Научная статья на тему 'Роль волонтерской деятельности в обеспечении процессов социализации современных подростков'

Роль волонтерской деятельности в обеспечении процессов социализации современных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социализация подростков / волонтерская деятельность / социальная активность подростков / формы социально значимого поведения / socialization of adolescents / volunteer activities / social activity of adolescents / forms of socially important behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Ольга Алексеевна

Цель исследования определение роли волонтерской деятельности в обеспечении процессов социализации подростков в современных условиях. В статье на основании количественного и качественного анализа данных диагностики младших и старших подростков выявляется характер влияния их участия в волонтерской деятельности на значимые аспекты социализации, формирование ряда личностных характеристик и общий уровень воспитанности. Научная новизна исследования заключается в уточнении значимости волонтерства как особой формы проявления социальной инициативы и активности школьников в обеспечении ключевых параметров социализированности социальной адаптации, личностной автономности, социальной активности, приверженности гуманистическим ценностям на всем протяжении подросткового возраста с применением единого диагностического инструментария. В результате сравнения двух выборок респондентов (участников волонтерских проектов и их сверстников, не имеющих подобного опыта) показано, что волонтерская деятельность обладает существенным потенциалом в создании условий для развития социально значимых качеств и формирования субъектной позиции личности обучающихся основного и среднего общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of volunteer activities in ensuring socialization processes among modern adolescents

The aim of the study is to determine the role of volunteer activities in ensuring socialization processes among adolescents in modern conditions. Based on a quantitative and qualitative analysis of diagnostic data collected from younger and older adolescents, the paper shows how their participation in volunteer activities influences significant aspects in their socialization, the formation of a number of personal characteristics and the general level of social training. The scientific novelty of the study lies in clarifying the importance of volunteering as a special form of manifestation of social initiative and activity among schoolchildren in ensuring the key parameters of socialization, i.e., social adaptation, personal autonomy, social activity, commitment to humanistic values, throughout adolescence using a single diagnostic toolkit. As a result of comparing two samples of respondents (participants in volunteer projects and their peers who do not have similar experience), it is shown that volunteer activities has significant potential in creating conditions for the development of socially important qualities and the formation of a subjective personal position among pupils in middle and high school.

Текст научной работы на тему «Роль волонтерской деятельности в обеспечении процессов социализации современных подростков»

Е Л Ь С T I

фгратота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2024. Том 9. Выпуск 2 | 2024. Volume 9. Issue 2

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Роль волонтерской деятельности

в обеспечении процессов социализации современных подростков

Беляева О. А.

Аннотация. Цель исследования - определение роли волонтерской деятельности в обеспечении процессов социализации подростков в современных условиях. В статье на основании количественного и качественного анализа данных диагностики младших и старших подростков выявляется характер влияния их участия в волонтерской деятельности на значимые аспекты социализации, формирование ряда личностных характеристик и общий уровень воспитанности. Научная новизна исследования заключается в уточнении значимости волонтерства как особой формы проявления социальной инициативы и активности школьников в обеспечении ключевых параметров социализированности - социальной адаптации, личностной автономности, социальной активности, приверженности гуманистическим ценностям - на всем протяжении подросткового возраста с применением единого диагностического инструментария. В результате сравнения двух выборок респондентов (участников волонтерских проектов и их сверстников, не имеющих подобного опыта) показано, что волонтерская деятельность обладает существенным потенциалом в создании условий для развития социально значимых качеств и формирования субъектной позиции личности обучающихся основного и среднего общего образования.

EN

Role of volunteer activities in ensuring socialization processes among modern adolescents

Belyaeva O. A.

Abstract. The aim of the study is to determine the role of volunteer activities in ensuring socialization processes among adolescents in modern conditions. Based on a quantitative and qualitative analysis of diagnostic data collected from younger and older adolescents, the paper shows how their participation in volunteer activities influences significant aspects in their socialization, the formation of a number of personal characteristics and the general level of social training. The scientific novelty of the study lies in clarifying the importance of volunteering as a special form of manifestation of social initiative and activity among schoolchildren in ensuring the key parameters of socialization, i.e., social adaptation, personal autonomy, social activity, commitment to humanistic values, throughout adolescence using a single diagnostic toolkit. As a result of comparing two samples of respondents (participants in volunteer projects and their peers who do not have similar experience), it is shown that volunteer activities has significant potential in creating conditions for the development of socially important qualities and the formation of a subjective personal position among pupils in middle and high school.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена рядом факторов, связанных с реализацией задач воспитания подрастающего поколения, среди которых особо выделяются:

- высокий уровень социального запроса на организацию внеучебной деятельности подростков и вовлечения их в различные формы социально значимого поведения, профилактики различного рода девиаций в подростковой среде;

- поиск способов обеспечения требований федеральных государственных образовательных стандартов к системе личностных образовательных результатов школьников, реализации принципов непрерывности и преемственности в решении воспитательных задач на всех уровнях общего образования (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (ред. от 18.07.2022). Ы^р://риЬНсаиоп. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027);

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20240011

© 2024 Авторы. © 2024 ООО Издательство «Грамота» (© 2024 The Authors. © 2024 Gramota Publishing, LLC). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

- необходимость достоверной оценки и публичного представления результатов и воспитательных эффектов, которые достигаются через различные форматы активности, предлагаемые в настоящее время подрастающему поколению (участие в работе волонтерских объединений, в общественно-государственном движении детей и молодежи «Движение первых», в детско-юношеском военно-патриотическом движении и др.), обеспечение мониторинга эффективности работы такого рода объединений.

Для достижения поставленной нами цели исследования, связанной с объективной оценкой значимости волонтерства в создании условий по обеспечению социализации и воспитанности подростка, необходимо было решить следующие задачи:

- рассмотреть особенности социализации современных подростков и оценить потенциал волонтерской деятельности как актуальной формы их социализации в процессе воспитательной работы в школе;

- провести эмпирическое исследование ряда аспектов социализации школьников младшего и старшего подросткового возраста, включенных и не включенных в волонтерскую деятельность;

- выявить характер влияния волонтерской деятельности на отдельные аспекты социализированное™ и уровень воспитанности младших подростков и старшеклассников.

Поскольку в современной психолого-педагогической науке и практике устойчиво сложилось мнение о возможности «использовать в качестве основных критериев оценки эффективности реализации системы воспитания динамику показателей общей социализированности школьников и воспитанности, как более частного ее аспекта» (Воспитательная деятельность..., 2017, с. 207), в качестве методов исследования нами были избраны наблюдение, анкетирование и психолого-педагогическое тестирование, а именно:

1) анкета для выявления уровня волонтерской активности школьника на основе фиксации таких показателей, как длительность участия в волонтерских проектах, их количество и разнообразие, личное время, которое потенциально готов опрашиваемый тратить на участие в проектах, самооценка мотивации занятий волонтерской деятельностью;

2) методика «Изучение социализированности личности» М. И. Рожкова (Рожков, Байбородова, 2001), позволяющая оценить четыре отдельных параметра (социальную адаптацию, автономность, социальную активность, приверженность гуманистическим нормам), а также дать общую оценку уровня социализиро-ванности опрашиваемых;

3) методика «Уровень воспитанности» Н. П. Капустина (https://uvarsch.ucoz.ru/PSIH_SLUGB/diagnostika_ urovnjavospitannosti.pdf), используемая для структурной декомпозиции факторов воспитанности личности, среди которых оцениваются такие, как долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, отношение к учебе, отношение к общественному труду, коллективизм и чувство товарищества, доброта и отзывчивость, честность и справедливость, простота и скромность, культурный уровень.

Анализ результатов исследования производился путем сравнения данных диагностики, полученных в двух возрастных группах (младшие (12-13 лет) и старшие (16-17 лет) подростки) от участников волонтерской деятельности и их сверстников, не причастных к такой активности. Статистическая проверка значимости влияния волонтерской деятельности на развитие подростков осуществлена с использованием коэффициента корреляции через прояснение характера и степени взаимосвязи уровня активности волонтеров, определенного на основании их анкетного опроса, с данными тестирования.

Теоретической базой исследования выступили ряд положений, лежащих в основе системного подхода к определению ключевых направлений и отбору форм организации процессов воспитания и социализации школьников в современных условиях, к обеспечению преемственности и непрерывности работы таких форматов на всех этапах школьного детства. Обозначим ключевые из них.

Во-первых, сложившийся в отечественной психолого-педагогической литературе подход к определению социализации как важнейшего, сложного, длительного процесса и результата усвоения индивидом определенной системы ценностей, знаний, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, как процесса саморазвития личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными средами (Василькова, Василькова, 2009). Обоснование зависимости протекания процесса социализации на всех этапах онтогенеза от той социальной среды, в которой находится субъект; оценка роли образовательной среды как системы целенаправленных обучающих и воспитательных влияний, ориентированных на создание условий для формирования личности по заданному образцу, а также обеспечение возможностей для ее развития и самореализации в имеющихся условиях (Хуторянская, 2017, с. 21).

Во-вторых, сформированное в отечественных и зарубежных исследованиях в ходе многолетнего опыта анализа практики волонтерства понимание этого явления как:

- значимой среды первичной социализации, обладающей серьезным потенциалом для развития межличностных связей, гибких культурных практик, языковых навыков, для профилактики девиантного поведения, формирования социальных компетенций, приобретения необходимого социального опыта, умений, которые могут оказаться полезными в будущей профессиональной деятельности (Толвайшис, Филипова, 2020, с. 157; Дьячкова, Зарниченко, 2018; Певная, 2022; Vallejo Rubinstein, 2020);

- среды поддержки формирования навыков и умений ребенка за пределами традиционной школьной структуры, сферы безопасного сотрудничества детей и взрослых, в которой получают признание и раскрываются способности, выстраивается идентичность молодых людей (Tolan, Ross, Arkin et al., 2016);

- особого формата добровольческой деятельности, основанного на принципе «транскеринга» ("transcaring"), подразумевающего согласие участников выстраивать свое взаимодействие на взаимопризнании интересов всех участвующих сторон (Толвайшис, Филипова, 2020, с. 156-157).

В-третьих, не снижающийся по интенсивности запрос образовательной практики на организацию адекватной современным задачам и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов системы мониторинга результативности и эффективности воспитательной деятельности в ориентировке на совокупность личностных образовательных результатов обучающихся с учетом многообразия условий и вариативности возможностей для их формирования на каждом из уровней общего образования (Приказ Министерства..., 2022).

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать данные о потенциальных ресурсах волонтерской деятельности в обеспечении условий воспитания и социализации современных школьников при разработке программ воспитательной работы и психолого-педагогического сопровождения как общего, так и дополнительного образования, а также в процессе профессионального обучения студентов психолого-педагогических специальностей, планировании программ их учебной и производственной практики на базе различных организаций системы образования.

Обсуждение и результаты

Социализация современных подростков протекает в условиях динамичной трансформации всей системы общественных отношений, традиционной аксиологической сферы, способов коммуникации в реальном и виртуальном пространстве. Выраженная доминанта мобильности, переориентация с идей коллективизма на приоритет индивидуализма, субъективно обостренное восприятие понятий о правах и свободах личности и о допустимости разных способов достижения материального и нематериального благополучия, гиперконкуренция в большинстве сфер жизни, стремительный рост влияния медийного пространства, серьезные изменения в структуре коммуникации в одно- и разновозрастной среде, нарушения в межпоколенных связях - лишь часть самых значимых тенденций, фиксирующихся многими исследователями на протяжении последних лет (Современные подростки., 2022). Естественно, что на фоне ситуации нарастания общей социальной, экономической, политической напряженности, связанной с высочайшей степенью неопределенности настоящего и будущего, отмечаются серьезные изменения в ценностных ориентациях молодого поколения, влияющие на определение ими собственных перспектив, выбор стратегии и тактики реализации актуальных жизненных задач (Беляева, 2022). Соответственно, усиливается социальный запрос на обеспечение в образовательной среде условий для адекватного пространства разновозрастного взаимодействия, направленного на всестороннее личностное развитие, профилактику деструктивных тенденций, минимизацию рисков девиантного поведения, на вовлечение подростков в различные форматы социальной активности и стимулирование проявления их инициативы, самостоятельности и креативности в различных сферах.

Ответом системы образования на такого рода требования стало активное использование разнообразных форм и способов организации внеурочной и внеклассной жизни школьников, в том числе посредством волонтерской деятельности, воплощающейся в добровольной безвозмездной помощи, которую оказывают ее участники в зависимости от собственных предпочтений в самых разных сферах жизни, включаясь в социальное, медицинское, экологическое, культурное, спортивное, поисково-спасательное, медиа-волонтерство. Волонтерское взаимодействие дает возможность значительного расширения социально-коммуникативного опыта его участников: это и работа с людьми с ограниченными возможностями, пожилыми людьми, детьми, беженцами и другими лицами, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации и нуждающимися в практической помощи, эмоциональной поддержке и социальной интеграции, и расширение участия в жизни местного сообщества через организацию благотворительных акций, спортивных, культурных, экологических мероприятий и других инициатив, способствующих укреплению сообщества и улучшению его жизни, и освоение различных видов медиаконтента (ведение социальных сетей, блогов, веб-сайтов и других онлайн-платформ) (Василенко, 2020; Певная, 2022).

Ключевыми характеристиками волонтерской деятельности можно считать ее добровольность, безвозмездность, социальную значимость, взаимовыгодность и организованность. Волонтерская деятельность на уровне основного и среднего общего образования может быть интегрирована в образовательную среду, включена в учебные программы или программы внеурочной деятельности, внеклассной работы, тем самым предоставляя подросткам возможность применять теоретические знания на практике, создавая условия для прояснения и проверки собственных интересов и возможностей, для осознания своей социальной роли, развития интеллектуальных и творческих способностей, социальных компетенций.

По итогу волонтерская деятельность приносит пользу не только тем, кому помогают, но и самим волонтерам. Участие в такой работе способствует личностному росту, развитию профессиональных навыков, расширению круга общения и формированию ценностных ориентаций. Так, Т. В. Дьячкова и Н. В. Зарниченко отмечают, что «не важно, что движет волонтером. подростки, вовлеченные в общественно-полезную деятельность, сами получают "прививку" от негативного влияния общества» (2018, с. 72). R. D. Taylor, E. Oberle, J. A. Durlak, R. P. Weissberg (2017) фиксируют повышение уровня развитости социальных и эмоциональных навыков учащихся и показателей их благополучия вне зависимости от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и местоположения школы.

В исследовании, направленном на определение особенностей, характеризующих общий уровень воспитанности и проявление некоторых личностных особенностей подростков, проводившемся нами в 2022-2023 гг. на базе школ г. Рыбинска Ярославской области, приняли участие в общей сложности 89 учащихся: 51 - младшие подростки (из них 21 не задействованы в волонтерской деятельности и 30 - с различной степенью активности участвуют в волонтерских проектах и в программе внеурочной деятельности МОУ СШ № 5 «Мы-волонтеры») и 38 - старшеклассники (18 - не причастны к волонтерству, 20 человек - волонтеры).

Выявленные особенности, характеризующие общий уровень воспитанности и проявление некоторых личностных особенностей подростков - участников волонтерских объединений и их сверстников, не участвующих в такой деятельности, позволяют фиксировать значимые различия целого ряда показателей как на уровне основной, так и на уровне старшей школы (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Результаты оценки уровня воспитанности младших и старших подростков по методике «Уровень воспитанности» Н. П. Капустина

Уровень воспитанности Младшие подростки Старшие подростки

Не участвующие в волонтерской деятельности (%) Волонтеры (%) Не участвующие в волонтерской деятельности (%) Волонтеры (%)

Низкий - - 11 -

Ниже среднего 66 27 44 30

Средний 24 47 39 45

Выше среднего 10 23 6 5

Высокий - 3 - 20

Понимая вслед за автором методики «Уровень воспитанности» Н. П. Капустиным под воспитанностью свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу, к себе, к труду, к людям, мы можем говорить о серьезной роли того социального опыта, который получают школьники в процессе волонтер-ства для их личностного развития. Общий уровень воспитанности подростков-волонтеров значимо выше аналогичного показателя у контрольной группы сверстников, не интересующихся таким направлением, положительная связь волонтерской активности с общим уровнем воспитанности установлена согласно доказанной корреляционной связи: в выборке младших подростков связь тесная (г = 0,71), в выборке старших - значительная (г = 0,67). Низкий уровень воспитанности в данном случае характеризуется неустойчивостью в проявлениях положительного поведения, его регуляцией в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, ситуативностью самоорганизации и саморегуляции. Средний уровень связан с определенной самостоятельностью, проявлениями самоорганизации и саморегуляции, однако при отсутствии выраженной общественной позиции. Уровень «выше среднего» при положительной самостоятельности в деятельности и поведении сопряжен с ситуативностью отклика на внешние запросы, ориентацией на общественную позицию. Высокий уровень проявляется как устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, выраженная активная общественная и гражданская позиция.

Качественный анализ отдельных факторов воспитанности, заложенных в методике, на этапе младшего подросткового возраста позволяет установить статистически значимое влияние волонтерской активности в умеренной степени на такие проявления, как «дисциплинированность» (г = 0,41), «коллективизм и товарищество» (г = 0,42), в значительной степени - на «долг и ответственность» (г = 0,61) и «доброта и отзывчивость» (г = 0,64), тесная связь установлена со шкалой «отношение к общественному труду» (г = 0,8). Для старшеклассников тесная связь волонтерства и уровня сформированности отдельных личностных характеристик фиксируется по шкалам «долг и ответственность» (г = 0,74), «доброта и отзывчивость» (г = 0,71); значительная связь определяется по шкалам «коллективизм и чувство товарищества» (г = 0,59), «отношение к общественному труду» (г = 0,58); умеренная связь обнаруживается с оценкой параметров «честность и справедливость» (г = 0,32) и «культурный уровень» (г = 0,31).

По отношению к другим категориям, оцениваемым в методике «Уровень воспитанности», статистически значимые связи не устанавливаются. Но с точки зрения оценки общего уровня и отдельных проявлений воспитанности волонтерство может сыграть значимую роль в формировании личности подростков, способствуя закреплению их устойчивой внутриличностной позиции по отношению ко всем группам значимых объектов действительности (к другим людям, к делу, к себе).

Подтверждение выявленных тенденций мы находим и при анализе результатов диагностики уровня и характера социализированности подростков (см. Таблицу 2). Социализированнность, интегральная характеристика, выступающая как способность человека успешно функционировать в обществе и его готовность эффективно взаимодействовать с другими людьми, включает в себя соблюдение социальных норм и правил, способность адаптироваться к различным социальным группам и ситуациям, навыки коммуникации, умение работать в команде, готовность эффективно решать возникающие конфликты и противоречия, брать на себя посильную ответственность за происходящие события (Анкудинова, 2008).

Социальная адаптация как процесс приспособления личности к реальной социальной среде отражает потенциальную готовность к осознанию имеющихся обстоятельств и возможностей их использования для решения своих задач, а также способность к переоценке подростками своего поведения в случае его несоответствия новым условиям, к изменению при необходимости моделей поведения с учетом изменившихся внешних требований. Именно социальная адаптация лежит в основе адекватной ориентировки субъекта в меняющихся обстоятельствах, и лучшее проявление этого качества у ребят-волонтеров, подтвержденное тесной корреляционной связью в обеих возрастных группах (г = 0,78 и г = 0,83 соответственно), отражает их более богатый опыт взаимодействия с разными категориями людей в разных ситуациях, большую открытость такому опыту и умение использовать его для реализации значимых целей.

Таблица 2. Результаты диагностики социализированности младших и старших подростков по методике «Изучение социализированности личности» М. И. Рожкова

Показатели социализированности Младшие подростки Старшие подростки

Не участвующие в волонтерской деятельности Волонтеры Не участвующие в волонтерской деятельности Волонтеры

Социальная адаптация 1,94 2,89 2,13 3,05

Автономность 2,16 2,79 2,03 2,95

Социальная активность 2,01 3,1 1,86 3,15

Приверженность гуманистическим ценностям 2,62 3,32 2,27 3,32

Общая социали-зированность 2,18 3,03 2,79 3,12

Автономность личности, связываемая с такими важными субъектными характеристиками, как самодетерминация и саморегуляция, находит отражение в реальной жизнедеятельности через осознанность выборов человека, учитывающих и его внутренние стремления, и внешние условия, через самостоятельность решений и действий, в целом через позитивную оценку себя и своего места в этом мире (Ежевская, 2011). Именно сформированная автономность позволяет человеку сохранять свою систему ценностей и убеждений в условиях внешней нестабильности и неопределенности. Разница данного параметра в двух изучаемых выборках не имеет выраженных различий по сравнению с другими шкалами; это вполне объяснимо и сложностью данного личностного конструкта, и в целом его невысоким уровнем сформированности на подростковом этапе. Однако нами фиксируется динамика приращения связи между результатами по шкале «автономность» и волонтерской активностью у старшеклассников (она значительна (г = 0,55)).

Социальная активность как особо значимое интегральное качество, отражающее способность человека к сознательной целенаправленной деятельности с определением допустимой и возможной степени вмешательства в изменение окружающего мира, в решение социальных задач в соответствии с собственными интересами и потребностями, крайне важна при характеристике субъектности личности (Гончарова, Поповкина, 2019). Готовность к проявлению социальной активности связывается в педагогическом и психологическом подходах с демонстрацией инициативы, креативностью, требовательностью к себе и другим, соотносится в целом с личностным и профессиональным самоопределением и становлением. Поэтому значительная разница в проявлении активности у волонтеров и их сверстников, не имеющих подобного опыта, выступает хорошим маркером, отражающим связь между выбираемыми способами самореализации ребенка и его субъективной оценкой потенциальных возможностей влияния на собственную жизнь, жизнедеятельность референтной группы, коллектива, в целом на выбираемую роль в общественной жизни. Статистическая связь, установленная на тесном уровне и в группе младших подростков (г = 0,83), и в группе старшеклассников (г = 0,82), подтверждает высказанное мнение.

Приверженность гуманистическим ценностям. Тенденция, зафиксированная в более позитивном настрое волонтеров по отношению к гуманистическим ценностям (тесная корреляционная связь параметров и у младших, и у старших подростков: г = 0,78 и г = 0,8 соответственно), на наш взгляд, подтверждает данные результатов диагностики уровня воспитанности. При довольно выраженной общей характеристике современности как вектора на дегуманизацию отношений в мире и обществе (Гаранина, Неведомская, 2010) не теряет актуальность идея важности и нужности привития подрастающему поколению лучших нравственных ориентиров и гуманистических ценностей. Без сформированной внутренней духовно-нравственной позиции, основанной на четких этических и моральных ориентирах, невозможно адекватно оценивать информационные потоки, определять свое место в изменяющемся мире, выбирать способы самореализации, сохранять позитивные отношения с окружающими людьми и выступать носителем и транслятором культурного опыта поколений. И то, что именно этот параметр и у младших, и у старших подростков получает в рамках проведенной диагностики максимальную оценку, свидетельствует о высоком потенциале волонтерского опыта, опыта проявления сочувствия и сострадания к другим, оказания помощи и поддержки нуждающимся, организации совместной коллективной деятельности по достижению общих значимых целей как ресурса для воспитания духовных и нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Подчеркнем в итоге, что в целом мы обнаруживаем тесную в группе младших подростков (г = 0,82) и очень тесную в группе старшеклассников (г = 0,94) корреляционную связь между параметрами «уровень волонтерской активности» и «уровень социализированности» опрашиваемых респондентов, подтверждающую вышеизложенные позиции.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования мы приходим к следующим выводам:

- интеграция волонтерской деятельности на уровне основного и среднего общего образования в образовательную среду обладает серьезным потенциалом в обеспечении процессов развития и социализации

школьников, позволяет создавать дополнительные возможности для стимулирования активности самих подростков, в которой они выступают в выраженной субъектной позиции, инициируя социальные изменения и активно приводя их в реальность, а не просто включаясь в предлагаемые форматы активности;

- оценка влияния волонтерской деятельности на процесс социализации младших и старших подростков обнаруживает значимую связь между уровнем вовлеченности школьников в волонтерство и их социальной адаптацией, автономностью, приверженностью гуманистическим ценностям как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования;

- значима роль волонтерской активности в обеспечении общего уровня воспитанности и развитии совокупности личностных качеств обучающихся, прежде всего связанных с направленностью на совместную деятельность и кооперацию с другими людьми, т. е. на параметры, часто расцениваемые как дефицитарные проявления большинства современных подростков.

Наши выводы согласуются с результатами исследований волонтерства в работах других ученых. Подчеркнем при этом, что полученные нами объективные диагностические данные позволяют дополнить имеющиеся представления о волонтерской деятельности и представить конкретные доказательства значимости организации такого рода деятельности в современных условиях. Отметим дополнительно, что избранный диагностический подход при сохранении константности методов позволяет проводить в реальном учебно-воспитательном процессе лонгитюдные исследования, ориентированные на отслеживание динамики развития отдельного ребенка или группы/класса в течение нескольких лет, является достаточно экономичным, понятным для разных специалистов, соответственно, может выступать основой для комплексной оценки эффективности воспитательной работы школы и отдельных ее объединений.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в осуществлении регулярного мониторинга изучаемых параметров личности подростков и их социализации на уровне основного и среднего общего образования для фиксации устойчивости развивающих и воспитательных эффектов волонтерского движения, а также в оценке влияния волонтерской деятельности на другие компоненты социальных компетенций обучающихся, в частности на уровень готовности выпускников школы к решению задач профессионально-образовательного выбора и в целом личностного самоопределения.

Источники | References

1. Анкудинова Е. В. Теоретико-методологический анализ проблемы социализации школьников. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2008.

2. Беляева О. А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков: опыт эмпирического исследования // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 3 (60).

3. Василенко В. И. Волонтерство в России: отечественный опыт и современность: монография. М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2020.

4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. М. : Генезис, 2009.

5. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации / под ред. А. И. Тимонина. Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2017.

6. Гаранина О. Д., Неведомская Т. Д. Перверсия гуманистических ценностей в современном мире // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2010. № 155.

7. Гончарова Н. В., Поповкина О. П. Социальная активность личности: теоретический аспект в научной литературе // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). 2019. № 4 (61).

8. Дьячкова Т. В., Зарниченко Н. В. Вовлечение подростков в волонтёрское движение как средство противодействия асоциальным группировкам // Обзор. НЦПТИ. 2018. № 1 (12).

9. Ежевская Т. И. Автономность как личностный ресурс информационно-психологической безопасности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия «Педагогические науки». 2011. № 5.

10. Певная М. В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики: монография. М.: Юрайт, 2022.

11. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2001.

12. Современные подростки в эпоху глобальных перемен: от делинквентности к психологической безопасности: коллективная монография / под науч. ред. Т. В. Бугайчук, В. В. Белкиной. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022.

13. Толвайшис Л., Филипова А. Г. Подростково-молодежное волонтерство как путь к участию в решении социально значимых вопросов: обзор зарубежных работ // Комплексные исследования детства. 2020. № 3.

14. Хуторянская Т. В. Особенности социализации подростков в различных образовательных средах // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 5.

15. Taylor R. D., Oberle E., Durlak J. A., Weissberg R. P. Promoting positive youth development through school-based social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects // Child Development. 2017. Vol. 88. No. 4.

16. Tolan P., Ross K., Arkin N., Godine N. Toward an integrated approach to positive development // Applied Developmental Science. 2016. Vol. 20. No. 3.

17. Vallejo Rubinstein C. Child-volunteer socialisation in an afterschool programme: A case study about transcaring and transformation // Language and Intercultural Communication. 2020. Vol. 20 (2).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Беляева Ольга Алексеевна1, к. психол. н., доц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского Belyaeva Olga Alekseevna1, PhD

1 Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky

olga-alekseevna@mail. ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 07.01.2024; опубликовано online (published online): 20.02.2024.

Ключевые слова (keywords): социализация подростков; волонтерская деятельность; социальная активность подростков; формы социально значимого поведения; socialization of adolescents; volunteer activities; social activity of adolescents; forms of socially important behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.