Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №3, Том 10 / 2022, No 3, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-3-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Москвина, И. В. Волонтерская деятельность как средство нравственного воспитания будущих педагогов / И. В. Москвина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 3. — URL: https ://mir-nauki.com/PDF/10PDMN322.pdf
For citation:
Moskvina I.V. Volunteer activity as a means of moral education of future teachers. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(3): 10PDMN322. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
УДК 378 ГРНТИ 14.35.17
Москвина Инна Викторовна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия
Доцент кафедры «Дошкольного и социального образования»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=740650
Волонтерская деятельность как средство нравственного воспитания будущих педагогов
Аннотация. Актуальность настоящей статьи обусловлена потребностью современного общества в воспитании духовно-нравственной, социально-активной личности. В виду этого в ВУЗах создаются различные общественно-значимые организации и движения с целью формирования духовно-нравственного базиса для самореализации студенческой молодежи.
В ходе профессиональной подготовки будущих педагогов одним из эффективных путей их нравственного воспитания и определения собственной гражданской позиции способствует добровольческая деятельность. В связи с этим, данная статья посвящена актуальной проблеме приобщения студентов к волонтерскому движению.
В статье рассматриваются понятия «волонтерская деятельность», «социальное волонтерство», значение и функции волонтерской деятельности в процессе развития морально-этических и нравственных качеств студентов — будущих педагогов. Раскрывается потенциал волонтерской деятельности в профессиональном становлении и личностном росте студенческой молодежи, указаны обязательные условия развития профессиональных компетенций в процессе социального волонтерства.
В данной статье автором представлен опыт приобщения студентов педагогического ВУЗа к волонтерской деятельности по различным направлениям. Предпринимается попытка выявить их отношение к волонтерству на основе метода анкетирования и включенного наблюдения.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о понимании студентами значимости волонтерской деятельности в их личностно-нравственном развитии и позитивном отношении к ней. Наряду с положительными тенденциями в практике волонтерской работы у студентов имеются затруднения, связанные с недостаточностью опыта работы с отдельными категориями людей. Проведенное исследование позволяет утверждать, что волонтерская
деятельность студентов ориентирована на их нравственное воспитание и является одним из приоритетных направлений профессионального становления.
Ключевые слова: нравственное воспитание; волонтерская деятельность; социальное волонтерство; студенты; будущие педагоги; профессиональное становление; личностное развитие
Сегодня Россия в своем развитии проходит непростой исторический этап. Материальные ценности начинают доминировать над общечеловеческими духовно-нравственными, а это провоцирует полную или частичную деградацию личности. Наибольшим изменениям подвергаются ценностные ориентации молодых людей. В результате мы становимся свидетелями того, как у молодежи теряется твердость гражданской позиции, утрачиваются понятия о патриотизме, не поддерживаются ими национальные ценности, отсутствует доброжелательность к окружающим и уважение к различным категориям населения. Безусловно, такой стиль взаимодействия с социумом неприемлем, особенно для студентов — будущих педагогов. Воспитание и развитие у них высоких морально-этических качеств и уважения к человеческой личности обретает особую актуальность [1, с. 23]. Вот почему следует приобщать студентов к социально-значимой волонтерской деятельности, чтобы каждый из них чувствовал необходимость и желание на добровольной основе оказать помощь нуждающемуся в ней, проявить в этом инициативу и самостоятельность. Ведь именно такая деятельность станет для них мощным инструментом развития морально-этических и нравственных характеристик личности будущего специалиста [2, с. 80].
Из работ О.В. Решетникова, И.Ю. Швец, И.В. Ширшовой, К.А. Кондаранцевой следует, что социализация студентов должна базироваться на их активности в ходе самостоятельного решения поставленных задач и возникших проблем. Проявление подобной активности, приводящей к включению студентов в социально-значимую работу, стимулирует вступление молодых людей в добровольческие общественные организации.
Волонтерскую деятельность студентов рассматривают в научной литературе по-разному: как форму воспитательной работы, влияющую на субъективные и объективные личностные характеристики ее участников [3], как новаторскую методику, помогающую студенту обрести огромный воспитательный потенциал 1 , как способ профессионального становления [4], как социальную технологию по самоорганизации молодежи [5], как ресурс активизации творческой инициативы [6, с. 121]; как подход к организации досуга молодых людей [7] и т. п.
Главной задачей участия студентов педагогических ВУЗов в волонтерской работе видится создание благоприятной почвы, на которой у молодых людей формируются морально-нравственные качества, которые востребованы в обществе. В первую очередь волонтеры сталкиваются с проявлением такого качества, как «милосердие». Значение этого
1 Решетников О.В., Швец И.Ю., Ширшова И.В., Кондаранцева К.А. 5 ключей успешной волонтерской программы. Стандарты волонтерского участия. — М.: ГБУ г. Москва «Мосволонтер», 2018. — 110 с. — URL: http://molkhv.ru/mY/kraevoi -volonterskij -tsentr/item/471 -5-klyuchej -uspeshnoj -volonterskoj -programmv-standartv-volontiorskogo-uchastiva — (дата обращения: 14.05.2022).
Страница 2 из 10
Введение
Основная часть
10PDMN322
слова в словаре С.И. Ожегова обозначает готовность прийти на помощь или дать кому-либо прощение на основах человеколюбия и сострадания.
Самый важный принцип волонтерства — безвозмездность. То есть волонтерская деятельность мотивируется не стремлением получить материально-денежное вознаграждение, а желанием удовлетворить свои социальные и духовные нужды. Иными словами, волонтерской деятельностью является неоплачиваемая сознательная деятельность, осуществляемая на добровольных началах. Целью подобной деятельности является не только самореализация, но дарование блага другим людям. Каждый человек, стремящийся бескорыстно помочь реализации социально-значительных проектов, по сути своей является волонтером [8, с. 840].
Второй принцип волонтерства — солидарность. То есть, волонтер работает ради достижения общих целей общества и волонтерской организации.
В реальной жизни волонтерами становятся люди, совершенно различные в своих интересах и личностных качествах. Однако, их всех объединяют несколько характерных черт, без которых волонтерская работа невозможна. Это душевная доброта, способность к глубокой эмпатии, терпимость, бескорыстие, ответственность, честность, умение выстраивать доброжелательные отношения в социуме. Наличие таких нравственных качеств у волонтера пробуждают к нему доверие, стремление помогать его деятельности. В то же время волонтер должен уметь выстраивать четкие личные границы, не поддаваться на манипуляции других людей, всегда осознавать себя личностью и не мириться с ее подавлением [9, с. 207]. Р.И. Амирова, Н.И. Горлова выражают мнение, что на современном этапе все большую актуальность приобретает волонтерская деятельность как способ формирования из студенческой молодежи творческого и активного социального ядра [2, с. 80; 10].
На сегодняшний день волонтерская деятельность обладает несколькими педагогическими функциями, благодаря которым раскрываются личностные нравственные качества студента:
• функция овладения социально-профессиональными умениями и навыками за счет расширения социальных связей — выражается в развитии культуры поведения молодого человека в социуме;
• функция личностно-развивающая — заключается в раскрытии и применении на практике уникальных способностей каждой личности;
• функция профессионально-трудовая — выражается в приобретении студентом первоначальных педагогических навыков, в первичном приобщении к будущей профессиональной деятельности, в появлении новых возможностей построения карьеры;
• функция обогащения собственного социального капитала;
• функция духовно-нравственная — утверждение в современном обществе принципов добра, милосердия, справедливости [11].
Ю.Н. Рюмина отмечает, что обязательными условиями волонтерской работы студентов, которые развивают не только духовно-нравственные качества, но и профессиональные компетенции, являются следующие:
• формирование группы единомышленников, являющихся инициаторами волонтёрства и направляющих работу в нужное русло;
• благоприятный моральный климат в группе волонтеров и в обществе, распространение представлений о том, что волонтером быть престижно;
• использование волонтерской деятельности в качестве одного из инструментов повышения социального статуса студента-педагога;
• организация волонтерской работы в соответствии с возрастными особенностями студентов, с их духовно-нравственными потребностями и внутренней мотивацией [12, с. 30].
В то же время, по мнению И.А. Шаршова, Л.Н. Макаровой и И.Н. Борзых, студенты смогут эффективно заниматься волонтерской деятельностью, если:
• включать в волонтерство студентов-педагогов начиная с первого курса обучения;
• волонтерство органично впишется в процесс внеучебной воспитательной работы;
• в основе волонтерской деятельности будет лежать рефлексивный, обучающий, диагностический компоненты;
• студенты будут осуществлять волонтерскую работу согласно принципам смены и разделения видов деятельности;
• взаимодействие будущих педагогов с преподавателями будет развиваться по вектору «управление — соуправление (координация) — самоуправление» [13, с. 32].
На данный момент в России волонтерская деятельность студентов распространяется на такие сферы, как:
1. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и молодежи.
2. Социальная работа с пожилыми и людьми с ограниченными возможностями.
3. Консультативная помощь и информационная поддержка организации волонтерского движения школьников.
4. Воспитание социальной ответственности детей и подростков [14].
На наш взгляд, социальное волонтерство является наиболее приемлемым видом волонтерской деятельности для нравственного воспитания студентов педагогических ВУЗов. В сферу деятельности социального волонтерства входит помощь нуждающимся пожилым людям, помощь детям из неблагополучных семей, помощь различным категориям людей с инвалидностью, иными словами — помощь социально-незащищенным слоям населения.
Следует заметить, что традиции именно социального волонтерства имеют многовековую историю развития в России, поэтому психологически воспринимается волонтерами как наиболее традиционный вид деятельности [15, с. 32]. Занимаясь социальным волонтерством, студенты начинают формировать в своем коллективе доверительную атмосферу, демонстрировать позитивное отношение и уважение окружающим, отзывчивость, благожелательность — качества, развитие которых необходимо в ходе духовно-нравственного воспитания.
В Шадринском государственном педагогическом университете уже не первый год работает студенческий Волонтёрский Центр, в рамках которого функционируют отдельные отряды — «Молодая гвардия», «Добрая воля» и др., членами которых являются социально-активные студенты.
Отряд «Добрая воля» в Институте психологии и педагогики ТТТГПУ уже много лет осуществляет волонтерскую деятельность в свободное от учебы время и в соответствии с запланированными мероприятиями. Состав отряда ежегодно обновляется и увеличивается за
счет студентов первого курса. Для новичков проводится посвящение в добровольцы. Ребята вступают в ряды «Доброй воли» по собственному желанию и, будучи членами отряда, стараются сохранять его лучшие традиции.
В процессе волонтерской деятельности студентов решается ряд задач:
1. Вовлечение их в социальную практику и развитие навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач.
2. Реализация имеющегося организаторского, творческого и интеллектуального потенциала и развитие у них созидательной активности.
3. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.
Волонтёрская деятельность участников «Доброй воли» основывается на принципах добровольности, ответственности, открытости, систематичности, взаимопомощи, взаимозаменяемости, милосердия, трудолюбия, свободы определения форм работы, осознания социальной значимости волонтёрского движения, творчества, инициативы и активности.
Основными направлениями волонтёрской деятельности студентов-добровольцев ТТТГПУ являются следующие: социальное патронирование пожилых людей (ветеранов войны и труда); службы милосердия для детей-инвалидов; пропаганда здорового образа жизни и профилактика негативных зависимостей; оказание педагогической помощи и организация свободного времени детей и подростков; проведение творческих мероприятий, конкурсов и праздников; экологическая защита; трудовая помощь на территории университета и города; уход за городскими историческими памятниками и обелисками. Как отмечает, О.В. Вакуленко, «студенты-волонтеры имеют возможность проявить свои способности, таланты и знания в разных областях социальной практики, участвуя в социальных и благотворительных акциях, организуя культурно-досуговые мероприятия, разрабатывая и реализуя социальные проекты» [16, с. 229].
Волонтерский студенческий отряд «Добрая воля» сотрудничает в нашем городе с ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», с ГБУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», с ГБУ «Геронтологический центр «Спутник», с КООО зооцентром «Приют надежды» для бездомных животных, для которого волонтеры регулярно устраивают акции по сбору добровольных пожертвований на корм и лекарства, а также на сено к зимнему сезону для собак и кошек.
Студенты-волонтеры проводят мероприятия просветительского характера. Так, совместно с активистами городского отделения Российского Союза Молодежи (РСМ), в марте-апреле текущего года они организовали в МБУ «Краеведческий музей им. В.П. Бирюкова» в рамках проекта «Музейка-ка» настольные игры для школьников города в целях освоения и проверки их знаний об истории и географии Курганской и Свердловской областей.
Кроме того, волонтеры ШГПУ ежегодно проводят множество мероприятий, связанных со знаменательными календарными датами, например, в честь Победы в Великой Отечественной войне. Данные мероприятия направлены на оказание социальной помощи ветеранам, уборку городских территорий, обелисков героям-победителям, на проведение акций, квестов и флешмобов различного уровня: «Парад победителей», «Свеча памяти», «Я рисую мелом», «Посади дерево», «Голос Победы», «Песни Победы» «История Победы», «Голубь мира» и др.
У волонтёров «Доброй воли» есть открытая группа в Интернет-сети, где публикуются различные объявления с новостями о предстоящих делах и сообщениями о проведённых мероприятиях, сопровождающимися фотографиями и видео. В конце учебного года за
активную волонтерскую деятельность студенты-добровольцы поощряются благодарностями и грамотами.
Погружение студентов — будущих педагогов в добровольческую деятельность во многом определяется их отношением к волонтерству как социальному феномену. Представим результаты изучения данного вопроса в нашей статье. Авторами изучались следующие аспекты: осознание студентами волонтерской деятельности как способа социализации; понимание необходимости и значимости волонтерской деятельности в их профессиональном становлении; знание направлений и содержания волонтерской деятельности; регулярность участия в волонтерской деятельности; наличие затруднений и потребности в оказании волонтерской помощи.
Методы
Эмпирический материал данной статьи содержит результаты анкетирования студентов-волонтеров Института психологии и педагогики ШГПУ. В анкетировании приняли участие 34 будущих педагога. В анкету были включены вопросы открытого характера. Ответы на них респонденты формулировали самостоятельно, что позволило выявить особенности рассуждений студентов по поводу отношении к волонтерской деятельности. Результаты анкетирования были подвергнуты качественному и количественному анализу. Приведем некоторые вопросы анкеты для студентов-волонтеров:
1. Давно ли Вы занимаетесь волонтерской деятельностью? Что Вас побудило к этому?
2. С какого возраста лучше начинать волонтерскую деятельность? Почему?
3. Нужно ли приобщать студентов к волонтерской деятельности в настоящее время? Почему?
4. Знаете ли Вы направления волонтерской деятельности? Что входит в их содержание?
5. Как часто Вы участвуете в волонтерской деятельности?
6. Что Вас мотивирует заниматься волонтерской деятельностью?
7. Полезна ли волонтерская деятельность для Вашего профессионального становления?
8. Нужна ли волонтерская деятельность как форма социальной помощи?
9. Бывают ли у Вас затруднения в процессе волонтерской деятельности? Какие?
Результаты
Анализ результатов анкетирования показал, что больше половины студентов (55,1 %) еще до поступления в вуз начали заниматься волонтерской деятельностью. Все респонденты (100 %) считают, что начинать волонтерскую деятельность нужно еще со школьной поры. Также все (100 %) отметили, что следует активно приобщать к этому социально-полезному делу как можно больше участников и аргументировали это такими ответами: «волонтерство несет пользу людям», «помощь со стороны вселяет веру и надежду в лучшее», «волонтерская деятельность облагораживает нас и делает лучше». 75,4 % волонтеров смогли назвать направления и содержание волонтерской деятельности. Они перечислили мероприятия, проводимые ими для пожилых людей, инвалидов, детей-сирот, бездомных животных и т. д.;
84,1 % студентов регулярно участвует в волонтерской деятельности и считает необходимым активно продолжать эту работу в дальнейшем по востребованию; 87 % респондентов указали, что для них важно своевременно оказать посильную помощь, не дожидаясь ответной благодарности. Все студенты (100 %) считают волонтерскую деятельность важным стимулом для своего профессионального становления и личностного роста и указывают, что волонтерство помогает им внутренне совершенствоваться. Они дали примерно такие ответы: «...оказывая помощь, мы и сами внутренне становимся лучше», «волонтерство помогает становиться добрее и милосерднее к ближним». Также все респонденты (100 %) указали, что волонтерская деятельность необходима и важна как форма социальной помощи нуждающимся в ней, что она обязательно поможет им в будущем.
Результаты анкетирования также показали, что часть студентов испытывает затруднения в процессе волонтерской работы. Так, 17,4 % студентов сообщили, что недостаточно хорошо знают, как работать с особенными детьми с ОВЗ, 5,8 % респондентов отметили сложность общения с проблемными подростками, а 20,3 % волонтеров указали, что трудно проводить работу с пожилыми людьми. Высказывания были примерно такими: «Жалко их, они слабые», «Боюсь не угодить, вдруг что-то сделаю не так».
Обобщив результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что студенты считают волонтерскую деятельность актуальной в наше время, стараются участвовать в ней, чтобы нести пользу обществу и доставлять радость окружающим. Полученные в ходе анкетирования эмпирические данные были дополнены включенным наблюдениям за студентами в ходе проведения различных социальных акций. Наблюдение за эмоциональными проявлениями студентов, характером их взаимодействия свидетельствовало о сплоченности и заинтересованности участников, желании делать добрые дела. Студенты считают, что в процессе волонтерской деятельности у них особенно развиваются коммуникативные навыки и личная ответственность, как социально-значимые качества. Всем опрашиваемым волонтерам интересны разовые мероприятия, как возможность быстрого достижения результата.
Итак, анализ научной литературы указывает на актуальность проблемы развития волонтерской деятельности, особенно в среде студенческой молодежи. Несомненно, что волонтерская деятельность является условием формирования компонентов жизнестойкости студентов, так как дает им возможность самореализоваться, приобрести жизненный опыт, проявить гуманные качества и почувствовать удовлетворенность от социально-полезной деятельности. В процессе волонтерской деятельности у студентов — будущих педагогов — происходит органическое сочетание милосердия и профессиональных умений, что позволяет им эффективно заниматься добровольчеством. Участие в волонтерстве формирует у них готовность к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам общества.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о понимании студентами роли волонтерства. Однако, у них имеются определенные трудности, обусловленные недостаточным знанием направлений волонтерской деятельности; недостаточностью практического опыта работы с разными категориями людей, нуждающимися в помощи.
Дальнейшее приобщение и активное вовлечение студентов в волонтерскую деятельность будет способствовать созданию благоприятных условий для их личностного нравственного развития и профессионального становления. Волонтерская деятельность студентов — будущих педагогов в любых ее проявлениях — одна из задач их профессиональной подготовки. Участие в волонтерской деятельности способствует
Страница 7 из 10
Обсуждение
10PDMN322
формированию у них нравственно-гуманных отношений и является способом приобщения к социально-значимой деятельности, играющей решающую роль в формировании личности. Волонтерская деятельность не только обогащает их профессиональное становление новым социальным опытом, но и воспитает в них те нравственные основы, которые впоследствии будут переданы новым поколениям российских граждан.
ЛИТЕРАТУРА
1. Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. — М.: ООО Издательство «Проспект», 2010 — С. 23.
2. Амирова Р.И. Волонтерство как инновационная практика в России / Р.И. Амирова // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Самара, 2017. — С. 80-81.
3. Wilson J. Volunteering // Annual Review of Sociology / J. Wilson. — 2000. — № 26.
— P. 215-240. —
https://www.annualreviews.org/doi/abs/10.1146/annurev.soc.26.1.215 — (дата обращения: 14.05.2022) — (На англ. яз.).
4. Арсеньева Т.Н. Психолого-педагогические основы разработки и внедрения инновационных проектов молодежного добровольчества / Т.Н. Арсеньева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2010. — № 136. — С. 46-55.
5. Екимова С.Г. Волонтерское движение в гуманитарном вузе / С.Г. Екимова // Высшее образование в России. — 2006. — № 12. — С. 92-97.
6. Козодаева Л.Ф. Добровольческая деятельность как основа воспитания нравственных качеств студенческой молодежи / Л.Ф. Козодаева // Вестник ТГУ.
— 2010. — Вып. 11(91). — С. 121-126.
7. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга / Р.А. Стеббинс // Социологические исследования. — 2006. — № 7. — С. 64-72.
8. Вандышева Л.В. Эмоциональный труд волонтеров: анализ опыта реализации / Л.В. Вандышева // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9(Ч. 4). — С. 838-842.
9. Костюченко, М.О. Развитие социальной активности молодежи в процессе волонтерской деятельности / М.О. Костюченко // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2014. — Т. 10. — № 3-2. — C. 207.
10. Горлова Н.И. Современные тенденции развития института волонтерства в России / Н.И. Горлова // Вестник Костромского государственного университета. — 2017.
— Т. 23, № 3. — С. 77-80; То же [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-instituta-volonterstva-v-rossii — (дата обращения: 14.05.2022).
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Казакова ТВ., Басалаева Н.В., Захарова ТВ., Яковлева Е.Н., Осяк С.А. Волонтерство как направление воспитательной работы в ВУЗе / Т.В. Казакова, Н.В. Басалаева, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева, С.А. Осяк // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 4; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20442 — (дата обращения: 13.05.2022).
Рюмина Ю.Н. Формирование социальной активности студентов вуза в процессе волонтерской деятельности / Ю.Н. Рюмина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2013. — 130 с.
Шаршов И.А., Макарова Л.Н., Борзых И.Н. Содержание профессионального воспитания студентов в современном вузе / И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова, И.Н. Борзых // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2016. — Т. 15.
— № 4. — С. 31-36.
Жуйкова Т.П., Батандаева Т.А. Волонтерское движение как средство нравственного становления будущих педагогов / Т.П. Жуйкова, Т.А. Батандаева // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 948-951. URL: https://moluch.ru/archive/104/24423/ — (дата обращения: 12.05.2022).
Кузнецова Л.Н. Развитие коммуникативной компетентности студентов педагогических вузов посредством волонтерской деятельности / Л.Н. Кузнецова.
— Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. — С. 126.
Вакуленко О.В. Особенности формирования жизнестойкости студентов педвуза / О.В. Вакуленко // Социальные, психолого-педагогические и правовые аспекты жизнестойкости как фактора социализации личности: материалы междунар. науч.-практ. конф., 28 марта 2019 г. / Междунар. акад. наук пед. образования, Баранович. гос. ун-т, Тараз. гос. пед. ун-т, Шадр. гос. пед. ун-т, Управление образования г. Каменск-Уральского; под ред. И.Ю. Блясовой. — Шадринск: ШГПУ, 2019. — С. 227-231.
10PDMN322
Moskvina Inna Viktorovna
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=740650
Volunteer activity as a means of moral education of future teachers
Abstract. The relevance of this article is due to the need of modern society in the education of a spiritual and moral, socially active personality. In view of this, various socially significant organizations and movements are being created in universities in order to form a spiritual and moral basis for the self-realization of student youth.
In the course of professional training of future teachers, one of the effective ways of their moral education and determination of their own civic position is promoted by volunteering. In this regard, this article is devoted to the actual problem of introducing students to the volunteer movement.
The article discusses the concepts of "volunteering", "social volunteering", the meaning and functions of volunteering in the process of developing the moral, ethical and moral qualities of students — future teachers. The potential of volunteering in the professional development and personal growth of student youth is revealed, the mandatory conditions for the development of professional competencies in the process of social volunteering are indicated.
This article presents the experience of introducing students of a pedagogical university to volunteer activities in various areas. An attempt is made to identify their attitude to volunteering based on the method of questioning and participant observation.
The results of the empirical study indicate that students understand the importance of volunteering in their personal and moral development and have a positive attitude towards it. Along with positive trends in the practice of volunteer work, students have difficulties associated with insufficient experience in working with certain categories of people. The conducted research allows us to assert that the volunteer activity of students is focused on their moral education and is one of the priority areas of professional development.
Keywords: moral education; volunteering; social volunteering; students; future teachers; professional development; personal development
10PDMN322