Научная статья на тему 'ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПУТЬ К УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТ'

ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПУТЬ К УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
320
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / МОЛОДЫЕ ВОЛОНТЕРЫ / УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ / VOLUNTEERING / VOLUNTEERISM / YOUNG VOLUNTEERS / ENGAGEMENT IN SOCIALLY SIGNIFICANT ISSUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толвайшис Леонас, Филипова Александра Геннадьевна

В статье волонтерство анализируется с позиции участия волонтеров, в данном случае подростков и молодых людей, в решении социально значимых вопросов. Эмпирическим материалом стали англоязычные публикации на данную тему, обнаруженные в базе данных Web of Science. Поиск осуществлялся с использованием ключевых словосочетаний «волонтерство/добровольчество И подростки/молодежь», «волонтерство/добровольчество И участие в решении вопросов». Собранные статьи были разделены на пять тематических блоков: характеристики безвозмездной работы, мотивация (драйверы) безвозмездной работы, преимущества волонтерства, издержки волонтерства, регуляторные и структурные реакции на волонтерскую деятельность.Отдельно анализировались статьи, связанные с волонтерской деятельностью подростков и молодых людей. Констатируется накопление определенного опыта в области подростково-молодежного волонтерства, начиная с правового регулирования, организационного сопровождения и заканчивая формированием баз данных, содержащих сведения о частоте и масштабе волонтерской деятельности.Выявлено, что задачами подростково-молодежного волонтерства, помимо вовлечения в социально значимую работу, являются личностное и социальное развитие, становление активной гражданской позиции. Волонтерство интерпретируется исследователями как первичная развивающая среда для молодых людей. В первую очередь подчеркивается развитие молодых людей в трех сферах: чувства и установки, показатели поведенческой адаптации и успеваемость в школе. Формы и технологии участия подростков и молодежи в решении социально значимых вопросов не стали предметом отдельного изучения. Обращается внимание на то, что волонтеры в ходе социализации получают представление о социальных проблемах, а также мотивацию к преодолению этих проблем.Вопросы участия вплетены в другие задачи - профилактики девиантного поведения, формирования социальных компетенций, приобретения необходимого социального опыта и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADOLESCENT AND YOUTH VOLUNTEERING AS A WAY OF ENGAGING WITH SOCIALLY SIGNIFICANT ISSUES: AN OVERVIEW OF INTERNATIONAL RESEARCH

The article analyzes volunteering, specifically, volunteer activities carried out by teenagers and young people, as a form of participation in managing socially significant issues. Empirical data is based on relevant English-language publications retrieved from the Web of Science database. Search queries included key phrases “volunteering/volunteerism AND adolescents/youth”, “volunteering/volunteerism AND participation in managing issues”. Retrieved articles were divided into five thematic clusters: characteristics of unpaid work, motivation (drivers) for unpaid work, advantages of volunteering, costs of volunteering, and regulatory and structural reactions to volunteerism. Articles on adolescent and youth volunteerism were analysed separately. It is noted that a certain experience has been accumulated in adolescent and youth volunteerism, starting with legal regulation and organisational support and ending with establishing databases containing data on the frequency and scope of volunteerism.It has been found that objectives of adolescent and youth volunteering, beside involvement in important social work, include personal and social development as well as promotion of active citizenship. Researchers interpret volunteering as a primary environment that conducive to the younger generation’s personal development. The main emphasis is on young people’s development in three realms: feelings and attitudes, indicators of behavioural adaptation, and academic performance. Forms and technologies of adolescent and youth engagement with important social issues were not an object of the researchers’ particular attention. It was noted that, in the course of their socialisation, volunteers become familiar with social problems and motivated to overcome them.The authors observe that engagement issues are interconnected with other objectives, e.g. to prevent deviant behaviour, to build social competences, to gain necessary social experience, etc.

Текст научной работы на тему «ПОДРОСТКОВО-МОЛОДЕЖНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК ПУТЬ К УЧАСТИЮ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВОПРОСОВ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТ»

Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 3 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 3 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 316.728 DOI: 10.33910/2687-0223-2020-2-3-152-161

Подростково-молодежное волонтерство как путь к участию в решении социально значимых вопросов: обзор зарубежных работ

Л. Толвайшис1, 2, А. Г. Филипова03

1 Университет «Унион Никола Тесла», 11158, Сербия, г. Белград, ул. Цара Душана, д. 62-64 2 Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 603000, Россия, Нижний Новгород, Университетский пер., д. 7 3 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

Аннотация. В статье волонтерство анализируется с позиции участия волонтеров, в данном случае подростков и молодых людей, в решении социально значимых вопросов. Эмпирическим материалом стали англоязычные публикации на данную тему, обнаруженные в базе данных Web of Science. Поиск осуществлялся с использованием ключевых словосочетаний «волонтерство/добровольчество И подростки/молодежь», «волонтерство/добровольчество И участие в решении вопросов». Собранные статьи были разделены на пять тематических блоков: характеристики безвозмездной работы, мотивация (драйверы) безвозмездной работы, преимущества волонтерства, издержки волонтерства, регуляторные и структурные реакции на волонтерскую деятельность.

Отдельно анализировались статьи, связанные с волонтерской деятельностью подростков и молодых людей. Констатируется накопление определенного опыта в области подростково-молодежного волонтерства, начиная с правового регулирования, организационного сопровождения и заканчивая формированием баз данных, содержащих сведения о частоте и масштабе волонтерской деятельности.

Выявлено, что задачами подростково-молодежного волонтерства, помимо вовлечения в социально значимую работу, являются личностное и социальное развитие, становление активной гражданской позиции. Волонтерство интерпретируется исследователями как первичная развивающая среда для молодых людей. В первую очередь подчеркивается развитие молодых людей в трех сферах: чувства и установки, показатели поведенческой адаптации и успеваемость в школе. Формы и технологии участия подростков и молодежи в решении социально значимых вопросов не стали предметом отдельного изучения. Обращается внимание на то, что волонтеры в ходе социализации получают представление о социальных проблемах, а также мотивацию к преодолению этих проблем. Вопросы участия вплетены в другие задачи — профилактики девиантного поведения, формирования социальных компетенций, приобретения необходимого социального опыта и пр.

Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, молодые волонтеры, участие в решении социально значимых вопросов.

Сведения об авторах

Леонас Толвайшис,

Scopus AuthorlD: 37017371100,

e-mail: leonas.tolvaisis@fdb.rs

Александра Геннадьевна Филипова, SPIN-код: 7231-0990, Scopus AuthorlD: 55884056200, ORCID: 0000-0002-7475-1961, e-mail: Alexgen77@list.ru Для цитирования: Толвайшис, Л., Филипова, А. Г. (2020) Подростково-молодежное волонтерство как путь к участию в решении социально значимых вопросов: обзор зарубежных работ. Комплексные исследования детства, т. 2, № 3, с. 152-161. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-152-161

Получена 18 сентября 2020; прошла рецензирование 8 октября 2020; принята 9 октября 2020. Финансирование: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 20-011-31374. Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Adolescent and youth volunteering as a way of engaging with socially significant issues: An overview of international research

L. Tolvaisis1' 2, A. G. Filipova®3

1 Union Nikola Tesla University, 62-64 Cara Dusana, Belgrade 11158, Serbia. 2 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Universitetsky Lane 7, Nizhny Novgorod 603000, Russia 3 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

Abstract. The article analyzes volunteering, specifically, volunteer activities carried out by teenagers and young people, as a form of participation in managing socially significant issues. Empirical data is based on relevant English-language publications retrieved from the Web of Science database. Search queries included key phrases "volunteering/volunteerism AND adolescents/youth', "volunteering/volunteerism AND participation in managing issues'! Retrieved articles were divided into five thematic clusters: characteristics of unpaid work, motivation (drivers) for unpaid work, advantages of volunteering, costs of volunteering, and regulatory and structural reactions to volunteerism. Articles on adolescent and youth volunteerism were analysed separately. It is noted that a certain experience has been accumulated in adolescent and youth volunteerism, starting with legal regulation and organisational support and ending with establishing databases containing data on the frequency and scope of volunteerism.

It has been found that objectives of adolescent and youth volunteering, beside involvement in important social work, include personal and social development as well as promotion of active citizenship. Researchers interpret volunteering as a primary environment that conducive to the younger generation's personal development. The main emphasis is on young people's development in three realms: feelings and attitudes, indicators of behavioural adaptation, and academic performance. Forms and technologies of adolescent and youth engagement with important social issues were not an object of the researchers' particular attention. It was noted that, in the course of their socialisation, volunteers become familiar with social problems and motivated to overcome them.

The authors observe that engagement issues are interconnected with other objectives, e.g. to prevent deviant behaviour, to build social competences, to gain necessary social experience, etc.

Keywords: volunteering, volunteerism, young volunteers, engagement in socially significant issues.

Authors

Leonas Tolvaisis, Scopus AuthorlD: 37017371100, e-mail: leonas.tolvaisis@fdb.rs Alexandra G. Filipova, SPIN: 7231-0990, Scopus AuthorID: 55884056200, ORCID: 0000-0002-7475-1961, e-mail: Alexgen77@list.ru For citation:

Tolvaisis, L., Filipova, A. G. (2020) Adolescent and youth volunteering as a way of engaging with socially significant issues: An overview of international research. Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 3, pp. 152-161. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-23-152-161

Received 18 September 2020; reviewed 8 October 2020; accepted 9 October 2020.

Funding: The research was funded by the RFBR and EISR (project No. 20-011-31374). Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Российская молодежь имеет очень мало возможностей участвовать в решении социально значимых вопросов. Тем не менее одной из таких возможностей является волонтерство, которое позволяет, с одной стороны, через социально направленную деятельность преобразовывать общество, а с другой — решать личностно значимые для подростка/молодого человека вопросы.

Тема волонтерства (добровольчества) довольно активно начинает исследоваться в конце прошлого века. Российские ученые обращают внимание на мотивацию добровольцев, истоки

добровольческого движения, восполнение ресурсами добровольчества образовавшихся в государственной практике социальной помощи лакун. В российском научном дискурсе волонтерство становится объектом исследований в различных областях научного знания и носит междисциплинарный характер.

Волонтерство рассматривается отечественными исследователями как инструмент формирования профессиональных навыков, индикатор нравственного идеала, ресурс формирования социально значимых качеств личности.

Однако целью настоящей статьи выступает анализ зарубежных публикаций для выявления особенностей подростково-молодежного

волонтерства и его ресурсов для вовлечения молодых людей в принятие личностно и социально значимых решений.

Англоязычные публикации о волонтерстве

Литература, посвященная волонтерству, подразделяется на пять тематических блоков: характеристики безвозмездной работы, мотивация (драйверы) безвозмездной работы, преимущества волонтерства, издержки волонтерства, регуляторные и структурные реакции на волонтерскую деятельность. В рамках названных тематических аспектов проводятся исследования значимости волонтерства для организаций, работодателей, вузов, центров принятия решений и самих волонтеров. Как отмечается в работе Д. Грант-Смит, П. Макдональд «Ubiquitous yet ambiguous: An integrative review of unpaid work», в зависимости от цели участия и степени свободы действия волонтера можно составить матрицу, состоящую из четырех видов волонтерства, что, в свою очередь, влияет на принятие решений с учетом рисков, издержек, преимуществ и этических вопросов, сопряженных с волонтерской деятельностью (Grant-Smith, McDonald 2018).

В работе Р. Несбит, Р. К. Кристенсена, Дж. Л. Брадни «The limits and possibilities of volunteering: A frameworkfor explaining the scope of volunteer involvement in public and nonprofit organizations» предлагается концептуальная классификация волонтерской деятельности из восьми измерений, четыре из которых относятся к решениям волонтеров, и четыре — к решениям организаций (Nesbit, Christensen, Brudney 2018). В рамках предлагаемой теоретической модели рассматривается, как характеристики организации, управление волонтерской деятельностью и факторы среды воздействуют на охват волонтерской деятельности в организации.

Ряд публикаций последних лет раскрывает опыт принятия решений волонтерами в чрезвычайных ситуациях, характерных для нашей эпохи: в лагерях беженцев и в ситуациях стихийных бедствий. В работе Р. Ангел и Дж. Грир-сона «Addressing needs in a liminal space: the citizen volunteer experience and decision-making in the unofficial Calais migrant camp — insights for social work» рассматриваются механизмы и ценности принятия решений в критические моменты и в пороговых ситуациях динамичного притока и оттока мигрантов, а также на стыке различных культур, образов жизни и идентичностей (Anghel, Grierson 2020). Особое внимание уделяется

созданию горизонтальной модели работы между волонтерами и пользователями их услуг, совместному опыту и волонтерской мотивации. В работе М. Э. Майорги, Э. Дж. Лодри и Дж. Вол-чиньского «The optimal assignment of spontaneous volunteers» рассматривается проблема управления спонтанными волонтерами в ходе стихийных бедствий при наличии неопределенности относительно их количества, доступности и мотивации (Mayorga, Lodree, Wolczynski 2017). Этические основания волонтерства в условиях кризисных ситуаций и стихийных бедствий рассматриваются в работе К. Коменской «Moral motivation in humanitarian action» (Komenska 2017).

Волонтерской мотивации посвящены работы многочисленных авторов. В статье С. Гринлиф и П. Д. Риса «Citizen advisory boards in urban forestry: Who are members and why do they serve?» рассматриваются виды мотивации (неравнодушие к области волонтерской работы и карьерные соображения) и влияние волонтерской мотивации на набор волонтеров и повышение эффективности общественной деятельности (Greenleaf, Ries 2020). В статье Л. Маккормик и Р. Донохью «Antecedents of affective and normative commitment of organisational volunteers» рассматриваются аффективный и нормативный типы мотивации волонтеров: первый основывается на роли, личностном значении, организационной поддержке, ценностях потребности в признании, а второй — на опыте социализации и созвучии ценностей и миссии организации личностным ценностям волонтера (McCormick, Donohue 2019). Предлагается включить в практику управления волонтерством операциона-лизацию конструктов, традиционно не включаемых в анализ оплачиваемой работы: перцепции личной значимости и удовлетворения потребностей. В работе А. Л. Брауна, Дж. Мира и Дж. Форреста Вильямса «Why do people volunteer? An experimental analysis of preferences for time donations» рассматривается мотивация волонтеров, затраты которых на волонтерскую деятельность превышают пользу получателей их помощи (Brown, Meer, Williams 2019). B работе Я. Галлус «Fostering public good contributions with symbolic awards: A large-scale natural field experiment at Wikipedia» выявлено положительное влияние символического вознаграждения (статуса, репутации, самоотождествления с сообществом) на мотивацию волонтеров в интернете в отсутствие карьерных перспектив (Gallus 2017). В статье К. Халлманн и Дж. Диксона «Non-profit sport club members: What makes them volunteer?» рассматривается влияние ха-

рактеристик организации на решение волонтера примкнуть к ней (Hallmann, Dickson 2017). Делается вывод, что численность организации и требуемые затраты времени отрицательно сказываются на мотивации волонтеров.

Работа Б. М. Софы, Р. Э. Д. Ачсан и А. М. Шри Асих «Mount Merapi eruption Simulating dynamic evacuation and volunteer coordination using agent-based modeling approach» посвящена моделированию волонтерской деятельности и рассмотрению проблематики нецелевой волонтерской помощи и координации волонтерской деятельности (Sopha, Achsan, Asih 2019).

В статье Ч.-к. Чунга и Э.-с. Ч. Лю «Enhancing the contribution of volunteering to career commitment with friendship among university students» отражено влияние плотности сети друзей волонтера — студента колледжа на его приверженность карьере (Cheung, Liu 2017).

В работе Р. В. Харпера, Э. С. Хафф, Д. В. Бло-няжа и др. «Exploring the characteristics of successful volunteer-led urban forest tree committees in Massachusetts» рассматривается проблематика обучения волонтеров, наделения их ресурсами центрами принятия решений на муниципальном уровне (Harper, Huff, Bloniarz et al. 2018).

В работе Т. К. Васконселуша и Б. Ф. фон Бо-релла де Араужу «Compreendendo os resultados de aprendizagem em intercambios voluntarios internacionais» описано влияние международного волонтерства на результаты обучения, в т. ч. в сферах принятия решений, решения проблем, культурной компетенции, коммуникации, стратегической перспективы, самопознания, навыков управления (Vasconcelos, von Borell de Araujo 2017).

В статье Дж. Вейсингер, Р. Борхеса-Мендеса и К. Милофски «Diversity in the nonprofit and voluntary sector» представлено разнообразие ценностных установок, концепций идентичности, конфликтов интересов и их влияние на динамику волонтерства и структуру волонтерских организаций (Weisinger, Borges-Mendez, Milofsky 2016).

В статье Л. Де Вильде, Й. Девлиегера, М. Ван-денбрука, Б. Ваноббергена «Foster parents between voluntarism and professionalisation: Unpacking the backpack» отражен феномен приемных родителей, выказывающий тенденции как волонтерского, так и профессионального характера (De Wilde, Devlieghere, Vandenbroeck, Vanob-bergen 2019).

В работе Н. Десая, Ш. Далал и С. Равала «The effects of volunteerism on self-deception and locus of control» доказывается, что волонтерство

в организациях, оказывающих услуги социальной защиты, способствует развитию у волонтеров социальной ответственности, лидерства, уверенности в себе и препятствует склонности к коррупции (Desai, Dalal, Rawal 2018). Выделяются две психологические черты, способствующие неэтичному поведению, — склонность к рационализации и внешний локус контроля.

В статье Д. Круз и Р. Мейзенбах «Expanding role boundary management theory: How volunteering highlights contextually shifting strategies and collapsing work-life role boundaries» рассматривается коммуникативная способность сочетать волонтерскую деятельность с рабочими и домашними обязанностями (Cruz, Meisenbach 2018).

В статье В. Чжана, Ф. Чэна и С. Лю «Analysis upon the youth's absence from CVS: Based on a survey of a community in Beijing» (Zhang, Chen, Liu 2018) недостаточная представленность молодежи в волонтерской деятельности при наличии мотивации молодежи к волонтерству увязывается с бюрократизацией волонтерских сообществ. Ключом к преодолению этой ситуации представляется совершенствование социальных технологий, используемых волонтерскими структурами.

В статье К. М. Уайт, Б. Э. Поульсен, М. К. Хайд «Identity and personality influences on donating money, time, and blood» анализируется влияние идентичности и личностных черт на три типа поведения, подразумевающие денежные пожертвования, уделение времени и донорство крови (White, Poulsen, Hyde 2017). С каждым из этих типов поведения увязываются общая идентичность личности, готовой помочь, ролевая идентичность, характерная для каждого типа поведения, сознательность и доброжелательность, а также конструкты установок, субъективной нормы, осознаваемого поведенческого контроля и намерения жертвовать. В ходе исследования выявлено, что идентичность донора/жертвователя (времени, денег или крови) сильнее обуславливает волонтерское поведение, чем общие ролевые идентичности человека, готового помочь, или глобальной личности.

Участие подростков и молодых людей — волонтеров в решении социально значимых задач

Отдельно отметим актуальность работ, раскрывающих значение детско-молодежного во-лонтерства для формирования навыков и расширения возможностей участия подростка в решении социально значимых задач.

В работе К. Брукфильд, Дж. Перри и В. Болтон «Getting the measure of prosocial behaviors: A comparison of participation and volunteering data in the national child development study and the linked social participation and identity study» отмечается, что просоциальное поведение положительно сказывается на здоровье, благополучии и субъективном самочувствии волонтеров (Brookfield, Parry, Bolton 2018). Волонтерство способствует укреплению социальных связей, дает детям и молодежи возможность участвовать в оказании помощи нуждающимся в ней и приносить таким образом пользу обществу.

Так, в Великобритании на протяжении последнего десятилетия принят ряд законодательных поправок, расширяющих возможности участия граждан в принятии решений, влияющих на их жизнь. Примечательно также наличие баз данных, содержащих сведения о частоте и масштабе волонтерской деятельности, включая детское волонтерство; о формах и мотивах волонтерства; о смыслах, увязываемых с различными формами участия; о причинах, способствующих участию и отвращающих от него; об опыте участия и волонтерства в контексте разнообразных сфер жизнедеятельности. Такая информация имеет существенное значение для центров принятия решений, заинтересованных в повышении уровня участия и масштабов волонтерства. Данные исследований позволяют определить влияние детского участия на здоровье во взрослом возрасте, а также взаимосвязь между социальным взаимодействием в детском и взрослом возрасте. Такие данные помогают выявлять факторы, позволяющие получать желаемые результаты просоциального поведения, структурировать меры, направленные на повышение участия и волонтерства. Базы данных и заложенные в их основу методологии способствуют определению форм взаимодействия участия и волонтерства с различными составляющими индивидуальной жизненной траектории.

Группы, в которых участвуют молодые волонтеры, условно делятся на досуговые и местные добровольческие. Волонтерская деятельность включает в себя участие в работе молодежных, общественных, благотворительных групп, клубов, групп давления, групп квартиросъемщиков. В волонтерской деятельности досуг и социальная жизнь могут различным образом пересекаться с семейной жизнью. Волонтерская деятельность может отличаться по степени интенсивности (принадлежность к группе, членство в группе или слабое отношение к группе) и по степени формальности (формальное или

неформальное членство в группе). Волонтерская деятельность обусловливается различными видами мотивации и оказывает различное влияние на поведение молодых людей, участвующих в волонтерской деятельности. К неформальной волонтерской деятельности относят детские группы, помощь соседям, участие в работе спортивных команд и различных организаций на добровольных началах.

В статье К. Вальехо-Рубинштейн «Child-volunteer socialisation in an afterschoolprogramme: a case study about transcaring and transformation» рассматривается проблематика социализации ребенка в ходе вовлечения в волонтерскую деятельность в рамках программы продленного дня (Vallejo Rubinstein 2020). Волонтерство открывает для ребенка возможности развития культурных, языковых навыков, приобщения к нормам культуры, а также приобретения умений, которые могут оказаться полезными в будущей профессиональной деятельности. Навыки, приобретаемые в ходе такой социализации, помогают молодому человеку подготовиться к жизни в глобализированном мире. Помимо освоения норм родной культуры, дети, участвующие в волонтерской деятельности в поликультурной среде, получают возможность аккультурации в среде других культур. В условиях интенсивной мобильности и активного международного взаимодействия волонтерство открывает все более широкие возможности подготовки молодого человека к самым разнообразным жизненным траекториям. Более того, волонтерская деятельность как форма детского участия может повысить приспоса-бливаемость ребенка к системе образования. Волонтерство отличается от традиционных социальных регуляторов гибким подходом, что способствует более эффективному приобретению ребенком необходимых навыков. В ходе вовлечения ребенка в волонтерскую деятельность и его взаимодействия с волонтерами происходит комплексное образование смыслов, которые затем закладываются в основу формируемых навыков и компетенций.

Заложенные в основу взаимодействия ребенка с волонтерской средой принципы транске-ринга (transcaring) подразумевают согласие участников волонтерской деятельности выстраивать свое взаимодействие на взаимопризнании интересов, а также на использовании гибридного языка и культурных практик (что особенно актуально для поликультурных сред, но не только для них). В основе такого подхода — коммуникативные и смыслообразо-вательные практики, подверженные быстрым

изменениям в силу процессов глобализации, мобильности и повышения культурного разнообразия, а также готовность к социальным и образовательным преобразованиям путем признания практик и компетенций современных носителей поликультурного мировосприятия. Таким образом, волонтерская деятельность отличается преобразовательной динамикой, за которой признается не только социализирующая функция, но и критический космополитизм.

В волонтерскую среду вовлекаются дети, рискующие выпасть из системы образования или не выполнить требования образовательной программы. Организаторы волонтерской деятельности могут преследовать цель вовлечения детей в сети общинных связей. При соответствующем подходе волонтерская деятельность может выступать для детей неформальной образовательной средой, как отмечается в работе Э. Мур и К. Вальехо «Practices of conformity and transgression in an out-of-school reading programme for "at risk" children» (Moore, Vallejo 2018).

Новейшие тенденции в волонтерстве предполагают преодоление традиционных бинарных разделений в отношениях детей и взрослых относительно языка, культуры, места и процесса оценивания. Ключевое значение придается развитию прочных межличностных связей между детьми и взрослыми, изучению их идентичности и способностей, уважению и сохранению их личностных и культурных особенностей. В совокупности все упомянутые характеристики призваны способствовать обучению.

Поскольку идентичности молодых людей формируются на пересечении различных миров (страны, семьи, сверстников, школы, популярной культуры), а также в динамичном процессе договорного установления их границ, волонтерство предстает безопасной сферой сотрудничества, в которой получают признание и раскрываются идентичности и способности молодого человека. Волонтерство сообщает сотрудничеству ребенка и взрослых конструктивную динамику и представляет собой важную среду поддержки формирования навыков и умений ребенка за пределами традиционной школьной структуры. В этой среде, помимо самих молодых людей, могут принимать участие и педагоги, родители, семья, сверстники, представители местного сообщества. В рамках таких сетей социальной, эмоциональной и академической поддержки молодые волонтеры получают стимулы для дальнейшей учебы и доступ к различным ресурсам и возможностям развиваться за пределами узких смыслов, обычно увязываемых с традиционными статическими ролями,

которыми детей наделяют конвенциональные институты и образовательные программы. Погружение детей в волонтерскую среду способствует развитию прочных межличностных связей, гибких культурных практик, что в совокупности благоприятствует успешной социализации. Таким образом, волонтерство выступает средой постоянных изменений, сопровождающих социальное и культурное взаимодействие ребенка. В волонтерской деятельности детьми осмысливаются и наделяются новыми смыслами концепции принадлежности к различным общностям. Итогом многочисленных встреч, диалогов и социальных взаимодействий молодого волонтера является сформированная культура волонтерства.

Наконец, участие детей в волонтерской деятельности способствует формированию гражданской сознательности, культуры гражданского участия и сопряженных с ней навыков. Развивая связи с представителями местного сообщества и осваивая практики участия, молодой волонтер получает доступ к сфере гражданского участия, позволяющей ему накапливать опыт и вступать во взаимодействие с другими субъектами, деятельность которых направлена на социальные изменения. Развитие связей молодых волонтеров с другими субъектами, их семьями и окружением способствует укреплению социальной сплоченности. В зависимости от характера волонтерской работы возможно также развитие технологических компетенций молодого волонтера, что также повышает шансы на поступление в вуз и трудоустройство. Успехи, достигнутые в волонтерской деятельности, могут иметь следствием вовлечение волонтера в новые образовательные и профессиональные среды в качестве эксперта, приобретшего ценный опыт. В процессе социализации молодых волонтеров наблюдается отход от традиционной модели взаимодействия учителя и ученика в пользу взаимообогащаю-щего обмена опытом молодых волонтеров и организаторов волонтерства.

Социализация детей-волонтеров охватывает разнообразные практики, подходы и сферы деятельности как в рамках официальных программ, так и вне таковых, как на местном, так и на международном уровне. В итоге волонтерство способствует обогащению социальных миров детства, расширению социальных контактов, выходу на международный уровень и повышению потенциала мобильности молодого волонтера. С другой стороны, волонтерство является каналом ознакомления мира взрослых с миром ребенка и открывает возможности

воспроизведения элементов последнего в практиках других людей. Волонтерство позволяет молодым людям приобрести важные для жизни и работы в социальном пространстве навыки действия в условиях непредсказуемости. Молодые волонтеры в ходе социализации получают представление о социальных проблемах (к примеру, о социальном расслоении), а также мотивацию стремиться к преодолению этих проблем.

Культура волонтерства основывается на побуждениях безвозмездного труда на благо общества на добровольных началах. Тем не менее мотивация детей и молодежи к участию в волонтерской деятельности находится в прямой зависимости от экономической ситуации в стране проживания. Волонтерство позволяет экономически уязвимой молодежи рассчитывать на минимальное обеспечение продовольствием, в отдельных случаях — жильем (в т. ч. за рубежом). Кроме того, общественно полезная деятельность в кругу сверстников позволяет молодежи избегать скатывания в асоциальные группы. Вступать в ряды волонтеров молодых людей нередко побуждают надежды на трудоустройство в будущем, если волонтерская деятельность позволяет дополнить биографию важным пунктом, ценимым работодателями. Дети из зажиточных семей, имеющие доступ к лучшим (и тем самым дорогостоящим) волонтерским позициям, как правило, движимы мотивацией самореализации в новых видах деятельности и путешествиях.

В работе Р. Д. Тейлор, Э. Оберле, Дж. Э. Дур-лака и Р. П. Вейсберга «Promotingpositive youth development through school-based social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects» рассматривается влияние социальных и эмоциональных подходов на развитие молодежи в возрасте от детского сада до старших классов средней школы (Taylor, Oberle, Durlak, Weissberg 2017). Отмечается, что итогом такого рода проектов стало повышение уровня развитости социальных и эмоциональных навыков учащихся и показателей их благополучия вне зависимости от этнической принадлежности, социально-экономического статуса и местоположения школы. Развитие социальных и эмоциональных навыков стало основным показателем, определяющим благополучие в последующий период по окончании волонтерской программы. В числе положительных эффектов — такие фундаментальные аспекты траекторий индивидуального развития, как успешное окончание школы, трудоустройство и улучшение материального положения, здоро-

вый образ жизни и перспективы создания благополучной семьи. Проекты позитивного развития молодежи нацелены на поощрение сильных сторон молодого человека, создание среды поддержки, способствующей интеграции молодежи, а также возможностей для двустороннего плодотворного взаимодействия молодого человека со средой. Такие проекты проблемно-ориентированы и нацелены на факторы защиты и рисков в семейной, школьной среде, в среде сверстников и в местной общине, от которых зависит успех развития ребенка. В основе концепции позитивного развития молодежи — развитие положительных личных компетенций молодого человека, социальных навыков и установок (развитие «активов») посредством активизации социальных связей, социальной поддержки, расширения возможностей приумножения вышеуказанных активов, что, в свою очередь, помогает молодому человеку достичь благополучия в среде его проживания (расширение возможностей среды).

В ходе исследований эффектов программ позитивного развития молодежи выявлена их эффективность по целому ряду областей. Такие проекты повышают самоконтроль, навыки межличностного общения, решения проблем, качество общения со сверстниками и взрослыми, мотивацию к учебе и успеваемость. Кроме того, участие в проектах способствует снижению уровня распространения наркомании, принятия рисков и проблемного поведения. Таким образом, подобные волонтерские проекты способствуют положительным переменам в жизни молодых людей и защищают от отрицательных. Как следует из работы П. Толана, К. Росс, Н. Ар-кин и др. «Toward an integrated approach to positive development», стратегия волонтерских проектов совместима с рядом направлений развития, таких как обучение общественно полезному труду, укрепление психического здоровья, социальное и эмоциональное обучение (Tolan, Ross, Arkin et al. 2016). Выявлена взаимосвязь между участием в проектах социального и эмоционального обучения и последующими позитивными эффектами, проявляющимися в траекториях дальнейшего развития ребенка. Приобретенные социальные и эмоциональные компетенции прямо пропорциональны состоянию здоровья, уровню образования и благополучия в будущем. Школьные проекты повышения социальной и эмоциональной компетентности следствием имеют повышение уровня социальной интеграции, адаптации к системе образования, снижению уровня поведенческих проблем и эмоциональных расстройств. Таким образом,

подобные проекты нацелены на успех в школе, карьере и жизни, а также на профилактику вредных практик.

Школьные проекты социально-эмоционального обучения нацелены на приобретение и применение учащимися знаний, навыков и установок, способствующих личностному развитию, укреплению социальных связей, развитию поведенческой этики, эффективной и плодотворной работы. Такие проекты способствуют развитию взаимосвязанных когнитивных, аффективных и поведенческих компетенций, имеющих значение для успеха в школе и жизни: самосознание (распознавание эмоций, сильных и слабых сторон, ценностей), самоуправление (регулирование эмоций и поведения), социальная осведомленность (умение взглянуть на ситуацию глазами других, эмпатия в отношении людей различного социального и культурного происхождения), навыки выстраивания и поддержания здоровых отношений и ответственное принятие решений (умение делать конструктивный выбор в разнообразных ситуациях). Школьные проекты развития социальной и эмоциональной компетентности имеют целью развитие сильных сторон личности, соответствующих социальным компетенциям, положительным ценностям, положительной идентичности, мотивации к учебе. Ключевое значение отводится социальным, эмоциональным, поведенческим и когнитивным компетенциям.

Детоцентричный подход в развитии компетенций основан на поощрении климата безопасности, заботы, эффективного управления и участия. Развиваемые социальные и эмоциональные навыки включают в себя положительные установки в отношении себя (уверенность в себе), других (просоциальные установки, отличающиеся неприятием насилия), школы и образования в целом (чувство связи с учителями). Проекты оказываются особенно полезными для детей из нуждающихся семей и принадлежащих к этническим меньшинствам (в частности, навыки преодоления эмоциональных трудностей).

Социальные и эмоциональные навыки включают в себя распознавание эмоций, формирование точки зрения, решение межличностных проблем, урегулирование и преодоление конфликтов, ответственное принятие решений, настойчивость, лидерство, устойчивость к давлению сверстников и межличностным конфликтам, умение контролировать свое поведение и адекватно управлять им в социальных ситуациях. Установки в отношении себя измеряются уровнем самооценки, личной эффективности,

представлениями о себе. Установки в отношении других людей и школы отражают просоциальные взгляды, такие как порицание наркомании и насильственного поведения и одобрение понимания других людей и помощи другим людям. Установки в отношении школы включают в себя как мнения об учителях, учебе и образовании в целом, так и школьные связи и чувство сопричастности школе. Позитивное социальное поведение подразумевает использование социальных навыков в естественной среде (сотрудничество, использование навыков решения проблем, стремление оказать помощь окружающим). Успеваемость документируется формальными школьными источниками. Поведенческие проблемы, преодолеваемые с помощью волонтерских проектов, включают в себя насилие, агрессию, травлю, срыв занятий, непослушание. Волонтерские проекты также призваны помочь в профилактике депрессии, тревоги, стресса.

Участие в волонтерской деятельности позволяет детям осознать свой потенциал и подготовиться к вызовам, с которыми им предстоит столкнуться. Таким образом, волонтерство оказывает как развивающий, так и профилактический эффект. В работе Дж. Э. Дурлака, Р. П. Вейсберга и М. Пачан «A meta-analysis of after-schoolprograms that seek to promote personal and social skills in children and adolescents» отмечается, что предпосылками эффективного формирования навыков в волонтерской деятельности являются последовательность, активность, целенаправленность и четкость (Durlak, Weissberg, Pachan 2010).

Выводы

Таким образом, целью волонтерских программ, осуществляемых под контролем взрослых, является личностное и социальное развитие ребенка. Возможности участия ребенка в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми кураторами позволяют развивать навыки и личные таланты. Волонтерство может стать первичной развивающей средой для молодых людей. Успешное развитие навыков в ходе участия подростков в волонтерской деятельности находит выражение в трех сферах: чувства и установки, показатели поведенческой адаптации и успеваемость в школе.

Поскольку приобретение навыков — это постепенный и пошаговый процесс, необходима координация изучения детьми последовательности поведенческих форм, чтобы в итоге полу-

чить социальные навыки. С другой стороны, неструктурированная деятельность благоприятствует развитию подростковой инициативы, автономии и навыков лидерства. Наиболее эффективной формой обучения является активная практика как предпосылка приобретения навыков, что делает потенциал волонтерства особенно актуальным.

Обзор зарубежных публикаций продемонстрировал интерес исследователей к проблеме волонтерства, а также позволил выделить ключевые исследовательские направления: мотивация молодых людей к занятию волонтерской деятельностью, влияние волонтерства на формирование социальных навыков и социализацию, участие волонтеров в решении социально значимых задач.

References

Anghel, R. Grierson, J. (2020) Addressing needs in a liminal space: The citizen volunteer experience and decisionmaking in the unofficial Calais migrant camp — insights for social work. European Journal of Social Work, vol. 23, no. 3, pp. 486-499. DOI: 10.1080/13691457.2019.1709158 (In English) Brookfield, K., Parry, J., Bolton, V. (2018) Getting the measure of prosocial behaviors: A comparison of participation and volunteering data in the national child development study and the linked social participation and identity study. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, vol. 47, no. 5, pp. 1081-1101. DOI: 10.1177/0899764018786470 (In English)

Brown, A. L., Meer, J., Forrest Williams, J. (2019) Why do people volunteer? An experimental analysis of preferences for time donations. Management Science, vol. 65, no. 4, pp. 1455-1468. DOI: 10.1287/mnsc.2017.2951 (In English)

Cheung, C.-k., Liu, E. S.-c. (2017) Enhancing the contribution of volunteering to career commitment with friendship among university students. Career Development International, vol. 22, no. 7, pp. 754-771. DOI: 10.1108/CDI-12-2016-0236 (In English) Cruz, D., Meisenbach, R. (2018) Expanding role boundary management theory: How volunteering highlights contextually shifting strategies and collapsing work-life role boundaries. Human Relations, vol. 71, no. 2, pp. 182-205. DOI: 10.1177/0018726717718917 (In English) De Wilde, L., Devlieghere, J., Vandenbroeck, M., Vanobbergen, B. (2019) Foster parents between voluntarism and professionalisation: Unpacking the backpack. Children and Youth Services Review, vol. 98, pp. 290-296. DOI: 10.1016/j.childyouth.2019.01.020 (In English) Desai, N., Dalal, S., Rawal, S. (2018) The effects of volunteerism on self-deception and locus of control. Voluntas,

vol. 29, no. 1, pp. 83-92. DOI: 10.1007/s11266-017-9857-x (In English) Durlak, J. A., Weissberg, R. P., Pachan, M. (2010) A meta-analysis of after-school programs that seek to promote personal and social skills in children and adolescents. American Journal of Community Psychology, vol. 45, no. 3-4, pp. 294-309. DOI: 10.1007/s10464-010-9300-6 (In English) Gallus, J. (2017) Fostering public good contributions with symbolic awards: A large-scale natural field experiment at Wikipedia. Management Science, vol. 63, no. 12, pp. 3999-4015. DOI: 10.1287/mnsc.2016.2540 (In English) Grant-Smith, D., McDonald, P. (2018) Ubiquitous yet ambiguous: An integrative review of unpaid work. International

Journal of Management Reviews, vol. 20, no. 2, pp. 559-578. DOI: 10.1111/ijmr.12153 (In English) Greenleaf, S., Ries, P. D. (2020) Citizen advisory boards in urban forestry: Who are members and why do they serve? Urban Forestry & Urban Greening, vol. 47, article 126553. DOI: 10.1016/j.ufug.2019.126553 (In English) Hallmann, K., Dickson, G. (2017) Non-profit sport club members: What makes them volunteer? Voluntary Sector

Review, vol. 8, no. 2, pp. 187-204. DOI: 10.1332/204080517X14975367943041 (In English) Harper, R. W., Huff, E. S., Bloniarz, D. V. et al. (2018) Exploring the characteristics of successful volunteer-led urban forest tree committees in Massachusetts. Urban Forestry & Urban Greening, vol. 34, pp. 311-317. DOI: 10.1016/j. ufug.2018.07.006 (In English) Komenská, K. (2017) Moral motivation in humanitarian action. Human Affairs — Postdisciplinary Humanities & Social

Sciences Quarterly, vol. 27, no. 2, pp. 145-154. DOI: 10.1515/humaff-2017-0013 (In English) Mayorga, M. E. Lodree, E. J. Wolczynski, J. (2017) The optimal assignment of spontaneous volunteers. Journal of the Operational Research Society, vol. 68, no. 9, pp. 1106-1116. DOI: 10.1057/s41274-017-0219-2 (In English) McCormick, L., Donohue, R. (2019) Antecedents of affective and normative commitment of organisational volunteers. International Journal of Human Resource Management, vol. 30, no. 18, pp. 2581-2604. DOI: 10.1080/09585192.2016.1166388 (In English) Moore, E., Vallejo, C. (2018) Practices of conformity and transgression in an out-of-school reading programme for "at risk" children. Linguistics and Education, vol. 43, pp. 25-38. DOI: 10.1016/j.linged.2017.09.003 (In English) Nesbit, R., Christensen, R. K., Brudney, J. L. (2018) The limits and possibilities of volunteering: A framework for explaining the scope of volunteer involvement in public and nonprofit organizations. Public Administration Review, vol. 78, no. 4, pp. 502-513. DOI: 10.1111/puar.12894 (In English)

A. ToABaumuc, A. r. OuAunoBa

Sopha, B. M., Achsan, R. E. D., Sri Asih, A. M. (2019) Mount Merapi eruption Simulating dynamic evacuation and volunteer coordination using agent-based modeling approach. Journal of Humanitarian Logistics and Supply Chain Management, vol. 9, no. 2, pp. 292-322. DOI: 10.1108/JHLSCM-05-2018-0035 (In English) Taylor, R. D., Oberle, E., Durlak, J. A., Weissberg, R. P. (2017) Promoting positive youth development through school-based social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects. Child Development, vol. 88, no. 4, pp. 1156-1171. DOI: 10.1111/cdev.12864 (In English) Tolan, P., Ross, K., Arkin, N. et al. (2016) Toward an integrated approach to positive development. Applied

Developmental Science, vol. 20, no. 3, pp. 214-236. DOI: 10.1080/10888691.2016.1146080 (In English) Vallejo Rubinstein, C. (2020) Child-volunteer socialisation in an afterschool programme: A case study about transcaring and transformation. Language and Intercultural Communication. DOI: 10.1080/14708477.2020.1763378 (In English)

Vasconcelos, T. C., von Borell de Araujo, B. F. (2017) Compreendendo os resultados de aprendizagem em intercâmbios voluntarios internacionais [Understanding the learning results from international volunteer placements]. Revista Gestao & Technologia — Journal of Management and Technology, vol. 17, no. 1, pp. 154-180. DOI: 10.20397/2177-6652/2017.v17i1.915 (In Portuguese) Weisinger, J. Y., Borges-Mendez, R., Milofsky, C. (2016) Diversity in the nonprofit and voluntary sector. Nonprofit

and Voluntary Sector Quarterly, vol. 45, no. 1, pp. 3-27. DOI: 10.1177/0899764015613568 (In English) White, K. M., Poulsen, B. E., Hyde, M. K. (2017) Identity and personality influences on donating money, time, and blood. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, vol. 46, no. 2, pp. 372-394. DOI: 10.1177/0899764016654280 (In English)

Zhang, W., Chen, F., Liu, X. (2018) Analysis upon the youth's absence from CVS: Based on a survey of a community in Beijing. The China Nonprofit Review, vol. 10, no. 1, pp. 191-213. DOI: 10.1163/18765149-12341345 (In English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.