Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей'

Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / ДЕТИ / СПОСОБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DEVELOPMENT / CREATIVE ACTIVITY / PERSON / CHILDREN / ABILITIES / PERSONALITY / CREATIVITY / LEISURE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Александра Валериевна

Представлены основные подходы зарубежных и отечественных ученых к проблеме развития творческой активности детей в современных условиях. Проанализировано несколько определений «творческой активности». На основе анализа нормативных документов в сфере образования и культуры, а также теоретических источников по проблеме исследования обоснована актуальность поддержки развития творческой активности подрастающего поколения. В исследовании определены предпосылки и функции творческой активности. Приведен пример определения «творческой активности» с точки зрения психологических условий, определяющих развитие личности ребенка как показателя успешного присвоения культурно-досугового опыта. Творческая активность проявляется во включении детей в креативную, созидательную деятельность, направленную на реализацию потенциала личности, ее саморазвитие. Творческая активность распространяется на продуктивные процессы, необходимые для скорейшего выхода из проблемных ситуаций, возникающих в управленческой среде, секторах образования и политике, области культуры, при осуществлении инновационной деятельности, а также в случае практической реализации новых форм творческого взаимодействия. Подобное явление объясняется огромным потенциалом творческой активности в таких социальных отношениях, как «человек человек», «человек общество», «человек природа», «человек знаковые системы», «человек техника», «человек художественный образ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Александра Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological bases of children's creative activity development

We present main approaches of foreign and domestic scientists to a problem of children's creative activity development in contemporary conditions. We analyze several definitions of “creative activity”. We substantiate the relevance of creative activity development support of younger generation based on the analysis of regulating documents in education and culture, as well as theoretical sources on a research problem. We define prerequisites and functions of creative activity. We give the definition example of “creative activity” in terms of the psychological conditions defining personal development of child as an indicator of successful assignment of cultural and leisure experience. Creative activity appears in inclusion of children in the creative, originative activities aimed at implementation of potential of the personality, its self-development. Creative activity extends to productive processes necessary for the quickest way out of problematic situations that arise in the management environment, education and politics sectors, cultural field, in the implementation of innovation activities, as well as in the case of new forms of creative interaction practical implementation. This phenomenon is due to the enormous potential of creative activity in such social relations as “person person”, “person society”, “person nature”, “person sign systems”, “person technology”, “person artistic image”.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей»

DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181-120-127 УДК 379.8.092.2

Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей

Александра Валериевна ДМИТРИЕВА

ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2992-1669, e-mail: [email protected]

Theoretical and methodological bases of children's creative activity development

Aleksandra V. DMITRIEVA

Moscow City University

4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2992-1669, e-mail: [email protected]

Аннотация. Представлены основные подходы зарубежных и отечественных ученых к проблеме развития творческой активности детей в современных условиях. Проанализировано несколько определений «творческой активности». На основе анализа нормативных документов в сфере образования и культуры, а также теоретических источников по проблеме исследования обоснована актуальность поддержки развития творческой активности подрастающего поколения. В исследовании определены предпосылки и функции творческой активности. Приведен пример определения «творческой активности» с точки зрения психологических условий, определяющих развитие личности ребенка как показателя успешного присвоения культурно-досугового опыта. Творческая активность проявляется во включении детей в креативную, созидательную деятельность, направленную на реализацию потенциала личности, ее саморазвитие. Творческая активность распространяется на продуктивные процессы, необходимые для скорейшего выхода из проблемных ситуаций, возникающих в управленческой среде, секторах образования и политике, области культуры, при осуществлении инновационной деятельности, а также в случае практической реализации новых форм творческого взаимодействия. Подобное явление объясняется огромным потенциалом творческой активности в таких социальных отношениях, как «человек - человек», «человек -общество», «человек - природа», «человек - знаковые системы», «человек - техника», «человек - художественный образ».

Ключевые слова: развитие; творческая активность; человек; дети; способности; личность; творчество; досуговая деятельность

Для цитирования: Дмитриева А.В. Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 181. С. 120-127. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181-120-127

Abstract. We present main approaches of foreign and domestic scientists to a problem of children's creative activity development in contemporary conditions. We analyze several definitions of "creative activity". We substantiate the relevance of creative activity development support of younger generation based on the analysis of regulating documents in education and culture, as well as theoretical sources on a research problem. We define prerequisites and functions of creative activity. We give the definition example of "creative activity" in terms of the psychological conditions defining personal development of child as an indicator of successful assignment of cultural and leisure experience. Creative activity appears in inclusion of children in the creative, originative activities aimed at implementation of potential of the personality, its self-development. Creative activity extends to productive processes necessary for the quickest way out of problematic situations that arise in the management environment, education and politics sectors, cultural field, in

120

© Дмитриева А.В., 2019

the implementation of innovation activities, as well as in the case of new forms of creative interaction practical implementation. This phenomenon is due to the enormous potential of creative activity in such social relations as "person - person", "person - society", "person - nature", "person -sign systems", "person - technology", "person - artistic image".

Keywords: development; creative activity; person; children; abilities; personality; creativity; leisure activities

For citation: Dmitrieva A.V. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy razvitiya tvorcheskoy aktiv-nosti detey [Theoretical and methodological bases of children's creative activity development].

Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 181, pp. 120-127. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-181120-127 (In Russian, Abstr. in Engl.)

Модернизация в сфере общего и дополнительного образования ориентирована на подготовку молодого поколения к проектированию собственной профессиональной деятельности, их познавательное развитие и духовное обогащение. Трансформация традиционной нормативной системы образования направлена на перестройку по открытой модели, отличительной особенностью которой выступает творческий характер процесса обучения [1, с. 196]. Данное явление объясняется многочисленными факторами, к которым могут быть отнесены инновационный характер общественного развития, постоянное изменение культурного пространства, динамика социальных реалий, стремление личности раскрыть внутренний потенциал в современном творческом мире. Очень часто человек сталкивается с ситуацией энтропии (неопределенности), что требует от него способности и готовности принимать трансформационные процессы как очевидный факт. Постоянное движение мировых процессов будет интерпретироваться им не как совокупность чрезвычайных происшествий, а как логичный ход жизни, что подразумевает умение мгновенно анализировать и оценивать сложившуюся ситуацию, принимать и реали-зовывать решения, действовать творчески.

Развитие активной и творческой личности, способной к позитивному созданию нового, преобразованию имеющегося опыта и анализу результатов деятельности других, утверждается в ключевых нормативно-правовых документах системы образования и культуры: национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»1, федераль-

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271). Доступ из СПС Гарант.

ном законе «Об образовании в РФ» (273)2, в Основах законодательства Российской Федерации о культуре3, Федеральных государственных образовательных стандартах и др.4

Каждому человеку свойственна потребность в творчестве, особенно в юном возрасте. Благодаря творческой деятельности обеспечивается духовное совершенствование, личность ощущает внутреннее удовлетворение [2, с. 67]. Досуговые занятия могут быть наполнены творческим компонентом, возможности творчества безграничны. Любая деятельность может быть творческой, если она увлекает, обогащает человека душевно, развивает его креативные способности [3, с. 76].

Предпосылками появления проблемы развития творческой активности, как таковой, являются следующие.

1. Трансформация условий экономического и социокультурного развития человечества, когда на смену индустриальной и уже информационной эпохе приходит новая, эпоха творчества и инноваций и новое креативное общество ("creativogenic society"). В настоящее время активность человека становится итогом преобразующей деятельности в творческом, культурном контексте, при котором на творческий процесс оказывают непосредственное влияние знания, общение с окружающими людьми, взаимодействие с

2 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 с изм. 2018 г. Доступ из СПС Гарант.

3 Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 05.12.2017). Доступ из СПС КонсультантПлюс.

4 О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 // Российская газета. 2000. 11 окт.; О федеральной целевой программе «Культура России (2012-2018 годы)»: постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 186. Доступ из СПС Гарант.

продуктами их деятельности. Активность наблюдается не только в сознании личности, но и в ходе взаимовлияния человеческих мыслей и культур, что позволяет говорить о важности социального измерения в творчестве, наличии иных вариантов социокультурного развития.

2. Конкретная творческая ситуация -творческая энтропия (неопределенность в состоянии среды), диссинхрония творческих реалий во всех сферах социальных отношений - творческие изобретения, контрасты, несправедливость, несовершенство и др. [4].

В современном обществе творческой активности присущи значимые функции:

- теорческо-преобразующая функция представляет собой воссоздание и создание творческих продуктов, практическое воплощение реалий современного мира, благодаря которым обеспечивается его трансформация;

- мотивационная функция выражается в мотивировании творчеством других, творческой деятельности «для других»);

коммуникативная функция подразумевает эффективное межличностное взаимодействие при проведении сотворческой деятельности и сопутствующем общении;

- адаптационная функция интерпретируется как творческая адаптация и социализация личности при изменении условий социальной и творческой сред;

- прогностическая функция реализуется в ходе разработки будущих культурно -творческих событий, предугадывании хода и направления творческого развития личности, социума;

- экзистенциальная функция важна для личностного самосознания и саморазвития, познания творца, появления креативной модели мира и позиции творца [5, с. 55].

Творческая активность - это важное явление, обусловленное сложными, порой проблемными ситуациями, с которыми сталкивается современный человек. Важно подчеркнуть, что в научной среде понятие «творческая активность», как проявление творчества личности в социуме, стало употребляться недавно. Повышенный интерес к «творческой активности» обусловлен, прежде всего, развитием государственных программ, апеллирующих к детскому творчеству: необходима четкая структура и систематизация опыта и знаний в создании благо-

приятных условий для развития творческой активности в условиях культурно-досуговых центров. Необходим поиск теоретико-методологического и научно-методического обеспечения данного процесса [6, с. 323].

С научной точки зрения, термин «творчество» обладает рядом противоречий и интерпретаций. Известные представители гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) считают, что «творчество» является источником личностного роста [5, с. 55], а Э. Фромм утверждал, что творчество является источником к саморазвитию личности [7, с. 246]. Одна из главных проблем творческого развития сосредоточена в том, что, используя одни и те же понятия -«творчество», «социально-культурная активность», - научные деятели вкладывают в них полярно разные смыслы [8]. Отечественный психолог Я.А. Пономарев утверждает, что «творчество» все же не должно граничить с термином «деятельности» [9, с. 202]. Отсюда следует, что есть потребность в определении базовых установок. В.Н. Дружинин подчеркивает, что без объяснения самого творчества невозможно распознать природу творческих способностей личности, наряду с этим он признает, что именно понятие «творчество» является первоосновой для разных суждений, определений, теорий и парадигм [10, с. 356].

A.В. Соколов указывает на свободный характер творчества: «Творчество не бывает подневольным, оно не осуществляется «по заказу». Люди творят культурные ценности не потому, что могут это сделать, а потому, что не могут не творить. Существует бессознательное побуждение к творчеству, которое совпадает с абсолютной потребностью в самореализации, свойственной человеку. Признанные обществом результаты творческих актов обобществляются, включаются в социальную память и таким образом становятся социально-культурными ценностями» [11, с. 9].

B.А. Сухомлинский считал, что ребенок уже в годы детства, и особенно в отрочестве и ранней юности, должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества [12, с. 378].

На наш взгляд, творческая активность является синонимом деятельности, инициативы, энергии, применяется к тем детям, ко-

торые показывают наиболее высокие достижения в каком-либо виде искусства (музыка, танец, изобразительное творчество, театр и др.). В традиционных психолого-педагогических исследованиях «творческая активность» интерпретируется через термин «специальные способности». В таких ситуациях дети активно заняты в учреждениях дополнительного образования, культурного досуга, благодаря выбранному виду деятельности раскрывая свой потенциал.

Осмысление понятия «творческая активность» приводит нас к пониманию того, что способности детей, в том числе и художественные, продуктивнее всего развиваются при адекватном совершенствовании мотивацион-ной, эмоционально-волевой сфер личности и функциональных видов ее активности в культурно-типовых ситуациях. Иными словами, творческая активность помогает высвободить созидательный потенциал ребенка через мобильность в создании новых альтернатив и стабилизации принятых решений.

По мнению Е.Е. Кравцовой, творческая активность, являясь показателем психологической готовности ребенка к обучению в школе, свидетельствует: во-первых, о формировании активного стремления личности к самостоятельному познанию как предметной, так и социальной действительности; во-вторых, о сформированности действенно-преобразующего типа знаний, являющегося показателем качественного присвоения культурного-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями [13, с. 3-19].

Творчество, являясь высшим уровнем усвоения информации в отечественной психологии, трактуется как «деятельность, направленная на получение нового, нетривиального продукта, имеющего значение в развитии культуры, науки, производства» [1 2, с. 27]. Детское творчество, согласно Л.С. Выготскому, Я.А. Пономареву, Д.Б. Богоявленской, В.А. Петровскому, характеризуется следующими специфическими особенностями:

- субъективной новизной продукта деятельности;

- оригинальностью;

- вариативностью решений; проявлением интеллектуальной активности в процессе решения нетривиальных задач;

переживанием интеллектуальных эмоций в процессе преодоления когнитивных затруднений, проявляющихся на пути достижения цели деятельности.

Развитие ребенка как субъекта деятельности, познания и общения, убедительно доказанное в теории и практике психологических и педагогических исследований (А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселов, Е.О. Смирнова и др.), происходит не только в результате многочисленных видов деятельности, предлагаемых дошкольникам при учете их возрастных особенностей, но и в ходе самостоятельной деятельности детей, когда позиция субъекта собственного развития осваивается ребенком, творчески преобразующем социокультурный продукт. Одним из психологических условий, благодаря которому происходит переход от деятельности, предложенной взрослым человеком, к деятельности, инициируемой и творчески осуществляемой самим ребенком, выступает построение образовательной деятельности с учетом зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Творческая активность анализируется специалистами еще в одном ключе - как и в какой степени она проявляется в разные периоды жизни (от младенчества до старости). «Актуальной активностью» называют ту активность, которая была замечена родителями, педагогическим коллективом, психологами. «Потенциальная активность» - это та активность, которая не очевидна для окружающих, не обнаруживается при общении и наблюдении за ребенком. Заложенные таланты еще в детстве подремонтировали В. Гюго, Г.В. Лейбниц, И.И. Мечников, юный В.А. Моцарт проявлял повышенный интерес к музыкальному творчеству. Однако были те, кто достиг профессиональных успехов в зрелом возрасте.

Так, Г. Мендель, основоположник генетики, сделавший открытие закономерностей наследования, происходил из крестьянской семьи и не мог получить от родителей помощь в образовании (как средовой компонент для развития интеллекта, активности). Но, повзрослев, он развил свои наследственные задатки и приобретенные качества личности: целеустремленность, интерес к науке, познавательную и творческую активность [14, с. 29-31].

Сегодня можно утверждать, что в педагогической науке творческая активность интерпретируется как способность, благодаря которой проявляется свойство личности выходить за пределы привычного, известного, принимать нестандартные решения, создавать оригинальные ценности, что свидетельствует о практической реализации творческих возможностей.

Среди отечественных исследователей проблем креативности, поддерживающих подход к интерпретации творческой активности как «интегративной способности, вбирающей в себя целые системы взаимосвязанных способностей элементов», можно выделить А.В. Хуторского. Ученый описывал креативную, когнитивную и методическую деятельности при организации образовательного процесса, благодаря которым обеспечивается зарождение креативных, когнитивных, методических качеств личности педагога (руководителя). А.В. Хуторской относил к таким качествам нестандартность мышления, сообразительность, изобретательность, интуицию, богатое воображение, ассоциативность [15, с. 22].

Человек - существо биосоциальное. Развитие человека, эволюция его сознания, ее направление зависит от общественных социальных факторов, а также от труда усилий самого человека. Однако эти качества личности могут быть реализованы, прежде всего, в семье. Семья - это первоначальный социум, который способствует развитию основополагающих для всей дальнейшей жизни творческих качеств личности [16, с. 78-84]. Досуго-вая деятельность позволяет достичь цели сохранения здоровья личности, поскольку включает в себя разнообразные формы отдыха, привлечение творческой инициативы, обеспечивает активизацию личности на основе выбора благоприятного образа жизни [17, с. 554-557]. Физическое и духовное развитие становится возможным благодаря организованному досугу, в сознании личности утверждаются этические нормы и нравственные ценности, творческий потенциал человека раскрывается, обогащается, а каждый член семьи наполняется культурными знаниями, положительными эмоциями и хорошими воспоминаниями [18].

В научной литературе дети характеризуются как активные, если имеют высокие

результаты в одной или нескольких сферах деятельности: спорте, художественной деятельности, демонстрируют академические и интеллектуальные достижения.

Сегодня творческая активность исследуется в прямой взаимосвязи с самим творчеством, индивидуальными особенностями личности, чувством юмора, интеллектом, которые сопряжены с одаренностью и талантом человека. Творческая активность мыслится как способность воспринимать мир иначе, находить, придумывать, создавать необычные вещи, творчески преобразовывая окружающую действительность.

Собственно, суть личностного смысла обнаруживается в составлении личностью, ребенком, предметно значимых по своей сути общественных программ с реальными планами осуществления социально-культурной деятельности в конкретный период свободного времени. Главное его предназначение, производимого от социальной позиции в сфере культуры, - достижение продуктивности в организации и проведении досуга, так как через нее ребенок может быть вовлечен в ее коллективную форму. С помощью личностного смысла, имеющего духовно-нравственное содержание, устанавливаются многовариантные ролевые отношения ребенка с миром искусства, благодаря которым происходит практическое воплощение педагогических технологий социокультурной анимации. Трансформация досугового поведения становится причиной изменения личностного смысла. Творческое развитие подрастающего поколения, его становление замедляются ввиду низкой личной осознанности, что порождает социально-культурную исполнительность. Социально-культурная инициативность появляется благодаря ярко выраженной личной осознанности важности творческого развития.

Соответственно, в качестве условий выступают следующие положения:

стимулирование стремления детей к проявлению творческой активности в ходе социально-культурной работы, выполняющейся в период досугового времени;

- формирование способности применять психолого-педагогические знания для расширения культурно-досуговой деятельности, организуемой на профессиональном уровне;

использование заданий, создание обучающих ситуаций, благодаря которым происходит обнаружение и развитие творческой активности детей.

Важно подчеркнуть, что данный процесс необходимо сопровождать внимательным изучением образовательных, культурных потребностей каждого ребенка, учетом индивидуально-психологических особенностей личности, что позволит обеспечить высокий результат организации творческого процесса. В профессиональной деятельности специалисты утверждают значимость постоянного обновления форм самостоятельной работы детей, установления и поддержания гармоничной обстановки внутри детского коллектива. Профессиональная творческая среда может возникнуть только тогда, когда в сознании человека будет сформирована ее эталонная модель.

Также для успешного осуществления методики по развитию творческой активности детей предполагается постижение сути эмоционального тона и стиля социально-культурной деятельности.

Эмоциональный тон - наполненность содержания творческой активности состояниями-чувствами, выражающими оценочное отношение личности проведению досуга, а также к происходящим событиям в культурной жизни. Стабильность эмоционального тона, заключающаяся в виде совокупности впечатлений от участия в благотворительном концерте, посещения выставки, совершения экскурсии, роли в спектакле, оценивается по состоянию личности, в которое та погружается, оказываясь в той или иной ситуации. Эмоциональный тон возникает благодаря таким основаниям, как рефлексивное, социальное, чувственное. Человек, взаимодействуя с миром культуры, порождает социальное основание, а рефлексивное основание зависит от степени значимости совершаемых действий в культурном окружении, а также отношения к участникам социально-культурной деятельности, слагающимися с учетом ее духовных ценностей.

Стиль социально-культурной деятельности - система социального и личностно-ориентированного взаимодействия: взаимного влияния на субъектов - участников анимационной деятельности, основанных на механизмах проецирования, доверия, межлич-

ностного взаимопонимания, взаимных социальных действий в досуговых центрах творчества, любительских студиях. Рассматриваемые механизмы проявляются, исходя из степени развитости человека, в связи с этим демонстрируются посредством социально-культурной деятельности как на высоком, так и на низких уровнях. Немаловажно также обладание руководителей социально-педагогическими навыками различения доверия к себе у детей, образующих социальную группу. В каждой досуговой среде распространены особые варианты социального поведения, зависящие от культурных норм и традиций. В ходе непосредственной деятельности происходит установление и развитие стиля работы, к которому относятся директивный, непоследовательный, коллегиальный. Человек начинает осознавать особенности поведения, замечать индивидуальные черты участников анимационной деятельности, характер и глубину их культурного самоопределения. Культура общества также оценивается и воспринимается, исходя из конкретной жизненной ситуации. Обозначенные концепции в реальной жизни находятся в тесной связи, в связи с этим модель творческой активности личности предстает как совокупность многочисленных и переплетенных культурных связей.

На этом основании представим следующее определение творческой активности личности: целостный феномен, способный формироваться в ходе целенаправленного освоения субъектом (ребенком) закономерно связанных культурных ценностей, общественных средств, в том числе социальных знаний, и, соответственно, реализоваться в учреждениях культуры и образования.

Все вышеотмеченное позволяет нам сделать вывод о том, что творческая активность предстает как сложно организованное, многоаспектное явление, которое проявляется в способности личности реализовывать ее функции в ходе профессиональной социально-культурной деятельности.

Одним из главных показателей творческой активности является включение детей в преобразующую, созидательную деятельность, в результате которой ребенок реализует себя как личность, влияя на окружающую обстановку, общество, занимаясь саморазвитием. Для успешного гармоничного развития

детей в настоящее время ведется целенаправленная работа по внедрению в образовательный процесс различных моделей социально-культурного взаимодействия, как основы развития творческой активности подрастающего поколения. Художественно-творчес-

кая деятельность, инициируемая культурными, образовательными, социальными организациями, способствует социально-культурному росту подрастающего поколения, проявлению и поддержанию творческой активности детей.

Список литературы

1. Ганьшина Г.В. Методика преподавания специальных дисциплин. М., МГПУ, 2017.

2. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга студенческой молодежи: истори-ко-культурологический опыт 1970-1980 гг. М.: ГГТУ, 2017.

3. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В. Творческая самореализация молодежи средствами социально-культурной анимации // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы 10 Между-нар. форума. М., 2017. С. 76-79. ISBN 978-594778-473-2

4. Одинцова М.А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта, 2015.

5. МаслоуА.Г. Мотивация личности. СПб.: Евразия, 1999.

6. Ганьшина Г.В., Бабаева Е.В., Муравьева Ж.В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6.

7. Фромм Э. Человек для себя. М.: Изд-во АСТ, 2018.

8. Шарковская Н.В. Формирование социально-культурной активности личности в учреждениях культуры и образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Изд-во «Наука», 1976.

10. ДружининВ.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.

11. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: СПбГУП, 2003.

12. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. История педагогики в России. М., 1999.

13. КравцоваЕ.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

14. Двоеглазова М.Ю. Психологические условия развития креативности дошкольников // Развитие креативности личности в современном образовательном пространстве: сб. материалов Междунар. науч. -практ. конф. Елец: Елецкий гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2017. С. 27-32. ISBN 978-5-94809-934-7

15. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Гум. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.

16. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград: Учпедгиз, 1935.

17. Ганьшина Г.В. Гуманистические идеи педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского // Российские регионы: взгляд в будущее. 2014. № 1 (1). С. 4-23.

18. Володин Б.В. Мендель. М.: Молодая гвардия, 1968.

References

1. Ganshina G.V. Metodikaprepodavaniya spetsial'nykh distsiplin [Methods of Teaching Special Disciplines]. Moscow, Moscow City University Publ., 2017. (In Russian).

2. Ganshina G.V., Babayeva E.V., Muravyeva Z.V. Organizatsiya dosuga studencheskoy molodezhi: istoriko-kul'turologicheskiy opyt 1970-1980 gg. [Organization of Students' Leisure Activities: Historical and Cultural Experience of 1970-1980]. Moscow, University for Humanities and Technologies Publ., 2017. (In Russian).

3. Ganshina G.V., Babayeva E.V. Tvorcheskaya samorealizatsiya molodezhi sredstvami sotsial'no-kul'turnoy animatsii [Creative Self-Actualization of Youth by Means of Social and Cultural Animation]. Materialy 10 Mezhdunarodnogo foruma «Sotsial'no-kul'turnaya animatsiya: ot idei k voploshcheniyu» [Procedings of the 10th International Forum "Social and Cultural Animation: from Ideas to Implementation"]. Moscow, 2017, pp. 76-79. ISBN 978-594778-473-2 (In Russian).

4. Odintsova M.A. Psikhologiya zhiznestoykosti [Psychology of Vital Capacity]. Moscow, Flinta Publ., 2015. (In Russian).

5. Maslow A.G. Motivatsiya lichnosti [Personality Motivation]. St. Petersburg, Evraziya Publ., 1999. (In Russian).

6. Ganshina G.V., Babayeva E.V., Muravyeva Z.V. Organizatsiya dosuga detey s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya sredstvami sotsial'no-kul'turnoy animatsii [Organizing leisure activities for children with disabilities by means of socio-cultural animation]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya -Modern Problems of Science and Education, 2016, no. 6. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Fromm E. Chelovek dlya sebya [Man for Himself]. Moscow, AST Publ., 2018. (In Russian).

8. Sharkovskaya N.V. Formirovaniye sotsial'no-kul'turnoy aktivnosti lichnosti v uchrezhdeniyakh kul'tury i obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-raped. nauk [Development of Social and Cultural Person's Activity in Culture and Education Institutions. Dr. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, 2009. (In Russian).

9. Ponomarev Y.A. Psikhologiya tvorchestva [Psychology of Art]. Moscow, Nauka Publ., 1976. (In Russian).

10. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey [Psychology of General Abilities]. St. Petersburg, Piter Publ., 1999. (In Russian).

11. Sokolov A.V. Fenomen sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Phenomenon of Social and Cultural Activities]. St. Petersburg, St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences Publ., 2003. (In Russian).

12. Sukhomlinskiy V.A. Problemy vospitaniya vsestoronne razvitoy lichnosti. Istoriya pedagogiki v Rossii [Problems of Upbringing Comprehensively Developed Personality. History of Pedagogy in Russia]. Moscow, 1999. (In Russian).

13. Kravtsova E.E. Psikhologicheskiye problemy gotovnosti detey k obucheniyu v shkole [Psychological Problems of Children's Readiness for School]. Moscow, 1991. (In Russian).

14. Dvoeglazova M.U. Psikhologicheskiye usloviya razvitiya kreativnosti doshkol'nikov [Psychological states of preschool child creativity development]. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Razvitiye kreativnosti lichnosti v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve» [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Creativity Development of Personality in Contemporary Educational Environment"]. Yelets, Bunin Yelets State University, 2017, pp. 27-32. ISBN 978-594809-934-7 (In Russian).

15. Khutorskoy A.V. Razvitiye odarennosti shkol'nikov. Metodika produktivnogo obucheniya [Development of Gifted School Students. Method of Productive Teaching]. Moscow, Publishing Center "VLADOS", 2000. (In Russian).

16. Vygotskiy L.S. Problema obucheniya i umstvennogo razvitiya v shkol'nom vozraste [Problem of teaching and intellectual development in school age]. In: Vygotskiy L.S. Umstvennoye razvitiye detey vprotsesse obucheniya [Intellectual Development of Children on Teaching Process]. Moscow, Leningrad, Uchpedgiz Publ., 1935. (In Russian).

17. Ganshina G.V. Gumanisticheskiye idei pedagogiki sotrudnichestva V.A. Sukhomlinskogo [Humanistic ideas in Sukhomlinsky' pedagogy of cooperation]. Rossiyskiye regiony: vzglyad v budushcheye - Russian Regions: a Look Into the Future, 2014, no. 1 (1), pp. 4-23. (In Russian).

18. Volodin B.V.Mendel' [Mendel]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1968. (In Russian).

Информация об авторе

Дмитриева Александра Валериевна, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности института культуры и искусств. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Вклад в статью: концепция исследования, работа с литературными источниками, анализ и структурирование терминологии, написание статьи.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2992-1669

Поступила в редакцию 25.02.2019 г.

Поступила после рецензирования 18.03.2019 г.

Принята к публикации 28.06.2019 г.

Information about the author

Aleksandra V. Dmitrieva, Post-Graduate Student, Social and Cultural Activities Department of the Institute of Culture and Arts. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Contribution: study conception, work with literature references, terminology analysis and structure, manuscript drafting.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2992-1669

Received 25 February 2019 Reviewed 18 March 2019 Accepted for press 28 June 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.