/ В.И. Попова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренб. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 136 с.
14. Якимов П.А. Формирование поликультурной грамотности старшеклассника в контексте гуманитарного образования / П.А. Якимов. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - 128 с.
Педагогика
УДК 37.035
кандидат педагогических наук, доцент Попова Татьяна Валерьевна
Борисоглебский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Воронежский государственный университет» (г. Борисоглебск);
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант Уракова Марина Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования социально значимых личностных качеств старших школьников в условиях волонтерской деятельности. Подчеркивается актуальность выявления педагогических возможностей волонтерской деятельности в обеспечении успешной социализации подрастающего поколения. Авторы, анализируя подходы современных авторов, характеризуют сущность, особенности социально значимых качеств личности и возрастные аспекты их становления в период ранней юности. В статье анализируются педагогические ресурсы волонтерской деятельности, ее организационные формы и направления, включение в которые способствует формированию социально значимых личностных качеств. Выявлены условия формирования социально значимых личностных качеств старших школьников в практике волонтерской деятельности.
Ключевые слова: старший школьник, социальное воспитание, социализация, ранняя юность, волонтерская деятельность, добровольческая деятельность.
Annоtation. The article is devoted to the problem of formation of socially significant personal qualities of senior schoolchildren in the conditions of volunteer activity. The article emphasizes the relevance of identifying the pedagogical possibilities of volunteer activity in ensuring the successful socialization of the younger generation. The authors, analyzing the approaches of modern authors, characterize the essence, features of socially significant personality qualities and age aspects of their formation in the period of early youth. The article analyzes the pedagogical resources of volunteer activity, its organizational forms and directions, the inclusion of which contributes to the formation of socially significant personal qualities. The conditions for the formation of socially significant personal qualities of senior schoolchildren in the practice of volunteer activity are revealed.
Keywords: high school student, social education, socialization, early youth, volunteer activity, voluntary activity.
Введение. В современных условиях дезинтеграции социальных институтов, утраты или ослабления большинством из традиционных агентов социализации их социализирующих и воспитательных функций перед современной системой образования остро стоит вопрос о поиске эффективных средств социализации подрастающего поколения. Обеспокоенность общества данной проблемой отражена в положениях нормативно-правовых документов, где декларировано, что образование должно способствовать позитивной социализации растущего человека [13].
Быть современным гражданином общества предполагает осознавать социальную ответственность перед собой, близкими, обществом, страной, проявлять такие личностные качества как социальная активность, толерантность, эмпатия. События настоящего времени показывают, что воспитание социально значимых личностных качеств в раннем юношеском возрасте происходит в ситуации риска утраты социальных и нравственных ориентиров, в связи с чем важно обеспечить преемственность социального воспитания не только в семье, школе, но и в разного рода общественных организациях и движениях.
Как показывает мировой и отечественный опыт, волонтерское движение представляет собой социальный и педагогический феномен, в условиях которого успешно решаются задачи социального становления личности, включения его в жизнь социума, участия в изменениях в окружающей жизни и самом себе, что определяет актуальность исследования.
Целью исследования является обоснование педагогических возможностей волонтерской деятельности в воспитании социально значимых личностных качеств старшего школьника. Экспериментальное исследование проводилось при поддержке Ресурсного центра поддержки добровольчества (волонтерства) в Борисоглебском городском округе Воронежской области.
Изложение основного материала статьи. На протяжении всей человеческой истории и на современном этапе развития общества особое значение для ребёнка, его семьи, образовательного учреждения и, в целом, для социума имеет вопрос о социально значимых личностных характеристиках, которые определяют образ жизни личности, приверженность определенным мировоззренческим установкам и идеалам, позволяющим ей успешно взаимодействовать с окружающими людьми, осуществлять основные виды деятельности, руководствуясь нормами и правилами социума.
Несмотря на очевидную актуальность выявления сущности социально значимых личностных качеств, их перечня, классификации и закономерностей формирования, в науке нет единой позиции относительно решения данной проблемы. Сложность данного вопроса обусловлена тем, что понятие является междисциплинарным и по-разному осмысляется в социологии, психологии и педагогике. В обобщённом понимании социально значимые личностные качества, трактуются прежде всего, как свойства личности,
позволяющие ей эффективно включаться в различные формы исторически сложившейся общественной деятельности, жить в обществе.
Социально-философский подход к личности как субъекту социально значимой деятельности предполагает рассмотрение социально ценных личностных характеристик с позиций организационно-управленческого аспекта. В трудах Т. Парсонса подчеркивается роль механизма социального управления, неотъемлемым условием которого выступает обеспечение контроля за усвоением индивидом социально-правовых норм, ценностей, моделей поведения [11]. Общество задает соответствующие условия, контролирует их выполнение индивидом и дает положительную оценку тем свойствам его личности, которые соответствуют социальному идеалу.
В психологии проблема личности и её качеств поднимается в исследованиях через призму различных теоретико-методологических подходов, труды отечественных и зарубежных психологов объединяет вывод, что личность представляет собой особый способ бытия человека - члена общества, к которому он принадлежит. Так, И.С. Кон доказывает, что дефиниция «личность» применяется в отношении человеческого индивида только как члена социума и само употребление этого термина обобщает интегрированные в нём социально значимые черты [7]. Значимо для нашего исследования то, что, определяя личность, С.Л. Рубинштейн напрямую связывает личностные характеристики и социальное поведение индивида, указывая что: «в качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяют те, которые обуславливают общественно значимое поведение человека» [12, с. 119].
В социальной педагогике социально значимые качества личности изучаются с позиций социально-нравственного становления личности в силу того, что они рассматриваются как качества, которые не присущи человеку от природы, а целенаправленно формируются в процессе социализации и воспитания. К социально значимым личностным качествам ученые относят целый ряд свойств личности, благодаря формированию которых обеспечивается достаточный уровень социализированности. Так, А.В. Мудрик указывает, что именно сформированность социально ценных качеств представляет собой результат социализации: «социализированность - сформированность черт, задаваемых статусом личности и требуемых в данном обществе» [10, с. 56]. На каждом возрастном периоде реализуются определенные задачи развития личности и её социализации. Особое место в социальном становлении личности занимает ранний юношеский возраст.
В своем исследовании с учетом анализа и обобщения современных подходов к возрастному развитию личности в период ранней юности мы рассматриваем следующие социально значимые личностные качества, определяющие норматив социального становления старшего школьника:
- личностные характеристики, связанные с мировоззренческими установками, ценностными ориентациями личности: социальная ответственность, сформированность нравственных ориентиров и др.;
- личностные характеристики, определяющие возможность и содержание общения юноши со сверстниками и взрослыми: коммуникабельность, социальная эмпатия, толерантность и др.;
- личностные характеристики, служащие индикаторами готовности юноши в своей жизнедеятельности реализовать усвоенные социальные нормы и правила: социальная компетентность, социальная самостоятельность (автономность), социальная активность и др.
Воспитание социально значимых качеств старших школьников предполагает педагогическое управление социальным развитием личности, которое и нацелено на формирование социальной активности, социальной ответственности, социальной компетентности, толерантности, эмпатии, доброты, честности и др.
По оценке ученых, благоприятные условия для социального воспитания школьника, формирования у него социально значимых личностных качеств складываются в системе общественной деятельности, в числе которой отдельно выделяется волонтерская (добровольческая) деятельность.
В общепринятом понимании волонтерство (добровольчество) понимается как «добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг, добровольный патронаж над инвалидами, больными и престарелыми, а также лицами и социальными группами населения, оказавшимся в сложной жизненной ситуации» [4, с. 37].
В настоящее время существует немало добровольческих волонтерских отрядов, групп, организаций. На наличие данного феномена в социальной и педагогической практике указывают работы Е.В. Богдановой, Е.А. Жималиной, Н.Г. Супруна, С.Б. Синецкого, И.И. Фришман и ряда других авторов. Следует признать верной позицию Ж.Ж.К. Абдулхаевой, доказывающей, что роль волонтерской деятельности в образовании социальной деятельности молодежи высока как во всем мире, так и в современной России [1].
На основе анализа источников были определены сущностные черты волонтерства, значимые для определения его педагогического потенциала:
- добровольный характер включения в деятельность;
- безвозмездность оказываемой помощи;
- социальная значимость результатов волонтерской деятельности.
Оценивая педагогические ресурсы волонтерства, следует согласится с позицией Е.В. Богдановой и Е.С. Лысенко, которые под волонтерской деятельностью понимает форму участия граждан в общественно-полезных делах, указывая на неё как фактор формирования положительной мотивации граждан на участие в социальной деятельности [4]. На сходные особенности волонтерства указывает и А.Н. Алгаев, рассматривая гуманистическую основу волонтерской деятельности, и сопрягая данное явление с альтруизмом, то есть с «принципом нравственности, который предписывает людям сострадание и милосердие к другим людям» [2, с. 230].
Ученые, изучающие волонтерскую деятельность, подчеркивают ее гуманистический и ценностный потенциал, роль в воспитания социальной активности граждан, их социальной ответственности, способности к милосердию и эмпатии. В современных исследования прослеживается мысль, что волонтерство необходимо рассматривать как социально-педагогическую категорию: давая определение данного понятия, ученые соотносят его с педагогически целесообразной, целенаправленной и управляемой деятельностью, опосредованной социально и педагогически обусловленными целями. В частности интерес представляет позиция Е.А. Жималиной, которая изучая волонтерство с педагогической позиции, доказывает, что волонтерское движение выступает как фактор социализации современной молодежи [6]. Именно участие в деятельности, основное содержание которой составляет помощь нуждающимся способствует становлению таких качеств личности как социальная активность, ответственность, толерантность и др.
Данную мысль в прикладном аспекте развивает Н.В. Кузьмина, указывая на роль волонтерского движения в гражданско-патриотическом воспитании, организуемом посредством деятельности волонтерских групп в школе [8].
Особое место в числе педагогических исследований, посвященных изучению ресурсов волонтерской деятельности занимают труды, описывающие возможности добровольчества как средства профилактики негативных явлений в подростковой и юношеской среде. Так, по оценке Т.В. Дьячковой и Н.В. Зарниченко [5] вовлечение подростков в волонтерское движение может рассматриваться эффективное средство противодействия асоциальным группировкам. Педагогические возможности включения обучающихся в добровольческую деятельности включают реализацию коррекционной и профилактической функции. Например, С.В. Львова, оценивая развитие волонтерского движения в системе образования, указывает на его воспитательные и профилактические возможности, рассматривая его как ресурс организации содержательного досуга несовершеннолетних, педагогически опосредованную социально значимую деятельность [9].
Результаты проведенного анализа теоретических источников и опыта практической деятельности волонтерских групп связаны Ресурсного центра поддержки добровольчества (волонтерства) в Борисоглебском городском округе Воронежской области с убеждением в необходимости педагогического руководства добровольческим движением и целенаправленной подготовки старших школьников к участию в добровольческих практиках. Рассмотрим педагогические аспекты организации волонтерской деятельности, ориентированной на формирование социально значимых качеств личности старших школьников, выявленные в ходе педагогического эксперимента.
Педагогический эксперимент реализовывался в условиях деятельности Ресурсного центра поддержки добровольчества (волонтерства) в Борисоглебском городском округе Воронежской области. В ходе экспериментальной работы была апробирована программа подготовки школьников к волонтерской деятельности, нацеленная на формирование социально значимых личностных качеств.
При организации добровольческой деятельности были учтены следующие аспекты:
- определение законодательной и нормативной базы волонтерской деятельности;
- определение материально-технических, управленческих и организационных ресурсов для её организации;
- определение основных аспектов педагогического руководства данной деятельностью: её цель, задачи, принципы, содержание подготовки старших школьников к волонтерской деятельности и основные направления её реализации, ожидаемый результат.
Содержание волонтерской деятельности в условиях общеобразовательной организации имеет свою специфику в сравнении со «взрослым» волонтерским движением, что связано с недостаточной личностной готовностью школьников к осуществлению всех видов волонтерской деятельности. В ходе эксперимента были установлены следующие направления волонтерской деятельности, способствующие формированию социально значимых личностных качеств старших школьников.
В рамках направления «Охрана окружающей среды и помощь животным» реализуются социальные проекты, экологические акции, направленные на уборку природных объектов, их благоустройство: посадка цветов, кустарников и деревьев. Формированию социальной ответственности самостоятельности способствует участие школьников в устройстве бездомных животных, помощь сотрудникам в приютах для бездомных и брошенных животных.
В рамках направления «Социальная поддержка и защита граждан» осуществляется привлечение школьников к помощи уязвимым социальным категориям граждан, таким как: престарелые, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), ветераны и другие категории нуждающихся в помощи. Это может быть помощь в быту, помощь по хозяйству: покупки в магазинах, уборка придворовой территории и др. Активное участие школьников может быть обеспечено в шефстве над детьми с ОВЗ, воспитывающихся в специализированных интернатных учреждениях и семьях: организации их досуга, игр и др., что способствует формированию эмпатии сопереживания, толерантности.
В рамках направления волонтерства «Профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния людей» успешно проводятся школьниками среди сверстников и младших ребят просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности, мероприятия, нацеленные на пропаганду здорового образа жизни. Данное направление успешно осуществляется в рамках интернет-добровольчества - создания групп и сообществ в социальных сетях интернет, деятельность которых направлена на популяризацию ЗОЖ, противодействие негативным тенденциям в подростковой среде (участию в «группах смерти», суицидальному поведению, наркомании, токсикомании и иным аддикциям).
В рамках направления «Распространение социальной рекламы» школьники создают видеоролики, листовки, буклеты и др. социально ориентированной проблематики. Данный вид деятельности способствует формированию активной социальной позиции, социальной ответственности самостоятельности.
В рамках направления «Патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» успешно осуществляются социальные проекты или социальные акции, посвященные помощи в уборке, восстановлении памятников культуры, объектов исторического наследия - братских могил, мемориалов и др. Возможно участие старшеклассников в акциях памяти, мероприятиях по патриотическому воспитанию обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста.
С целью формирования целостного представления школьников о сущности волонтерской деятельности и ее роли в жизни общества используются такие формы работы: тематические классные часы; мероприятия; встречи с интересными людьми, связанными с добровольческой и милосерднической деятельностью; просмотр видеоматериалов о добровольческой деятельности; оформление наглядно-информационного материала о волонтерской деятельности (стенды, буклеты, листовки и др.).
С целью формирования осознанного и устойчивого интереса к социально значимой деятельности, потребности безвозмездно помогать окружающим, формирования ценностно-смысловой установки и мотивации обучающихся к добровольческой деятельности рекомендуется использование активных форм работы: тематических занятий, бесед, тренингов.
С целью закрепления интереса обучающихся к волонтерской деятельности, формирования у них готовности к практической деятельности в волонтерском движении, формирования практических навыков,
позволяющих осуществлять волонтерскую деятельность, могут быть рекомендованы: мероприятия (в том числе благотворительные); социальные проекты; социальные акции; изготовление и распространение социальной рекламы (в том числе в социальных сетях интернет) и др.
Подводя итого проведенного исследования можно заключить, что с одной стороны, включение в социально значимую деятельность способствует удовлетворению потребности юноши в самостоятельности, самореализации, а с другой стороны - само содержание волонтерской деятельности - гуманистическое и альтруистическое по своей сути способствует формированию критичного отношения юношей к асоциальным и антисоциальным группировкам.
Выводы. Обобщение результатов проведенного исследования дает возможность утверждать, что волонтерская деятельность может способствовать формированию социально значимых личностных качеств старшего школьника при определенных условиях.
Основополагающим условием необходимо считать организацию волонтерской деятельности как целостной системы социального воспитания, что возможно, прежде всего, при организации педагогического руководства данной деятельностью. Предполагаемый результат: личность с высоким уровнем сформированности социально значимых качеств, способная к самостоятельной социально одобряемой жизнедеятельности и адекватному вхождению в общество.
Второе условие связано с необходимостью учета возрастных и индивидуальных особенностей будущего волонтера, что определяет необходимость отбора видов волонтерской деятельности для участия старших школьников.
Третье условие связано с необходимостью подготовки обучающихся старших классов к волонтерской деятельности в рамках специальной общеразвивающей программы, нацеленной на формирование социально значимых личностных качеств.
Литература:
1. Абдулхаева Ж.Ж.К. Роль волонтёрской деятельности в образовании социальной деятельности молодежи: на примере России // Theoretical & Applied Science. - 2019. - № 2 (70). - С. 278-282.
2. Алгаев А.Н. Гуманистический базис волонтёрства // Роль и место информационных технологий в современной науке: сб. ст. Межд. научно-практической конференции (Магнитогорск, 16 января 2018 г.). Уфа: Омега сайнс, 2018. - С. 230-232.
3. Быстрова Н.В., Казначеева С.Н., Егорова В.Ю. Волонтерское движение как важный компонент процесса социализации студенческой молодежи (на примере Мининского университета) // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. № 67-1. - С. 37-40.
4. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А. Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7. № 1 (22). - С. 73-76.
5. Дьячкова Т.В., Зарниченко Н.В. Вовлечение подростков в волонтёрское движение как средство противодействия асоциальным группировкам // Обзор НЦПТИ. - 2018. - № 1 (12). - С. 70-79.
6. Жималина Е.А. Волонтёрская деятельность как процесс социализации современной молодежи // Научные вести. - 2019. - № 1 (6). - С. 54-58.
7. Кон И.С. Ребёнок и общество (Историко-этнографическая перспектива) / М.: Наука, 1988. - 336 с.
8. Кузьмина Н.В. Гражданско-патриотическое воспитание посредством деятельности волонтёрских групп в школе // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - № 2 (3). - С. 236-237.
9. Львова С.В. Развитие волонтёрского движения в системе образования // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2016. - № 1 (16). - С. 40-44.
10. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: РАО МПСИ, 2009. - 564 с.
11. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С. 462-478.
12. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд. Академии Наук СССР, 1959. - 356 с.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020). URL: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/ (дата обращения 12.03.2021).
Педагогика
УДК 374.31
кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Седых Иван Вячеславович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Седых Дмитрий Вячеславович
ФГБОУ ВО Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС (г. Нижний Новгород)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВУЗА СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. Использование современных образовательных технологий преподавателями вуза приобрело еще большую актуальность в условиях дистанционного обучения. В статье представлены результаты опроса преподавателей о практике использования ими современных образовательных технологий. Выявлены осведомленность преподавателей о наиболее распространенных образовательных технологиях, интенсивность их использования с обучающимися разных форм обучения, а также оценены эффективность реализации предложенных технологий и препятствия для более широкого применения образовательных технологий на практике.
Ключевые слова: образовательные технологии, преподаватель, вуз, интенсивность, эффективность.