Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ИНКЛЮЗИЯ / КУЛЬТУРА ВОЛОНТЕРСТВА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салаватулина Л. Р.

Введение. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии государственной молодежной политики и системного вовлечения студенческой молодежи в социальную жизнь общества и социальное взаимодействие. Представлена сущностная характеристика волонтерства как социокультурного феномена, ресурса успешной социализации, развития личности и условие формирования профессиональных компетенций. На основе теоретических исследований и обобщения опыта выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства. Материалы и методы. Методологическая основа исследования строится на совокупности социокультурного, компетентностного, процессного и инструментального подходов. Ведущие идеи и специфика обозначенных подходов позволили представить процесс формирования культуры инклюзивного волонтерства и определить дидактические стратегии в профессиональной подготовке студентов. Результаты . Выявлена необходимость формирования культуры инклюзивного волонтерства в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза, направленного на усвоение и становление социально-субъектного опыта, профессиональных компетенций и социальной активности личности. Разработано содержание основных этапов включения студенческой молодежи в социально-полезную деятельность с целью формирования у них волонтерской профессиональной компетенции. Обсуждение . На основании проведенного исследования обсуждаются организационные, методические и содержательные аспекты инклюзивной волонтерской деятельности. Делается вывод о необходимости и возможности расширения волонтерской инклюзивной практики с целью развития профессиональных компетенций, формирования мотивации социально активного образа жизни, толерантности и морально-нравственных качеств студенческой молодежи. Заключение . Культура инклюзивного волонтерства является той мировоззренческой основой, ценностно-смысловым образованием, цель которой - сопровождение в социальном пространстве и оказание индивидуальной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая развитие у студенческой молодежи нравственных ценностей и профессионально-значимых личностных качеств. Формирование культуры инклюзивного волонтерства необходимо рассматривать в качестве важной задачи профессиональной подготовки в вузе. Основные положения: - представлена сущностная характеристика инклюзивного волонтерства как социокультурного феномена; - определены этапы формирования культуры инклюзивного волонтерства в образовательном процессе высшей школы; - рассмотрены дидактические стратегии формирования культуры инклюзивного волонтерства на основе социкультурных трансформаций в профессиональной подготовке студентов; - определены значимые направления и особенности реализации активной волонтерской деятельности и формирования инклюзивной культуры в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салаватулина Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL STRATEGY FOR FORMING A CULTURE OF INCLUSIVE VOLUNTEERING IN PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS

Introduction. The article substantiates the relevance of socio-cultural transformations in determining the strategy of state youth policy and systemic involvement of students in the social life of society and social interaction. The essential characteristics of volunteering as a socio-cultural phenomenon, a resource for successful socialization, personality development and a condition for the formation of professional competencies are presented. On the basis of theoretical research and generalization of experience, the possibilities of designing the socio-cultural space of higher education for the implementation of inclusive volunteering have been identified. Materials and methods. The methodological basis of the research is built in the aggregate of socio-cultural, competence, process and instrumental approaches. The leading ideas and specificity of the indicated approaches made it possible to present the process of forming a culture of inclusive volunteering and to determine didactic strategies in the professional training of students. Results. The need for the formation of a culture of inclusive volunteering in the professional training of students of a pedagogical university, aimed at assimilating and developing the social-subject experience, professional competencies and social activity of the individual, is revealed. The content of the main stages of the inclusion of student youth in socially useful activities has been developed, in order to form their volunteer professional competence. Discussion. Organizational, methodological and substantive aspects of inclusive volunteering are discussed on the basis of the conducted research. The conclusion is drawn about the necessity and possibility of expanding volunteer inclusive practice in order to develop professional competencies, form motivation of a socially active lifestyle, tolerance and moral and moral qualities of student youth. Conclusion. The culture of inclusive volunteering is the ideological basis, value-semantic education, the purpose of which is to accompany in the social space and provide individual assistance to people with disabilities and persons with disabilities, ensuring the development of moral values and professionally significant personal qualities in student youth. The formation of a culture of inclusive volunteering should be considered as an important task of professional training at a university. Highlights: The essential characteristic of inclusive volunteering as a socio-cultural phenomenon is presented; The stages of the formation of a culture of inclusive volunteering in the educational process of higher education have been determined; Considered didactic strategies for the formation of a culture of inclusive volunteering based on socio-cultural transformations in the professional training of students; Significant directions and features of the implementation of active volunteer activities and the formation of an inclusive culture in the youth environment have been identified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.160.7.011

УДК 378: 371.9 ББК 74.480: 74.5

Л. Р. Салаватулина

ORCID № 0000-0002-9004-7827

л

Доцент, кандидат педагогических наук, а"

о

г

№ О 8

г. Челябинск, Российская Федерация. §

доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

E-mail: salavatulinalr@cspu. ru ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

а

л

КУЛЬТУРЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА 4

18

р

о

№ а

ж 8

Аннотация

Введен8е. В статье обоснована актуальность социокультурных трансформаций в определении стратегии государственной молодежной политики и системного вовлечения студенческой молодежи в социальную жизнь общества и социальное взаимодействие. Представлена сущностная характеристика волонтерства как социокультурного феномена, ресурса успешной социализации, развития личности и условие формирования профессиональных компетенций. О На основе теоретических исследований и обобщения опыта выявлены возможности проектирования социокультурного пространства высшей школы для реализации инклюзивного волонтерства.

Матер8алы 8 методы. Методологическая основа исследования строится на совокупности социокультурного, компетент-ностного, процессного и инструментального подходов. Ведущие

процесс формирования культуры инклюзивного волонтерства и

о о

№ Ki

а ж а

I

а

«о

а

определить дидактические стратегии в профессиональной подготовке студентов.

Результаты. Выявлена необходимость формирования культуры инклюзивного волонтерства в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза, направленного на усвоение и становление социально-субъектного опыта, профессиональных компетенций и социальной активности личности. Разработано содержание основных этапов включения студенческой молодежи в социально-полезную деятельность с целью формирования у них волонтерской профессиональной компетенции.

Обсуждение. На основании проведенного исследования обсуждаются организационные, методические и содержательные аспекты инклюзивной волонтерской деятельности. Делается вывод о необходимости и возможности расширения волонтерской инклюзивной практики с целью развития профессиональных компетенций, формирования мотивации социально активного образа жизни, толерантности и морально-нравственных качеств студенческой молодежи.

Заключение. Культура инклюзивного волонтерства является той мировоззренческой основой, ценностно-смысловым образованием, цель которой — сопровождение в социальном пространстве и оказание индивидуальной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая развитие у студенческой молодежи нравственных ценностей и профессионально-значимых личностных качеств. Формирование культуры инклюзивного волонтерства необходимо рассматривать в качестве важной задачи профессиональной подготовки в вузе.

Ключевые слова: волонтерство; инклюзия; культура волон-терства; инклюзивное образование; добровольчество; профессио-

о

^ нально-педагогическая подготовка; подготовка студентов; будущий

учитель; педагогический вуз.

Основные положения:

- представлена сущностная характеристика инклюзивного волонтерства как социокультурного феномена;

- определены этапы формирования культуры инклюзивного волонтерства в образовательном процессе высшей школы;

- рассмотрены дидактические стратегии формирования культуры инклюзивного волонтерства на основе социкультурных трансформаций в профессиональной подготовке студентов;

- определены значимые направления и особенности реализации активной волонтерской деятельности и формирования ин-

самореализации студенческой молодежи [4-6].

Современные многочисленные исследования и личный опыт убеждают нас определить систему высшего образования как одну из

л д

а г о г к

Л

0

1

£ а S №

г к

So £

клюзивной культуры в молодежной среде. £

1 Ведение (Introduction)

Глобальные преобразования российского общества приводят нас к обсуждению различных вопросов в контексте развития национальных интересов, самосознания и идентичности. Дискуссион- | ные вопросы ориентированы и на рассмотрение социокультурных трансформаций, приобретающих новые смыслы и ценностные установки [1-3]. Несомненно, важным является определение стратегии государственной молодежной политики в развитии социокультурного и образовательного пространства общества и системного вовлечения молодежи в общественную жизнь. В современных условиях социокультурный феномен волонтерства становится куль- № туроформирующей сущностью; основной формой проявления со

У

к

о с

и

о он

д ал

циальной активности молодежи; мощным ресурсом социально- го ьн

т о-

нравственного воспитания; эффективным средством социализации, вк пе

ед

а г о

у к д

к

оо № Ki

платформ развития волонтерского движения в России [7]. В социокультурном пространстве высшей школы волонтерство рассматривается в аспекте развития социальных и профессиональных компетенций студенческой молодежи. Одной из актуальных социокультурных форм добровольчества является инклюзивное во-лонтерство, предполагающее механизм социальной реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, получения ими компетенций, способствующих интеграции и включению их в социально-экономическую жизнь общества. Реализация инклюзивного волон-терства как социально-культурного феномена может рассматриваться как социально-психологический ресурс для всех субъектов деятельности. Однако мы полагаем, что молодежные объединения и общественные организации, а также высшая школа не в полной мере реализуют возможности воспитания активной гражданской позиции студенческой молодежи, которая является основой волонтерской компетенции; недостаточно предоставляется возможностей для проявления социальной инициативы; не в полной мере обозначена ведущая роль социально-ориентированных процессов в образовании; не разработан методико-технологический инструментарий управления этой сферой деятельности.

Предметом нашего научного изыскания является изучение социокультурного феномена «инклюзивное волонтерство» и формирование его культуры в процессе профессиональной подготовки студентов. Это позволит упорядочить процесс развития волонтерской компетенции и выявить возможности и технологический ме-

ханизм ее формирования в высшей школе.

В настоящей статье мы предлагаем к обсуждению обоснование педагогической сущности инклюзивного волонтерства и определение дидактических стратегий формирования культуры инклю-

зивного волонтерства на основе социкультурных трансформаций в профессиональной подготовке студентов.

2 Материалы и методы (Materials and methods )

Значимым методом нашего исследования является теоретико-методологический анализ литературы, который позволил прийти е

g

г

к научному осмыслению категории волонтерства, выявить зару- Г

s ч №

0

1

С позиций компетентностного подхода (А. А. Вербицкий,

£ а S №

г g

So £

бежный и отечественный опыт волонтерского движения (Л. И. Акатов, И. Н. Киселева, Л. И Кобышева, С. Линч, С. Макарлей и др.) [8; 9]. Изучив теоретические исследования и существующую практику, мы пришли к выводу, что в условиях глобальных преобразований в социокультурном пространстве общества формирование культуры инклюзивного волонтерства требует специальной и целе- О

а

направленной организации. На наш взгляд, необходимо обозначить g

1

принципиальную ориентацию исследования, выражающуюся в со- Ц

№ s

вокупности следующих подходов: социокультурного, компетент- £ ностного, процессного и инструментального.

Социокультурный подход (А. М. Цирульников, Е. Е. Шу- | лешко и др.) позволяет определить инклюзивное волонтерство как необходимость и приоритетность решения трудностей реабилитации и социокультурной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Значимым в этом вопросе является и расширение компенсаторных навыков, приобретения социально-субъектного опыта, необходимого для жизни в социуме. Не вызы- ^ вает сомнения, что педагогическому образованию отводится особая миссия в устойчивом и продуктивном развитии инклюзивного доб-

л с

с и

о он

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

одг аль ь

от но

ровольчества. о П

ке

с г

ст гог у ги

З. Ф. Зеер и др.) инклюзивное волонтерство может служить основой е «

нс

формирования социальных, психологических, профессиональных °

компетенций студенческой молодежи. Добровольная общественная деятельность будущих педагогов может не только помочь решить многие социальные проблемы общества, но и способствует развитию социально-значимых качеств личности, активной жизненной позиции и профессиональных навыков.

Конкретизируя содержание волонтерской компетенции целесообразно соотнести его с методами, инструментами, технологиями, которые студент будет применять в своей практической волонтерской деятельности. Поэтому инструментальный (Т. С. Назарова, К. М. Тихомирова и др.) и процессно-технологический (В. Н. Борисова, В. В. Гузеева и др.) подходы могут обеспечить конкретизацию требований к формированию инклюзивной культуры в будущей профессиональной деятельности.

3 Результаты (Results)

На наш взгляд, культура инклюзивного волонтерства является той мировоззренческой основой ценностно-смысловым образованием, цель которой сопровождение в социальном пространстве и оказание индивидуальной помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая развитие у студенческой молодежи нравственных ценностей и профессионально-значимых личностных качеств.

Формирование культуры инклюзивного волонтерства необходимо рассматривать в качестве важной задачи профессиональной подготовки в вузе, направленное на усвоение и становление социально-субъектного опыта, профессиональных компетенций, социальной

^ педагогического воспитательного пространства, организацию и вов-^ лечение студентов в социально-значимую деятельность, предостав-

^ активности личности. Значимым является установка к социальному

| взаимодействию, предполагающая создание в вузе социально-

ление возможности студенческой молодежи участвовать в различных социально-ориентированных проектах и т. д.

Обобщив результаты теоретического исследования и эмпирического опыта с позиций социокультурных трансформаций, мы определили этапы формирования культуры инклюзивного волон-терства в образовательном процессе высшей школы.

Мотивационно-целевой этап предполагает систему мотивов и стимулов, которые помогут активизировать студентов на социальное взаимодействие, обеспечить пространство для развития его личностно-значимых качеств. На данном этапе важным является культивирование нравственных ценностей и гуманного отношения,

тирование действий студентов в соответствии с запросами и планом работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с единой личностно-ориентированной целью волонтерской деятельности, основанной на индивидуальных

л

д

а г о

г

и ч

е с

I

р

а т е г и

¡о ор

представляющие поведенческие и деятельностные нормы социо- ро

ва

культурного характера. Изучив социокультурные возможности со- и

1

циально-образовательного пространства, мы полагаем, что цель Ц

ь

данного этапа возможно достичь через объединение воспитательных ур

£

и профессионально-направленных мероприятий и взаимодействия всех участников интегрированного социально-образовательного | пространства профессиональной подготовки. Здесь могут быть использованы технологии консультирования, командообразования, тренинги, мотивационные встречи, построение ресурсной карты, создание индивидуальных добровольческих проектов.

Организационный этап предполагает непосредственную

р

подготовку к волонтерской деятельности, конструирование, проек- ^

е

с с и

оп он

одг аль ь

он т ооп

ве к

с г

ст гог

у ги

мотивах, интересах и стремлениях происходит знакомство с содер- е че

нс к

оо в Й

жанием волонтерской программы, создаются условия для творчес-

кой реализации способностей в волонтерской практике. На данном этапе используются технологии консультирования и обучения работе с инвалидами, тьюториал, картирование, событийно-ресурсные технологии и другие.

Обучающий или этап комплексной подготовки направлен на развитие практических умений в различных ситуациях волонтерской деятельности. С целью формирования волонтерской профессиональной компетенции мы предлагаем внедрить в образовательные программы подготовки бакалавров дисциплину по выбору «Культура инклюзивного волонтерства», которая способствует повышению профессионализма и социализации будущих педагогов. Реализация данного курса позволит включить студентов в теоретически обоснованную и социально-ориентированную деятельность, соответствующую требованиям будущей профессии, и обеспечит формирование профессиональных и социальных компетенций. На данном этапе студенческая молодежь получит уникальный опыт добровольчества в инклюзивных командах в рамках проведения социокультурных мероприятий: специализированных выставках; фестивалях творчества, обучающихся с инвалидностью; сопровождении лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе приемной компании и обучения в образовательных учреждениях; ярмарках вакансий для инвалидов; в организации и создании ресурсного центра инклюзивного добровольчества на базе вуза и других событийных мероприятиях. Организация волонтерских мероприятий направлена и на трансляцию ценности инклюзии, снятия

коммуникативных барьеров, овладения компетенциями межличностного взаимодействия, формирование инклюзивной культуры в молодежной среде.

Значимым является и рефлексивный этап, который обеспечи-

вает контроль и коррекцию деятельности, участие в коллективном анализе и оценке результатов инклюзивного волонтерства, поддержку волонтеров и мотивацию на продолжение реализации задуманных идей добровольческой деятельности. На этом этапе также проводятся циклы лекций, семинаров, мастерских, тренингов по трудностям реализации проектов, по вопросам формирования доступной среды, информации о значимых барьерах для каждой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и путей их устранения. Организуются круглые столы, веб-конференции по об-

ег

мену опытом волонтерской деятельности и развитию студенческих ^

л д

а г о г s

Л

0

1

£ а

I £

инициатив в данном направлении.

Обозначенные в результате теоретического осмысления и ро

практического опыта этапы способствуют формированию культуры g

1

инклюзивного волонтерства в процессе профессиональной подго- Ц товки студентов. Мы полагаем, что на всех этапах необходимо учи- £ тывать сложную структуру этой деятельности, индивидуально-психологические особенности, запросы, мотивацию и готовность | будущих волонтеров к участию в добровольческом движении.

4 Обсуждение (Discussion)

Трансформация современного высшего педагогического образования требует акцентуации его практико- ориентированной составляющей. Будущему педагогу необходимо осознать практическую значимость учебного контекста, быть готовым к ^ сопровождению образования личности с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Деятельность сопровождающего требует высокого уровня толерантности, понимания образовательной инклюзии в целом и проектирования ее компонентов в

л о

о g

§ § г §

О §

S 9

О S

№ №

к то

№ г

г о

частности. Одним из рациональных ресурсов может быть признано де привлечение студентов к инклюзивному волонтерству. Готовность

g Л

S О

S I оо

№ g;

будущего педагога к инклюзивному добровольчеству является интегральным качеством субъекта профессионально-педагогической деятельности и составляющей его профессиональной компетенции.

На наш взгляд, феномен культуры инклюзивного волонтер-ства характеризуется следующими особенностями: целенаправленностью, детерминирующей социальную значимость волонтерства как инструмента формирования готовности к профессиональной деятельности; многовекторной направленностью, обусловленной полисубъектностью инклюзивной практики и обеспечивающей вариативность функциональных ролей в добровольчестве; структурной многокомпонентностью, определяемой содержанием и условиями профессионально-педагогической деятельности в контексте инклюзивной практики.

В нашем исследовании мы определили, что в качестве основных положений, на которых может строиться формирование культуры инклюзивного волонтерства в профессионально-педагогической подготовке студентов, можно выделить следующие:

- компетентностная основа определения целей, задач, действий, содержания, результатов;

- мотивационное обеспечение процесса, предполагающее создание условий для активизации социального взаимодействия в рамках инклюзивной среды и выстраивания индивидуальной траектории развития личностно-значимых и профессиональных качеств;

- преемственность и непрерывность этапов подготовки, предполагающая конструирование и проектирование действий сту-

дентов в соответствии с запросами и планом работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вариативность содержания и инструментального обеспечения в развитии практических умений в различных ситуациях волон-

терской деятельности;

- рефлексивность с точки зрения самоанализа и самооценки результатов инклюзивного волонтерства.

Важным условием, на наш взгляд, является возможность

модификации содержания, методов, форм организации волонтер- е

д

аг

ских мероприятий, направленных на трансляцию ценности инклю- ог

и

ч е с

I

зии, снятие коммуникативных барьеров, овладение компетенциями межличностного субъект-субъектного взаимодействия, реализацию активной волонтерской деятельности, формирование инклюзивной

ег

культуры в молодежной среде. I

Мы установили, что формирование культуры инклюзивного волонтерства характеризуется тем, что:

- существует и функционирует под влиянием социального заказа и запроса;

ния внешней социально-культурной среды;

- является компонентом профессиональной подготовки бу-

предполагает включение студенческой молодежи в соци-

£ а

s £

5 Заключение (Conclusion)

Анализ современных тенденций и глобальных преобразова- g

а

ний позволяет констатировать влияние социокультурных факторов g

s

в построении социально-ответственного общества. Волонтерство g

является социально-значимым феноменом, позволяющим рассмат- Ц

s

ривать добровольчество как эффективный ресурс реализации соци- g

ального потенциала молодежи в контексте российской молодежной g

g

политики. g

г о

№ g

о ж

о

s № а

р

реализуется в открытой системе, реагирующей на измене- ^

е

с с и

оп он

одг аль ь

от но

дущих педагогов; о -п

вк е

с г

г

то

у ги

ально-полезную деятельность с целью формирования у них волон- де че

нс

терской профессиональной компетенции; о

- формирует мотивацию социально активного образа жизни у молодежи;

- создает условия для проявления студенческих инициатив и самореализации в добровольческой деятельности.

Библиографический список

1. Ворожейкина А. В. Актуальные проблемы формирования готовности студентов педагогических вузов к социально-педагогической деятельности: монография. Челябинск: Изд-во Библиотека А. Миллера, 2018. - 193 с.

2. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & Reznikova E. (2019), "Social and cultural transformation of teacher training tools under digitalization conditions", The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, v. LXXVI, pp. 1088-1093.

3. Никитина Е. Ю., Чалина К. Н. Сущность и особенности проектной деятельности в профессиональном обучении // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 78-96.

4. Бадаева Н. Н., Осипова Н. В. Социальная активность молодежи: во-лонтерство и добровольчество // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2018. № 2 (31). С. 9-13.

5. Загладина Х. Т., Арсеньева Т. Н. Добровольчество (волонтерство) как мощный фактор развития гражданской активности и успешной социализации детей и молодежи. // Воспитание школьников. 2018. № 1. С. 16-22.

6. Роженцева Т. М. Волонтерство как форма социального воспитания молодежи. // Образование. Карьера. Общество. 2019. № 2 (61). С.65-67.

7. Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6. С. 191-199.

8. Киселева И. Н. Использование инновационных подходов к организа-

§ ции волонтерской деятельности в вузах современной России. // Современные

ч

^ наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 105-110

а

§ 9. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А. Социальная волонтерская деятельность

С студентов вуза в условиях инклюзивного образования. // Профессиональное об-

ы разование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 153-159.

L. R. Salavatulina

ORCID No. 0000-0002-9004-7827 Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL STRATEGY FOR FORMING A CULTURE e

OF INCLUSIVE VOLUNTEERING IN PROFESSIONAL I

o

PEDAGOGICAL TRAINING OF STUDENTS »a.

c a

Abstract I

a

Introduction. The article substantiates the relevance of socio-cultural transformations in determining the strategy of state

youth policy and systemic involvement of students in the social

g

life of society and social interaction. The essential characteristics a

c R

of volunteering as a socio-cultural phenomenon, a resource for | successful socialization, personality development and a condition ^

o

for the formation of professional competencies are presented. On the basis of theoretical research and generalization of experience, the possibilities of designing the socio-cultural space of higher | education for the implementation of inclusive volunteering have been identified.

Materials and methods. The methodological basis of the research is built in the aggregate of socio-cultural, competence, process and instrumental approaches. The leading ideas and specifici- ee ty of the indicated approaches made it possible to present the process of forming a culture of inclusive volunteering and to determine didactic strategies in the professional training of students.

Results. The need for the formation of a culture of inclu- g sive volunteering in the professional training of students of a

e

pedagogical university, aimed at assimilating and developing the s

I

i

I

1

"■a

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C6 g

o

a

a

a

S

social-subject experience, professional competencies and social activity of the individual, is revealed. The content of the main stages of the inclusion of student youth in socially useful activities has been developed, in order to form their volunteer professional competence.

Discussion. Organizational, methodological and substantive aspects of inclusive volunteering are discussed on the basis of the conducted research. The conclusion is drawn about the necessity and possibility of expanding volunteer inclusive practice in order to develop professional competencies, form motivation of a socially active lifestyle, tolerance and moral and moral qualities of student youth.

Conclusion. The culture of inclusive volunteering is the ideological basis, value-semantic education, the purpose of which is to accompany in the social space and provide individual assistance to people with disabilities and persons with disabilities, ensuring the development of moral values and professionally significant personal qualities in student youth. The formation of a culture of inclusive volunteering should be considered as an important task of professional training at a university.

Keywords: Volunteering; Inclusion; Volunteering culture; Inclusive education; Volunteering; Vocational education; Student training; Teacher-to-be; Pedagogical university.

Highlights:

The essential characteristic of inclusive volunteering as a

J socio-cultural phenomenon is presented;

H

§ The stages of the formation of a culture of inclusive volun-

-S

teering in the educational process of higher education have been

Kj determined;

Considered didactic strategies for the formation of a culture of inclusive volunteering based on socio-cultural transformations in the professional training of students;

Significant directions and features of the implementation of active volunteer activities and the formation of an inclusive culture in the youth environment have been identified.

"■a

t

í

i c'

References

1. Vorozheykina A.V. (2018), Aktual'nyye problemy formirovaniya a gotovnosti studentov pedagogicheskikh vuzov k sotsial'no-pedagogicheskoy ^ deyatel'nosti [Actual problems of the formation of readiness of students of pedagogical universities for social and educational activities]. Izdatel'stvo "Biblioteka A.Millera", Chelyabinsk, 193 p. (In Russian). |

2. Gnatyshina E., Vorozheikina A., Tsilitskiy V., Salavatulina L. & c^

a

Reznikova E. (2019), "Social and cultural transformation of teacher training g

tt

tools under digitalization conditions", The European Proceedings of Social & C Behavioural Sciences EpSBS, v. LXXVI, pp. 1088-1093. ^

3. Nikitina E.Yu. & Chalina K.N. (2019), Sushchnost' i osobennosti proyektnoy deyatel'nosti v professional'nom obuchenii [The essence and fea-

tures of project activities in vocational training]. Vestnik Chelyabinskogo i

n

gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3, 163-170 (In Russian).

ro

4. Badayeva N.N. & Osipova N.V. (2018), Sotsial'naya aktivnost' molodezhi: volonterstvo i dobrovol'chestvo [Social activity of youth: volunteering and volunteering]. Kazanskiy sotsial'no-gumanitarnyy vestnik, 2 (31), pp. 9-13. (In Russian).

5. Zagladina KH. T. & Arsen'yeva T.N. (2018), Dobrovol'chestvo (vo- -

ro

lonterstvo) kak moshchnyy faktor razvitiya grazhdanskoy aktivnosti i uspesh- d

tío

noy sotsializatsii detey i molodezhi [Volunteering (volunteering) as a power- g ful factor in the development of civic engagement and the successful l socialization of children and youth]. Vospitaniye shkol'nikov, 1, 16-22. (In Russian). í

6. Rozhentseva T.M. (2019), Volonterstvo kak forma sotsial'nogo vos- S

pitaniya molodezhi [Volunteering as a form of social education for young peo- ro

s

ple]. Obrazovaniye. Kar'yera. Obshchestvo, 2 (61), pp. 65-67. (In Russian).

7. Pilipenko A.Yu. (2018), Opyt razvitiya studencheskogo vo-lonterstva i obucheniya volonterov v Pskovskom gosudarstvennom universite-te [Experience in the development of student volunteering and training of volunteers at the Pskov State University]. Vestnik Cherepovetskogo gosudar-stvennogo universiteta, 6, pp. 191-199. (In Russian).

8. Kiseleva I.N. (2017), Ispol'zovaniye innovatsionnykh podkhodov k organizatsii volonterskoy deyatel'nosti v vuzakh sovremennoy Rossii [The use of innovative approaches to organizing volunteer activities in universities in modern Russia]. Sovremennyye naukoyemkiye tekhnologii, 8, 105-110. (In Russian).

9. Martynova T.N. & Gavlo Ye.A. (2019), Sotsial'naya volonterskaya deyatel'nost' studentov vuza v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Social volunteer activity of university students in the context of inclusive education.]. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom, 1 (33), 153-159. (In Russian).

a v la

laS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.