Научная статья на тему 'Социализация подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря'

Социализация подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1450
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ПОДРОСТКИ / ВОСПИТАННИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шипова Алина Валерьевна

В статье рассматривается проблема социализации подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря, анализируется понятие «социализация», обсуждаются содержание, основные направления и механизмы социализации, а также проблемы социализации подростков в летнем оздоровительном лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шипова Алина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социализация подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря»

УДК 37.091.39 - 053.6

Шипова Алина Валерьевна

аспирант кафедры педагогики и психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования shipova.alina@gmail. com Alina V. Shipova

graduate student of chair of pedagogics and psychology

Academy of Professional Development and Professional Retraining of Educators shipova.alina@gmail. com

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

SOCIALIZATION OF TEENAGERS IN SUMMER RECREATION CAMP

EDUCATIONAL SPACE

Аннотация. В статье рассматривается проблема социализации подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря, анализируется понятие «социализация», обсуждаются содержание, основные направления и механизмы социализации, а также проблемы социализации подростков в летнем оздоровительном лагере.

Ключевые слова: социализация, воспитательное пространство, летний оздоровительный лагерь, подростки, воспитанники.

Annotation. The main problem of the article is socialization of teenagers in educational space of a summer recreation camp, the concept "socialization" is analyzed, the contents, the main directions and socialization mechanisms, and also problems of socialization of teenagers in a summer recreation camp is discussed.

Keywords: Socialization, educational space, summer recreation camp, teenagers, pupils.

Проблема социализации подростков в воспитательном пространстве летнего оздоровительного лагеря относится к числу актуальных проблем воспитания подростков в современных условиях модернизации образования. В педагогической науке и практике социализация рассматривается как одна из функций образования, обеспечивающая усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта, безболезненное вхождение человека в жизнь общества. Социализация осуществляется в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Продуктами социализации являются личностные смыслы, которые определяют отношения индивида к миру, социальная позиция, самосознание, ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания.

Субъект-субъектный подход к рассмотрению феномена социализации осуществляется через понятия «усвоение», «присвоение», «воспроизводство»

культуры, «вхождение» в культуру. Это позволяет рассматривать социализацию подрастающего поколения через субъект-субъектную позицию участников (М.С. Каган, В.Т. Кудрявцев, Г.А. Цукерман), ориентированную на человека культуры (Е.В. Бондаревская), на основе создания образа себя, мира, своих действий в мире (Е.И. Пассов), целого пространства образов (В.П. Зинченко), в качестве продуктивной творческой деятельности учащихся, связанной с инновациями (Н.Б. Крылова, А.В. Хуторской, Е.Н. Щуркова).

Основываясь на определениях социализации в работах отечественных ученых, мы понимаем под социализацией вхождение индивида в социум, процесс освоения им социальных ролей и культурных норм, что обуславливает изменения в структуре личности и в социальной структуре общества в целом. В процессе социализации осуществляется усвоение системы норм, образцов, знаний, представлений, а также происходит получение собственного социального опыта и активного самосовершенствования личности как системы сформированных социальных свойств. В ходе социализации личностью приобретается и преобразуется социальный опыт.

Анализ различных определений понятия «социализация» позволяет сделать вывод о том, что социализация ребенка в оздоровительном лагере выступает в качестве процесса приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящего в различных видах деятельности, общения, познания и самопознания путем узнавания, освоения, присвоения, обогащения и передачи ребенком опыта социального взаимодействия детей и взрослых [1].

Вхождение в непривычную лагерную социальную среду сопровождается дисбалансом между имеющимся у подростка личностным опытом и новым окружением, возникает целый спектр проблем. Возникновение и разрешение проблемных ситуаций между прошлым и настоящим опытом обогащает, насыщает его инновационными решениями. Именно в гармонии и одновременно диссонансе точек зрения и продолжает формироваться собственная позиция, личностный смысл и собственный опыт подростка. Эти процессы рождают ещё одну проблему подростка - необходимость адаптации к новым, незнакомым ему условиям. В первые дни нахождения подростка в лагере запускается механизм взаимодействия со значимыми другими, расширяется возможность контактов за счет более активного подключения мира взрослых, общение с которыми отражает вертикальную социализацию. Вместе с тем ближайшее социальное окружение обогащается за счет непосредственного вхождения в него не только ровесников, но и детей разных возрастов, взаимодействие с которыми связано с горизонтальной социализацией [2].

Социализация в подростковом возрасте происходит в большей мере на уровне неосознаваемых и лишь частично осознаваемых механизмов с доминированием подражательности и внушаемости. Подражательное поведение дает подросткам возможность нахождения и одновременно самоутверждения в рамках создаваемого конструкта - личностного опыта,

различных способов общения, как через идентификацию, так и дифференциацию себя и другого.

В области социальной жизни подросток обретает индивидуализацию, личную самостоятельность (автономию), которая требует выхода. Последняя связана с самоанализом опыта, коррекцией своих действий, рефлексией, внутренним диалогом, в котором ребенок оценивает, принимает или отвергает ценности, присущие тем или иным людям, общностям, преобразует себя и окружающую действительность, осуществляя процесс вхождения в социум.

В социально-педагогических исследованиях выделены следующие компоненты социализации: познавательный, ценностно-ориентационный и деятельностный. Познавательный компонент предполагает восприятие индивидом социальной информации (Л.П. Буева), позволяющее раскрыть связи и отношения в окружающей действительности (Э.А. Голубева, В.С. Юркевич). Познавательный компонент направлен на формирование у детей целостной картины мира и приобретение необходимых для жизни в обществе социальных знаний, умений и навыков. Ценностно-ориентационный компонент социализации обеспечивает соотнесение получаемой информации с собственным социальным опытом и формирование собственного к ней отношения. В процессе развития у ребенка формируются и становятся устойчивыми определенные мотивы его поведения и деятельности. Устойчиво доминирующие мотивы поведения приобретают ведущее значение и подчиняют всю деятельность ребенка. Ребенок усваивает такие нормы, понятия и представления, которые соответствуют доминирующим мотивам поведения. Далее эти усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, определяющих поведение ребенка. Потребности, мотивы и интересы составляют направленность личности (Л.И. Божович, А.В. Петровский). В подростковом возрасте особенно важными для личности являются вопросы усвоения норм и правил общественного поведения, формируются относительно устойчивые суждения. Именно в подростковом возрасте особенно интенсивно происходит интеграция сложных систем норм поведения и осуществляется переход к использованию подростками сложных механизмов внутренней регуляции собственного поведения на основе усвоенных норм. Для подростков характерна повышенная социальная активность, направленная на усвоение образцов и ценностей, построение конструктивных отношений с взрослыми и сверстниками.

Деятельностный компонент социализации рассматривается как активность личности согласно установленной системе ценностей (Е.А. Ануфриев, Л.П. Станкевич, В.Я. Силе и др.) и предполагает включение подростка в деятельность, приобщение к социальному опыту, позволяет личности проявлять себя в качестве субъекта, в результате чего формируется индивидуальность личности [3].

Специфика летнего оздоровительного лагеря связана с особым существованием детского сообщества, представленного коллективами совместно проживающих в течение определенного отрезка времени (смена) детей. Основными характеристиками, позволяющими считать коллектив

воспитанников группы (отряда) в детском лагере групповым субъектом социального воспитания, являются жизнедеятельность как открытая и автономная система; ценности как поле интеллектуально-морального напряжения коллектива; формализованная и неформализованная структуры отношений; содержание жизнедеятельности [4].

Установлено, что содержание, основные направления и механизмы социализации связаны с экономическими, социально-политическими и культурными факторами общественного развития, семейными факторами, целями и задачами образования в конкретных исторических условиях. Содержание, направления и механизмы социализации принимают специфическую форму в детском оздоровительном лагере.

Существует ряд противоречий, затрудняющих социализацию подростков в условиях детского оздоровительного лагеря. К подобным противоречиям относят противоречия между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала детского оздоровительного лагеря и отсутствием научной проработки современных основ деятельности коллектива лагеря по социализации подростков; потребностью подростков самоутвердиться в окружающем мире, реализовать себя в социуме и необходимостью саморегуляции поведения с целью адаптации к изменяющимся условиям; потребностью подростков быть самостоятельными и их неспособностью брать на себя ответственность за решение проблемных ситуаций; потребностью подростков быть свободными, независимыми и наличием внутренней несвободы, неспособностью решать внутриличностные конфликты.

Все это неизбежно приводит к необходимости поиска организационно -педагогических условий и психолого-педагогических средств, обеспечивающих реализацию программ социализации подростков в условиях лагеря. Под организационно-педагогическими условиями реализации программ социализации подростков в детском лагере мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер организации жизнедеятельности детей и высокоэффективной профессиональной деятельности педагогического коллектива. Психолого-педагогическими средствами являются объекты и предметы духовной и материальной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития подростков; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Следует отметить, что жизнедеятельность детей в детском оздоровительном лагере имеет важное значение для успешной социализации. Деятельность в летнем оздоровительном лагере подросток воспринимает как удовольствие, что способствует развитию инициативы, фантазии, творчества. В добровольной практической деятельности ребенок самовыражается, самоутверждается и удовлетворяет собственные интересы. Свободная деятельность выполняет роль регулятора интересов и способностей личности, дает возможность проявления социальной, творческой активности детей, поиска своего «Я».

Процесс социализации подростка в оздоровительном лагере представляет совокупность следующих составляющих: стихийная социализация во взаимодействии подростка с субъективно значимыми для него людьми и под влиянием объективных обстоятельств жизнедеятельности в лагере; относительно социально контролируемая социализация - воспитание; самоизменение подростка, происходящее в деятельности вначале с помощью взрослых, а затем - самостоятельно.

Воспитание, направленное на решение задач социализации ребенка в условиях лагеря, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Процесс социализации в лагере представляет социально-педагогическое явление, характеризуется включенностью детей в различные виды деятельности, разнообразием социально значимых ролей и позиций участников этой деятельности, новизной связей и контактов детей, коллективным характером деятельности. В условиях лагеря создаются наиболее благоприятные условия для педагогического регулирования процесса социализации [5].

Социализация, оптимизируемая воспитательной системой, становится заметно эффективнее, так как система формирует особую общность людей, тесно связанных социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями. Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом воспитательный процесс, но и преображает весь социум, представляющий собой не что иное, как комплекс человеческих общностей. Воздействие воспитательной системы на социум носит резонансный характер: система улавливает, поддерживает и распространяет инициативы и новации, мощную энергию воспитывающей коллективной творческой деятельности.

Возможности временных детских объединений, с одной стороны, создают условия для конструктивного, творческого взаимодействия, сотрудничества, интенсивного общения участников процесса, способствующих их взаимному обогащению, формированию у них новых устремлений. Наряду с этим происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки общественными нормами, ценностями, социальными программами. В лагере за детьми остается право выбора форм жизнедеятельности, свободного перехода из одной группы в другую, из одного микроколлектива в другой, возможность осуществления собственных программ.

Таким образом, временные детские объединения являются одной из важнейших форм организации жизнедеятельности подростков в летнее время, которые реализуют принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаются на все изменения общества и потребности самого ребенка. Являясь воспитательной организацией, временное детское объединение имеет ряд специфических возможностей, позволяющих объединить воспитательное воздействие на личность ребенка со стороны социального окружения, педагогов, природной и предметной среды. Особенности существования

временного детского коллектива позволяют говорить не столько о руководстве и управлении, сколько об установлении взаимоотношений сотрудничества между старшими и младшими.

Изучение состояния проблемы социализации подростков в воспитательном пространстве детского оздоровительного лагеря, анализ психолого-педагогической литературы показали, что необходимо организовать процесс социализации подростков более конструктивно, ибо это обусловлено рассмотрением детского оздоровительного лагеря как особого института социализации личности, рассматриваемого нами как воспитательное формирование, целостный социально-педагогический организм, призванный создавать условия для развития личности, и поиском новых путей решения проблемы социализации подростков в условиях реформирования общества.

Литература

1. Фришман, И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. М.: ИЦ «Академия», 2001. -160 с.

2. Зауш-Годрон, Ш. Социальное развитие ребенка. СПб.: Питер, 2004. -

С. 9.

3. Малащенко, М.Ю. Педагогические условия реализации программ социализации подростков в детском оздоровительном лагере // Педагогическое образование и наука. 2011. № 8. - C. 85-86.

4. Мудри,к А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания. М.: NOTA BENE, 2008.- 218 с.

5. Палий, Т.П. Роль оздоровительно-образовательного лагеря в социализации современных детей и подростков // Успехи современного естествознания. 2007. № 2.- С. 72-75.

Literature

1 . Frishman, I.I. Technique of work of the additional education teacher. M: ITs "Academy", 2001. -160pages.

2 . Zaush-Godron, Sh. Social development of the child. SPb. : St. Petersburg, 2004. - Page 9.

3 . Mudrik ,A.V. Social pedagogics: theory and technique of social education. M: NOTA BENE, 2008. - 218 pages.

4 . Malashchenko, M. Yu. Pedagogical conditions of implementation of programs of socialization of teenagers in a children's recreation camp//Pedagogical education and science. 2011 . No. 8. - C. 85-86.

5 . Paly, T.P. Role of improving and educational camp in socialization of modern children and teenagers//Successes of modern natural sciences. 2007. No. 2. -Page 72-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.