Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ "СОШ №9 Г. ЛЕСОСИБИРСКА")'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ "СОШ №9 Г. ЛЕСОСИБИРСКА") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕР / УЧАЩИЕСЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Староверова Мария Владимировна, Мосинцев Даниил Дмитриевич

ФГОС начального общего образования ставит перед начальной школой новые цели. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребёнка является уровень его социальной активности [4]. Тем самым, стандарт определяет актуальность выбранной нами темы. При высоком уровне развития социальной активности люди включаются в деятельность, которая проявляется в общественно-полезном результате. В нашей статье мы рассмотрим, каким образом включение участников образовательного процесса в волонтерскую деятельность влияет на их уровень социальной активности. Дадим понятие социальной активности, волонтерской деятельности и волонтеру. Приведем примеры разнообразных видов волонтерской деятельности, которая осуществляется в условиях образовательного учреждения (МБОУ «СОШ №9 г. Лесосибирск») и за ее пределами. Опишем, к каким личностным изменениям приводит занятие волонтерской деятельности. Актуализируем данные и изложим 5 видов безвозмездной помощи, которые реализуются в МБОУ СОШ №9 в последние годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колокольникова Зульфия Ульфатовна, Староверова Мария Владимировна, Мосинцев Даниил Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF SCHOOLCHILDREN THROUGH VOLUNTEER ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF MBOU "SECONDARY SCHOOL NO. 9 OF LESOSIBIRSK")

The Federal State Educational Standard for Primary General Education sets new goals for primary schools. One of the features of this standard is the presentation of serious requirements not only to the subject results of students, but also to the personal results of mastering the basic educational program of primary general education. One of the main goals of primary school education is the socialization of the child, and one of the indicators of the child's socialization is the level of his social activity [4]. Thus, the standard determines the relevance of the topic we have chosen. In our article, we will look at how the inclusion of participants in the educational process in volunteer activities affects their level of social activity. Let's give the concept of social activity, volunteer activity and the volunteer. Here are examples of various types of volunteer activities that are carried out in the conditions of an educational institution (MBOU "Secondary school No. 9 Lesosibirsk") and beyond. Let's describe to what personal changes the occupation of volunteer activity leads. We update the data and describe 5 types of gratuitous assistance that have been implemented in MBOU Secondary School No. 9 in recent years.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ "СОШ №9 Г. ЛЕСОСИБИРСКА")»

Выводы. Поколение Z как «поколение цифры» требует качественно нового подхода в обучении. Перспективы нашего исследования мы видим в анализе форм обучения, применимых в условиях современного образовательного процесса.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Ключевые идеи субъектно-ориентированной технологии индивидуализации образовательного процесса в педагогическом вузе / Л.В. Байбородова, Т.Н. Гущина, В.Н. Белкина, М.В. Груздев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2018. - Том 8. - № 5. - С. 7-21

2. Гребенюк, О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк; Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. - 572 с.

3. Голубинская, А.В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z / А.В. Голубинская // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - Т. 1. - № 1. - С. 161-167

4. Киуру, К.В. Креативность, коллаборация, критическое мышление, коммуникация как индикаторы вовлеченности студента в процесс обучения / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 63. - Ч. 1. - С. 151-155

5. Коатс, Дж. Поколения и стили обучения / пер. с англ. Л.Е. Колбачева. - М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. - 213 с.

6. Нечаев, Н.Н. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы / Н.Н. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 36-45

7. Тамарская, Н.В. Особенности подготовки преподавателей университета к обучению поколения Z / Н.В. Тамарская // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 5 (110). - С. 51-57

8. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г.У. Солдатова, Т.А. Нестик, Е.И. Рассказова, Е.Ю. Зотова. - М.: Фонд. Развития Интернет, 2013. - 144 с.

9. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. - URL: https://www.psycho.ru/library/2581 (дата обращения 19.10.2022).

10. Small, G. Meet your iBrain / G. Small, G. Vorgan // Scientific American Mind. - 2008. - Vol. 19. - № 5. - P. 40-49

Педагогика

УДК 378.1

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Мосинцев Даниил Дмитриевич

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МБОУ «СОШ №9 Г. ЛЕСОСИБИРСКА»)

Аннотация. ФГОС начального общего образования ставит перед начальной школой новые цели. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Одной из главных целей обучения в начальной школе является социализация ребенка, а одним из показателей социализации ребёнка является уровень его социальной активности [4]. Тем самым, стандарт определяет актуальность выбранной нами темы. При высоком уровне развития социальной активности люди включаются в деятельность, которая проявляется в общественно-полезном результате. В нашей статье мы рассмотрим, каким образом включение участников образовательного процесса в волонтерскую деятельность влияет на их уровень социальной активности. Дадим понятие социальной активности, волонтерской деятельности и волонтеру. Приведем примеры разнообразных видов волонтерской деятельности, которая осуществляется в условиях образовательного учреждения (МБОУ «СОШ №9 г. Лесосибирск») и за ее пределами. Опишем, к каким личностным изменениям приводит занятие волонтерской деятельности. Актуализируем данные и изложим 5 видов безвозмездной помощи, которые реализуются в МБОУ СОШ №9 в последние годы.

Ключевые слова: социальная активность, волонтерская деятельность, волонтер, учащиеся, образовательное учреждение.

Annotation. The Federal State Educational Standard for Primary General Education sets new goals for primary schools. One of the features of this standard is the presentation of serious requirements not only to the subject results of students, but also to the personal results of mastering the basic educational program of primary general education. One of the main goals of primary school education is the socialization of the child, and one of the indicators of the child's socialization is the level of his social activity [4]. Thus, the standard determines the relevance of the topic we have chosen. In our article, we will look at how the inclusion of participants in the educational process in volunteer activities affects their level of social activity. Let's give the concept of social activity, volunteer activity and the volunteer. Here are examples of various types of volunteer activities that are carried out in the conditions of an educational institution (MBOU "Secondary school No. 9 Lesosibirsk") and beyond. Let's describe to what personal changes the occupation of volunteer activity leads. We update the data and describe 5 types of gratuitous assistance that have been implemented in MBOU Secondary School No. 9 in recent years.

Key words: social activity, volunteer activity, volunteer, students, educational institution.

Введение. Особенности явления социальной активности, как полезной деятельности человека, изучали следующие мыслители: Ю.В. Колесников, В.З. Коган, Н.В. Савин. Волонтерская деятельность в нашей статье выступает в качестве одного из проявлений видов социальной активности. Е.Г. Чумак, Е.Р. Комлева занимались изучением особенностей проявления волонтерской деятельности.

По мнению, Ю.В. Колесникова, социальная активность (СА) - целенаправленная деятельность человека, предполагающая преобразование внешней среды и формирования в ней общественно одобряемых качеств (активной жизненной позиции, способности к самоорганизации); характеристика деятельности, показывающая на что способны социальные возможности человека (его знаний, навыков, способностей и умений) [5]. Мы предлагаем рассмотреть, как через включения школьников в волонтерскую деятельность происходит влияние на их уровень С.А. Волонтерская деятельность (ВД) - это многообразие видов деятельности, предполагающие действия взаимопомощи и самопомощи,

предоставление услуг на официальном уровне и другие формы гражданского участия, которые осуществляются по собственному желанию на благо общественности безвозмездно. Волонтер (от англ. volunteer) - в переводе - «доброволец», который по зову сердца реализует социально значимую деятельность и осознает свое значение для общества [3].

Изложение основного материала статьи. В ходе нашего изучения, нами выяснилось, какие в МБОУ «СОШ № 9» существуют условия для формирования СА детей школьного возраста. Среди учащихся активно развивается система самоуправления и сотрудничество с родительской общественностью. Подчеркнем, что в школе функционирует родительский комитет, «Совет старшеклассников» и «Управляющий совет». В начале 2021 учебного года образовательными учреждениями принята рабочая программа воспитания, в которой написано о ВД как об эффективном средством формирования СА у детей школьного возраста. На протяжении 10 лет в МБОУ «СОШ № 9» действует отряд волонтеров «Доброе сердце», целью которого является - активизация активной гражданской позиции и формирование общепринятых духовно-нравственных ценностей. Волонтерский отряд состоит из школьников, а именно: добровольцев, которые занимаются социально-полезной и значимой деятельностью. Волонтерский отряд создает условия для развития организаторских, творческих и интеллектуальных способностей школьников. Отряд осуществляет свою деятельность школьниками добровольно и на основании равноправности всех его членов. Следует отметить, что работа отряда осуществляется с учетом плана, составленного активом отряда в сентябре учебного года, который утверждается директором.

С молодежным центром г. Лесосибирска в 2022 году заключено соглашение в рамках развития волонтерского движения школьников. На сегодняшний момент продолжается работа по регистрации школьников, желающих заниматься этой деятельностью, на сайте «Добро. ру».

Волонтерский отряд «Доброе сердце» успешно сотрудничает со следующими общественными организациями г. Лесосибирска: Обществом защиты бездомных животных «СИМБА», РО КК «Спиридоновский». Заинтересованные ребята могут стать волонтерами на короткий или долгий срок. Волонтеры, которые продолжительно занимаются этой деятельностью, участвуют в совместном планировании деятельности с педагогами и стилем взаимоотношений между ними является равноправное партнерство. Волонтеры - это ответственные школьники, которые самостоятельно находят для себя работу, определяют ее расписание и продолжительность, распределяют свои силы так, чтобы добиться успеха в решении проблем. Как показало наблюдение, волонтерами на короткий срок становятся школьники, которые нацелены на признание личного достижения. Для достижения максимального результата, важно, чтобы педагоги, работающие с волонтерами, подготавливали для них четко сформулированное задания, и давали понимать, что время, которое они жертвует, направлено на достижение полезных результатов.

Так, например, волонтерская работа с центром «Спиридоновский» осуществляется в виде оказания помощи в организации и проведении различных праздничных мероприятий для постояльцев центра. Когда были введены ограничения на массовые мероприятия, в связи с пандемией, волонтеры не прекращали свою деятельность, а приспособились к новой: волонтеры младшего возраста изготавливали своими руками открытки, а их родители приобретали фрукты - таким образом они поддерживали эмоциональное состояние людей, которые проживают в центре.

Каждый год в школе проводится акция «Прояви доброту», совместно с детьми организуется сбор корма и остальных нужд для животных, которые в дальнейшем отправляются в приют «Симба». В прошлом учебном году осуществлен проект «Будка Добра», при подготовке этой акции школьники на уроках технологии под руководством В.В. Савельева изготовили будку из фанеры для сбора гуманитарной помощи, а под руководством А.П. Нестеровой, ребята из волонтерского отряда «Доброе Сердце» ее ярко разрисовали.

При сотрудничестве с Домом ветеранов, волонтеры проводят концерты, рисуют и приносят открытки с поздравлениями, помогают в уборке комнат. Например, в Клубе ветеранов микрорайона «Центральный» учащиеся помогали в проведении следующих тематических праздников: «День матери», «День пожилого человека», «Новый год», «23 февраля» и «8 марта».

Ежегодно в городе Лесосибирске проходит акция «Помоги пойти учиться», волонтеры собирают необходимые канцелярские принадлежности для нуждающихся. К этой акции присоединяются отзывчивые родители, собирают не только канцелярские товары, но и одежду, помогают семьям, чьи дома пострадали при пожарах, ведется сбор средств для дорогостоящего лечения.

В последние годы волонтерской деятельности в МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска стали появляться новые виды безвозмездной помощи:

1. Опыт волонтеров - экскурсоводов. С 2017 года работает школьный музей «Истоки», действующий в рамках дополнительной общеобразовательной программы школьный музей «Истоки». В образовательном учреждении установлена «Концепция развития школьного музея «Истоки»» и на сайте школы представлен план его работы. При участии учреждения в 2022 в конкурсе «Профессиональное волонтерство» был придуман и представлен проект «Экскурсовод в сфере краеведческого туризма». При создании этого проекта волонтеры - экскурсоводовы ознакомились с основами профессиональной деятельности и окунулись в прекрасный мир прошлого своей малой родины. При помощи волонтеров были созданы следующие выставки: «Лесосибирск глазами детей», «В единстве - наша сила», «По следам боевой славы... ». В итоге было проведено 100 экскурсий (1250 школьников и дошкольников, 92 человека - педагоги, ветераны, воспитатели и родители).

2. Опыт библио - волонтерства. Деятельность этих волонтеров происходит в школьном Библиотечно-информационном центре, они участвуют в подготовке и проведении массовых мероприятий, помогают в выполнении традиционных библиотечных работ (расстановка и реставрация книг и т.д.).

3. Опыт волонтеров - медиаторов. На основе методических рекомендаций по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях в школе функционирует служба медиации [2]. Под руководством координатора А.Е. Платоновой волонтеры - медиаторы осуществляют свою деятельность в рамках организации, проведении профилактических мероприятий, при которых формируются навыки конструктивного разрешения конфликтов, стремления к сотрудничеству и совместной деятельности.

4. Опыт волонтеров - вожатых. В прошлом учебном году МБОУ «СОШ № 9» присоединилась в реализацию проекта Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева, в рамках которого создала психолого-педагогический класс (10 «в», классный руководитель Т.В. Звездина). Согласно методическим рекомендациям для общеобразовательных организаций по открытию классов "Психолого-педагогической направленности" [1], для того, чтобы учащиеся смогли окунуться в педагогическую профессию, классный руководитель подбирает разные виды деятельности для каждого ученика, в зависимости от должности: 1) Помощник классного руководителя; 2) Помощник учителя-предметника; 3) Помощник педагога-организатора; 4) Деятельность в школьном волонтерском отряде «Доброе сердце»; 5) Практика вожатства в пришкольном лагере. Таким образом, ученики 10 «в» класса как волонтеры участвовали в проведении акции для первоклассников «Безопасный путь домой». Активисты участвовали в подготовке и проведении тематических классных

часов: «О здоровом питании» для учащихся начальной школы, «Блокадный хлеб» для старшеклассников. Такая волонтерская деятельность помогает учащимся осознать ценность педагогической профессии и получить опыт в ней, определиться со своим дальнейшем пути в профессиональном плане.

5. Опыт волонтерства в пропаганде ЗОЖ. Учащиеся организовывают спортивные соревнования в качестве волонтеров, как правило, те, которые сами увлекаются спортом. Они помогают в судействе на «Спортивных состязаниях на знание ПДД «Я по улице шагаю!»» среди младших школьников, участвовали в организации и проведении соревнований в рамках Всероссийской акции «Физическая культура и спорт - альтернатива пагубным привычкам» (март 2022). Волонтеры проводят акции, затрагивающие важные темы современного мира, например, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом, танцевальный флэшмоб «СОХРАНИ ЖИЗНЬ», проводят профилактические беседы «Факторы, разрушающие здоровье», реализуют проект «Сдадим нормы ГТО».

Таким образом, в МБОУ «СОШ № 9» г. Лесосибирска созданы все условия для вовлечения в волонтерскую деятельность школьников. В данный процесс вовлечены учащиеся всех классов, имеются квалифицированные педагоги, которые могут координировать и направлять деятельность детей на различных уровнях «класс - параллель - школа».

Выводы. Обобщив все вышеперечисленное, можем сделать вывод о том, что в МБОУ «СОШ № 9» реализуется множество направлений волонтерской деятельности, которые способствуют формированию социальной активности школьников разных возрастов. Стоит отметить, что образовательное учреждение вовлекает не только школьников, но и родителей к волонтерской деятельности, тем самым повышается уровень социальной активности у большего количества людей в целом и дети, смотря на родителей усваивают их пример. В процессе написания статьи, мы убедились, что в образовательном учреждении города Лесосибирска существуют условия и есть много способов реализации волонтерской деятельности, где не только педагоги предлагают идеи, но и учащиеся, тем самым сильнее вовлекая их в эту деятельность.

Литература:

1. Министерство просвещения РФ от 30.03.2021 г. № ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности" в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования») https://rcoko18.ru/upload/medialibrary/ad8/03whu09ffo468q2jhjl3b2wigjpk47zx/2.1.8.1.pdf?ysclid=l9mm3jispw68703719 (дата обращения: 30.06.2022)

2. Министерство просвещения РФ от 28.04.2020 г. № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73931992/?ysclid=l9mlvek0t6658726458 (дата обращения: 24.10.2022)

3. Основы волонтерской деятельности: учебно-метод. пособие / авт.-сост.: Е.Г. Чумак, Е.Р. Комлева, М.И. Пономарева. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016. - 60 с.

4. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования от 31.05.2021 № 286. №373. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 24.03.2022).

5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. - М., АПО. - 1998.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Комарова Эмилия Павловна

«Воронежский государственный технический университет» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент Бакленева Светлана Александровна ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); кандидат педагогических наук, доцент Ярцева Ирина Константиновна Сочинский институт (филиал) Российского университет дружбы народов (г. Сочи)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ АСПИРАНТОВ К ЛИНГВО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ В КОНТЕКСТЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается формирование профессионального самосознания аспирантов, структурные компоненты и стадии формирования профессионального самосознания аспирантов, лингво-профессиональная подготовка, персонализированное обучение.

Ключевые слова: профессиональное самосознание, аспиранты, лингво-профессиональная подготовка, персонализированное обучение.

Annotation. The paper deals with the formation of professional self-awareness of postgraduate students, the structural components and stages of professional self-awareness of postgraduate students, linguo-professional training and personalized training.

Key words: professional self-awareness, postgraduate students, linguo-professional training, personalized training.

Введение. Сущность проблемы формирования профессионального самосознания аспирантов к лингво-профессиональной подготовке заключается в необходимости разрешения противоречия между требованиями к формированию профессионального самосознания аспирантов к лингво-профессиональной подготовке и возможностями актуализации персонализированного обучения. Формирование профессионального самосознания аспирантов направлено на решение важных задач: уточнить категориальный аппарат, повысить самостоятельность аспирантов в определении путей формирования профессионального самосознания и их достижений, учесть способы получения знаний в процессе лингво-профессиональной подготовки и определении возможностей и ограничений персонализированного обучения.

Актуальность исследования обусловлена рядом теоретических предпосылок: переход от информационной эпохи к интеллектуальной; активное использование информационно-телекоммуникационных технологий; введение межкультурной коммуникации как процесса общения субъектов образования в межкультурном диалоге; трансформация социальных функций аспирантов и инверсия их ценностных ориентаций; создание условий свободного выбора в сфере приобщения к профессионально-культурным ценностям; рассогласование между профессиональной и социальной идентичностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.