмоционально-творческому взаимодействию, дающие ему возможность мотивировать коллектив к инновационной деятельности.
Как личностный ресурс творческого сознания и мышления, творческий потенциал руководителя предполагает наличие способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создаётся продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью, реализуется в профессионально-педагогической деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
Однако творческий потенциал может быть раскрыт, но может остаться и неак-туализированным. Это связано с теми
условиями, в которых феномен развивается, ибо существующие ограничения, имеющие имплицитную форму, способны сдерживать раскрытие творческого потенциала.
Наиболее целостно процесс актуализации творческого потенциала личности в профессиональной деятельности раскрыт в акмеологических исследованиях А. А. Дергача, В. Г. Зазыкина, М. М. Ка-шапова [4], в которых подвергаются анализу закономерности, тенденции, условия и факторы, способные влиять на самоосуществление человеком своего творческого потенциала в том процессе, который связан с его профессиональной деятельностью.
В обобщённом виде творческий потенциал представляется некоей энергией, способной развивать природные способности и качества человека, что в итоге даёт толчок для всестороннего осуществления личностью своей индивидуальной и социальной субъектности.
Реализация творческого потенциала предполагает переход из скрытого состояния во внешнюю деятельность, поэтому необходимы оптимальные условия, способствующие раскрытию творческой энергетики руководителя как менеджера, владеющего механизмами педагогического мастерства, организатора творческого взаимодействия всех субъектов воспитания.
Думается, что в качестве социально-культурных условий реализации творческого потенциала руководителя учреждения дополнительного образования детей могут быть выделены:
А) Усиление роли личностно-ориен-тированного подхода в формировании профессионально-педагогических компе-
тенций и лидерских качеств руководителя. Процесс реализации творческого потенциала связан с профессиональным и личностным ростом, осмыслением не только своих действий и себя в обществе, но и в профессиональной деятельности. Нами выделяются аспекты: внутренний - личностный аспект, когда реализация рассматривается как состояние, цель или результат, которых человек может достичь в ходе личностного роста и развития как субъекта собственной жизни; и внешний — деятельностный аспект, согласно которому реализацию рассматривают как процесс или средство, позволяющее достичь жизненного успеха, включая и профессиональную сферу.
В ситуации множественности смыслов перед руководителем всегда возникает проблема выбрать правильную стратегию деятельности. Это связано с той объективной необходимостью, когда возникает потребность принимать на себя ответственность за последствия определённых педагогических действий. Реализация творческого потенциала педагога и направлена на то, чтобы преобразовать жизненную ситуацию. Её связывают с творческим поиском: от видения и постановки проблемы до выдвижения предложений, гипотез, их проверки, познавательной рефлексии, способных в целом обеспечить косвенное влияние, формирующее образ «Я» в профессии и жизни [4].
Б) Совершенствование педагогической системы оценки качества управления учреждением дополнительного образования детей. Личностный потенциал руководителя неразрывно связан с профессиональной деятельностью и средой реализации творческих инициатив.
Сфера деятельности руководителя, форма собственности руководимого им учреждения, конкретные особенности корпоративной культуры организации и т.д. обуславливают развитие рефлексивного типа творческого мышления. Готовность и способность к творческой деятельности выступает важным показателем социально-культурной и профессионально-педагогической деятельности руководителя.
Поэтому мониторинг качества управления должен осуществляться на основе системы критериев (компетентност-ный; интеллектуально-потенциальный; мотивационно-рефлексивный; креативный) и соответствующих им показателей (знания, умения, способности; активность, самостоятельность и системность; критичность и рефлексивность, мотивация; гибкость и инновационность мышления) [3].
В) Организация неформального управленческого общения; формирование информационно насыщенного пространства учреждения в условиях глобализации социокультурных процессов. Ресурсная база современных учреждений дополнительного образования детей позволяет самостоятельно устанавливать программы дистанционного общения и инициировать самодеятельные творческие инициативы руководителей. Поэтому организация самодеятельных масштабных дискуссий посредством сетевых коммуникаций, форумов обмена опытом, интернет-сайтов для личност-но-ориентированного повышения педагогического мастерства, предоставления доступа к качественному информационному ресурсу позволяет руководителям оптимально реагировать на проблемные
ситуации, независимо от административной и территориальной принадлежности.
Г) Сохранение вариативности в выборе траектории личностного развития детей в условиях многообразия форм социально-культурной деятельности. Опыт реформирования внешкольных учреждений позволил создать новый тип образовательного учреждения, основное предназначение которого — развивать мотивацию личности учащихся к познанию и творчеству, реализовать дополнительные образовательные программы и услуги с учётом личностных, общественных и государственных интересов. В настоящее время в каждом субъекте страны действуют целые сети учреждений дополнительного образования - спортивные, художественные, музыкальные школы, центры детского творчества, специализированные школы по различным направлениям.
Вместе с тем на современном этапе стала очевидной ситуация внедрения интегрированных подходов с целью обновления содержания деятельности дополнительного образования детей. Мониторинг результатов широкомасштабных дискуссий педагогического форума Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России "Интеграция"[8]», профессионального педагогического сообщества Международного Арт-благотворительного фестиваля самодеятельного художественного творчества детей и молодёжи «Роза ветров» [1] за период 2011-2016 годов позволил выделить и обосновать принцип перехода от отраслевого к региональному построению системы дополнитель-
ного образования. Думается, что учёт данного подхода позволит изменить мно-гопрофильность детских объединений; стать совокупными по роду деятельности, модульными по способу организации, вариативными по удовлетворению интересов и склонностей детей.
В связи с этим концепция инновационного управления учреждением дополнительного образования детей может быть представлена как система, содержащая множество различных идей, а также факторов, обеспечивающих её построение и функционирование.
Её отличительными особенностями становятся: 1) совокупность стратегического, тактического, оперативного самоуправления; 2) максимальная ориентация на развитие деятельности учреждения и педагогического коллектива;
3) реализация принципа обратной связи, обеспечивающей необходимый уровень контроля за реальными результатами, отвечающими социальным потребностям;
4) открытость, многофакторность, про-гностичность и самовоспроизводимость результатов.
Суммируя вышесказанное, можно предположить, что поступательность инновационного развития учреждения может быть достигнута благодаря учёту: комплексности, в условиях которой интегрируется общее и дополнительное образование; продуктивности, рассматривающей развитие внутренних ресурсов образовательного учреждения за счёт следования инновациям; открытости, предполагающей сложную систему взаимосвязи учреждения дополнительного образования с социально-культурным окружением, общественными структурами [2].
Как следствие, творческий потенциал руководителя позволяет обеспечить поэтапное инновационное развитие учреждения дополнительного образования детей, организовать продуктивное управленческое общение с педагогическим коллективом посредством реализации аналитико-прогностической, организационно-преобразовательной, контрольно-оценочной, мотивационно-деятель-ностной и развивающе-рефлексивной функций.
Примечания
1. Арт Фестиваль «Роза Ветров» : Фестивали и конкурсы детского и юношеского творчества [Электронный ресурс] : официальный сайт. URL: http://rosavetrov.ru/
2. Гладилина И. П. Социокультурная парадигма обучения и воспитания одаренных детей и молодежи // Право и образование. 2013. № 11. С. 49-56.
3. Голубева А. А. Творчество как фактор индивидуальной траектории развития управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2016. № 2 (70). С. 194-198.
4. Деркач А. А. Акмеология : личностное и профессиональное развитие человека / Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2000-. Книга 2. Акмеологические основы управленческой деятельности, 2000. 534 с.
5. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учебное пособие для студентов вузов по специальности «Социально-культурная деятельность». Москва : ВЛАДОС, 2004. 220 с.
6. Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020
года [Электронный ресурс] : утверждения Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. Электрон. дан. 08.09.2014. URL: http://www.con-sultant.ru/law/hotdocs/36940.html/
7. Мацукевич О. Ю. Социальное партнерство в сфере культуры // Социально-культурная деятельность в условиях модернизации России : сборник статей по материалам всерос науч.-практ. конференции (24-25 января 2013 г.). Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУКИ, 2013. С. 252-258.
8. Общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России "Интеграция"» [Электронный ресурс] : официальный сайт. URL: http://integraciya.org/
9. Шарковская Н. В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования : структурно-функциональный подход : дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.05, 13.00.08 / Шарковская Наталия Владимировна ; Московский государственный университет культуры и искусств. Москва, 2009. 425 с.
10. Ярошенко Н. Н. Культурно-антропологический подход в теории социально-культурной деятельности // Социально-культурная деятельность : векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Международной электронной научно-практической конференции, 19-20 мая 2017 г. / КазГИК ; науч. ред. П. П. Терехов, Д. В. Шамсутдинова, Л. Ф. Мустафина. Казань : Бриг, 2017. С. 11-16.
References
1. Art Festival "Rose of the Winds": Festivals and contests of children's and youthful creativity. Available at: http://rosavetrov.ru/
2. Gladilina I. P. A Social and Cultural Paradigm of Education and Training of Gifted Children and Youth. Law and Education. 2013, no. 11, pp. 49-56. (In Russian)
3. Golubeva А. A. Creativity as a factor of individual trajectory of administrative competence of the head of the educational institution. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 2 (70), pp. 194198. (In Russian)
4. Derkach A. A. Akmeologiya: lichnostnoye i professional'noye razvitiye cheloveka. Kniga 2. Akmeologicheskiye osnovy upravlencheskoy deyatel'nosti [Acmeology: personal and professional development of a person. Book 2. Acmeological foundations of management activity]. Moscow, 2000. 534 p.
5. Eroshenkov I. N. Kul'turno-vospitatel'naya deyatel'nost' sredi detey i podrostkov [Cultural and educational activity among children and adolescents]. Moscow, Humanities Publishing Center «VLADOS», 2004. 220 p.
6. Kontseptsii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey na period do 2020 goda: utverzhdeniya Rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 04.09.2014 N 1726-r [Concepts for the development of additional education for children up to 2020 [Electronic resource]: approval by the Order of the Government of the Russian Federation of 04.09.2014 N 1726-r]. Available at: http://www.con-sultant.ru/law/hotdocs/36940.html/
7. Matsukevich O. Yu. Sotsial'noye partnerstvo v sfere kul'tury [Social partnership in the sphere of culture]. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' v usloviyakh modernizatsii Rossii : sbornik statey po materialam vseros nauch.-prakt. konferentsii (24-25 yanvarya 2013 g.) [Socio-cultural activities in the context of Russia's modernization: a collection of articles on materials all-Russian scientific-practical. conference (24-25 January 2013)]. St. Petersburg, Publishing House of St. Petersburg State University of Culture and Art, 2013. PP. 252-258.
8. Obshcherossiyskaya obshchestvennaya organizatsiya "Natsional'naya sistema razvitiya nauch-noy, tvorcheskoy i innovatsionnoy deyatel'nosti molodezhi Rossii "Integratsiya" [All-Russian
^ Социально-культурная деятельность ВНТг 1
public organization "National system for the development of scientific, creative and innovative activities of the youth of Russia "Integration"]. Available at: http://integraciya.org/
9. Sharkovskaya N. V. Formirovaniye sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyakh kul'tury i obrazovaniya: strukturno-funktsional'nyy podkhod. Diss. dok. ped. Nauk [Formation of socio-cultural activity of the individual in institutions of culture and education: structural and functional approach. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 2009. 425 p.
10. Yaroshenko N. N. Cultural-anthropological approach to the theory of socio-cultural activities. In: Terekhov P. P., Shamsutdinova L. V., Mustaflna L. A., ed. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' : vektory issledovatel'skikh i prakticheskikh perspektiv : materialy Mezhdunarodnoy elektronnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 19-20 maya 2017 g. [Socio-cultural activity: vectors of research and practical perspectives: materials of the International Electronic Scientific and Practical Conference, May 19-20, 2017]. Kazan, Publishing House "Brig", 2017. Pp. 11-16. (In Russian)