Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / SUMMER HEALTH CAMP / SOCIALIZATION / ADAPTATION / EDUCATIONAL WORK / PERSONALITY-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокина Ирина Радиславовна, Макова Надежда Олеговна

Цель исследования, предлагаемого в статье, заключалась в изучении специфики лагеря как учреждения дополнительного образования, обеспечивающего процессы социальной адаптации и социализации детей и подростков на основе личностно-деятельностных средств воспитательной работы в отношении воспитанников, находящихся на отдыхе в летнее время. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что летний оздоровительный лагерь - это открытая система, которая создает условия для индивидуализации, адаптации в коллективе, для гармонизации детско-родительских отношений, дружеских взаимоотношений и взаимопонимания в реальной жизни. Раскрыто понимание процессов социализации детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря. В основу исследования была положена следующая гипотеза: коллектив лагеря как учреждение дополнительного образования, способен создавать условия для успешной адаптации и социализации воспитанников, активно используя средства воспитательной работы на основе личностно-деятельностного подхода. Проведенное первичное исследование показало, что у половины воспитанников в выборке, включающей 180 человек, существуют проблемы адаптации в условиях нового коллектива, имеют место конфликты, нарушения детско-родительских отношений, неприятие норм и правил поведения в коллективе сверстников. Сделан вывод о том, что активное и системное применение средств воспитательной работы на основе личностно-деятельностного подхода в условиях лагеря как учреждения дополнительного образования обеспечивает эффективную адаптацию и социализацию детей и подростков в летний период отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокина Ирина Радиславовна, Макова Надежда Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN SUMMER HEALTH CAMPS

The purpose of the research proposed in the article was to study the specifics of the camp as an institution of additional education that provides the processes of social adaptation and socialization of children and adolescents on the basis of personal-activity means of educational work in relation to pupils who are on vacation in the summer. A theoretical analysis of psychological and pedagogical literature showed that a summer health camp is an open system that creates conditions for individualization, adaptation in a team, for harmonizing parent-child relations, friendly relations and mutual understanding in real life. The understanding of the processes of socialization of children and adolescents in the conditions of a summer health camp is revealed. The study was based on the following hypothesis: the camp staff, as an institution of additional education, is able to create conditions for the successful adaptation and socialization of pupils, actively using the means of educational work based on a personal-activity approach. The conducted primary research showed that half of the pupils in the sample, including 180 people, have problems of adaptation in the conditions of a new team, there are conflicts, violations of parent-child relations, rejection of norms and rules of behavior in a team of peers. The camp is defined as an open pedagogical model of interaction between pedagogical and children's teams, in which psychological and pedagogical interaction and impact through the means of socialization and education of children and adolescents on the basis of a personal-activity approach are priority. The forms, methods and content of educational work in the conditions of a summer health camp on the basis of a personal-activity approach are described. The psychological and pedagogical conditions of the camp provide an increase in cognitive activity, the development and correction of the basic value orientations of children and adolescents on the basis of the adoption of norms and rules that form socially significant behavior in the team. After the active use of the means of educational work on the basis of the personality-activity approach, the nature of the relationship in the children and adolescent collectives of the camp has changed. This was manifested in the success of the adaptation processes of camp inmates, in the absence of protracted conflicts, in the ability of children and adolescents to overcome conflict situations. The camp pupils began to be guided in their behavior by the values, norms, traditions of the camp, to show activity and curiosity. It is concluded that the active and systemic use of educational work based on the personality-activity approach in the camp as an institution of additional education provides effective adaptation and socialization of children and adolescents during the summer period of rest.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ»

К вопросу о социализации детей в летних оздоровительных лагерях

Сорокина Ирина Радиславовна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социальной педагогики и психологии, Владимирский государственный университет имени А.Г и Н.Г. Столетовых E-mail: [email protected]

Макова Надежда Олеговна,

педагог-психолог, МБОУ СОШ № 34 E-mail: [email protected]

Цель исследования, предлагаемого в статье, заключалась в изучении специфики лагеря как учреждения дополнительного образования, обеспечивающего процессы социальной адаптации и социализации детей и подростков на основе личностно-дея-тельностных средств воспитательной работы в отношении воспитанников, находящихся на отдыхе в летнее время. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что летний оздоровительный лагерь - это открытая система, которая создает условия для индивидуализации, адаптации в коллективе, для гармонизации детско-родительских отношений, дружеских взаимоотношений и взаимопонимания в реальной жизни. Раскрыто понимание процессов социализации детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря. В основу исследования была положена следующая гипотеза: коллектив лагеря как учреждение дополнительного образования, способен создавать условия для успешной адаптации и социализации воспитанников, активно используя средства воспитательной работы на основе личностно-деятельностно-го подхода. Проведенное первичное исследование показало, что у половины воспитанников в выборке, включающей 180 человек, существуют проблемы адаптации в условиях нового коллектива, имеют место конфликты, нарушения детско-ро-дительских отношений, неприятие норм и правил поведения в коллективе сверстников.

Сделан вывод о том, что активное и системное применение средств воспитательной работы на основе личностно-деятель-ностного подхода в условиях лагеря как учреждения дополнительного образования обеспечивает эффективную адаптацию и социализацию детей и подростков в летний период отдыха.

Ключевые слова: летний оздоровительный лагерь, социализация, адаптация, воспитательная работа, личностно-деятель-ностный подход.

о с

CJ

см о

Проблема поиска и внедрения психолого-педагогических средств и методов воспитательной работы, обеспечивающих успешную адаптацию и социализацию детей и подростков в условиях летних оздоровительных лагерей, не теряет своей актуальности в педагогической теории и практике.

Летние лагеря различного профиля как учреждения дополнительного образования являются формой летнего отдыха детей и подростков. В процессе организации летнего отдыха ставятся задачи, направленные на успешную социализацию подрастающего поколения. Приоритетными задачами являются укрепление физического и психического здоровья детей и подростков на основе организации творческой личностно-значимой деятельности и подросткового самоуправления.

Проблеме организации летнего досуга и отдыха детей и подростков в условиях летнего оздоровительного лагеря в отечественной педагогике отводится особая роль. Определяя содержание понятия «лагерь», исследователи отмечают его воспитательные возможности как воспитательной организации, как особого типа учреждения дополнительного образования, направленного на решение задач успешной социализации современных детей и подростков [2]. Летний лагерь как тип учреждения дополнительного образования, является открытой педагогической системой, которая призвана создать психолого-педагогические условия для развития лидерских качеств, творческих способностей детей и подростков в различных видах социально-значимой деятельности, которую воспитанник может выбрать самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными склонностями и способностями [10]. Современный детский оздоровительный лагерь понимается как социальная система, направленная, прежде всего, на личностное развитие детей и подростков в условиях эмоционально-ценностной среды, в которой происходит присвоение и усвоение новых социально-позитивных ценностей взаимоотношений и взаимодействия, новых форм и видов социально-значимой творческой деятельности [12]. Летний оздоровительный лагерь рассматривается как временное местонахождение детей и подростков, где они обогащаются знаниями, умениями, навыками, увлекательно проводят досуг. Лето в лагере может быть для детей и подростков местом взросления, интеллектуального и духовного роста.

В современных условиях в детских лагерях меняется вектор понимания использования оздоровительных и образовательных программ. Возникает их новая интерпретация. В социальном плане содержание программы ориентирует молодых людей на выбор будущей профессии в условиях

рыночной экономики, содействует их профессиональному и жизненному определению. В культурном отношении - это способность прикоснуться к историческому и культурному наследию общества, приобщение к народным традициям и ценностям. В педагогическом плане - это вооружение знаниями в предметной сфере детей и подростков с учетом их склонностей и интересов, возможность проектирования индивидуального образовательного маршрута [2].

С целью изучения эффективности социализации детей и подростков в условиях летнего лагеря при реализации воспитательной работы на основе личностно-деятельностного подхода, было проведено исследование. В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой коллектив лагеря как учреждение дополнительного образования, способен создавать условия для успешной адаптации и социализации воспитанников, активно используя средства воспитательной работы на основе личностно-деятельностного подхода. Было проведено первичное исследование уровня адаптации и социализации детей и подростков к условиям жизнедеятельности в лагере среди воспитанников в количестве 180 человек. Результаты исследования показали, что каждый второй воспитанник имеет проблемы в отношениях с новым коллективом, зачастую возникают затяжные конфликты, имеют место нарушения детско-родительских отношений, трудности в принятии и правил поведения в коллективе. В связи с этим нами была разработана модель воспитательной работы, в основе которой лежит понимание лагеря как открытой педагогической системы взаимодействия педагогического и детского коллективов, в которой приоритетным является психолого-педагогическое взаимодействие и воздействие посредством средств социализации и воспитания детей и подростков на основе личностно-деятельностного подхода.

Для понимания особенностей социализации детей и подростков в летних оздоровительных лагерях, раскроем содержание социализации как научной категории. Социализация, в самом общем виде понимаемая как система взаимодействия человека с обществом, есть объективное явление, представляющее собой «процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия» [4, с. 26]. К средствам социализации А.В. Мудрик относит «набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций - то есть способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, способов признания, отличия, наград» [4, с. 63]. Социальные нормы, в том числе в условиях летнего оздоровительного лагеря, являются регулятором социализации детей и подростков. Воспитание, в отличие от стихийной социализации, отличается целенаправленностью педагогических воздействий.

Воспитание и социализация детей и подростков осуществляется в разных видах деятельности

и общения. Поэтому организация психолого-педагогических условий успешной социализации детей и подростков в летнем лагере, вызывает необходимость, в первую очередь, в создании условий для позитивного общения в детско-подростковых коллективах. Общение, являясь одной из универсальных форм активности личности, наряду с познанием, трудом, игрой, определяется нами как ведущий фактор, влияющий на характер личностного развития детей и подростков. Следует отметить связь общения и игры, которая чрезвычайно важна в условиях детского лагеря. Общение, «рождающееся в игре-досуге, обусловливает становление, развитие разных актов культуры. Игры формируют в ребенке и сохраняют у растущего человека такие привлекательные социальные черты, как обаяние, непосредственность, общительность [13, с. 67].

Раскроем особенности воспитательной работы в условиях детского оздоровительного лагеря. Средствами воспитания в процессе социализации детей и подростков в летнем оздоровительном лагере являются различные виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение, оказывающие воздействие на развитие личности, на формирование их ценностных установок, привычек, норм поведения и личностных качества. К средствам воспитания относятся: виды деятельности (учебная, трудовая, спортивная); предметы (книги, кино, фильмы, картины, экспонаты); формы воспитательной работы (беседа, лекция, собрание и др.) [9]. Методы воспитания определяются как «способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания» [1, с. 30].

Можно выделить эффективные формы воспитания, включающие в себя вариативные методы воспитательной работы в условиях летних оздоровительных лагерей. К таким формам воспитательной работы относятся вечера поэзии, праздник «День Нептуна», дежурство в столовой, уборка палат, корпусов, территории, дискотеки, походы в лес, прогулки за территорию лагеря к памятникам культуры и истории. Особое внимание в воспитательной работе уделяется труду. Труд -лучший хранитель человеческой нравственности и труд должен быть воспитателем человека. Воспитательная работа в условиях летнего лагеря, таким образом, представляет организацию жизнедеятельности воспитанников средствами различной деятельности, труда и игры. Народный педагог К.Д. Ушинский обращал внимание на то, что воспитателем растущего человека кроме игры, работы и учения есть сама его жизнь [6]. За счет нового общения, приобретаемых интересов, совместной деятельности происходит изменение содержания круга жизни детей и подростков. Необходимо создавать такие условия, при которых жизненный круг раздвигался все шире и шире, обогащая духовно и нравственно личность воспитанника [8]. Образовательной основой жизнедеятельности детей и подростков в условиях лагеря, по мнению Е. Рыбинского, могут стать «духовно-нравствен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

ные и культурно-исторические народные традиции в контексте конкретных повседневных дел оздоровительного отдыха детей» [7, с. 6].

Формы воспитательной работы как варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного мероприятия, как отмечает П.И. Пидкасистый, всегда взаимосвязаны с содержанием и со средствами воспитания [5]. Формы воспитания как варианты организации конкретного воспитательного акта рассматриваются Н.В. Бордовской [1]. Все формы воспитательной работы Е.В. Титовой классифицированы на мероприятия, дела, игры, в которых организация конкретного воспитательного процесса включает цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания [11]:

- мероприятия представляют коллективные воспитательные события и ситуации, организуемые педагогами или воспитанниками. В основу форм организации воспитательного мероприятия Б.В. Куприянов заложил процедуру передвижения участников воспитательного процесса, что гармонично ложится в основу работы детского оздоровительного лагеря в летнее время. Среди форм воспитательных мероприятий выделены статичные, статически-динамические и динамико-статичные. Среди статичных форм автор выделяет, например такие как, представления (линейки с наличием ритуалов); спектакли, агитбригады, устные журналы (демонстрация информации в художественной форме) [3].

- дела являются общими важными событиями, организуемыми коллективом детей и подростков, в которых проявляется деятельно-созидательная позиция, общественно-значимая направленность содержания, самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство [9];

- игры определяются как воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе детей и подростков с целью отдыха, развлечения, обучения, способствуют развитию и воспитанию (деловые игры, сюжетно-познавательные, спортивные и др.). Наиболее популярными формами воспитательной работы во время лагерной смены, независимо от ее тематики, являются представление-соревнование в виде КВН, турниров, игр. Организуются концерты, просмотры кино-, видеофильмов. Статически-динамическими формами воспитательной работы выступают ярмарки, представление в круге (костер), дискотека, «посиделки», субботник, трудовые акции. К динамико-статической форме относятся игры-путешествия, экскурсии, походы, парады (карнавальное шествие), экспедиции [8]. Такая организация форм воспитательной работы в условиях летнего лагеря позволяет реализовать

5 личностно-деятельностный подход, обеспечиваю-5 щий активность, творчество и саморазвитие детей

и подростков в процессе социализации. ° Отдельного рассмотрения требуют вопросы 1 профессиональной подготовки педагогов, работа-

ющих с детьми и подростками в летнем оздоровительном лагере. Профессиональными критериями педагога, работающего с детьми и подростками в детском оздоровительном лагере в современных условиях, меняются. У педагога «появляется возможность проявить навыки управленческой работы с детским коллективом, продемонстрировать современные практические умения по организации деятельности детей и применение современных технологий в различных возникающих педагогических ситуациях» [10, с. 92]. В лагере в летний период с детьми и подростками работают разные специалисты педагогической профессии: воспитатели, вожатые, социальные педагоги, психологи, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты, педагоги дополнительного образования. Профессиональное владение педагогическими работниками лагеря средствами и формами личност-но-деятельностного воспитания подрастающего поколения, позволяет эффективно организовывать процесс успешной социализации, то есть значительно повысить способность детей и подростков к овладению социально-позитивными нормами поведения, стать умнее, талантливее, способнее, получить заряд здоровья, бодрости, желания изменить мир к лучшему.

Описанные выше психолого-педагогические условия летнего оздоровительного лагеря, как показали результаты исследования, обеспечивают повышение познавательной активности и любознательности, развитие и коррекцию базовых ценностных ориентаций детей и подростков на основе принятия норм и правил, формирующих социально-значимое поведение в коллективе сверстников. После реализации заявленной модели воспитательной работы на основе личностно-де-ятельностного подхода изменился характер взаимоотношений в детско-подростковых коллективах лагеря. Уменьшились трудности адаптации, дети и подростки научились преодолевать конфликтные ситуации, принимать нормы, ценности и традиции лагерной жизни.

Итак, результатом реализации форм и методов воспитательной работы, в основе которых лежит личностно-деятельностный подход, является возникновение новых типов лагерей, развитие преобразований и инноваций в системе организации работы лагеря, изменение статуса лагеря и повышение его конкуретноспособности. Усиливается процесс когнитивного развития и коммуникации отдыхающих детей и подростков, преобладают об-разовательно-досуговые и оздоровительные услуги, ставится акцент на условиях безопасности отдыха, присутствует индивидуальный аспект в сфере оздоровления детей и подростков.

Литература

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов [Текст] / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 284 с.

2. Волгунов, В.А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей [Текст] / В.А. Волгунов // Мир науки, культуры, образования.- 2010. -№ 3 (21). - С. 86-88.

3. Куприянов, Б.В. Методика организации досуго-вых мероприятий Ролевая игра: практическое пособие [Текст] / Б.В. Куприянов, О.В. Минов-ская, Л.С. Ручко - М.: Академия, 2014.- 288 с.

4. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Мудрик - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011.- 736 с.

5. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / П.И. Пидкасистый - М.: Академия, 2006.- 608 с.

6. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения: в 6 томах [Текст] / К.Д. Ушинский. Т. 5. - М., 1990.- 528 с.

7. Рыбинский, Е. Научно-методологические основы летнего отдыха [Текст] / Е. Рыбинский // Народное образование.- 2000.- № 4-5. - С. 25-27.

8. Седова, Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания [Текст] / Л.Н. Седова, Н.П. Толстолуцких. - М.: КНОРУС, 2017. -С.65-68.

9. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания [Текст] / В.С. Селиванов, под общей редакции В.А. Сластени-на - М.: Академия, 2008. - С. 78-83.

10. Сепиашвили, Е.Н. Педагогический менеджмент в контексте работы вожатого в детском оздоровительном лагере [Текст] / Е.Н. Сепи-ашвили // Историческая и социально-образовательная мысль.- 2014.- № 1 (23). - С. 91-94.

11. Титова, Е.В. Если знать, как действовать. Разговор о методике воспитания: учебное пособие [Текст] /Е.В. Титова - М.: Просвещение, 1993.191 с.

12. Шмаков, С.А. Нужна ли детскому лагерю идеология [Текст] / С.А. Шмаков // Народное образование.- 2000.- № 4-5. - С. 30-34, 48-51.

13. Шмаков, С.А. Игры учащимся - феномен культуры [Текст] /С.А. Шмаков - М.: Новая школа, 1994.- 240 с.

ON THE ISSUE OF SOCIALIZATION OF CHILDREN IN SUMMER HEALTH CAMPS

Sorokina I.R., Makova N.O.

Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs; MBOU SOSH No. 34

The purpose of the research proposed in the article was to study the specifics of the camp as an institution of additional education that provides the processes of social adaptation and socialization of children and adolescents on the basis of personal-activity means of educational work in relation to pupils who are on vacation in the summer. A theoretical analysis of psychological and pedagogical literature showed that a summer health camp is an open system that creates conditions for individualization, adaptation in a team, for harmonizing parent-child relations, friendly relations and mutual understanding in real life. The understanding of the processes of socialization of children and adolescents in the conditions of a sum-

mer health camp is revealed. The study was based on the following hypothesis: the camp staff, as an institution of additional education, is able to create conditions for the successful adaptation and socialization of pupils, actively using the means of educational work based on a personal-activity approach. The conducted primary research showed that half of the pupils in the sample, including 180 people, have problems of adaptation in the conditions of a new team, there are conflicts, violations of parent-child relations, rejection of norms and rules of behavior in a team of peers.

The camp is defined as an open pedagogical model of interaction between pedagogical and children's teams, in which psychological and pedagogical interaction and impact through the means of socialization and education of children and adolescents on the basis of a personal-activity approach are priority. The forms, methods and content of educational work in the conditions of a summer health camp on the basis of a personal-activity approach are described. The psychological and pedagogical conditions of the camp provide an increase in cognitive activity, the development and correction of the basic value orientations of children and adolescents on the basis of the adoption of norms and rules that form socially significant behavior in the team. After the active use of the means of educational work on the basis of the personality-activity approach, the nature of the relationship in the children and adolescent collectives of the camp has changed. This was manifested in the success of the adaptation processes of camp inmates, in the absence of protracted conflicts, in the ability of children and adolescents to overcome conflict situations. The camp pupils began to be guided in their behavior by the values, norms, traditions of the camp, to show activity and curiosity. It is concluded that the active and systemic use of educational work based on the personality-activity approach in the camp as an institution of additional education provides effective adaptation and socialization of children and adolescents during the summer period of rest.

Keywords: summer health camp, socialization, adaptation, educational work, personality-activity approach.

References

1. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy: textbook for high schools [Text] / N.V. Bordovskaya, A.A. Rean - St. Petersburg: Publishing House "Peter", 2000.- 284 p.

2. Volgunov, V.A. Analysis of socio-pedagogical problems of the life of children's country camps [Text] / V.A. Volgunov // World of science, culture, education.- 2010. -№ 3 (21). - P. 86-88.

3. Kupriyanov, B.V. Methods of organizing leisure activities Role-playing game: a practical guide [Text] / B.V. Kupriyanov, O.V. Minovskaya, L.S. Ruchko - M.: Academy, 2014.- 288 p.

4. Mudrik, A.V. Socialization of man: textbook. allowance for students. higher textbook. institutions [Text] / A.V. Mudrik - 3rd ed. correct and add. - M.: Publishing House of the Moscow Psychological and Social Institute, 2011.- 736 p.

5. Pidkasisty, P.I. Pedagogy: a textbook for students. institutions of higher prof. Education [Text] / P.I. Pidkasisty - Moscow: Academy, 2006.- 608 p.

6. Ushinsky, K.D. Pedagogical works: in 6 volumes [Text] / K.D. Ushinsky. T. 5. - M., 1990.- 528 p.

7. Rybinsky, E. Scientific and methodological foundations of summer holidays [Text] / E. Rybinsky // Public education.- 2000. -No. 4-5. - P. 25-27.

8. Sedova, L.N., Tolstolutsky N.P. Theory and methods of education [Text] / L.N. Sedova, N.P. Tolstolutskikh- M.: KNORUS, 2017. - P. 65-68.

9. Selivanov, V.S. Fundamentals of General Pedagogy: Theory and Methodology of Education [Text] / V.S. Selivanov, under the general editorship of V.A. Slastenin - Moscow: Academy, 2008. - P. 78-83.

10. Sepiashvili, E.N. Pedagogical management in the context of the counselor's work in a children's recreation camp [Text] / E.N. Sepiashvili // Historical and socio-educational thought.-2014. - No. 1 (23). - P. 91-94.

11. Titova, E.V. If you know how to act. A conversation about the methodology of education: a textbook [Text] / E.V. Titova - Moscow: Education, 1993.- 191 p.

12. Shmakov, S.A. Does the Children's Camp Need Ideology [Text] / S.A. Shmakov // Public Education.- 2000. - No. 4-5. -P. 30-34, 48-51.

13. Shmakov, S.A. Oyunlar oyrananlar - Madaniyyat fenomeni [Text] /S. A. §makov - M.: Yeni maktab, 1994.- 240 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.