Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
587
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА СОЦИАЛЬНО-ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ГУМАНИЗМ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ / VOLUNTEER ACTIVITY / VOLUNTEERISM / PEDAGOGICAL MECHANISMS OF CONSCIOUS CHOICE OF SOCIALLY USEFUL ACTIVITIES / PROSOCIAL BEHAVIOR OF THE INDIVIDUAL / HUMANISM / ACTIVITY APPROACH IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жолобов Олег Владимирович, Рябцев Алексей Владимирович, Земш Марина Борисовна

Статья посвящена описанию результатов исследования, направленного на изучение особенностей волонтерской и добровольческой деятельности в контексте досуговой и воспитательной деятельности. Целью статьи является анализ факторов, влияющих на формирование осознанной направленности личности на социально-значимый досуг, как ресурс нравственного воспитания и саморазвития детей и молодежи. Авторы статьи изучили особенности самооценки, интересы, жизненные ценности людей разного возраста, участвующих в волонтерстве и добровольчестве, опираясь на теории социального действия и деятельностно-активистского подхода, составившие методологическую основу исследования, определили наиболее популярные виды волонтерской деятельности у различных социальных групп; выделили мотивы, побуждающие к добровольческой деятельности; отметили дополнительные стимулы к добровольческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жолобов Олег Владимирович, Рябцев Алексей Владимирович, Земш Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL BASES OF VOLUNTEER ACTIVITY

The article is devoted to the description of the results of a study aimed at studying the characteristics of volunteer and volunteer activities in the context of leisure and educational activities. The purpose of the article is to analyze the factors that influence the formation of a person’s conscious orientation to socially significant leisure as a resource for moral education and self-development of children and youth. The authors of the article studied the characteristics of self-esteem, interests, and life values of people of different ages involved in volunteering and volunteerism, relying on the theory of social action and the activity-activist approach, which formed the methodological basis of the study, determined the most popular types of volunteering among various social groups; identified motives that encourage volunteerism; noted additional incentives for volunteering.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 37.068

доцент кафедры «Менеджмент спортивной и туристской индустрии» Жолобов Олег Владимирович

Институт финансов и устойчивого развития Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Москва); проректор по воспитательной работе и молодежной политике, кандидат исторических наук, доцент Рябцев Алексей Владимирович Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Земш Марина Борисовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена описанию результатов исследования, направленного на изучение особенностей волонтерской и добровольческой деятельности в контексте досуговой и воспитательной деятельности. Целью статьи является анализ факторов, влияющих на формирование осознанной направленности личности на социально-значимый досуг, как ресурс нравственного воспитания и саморазвития детей и молодежи. Авторы статьи изучили особенности самооценки, интересы, жизненные ценности людей разного возраста, участвующих в волонтерстве и добровольчестве, опираясь на теории социального действия и деятельностно-активистского подхода, составившие методологическую основу исследования, определили наиболее популярные виды волонтерской деятельности у различных социальных групп; выделили мотивы, побуждающие к добровольческой деятельности; отметили дополнительные стимулы к добровольческой деятельности.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, добровольчество, педагогические механизмы осознанного выбора социально-полезной деятельности, просоциальное поведение личности, гуманизм, деятельностный подход в воспитании.

Annotation. The article is devoted to the description of the results of a study aimed at studying the characteristics of volunteer and volunteer activities in the context of leisure and educational activities. The purpose of the article is to analyze the factors that influence the formation of a person's conscious orientation to socially significant leisure as a resource for moral education and self-development of children and youth. The authors of the article studied the characteristics of self-esteem, interests, and life values of people of different ages involved in volunteering and volunteerism, relying on the theory of social action and the activity-activist approach, which formed the methodological basis of the study, determined the most popular types of volunteering among various social groups; identified motives that encourage volunteerism; noted additional incentives for volunteering.

Keywords: volunteer activity, volunteerism, pedagogical mechanisms of conscious choice of socially useful activities, prosocial behavior of the individual, humanism, activity approach in education.

Введение. Интерес со стороны гуманитарных наук к феномену добровольчества неуклонно растет в последнее десятилетие. Это обусловлено, без сомнения, активным развитием добровольческих и волонтерских инициатив граждан, и возможностями для них получать с каждым годом все больше поддержки со стороны государства.

Во-первых, обобщение в контексте педагогической аксиологии компонентов добровольчества как отражения воспитательных, мировоззренческих и ценностно-смысловых компонентов деятельности отдельной личности и социальных групп.

Во-вторых, интерес к педагогическим факторам развития волонтерства предполагает анализ его структуры в процессуальном контексте как психолого-педагогического явления.

В-третьих, требует обоснования педагогическая методология волонтерства как инструмента воспитания и социализации.

Целью нашего исследования является анализ факторов, влияющих на формирование осознанной направленности личности на социально-значимый досуг, как ресурс нравственного воспитания и саморазвития детей и молодежи.

Изложение основного материала статьи. Волонтерская деятельность рассматривается в гуманитарных науках с точки зрения различных методологических подходов: общефилософских, философских социологических, психологических, педагогических.

В последнее время в фокусе теории нравственного воспитания находится социально-значимая проектная деятельность. В этой связи педагогика обращается к опыту социологических исследований феномена волонтерства в контексте аксиологии и целеполагания. Отечественная социология,на основе последних исследований, подчеркивает существенное отличие зарубежных и отечественных подходов к трактовке целей и приоритетов волонтерской деятельности. Основываясь на методологии кросс-культурного анализа, ученые Певная М.В. [6;7], Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю., Хатнюк Н.Н. [8] отмечают существенные различия в характеристике волонтерства в зависимости от масштаба и уровня данного социального феномена: международного, отечественного, регионального. С их точки зрения, в основе отношения к волонтерству, как в зарубежном, так и в отечественном подходах, лежит приоритет значимости волонтерской деятельности для личности и для общества, определяющими показателями которой выступают: социальный аспект (значимость деятельности для личности или для общества), психологический аспект (преобладающие мотивы деятельности), измерение времени (занятость волонтера полный или неполный рабочий день).

Теория английского исследователя Э. Гидденса отражает характерный для зарубежного подхода взгляд на волонтерство и рассматривает его как фактор самореализации личности и один из способов организации «социальных практик», во взаимодействии с государственными и общественными институтами и структурами. Волонтер является, своего рода, «социальным агентом» с мотивацией к действию, рационализацией, системностью и рефлексией деятельности (в ходе деятельности волонтеры наблюдают за действиями других людей) [11].

В исследованиях Косовой У.П. [2], Велкановой Е.В [1], Семикина В.В. [10], отражены психолого-педагогические механизмы формирования ценностных ориентаций и мотивов волонтерства (добровольчества). Авторы заключают, что в современной отечественной практике воспитания преобладает общественная значимость такого рода деятельности, а среди главных мотивов, побуждающих к добровольчеству и волонтерству, выступают социально и педагогически воспитуемые личностные качества (стремление к общественной справедливости, доброта и активная позиция; высокая оценка социальной значимости деятельности); а также желание самореализации и самопрезентации свои инициативы; готовность помогать тем, кто находится в сложной ситуации, милосердие, желание преобразовывать окружающее жизненное пространство.

Директор Института общественной политики О.В. Решетников подчеркивает, что мотивационной основой добровольческой деятельности должны являться ее социально значимый позитивный характер, широкая распространенность среди добровольцев, она должна отвечать общечеловеческим ценностям, сохранять индивидуальные различия добровольцев, способствовать развитию добровольческой деятельности, реализации ее целей и задач [5].

В контексте нашего исследования, интересно замечание психолога Е.П. Ильина, описавшего психолого-педагогический механизм принятия решения о помощи, о том, что важным свойством личности, располагающим к альтруистическому поведению, является эмпатия как предрасположенность человека к сопереживанию, сочувствию [1].

Деятельностно-активистский подход в воспитательном контексте (В.А. Ядов), позволяет рассматривать волонтерство с позиции взаимосвязи средств и механизмов воспитания с системой ценностных установок личности и общей направленностью ее интересов [9].

Таким образом, теоретико-методологический анализ возросший интерес со стороны гуманитарных наук, в особенности педагогики и психологии, к данным вопросам. При этом многие аспекты методологии организации волонтерской, добровольческой деятельности как внеурочной модели воспитания недостаточно исследованы, а имеющийся эмпирический опыт нуждается в педагогическом осмыслении и систематизации.

Построение педагогической типологии волонтерской деятельности, не возможно, на наш взгляд, без анализа психолого-педагогических и средовых факторов ее определяющих. Поэтому для нас было важно эмпирическим путем выделить и обосновать психолого-педагогические характеристики личности, готовой к безвозмездному социальном служению.

Эмпирическую базу исследования составили результаты авторского опроса волонтеров. В опросе участвовали 811 волонтеров более чем из 50 регионов Московской области и более чем 10 регионов России. Возрастной состав волонтеров, принявших участие в опросе, включал респондентов от 12 до 61 года.

Портрет участников эксперимента по сферам профессиональной деятельности представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сферы профессиональной деятельности волонтеров-участников исследования

Сферы профессиональной деятельности % от числа опрошенных

Студент, студент и работающий, студент и специалист 88,5

Сотрудник университета 44,6

Служащий (врач, учитель, преподаватель, работник культуры) 2,1

предприниматель 1,4

пенсионеры 0,8

Домохозяин (домохозяйка) 0,3

ученики 0,24

Одной из характеристик, дополняющих социальный и психологический портрет современного волонтера, и отражающих его интересы, являются их личные предпочтения в выборе форм и видов досуга (хобби). В таблице 2 представлены наиболее часто встречающиеся виды досуга опрошенных нами респондентов- волонтеров.

Таблица 2

Хобби волонтеров-участников опроса (% от опрошенных)

Спорт (футбол, волейбол, бадминтон) 25,6

Рисование, фотография 16,6

Танцы 17,3

Музыка, авторская песня 14,5

Чтение, книги 12,8

театр 5,4

История, краеведение 5

творчество 2,5

В одном из вопросов респондентам требовалось описать свои ассоциации с образом «волонтера». Ответы участников опроса отражали их ценностные ориентации в отношении волонтерской деятельности. Так, ассоциации респондентов с образом «добровольца» показали, что более половины из них - 59% олицетворяют добровольческую деятельность с нравственно-зрелой личностью, наделяя ее такими компетенциями как готовность к действию; доброта, неравнодушное отношение к социальным проблемам; отзывчивость и готовность к помощи нуждающимся. Так 4 % - обращают внимание на такие качества волонтера, как активная позиция и ответственность.

При этом, ответы на вопрос о том, кто чаще всего становится волонтером, позволяют заключить, что образ добровольца ассоциируется у большинства респондентов с учащейся молодежью. Такой ответ дали 95% всех участников опроса. Тенденция восприятия волонтерства, как молодежного движения, которое должно взять на себя решение задачи безвозмездной помощи нуждающимся, направляет вектор воспитания подрастающего поколения на социально-значимую деятельность.

Среди индивидуально- личностных и нравственных характеристик волонтера особо отмечаются участниками исследования такие, как ответственность, коммуникабельность и исполнительность. В ходе исследования респондентам было предложено оценить себя по следующим критериям в 10-ти балльной шкале. Ответы приведены в таблице 3.

Таблица 3

Самооценка личностных качеств волонтерами-участниками опроса (% от опрошенных)

личностных характеристик волонтера Оценки (баллы) -- " _______ ' % ответивших

10-9 8-7 6-5 4-3 2-1

ответственность 57 34,5 7,1 1,2 0,6

коммуникабельность 51,2 32,8 13,2 2,2 0,6

исполнительность 63,4 29,5 6,3 0,7 0,1

По результатам самооценки качеств, необходимых волонтеру были выявлены высокие показатели по шкале «ответственность», более половины опрашиваемых оценили себя на 9-10 баллов (57%); на 8-7 баллов(34,5%); средней уровень проявления данного качества у себя отметили 7,1%.

По шкале «коммуникабельность» высоко оценили себя 51,2 % опрошенных, поставив 9-10 баллов, 32,8% оценили себя на 7-8 баллов, оценки 5-6 баллов у 13,2 %.

По шкале «исполнительность» высокая оценка (9-10 баллов) выявлена у 63,4 % опрошенных, тога как средний балл (от 5 до 6) - всего у 6,3 % волонтеров-участников.

Анализ результатов опроса, позволил выявить превалирующие мотивы участия в волонтерской деятельности. В таблице 4 представлены ответы на вопрос: «Почему Вы занимаетесь волонтерством?». Мнения респондентов распределились следующим образом:

Таблица 4

Ответы на вопрос «Почему Вы занимаетесь волонтерством?» в % от числа опрошенных)

«Почему Вы занимаетесь волонтерством?»

Чтобы получить новый опыт 58

Получить возможность оказывать помощь нуждающимся 11,2

Знакомство с новыми людьми, возможность вносить вклад в общее дело 10,6

Получение новых профессиональных навыков 5,2

Независимо от возраста и рода занятий, более половины опрошенных отмечают в качестве основного мотива своего участия в волонтерской работе возможность получения нового социального опыта, вектор, характеризующий такой опыт, говорит о высокой социальной направленности мотивации людей, склонных к волонтерству. При этом 1,2% опрошенных прямо указывают на свои альтруистические намерения в отношении помощи нуждающимся.

На вопрос о том, какими видами волонтерской деятельности занимаются респонденты в настоящее время, ответы распределились следующим образом: организация досуговой деятельности детей и молодежи (72%), профилактика здорового образа жизни средствами различных общественных мероприятий (57%), творческое развитие детей и молодежи (68%), экология (56%), интеллектуальное развитие и социальное краеведение (31%), социальное патронирование детских домов / пожилых людей (31%), социально-психологическая поддержка молодежи (30%), педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в трудной ситуации (22%), трудовая помощь (25%), экскурсионно-поломническая деятельность (4,8%).

Приведенные данные позволяют утверждать, что люди, приходящие в волонтерские и добровольческие движения, социально мотивированы и транслируют эмпатию и альтруистические намерения.

В тоже время, наше исследование позволило выявить, что некоторые сложности возникли у респондентов с определение ресурса времени, которое они готовы затратить на добровольческие дела. Те из них, кто совсем недавно приобщился к волонтерству были склонны переоценивать свои силы и не соотносили свои временные затраты с теми затратами, которые от них могут потребоваться. Отвечали, например, так: «Волонтерство- вся моя жизнь...», «все свое время...», «все свободное время...», или не представляли себе, сколько могут затратить времени («не знаю», «мне все равно»).

Однако, волонтеры, имеющие уже некоторый стаж работы и опыт, были более сдержаны и конкретны. В основном они указывали, что готовы потратить на волонтерскую деятельность вполне конкретное количество времени и ориентировались на предполагаемую трудоемкость предстоящей работы (например, до 12 часов в день или работать в течение года, затратив более тысячи часов).

Таким образом, эмпирическое исследование позволило нам конкретизировать условия и факторы, определяющие индивидуальные и социальные характеристики современного представителя волонтерского (добровольческого) движения.

Выводы. Основываясь на анализе и обобщении результатов исследования, мы пришли к следующим заключениям: добровольческое движение охватывает практически все социально-профессиональные и возрастные группы. Наиболее распространенными направлениями добровольческой деятельности являются: социальное волонтерство, которое понимается, как помощь нуждающимся детям, инвалидам и пожилым людям; помощь больным; сбор средств на благотворительные цели и экологические акции (участие в благоустойстве территории своего места жительства), организация досуга для детей с особыми потребностями и для пожилых людей. В социальном волонтерстве принимают участие более 80% опрошенных. Значимыми мотивами добровольческой деятельности являются гуманистические установки, характеризующие высокий уровень нравственности волонтеров: желание помочь людям; возможность оказать помощь нуждающимся, а также желания активно участвовать в общем социально-значимом деле. К индивидуальным характеристикам добровольческой деятельности относятся (эмпатия, толерантность, высокая степень реализации креативности, стремление к саморазвитию). Нравственную основу добровольчества составляют такие психолого-педагогические компоненты как личные и групповые ценности и установки на добровольческую деятельность, индивидуальные особенности личности (кругозор, интересы), потребность в принадлежности к социально-значимому делу, желание реализации и совершенствования своих ресурсов, значимость признания и самовыражения, уровень социальной и познавательной активности. Возможным мотивом добровольческой деятельности может выступать преодоление чувства одиночества через сопричастность к общему делу и удовольствие от самого факта общения с единомышленниками [8].

К дополнительным стимулам, определяющим интерес к волонтерской деятельности можно отнести учет затраченных волонтерских часов для трудового стажа и возможность бесплатно посещать различные общественно-значимые мероприятия.

Волонтерству присущ ряд субъективных и объективных характеристик. К основным субъективным характеристикам можно отнести добровольность участия, отсутствие стремления к вознаграждению за деятельность и желание принести пользу обществу. К объективным характеристикам волонтерского движения можно отнести структурированность, реализацию проектных моделей деятельности (мероприятий, акций), ее публичных характер и прогностичность результатов.

Подводя итог, выражаем надежду, что результаты нашего исследования, помогут обогатить методологию воспитания и методику социально-педагогического проектирования новыми знаниями о закономерностях и ценностях волонтерства как ресурса нравственного саморазвития детей и молодежи.

Литература:

1. Великанова Е.В. Ресурсный потенциал волонтерского движения в современных условиях при внедрении авторской технологии институциализации волонтерского движения в молодежной среде. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2014. - № 3 (131). - С. 64-75.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - С-Пб.: Питер, 2002, С. 220

3. Косова У.П. Структурно-содержательные характеристики волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки, 2011. - №2.

4. Михайлова С.В. Добровольчество в Санкт-Петербурге, потенциал и признаки индустриализации // Материалы международной конференции «Волонтерское движение в России. Реальность и перспективы». СПб, 2005. - С. 11-26.

5. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество. Научно-методическое пособие. - М.: ООО «Издательство «Проспект»», 2010 - С. 57

6. Певная М.В. Волонтерство как социологическая проблема // Социологические исследования. 2013. №2. С. 110-119.

7. Певная М.В. Управление волонтерством: международный опыт и локальные практики. [монография] / М.В. Певная. - Министерство образования и науки РФ, уральский федеальный университет. -Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. - 434 с.

8. Проказина Н.В., Бобылева Н.Ю., Хатнюк Н.Н. Реализация добровольческого (волонтерского) потенциала в России // Научный результат. Социология и управление. - Т. 5. - 2019. - № 2.

9. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. -М.: ЦСПиМ, 2013. - С. 103-107.

10. Теоретический анализ современных исследований волонтёрской деятельности. / Семикин В.В., Игнатенко М.С., Арсеньева Т.Н., Неговская С.Г., Курагина Г.С., Белогубец Т.А. // Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал, 2013. - № 11. - С. 2091.

11. Giddens A. Power, the dialectic of control and class structuration // Social class and the division of labour. Cambridge, 1992. P. 29-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.