УДК 37.013.42 ББК 74.66
DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-41-52
К.Т. Ибрагимов
(Челябинский государственный институт культуры, г. Челябинск, Россия)
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ
В статье раскрывается роль социально-культурной среды дополнительного образования в развитии личности подростков и их социализации. Уделено внимание современной ситуации развития подростков. Определены инструменты позитивного педагогического воздействия. Обращено внимание на взаимодействие организаций дополнительного образования и семьи. Раскрыты педагогические условия социально-культурного развития подростков в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: социально-культурная среда, социализация, подросток, дополнительное образование, семья.
THE ROLE OF THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY OF ADOLESCENTS
m
о ^
ь
о
CP
о
о о x т
го
CP
K.T. Ibragimov §
(Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)
ro
CP Ю о о
ц
о с о ч 2
ч
ф
ср
о
The article reveals the role of the socio-cultural environment of additional education in personality development of teenagers and their socialization, focuses on the current situation of teenager's development, identifies tools for positive pedagogical influence, draws attention to the interaction of additional education organizations and families, and | defines pedagogical conditions for socio-cultural development of teenagers in the context of additional education. ^
Key words: socio-cultural environment, socialization, adolescent, additional education, family.
ш
о
го ю
Социально-культурная среда является одной из важнейших разновидностей среды обитания человека и имеет значительную роль в воспитании подрастающего поколения и в его развитии.
В научно-педагогической литературе большое внимание уделяется формированию социально-культурной среды. Отмечается, что социально-культурная среда - явление многоуровневое и многогранное. На наш взгляд, социально-культурная среда - это часть общей среды обитания человека, которая включает в себя совокупность материальных и духовных условий, обеспечивающих процессы социализации личности. Следует отметить, что социально-культурная среда - это благоприятная обстановка, пространство, в которой действует личность, то есть все позитивное социально-культурное окружение человека.
Взаимоотношения человека и социально-культурной среды выстраиваются достаточно сложно, так как среда поддается изменению, ее влияние на поведение подростка может усиливаться или ослабевать. Возникает необходимость учитывать истинные возможности среды в развитии подростков.
В современных реалиях подросток зачастую сталкивается с агрессивной действительностью, в которой подчас больше негативного, чем позитивного (семейная обстановка не всегда благоприятна, сомнительного качества телевизионные передачи, неконтролируемый доступ к сети «Интернет», круг «друзей», приобщающий подростка к курению, алкоголю, наркотикам и т.п.). Выстоять в этой реальности подростку довольно сложно.
В нынешних условиях, когда средства массовой информации транслируют художественную продукцию, выгодную интересам шоу-бизнеса, способствующую формированию негативного социально-культурного пространства, создается нездоровый образ мира с низкими ценностными ориентирами и бездуховными составляющими. Это приводит к обострению проблемы нравственной устойчиво-
сти личности подростков в человеческих отношениях, что, несомненно, затрудняет процесс успешной социализации.
Что необходимо сделать, чтобы противостоять негативному влиянию среды на личность подростка, как превратить среду в инструмент позитивного педагогического воздействия?
Прежде всего, по нашему мнению, необходимо целенаправленно формировать позитивные элементы среды обитания человека, в том числе подростка, увеличивать социально-культурную составляющую.
Требуется усилить влияние общественных институтов воспитания в сфере свободного времени подростков. Не менее важно знать, чем занимается подросток в свободное время и помогать ему правильно организовать свой досуг. Следовательно, необходимо объединение усилий семьи и учреждений, призванных заниматься подрастающим поколением.
В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) определена совокупность интегральных компонентов - направлений развития ребёнка, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей. ФГОС акцентирует внимание на необходимости формирования у ребенка личностных качеств созидателя и творца, способного к самосовершенствованию и самореализации через занятие продуктивной деятельностью. Важным институтом развития творческих способностей личности подростка является система дополнительного образования.
Современная образовательная ситуация ориентирована на формирование готовности у подрастающего поколения к многоплановому взаимодействию, партнерству в разных социально-культурных условиях. Эти позиции стали приоритетными в новых федеральных государственных образовательных стандартах и определили ведущие задачи образования: приобщение молодого поколения к социально-культурным нор-
мам, традициям семьи, общества и государства; формирование представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. Результат этого процесса - социально-культурное развитие личности.
Современная педагогика активно ищет пути успешной социализации подростков. Мы опираемся на исследования проблемы социализации таких выдающихся ученых, как П.Я. Гальперин [8], В.В. Давыдов [12], К.А. Абульханова-Славская [1], Дж. Уайтинг [26], И.С. Кон [17], Л.Н. Коган [15], А.В. Мудрик [21, В.А. Беликов [3], В.Г. Бочарова [4], Н.Ф. Голованова [9], М.А. Галагузова [7], Р.А. Литвак [18], Г.Я. Гревцева [10] и др.
Г. Терри Пейдж, Д.Б. Томас, А.Р. Маршалл формулируют в Международном словаре педагогических терминов социализацию как процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми. Американский ученый О.Г. Брим определяет социализацию в подростковом возрасте как процесс формирования базовых ценностных ориентаций; усвоения и оценки норм общества и своего окружения; выполнения определенных правил, установленных взрослыми, и приспособления к требованиям различных ролей в школе, дома; мотивации поведения.
В данном аспекте дополнительное образование выступает как один из важных институтов социализации личности подростков.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [25].
Дополнительное образование непосредственно способствует развитию личности, главным образом здесь присутствует свобода выбора: выбор вида деятельности, графика посещения и самого
учреждения. Это не принудительное образование, и в этом его сила и слабость, ведь, как известно, ребенка довольно-таки сложно принудить к образованию, если это не приносит ему радости и удовольствия, но, с другой стороны, в этой сфере существует большое разнообразие в том, чем именно можно заниматься.
По мнению А.К. Бруднова, дополнительное образование детей ориентировано на свободный выбор обучающимися «той или иной области знаний и умений, на формирование его собственных представлений о мире, на развитие познавательных мотиваций и способностей. Вся учебно-воспитательная работа здесь строится на индивидуальных особенностях, на возникающих в ходе познания интересах к различным сферам жизни. Такая индивидуально-личностная направленность деятельности позволяет этим учреждениям активно использовать потенциал свободного времени, более эффективно решать проблемы духовно-нравственного, интеллектуального и физического воспитания. Педагогический процесс происходит в форме поиска решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих ценностей. А результатом становится жизнетворчество, позволяющее личности накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее использования для достижения жизненно важных целей» [5, с. 56-59].
Рассматривая обсуждаемый вопрос, следует выделить педагогические условия социально-культурного развития подростков в условиях дополнительного образования. Рассмотрим эти условия.
Важным педагогическим условием, на наш взгляд, является активизация взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования в культурно-досуговой деятельности в процессе социально-культурного развития подростков.
Следующим педагогическим условием, обеспечивающим эффективность социально-культурного развития подростков в условиях дополнительного об-
ш
о ^
13
о ср ч о
о
0
1
т
го ср
I
го ш о
СО
го ср ю о о
_0 5
ц
о с о ч 2
4
ф
ср
о
JS
0
1
ср
£
0
1 _0
го
5
о о
_0 ц
о Q_
со о
го ю
разования, становится использование современных информационных технологий.
В значительной степени активность развивающейся личности связана с мотивацией достижения, которая проявляется в ориентации на познание и высокие результаты. Информатизация среды, в которой осуществляется развитие современного подростка, вносит существенные изменения в формирование и становление его личности.
К основным характеристикам подрастающего поколения следует отнести активность в информационном пространстве. По мнению экспертов, «дети в школьном возрасте больше других категорий пользователей нуждаются в пребывании в Интернете для реализации своих потребностей и интересов, расширения ограниченной учебным заведением и процессом обучения среды обитания» [6].
Информатизация образовательной среды активно вносит коррективы в познавательную, коммуникативную и личностную сферы обучающихся, перестраиваются пространственно временные характеристики взаимодействия «субъект - субъект» и «субъект - информационная система», а также потреб-ностно-мотивационная регуляция деятельности [2].
Дополнительное образование - это возможность быть личностью, где ребенок действует по своей инициативе, ищет смысл жизни, пробует себя в разных ролях, реализует потребность в познании и творчестве, самоопределяется предметно, социально, профессионально, личностно. Оно неотъемлемо сочетает виды организации досуга с различными формами образовательной деятельности, формирует новые жизненные умения и способности, на которые современная школа не ориентирована.
Наш практический опыт работы позволяет представить дополнительное образование, как часть социально-культурного пространства, способствующий социализации детей и подростков, путем
разработки и внедрения вариативных образовательных программ. В современных условиях к деятельности организаций дополнительного образования предъявляются повышенные требования самого разного характера, прежде всего, к организации процесса взаимодействия педагогов и воспитанников на основе субъект-субъектных отношений, гуманизации социально-культурной среды, предполагающей диалогизацию общения. По содержанию социально-культурную деятельность в системе дополнительного образования подразделяют на познавательную, ценностно-ориентированную, практико-преобразующую, творческую.
Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в процессе обучения и участия в творческой деятельности. Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, давать оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков. Практико-преобразу-ющая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий. Творческое начало присуще всем видам и формам социально-культурной деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством.
Содержательный аспект социальных функций социально-культурной деятельности реализуется в зависимости от реального состояния конкретного учреждения, от полноты и согласованности осуществления им взаимодействия с окружающей средой.
Изучение научной литературы позволило рассматривать дополнительное образование как открытую синергетическую систему, состоящую из взаимозависимых компонентов (целевого, содержательного, организационного, функционального,
нормативного) и направленную на развитие личности подростка.
Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют следующие принципы данной системы: свободный выбор видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность свободного самоопределения и самореализации личности; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностную основу образовательного процесса [13].
Наседкина Г.А. выделяет «наиболее перспективные направления деятельности системы дополнительного образования: культурно-этнографическое, способствующее культурной самоидентификации человека, возрождению забытых традиций и ремесел, декоративно-прикладного искусства, литературного и музыкального фольклора; духовное, отражающее потребность в изучении культуры своих предков и стремление к духовно-нравственному совершенствованию; профессионально-ориентирующее, роль которого возрастает в связи с необходимостью более раннего вхождения молодежи в сферу трудовых отношений и потребностью освоения актуальных для данного региона специальностей; социально-адаптирующее, помогающее сформировать те качества и умения, которые помогут войти в мир, полный противоречий и проблем, где нужно обладать определенными знаниями и способностью быстро реагировать на меняющиеся социально-экономические условия» [22].
Большую роль в социализации личности подростков играют как отдельные педагоги, так и педагогические коллективы организаций дополнительного образования. Педагогам дополнительного образования следует развивать у подростков способности, носящие социально-культурный характер. Задачи, которые решаются педагогами дополнительного образования: организация занятости подростков, профилактика без-
надзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, обогащение сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации подростка [23].
Педагогическими коллективами организаций дополнительного образования должны быть созданы условия для свободного выбора различных форм дополнительного образования, что способствует творческому самоопределению ребенка в соответствии с его возрастными особенностями, интересами, потребностями.
Л.В. Колбасина рассматривает социализацию как «процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данном обществе и социальной группе» [16, с. 84].
Социализация личности проходит через включение в различные виды активной деятельности (как коллективной, так и индивидуальной), способствующей предпрофессиональному и профессиональному выбору, усвоению нравственных ценностей, творческому развитию, усвоению здорового образа жизни. Через участие подростков в многоплановых формах работы в организации дополнительного образования формируются такие социально важные качества личности, как инициатива, самостоятельность, способность к творчеству и самодеятельности. Эти качества в современном мире востребованы, помогают личности достигать максимально высоких результатов в своем развитии.
Г.Я. Гревцева отмечает, что анализ тенденций современного гражданского общества приводит к выводу, согласно которому существуют позитивные и негативные факторы гражданской социализации личности. Например, социальные факторы - это государственная политика в области профессионального образо-
ш
о
13
о
Ч
О
о
0
1
т
го
I
го ш о
СО
го
ю о о
_0 5
ц
о с о ч 2
ч
ф
о
0
1
£
0
1 .0
го
о о
л ц
о о.
m
о
го ü
ю
вания, состояние системы образования, социально-культурная среда; характер взаимоотношений учащихся с окружающими людьми. К субъективным факторам относятся: ориентации и установки на овладение гражданской культурой, позитивное отношение к законам, принятие правомерной модели поведения [11].
Большое значение для социализации подростков имеет осознание своей включенности в организацию жизни коллектива. Важным фактором этого процесса выступает самоуправление. Участвуя в работе по самоуправлению, подростки учатся таким необходимым в жизни человека качествам, как умение принимать решения, взаимодействовать с товарищами, командовать и подчиняться, помогать другим осуществлять их предложения и привлекать к осуществлению собственных решений. Эмоциональные переживания, вызванные участием в общем деле, дают возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, патриотом, человеком долга, совести и чести.
Современный исследователь С.Б. Лялина, анализируя проблему социализации обучающихся, отмечает, что для отслеживания результативности этого процесса и его коррекции необходимо ведение мониторинга, предлагает необходимый инструментарий и выделяет следующие уровни социализации [19, с. 37]:
Первый уровень - низкий. Этот уровень характеризует слабое владение знаниями межличностного взаимодействия, неосознанный подход к построению отношений со сверстниками и взрослыми, трудности в интерперсональных контактах, критичность по отношению к социальным явлениям, неумение устанавливать отношения, обозначать устойчивость своих позиций в среде сверстников, отсутствие оценки взаимоотношений в совместной деятельности с позиций социальных норм.
Второй уровень - средний. Этот уровень характеризуется проявлением познавательной активности подростка к знаниям социальных отношений, изби-
рательным подходом к регулированию отношений на основе усвоенных социальных норм, умением ориентироваться в ситуациях, устанавливать свои позиции, взгляды, оценивать собственные и совместные действия.
Третий уровень - высокий. Подростки этого уровня имеют ярко выраженное стремление к знаниям социальных норм, отношений; следуют усвоенным нормам в общении со сверстниками, взрослыми; проявляют умения регулировать отношения, утверждать себя в среде подростков, взаимодействовать с другими людьми в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, оценивать свои действия, корректировать поведение; обладают высоким уровнем саморегуляции в обстановке общения и совместной деятельности.
Все уровни взаимосвязаны между собой. При этом каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав. Повышение уровня социализации личности подростка происходит постепенно, от уровня к уровню. Данные характеристики позволяют качественно замерить процесс социализации личности подростка в условиях образовательного учреждения.
Победы и достижения обучающихся в конкурсах, выставках, соревнованиях, их личные результаты, успешность во взрослой жизни являются свидетельством результативной деятельности организаций дополнительного образования по социализации детей и подростков, воспитания у них необходимых социальных качеств.
В подтверждение возможности существования функциональной модели социально-культурного развития детей и подростков такого типа можно привести слова Р.А. Литвак из коллективной монографии «Социокультурный феномен детства»: «... Мир детства сложен, он содержит в себе социальные отношения, познание себя и окружающих людей. Организуя свою жизнедеятельность сегодня, ребенок опирается на генную память,
память своих предков. Живя настоящим, дети связаны с традициями, культурой далекого прошлого. Любая человеческая культура моделирует свой мир, созданный определенной этнокультурной общностью людей. Эта модель мира отражена в мифах, в системе религиозного, семейного воспитания, воспроизводится в обрядах, ритуалах, передается через такие формы народного творчества, как легенды, былины, сказания, сказки, песни, игры - это особые материализованные формы, объединяющие как взрослых, так и детей» [24].
Таким образом, дети присутствуют в образовательных пространствах при получении новой культуры и активно участвуют в процессах ее оформления при многообразии ее форм [4, с. 95-96].
Одним из важнейших условий совершенствования деятельности организаций дополнительного образования является знание особенностей восприятия ее социально-культурной среды детьми и подростками. Восприятие необходимо рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно влияющих на человека.
Целостность социально-культурной среды дополнительного образования обусловлена соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:
- осознанием (подростком) себя в социально-культурной среде, способностью ориентироваться в ней; самооценкой, выражающейся в ощущении спокойствия, уверенности, комфорта, идентификацией себя с эстетикой социально-культурной среды дополнительного образования;
- собственно эстетической оценкой, вызывающей чувства радости, изумления; образом социально-культурной среды дополнительного образования. Его эстетическое наполнение определяет ощущение причастности не только к социально-культурной среде, но и к
внешней среде обитания - дому, городу, краю;
оценкой социальной значимости социально-культурной среды дополнительного образования, включающей осознание исторического культурного прошлого, современности, память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости, уважения и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству, истории;
- оценкой практических удобств, психологического комфорта, микроклимата социально-культурной среды, что формирует представление о степени взаимного соответствия уровня культуры человека и социально-культурной среды дополнительного образования.
В настоящее время развиваются положительные тенденции по созданию социально-культурной среды дополнительного образования, соответствующего требованиям современного общества. Создаются новые типы организаций дополнительного образования, такие как социально-культурные центры, центры досуга, удовлетворяющие потребности населения, которые в последнее время стали более качественными.
В организациях дополнительного образования предусмотрено:
- высокое качество предоставляемых детям и подросткам культурных и образовательных услуг;
- постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности;
- демократичность условий включения личности в активную социально-культурную деятельность.
Решая задачи социализации подростков организации дополнительного образования должны активно взаимодействовать с образовательными учреждениями, государственными и общественными организациями, учреждениями здравоохранения, культуры и спорта, что создает
ш
о
13
о
Ч
О
о
0
1
т
го
I
го ш о
СО
го
ю о о
_0 5
ц
о с о ч 2
ч
ф
о
0
1
£
0
1 .0
го
о о
л ц
о о.
со о
го ю
единую социально-культурную среду. Как отмечал А.В. Мудрик «отношения со средой выполняют очень важную функцию в накоплении социального опыта подростками: они дают им опыт отношения к общению с окружающими как к своеобразному средству социального контроля» [20, с. 25]. Педагоги организаций дополнительного образования должны работать над развитием и расширением социально-культурной среды, предоставляющей подросткам возможность общаться и сотрудничать с людьми разных возрастов, жизненного опыта, представителями различных профессий, учреждений, организаций. Опыт подобного сотрудничества способствует развитию мотивации к самообразованию, адаптации подростков в обществе, формированию толерантности, гражданской и социальной активности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию подростков в обществе, с одной стороны, а с другой - способность в определенной мере противостоять обществу, части тех жизненных коллизий, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.
Социализация подростков в дополнительном образовании и в социуме опирается на тесное сотрудничество педагогов, родителей и детей.
Во взаимодействии семьи и организаций дополнительного образования детей и подростков реализуется педагогическое условие, обозначенное выше. Данное взаимодействие происходит в интересах развития личности ребенка и осуществляется через:
- программы совместной деятельности подростков и родителей различной направленности;
- семейные культурно-экскурсионные программы;
- занятия в университете социально-правовых и медико-педагогических знаний для родителей;
- традиционные встречи многодетных семей;
- благотворительные праздники и концерты для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды;
- встречи опекунов детей и подростков, оставшихся без родителей;
- семейные клубы, мастерские.
Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Это персональная среда жизни и развития ребенка. В связи с этим становится ясно, что работа педагога дополнительного образования с родителями его воспитанников приобретает особое значение. Ему необходимы знания о ситуации в семье, о месте и роли ребенка в ней, о неблагоприятных, успешных или пагубных детско-родительских отношениях. Семья всегда играла кардинальную роль в социализации детей, в то время как педагог не всегда может своевременно прийти на помощь родителям.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников в учебнике по социально-культурной деятельности отмечают, что социально-культурная деятельность дает необходимый эффект только в том случае, если она направлена на семью как общность. Усилия всех служб необходимо направить на семью как коллектив, на организацию совместной социально ориентированной досуговой деятельности родителей и детей [14].
По нашему убеждению, достижения подростков в различных мероприятиях, их личностные результаты, успешность во взрослой жизни являются свидетельством результативной деятельности организаций дополнительного образования по социализации детей и подростков во взаимодействии с семьей, воспитания у них необходимых социальных качеств.
Важность социально-педагогической направленности во взаимодействии организаций дополнительного образования в работе с семьей нашли отражение в трудах В.Г. Бочаровой, Т. Капелевича, Ф.А. Мустаевой, А.В. Мудрика, Ю.В. Васильковой, Ю.В. Азарова, Л.Я. Оли-ференко, Т.И. Шульги, И.Ф. Дементьевой, В.И. Загвязинского, О.С. Газмана, А.В. Ивановой и др. [20; 21].
Итак, дополнительное образование детей следует рассматривать как жизненно важную составляющую социально-культурной среды, сформировавшуюся в современном обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности подрастающего поколения.
Библиографический список:
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей интернета [Электронный ресурс] // Белорусская цифровая библиотека LЮRARYBY, 24 января 2005. - Режим доступа: https:// library.by/portalus/modules/psychology/ readme.php?subaction=showfull&id= 1106582451&archive=1129709116&sta rt_from=&ucat=&
3. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография. - М.: Владос, 2004. - 357 с.
4. Бочарова В.Г. Теоретические ориентации практической социальной работы // Психолого-педагогические проблемы социальной работы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.Н. Крыгиной и др. - Магнитогорск: МаГУ, 2000. - С. 4-7.
5. Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей // Директор школы. - 1995. - № 2. С. 56-59.
6. Влияние информационного пространства на мотивацию достижения современных подростков [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 12 (200). С. 29-34. -Режим доступа: http://cyberleninka. m/artide/n/vliyaшe-mformatsюnnogo-prostranstva-na-motivatsiyu-dostizheniya-sovremennyh-podrostkov.
7. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. - М.: Владос, 2001. - 416 с.
8. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. - М.: Наука, 2008. -345 с.
9. Голованова Н.Ф. Семантические изменения понятия «воспитание» в отечественной педагогике // Педагогика. - 2010. - № 8. С. 70-78.
10. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации: монография. - СПб: СМИО -Пресс, Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2005. - 504 с.
11. Гревцева Г.Я. Гражданско-патриоти-ческое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс [Электронный ресурс] // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3. С. 18-26. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-kak-sotsiokulturnyy-protsess.
12. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов. - М., 2005.
13. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 352 с.
14. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
15. Коган Л.Н. Социология культуры. -Екатеринбург, 1992. - 120 с.
16. Колбасина Л.В. Реклама как фактор воспитания и социализации детей и подростков // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2018. - Т. 10. - № 2. С. 83-89.
17. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003. - 336 с.
18. Литвак Р.А. Методологические аспекты развития системы дополнительного образования // Педагогическое образование России. - Менеджмент образования № 7. - 2015. С. 224-229.
19. Лялина С.Б. Социальное воспитание в процессе социализации // Среднее
ш
о
13
о
Ч
О
о
0
1
т
го
I
го ш о
СО
го
ю о о
_0 5
ц
о с о ч 2
ч
ф
о
0
1
£
0
1 _0
го
о о
_0 ц
о о.
профессиональное образование. -2011. - №8. С. 35-37.
20. Мудрик А.В. Роль социального окружения в формировании личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.
21. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов пед. вузов./ под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
22. Наседкина Г.А. Социокультурная деятельность учреждения дополнительного образования как фактор социализации подростков: автореферат дисс. ... к.п.н. - Екатеринбург: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2007. - 23 с.
23. Самодурова Е.В. Роль педагогов дополнительного образования в социализации обучающихся [Электронный ресурс] // 100-bal.ru. - Режим доступа: http ://100-bal. ru/kultura/7837/ index.html.
24. Социокультурный феномен детства: монография / Гревцева Г. Я. и др.; под общ. ред. Р. А. Литвак. - Челябинск: Челябинская гос. акад. культуры и искусств, 2013. - 355 с.
25. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
26. Whiting J.W.M. Socialization Process and Personality // Psychological Anthropology / F.L.K.Hsu (Ed.). Homewood: The Dorsey Press Inc., 1961. - P. 355-378.
Поступила 05.03.2020
m
о
го ü
ю
Об авторе:
Ибрагимов Камиль Тимергазиевич, заведующий кафедрой инновационного образования и информационных технологий Филиала Акционерного Общества «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области, аспирант Челябинского государственного института культуры (Казахстан, г. Костанай), [email protected]
Для цитирования: Ибрагимов К.Т. Роль социально-культурной среды дополнительного образования в развитии личности подростков // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 41-52. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-41-52
References:
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Activities and psychology of personality. - M.: Nauka, 1980. - 335 p. [in Russian]
2. Arestova O.N., Bbanin L.N., Voiskunsky A.E. Motivation of Internet users [Electronic resource] // Byelorusskaya tsifrovaya biblioteka LIBRARY.BY. - Available at: https:// library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1106582451& archive=1129709116&start_from=&ucat=&b [in Russian]
3. Belikov V.A. Phylosophy of personality education: activities aspect. - M.: Vlados, 2004. - 357 p. [in Russian]
4. Bocharova V.G. Theoretical orientations of practical social work // Psikhologo-pedagogicheskie problemy sotsilanoy raboty / Conference proceedings. - Magnitogorsk: MagU, 2000. - Pp. 4-7. [in Russian]
5. Brudnov A.K. Informal and uninterrupted. On the development of additional education of children // Direktor shkoly. - 1995. - № 2. Pp. 56-59. [in Russian]
6. Influence of the information space on the achievement motivation of modern teenagers [Electronic resource] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo
universiteta. - 2016. - № 12 (200). Pp. 29-34. - Available at: http://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-informatsionnogo-prostranstva-na-motivatsiyu-dostizheniya-sovremennyh-podrostkov. [in Russian]
7. Galaguzova M.A. Social pedagogy: lecture course. - M.: Vlados, 2001. -416 p. [in Russian]
8. Galperin P.Ya. Psychology as an objective science. - M.: Nauka, 2008. -345 p. [in Russian]
9. Golovanova N.F. Semantic changes of the concept «upbringing» in the Russian pedagogy // Pedagogika. - 2010. - № 8. Pp. 70-78. [in Russian]
10. Grevtseva G.Ya. Civic education of school students a socialization factor. - SPb.: SMIO. Press. - Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab.gos.ped. un-ta. 2005. - 504 p. [in Russian]
11. Grevtseva G.Ya. Civil-patriotic education of young students as a socio-cultural process [Electronic resource] // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2019. - Vol. 11. - № 3. Pp. 18-26. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-kak-sotsiokulturnyy-protsess. [in Russian]
12. Davydov V.V. Lectures on general psychology: textbook for higher schools. - M., 2005. [in Russian]
13. Evladova E.B. Additional education for children. - M.: Vlados, 2008. - 352 p. [in Russian]
14. Kiseleva T.G., Krasilnikov Yu.D. Social cultural activities: textbook. - M.: MGUKI, 2004. - 539 p. [in Russian] g
15. Kogan L.N. Sociology of culture. - Ekaterinburg, 1992. - 120 p. [in Russian] ^
16. Kolbasina L.V. Advertisement as a factor of educating and socializing the teenagers // g Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. - № 2. Pp. 83-89. s [in Russian]
17. Kon I.S. Child and society. - M.: Akademiya, 2003. - 336 p. [in Russian] |
18. Litvak R.A. Methodological aspects of the development of further education. | Pedagogicheskoe obrazovanoe v Rossii // Menedzhment obrazovaniya. - 2015. - № 7. || Pp. 224-229. [in Russian]
19. Lyalina S.B. Social education in the socialization process // Srednee professionalnoe obrazovanie. - 2011. - №8. Pp. 35-37. [in Russian]
20. Mudrik A.V. The role of social surroundings in teenager personality formation. - M.: § Znanie, 1979. [in Russian]
21. Mudrik A.V. Social pedagogy. Ed. By V.A. Slastenin. - M.: Akademiya, 2000. - 200 p. [in Russian]
22. Nasedkina G.A. Social cultural activities of futher education institution as a factor of teenager socialization. Author's transcript. Diss. ... kand.ped.nauk. - Ekaterinburg, Ur. gos. un-t im. A.M. Gorkogo, 2007. - 23 p. [in Russian]
23. Samodurova E.V. The rope of further education teachers in the socialization ^ of students [Electronic resource] // 100-bal.ru. - Available at: http://100-bal.ru/kultura/7837/ index.html. [in Russian]
24. Grevtseva et al. Social cultural phenomenon of childhood. Ed. by R.A. Litvak. -Chelyabinsk, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, 2013, - 355 p. [in Russian]
25. Federal law of the Russian Federation of 29 December 2012 N 273-FZ [Electronic resource] // Rossiiskaya gazeta. - Available at: http://www.rg. ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html [in Russian]
26. Whiting J.W.M. Socialization Process and Personality // Psychological Anthropology /
CO
Ю О О
О
F.L.K.Hsu (Ed.). Homewood: The Dorsey Press Inc., 1961. - P. 355-378. ^
о
About the author:
Ibragimov Kamil Timergazievich, Head, Department of Innovative Education and Information Technologies, Branch, Orleu National center of qualification upgrade for pedagogical workers of Kosrtanay Region, postgraduate student, Chelyabinsk State Institute of Culture (Kostanay, Kazakhstan), [email protected]
For citation: Ibragimov K.T. The role of the socio-cultural environment of additional education in the development of personality of adolescents // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 41-52. DOI: 10.7442/2071-96202020-12-1-41-52
m
о
го ü
ю
H