ДЕТСКИЙ САА ШКОДА ВУЗ
УДК 378.14:159.923.2 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-93-105
Поступила в редакцию / Received 13.11.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 22.12.2023 Принята к публикации / Accepted 25.01.2024
оригинальная статья
Волонтерская деятельность как фактор развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования
Каитов Александр Пилялович Ф
ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4-1
Аннотация. Одним из эффективных средств развития высокомотивированной личности будущих педагогов является привлечение их к волонтерской деятельности, но на практике участие студентов в волонтерских мероприятиях носит эпизодический, бессистемный характер. Цель исследования: разработать и эмпирически проверить модель развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования посредством включения их в профессионально-ориентированную волонтерскую деятельность. Разработана модель развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в условиях организации обучения по схеме «2+2(3)», предусматривающей прием абитуриентов на укрупненную группу направлений подготовки, обучение в течение двух лет, выбор направления и профиля образовательной программы по окончании второго курса. С целью ознакомления с профилями подготовки в академическую часть бакалаврской программы интегрированы предпрофильные модули, которые изучаются на первом и втором курсах. Для более глубокого погружения в профессию разработана дополнительная образовательная программа «Педагогическое волон-терство», ее содержание соотносится с предпрофильными модулями и позволяет студентам получить первый профессиональный опыт. Апробация модели проводилась два учебных года, общая выборка составила 115 студентов: 57 человек, проявившие желание пройти обучение по программе «Педагогическое волонтерство», вошли в экспериментальную группу, 58 студентов - в контрольную группу. Повторная диагностика профессиональной мотивации студентов выявила статистически значимые позитивные изменения в уровне развития профессиональной мотивации студентов экспериментальных групп по сравнению с аналогичным показателем студентов контрольных групп. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что включение студентов в профессионально-ориентированную волонтерскую деятельность способствует развитию профессиональной мотивации.
Ключевые слова: профессиональная мотивация; бакалавры педагогического образования; модель; профессионально-ориентированная волонтерская деятельность
Для цитирования: Каитов А.П. Волонтерская деятельность как фактор развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 1. С. 93-105. DOI 10.20310/1810-231Х-2024-23-1-93-105
© Каитов А.П., 2024
original article
Volunteer activity of bachelors of education as a development factor in professional motivation
Alexander P. Kaitov ©
Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystveny Dr., Moscow 129226, Russian Federation
Abstract. Volunteer activity is one of the effective means of developing the highly motivated personality, but in practice, students participate in volunteer activities episodically and unsystematically. Research aim is to develop and empirically test a model for the development of professional motivation among bachelors of education through their inclusion in professionally oriented volunteer activities. Developed model includes learning with "2+2(3)" scheme, as it provides for the admission of applicants to an enlarged group of areas of training, learning for two years, choice of training and educational program at the end of the second course. In order to get acquainted with the profiles of training, pre-profile modules are integrated into the academic part of the bachelor's program, which are studied in the first and second years. For a deeper immersion in the profession, an additional educational program "Pedagogical Volunteering" has been developed; its content is correlated with pre-profile modules and allows students to gain first professional experience. The model was tested for two academic years; the total sample was 115 students: 57 people with a desire to learn in the "Pedagogical Volunteering" program were included in the experimental group, 58 students - in the control group. Repeated diagnostics of students' professional motivation revealed statistically significant positive changes in the level of development of professional motivation of students in the experimental groups compared to the same indicator for students in the control groups. The obtained results show that the inclusion of students in professionally oriented volunteer activities contributes to the development of professional motivation.
Keywords: professional motivation; bachelors of education; model; professionally oriented volunteer activities
For citation: Kaitov A.P. Volunteer activity of bachelors of education as a development factor in professional motivation. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 1, pp. 93-105. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-1-93-105
ВВЕДЕНИЕ
Ориентация современной отечественной системы общего образования на воспитание социально-значимых личностных качеств у детей и подростков (гражданственности, патриотизма, целеустремленности, ответственности, самостоятельности и др.) актуализирует проблему профессиональной подготовки будущих педагогов на уровне бакалавриата -базового уровня высшего педагогического образования, ориентированного на широкую подготовку педагогических кадров для всех регионов страны. Согласно «Концепции подготовки педагогических кадров на период до 2030 года», важнейшей задачей профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе является формирование у них
системы традиционных российских гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей, профессиональной и личностной готовности к образовательной и воспитательной деятельности с учащимися.1 В то же время данные исследований (Л.В. Байбородова, В.В. Белкина, Т.В. Ледов-ская, М.И. Ляшенко, Н.Э. Солынин, А.М. Ходырев и др.) свидетельствуют о серьезных недостатках, проявившихся в современной вузовской практике педагогического образо-
1 Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 г. № 1688-р. Доступ из справочно-правовой службы Кон-сультантПлюс.
вания в результате модернизации: размытость ценностно-смысловых позиций, ориентация на фронтальное педагогическое воздействие, формальность проводимых профессионально-ориентированных мероприятий, отсутствие системной подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности [1-3]. В итоге -у значительной части выпускников не сформированы мотивация к педагогической деятельности, субъектная позиция и ответственность за результаты своего труда.
Действенным средством воспитания высокомотивированной личности будущих педагогов является привлечение их к социально-значимой деятельности. В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях обоснован потенциал волонтерской деятельности для воспитания у студентов социальной активности, гражданского самосознания, навыков общения с разновозрастными участниками волонтерского движения, приобретения нового социального опыта, включая начальный профессиональный опыт при условии, что волонтерская деятельность связана с содержанием будущей профессии. Однако в отечественной вузовской практике участие студентов в волонтерских мероприятиях, как правило, носит эпизодический бессистемный характер, что не позволяет в полной мере использовать потенциал волонтерской деятельности для развития профессиональной мотивации будущих педагогов и воспитания у них социально-значимых личностных качеств.
Цель исследования: разработать и эмпирически проверить модель развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования посредством включения в профессионально-ориентированную волонтерскую деятельность.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ отечественных и зарубежных источников, обобщение и систематизация полученных данных, моделирование, педагогический эксперимент. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил определить профессиональную мотивацию будущих педагогов как целостное, системное, иерархическое, динамическое личностное образование, объединяющее познавательную мотивацию, мотивацию дости-
жения успеха и личностные мотивационно-смысловые компоненты, оказывающие основополагающее влияние на успешность учения и формирование профессионально-личностных качеств будущего педагога. Профессиональная мотивация представляет собой целостный процесс, который побуждает, направляет и регулирует деятельность студентов в период обучения в вузе [4]. Личностные мо-тивационно-смысловые компоненты (ценности, интересы, намерения, установки, самооценка и др.) выступают как в своем основном статусе, так и в функции мотивов, побуждая, направляя и регулируя деятельность студентов для достижения поставленных целей (А.П. Каитов, Е.В. Карпова, Z. Bouchkioua, L. Mokhlesse и др.) [5-7].
В работах зарубежных (T. Kang, R. Kahar, J. Kwan, S. Otter et al. и др.) и отечественных ученых (И.В. Попова, Е.А. Серова, Н.В. Узю-мова, Н.И. Киселева и др.) рассматривается проблема мотивации студенческой молодежи к занятиям волонтерством, изучаются факторы, способствующие или препятствующие участию студентов в волонтерской деятельности [8-12]. Ученые определяют волонтерскую деятельность как доминирующую в настоящее время форму совместной добровольческой деятельности, предусматривающей деятельностную форму участия каждого человека. Волонтерство ориентировано на оказание безвозмездной помощи лицам, не входящим в узкий круг своего ближайшего окружения, поэтому оно связано с просоци-альным поведением, а мотивация к волонтерской деятельности рассматривается как компонент просоциального поведения.
Среди ведущих мотивов студентов к занятиям волонтерской деятельностью выделяются эгоистические и альтруистические мотивы. Эгоистические мотивы связаны с будущей профессиональной карьерой, перспективами трудоустройства, установлением полезных социальных связей, что, по мнению ученых, во многом объясняется сформировавшимся в разных странах положительным отношением к волонтерству студентов со стороны работодателей. Волонтерские мотивы современных студентов характеризуются как «смесь альтруизма и эгоизма», а сами студенты - как «рефлексивные волонтеры», «альтруистические индивидуалисты»,
их доминирующими мотивами являются получение личного социального опыта, чувства позитивного самоощущения из-за оказания безвозмездных качественных услуг, прояснение своих профессиональных перспектив, поиск чего-то нового и т. п. Эти характеристики не зависят от национальной и культурной специфики конкретной страны [13]. Особенно ценится волонтерская деятельность, связанная с будущей профессией, поскольку позволяет получить практический опыт, сформировать первоначальные профессиональные навыки, что положительно влияет на самооценку студентов и способствует развитию их профессиональной самоэффективности. В исследовании (Т. Ка^, R. Kahar) выявлена устойчивая взаимосвязь между самоэффективностью и мотивацией студентов бакалавриата к волонтерской деятельности. Результаты показали, что самоэффективность значительно коррелирует с мотивацией к волонтерству во всех аспектах (ценности, профессиональная карьера, социальное развитие).
Ученые подчеркивают значение волонтерской деятельности для профессионально-личностного становления и развития будущих педагогов, выделенные исследователями личностные характеристики волонтеров (эм-патийность, эмоциональная устойчивость, ответственность, коммуникативность, высокая мотивированность к социальной деятельности) являются необходимыми качествами личности педагога и могут быть сформированы посредством включения студентов в профессионально-ориентированное волон-терство [14; 15]. В исследованиях (К. Resch et а1., А. А^аттап et а1.) подчеркивается необходимость признания университетами студенческого волонтерства, рассмотрение его как части академической культуры. По мнению ученых, результаты участия студентов в социальной и профессиональной волонтерской деятельности следует поощрять через создание системы оценки и общественного признания усилий студентов-волонтеров (сертификаты, награды, приложения к дипломам и др.) [16; 17].
С учетом значимости волонтерской деятельности для гражданского воспитания и профессионально-личностного развития студентов во многих странах разработаны и
реализуются программы студенческого во-лонтерства, которые интегрированы в образовательный процесс колледжей и университетов.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С учетом результатов теоретического анализа и использования метода моделирования была разработана модель развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности в условиях организации обучения по схеме «2+2», или «2+3» (с двумя профилями). Данная схема организации обучения предусматривает прием абитуриентов на укрупненную группу направлений подготовки (УГСН) 44.00.00 «Образование и педагогические науки», выбор студентами направления (педагогическое, психолого-педагогическое) и профиля подготовки не сразу в момент поступления, а спустя два года обучения, то есть после второго курса. Отсроченный выбор дает возможность студентам во время обучения на первых двух курсах сформировать универсальные, общепрофессиональные компетенции и сознательно подойти к выбору профильной образовательной программы, в том числе, программы с двумя профилями подготовки («2+3»). С целью ознакомления студентов с широким перечнем предлагаемых вузом профильных образовательных программ в академическую подготовку на первом и втором курсах интегрированы вариативные предпрофильные модули, которые изучаются на протяжении первых четырех семестров (по одному модулю в семестр). Зачисление студента на выбранную профильную образовательную программу происходит на рейтинговой основе с учетом результатов сдачи интегрированного экзамена по предпрофильным модулям в конце учебного года на втором курсе и при условии выполнения фундаментальной общей части образовательной программы. Мы предполагаем, что включение студентов в профессионально-ориентированную волонтерскую деятельность в период академической подготовки и изучения предпрофильных модулей способствует развитию профессиональной мотивации и осознанному выбору направления и профиля подготовки.
Структуру модели образуют блоки: целевой, организационно-содержательный, ресурсно-методический, оценочно-результативный. Целевой блок включает цель, задачи, методологические подходы и принципы развития профессиональной мотивации будущих педагогов в волонтерской деятельности. Организационно-содержательный блок отражает модульную организацию образовательного процесса на первом и втором курсах обучения студентов по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». Данный блок включает вариативные пред-профильные модули педагогического направления подготовки (1 курс), вариативные предпрофильные модули психолого-педагогического направления подготовки (2 курс), а также дополнительную образовательную программу «Педагогическое волонтерство», структуру которой образуют два образовательных модуля: их содержание соотносится с содержанием предпрофильных вариативных модулей, изучаемых студентами на первом и втором курсах. Обучение по программе «Педагогическое волонтерство» осуществляется по желанию студентов: на собраниях учебных групп педагоги, задействованные в преподавании учебных дисциплин предпро-фильных модулей, тьюторы и групповые кураторы рассказывают о программе, ее содержании, значении для обогащения социального опыта, формирования представлений о профессиональных трудовых функциях и трудовых действиях педагога, первоначальных профессиональных умений. Методический блок предусматривает методическое сопровождение образовательного процесса, включает разработку методических материалов для проведения теоретических и практических занятий, тьюториалов, методических рекомендаций по организации и проведению волонтерских мероприятий совместно со специалистами образовательных организаций - социальными партнерами МГПУ, контрольно-измерительных материалов для мониторинга успеваемости студентов, диагностики уровня развития профессиональной мотивации. Оценочно-результативный блок предполагает педагогический мониторинг результатов учебно-профессиональной деятельности студентов, включая участие в конкурсах, студенческих научно-практических
конференциях, мероприятиях социально-значимой деятельности, свидетельствующих о развитии позитивной профессиональной мотивации студентов.
Методологическую основу модели составляют аксиологический и рефлексивно-деятельностный подходы к развитию профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования, а также принцип мотивационного обеспечения деятельности. Аксиологический подход раскрывает содержание педагогических ценностей как моти-вационных детерминант деятельности студентов и ориентирует выстраивать обучение и участие студентов в волонтерской деятельности с опорой на базовые ценности педагогической профессии. Рефлексивно-деятель-ностный подход представляет собой синтез рефлексивного и деятельностного подходов. Основой является деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), согласно которому рефлексия и мотив рассматриваются во взаимосвязи с деятельностью. Рефлексия является базовым процессом формирования мотива и мотивации, имеет деятельностную основу и как интегральный процесс участвует в развитии профессиональной мотивации студентов в течение всего периода обучения в вузе. Основным принципом развития профессиональной мотивации является принцип мотивационного обеспечения деятельности, регулирующий моти-вационную сторону процесса волонтерской деятельности студентов. Этот принцип предполагает систематическое влияние преподавателей, кураторов учебных групп и тьюторов на мотивационную сферу студентов, их мотивационные состояния (желания, потребности, интересы, намерения и др.), побуждающие и поддерживающие участие студентов в волонтерской деятельности.
С целью формирования у студентов более глубоких представлений о профильных образовательных программах, будущей профессиональной деятельности и развития профессиональной мотивации разработана дополнительная образовательная программа «Педагогическое волонтерство», включающая два образовательных модуля: 1. «Волонтерская деятельность в образовательных организациях дошкольного и общего образования» (1 курс); 2. «Волонтерская деятельность в психолого-
педагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса» (2 курс). Общая трудоемкость программы составляет 144 академических часа: 72 академических часа отводится на каждый образовательный модуль программы, из них 10 академических часов составляет теоретическое обучение, 18 академических часов - практические занятия на базе образовательных организаций - со-
циальных партнеров МГПУ, 8 академических часов - самостоятельная работа студентов. Содержание дисциплин образовательных модулей программы соотносится с содержанием дисциплин вариативных пред-профильных модулей педагогического и психолого-педагогического направлений подготовки (табл. 1).
Таблица1
Соответствие дисциплин образовательных модулей программы «Педагогическое волонтерство» дисциплинам вариативных предпрофильных модулей (пример)
Table 1
Correlation of the disciplines of the educational modules of "Pedagogical Volunteering" program and the disciplines of the variable pre-profile modules (example)
_Направление подготовки, профиль образовательной программы (1 курс)_
44.03.01 Педагогическое образование, профиль образовательной программы:
_«Начальное общее образование»_
_Вариативные предпрофильные модули, учебные дисциплины модуля_
Предпрофильный модуль: Воспитание младших школьников. Дисциплины:
1. Теории и технологии воспитания младших школьников.
2. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности_
Дополнительная образовательная программа «Педагогическое волонтерство», _образовательный модуль и его дисциплины_
Модуль 1. Волонтерская деятельность в образовательных организациях дошкольного и общего образования. Дисциплины:
1. Педагогическое волонтерство в гражданско-патриотическом воспитании младших школьников.
Цель: формирование у студентов представлений о деятельности педагога-волонтера в процессе организации и проведении мероприятий гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
2. Организация волонтерской деятельности младших школьников.
Цель: формирование представлений о содержании и формах организации волонтерской деятельности младших школьников, участие в подготовке и реализации проекта «Дети-волонтеры». Проведение практических занятий на
базе образовательного комплекса ГБОУ г. Москвы «Школа 904»_
_Направление подготовки, профиль образовательной программы (2 курс)_
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль образовательной программы:
_«Дошкольная педагогика и психология»_
_Вариативные предпрофильные модули, учебные дисциплины модуля_
Предпрофильный модуль: Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. Дисциплины:
1. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс дошкольной образовательной организации_
Дополнительная образовательная программа «Педагогическое волонтерство», _образовательный модуль и его дисциплины_
Модуль 2. Волонтерская деятельность в психолого-педагогическом сопровождении субъектов образовательного
процесса.
Дисциплины:
1. Волонтерство в инклюзивном образовании.
Цель: формирование представлений студентов о психолого-педагогическом сопровождении и технологиях волонтерского сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
2. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка дошкольного возраста с нарушением развития в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель: формирование у студентов первичного опыта психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Проведение практических занятий на базе дошкольных отделений образовательного комплекса ГБОУ г. Москвы «Школа 904»
Следует отметить, что программы вариативных предпрофильных модулей не предусматривают проведение педагогической практики, что не позволяет студентам в полной мере сформировать представления о содержании профильной образовательной программы и будущей профессиональной деятельности. Этот пробел восполняет программа «Педагогическое волонтерство», включающая проведение практических занятий на базе образовательных организаций. За время обучения студенты, осуществляя помощь в подготовке и проведении различных форм организации учебной и внеучебной деятельности, получают реальный опыт взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса, при этом педагоги образовательных организаций руководят студентами и выступают в роли наставников. Программа предусматривает ведение студентами личного портфолио волонтерской деятельности, которое содержит описание опыта участия в каждом волонтерском мероприятии и саморефлексию результатов. На семинарских занятиях по предпро-фильным модулям преподаватели систематически обсуждают участие студентов в волонтерской деятельности, просят их рассказать о каждом проведенном мероприятии с позиции приобретения личностного и профессионального опыта.
Раскрывая значимость волонтерской деятельности для профессионально-личностного развития, преподаватели стимулируют развитие у студентов интереса и желания участвовать волонтерских мероприятиях. Тьюторы, осуществляя сопровождение студентов в условиях организации обучения по схеме «2+2 (3)», используют технологию портфолио в качестве инструмента активизации потребности в достижениях и средства мониторинга результатов учебно-профессиональной деятельности студентов. В процессе проведения групповых тьюториалов организуется обсуждение студентами своего портфолио достижений (результатов участия в профессионально-ориентированных конкурсах, студенческих научно-практических конференциях, волонтерских мероприятиях, городских гражданских акциях и др.), включая выявление причин успехов и неудач. Всесторонний анализ и осознание студентом результатов своей деятельности выступает в качестве фактора раз-
вития субъективной оценки собственной эффективности, оказывающей регулирующее влияние на мотивацию и выработку продуктивных копинг-стратегий преодоления трудностей в ситуациях неудач, сопровождающихся эмоциональными переживаниями [18].
Студенты, успешно завершившие обучение по программе «Педагогическое волонтер-ство», получают сертификат, предоставляющий им преимущество в зачислении на рейтинговой основе на выбранную профильную образовательную программу, а также дополнительные баллы для повышенной стипендии. Также студенты получают личную карточку студента педагога-волонтера, в которую вносятся записи о проведенных волонтерских мероприятиях с указанием названия мероприятия, даты проведения, образовательной организации - базы проведения и за подписью преподавателей. Личная волонтерская карточка дает возможность стать членом университетского волонтерского центра МГПУ, осуществлять волонтерскую педагогическую деятельность на постоянной основе, пройти конкурс и работать вожатыми в ВДЦ «Орленок», МДЦ «Артек» и др. Модель развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в волонтерской деятельности представлена на рис. 1.
Апробация модели развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности проводилась в период 2021-2022 и 2022-2023 уч. гг. Общую выборку составили студенты педагогического бакалавриата очной формы обучения в количестве 115 человек, поступившие в институт педагогики и психологии образования МГПУ на обучение по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки». С целью разработки критериально-диагностического инструментария в структуре профессиональной мотивации были выделены «следующие мотивационные составляющие (блоки): ценностно-смысловой, когнитивно-рефлексивный, деятельностный, копинговый, которые взаимосвязаны иерархическим соподчинением и реализуют побуждающую, смыслообразующую, направляющую, стимулирующую и регулирующую функции мотивации профессиональной деятельности» [18, с. 417].
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК
ЦЕЛЬ
Развитие профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности
Подходы
► Аксеологический, рефлексивно-деятельностный, личностно-орнентированный
Принципы
► Мотивационного обеспечения деятельности, субъектности, добровольности, систематичности
ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Академическая подготовка студентов 1-П курсы
т
II курс
I
I курс
I
Вариативные предпро фильные модули
I
Программа «Педагогическое волонтерство»
44.03.01 Педагогическое образование
|
I МОДУЛЬ «Волонтерская деятельность в образовательных организациях дошкольного и общего образования»
I
II МОДУЛЬ «Волонтерская деятельность в психолого-педагогическом сопровождении субъектов образовательного процесса»
Вариативные предпро фильные модули
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
I
Цель
Организация методического сопровождения развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности
Задачи
Разработка методических материалов для проведения учебных и практических занятий, методических рекомендаций по организации и проведению волонтерских мероприятий совместно со специалистами образовательных организаций - социальными партнерами МГПУ, контрольно-измерительных материалов для осуществления мониторинга успеваемости и достижений студентов, критериально-диагностического инструментария для оценки уровня развития профессиональной мотивации и др.
ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК
Мониторинг достижений студентов
Диагностика уровня развития профессиональной мотивации студентов
Рис. 1. Модель развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в профессионально-ориентированной волонтерской деятельности Fig. 1. Model for the development of professional motivation of bachelors of education in professionally oriented volunteer activities
Критериями развития профессиональной мотивации студентов выступили: 1 - соответствие уровня развития профессиональной мотивации студента конструктивному или продуктивному; 2 - наличие положительной динамики в профессиональной мотивации студента (уровневой или внутриуровневой). В комплексный инструментарий для диагностики профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования были включены шесть методик, которые диагностируют семь групп показателей: сформиро-ванность терминальных ценностей, профессионально-педагогическая направленность личности, рефлексивность, развитость мета-когнитивных процессов, регулируемость ме-такогнитивных процессов, выраженность компонентов деятельности и преобладающие копинг-стратегии.
Кумулятивный показатель профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования (КПМ) в соответствии с системой выделенных по каждому критериальному блоку показателей рассчитывался по формуле:
ЦС - интегративный показатель ценностно-смыслового блока профессиональной мотивации, К - интегративный показатель когнитивно-рефлексивного блока профессиональной мотивации, Д - интегративный показатель деятельностного блока профессиональной мотивации, Коп - интегративный показатель копингового блока профессиональной мотивации.
Соотношение значения показателя и уровня его выраженности представлено в табл. 2.
Экспериментальную группу (ЭГ) составили студенты, пожелавшие пройти обучение по дополнительной образовательной программе «Педагогическое волонтерство -
57 человек, остальные студенты в количестве
58 человек вошли в контрольную группу (КГ). Диагностика проводилась в начале первого семестра обучения и далее в конце каждого учебного семестра (2, 3, 4). Для анализа
динамики уровней профессиональной мотивации внутри каждой группы студентов (ЭГ и КГ) мы рассмотрели изменения процентных соотношений для каждого уровня развития мотивации с 1-го по 4 семестры. В таблице 3 представлены данные диагностики в абсолютных значениях.
Для проведения уровневого сравнения развития профессиональной мотивации студентов в ЭГ и КГ в начале первого и в конце четвертого семестров был использован х-критерия Пирсона.
Для этого составлялась таблица сопряженности, в которой значение статистики рассчитывалось по формуле:
где « и п2 - объемы выборок сравниваемых групп; 01 - наблюдаемая частота для различных уровней профессиональной мотивации (/ = 1, 2, 3); Е - ожидаемая частота для различных уровней профессиональной мотивации (/ = 1, 2, 3); с - количество уровней (с = 3).
Рассчитанные значения критерия Пирсона сравнивались с критическими значениями при уровне значимости а = 0,05. Результаты расчета показали, что в начале первого семестра статистически значимые различия в распределении изучаемого признака в контрольной и экспериментальной группах отсутствуют.
При повторной диагностике результаты расчета показали, что в экспериментальной группе эмпирическое значение х составляет 12,995, в контрольной группе - 1,384 (критическое значение - 5,99). Полученные результаты свидетельствуют о наличии достоверности различий в уровнях развития профессиональной мотивации студентов экспериментальной и контрольной групп. Мониторинг успеваемости студентов и анализ индивидуального портфолио достижений выявили более высокую успеваемость у студентов экспериментальной группы, отсутствие у них академических задолженностей по учебным дисциплинам (у студентов контрольной группы таких задолженностей от двух до пяти каждый учебный семестр).
Таблица 2
Соотношение значения интегративных и кумулятивного показателя и уровней профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования
Table 2
Correlation of the value of integrative and cumulative indicators and levels of professional motivation of bachelors of education
Значение показателя Indicator value Уровень профессиональной мотивации бакалавров Level of professional motivation of bachelors
Менее 1,7 Less than 1.7 ситуативный (доминирование низкого уровня развития выделенных показателей) situational (dominance of low level development of selected indicators)
От 1,7 до 2,3 (включительно) From 1.7 to 2.3 (inclusive) конструктивный (доминирование среднего уровня развития выделенных показателей) functional (dominance of average level development of selected indicators)
Более 2,3 More than 2.3 продуктивный (доминирование высокого уровня развития выделенных показателей) efficient (dominance of high level development of selected indicators)
Таблица 3
Данные диагностики уровней профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования экспериментальной и контрольной групп (1-2-3-4 семестры обучения)
Data from diagnostics of the level of development of professional motivation of bachelors of education in the experimental and control groups (1-2-3-4 academic terms)
Table 3
1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр
1 term 2 term 3 term 4 term
Уровень ЭГ / EG КГ / CG ЭГ / EG КГ / CG ЭГ / EG КГ / CG ЭГ / EG КГ / CG
Level человек / человек / человек / человек / человек / человек / человек / человек /
people people people people people people people people
% % % % % % % %
Ситуативный 18 19 11 17 6 16 3 15
Situational 31,5 32,8 19,3 29,2 10,5 27,5 5,2 26,0
Конструктивный 33 34 39 35 42 36 41 36
Functional 58,0 58,6 68,4 60,3 73,7 62,0 72,0 62,0
Продуктивный 6 5 7 6 9 6 13 7
Efficient 10,5 8,6 12,3 10,5 15,8 10,5 22,8 12,0
Итого: 57 58 57 58 57 58 57 58
Total: 100 100 100 100 100 100 100 100
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ -Note: EG - experimental group, CG - control group.
контрольная группа.
Несколько студентов второго курса экспериментальной группы успешно выступили с докладами на секциях Международной научно-практической конференции «Психология одаренности и творчества» и Всероссийской научно-практической конференции «Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса», проводимых ежегодно на базе института педагогики и психологии образования МГПУ. Двое студентов, прошедших обучение по программе «Педагогическое волонтерство» и активно участвующих в волонтерской деятельности Московского региона, удостоились получения знаков отличия и звания «Волонтер Москвы». Такие результаты позволяют сделать вывод о том, что включение будущих
педагогов, начиная с первого курса, в профессионально-ориентированную волонтерскую деятельность, является значимым фактором развития их профессиональной мотивации и социальной активности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ориентация современной отечественной системы высшего образования на индивидуализацию профессиональной подготовки студентов, предоставления им возможностей для профессиональных проб и профессионального самоопределения в период обучения, ориентирует вузы на разработку гибких схем организации образовательного процесса, позволяющих студентам выстроить индивидуальные
траектории профессионально-личностного развития и получения образования в соответствии со своими предпочтениями, интересами и возможностями. Мотивационной детерми-нантой гибких схем профессиональной подготовки является предоставление студентам права выбора (учебных дисциплин, способов организации своей деятельности, источников и средств получения информации, руководителей ВКР и др.), что дает ощущение свободы, способствует удовлетворению потребности личности в автономии, компетентности и таким образом положительно влияет на развитие мотивации. Реализация схемы организации обучения «2+2(3)», предусматривающей выбор направления и профиля подготовки в рамках УГСН после второго курса, выявила необходимость изыскания возможностей получения студентами первоначального педагогического опыта для развития их профессиональной мо-
тивации и более глубоких представлений о будущей профессиональной деятельности.
С этой целью была разработана модель развития профессиональной мотивации бакалавров педагогического образования в условиях организации образовательного процесса по схеме «2+2(3)», предусматривающая включение студентов по желанию в профессионально-ориентированную волонтерскую деятельность посредством обучения по дополнительной образовательной программе «Педагогическое волонтерство» и систематического участия в волонтерских мероприятиях. Апробация модели подтвердила ее эффективность и позволила сделать вывод о высоком педагогическом потенциале профессионально-ориентированной волонтерской деятельности для развития профессиональной мотивации будущих педагогов и необходимости включения ее в образовательный процесс.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байбородова Л.В., Белкина В.В., Гурьянчик В.Н. «Разговоры о важном»: подготовка будущих педагогов к организации внеурочной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 5 (134). С. 48-57. DOI 10.20323/1813-145X_2023_5_134_48; EDN: DNGBQT
2. Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Ценностные вызовы современного педагогического образования: существуют ли ответы? // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 5463. DOI 10.24411/1813-145X-2019-10452; EDN: QBRTDP
3. Ляшенко М.И. Потенциал волонтерства профессиональной направленности в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 6. С. 1-11. EDN: HCHABW
4. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл, 2006. 332 c. EDN: QXOKLP
5. Каитов А.П. Эволюция научных представлений о феномене профессиональной мотивации в зарубежных и отечественных исследованиях // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2022. Т. 21. № 2. С. 9-24. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-2-9-24; EDN: TNRQKB
6. Карпова Е.В. Ценности как мотивационные детерминанты учебной деятельности // Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. Т 2. № 1. С. 263-269. EDN: PYHPXF
7. Bouchkioua Z., Mokhlesse L. Motivation to learning: toward achievement // Psychology. 2021. Vol. 12. P. 462476. DOI 10.4236/psych.2021.123029
8. Kang T.Z., Kahar R. Self-efficacy and motivation to volunteer among undergraduate students // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2022. Vol. 12. № 12. P. 2004-2022. DOI 10.6007/IJARBSS/v12-i12/16003
9. Kwan J. We didn't want it to be a touch-and-go thing': exploring shifts across short-term youth voluntourism outputs and long-term outcomes and impact // Tourism Recreation Research. 2023. Vol. 48. № 5. P. 635-651. DOI 10.1080/02508281.2023.2243768
10. Otter S., Whitham D., Riley P., Coughtrey J., Whitham S. "I loved it, absolutely loved it" a qualitative study exploring what student podiatrists learn volunteering as part of an interprofessional medical team at a marathon // Journal of Foot and Ankle Research. 2023. Vol. 16. № 1. P. 1-11. DOI 10.1186/s13047-023-00607-1
11. Попова И.В., Серова Е.А. Мотивация к просоциальному поведению как детерминанта развития волонтерского движения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27. № 1. С. 53-58. DOI 10.34216/1998-0817-2021-27-1-53-58; EDN: WRWIGH
12. Узюмова Н.В., Киселёва Н.И. Волонтерская деятельность (добровольчество) как фактор профессионального развития студентов // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № s2. EDN: REYTQR
13. Nowakowska I. Altruists will be altruists, but what about individualists? The Role of future time perspective and social value orientation in volunteers' declarations to continue engagement in three time horizons // International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2023. Vol. 34. № 5. P. 21-34. DOI 10.1007/s 11266-023-00613 -8
14. Москвина И.В. Волонтерская деятельность как средство нравственного воспитания будущих педагогов // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3. С. 1-10. EDN: WRJMDC
15. Ярмакеев И., Ахмадуллина Р., Велиахметова Н. Развитие профессиональных компетенций будущих педагогов в ходе волонтерской деятельности // Филология и культура. 2020. № 2 (60). С. 259-265. DOI 10.26907/2074-0239-2020-60-2-259-265; EDN: FTYWZE
16. Resch K., Knapp M., Schrittesser I. How do universities recognise student volunteering? A symbolic interactionist perspective on the recognition of student engagement in higher education // European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 12. № 3. P. 194-210. DOI 10.1080/21568235.2021.1919170
17. Alshammari A., Thomran M., Alshebami A. Integration of service-learning theory and social capital theory in volunteering work for sustainable development. A study of the role of education curricula in Saudi Arabia // Sustainability. 2023. Vol. 15. № 18. P. 1-27. DOI 10.3390/su151813312
18. Каитов А.П. Позитивная профессиональная мотивация бакалавров педагогического образования: структурно-содержательные характеристики и методики диагностики // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 3 (64). С. 413-420. DOI 10.25683/VQLBI2023.64.725; EDN: CIOESS
REFERENCES
1. Bayborodova L.V., Belkina V.V., Guryanchik V.N. Training of future teachers for implementing the "Talking about important things" course on school students extracurricular activity. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2023, no. 5 (134), pp. 48-57. (In Russian). DOI 10.20323/1813-145X_2023_5_134_48
2. Ledovskaya T.V., Solynin N.E., Khodyrev A.M. Value "challenges" of modern pedagogical education: are there "answers"? Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2021, no. 4(109), pp. 54-63. (In Russian). DOI 10.24411/1813-145X-2019-10452
3. Lyashenko M.I. The potential of professional volunteering in the preparation of future teachers for educational activities. World of Science. Pedagogy and psychology, 2022, vol. 10, no. 6, pp.1-11. (In Russian).
4. Gordeeva T.O. Psychology of Achievement Motivation. Moscow, Smysl Publ., 2006, 332 p. (In Russian).
5. Kaitov A.P. Evolution of scientific ideas on professional motivation in foreign and national research. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 2, pp. 9-24. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-2-9-24
6. Karpova E.V. Values as motivational determinants of the educational activity. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2012, vol. 2, no. 1, pp. 263-269. (In Russian).
7. Bouchkioua Z., Mokhlesse L. Motivation to learning: toward achievement. Psychology, 2021, vol. 12, pp. 462-476. DOI 10.4236/psych.2021.123029
8. Kang T.Z., Kahar R. Self-efficacy and motivation to volunteer among undergraduate students. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 2022, vol. 12, no. 12, pp. 2004-2022. DOI 10.6007/IJARBSS/v12-i12/16003
9. Kwan J. We didn't want it to be a touch-and-go thing': exploring shifts across short-term youth voluntourism outputs and long-term outcomes and impact. Tourism Recreation Research, 2023, vol. 48, no. 5, pp. 635-651. DOI 10.1080/02508281.2023.2243768
10. Otter S., Whitham D., Riley P., Coughtrey J., Whitham S. "I loved it, absolutely loved it" a qualitative study exploring what student podiatrists learn volunteering as part of an interprofessional medical team at a marathon. Journal of Foot and Ankle Research, 2023, vol. 16, no. 1, pp 1-11. DOI 10.1186/s13047-023-00607-1
11. Popova I.V., Serova E.A. Motivation for prosocial behavior as a determinant of the development of the volunteer movement. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, no. 1, pp. 53-58. (In Russian). DOI 10.34216/1998-0817-2021-27-1-53-58
12. Uzyumova N.V., Kiseleva N.I. Volunteer activity as a factor in the professional students' development. Eurasian Scientific Journal, 2023, vol. 15, no. s2. (In Russian).
13. Nowakowska I. Altruists will be altruists, but what about individualists? The role of future time perspective and social value orientation in volunteers' declarations to continue engagement in three time horizons. In-
ternational Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations, 2023, vol. 34, no. 5, pp. 21-34. DOI 10.1007/s11266-023-00613-8
14. Moskvina I.V. Volunteer activity as a means of moral education of future teachers. World of Science. Pedagogy and Psychology, 2022, vol. 10, no. 3, pp. 1-10.
15. Yarmakeev I., Akhmadullina R., Veliakhmetova N. Developing professional competencies of future teachers through volunteer activities. Philology and Culture, 2020, no. 2 (60), pp. 259-265. (In Russian). DOI 10.26907/2074-0239-2020-60-2-259-265
16. Resch K., Knapp M., Schrittesser I. How do universities recognise student volunteering? A symbolic interactionist perspective on the recognition of student engagement in higher education. European Journal of Higher Education, 2021, vol. 12, no. 3, pp. 194-210. DOI 10.1080/21568235.2021.1919170
17. Alshammari A., Thomran M., Alshebami A. Integration of service-learning theory and social capital theory in volunteering work for sustainable development. A study of the role of education curricula in Saudi Arabia. Sustainability, 2023, vol. 15, no. 18, pp. 1-27. DOI 10.3390/su151813312
18. Kaitov A.P. Positive professional motivation of bachelors in pedagogical education: structural and content characteristics and diagnosis methods. Business. Education. Right, 2023, no. 3 (64), pp. 413-420. (In Russian). DOI 1Q.25683/VOLBI2Q23.64.725
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Каитов Александр Пилялович - кандидат социологических наук, доцент департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2721-7448 Вклад в статью: общая концепция статьи, разработка и апробация модели, написание и корректировка текста.
Alexander P. Kaitov - Candidate of Sociology, Associate Professor of Pedagogy Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2721-7448 Contribution: main study conception, model development and testing, text writing and editing.