9. Маслова М.А., Лагуткина Т.В. Анализ и выявление положительных и отрицательных сторон внедрения дистанционного обучения // Научный результат. Информационные технологии. 2020. Том 5. № 2. С. 54-60.
10. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., КрухмалеваО.В. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Том 20. № 3. С. 611-621.
11. Сергеева Л.А. Формирование информационной культуры будущего педагога в практике профессиональных дисциплин в вузе // Гаудеамус. 2020. Том 19. № 4 (46). С. 53-60.
12. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. № 4. С. 9-15.
13. Собирова Э.Г. Преимущества и недостатки дистанционного обучения в высших учебных заведениях // Academic research in educational sciences. 2021. Том 2. № Special Issue 1. С. 55-61.
14. Эрикенова Э.М. Формирование готовности студентов-экономистов старших курсов к непрерывному самообразованию средствами самостоятельной работы // Мир науки, культуры, образования. 2019. №6 (79). С. 365-367.
Педагогика
УДК 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. В статье рассматривается значение волонтерского движения в социокультурной подготовке обучающихся педагогического университета. Развитие волонтерского движения в условиях высших учебных заведений соответствует государственной политике по выявлению и поддержанию общественных инициатив студенческой молодежи и ее социализации. Авторы рассматривают волонтерство как общественно-полезную созидательную деятельность, основанную на добровольном (безвозмездном) участии и принципах социального служения, взаимопомощи и альтруизма. Рассмотрены некоторые международные организации, которые реализуют волонтерские проекты. Представлена характеристика подобщности волонтеров (настоящие волонтеры, активные волонтеры, пассивные волонтеры, малодеятельные волонтеры). Авторы выделяют функции волонтерской общности. Представлена деятельность волонтерского центра Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, волонтер, волонтерство, добровольчество, волонтерское движение.
Annotation. The article examines the importance of the volunteer movement in the socio-cultural training of students at the pedagogical university. The development of the volunteer movement in the conditions of higher educational institutions corresponds to the state policy of identifying and maintaining public initiatives of student youth and their socialization. The authors consider volunteering as a socially useful creative activity based on voluntary (gratuitous) participation and the principles of social service, mutual assistance and altruism. There are some international organizations that implement volunteer projects. There is the characteristic of the sub-community of volunteers (real volunteers, active volunteers, passive volunteers, low-activity volunteers). The authors highlight the functions of the volunteer community. There is the activity of the volunteer center of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin.
Keywords: vocational training, volunteer, volunteering, volunteering, volunteer movement.
Введение. Современная подготовка обучающихся высшей школы претерпевает ряд изменений, обусловленных новыми целевыми установками в области образования и общественного развития. Необходимость усиления воспитательных возможностей образования рассматривается как одно из приоритетных направлений профессиональной подготовки. В этой связи развитие волонтерского движения в условиях высших учебных заведений соответствует государственной политике по выявлению и поддержанию общественных инициатив студенческой молодежи и ее социализации [8, 11, 131. Волонтерское движение в современном виде появилось в 20 годы XX века. Тогда молодежь разных стран решила совместными усилиями восстановить разрушенную войной Европу. Волонтерское движение является тем мощным ресурсом, которое помогает решить различного рода проблемы (социальные, экологические, экономические).
Понятие «волонтер» в переводе с латинского языка означает доброволец. Это человек, который добровольно занимается общественно полезной деятельностью на безвозмездной основе. Теория волонтерского труда начала развиваться в конце 20 века. В этот период уточняется понятие «волонтерство» (С. Шамбри и К. Эйноф), определяются группы теорий волонтерского труда (Д. Вилсон и Т. Роттоло). Волонтерство стало рассматриваться как деятельность, которая увеличивает социальный капитал (М. Мьюзик, К. Холмс).
В работах Л. Веленс, К. Стирлинг, С. Штудер описывается управление волонтерами в организациях, практико-ориентированные модели управления волонтерством, а также проблемы институционального регулирования деятельности волонтеров находят отражение в исследованиях Д. Брудней, Л. Гастингс, Л. Мейс, Ф. Хакл.
Значительный вклад в развитие движения волонтеров внесли Е.С. Азарова, Е.В. Галкина, А.М. Киселева, Л.Е. Сикорская, Дж. Клэри, К. Стирлинг и другие. «Волонтерская деятельность - это общественная работа, которая включает широкий спектр добровольной безвозмездной помощи уязвимым категориям населения со стороны граждан определенного государства. Ни одна благотворительная или иная общественная организация, которая направлена на поддержку определенной социально незащищенной группы людей, не может проводить свою деятельность без человеческих ресурсов - волонтеров» [41.
Изложение основного материала статьи. Термин «волонтерство» раскрывается как «вид деятельности, основанный на принципах сочетания целерационального и ценностно-рационального типов деятельности, свободы от внешнего принуждения, возможности выбора варианта действия, альтруизма, деятельности за пределами семейных и дружеских отношений» [10, с. 21]. Отметим исследование Л.А. Зятевой и И.И. Щербы, в котором данное понятие рассматривается «в качестве особого социокультурного феномена, способствующего развитию не только профессиональных, но и общекультурных компетенций студенчества» [7, с. 102]. М.З. Баланян раскрывает понятие «волонтерская деятельность» с точки зрения нравственных категорий: альтруизма, гуманизма, сострадания и бескорыстия [1, с. 41.
Таким образом, волонтерство - это общественно-полезная созидательная деятельность, основанная на добровольном (безвозмездном) участии и принципах социального служения, взаимопомощи и альтруизма. Л.Е. Сикорская и Н.В. Лебедева, раскрывая социальный аспект добровольчества, справедливо подчеркивают, что оно «выступает как реализация права молодого человека на общественную деятельность» [12, с. 39].
М.В. Певной рассматриваются понятия «полуволонтерство» и «квазиволонтерство». Под полуволонтерством ученым понимаются «добровольческие практики, в которых у волонтеров проявляются сложности их самоидентификации как добровольцев, затруднения восприятия других волонтеров как единомышленников, не всегда присутствует чувство удовлетворенности от добровольческого труда» [10, с. 12-13]. «Квазиволонтерство означает имитацию волонтерской деятельности, при которой отсутствует реальный трудовой вклад добровольцев в процессе оказания безвозмездной помощи нуждающимся в ней людям» [10, с. 13]. В своем исследовании автор выделяет подобщности волонтеров и дает их характеристику:
- настоящие волонтеры - это добровольцы, проявляющие высокую степень активности, связывают свое будущее с волонтерской деятельностью, получают моральное удовлетворение от этого вида деятельности;
- активные волонтеры - это люди, которые окружают волонтеров, находящихся в центре общности, но не всегда отождествляют себя с волонтерами, несмотря на то, что планируют заниматься волонтерством;
- пассивные волонтеры - это добровольцы, испытывающие моральное удовлетворение от сделанной работы, но не считающие себя волонтерами и в будущем не планирующие продолжать этим заниматься;
- малодеятельные волонтеры - это люди, которые считают себя волонтерами, но не планируют заниматься волонтерской деятельностью, не всегда испытывают моральное удовлетворение от волонтерства.
Выделяются следующие функции волонтерской общности [9] (рис. 1).
Рисунок 1. Функции волонтерской общности
Кроме того, волонтеры оказывают существенную помощь при возникновении чрезвычайных или трудных жизненных ситуаций. В апреле - июне 2020 года в России насчитывалось 2,7 млн. граждан старше 15 лет, работающих волонтёрами в течение последних 12 месяцев. Большинство волонтеров (1,1 млн. человек) были заняты социальной работой (помощью пожилым, детям, инвалидам). Благоустройством
территорий, в том числе сбором мусора в населённых пунктах, занимались 627 тыс. добровольцев и почти 200 тыс. оказанием помощи животным. Остальные волонтёры оказывали помощь в строительстве, сельскохозяйственных работах, медицине, юриспруденции и в ряде других областях [2].
Рассмотрим некоторые международные организации, которые реализуют волонтерские проекты.
Организация International Volunteer HQ (IVHQ), основанная в 2007 году, является одной из самых уважаемых организаций среди волонтеров. В настоящее время в ней работает более 100 тыс. волонтеров. IVHQ предлагает различные виды волонтерских программ (от 1 недели до 24 недель) на различных континентах (Австралия, Африка, Европа) и по различным направлениям: заповедники, историко-культурные объекты, сфера образования и здравоохранения. Поехать можно на различные континенты (Австралия, Африка, Европа).
Организация Plan My Gap Year (PMGY) действует с 2011 года и работает в основном в Африке и Азии, предлагая программы в области сохранения дикой природы, здравоохранения, преподавания английского языка. Некоторые волонтерские проекты данной организации получили международное признание.
Организация Maximo Nivel начала свою работу в 2003 году и предлагает разноплановые волонтерские программы по сохранению экокультур в джунглях, оказанию помощи в медицине, сельском хозяйстве и строительстве, заботе о животных в странах Южной Америки. Для волонтеров организуются курсы испанского языка.
Организация Love Volunteers предлагает 120 волонтерских программ по медицине, здравоохранению, образованию, юридической и социальной помощи, которые реализуются в 34 странах мира, прежде всего, в Центральной и Южной Америке, Африке и Европе.
Британская благотворительная организация Agape Volunteers занимается волонтерской работой в таких странах, как Танзания, Кения, Южная Африка, Гана и т.д. Проекты этой организации направлены на сохранение дикой природы Южной Африки и профилактику ВИЧ/СПИДа в Кении.
Существуют различные интернет-ресурсы, которые помогают правильно сориентироваться в волонтерском движении. Можно выделить сайт «Добро пожаловать в мир волонтерства», контент которого включает [6]:
- мероприятия, акции, проходящие в различных городах России;
- проекты с указанием целей и результатов;
- размещение информации о волонтерах с аналитическими данными по возрасту и полу волонтеров, их фотографиями;
- указание на организаторов, центры и движения, готовые оказать помощь и др.
Подчеркнем, что данный ресурс полезен, в первую очередь, для тех, кто планирует стать волонтером. На сайте размещен курс «Основы волонтерства для начинающих», состоящий из 3 модулей: «Кто такой волонтер», «Как выбрать волонтерскую организацию», «Первые шаги в волонтерстве и полезные советы». Кроме этого курса разработаны курсы «Волонтерство в сфере культуры. Базовый курс», «Комьюнити-менеджмент», «Продвижение социальных инициатив» и другие.
Зарегистрировавшись на этом сайте волонтер:
- получает возможность познакомиться с работой других волонтеров и представить опыт собственной волонтерской деятельности (или принять решение о том, чтобы войти в волонтерский проект);
- может найти единомышленников для реализации совместных программ;
- познакомиться с актуальными программами и проектами, содержанием обучающих стажировок для волонтеров, а также принять участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;
- получить информацию о наличии вакансий по различным проектам (например, по проекту «Помощь в доставке продуктов и лекарств», который проходил с 29 сентября по 30 декабря 2020 года, имелось 94136 вакансий).
В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина (Мининский университет) успешно действует волонтерский центр, цель которого определяется как «развитие и социальная самореализация обучающихся путем ознакомления с различными видами социальной активности, привлечение обучающихся Университета во Всемирное добровольческое движение» [5]. Волонтерский центр представлен тремя объединениями (табл. 1).
Таблица 1
Объединения волонтерского центра Мининского университета
Объединение Цель Основные направления деятельности
Территория возможностей создание условий для реализации социально-образовательной деятельности талантливой и активной молодежи в открытой образовательной среде. • -создание комфортной социальной среды; • -культура и творчество.
Твой курс: 1Т для молодежи содействие школьникам в научно-техническом творчестве, изучении программирования, профориентации в ИТ-сфере. • профориентационная деятельность; • инновации и техническое творчество.
Лига включительных людей создание общего социокультурного пространства для комфортного общения, отдыха, работы и учебы. - формирование практических навыков взаимодействия с лицами с ОВЗ и инвалидностью на принципах психологической безопасности.
В рамках Центра создана школа, направленная на обучение студентов добровольческой деятельности. Универсальное обучение осуществляется посредством проведения образовательных тренингов и практической деятельности по подготовке к социальному, экологическому, спортивному, образовательному и культурному волонтерству. По результатам обучения студенты получают волонтерскую книжку. В ноябре 2020 года состоялось обучение по программе подготовки волонтеров «Инклюзивное волонтерство в
университете». Всего обучалось 74 человека из 30 вузов-партнеров. На итоговом мероприятии участвовали представители общественных организаций инвалидов. По результатам обучения подготовлены два групповых проекта. В декабре 2020 года РУМЦ Мининского университета совместно с РУМЦ МГППУ, РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена провели Слет волонтеров с целью развития, укрепления и поддержки добровольческой деятельности, позиционирования успешных инклюзивных практик, формирования компетенций, необходимых волонтеру для осуществления сопровождения лиц с инвалидностью и самостоятельной добровольческой деятельности. В работе участвовало 77 студентов из 15 вузов.
Выводы. Таким образом, студенческое волонтерское движение, организуемое в рамках внеучебной деятельности университета, следует рассматривать как социокультурную инициативу и значимый фактор повышения уровня социокультурной деятельности. Как указывает Е.В. Великанова «существующее добровольческое движение в учебных заведениях базируется на полноценной социальной и культурно-досуговой деятельности, оно держится на энтузиазме, инициативе и активности учащейся молодежи» [3, с. 121.
Поскольку волонтерская деятельность, с одной стороны, является добровольной, а с другой - подчинена общей целевой установке, достижение качественного результата зависит от степени проявления персональной ответственности. Поэтому воспитание ответственности необходимо рассматривать как одну из приоритетных воспитательных задач в процессе организации волонтерского движения. Именно ответственность волонтера обеспечивает добросовестное выполнение своих обязательств (как перед другими волонтерами, так и перед теми, кому предназначена его помощь), правильную организацию деятельности, что обуславливает формирование правовой компетенции будущего педагога.
Волонтерство в студенческой среде направлено на включение личности обучающихся в практику социально-общественных отношений, что обеспечивает гуманистическую направленность личностно-профессионального развития, формирование социальной успешности, нравственности и гражданской позиции. Студенты-волонтеры, погружаясь в волонтерскую деятельность, учатся принимать совместные решения для решения актуальных социальных проблем в ситуации открытости, взаимопомощи, сотрудничества. Результатом волонтерской деятельности становится обучающийся, проявляющий добровольную активность, добровольный выбор как отражение своей гражданской позиции, сострадание, стремление к взаимопомощи в процессе осуществления созидательной общественной деятельности. Участие в реализации различных волонтерских направлений способствует формированию коммуникабельности, стрессоустойчивости, социокультурности, лидерства, способностей к командной работе и решать конкретные задачи. Следовательно, волонтерство обладает значительным воспитательным потенциалом в профессиональном и социальном становлении личности обучающихся и является значимым условием подготовки профессионально компетентной личности.
Литература:
1. Баланян М.З. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи. Автореф. дис...канд. соц. наук: 22.00.08 Майкоп, 2015. 23 с.
2. В России увеличилось число официально зарегистрированных волонтёров. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/news/781359-rossiya-rost-zaregistrirovannye-volontyory (дата обращения 17.11.2020).
3. Великанова Е.В. Сущность социально-культурной институциализации волонтерского движения как интегративного направления педагогической деятельности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (1). С. 11-14.
4. Волонтерская деятельность: как стать волонтером? [Электронный ресурс]. URL: https://nsovetnik.ru/volontery/volonterskaya_deyatelnost_kak_stat_volonterom/ (дата обращения 17.11.2020).
5. Волонтерство и социальное проектирование [Электронный ресурс]. URL: https://mininuniver.ru/student/stude-organization/volontjorstvo-i-sotsialnoe-proektirovanie (дата обращения: 17.11.2020).
6. Добро пожаловать в мир волонтёрства. [Электронный ресурс]. URL: https://dobro.ru/ (дата обращения: 17.11.2020).
7. Зятева Л.А., Щерба И.И. Волонтерское движение как социокультурный феномен в системе // Евразийский союз ученых. 2016. № 2-1 (23). С. 102-105.
8. Краснопевцева Т.Ф., Фильченкова И.Ф., Винокурова И.В. К вопросу о готовности научно-педагогических работников вуза к реализации инклюзивного образования // Вестник Мининского университета. 2020.Т. 8, №1. С. 5.
9. Кузьминчук А.А. Институциональное регулирование волонтеров как социальной общности Автореф. дис... канд. соц. наук: 22.00.08. Тюмень, 2016. 32 с.
10. Певная М.В. Волонтерство как социальынй феномен: управленческий подход. Автореф. дис.канд. соц. наук: 22.00.08. Н. Новгород, 2016. 42 с.
11. Перинская Н.А., Романюк А.Д. Волонтёрская деятельность как фактор формирования личности молодого человека // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. №6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/volontyorskaya-deyatelnost-kak-faktor-formirovaniya-lichnosti-molodogo-cheloveka (дата обращения: 30.12.2020).
12. Сикорская Л.Е., Лебедева Н.В. Социокультурная социализация молодежи в процессе добровольческой деятельности // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2018. № 2 (44). С. 37-42.
13. Челнокова Е.А., Булганина С.В., Челноков А.С., Новожилова Е.В., Казначеев Д.А. Волонтерство как социальное явление // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 1. С. 211-216.