Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА'

СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЛИЧНОСТИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величко Юлия Викторовна, Милицина Ольга Викторовна, Шишкина Светлана Владимировна

Введение. Представлены результаты изучения проблемы социализации детей в условиях дополнительного образования средствами искусства. Приводится теоретический анализ понятий «социализация», «культурная социализация» и базовые составляющие структуры этих категорий, в частности «система индивидуальных значений личности», которая определяет результаты социализации детей как социально-педагогического явления. Раскрыта специфика культурной социализации детей в условиях дополнительного художественного образования. Даны психолого-педагогические ориентиры по формированию системы индивидуальных значений (направленность ценностных ориентаций, потребностей, мотивов поведения и деятельности и др.) в сфере функционирования художественно-эстетического контента современного дополнительного образования. Цель - обосновать и конкретизировать современные ориентиры социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства. Материал и методы. Использовались теоретические методы междисциплинарного изучения процесса социализации растущей личности, ее духовно-культурного аспекта, проведен анализ актуальных научных исследований, раскрывающих методологические ориентиры, которые опосредуют эффективность результатов процесса культурной социализации детей в современных условиях функционирования дополнительного художественного образования. Методологическими ориентирами служили личностный, деятельностный, комплексный, сравнительно-сопоставительный подходы, теоретический анализ научной литературы и классификация, обобщение результатов исследования. Результаты и обсуждение. Процесс социализации в научных исследованиях рассматривается не только с точки зрения социума, но и с позиции личности, что актуализирует роль личностного и деятельностного подхода к взаимодействию ребенка и мира художественной культуры. Важным результатом культурной социализации детей в дополнительном образовании становится система индивидуальных значений как личностного образования (направленность ценностных ориентаций, потребностей и мотивов деятельности и др.). Совокупность междисциплинарных научных исследований (М. В. Богуславский, И. А. Пахомов, В. В. Павловский и др.) позволяет выделить особенности процесса социализации в современных условиях функционирования учреждений дополнительного образования детей - цифровая среда, изменение содержания и методической системы художественного дополнительного образования (появление реального онлайн- и офлайн-образования), нацеленность педагога на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и реализацию индивидуально-дифференцированного принципа в дополнительном образовании средствами искусства. Заключение. Современные ориентиры процесса культурной социализации в дополнительном образовании средствами искусства (взаимопроникновение идей и методического инструментария личностного и деятельностного подходов и методов цифровой педагогики) способствуют формированию системы индивидуальных значений личности художественно-эстетической, творческой направленности, саморазвитию и самореализации ребенка в постоянно изменяющейся культурной среде, что является основным критерием эффективности и результативности процесса социализации растущей личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Величко Юлия Викторовна, Милицина Ольга Викторовна, Шишкина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN GUIDELINES FOR SOCIALIZATION OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION BY MEANS OF ART

Introduction. The article presents the results of studying the problems of socialization of children in terms of additional education by means of art, the theoretical analysis of concepts «socialization», «cultural socialization» and basic components of the structure of these categories, in particular, «the system of individual values of personality», which determines the results of socialization of children as a socio-pedagogical phenomenon. The cultural specificity of socialization of children in terms of additional arts education, the psycho-pedagogical guidelines for the formation of individual values (directivity of value orientations, needs, motives of behavior and activity, etc.) in the sphere of additional education of children on the modern stage. Aim and objectives. To substantiate and concretize modern guidelines for socialization of children in additional education by means of art. Material and methods. The study used theoretical methods of interdisciplinary study of the process of socialization of a growing personality, its spiritual and cultural aspect, and analyzed current scientific research that reveals methodological guidelines that mediate the effectiveness of the results of the process of cultural socialization of children in modern conditions of additional art education. Methodological guidelines were personal, activity, complex, comparative approaches, theoretical analysis of scientific literature and classification, generalization of research results. Results and discussion. The process of socialization in scientific research is not only considered from the perspective of society, but from a position of identity that actualizes the role of personal and activity approach to the interaction between the child and the world of artistic culture. An important result of cultural socialization of children in additional education is the system of individual values as personal education (orientation of value orientations, needs and motives of activity). Set of interdisciplinary research (M. V. Boguslavsky, I. A. Pakhomov, V. V. Pavlovsky) allows us to highlight the features of the socialization process in modern conditions of functioning of institutions of additional education for children - the digital environment, changes in the content and methodological system of artistic additional education (the appearance of real on-line and off-line education), the teacher’s orientation to a personality-oriented model of interaction with children. Conclusion. Modern landmarks of the process of cultural socialization in secondary education by means of art (the interpenetration of ideas and methodological tools of personal and activity approaches and methods of digital pedagogy) contribute to the formation of individual values, personality artistic, aesthetic, creative direction, selfdevelopment and self-realization of a child in a constantly changing cultural environment, which is the main criterion of the efficiency and effectiveness of socialization process of growing personality.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА»

УДК 374:7(045)

DOI 10.23951/1609-624^2021-1-132-138

СОВРЕМЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА1

Ю. В. Величко, О. В. Милицина, С. В. Шишкина

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, Саранск

Введение. Представлены результаты изучения проблемы социализации детей в условиях дополнительного образования средствами искусства. Приводится теоретический анализ понятий «социализация», «культурная социализация» и базовые составляющие структуры этих категорий, в частности «система индивидуальных значений личности», которая определяет результаты социализации детей как социально-педагогического явления. Раскрыта специфика культурной социализации детей в условиях дополнительного художественного образования. Даны психолого-педагогические ориентиры по формированию системы индивидуальных значений (направленность ценностных ориентаций, потребностей, мотивов поведения и деятельности и др.) в сфере функционирования художественно-эстетического контента современного дополнительного образования.

Цель - обосновать и конкретизировать современные ориентиры социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства.

Материал и методы. Использовались теоретические методы междисциплинарного изучения процесса социализации растущей личности, ее духовно-культурного аспекта, проведен анализ актуальных научных исследований, раскрывающих методологические ориентиры, которые опосредуют эффективность результатов процесса культурной социализации детей в современных условиях функционирования дополнительного художественного образования. Методологическими ориентирами служили личностный, деятельностный, комплексный, сравнительно-сопоставительный подходы, теоретический анализ научной литературы и классификация, обобщение результатов исследования.

Результаты и обсуждение. Процесс социализации в научных исследованиях рассматривается не только с точки зрения социума, но и с позиции личности, что актуализирует роль личностного и деятельностного подхода к взаимодействию ребенка и мира художественной культуры. Важным результатом культурной социализации детей в дополнительном образовании становится система индивидуальных значений как личностного образования (направленность ценностных ориентаций, потребностей и мотивов деятельности и др.). Совокупность междисциплинарных научных исследований (М. В. Богуславский, И. А. Пахомов, В. В. Павловский и др.) позволяет выделить особенности процесса социализации в современных условиях функционирования учреждений дополнительного образования детей - цифровая среда, изменение содержания и методической системы художественного дополнительного образования (появление реального онлайн- и офлайн-образования), нацеленность педагога на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и реализацию индивидуально-дифференцированного принципа в дополнительном образовании средствами искусства.

Заключение. Современные ориентиры процесса культурной социализации в дополнительном образовании средствами искусства (взаимопроникновение идей и методического инструментария личностного и деятель-ностного подходов и методов цифровой педагогики) способствуют формированию системы индивидуальных значений личности художественно-эстетической, творческой направленности, саморазвитию и самореализации ребенка в постоянно изменяющейся культурной среде, что является основным критерием эффективности и результативности процесса социализации растущей личности.

Ключевые слова: социализация, культурная социализация, система индивидуальных значений личности, дополнительное художественное образование детей.

Введение

В современном мире особое место в условиях становления подрастающего поколения занимает процесс социализации, в ходе которого происходит развитие и саморазвитие личности ребенка, усвоение и воспроизводство нравственно-ценностных ориентиров по отношению к социуму и самому себе. В процессе вхождения ребенка в социальные отношения формируется «социальная модель» по-

ведения (ценности, установки, качества личности), от которой зависит его дальнейшая жизненная траектория.

В настоящее время остро встает вопрос об организации дополнительного художественно-эстетического образования детей и подростков с учетом позитивных и деструктивных факторов социализации. Необходимо как теоретическое междисциплинарное изучение рассматриваемого процесса, ме-

1 Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПУ) по теме «Социализация детей и подростков в дополнительном образовании средствами искусства».

тодологических подходов к его изучению, так и конкретизация методических направлений и систем, актуальных в условиях современности.

Целью данной статьи является обоснование и конкретизация современных ориентиров социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства.

Материал и методы

Изучение процесса социализации в рамках гуманитарного знания представляет значительный интерес и отражает ее междисциплинарный характер. Основы процесса социализации, ее сущностная характеристика были заложены в исследованиях В. В. Давыдова, В. С. Безрукова, М. В. Гамезо, В. А. Мудрика, Л. В. Мардахаева и др. На основании анализа данной научной литературы процесс социализации личности представлен как процесс усвоения и воспроизводства человеком культуры общества, его самореализация, развитие.

С позиции социологии (В. В. Павловский, И. А. Пахомов, М. В. Скрипаль, Ж. Т. Тощенко и др.) выделяются два основных методологических основания - субъект-субъектный подход, который определяется как «процесс, в котором человек сам активно участвует» [1, с. 75], и субъект-объектный, где социализирующим ядром регламентируется «процесс приспособления индивида к обществу, к культуре» [1, с. 75]. В зависимости от условий, происходящих в обществе, акцент делается на смысловом содержании первого или второго методологического основания или эти подходы синтезируются.

Так, в современных научных исследованиях (К. А. Алпатова, И. А. Неясова, Л. П. Карпушина и др.) процесс социализации рассматривается не только с позиции социума, но и с позиции личности, которая обладает способностью переосмысливать мир и самого себя, собственную жизненную траекторию, учитывая при этом значимые ценности общества [2-4]. В этом случае возрастает роль «системы индивидуальных значений». Данное понятие и его наполнение отражаются в социально-психологической теории личности Б. Д. Парыгина; оно представляется как «совокупность представлений, впечатлений, символов, установок, ценностных ориентаций и других элементов психического, которые приобретены человеком в итоге его собственного, индивидуально-неповторимого жизненного опыта» [5, с. 129].

Указанное личностное образование является важным пластом социального опыта индивида, этот опыт неповторим, и в сознании человека он существует не как общечеловеческий опыт в чистом виде, а как неповторимый личностный опыт в сфере взаимодействия личности и социума. Социальный опыт является результатом процесса соци-

ализации, следовательно, система индивидуальных значений личности - это тот основной критерий, по которому можно судить об особенностях и направленности процесса социализации, ее эффективности.

С данной точки зрения, задачи социализации (освоение и воспроизводство системы норм и ценностей общества, присоединение личности к «социальным смыслам») находятся в единстве с задачами личностного, индивидуального характера -«находить в той или иной системе социальных смыслов свой собственный, личностный смысл», совершать акт личностного (нравственного) выбора [6, с. 99]. Таким образом, с одной стороны, формирование системы индивидуальных значений личности, ее потребностей, мотивов поведения и деятельности, установок, ценностных ориентаций является оптимальным ориентиром процесса социализации. С другой стороны, как отмечает отечественный ученый И. С. Кобозева, «ценности, отражая содержательную сторону отношения личности к предмету, способствуют совершенствованию личности человека», вне процесса социализации ценности, в частности культуры, данное образование теряет свой смысл [7, с. 28].

В то же время система индивидуальных значений, как часть социального опыта ребенка, может формироваться только в процессе включения его в активную творческую деятельность, осуществляемую ребенком самостоятельно, а также в результате «предоставления ему свободы для самоопределения, самореализации, самоидентификации, постановке и решения новых задач» [4, с. 158].

В теории социальной педагогики процесс социализации рассматривается как многокомпонентный, в ее структуру входит макросоциализация (процесс становления нового поколения с бытием природы, обществом и др.), мезосоциализация (процесс развития в семье, инфраструктура образования, свободного времени) и социализация духовно-культурной сферы (нравственное и культурное становление личности) [8].

Духовно-культурная социализация ребенка отражает его постепенное духовно-нравственное созревание в процессе взаимодействия с художественной культурой социума, его «включение в общественное сознание, чувственно-волевые процессы конкретно-исторического общества и соответствующее воздействие на них» [8, с. 48].

Духовно-культурная и личностная направленность социализации в области образования отражена в документах по определению стратегии российского образования, а также в трудах отечественных ученых (Н. А. Алексеева, Е. В. Бондарев-ская, В. В. Сериков) [9, 10]. Задачами социализации являются развитие способности быть лично-

стью, совершать собственно личностные действия, приобретать опыт действовать, проявлять себя как личность, отвечать новым требованиям процессов социализации и индивидуализации в развитии способности к постоянному переосмыслению, «непрерывному выбору и принятию решений» с учетом значимых ценностей [11, с. 99].

Таким образом, ориентирами в методологии и теории реализации процесса социализации и образования личности становятся деятельностный и личностный подходы. На основании этого процесс социализации, частью которой является культурная социализация личности (т. е. социализация средствами искусства), можно определить как процесс вхождения растущей личности в социальную культуру общества на основе постоянного переосмысления художественной действительности, а также социальная самореализация личности в процессе художественного творчества.

Результаты и обсуждение

Объективно существующее социальное пространство не является замкнутой системой, оно содержит как позитивные, так и деструктивные явления. Необходимо отметить, что на каждом историческом этапе развития социума условия социализации меняются, причем деструктивные на первый взгляд факторы данного процесса предоставляют новые возможности для духовно-нравственной, культурной социальной адаптации растущей личности. В современном обществе актуализировались такие факторы социализации, как глобальное информационное и цифровое пространство, которым в настоящее время противостоять практически невозможно.

Система социализации современных реалий обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей (активное взаимодействие с аудиовизуальными технологиями, развитие аудиовизуального восприятия и ряд других), которые соответствуют степени развития конкретного социума. Каждому обществу требуется формирование у обучающихся нового круга способностей для успешной жизнедеятельности, но для этого необходимы преобразования в официально контролируемой системе, смена ее ориентиров как на теоретико-методологическом, так и на методико-техно-логическом уровне.

Поэтому большое значение в социальном становлении ребенка имеет образовательный процесс, официальная, педагогически контролируемая система.

В настоящее время структура дополнительного эстетического образования обучающихся является частью официальной системы образования в целом. Оно акцентированно реализует воспитательные функции, ускоряя формирование у учащихся лич-

ностных качеств, которые являются «актуальными для социализации ребенка, что обосновывает их совершенствование» [11, с. 100]. Целевая установка социализации в дополнительном образовании растущего человека ориентирована на то, чтобы каждую персоналию сделать способной к адаптации в обществе, к участию в социальной деятельности.

Необходимо также отметить, что, по сравнению с общим художественно-эстетическим образованием в общеобразовательных учреждениях, дополнительное художественно-эстетическое воспитание в большей мере нацелено на создание педагогических условий, способствующих процессу художественной социализации ребенка, так как предполагает его свободное творческое развитие, реализацию принципа индивидуализации и дифференциации. Содержание данного принципа учитывает как интересы и потребности детей, так и их потенциал, способности, склонности к различным видам художественно-творческой деятельности. Указанный принцип не противоречит процессу постоянного включения ребенка в общественную практику, различные ее формы, но обусловливает необходимость ее специальной организации, которая соответствует целям социализации.

В современных исследованиях также отмечается, что процесс социализации ребенка в сфере досуга при реализации индивидуализации направлен на «духовно-нравственные и ценностно-смысловые ориентиры, ответственность, коммуникативность, самостоятельность... позволяющие личности успешно функционировать в качестве полноправного члена школы, семьи, социума» [12, с. 71].

Таким образом, индивидуально-дифференцированный принцип в дополнительном образовании средствами искусства создает оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей в социализации каждого обучающегося. Этот принцип опосредует отношение к обучающимся как к полноправным партнерам в условиях сотрудничества и отрицает манипуляционный подход к ним, при этом выбор технологий позволяет учитывать не только требования социума, но прежде всего индивидуально-психологические, личностные свойства.

Дополнительное художественно-эстетическое образование детей ставит одной из главных задач развитие социальных качеств личности ребенка как умения решать личные задачи в соответствии с общепризнанными социальными ценностями (патриотизм, соучастие, сочувствие, толерантность, образование и др.), т. е. способствовать процессу культурной социализации растущей личности, формированию ее ценностно-значимого мира.

Процесс социализации в дополнительном образовании детей средствами искусства реализуется

на основании теории деятельности, мышления и развития психических функций (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн) и основ творческого развития личности (В. М. Вундт, Л. С. Выготский, Л. С. Гот-сдинер, Р. Г. Кадыров, А. Г. Маклаков, С. С. Петренко, Г. С. Тарасов, Б. М. Теплов, А. В. Торопова, Г. М. Цыпин и др.) в художественном процессе.

Однако данные векторы процесса дополнительного образования средствами искусства в настоящее время рассматриваются в новых условиях его функционирования. В докладе известного российского ученого М. В. Богуславского на стратегическом мероприятии «Педагогический вуз - центр трансформации и развития педагогической системы образования» (27.08.2020 г, МГПУ, г Саранск) было отмечено, что процесс социализации детей, подростков, молодежи в современном мире происходит виртуально, в цифровом пространстве. Дети погружены в экранную культуру социума, посредством которой формируются те или иные ценности растущей личности. Этот стихийный процесс происходит уже давно, вхождение ребенка в культуру общества, в частности художественную, осуществляется посредством цифровых технологий.

Таким образом, процесс культурной социализации ребенка в сфере дополнительного образования кардинально изменился. В условиях экранной среды, которая стала единственно возможной сферой организации образования в период пандемии, система дополнительного образования, как официальная, педагогически контролируемая система, напрямую столкнулась с огромными проблемами. Дети в одно мгновение перестали посещать кружки, ансамбли, студии, музыкальные школы, школы искусств, где происходила психологическая разгрузка ребенка и он мог проявить себя за счет успешности в творчестве, исчезло пространство личностного взаимодействия с педагогом и сверстниками в свободной, раскрепощенной среде и так далее, т. е. в целом многие дети потеряли привычную для них форму досуга.

В этих условиях встал вопрос об изменении методической системы образования, усилении процесса индивидуализации и дифференциации в дистанционном формате [13]. Организация дистанционной методической среды в системе дополнительного образования детей требует учета и акту-

ализации «внутренней» дифференциации художественного процесса, которая строится на признании индивидуальности как ценности, целью художественного развития растущей личности в этих условиях является раскрытие его индивидуальности, а затем выявление методико-технологическо-го инструментария, который согласован с личностными особенностями обучающегося, т. е. речь идет о тщательном изучении системы индивидуальных значений личности.

В данном контексте современное педагогическое сообщество отмечает необходимость приоритета направленности основных контентов отечественного образования на «гуманизацию, аксиологи-зацию, культуротворчество, личностно-ориентиро-ванное обучение» [14, с. 109], а также на актуализацию у обучающихся «социальной активности и ответственности за принимаемые решения» [15, с. 25], что является значимым условием формирования социального художественного и духовно-нравственного опыта ребенка как результата социализации в дополнительном образовании.

Заключение

Таким образом, современными ориентирами социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства являются: 1) направленность на реализацию личностного подхода (В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), организация процесса художественного образования, творческой деятельности детей с учетом их потребностей и на основе имеющегося у ребенка социально-личностного опыта, учета его системы индивидуальных значений; 2) учет принципа индивидуализации и дифференциации художественно-педагогического процесса, создание оптимальных условий для учета склонностей, интересов и способностей ребенка; 3) опора на теорию и методический инструментарий деятельностного подхода в реализации содержания, форм и технологий дополнительного образования средствами искусства; 4) сочетание социализации детей в дополнительном образовании средствами искусства и функционирования электронной среды, внесение новых корректив в содержание дополнительного образования, актуализацию индивидуальных, личностных форм организации занятий с учетом средств цифровой педагогики.

Список литературы

1. Пахомов И. А. Социальный опыт личности: междисциплинарный категориальный анализ // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24, № 183. С. 70-84. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-183-70-84.

2. Алпатова К. А. Социализация как процесс и результат взаимодействия «Я» и «Другого» (социально-философский аспект): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2010. 15 с.

3. Карпушина Л. П., Соколова Ю. Н. Моделирование процесса социализации детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://www.science-education. ru/101-5097 (дата обращения: 06.10.2020).

4. Неясова И. А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3 (18). С. 158-160.

5. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.

6. Карпова Ю. А. Инновации. Интеллект. Образование. М.: МГУЛ, 1998. 308 с.

7. Кобозева И. С. Диалог в поликультурно-ориентированной музыкальной подготовке детей в учреждении дополнительного образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2020. № 1 (29). С. 27-36.

8. Павловский В. В. Социология молодежи и ювенология // Социологические исследования. 1999. № 5. С. 46-52.

9. Концепция развития дополнительного образования детей. URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontsep-tsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (дата обращения: 08.09.2020).

10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 27.09.2020).

11. Чинякова Н. И. Организация волонтерской деятельности детей в дополнительном музыкальном образовании // Гуманитарные науки и образование. 2020. № 2 (11). С. 97-103.

12. Пупкова Н. Ф. Педагогические условия формирования социально-значимых качеств младших школьников во внеурочной деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2010. Т. 10, № 1. С. 71-75.

13. Богуславский М. В. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа // Первое сентября. 2007. № 1. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200700110 (дата обращения: 27.09.2020).

14. Асатрян О. Ф. Музыкально-образовательное пространство современной школы в контексте педагогических инноваций // Современные тенденции в обучении и воспитании средствами искусства: сб. науч. ст. Чебоксары: Чувашский гос. пед. университет, 2017. С. 24-29.

15. Горшенина С. Н., Ломакина Т. А. Формирование этнокультурных представлений у младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова. - Волковские чтения «Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности». Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т, 2017. С. 334-336.

Величко Юлия Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). E-mail: [email protected]

Милицина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). E-mail: [email protected]

Шишкина Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева (ул. Студенческая, 11а, Саранск, Республика Мордовия, Россия, 430007). Е-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 07.10.2020.

DOI 10.23951/1609-624X-2021-1-132-138

MODERN GUIDELINES FOR SOCIALIZATION OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION BY MEANS OF ART

Yu. V. Velichko, O. V. Militsina, S. V. Shishkina

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseveva, Saransk, Russian Federation

Introduction. The article presents the results of studying the problems of socialization of children in terms of additional education by means of art, the theoretical analysis of concepts «socialization», «cultural socialization» and basic components of the structure of these categories, in particular, «the system of individual values of personality», which determines the results of socialization of children as a socio-pedagogical phenomenon. The cultural specificity of socialization of children in terms of additional arts education, the psycho-pedagogical guidelines for the formation of individual values (directivity of value orientations, needs, motives of behavior and activity, etc.) in the sphere of additional education of children on the modern stage.

Aim and objectives. To substantiate and concretize modern guidelines for socialization of children in additional education by means of art.

Material and methods. The study used theoretical methods of interdisciplinary study of the process of socialization of a growing personality, its spiritual and cultural aspect, and analyzed current scientific research that reveals

1 The study was carried out within the framework of a grant for conducting research in priority areas of scientific activity of partner universities in network interaction (SUSPU and MGPU) on the topic "Socialization of children and adolescents in additional education by means of art".

methodological guidelines that mediate the effectiveness of the results of the process of cultural socialization of children in modern conditions of additional art education. Methodological guidelines were personal, activity, complex, comparative approaches, theoretical analysis of scientific literature and classification, generalization of research results.

Results and discussion. The process of socialization in scientific research is not only considered from the perspective of society, but from a position of identity that actualizes the role of personal and activity approach to the interaction between the child and the world of artistic culture. An important result of cultural socialization of children in additional education is the system of individual values as personal education (orientation of value orientations, needs and motives of activity). Set of interdisciplinary research (M. V. Boguslavsky, I. A. Pakhomov, V. V. Pavlovsky) allows us to highlight the features of the socialization process in modern conditions of functioning of institutions of additional education for children - the digital environment, changes in the content and methodological system of artistic additional education (the appearance of real on-line and off-line education), the teacher's orientation to a personality-oriented model of interaction with children.

Conclusion. Modern landmarks of the process of cultural socialization in secondary education by means of art (the interpenetration of ideas and methodological tools of personal and activity approaches and methods of digital pedagogy) contribute to the formation of individual values, personality artistic, aesthetic, creative direction, self-development and self-realization of a child in a constantly changing cultural environment, which is the main criterion of the efficiency and effectiveness of socialization process of growing personality.

Keywords: socialization, cultural socialization, system of individual values of personality, additional art education of children.

References

1. Pakhomov I. A. Sotsial'nyy opyt lichnosti: mezhdistsiplinarnyy kategorial'nyy analiz [Social experience of the individual: an interdisciplinary categorical analysis]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Bulletin of Tambov University. Series: Humanitarian Sciences, 2019, vol. 24, no. 183, pp. 70-84. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-183-70-84 (in Russian).

2. Alpatova K. A. Sotsializatsiya kakprotsess i rezul 'tat vzaimodeystviya «Ya» i «Drugogo» (sotsial'no-filosofskiy aspekt). Avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Socialization as a process and result of interaction between «I» and «The other» (socio-philosophical aspect). Abstract of thesis cand. of philos. sci.]. Pyatigorsk, 2010. 15 p. (in Russian).

3. Karpushina L. P., Sokolova Yu. N. Modelirovaniye protsessa sotsializatsii detey i podrostkov v usloviyakh etnokul'turnoy obrazovatel'noy sredy [Modeling the process of socialization of children and adolescents in an ethno-cultural educational environment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2012, no. 1 (in Russian). URL: http://www.science-education.ru/101-5097 (accessed 27 September 2020).

4. Neyasova I. A. Psikhologo-pedagogicheskiye aspekty osvoyeniya sotsial'nogo opyta mladshimi shkol'nikami v obrazovatel'nom protsesse [Psychological and pedagogical aspects of the development of social experience by younger students in the educational process]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: pedagogika, psikhologiya - Vector of Science of Tolyatti State University. Series: Pedagogy, Psychology, 2014, no. 3 (18), pp. 158-160 (in Russian).

5. Parygin B. D. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoy teorii [Fundamentals of socio-psychological theory]. Moscow, Mysl' Publ., 1971. 351 p. (in Russian).

6. Karpova Yu. A. Innovatsii. Intellekt. Obrazovaniye [Innovations. Intelligence. Education]. Moscow, MGUL Publ., 1998. 308 p. (in Russian).

7. Kobozeva I. S. Dialog v polikul'turno-oriyentirovannoy muzykal'noy podgotovke deteyy v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya [Dialog in multicultural-oriented musical training of children in the institution of additional education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2020, no. 1 (29), pp. 27-36 (in Russian).

8. Pavlovsky V. V. Sotsiologiya molodezhi i yuvenologiya [Sociology of youth and juvenology]. Sotsiologicheskiye issledovaniya. Rossiyskaya akademiya nauk. Federal'nyy nauchno-issledovatel'skiy sotsiologicheskiy tsentr RAN - Sociological researches. Russian Academy of Sciences. Federal research sociological center of the Russian Academy of Sciences, 1999, no. 5, pp. 46-52 (in Russian).

9. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Concept of development of additional education for children] (in Russian). URL: http://dop-obrazovanie.com/obsuzhdaem-proekti/1234-kontsep-tsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej (accessed 8 September 2020).

10. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 27.12.2019) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal law from December 29, 2012, N 273-FZ (ed. December 27, 2019) "On education in the Russian Federation"] (in Russian). URL: http:// www.consultant.ru/cons/ (accessed 12 September 2020).

11. Chinyakova N. I. Organizaciya volonterskoy deyatel'nosti detey v dopolnitel'nom muzykal'nom obrazovanii [Organization of volunteer activities of children in additional music education]. Gumanitarnye nauki i obrazovanie - The Humanities and Education, 2020, vol. 2, no. 11, pp. 97-103 (in Russian).

Вестник imY (TSPUBulletin). 2021. 1 (213)

12. Pupkova N. F. Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya sotsial'no-znachimykh kachestv mladshikh shkol'nikov vo vneurochnoy deyatel'nosti [Pedagogical conditions for the formation of socially significant qualities of younger schoolchildren in extracurricular activities]. Gumanitarnye nauki i obrazovaniye - The Humanities and Education, 2010, vol. 10, no. 1, pp. 71-75 (in Russian).

13. Boguslavskiy M. V. Differentsirovannyy podkhod v obuchenii: chetyre osnovnykh printsipa [Differentiated approach in training: four main principles]. Pervoye sentyabrya, 2007, no. 1 (in Russian). URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=200700110 (accessed 27 September 2020).

14. Asatryan O. F. Muzykal'no-obrazovatel'noye prostranstvo sovremennoy shkoly v kontekste pedagogicheskikh innovatsiy [Musical and educational space of a modern school in the context of pedagogical innovations]. Sovremennyye tendentsii v obuchenii i vospitanii sredstvami iskusstva: sbornik nauchnykh statey [Modern trends in teaching and upbringing by means of art: collection of scientific articles]. Cheboksary, ChGPU Publ., 2017. Pp. 24-29 (in Russian).

15. Gorshenina S. N., Lomakina T. A. Formirovaniye etno-kulturnykh predstavleniy u mladshikh shkol'nikov v usloviyakh realizatsii FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Formation of ethno-cultural representations in younger schoolchildren in the conditions of implementation of the Federal state educational standard for primary General education]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. posvyashchennoy 90-letiyu so dnya rozhdeniya akademika G. N. Volkova. - Volkovskiye chteniya «Etnopedagogika kak faktor sokhraneniya rossiyskoy identichnosti» [Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 90th anniversary of the birth of academician G. N. Volkov (Volkov readings "Ethnopedagogy as a factor of preserving Russian identity")]. Cheboksary, ChGPU Publ., 2017. Pp. 334-336 (in Russian).

Velichko Yu. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]

Militsina O. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Shishkina S. V., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev (ul. Studencheskaya, 11a, Saransk, Republic of Mordovia, Russian Federation, 430007). E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.