Научная статья на тему 'Волонтерская деятельность как условие профессионального становления будущего педагога'

Волонтерская деятельность как условие профессионального становления будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEER ACTIVITY / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ / ACTIVITIES OF YOUTH ASSOCIATIONS / СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / STUDENT VOLUNTEERING / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арифулина Рамиля Умяровна, Беляева Татьяна Константиновна, Белогорская Любовь Владимировна

В статье рассматривается волонтерская деятельность как условие профессионального становления будущего педагога, его социального и культурного развития, как эффективное средство социализации молодежи. Авторы анализируют опыт создания волонтерского корпуса в Мининском университете в период проведения Всероссийской олимпиады по педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арифулина Рамиля Умяровна, Беляева Татьяна Константиновна, Белогорская Любовь Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY AS THE CONDITION OF PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER

The article considers volunteer activity as a condition for the professional development of the future teacher, his social and cultural development, as an effective means of socializing the youth. The authors analyze the experience of creating a volunteer corps at the Mininsky University during the All-Russian Olympiad in Pedagogy.

Текст научной работы на тему «Волонтерская деятельность как условие профессионального становления будущего педагога»

Литература:

1. Андреенко Т.А., Ткачева Е.Г. Отношение и интерес студентов к занятиям физическими упражнениями в вузе // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии материалы VII международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2018. - С. 569-571.

2. Ванцева О.О. Элективный курс «оздоровительный тренинг» - один из путей к здоровому образу жизни / О.О. Ванцева, Н.А. Линькова-Даниелс // Инновации и перспективы физической культуры и спорта в современном обществе: Материалы III студенческой заочной Международной научной конференции в 2-томах. - Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ, Том I. - 2014. - C. 29-33

3. Головинова И.Ю. Повышение качества занятий по физической культуре студентов в высших учебных заведениях / Головинова И.Ю., Андреенко Т.А. // Безопасность здоровья человека: материалы международной научно-практической конференции (26-28 октября 2016г.). - Ярославь, 2016. - С. 49-51.

4. Гонтарь О.П. Определение уровня сформированности физической культуры личности студентов технического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2009. - №10. -С. 134-138.

5. Леготкин А.Н. Улучшение физического состояния студентов технических вузов в процессе занятий спортивно-ориентированной направленности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Чайковский, 2004 181 с.

6. Перепелюкова Е.В. Оптимизация психофизиологического состояния студенток-первокурсниц специальной медицинской группы в процессе занятий оздоровительным шейпингом: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 Тюмень, 2005. - 213 с.

7. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

8. Сомкин А.А. , Константинов С.А. «Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-po-fizicheskoy-kulture-kak-motivatsionno-tsennostnyy-komponent-pri-zanyatiyah-studentov-v-spbgikit

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Арифулина Рамиля Умяровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Белогорская Любовь Владимировна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматривается волонтерская деятельность как условие профессионального становления будущего педагога, его социального и культурного развития, как эффективное средство социализации молодежи. Авторы анализируют опыт создания волонтерского корпуса в Мининском университете в период проведения Всероссийской олимпиады по педагогике.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, деятельность молодежных объединений, студенческое волонтерство, профессиональное становление.

Annotation. The article considers volunteer activity as a condition for the professional development of the future teacher, his social and cultural development, as an effective means of socializing the youth. The authors analyze the experience of creating a volunteer corps at the Mininsky University during the All-Russian Olympiad in Pedagogy.

Keywords: volunteer activity, activities of youth associations, student volunteering, professional development.

Введение. Развитие современного российского общества характеризуется качественно новыми социальными процессами. В современных условиях готовность молодежи реагировать на изменения в обществе становится реальным результатом образования. В этой связи существует потребность в позитивной инновационной деятельности студенчества, которая ставит высшие учебные заведения перед проблемой поиска дополнительных ресурсов социального образования студентов. Это актуализирует роль и место воспитательной работы с молодежью (учебной и внеучебной), ориентированной на личностное, социальное и профессиональное становление и развитие, проявление их активной жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях [1; 3].

Одним из способов решения этой проблемы является вовлечение молодого поколения в волонтерскую деятельность, что стало одним из наиболее распространенных видов социально-значимой деятельности в мире.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время добровольчество стало одним из основных направлений деятельности молодежных объединений, общественных организаций и студенческого самоуправления. Студенты проявляют особую активность в волонтерской деятельности. Сегодня социальный феномен студенческого волонтерства приобретает все большее значение в социальной жизни России.

Добровольчество является эффективным средством самобразования, социализации и самореализации, что очень важно для формирования профессиональных и личностных качеств будущих специалистов. В мировой практике добровольчество традиционно считается «стартапом», подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Волонтерская деятельность часто связана с будущей профессией, выполнением трудовых обязанностей, поэтому она успешно способствует формированию необходимых профессиональных компетенций студента.

Как средство решения социально-педагогических проблем, волонтерство достаточно хорошо исследовано в зарубежной ( С. Кенни , Р. Корнюэлль и др.) и отечественной (В. Г. Бочарова, В. А. Кудинов, Р. М. Куличенко, Н. Ю. Слабжанин, И. И. Фришман и др.) науке [6].

Это общественное движение помогает студентам проявить свои социальные и культурные особенности, выстроить социальные отношения, развивать и находить применение своим моральным и духовным потребностям, приобретать новые навыки. Оно гармонично дополняет существующую систему практической подготовки студентов, является способом их самоопределения, процесса накопления социального профессионального опыта, возможности формирования профессиональной компетентности [5].

В зарубежных и отечественных исследованиях определены причины, по которым студенты участвуют в волонтерской деятельности:

1) перспективы. Учащиеся участвуют в этой деятельности, чтобы получить практический опыт работы с разными людьми. Кроме того, это позволяет студенту определиться с местом работы или получить рекомендации от администрации учреждения, управления социальной сферой, что позволяет приобрести определенный статус в студенческой среде и т. д.;

2) признание. Студенты получают уникальную возможность совершить что-то новое в своей профессиональной деятельности, получить от участия в таких программах социальный опыт. Взаимодействие с экспертами в этой области деятельности формирует уверенность в себе, уважение к другим людям. Для молодых людей также важны уважение и поддержка: не получив признания за хорошо сделанную работу, они могут разочароваться в ней;

3) общение. Многие студенты хотят расширить свой круг общения. Некоторые из них принимают участие в волонтерской деятельности для того, чтобы познакомиться с новыми людьми, подружиться с единомышленниками и т.д. Эта мотивация, как правило, соответствует специфике профессиональной деятельности учителя, поскольку одними из его основных профессионально значимых компетенций являются коммуникативные компетенции.

4). формирование профессиональных компетенций. В процессе подготовки будущих педагогов волонтерская деятельность выступает как один из путей реализации компетентностного подхода.

Содержание профессиональной подготовки будущих специалистов в рамках учебного плана Университета включает дисциплины, которые решают конкретные цели и задачи, постепенно формируя академическую, культурную и профессиональную компетентность студентов. Но, как показывает опыт, теоретическая подготовка в сочетании с короткой практикой недостаточны для профессионального становления выпускников [6].

Исследования волонтерской деятельности в педагогическом аспекте дают возможность рассмотреть ее с позиции социального образования [2; 5] как целенаправленную деятельность по созданию условий для формирования ценностных ориентаций, развитию социального опыта ее участников. Важно не только включенность студента в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, способствующий как развитию новых качеств личности, так и порождению деятельностных смыслов как актуальных ценностей, чему в полной мере соответствует волонтерская деятельность. Это подтверждают результаты исследований опыта волонтерства (Ж. Г. Атаянц, А. В. Моров, Н. В. Черепанова), в которых отмечено, что увлеченность добровольческой деятельностью способствует развитию ценностно значимой позиции личности.

Исследования по данной проблеме (Л. Е. Никитина, Н. И. Никитина, С. В. Тетерский, И. И. Фришман, М. В. Шакурова) позволили выявить педагогический потенциал волонтерского движения, который проявляется в четырех основных сферах:

- воспитание и самовоспитание;

- обучение и самообучение;

- социализация;

- профессиональное становление[2].

Важной составляющей педагогического потенциала волонтерства выступают его возможности как средства профессионального и личностного роста обучающихся.

Потенциал волонтерской деятельности представлен личностными ресурсами (ценностными, когнитивными, деятельностными, коммуникативными, эмоциональными, культурными и организационными), которые составляют ее формирующий потенциал. Под потенциалом принято понимать качественные характеристики природной или социальной системы, отражающие наличие любых реальных возможностей (способностей), связанных с сохранением (адаптацией, воспроизведением), развитием (саморазвитием) системы [5].

Важным компонентом добровольческой деятельности является непосредственная практическая деятельность, связанная с повышением уровня профессиональной компетентности специалистов, их мотивацией к этой деятельности, развитием ее нормативной базы, получением практических навыков в этой области.

Условиями для развития компетенций в процессе волонтерской деятельности являются:

- наличие группы единомышленников, выступающих в качестве инициаторов, координаторов волонтерской деятельности;

- обеспечение благоприятного морального климата, престижа волонтерского движения;

- использование добровольчества как способа улучшения социального статуса молодого человека;

- волонтерское движение организуется в соответствии с потребностями, мотивами деятельности, с учетом возрастных особенностей и социальной ситуации;

- использование значимой для студентов деятельности, как основы волонтёрства.

В структуре педагогических вузов можно рассматривать добровольческое движение волонтеров как одно из подразделений студенческих объединений.

Мининский университет имеет богатый опыт вовлечения студентов в волонтерскую деятельность: это и практика создания социальных проектов, и различные акции, и работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В 2018 году НГПУ им. К. Минина принимал Всероссийскую студенческую олимпиаду по педагогике, в связи с чем возникла потребность в создании единого волонтерского центра. В рамках работы волонтерского центра была создана школа, направленная на обучение добровольческой деятельности.

Студенческая активность на этапе набора волонтеров была достаточно высока. При этом необходимо отметить различную степень активности студентов, обучающихся по разным направлениям подготовки: Педагогическое образование, Психолого-педагогическое образование, Специальное (дефектологическое) образование и пр. Наглядно активность студентов, решивших принять участие в деятельности волонтерского центра, по факультетам Мининского университета отражена в диаграмме 1.

Возрастной состав участников волонтерского движения также представляет определенный интерес. Абсолютное большинство потенциальных добровольцев составляют студенты 1-3 курсов. Вероятно, пассивность старшекурсников обусловлена большей включенностью в учебную и научно-исследовательскую деятельность. Вместе с тем, высокая активность обучающихся младших курсов свидетельствует о сформированности активной гражданской позиции, небезразличии к жизни и судьбе вуза, заинтересованности в саморазвитии и самоопределении. При этом активность на начальном этапе (этапе вовлечения в волонтерский центр Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина) была подтверждена активностью на этапе непосредственного волонтерства в ходе подготовки и проведения различных событий (Всероссийская студенческая олимпиада по педагогике, региональные олимпиады и пр.).

Диаграмма 2 представляет данные студенческой активности на этапе создания волонтерского центра по возрастному критерию.

Развитие студенческого волонтерского движения в Мининском университете стало эффективным способом организации воспитательного процесса в студенческой среде, позволяющего сформировать широкий спектр общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых будущему педагогу. Студенты видят плоды своей деятельности и осознают, что духовные ценности иногда важнее материальных ценностей. Они получают истинное моральное удовлетворение от своей работы. Это основной образовательный эффект волонтерской деятельности студентов.

Педагогический потенциал волонтерства позволяет актуализировать внутренние механизмы формирования человека, как гармонично развитой и социально ответственной личности за счет апеллирования к нравственным началам самосознания на основе добровольности.

Добровольчество является важнейшим средством социализации студентов, оно обеспечивает решение неотложных психологических и социально-педагогических задач развития личности молодежи. Оно способствует самореализации и развитию самосознания студенчества.

Расширяя возможности поиска осмысленной деятельности, волонтерская деятельность способствует росту жизненной перспективы и формированию целостной картины мира и своего «Я», способствует преодолению инертности молодежного сознания, выполняет благотворную роль в деле преодоления разобщенности и отчуждения в молодежной среде.

Педагогический потенциал волонтерства обусловлен также его философско-этической основой, установленной социальным и историческим опытом и традициями связи двух онтологических категорий его бытия - свободы воли и добра в человеческой жизни [4].

Выводы. Таким образом, педагогический потенциал волонтерской деятельности раскрывается в ее важнейших педагогических функциях, таких как: функция социальной компетентности, функция идентификации, интеграция, развитие личности, ценностно-смысловая, профессиональная, инновационная, инициативная, функция самосознания, трансформационной функции гражданского воспитания, гуманистических и духовных и нравственных функций.

Волонтерство способствует развитию чувственной, эмоциональной сферы личности, формирует и изменяет ее ценностный мир, способствует реализации социальной и творческой деятельности, личностному росту и активизирует познавательную деятельность. Волонтерство не имеет строгих временных рамок, оно опирается на гражданские качества личности, ответственности, инициативе и добровольности. Профессиональное волонтерство, включенное в педагогический процесс вуза (учебная и внеучебная деятельность), будет способствовать формированию мировоззрения студентов и формированию профессиональных компетенций. Это особенно ценно для будущих педагогов, выбирающих путь волонтерского движения для приобретения профессиональных навыков.

Литература:

1. Беляева Т.К., Арифулина Р.У., Пухова А.Г., Малышева Г.И. Профессиональная проба как основа осознанного выбора школьниками будущей профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. с. 20-26.

2. Беляева Т.К. Организация самостоятельной исследовательской деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. - 2011. - № 16. - С. 203-212.

3. Волкова Е.Н. К определению понятия позитивной социализации молодежи // Волкова Е.Н., Т. Вереитинова, И.В. Волкова, О. Михалюк // Вестник Мининского университета, 2016, №2 - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/210/211 (дата обращения: 01.04.2018)

4. Жуйкова Т.П., Батандаева, Т. А. Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов / Т.П. Жуйкова. - Молодой ученый. — 2015. №24. с. 367-368.

5. Иванова Л.К. Добровольческая деятельность как средство воспитания будущих социальных работников и педагогов / Л.К.Иванова. - Теория практика развития качества образования в условиях школы и педагогического образовательного учреждения: сборник научных трудов; под ред. Т.И. Шалаевой. -Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. с. 89-91.

6. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи: концептуальные основы / под ред. В.А. Ситарова. — М., 2010. с. 72.

Педагогика

УДК 37.013.75

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат филологических наук, доцент Белова Екатерина Евгеньевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СОВРЕМЕННОГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. Настоящее исследование посвящено решению вопросов устойчивого применения информационных технологий в современном динамичном мире. Обсуждается вопрос не столько применения новых технических средств обучения, сколько применения новых форм и методов преподавания, организации нового подхода к процессу обучения и развития у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции, а также создания комфортных условий практического овладения языком для каждого обучающегося. Для достижения цели интеллектуального и нравственного развития личности и раскрытия творческого потенциала обучающегося необходимо использование интересных технологий, в том числе проектной технологии с применением ИКТ и подхода смешанного обучения. В статье показано, что формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка позволяют решать целый ряд дидактических задач: могут включать работу по тренировке произношения; по обучению лексике; по отработке грамматических навыков; по обучению всем видам речевой деятельности.

Ключевые слова: образование, иностранные языки, Интернет-ресурс, учебная деятельность, социокультурная иноязычная компетенция.

Annotation. The current study is devoted to the issue of steadfast use of information technologies in the modern dynamically-developed world. It deals not with the use of new educational technical tools but with the use of new teaching methods and techniques, setting-up of a new approach to the process of teaching and developing students' foreign language communicative competence as well as establishing comfortable atmosphere for any student's

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.