Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ'

МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / САМОРАЗВИТИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронова Римма Борисовна

В статье автором исследуется роль волонтерства в личностно-профессиональном самоопределении студентов, в повышении интереса к студенческому волонтерству, что в свою очередь определяет направление дальнейшего профессионального становления. Актуальность темы заключается в повышении мотивации молодежи к участию в волонтерском движении, как одной из граней самореализации молодежи, личностного саморазвития. В исследовании рассматривается взаимозависимость успеха волонтерства от удовлетворенности и интереса студентов к студенческому волонтерству. В статье использованы методы ретроспективного, статистического, графического, социологического анализа. По результатам эмпирического исследования выявлены основные мотивы участия студентов в студенческом волонтерстве, а также методы повышения мотивации их участия в данной деятельности. Установлено, что для студенческой молодежи характерен смешанный вид мотивации к участию в волонтерской деятельности - симбиоз альтруистических мотивов и желаний профессионального и личностного развития. В процессе диссертационного исследования автором проанализированы мотивы участия студентов в волонтерстве и их активность, определены основные модели мотивации волонтеров и ключевые условия привлечения и удержания студентов-волонтеров в российских вузах. Автором выявлено, что привлечение студентов к волонтерству осуществляется посредством трансляции и тиражирования возможностей волонтерской деятельности, а также создания условий для удовлетворения их потребностей. Автором статьи также установлено, что волонтерской деятельностью в вузах активно занимаются 16-18-летние студенты первого и второго курсов обучения. В статье представлены механизмы использования эффективного студенческого волонтерства в образовательной среде современного вуза для самореализации и саморазвития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронова Римма Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION FOR STUDENT PARTICIPATION IN VOLUNTEER ACTIVITIES AS A SELF-REALIZATION FACTOR

In the article, the author explores the role of volunteering in the personal and professional self-determination of students, in increasing interest in student volunteering, which in turn determines the direction of further professional formation. The relevance of the topic is to increase the motivation of young people to participate in the volunteer movement, as one of the facets of the self-realization of youth, personal self-development. The study looks at the interdependence of volunteering success from student satisfaction and interest in student volunteering. The study looks at the interdependence of volunteering success from student satisfaction and interest in student volunteering. The article uses methods of retrospective, statistical, graphic, sociological analysis. Based on the results of an empirical study, the main motives for student participation in student volunteering, as well as methods for increasing the motivation for their participation in this activity, were identified. It was established that student youth are characterized by a mixed type of motivation to participate in volunteer activities - symbiosis of altruistic motives and desires of professional and personal development. In the process of the dissertation study, the author analyzed the motives for the participation of students in volunteering and their activity, identified the main models of motivation for volunteers and key conditions for attracting and retaining volunteer students in Russian universities. The author revealed that the involvement of students in volunteering is carried out by broadcasting and replicating the possibilities of volunteer activities, as well as creating conditions to meet their needs. The author of the article also established that 16-18-year-old students of the first and second courses of study are actively engaged in volunteer activities in universities. The article presents the mechanisms for using effective student volunteering in the educational environment of a modern university for self-realization and self-development of students.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР САМОРАЗВИТИЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki. com 2023, Том 11, № 1 / 2023, Vol. 11, Iss. 1 https://mir-nauki.com/issue-1-2023.html URL статьи: https ://mir-nauki.com/PDF/27PSMN123.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Воронова, Р. Б. Мотивация участия студентов в волонтерской деятельности как фактор саморазвития / Р. Б. Воронова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2023. — Т. 11. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN123.pdf

For citation:

Voronova R.B. Motivation for student participation in volunteer activities as a self-realization factor. World of Science. Pedagogy and psychology. 2023; 11(1): 27PSMN123. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/27PSMN123.pdf. (In Russ., abstract in Eng.)

УДК 159.953.7

Воронова Римма Борисовна1

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации» Северо-западный институт управления, Санкт-Петербург, Россия

Старший преподаватель, аспирант E-mail: romascha-64@mail.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id= 1045979

Мотивация участия студентов в волонтерской деятельности как фактор саморазвития

Аннотация. В статье автором исследуется роль волонтерства в личностно-профессиональном самоопределении студентов, в повышении интереса к студенческому волонтерству, что в свою очередь определяет направление дальнейшего профессионального становления. Актуальность темы заключается в повышении мотивации молодежи к участию в волонтерском движении, как одной из граней самореализации молодежи, личностного саморазвития. В исследовании рассматривается взаимозависимость успеха волонтерства от удовлетворенности и интереса студентов к студенческому волонтерству. В статье использованы методы ретроспективного, статистического, графического, социологического анализа. По результатам эмпирического исследования выявлены основные мотивы участия студентов в студенческом волонтерстве, а также методы повышения мотивации их участия в данной деятельности. Установлено, что для студенческой молодежи характерен смешанный вид мотивации к участию в волонтерской деятельности — симбиоз альтруистических мотивов и желаний профессионального и личностного развития.

В процессе диссертационного исследования автором проанализированы мотивы участия студентов в волонтерстве и их активность, определены основные модели мотивации волонтеров и ключевые условия привлечения и удержания студентов-волонтеров в российских вузах. Автором выявлено, что привлечение студентов к волонтерству осуществляется посредством трансляции и тиражирования возможностей волонтерской деятельности, а также создания условий для удовлетворения их потребностей. Автором статьи также установлено, что волонтерской деятельностью в вузах активно занимаются 16-18-летние студенты первого и второго курсов обучения. В статье представлены механизмы использования эффективного

1 AcademiaEdu: https://www.mendeley.com/settings/account/ ВКонтакте: https://vk. com/voronova. rimma

студенческого волонтерства в образовательной среде современного вуза для самореализации и саморазвития студентов.

Ключевые слова: волонтерство; волонтерская деятельность; студенческое волонтерство; мотивация студентов; саморазвитие; самореализация

Введение

В «Концепции долгосрочного развития социально-экономической сферы в Российской Федерации» волонтерство провозглашается приоритетным направлением социальной и молодежной политики. О масштабировании феномена волонтерства в России и включении нашей страны в процесс мировой интеграции субъектов волонтерского движения свидетельствуют: (1) активная законотворческая деятельность в данной области (Федеральный Закон № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», Концепция развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.); (2) интенсификация деятельности волонтерских организаций, открытие благотворительных фондов, освещение волонтерской деятельности и транслирование парадигмы добровольчества в СМИ.

Пандемия коронавируса многократно актуализировала роль волонтерской деятельности в социальной жизни нашей страны, вызвав активный рост числа волонтеров. По оценке Росстата, в 2020 г. зарегистрировано более 2,7 миллионов волонтеров (при этом, неофициальная статистика существенно выше). Как отметил В.В. Путин, «волонтеры и добровольцы стали одной из главных сил в борьбе с эпидемией»2. На волонтеров возлагалась ответственность по перевозке врачей, раздаче индивидуальных средств защиты, доставке продуктов людям старше 65 лет, сбору пожертвований для пострадавших от коронавируса, приобретению аппаратов ИВЛ и защитных костюмов для медработников. Сегодня более девяти тысяч волонтеров по всей стране работают в больницах, оказывая огромную помощь медикам.

Материалы и методы

Особая роль в волонтерском движении принадлежит молодежи как наиболее мобильной, активной, динамичной и восприимчивой части населения. Согласно официальным данным, средний возраст волонтеров в России — 18-24 года (рис. 1)3. Также важно обратить внимание, что среди волонтеров данного возрастного диапазона чаще встречаются девушки, чем юноши. Это подтверждает тот факт, что в юном возрасте девушки являются более социально активными по сравнению с юношами. По общей статистике возрастного ценза волонтеров России 73 % составляют женщины [1].

В условиях популяризации философии гуманизма, осознанности, экологичности мышления и новой этики волонтерство становится доминирующей формой проявления молодежной субкультуры. Волонтерская деятельность направлена на удовлетворение базовых психологических потребностей человека, его самовыражение, личностное эволюционирование, расширение границ мировосприятия и мироощущения, фундаментальное трансформирование мировоззренческих парадигм [2]. Волонтерство как созидательное социальное явление позволяет сформировать у молодого поколения четкую гражданскую позицию, интегрировать в социально-активную и познавательную деятельность, социализировать и воспитывать. В условиях сегодняшнего идеологического вакуума, на

2 https://dobro.press/novosti/10791.

3 Аналитика волонтерства России URL: https://dobro.ru/analytics (дата обращения: 20.09.2021). Страница 2 из 13

волонтерство возлагается ответственность по возрождению в социальной среде общечеловеческих ценностей культур и нравственности [3].

Рисунок 1. Возраст волонтеров в России. 2021 г. (составлено автором)

Обращаясь к исторической ретроспективе становления и развития института волонтерства в России, отметим, что первые благотворительные заведения в нашей стране учреждены еще в XVIII веке, а первое официальное упоминание о волонтерской деятельности датируется 1894 г. При этом в 1990-е гг. волонтерское движение, как социальный феномен, сложилось и ознаменовалось появлением благотворительных организаций, волонтерских программ, добровольцев. В настоящий период волонтерство приобретает многоаспектный характер, существенно масштабируются задачи, функции, цели волонтерской деятельности.

В современном категориально-понятийном аппарате общественных наук волонтерство трактуется как широкий круг деятельности по оказанию помощи и предоставлению услуг во благо широкой общественности на добровольной основе, не рассчитывая на материальное вознаграждение. В «Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года»4 понятие «волонтерство» определяется как деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг по решению социальных задач в образовательной, здравоохранительной, культурной и иных сферах. В Европейской хартии о правах и обязанностях добровольцев деятельность волонтеров-добровольцев характеризируется как общественная работа по собственной инициативе, которая направлена на удовлетворение общих потребностей и достижение значимых целей (формирование стабильности и сплоченности в обществе, снижение градуса социальной напряженности и т. д.). Также концептуальное понятие «волонтер» раскрыто в Федеральном Законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995 N 135-ФЗ, в соответствии с которым волонтеры — это граждане, занимающиеся благотворительной деятельностью безвозмездно и в интересах благополучателя.

В институализации волонтерства и прогрессировании волонтерского движения фундаментальная роль принадлежит молодежи как наиболее социально активной демографической группе. Традиционно именно молодое поколение в силу своего идеализма и стремления к совершенствованию мироустройства становится инициатором общественных

4 Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 г. № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.».

трансформаций 5 . В свою очередь, волонтерство выступает «окном в новый мир», открывающим колоссальные перспективы для самореализации молодых людей, социально значимых членов общества, влияния на исторический ландшафт и конкретно-историческую ситуацию, преобразования социокультурных кодов человечества.

Главным рупором волонтерского движения является наиболее прогрессивная часть молодежи — студенческая молодежь. Волонтерство для студентов — это мощнейший инструмент наращивания социального капитала, развития личностных качеств, совершенствования общекультурных и общепрофессиональных компетенций, духовного обогащения [4]. Образовательная среда раскрывает широкие возможности для развития волонтерского движения, формирования социальных инициатив волонтеров и популяризации волонтерской деятельности. Именно вузы являются ключевыми ресурсными центрами, организующими спортивное и событийное волонтерство. Сегодня более сотни образовательных учреждений включены во Всероссийское добровольческое движение. Волонтерство является одним из приоритетных направлений в деятельности студенческих самоуправлений. В рамках студенческих самоуправлений волонтерская деятельность приобретает системный, централизованный, консолидированный характер, обеспечивается наиболее полное использование потенциала студенческого волонтерства [5].

Основные направления реализации волонтерской деятельности обозначены в Концепции развития добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 г.:

• образовательная сфера (участие в просветительских программах и проектах, осуществление консультативной деятельности, наставничество, патриотическое волонтерство и т. д.);

• здравоохранительная сфера (содействие в оказании медицинской помощи гражданам, донорство крови и ее компонентов, поддержка пациентов медицинских организаций и т. д.);

• сфера социальной поддержки и социального обслуживания (оказание помощи престарелым и инвалидам, в реабилитационных центрах и интернатах, содействие в оказании социальной помощи на дому, обеспечение профилактики социального сиротства и т. д.);

• сфера культуры (помощь в организации и проведении культурных мероприятий, популяризация культурного наследия, участие в акциях по сохранению памятников истории и культуры и т. д.);

• сфера физической культуры и спорта (помощь в организации и проведении крупных спортивных мероприятий (также и для лиц с ограниченными возможностями), пропаганде здорового образа жизни и т. д.);

• сфера охраны природы (содействие природоохранительной деятельности, восстановлению природных экосистем, очистке городских и сельских территорий, формированию экологической культуры, охране животного мира и т. д.);

• сфера профилактики и устранения последствий чрезвычайных ситуаций (участие в тушении пожаров и чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера и т. д.);

• поисково-спасательная служба (содействие в помощи пропавших людей).

5 Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / Под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°". — 2010. — 328 с.

Помимо вышеописанных направлений волонтерской деятельности, студенты становятся активными участниками общественных инициатив, в рамках которых реализуются специализированные образовательные программы; круглые столы и конференции, семинары по обмену опытом, посвященные вопросам установления диалога между студенческими самоуправлениями, государством, населением и бизнесом [6]. Особенно востребовано в студенческой среде международное волонтерство, популяризации которого в России способствуют развитие академической мобильности (ERASMUS+, Volunteering Charter) и международные фестивали. Международные волонтерские программы для студентов бывают разной направленности: исторические раскопки, работа в заповедниках и историко-культурных объектах, экологические рейды, организация творческих фестивалей, и т. д. В настоящее время работает целый ряд организаций, которые специализируются на организации студенческих волонтерских проектов за границей — Международная Ассоциация поддержки волонтеров, Европейская волонтерская служба, Красный крест, Youth Action for Peace, United Nations Volunteers, International Association for Volunteers Effort, Молодежная акция за мир, AIESEC, Love Volunteers, International Volunteer HQ (IVHQ), Agape Volunteers Plan My Gap Year, Maximo Nivel и прочие.

Целью исследования становится изучение мотивации студенческой молодежи в волонтерской деятельности.

Центральным вопросом многих теоретико-методологических исследований, посвященных теме волонтерской активности, является вопрос мотивации, стимулирования и психологических особенностей людей, склонных к волонтерской деятельности. В современной научной литературе сложился ряд основных подходов к изучению мотивации волонтеров

В работах российских социологов (Л. Кудринская, Е. Азарова и пр.) также исследуются вопросы мотивации волонтеров — формируются классификации возможных направлений мотивации, выделяются типы мотивов и т. д. Однако, в отечественной практике, подобно западной, наиболее востребован функциональный подход к волонтерству, в рамках которого постулируются следующие основные положения: привлекательность волонтерской деятельности обусловлена возможностью достижения значимых личных целей; степень удовлетворенности личных потребностей волонтера продиктована возможностями среды; успешность волонтера взаимозависима от удовлетворения его мотивов. В силу многомерности, многоаспектности феномена волонтерства, построение универсальных теорий мотивации и единого подхода к ее измерению представляется невозможным. В условиях систематического масштабирования и эволюционирования волонтерского движения актуальность приобретают многомерные модели мотивации волонтеров [13].

Несмотря на рост популярности волонтерства в России, необходимо констатировать, что интерес студенческой молодежи к данному явлению носит фрагментарный и несистемный характер, что определяет необходимость в изучении мотивации волонтерской деятельности среди студенческой молодежи.

На мотивацию молодежи участвовать в волонтерской деятельности влияет множество различных факторов, включая возраст, пол, направление волонтерской деятельности, социальное положение и статус, и т. п. Исходя из перечисленного, следует рассмотреть статистические данные, отражающие степень мотивированности молодежи в рассматриваемой деятельности.

Организация и обсуждение

(табл. 1) [7].

Таблица 1

Основные названия мотивации волонтеров

Название Авторы Краткая характеристика

Двухфакторная модель (1981 г.) Smith D.H. [8] Мотивы волонтеров классифицируются на альтруистические (нематериальные выгоды, связанные с желанием удовлетворить нравственные нужды) и эгоистические (материальные выгоды).

Теория мотивов волонтерства (1991 г.) Clary E.G., Snyder M.A. [9] Участие в волонтерской деятельности детерминировано ориентацией человека на удовлетворение индивидуальных потребностей. Выделяют шесть мотивов волонтерства: (1) защитный (минимизация негативных эмоций), (2) ценностный (приоритетность), (3) просоциальный (наращивание социального капитала), (4) информационный (расширение мировоззрения), (5) карьерный (приобретение опыта в определенной сфере), (6) повышение самооценки.

Шкала мотивации волонтеров (1991 г.) Cnaan R.A., Goldberg-Glen R.S. [10] Мотивация к волонтерской деятельности измеряется тремя шкалами — альтруистическая (бескорыстная помощь), эгоистическая (приобретение материальных и нематериальных выгод), социальная (интенсификация социального взаимодействия). При этом, чистой мотивации не существует, волонтерская деятельность обусловлена комбинацией индивидуальных мотивов.

Volunteer Functions Inventory (VFI) (1999 г.) Clary E.G., Snyder M.A. [11] На базе эмпирического исследования с участием 500 волонтеров выделено шесть функций мотивации волонтерства: (1) функция ценностей (значимость помощи другим), (2) функция карьеры (трудоустройство или продвижение в работе), (3) социальная функция (получение навыков коммуникации), (4) функция понимания (приобретение знаний через участие в волонтерских мероприятиях), (5) функция защиты (позитивный настрой и положительные эмоции), (6) функция достижения (зарабатывание авторитета).

Комплекс мотивационных факторов (1999 г.) Anheier H.K., Salamon L.M. [12] Существует три ключевых мотивационных фактора, активизирующих в человеке стремление к волонтерской деятельности: (1) альтруистический (альтруизм, солидарность), (2) инструментальный (желание приобрести компетенции, сформировать новый круг общения и т. п.), (3) обязательства (желание отдать долг обществу).

Составлено автором

В целях выявления основных условий привлечения и сохранения волонтеров в отечественных вузах, автором статьи проведено исследование на тему: «Мотивы волонтерской деятельности российской студенческой молодежи.» Опрос осуществлялся в форме стандартизированного интервью (анкетирование) с 1 марта по 31 мая 2021 года на цифровой площадке Google Формы. Выборка составила 1058 студентов (в том числе, 708 студентов — участники студенческого самоуправления), из них 752 девушки и 306 юношей. Среди них 50 % получают гуманитарное образование, 25 % — экономическое, 15 % — техническое и 10 % — образование естественнонаучного профиля. При обработке эмпирических данных применялись статистические методы, приемы ранжирования, типологизации, группировки [14].

В первую очередь, респондентам предложено сформулировать собственное определение термина «волонтерство» (в краткой и емкой форме). Наиболее популярные ответы были следующие: «благотворительная деятельность», «помощь нуждающимся», «служение обществу», общественная деятельность», «бескорыстная/безвозмездная помощь людям». Соответственно, опрошенные характеризуют волонтерскую деятельность как сугубо альтруистическую, направленную на отдачу, а не приобретение. Однако, как будет проиллюстрировано далее, волонтерская деятельность для волонтера представляется целесообразной до тех пор, пока обеспечивается удовлетворение его потребностей.

Доминирующее число опрошенных студентов (67 %) выбрали событийное волонтерство — участие в организации и проведении спортивных и культурно-досуговых мероприятий. При этом интерес к социальному волонтерству выразили 33 % респондентов. Привлекательность

событийного волонтерства обусловлена, во-первых, поддержкой данного направления государством, во-вторых, возможностью профессионального развития и расширения социальных связей (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие направления в волонтерской деятельности для Вас наиболее приоритетные?» (составлено автором)

При проведении опроса было выявлено несколько направлений волонтерской деятельности у студентов вузов, которые характеризуют их активность, альтруизм и другие черты характера. К таким направлениям относятся помощь ветеранам войны, экология и помощь животным, волонтерство, связанное с получением практического профессионального опыта и др.

Во время исследования влияния мотивации на участие студентов в волонтерской деятельности был проведен кластерный анализ по данным опрошенных. В ходе анализа выявлено три ярко выраженных кластера (рис. 3).

Рисунок 3. Дендограмма кластеризации (составлено автором)

При дальнейшем исследовании выявлено, что ко второму кластеру (красного цвета) относятся самые активные студенты-волонтеры, принимающие участие в студенческом волонтерстве и самоуправлении. К третьему кластеру (зеленого цвета) относятся студенты, не планирующие принимать участие ни в студенческом самоуправлении, ни в волонтерской деятельности. И к первому кластеру (синего цвета) относятся студенты, которые периодически занимаются волонтерской деятельностью.

Участвуете ли вы в студенческом волонтерстве?

Планирую когда-нибудь в будущем принять участие

Планирую заняться в ближайшее время

Нет, не участвую

Активно участвую в работе Студсовета факультета

Активно участвую в работе Студсовета Института

Возраст 16-18 18-20 20-22

Рисунок 4. Возраст и показатель участия в студенческом волонтерстве (составлено автором)

Визуализация кластерного анализа путем рассеивания частиц показывает (рис. 4), что наибольшая активность участия в студенческом волонтерстве проявляется в возрасте 16-18 лет, что соответствует студентам 1-2 курса обучения в вузе. Также можно обратить внимание, что студенты на старших курсах менее вовлечены в студенческое волонтерство. Данные факты показывают, что возраст студентов отражает их вовлеченность в студенческое волонтерство. Зависимость выражается в том, что чем старше студенты, тем более они заинтересованы в получении профессиональных навыков, по сравнению со студентами более молодого возраста, которых интересует больше другая сторона процесса обучения в вузе.

Превалирующая доля респондентов (67 %), согласно ответам, имеет опыт волонтерской деятельности и является участниками студенческого волонтерства, 15 % опрошенных планируют заняться добровольчеством, 13 % — размышляют о волонтерстве, а 5 % — не испытывают какой-либо внутренней потребности в помощи другим. Соответственно — 28 % опрошенных являются потенциальными волонтерами, и при грамотно выстроенных мотивационных механизмах и корректной социальной работе в краткосрочной перспективе перейдут в категорию действующих волонтеров. Однако, задействовать студентов, категорически негативно настроенных к волонтерству, на взгляд автора, не представляется возможным.

Далее, респондентам задан вопрос о роли волонтерства в их жизни (рис. 5).

Возможность увидеть другой мир Возможность отвлечься от собственных проблем

Знакомство с новыми людьми

Возможность ощутить значимость собственного существования

Возможность совершенствовать мир Возможность приобрести социальный опыт

Возможность получить трудовой ОПЫТ 16%

OK 5% 10% 15% 20% 25%

Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какова центральная роль волонтерства в Вашей жизни?» (составлено автором)

Как видно из данных рисунка 5, доминирующая роль волонтерства в жизни 20 % опрошенных заключается в возможности ощутить значимость собственного существования («ощутить, что твоя жизнь имеет смысл», «найти себя», «быть нужным», «быть важным»). Для 17 % респондентов значимость волонтерской деятельности сводится к возможности совершенствовать мир, менять его к лучшему и ощущать собственную причастность к этим изменениям. Для 16 % опрошенных студентов волонтерство — это возможность получить трудовой опыт и быть востребованным на рынке труда. Знакомство с новыми людьми, расширение круга знакомых, приобретение единомышленников — важно для 15 % студентов. Возможность увидеть другой мир (во всех его проявлениях) служит основной детерминантой участия в волонтерской деятельности для 14 % опрошенных. Возможность отвлечься от собственных проблем (побороть депрессивное состояние, апатию, осознать чужую боль) имеет ключевое значение для 10 % респондентов. Возможность получить социальный опыт и приобрести определенный социальный статус — очень важно для 8 % респондентов.

Наконец, респондентами определены основные мотивы, побуждающие их к волонтерской деятельности (рис. 6).

Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Назовите главные мотивы, побуждающие Вас в волонтерской деятельности» (составлено автором)

Как видно из данных рисунка 6, превалирующая доля опрошенных (34 %) занимается (или намерена заниматься) волонтерской деятельностью с целью удовлетворения внутренней потребности быть нужным. Студенты отметили, что испытывают чувство глубокого удовлетворения от осознания значимости собственной персоны, возможности быть общественно полезным («во мне нуждаются», «я необходим») [15].

Значимыми мотивами, побуждающими опрошенных к волонтерской деятельности, являются также потребность в приобретении социального опыта (16 %) и потребность в самореализации и построении карьеры (16 %). Наращивание социального опыта обеспечивает активное развитие личностных и профессиональных качеств молодых людей, умение идентифицировать источники социальных проблем, создавать условия для успешной реализации авторских проектов и программ. Потребность в самореализации и карьерном росте в рамках студенческого самоуправления и волонтерской деятельности реализуется через установление деловых и лидерских связей, приобретение авторитета в студенческой среде, развитие организаторских и лидерских качеств. Также ведущим мотивом участия в волонтерстве является потребность в общении (14 %), что аргументируется важностью качественной социальной коммуникации в личностном становлении молодого человека («общение становится во главе индивидуального развития человека»). Поскольку большинство молодежных волонтерских акций и проектов — массовые мероприятия, потребность студентов

в общении (с представителями различных социальных и профессиональных групп) и обогащении социальных связей всецело удовлетворяется. По завершении волонтерского проекта каждый волонтер приобретает более 50 новых знакомых, единомышленников. Потребность в творчестве служит основным мотивом участия в волонтерской деятельности у 13 % опрошенных. Волонтерские проекты содержат достаточную креативную составляющую, помогают интегрироваться в творческий процесс посредством публичных выступлений, разработки сценариев, дизайна, подготовки рекламы, журналистского материала, фотоотчета и др. В свою очередь, творчество обеспечивает личность неисчерпаемыми возможностями для самопознания, саморазвития и самовыражения. Потребность в подтверждении самостоятельности и взрослости в качестве главного мотива участия в волонтерской деятельности выбрали 6 % респондентов, которые в процессе решения серьезных социальных проблем демонстрируют обществу свою зрелость, оригинальность, самостоятельность [16].

Таким образом, как показывает социальный опрос, студенческой молодежи свойственен смешанный тип мотивации к участию в волонтерской деятельности — симбиоз альтруистических мотивов (возможность помогать людям/животным, находить применение своим моральным качествам) и мотивации профессионально-личностного развития (профессиональное и карьерное развитие). Соответственно, в современном волонтерстве абсолютного альтруизма не существует, волонтерство — это не только помощь другим, но и самопомощь. Исходя из данного постулата, целесообразно предположить, что привлечение студентов к волонтерству необходимо осуществлять посредством трансляции возможностей волонтерской деятельности в удовлетворении их потребностей (духовных, материальных).

Занятия добровольческой деятельностью обеспечивают благоприятные условия для студенческой самореализации, способствуют эффективному взаимодействию с потенциальными работодателями, обеспечивают важными социальными контактами, практическим опытом коммуникации с различными группами людей. Важно проинформировать студентов о существовании разнообразных форм и видов волонтерской деятельности, в том числе, не требующих огромных временных ресурсов (к примеру, проектное волонтерство) [17]. Основными условиями удержания студентов в волонтерской деятельности являются: поддержка администрации вуза и психолого-педагогическое сопровождение. Со стороны администрации вуза должны быть разработаны механизмы по обеспечению эффективной деятельности студенческих волонтерских объединений, их взаимодействия с государственными структурами и общественными организациями, осуществляющими молодежную политику. К таким механизмам можно отнести использование бально-рейтинговой системы, позволяющей поддерживать активных студентов-волонтеров материальной помощью, также сюда можно отнести разнообразные награды и благодарности за участие в волонтерской деятельности, стипендии и гранты, направленные на поддержку студентов. Под психолого-педагогическим сопровождением волонтерской деятельности необходимо понимать грамотное применение потенциала каждого волонтера, учитывая индивидуально-личностные качества, ценностные ориентации, психологические особенности, личностную мотивацию и ожидания.

Важно предоставлять студентам-волонтерам возможность реализовывать себя в разных социальных ролях, на разных участках деятельности, что позволит выявить их интересы и способности. Важным аспектом мотивации студентов-волонтеров является их взаимодействие в волонтерских организациях. Стратегический маркетинговый ход заключается в заинтересованности студентов в волонтерской деятельности, далее самые активные студенты с сильной внутренней мотивацией способны привлечь и других студентов, что также является

Заключение

элементом мотивационной системы волонтерской деятельности. Общение, обмен опытом и взаимопомощь являются отличными мотиваторами студентов к деятельности. Порой они выступают даже сильнее, чем мотивации к победе или желанию опередить всех в достижении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронова, Р.Б. Женское лицо современного молодежного волонтерского движения / Р.Б. Воронова // Научное мнение. — 2022. — № 3. — С. 96-103.

2. Бережная, И.Ф. Волонтерская деятельность студенческой молодежи: ее роль и значение в процессе личностно-профессионального становления / И.Ф. Бережная, М.О. Костюченко // Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования. № 1. — 2018. — С. 10-13.

3. Кузнецова, А.А. Динамика психологических характеристик личности студента в процессе профессионально-ориентированной волонтерской деятельности / А.А. Кузнецова, Н.А. Соловьева // Образование и наука. Том 20, № 7. — 2018. — С.128-146.

4. Воронова, Р.Б. Благотворительность как одна из форм социального предпринимательства и ее роль в экономической жизни общества / Р.Б. Воронова // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства: Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Махачкала, 21 -22 сентября 2022 года / Под редакцией А.М. Эсетовой. — Махачкала: Информационно-Полиграфический Центр ДГТУ. — 2022. — С. 72-75.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Жданкина, И.Ю. Роль волонтерской деятельности в социальной жизни молодежи / И.Ю. Жданкина // Современное педагогическое образование. М.: Кнорус. — 2019. — № 5. — С. 39-45.

6. Яковлева, А.В. Добровольчество (волонтерство) в современном российском обществе (правовой аспект) / А.В. Яковлева, Э.М. Евстафьева // Социально-политические науки. Т. 10. № 2. — 2020. — С. 70-78.

7. Сухарькова, М.П. Подходы к изучению мотивации участия в практиках волонтерства / М.П. Сухарькова // Теория и практика общественного развития. — 2017. — № 9. — С. 12-16.

8. Smith D.H. Altruism, volunteers, and volunteerism // Journal of Voluntary Action Research. — 1981. — Vol. 10. — P. 21-36.

9. Clary E.G., Snyder M.A. Functional analysis of altruism and prosocial behavior: The case of volunteerism // Review of Personality and Social Psychology. — 1991. — Vol. 12. — P. 119-148.

10. Cnaan R.A., Goldberg-Glen R.S. Measuring motivation to volunteer in human services // The Journal of Applied Behavioral Science. — 1991. — Vol. 27. — P. 269-284.

11. Clary E.G., Snyder M.A. The motivations to volunteer: Theoretical and practical considerations // Current directions in psychological science. 1999. Vol. 8. P. 156-159.

12. Anheier H.K., Salamon L.M. Volunteering in cross-national perspective: Initial comparisons // Law and Contemporary Problems. — 1999. — Vol. 62. — P. 43.

13.

14.

15.

16.

17.

Коган Е.А. Изучение мотивов волонтёрской деятельности среди студенческой молодёжи / Е.А. Коган, Д.А. Квон // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 4(40). — С. 116-125.

Воронова, Р.Б. Необходимость внедрения самообразования студентов-первокурсников с включением элементов интерактивного обучения по дисциплине "Информатика и ИКТ" факультета среднего профессионального образования СЗИУ РАНХиГС / Р.Б. Воронова // Материалы научно-методической конференции СЗИУ РАНХиГС. — 2019. — № 1. — С. 51-59.

Кондаурова С.Г. Волонтерское движение как фактор формирования личности студента / С.Г. Кондаурова, К.В. Минакина // Образование, карьера, общество. — 2019. — № 2(61). С. 62-65.

Белов, В.В. Роль спортивного волонтерства в формировании профессионально значимых личностных качеств будущих педагогов по физической культуре и спорту / В.В. Белов, В.В. Фролов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2020. — № 7(185). — С. 39-45.

Белов, В.В. Склонности к организационному лидерству в студенческой среде / В.В. Белов, Д.Н. Александров // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: Сборник материалов второй всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2425 сентября 2019 года. — Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2019. — С. 64-69.

Voronova Rimma Borisovna

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Northwestern Institute of Management, Saint Petersburg, Russia

E-mail: romascha-64@mail.ru RSCI: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=1045979

Abstract. In the article, the author explores the role of volunteering in the personal and professional self-determination of students, in increasing interest in student volunteering, which in turn determines the direction of further professional formation. The relevance of the topic is to increase the motivation of young people to participate in the volunteer movement, as one of the facets of the self-realization of youth, personal self-development. The study looks at the interdependence of volunteering success from student satisfaction and interest in student volunteering. The study looks at the interdependence of volunteering success from student satisfaction and interest in student volunteering. The article uses methods of retrospective, statistical, graphic, sociological analysis. Based on the results of an empirical study, the main motives for student participation in student volunteering, as well as methods for increasing the motivation for their participation in this activity, were identified. It was established that student youth are characterized by a mixed type of motivation to participate in volunteer activities — symbiosis of altruistic motives and desires of professional and personal development.

In the process of the dissertation study, the author analyzed the motives for the participation of students in volunteering and their activity, identified the main models of motivation for volunteers and key conditions for attracting and retaining volunteer students in Russian universities. The author revealed that the involvement of students in volunteering is carried out by broadcasting and replicating the possibilities of volunteer activities, as well as creating conditions to meet their needs. The author of the article also established that 16-18-year-old students of the first and second courses of study are actively engaged in volunteer activities in universities. The article presents the mechanisms for using effective student volunteering in the educational environment of a modern university for self-realization and self-development of students.

Keywords: volunteering; volunteer activities; student volunteering; student motivation; self-development

Motivation for student participation in volunteer activities as a self-realization factor

27PSMN123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.