Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №2, Том 6 / 2018, No 2, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-2-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/22PDMN218.pdf
Статья поступила в редакцию 21.03.2018; опубликована 15.05.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Васильковская М.И. Институт волонтерства как ресурс личностно -профессионального становления специалиста социально-культурной деятельности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2, https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN218.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vasilkovskaya M.I. (2018). Institute of volunteering as a resource for personal and professional development of a specialist in social and cultural activities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/22PDMN218.pdf (in Russian)
УДК 37.09 ГРНТИ 14.35.07
Васильковская Маргарита Ивановна
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», Кемерово, Россия
Доцент кафедры «Социально-культурной деятельности»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://ehbrary.ru/author_proffle.asp?id=799960
Институт волонтерства как ресурс личностно-профессионального становления специалиста социально-культурной деятельности
Аннотация. В статье автор рассматривает личностно-профессиональное становление современного выпускника по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность», который должен в полной мере владеть знаниями о новых исследованиях в теории и практике социально-культурной деятельности, чтобы хорошо ориентироваться и четко знать тонкости профессии.
В статье автор рассматривает сущность определений понятий «волонтерская деятельность» и «институт волонтерства». Также акцентирует внимание на том, что личностно -профессиональное развитие обучающихся в высшей школе происходит более эффективно на основе их участия в деятельности института волонтерства, связанных возможностью осуществлять социально - значимую деятельность в том числе и средствами социально-культурной деятельности.
При этом, автор статьи актуализирует социально-культурные проекты как механизм развития института волонтерства, являющийся важным инструментом в личности-профессиональном становлении специалиста социально-культурной деятельности и приводит - социально-культурный проект волонтерской направленности «СВЕТ» (Сотрудничество, Волонтерство, Единство, Творчество), инициированный волонтерским объединением Кемеровского государственного института культуры.
Основная идея проекта, представленного автором статьи, заключается в развитии института студенческого волонтёрства в системе социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья для восстановления их культурного статуса и расширения творческого потенциала; органичном формировании универсальных и
https://mir-nauki.com
профессиональных компетенций студентов-волонтёров направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в условиях социально-ориентированных профессиональных проб; в осуществлении тьюторского сопровождения студентов-волонтёров при составлении программ социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и программ личностного и профессионального роста.
Проведенное автором исследование по созданию и реализации социально-культурного проекта волонтерской направленности, способствующего развитию института волонтерства в России, показывает, что обучающиеся вуза, реализуя волонтерскую деятельность, имеют возможность определить свои собственные жизненные ценности, получить новый опыт профессиональной деятельности, который был эмоционально пережит ими и мог рассматриваться как потенциал их личностно-профессионального развития.
Ключевые слова: волонтерская деятельность; институт волонтерства; студенческая молодежь; бакалавр; социально-культурная деятельность; методы; социально-культурный проект; показатели; профессиональные компетенции. личностно-профессиональное становление
В современных социально-экономических условиях в России возникает острая необходимость в специалистах, ориентированных на гуманистические ценности, имеющих потребность вносить личный вклад в общественно-политическую жизнь общества, проявлять социальную активность и готовых оказывать профессиональную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации [1]. Такими специалистами могут и должны стать выпускники вуза, обучающиеся по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность». Современный выпускник по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» должен в полной мере владеть знаниями о новых исследованиях в теории и практике социально-культурной деятельности, чтобы хорошо ориентироваться и четко знать тонкости профессии. Перед учреждениями высшего образования, а также перед преподавателями возникает проблема выбора образовательных технологий обучения, дающих возможность выпускникам готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов: технологической, педагогической, организационно-управленческой, проектной, художественно-творческой; при этом формировать компетенции: универсальные, общепрофессиональные, профессиональные. Решение данной проблемы возможно в реализации волонтерской деятельности, а именно молодежного института волонтерства [7].
Основываясь на исследованиях ученых Е.С. Азаровой, С.В. Алещенок, Е.В. Акимовой, Л.В. Вандышевой, Г.П. Медведевой, Л.Е. Никитиной, Е.А. Пановой, С.В. Тетерского и др., волонтерскую деятельность можно рассматривать как важный психолого-педагогический ресурс для приобретения обучающихся высшей школы жизненного, практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, системного восприятия будущей профессиональной деятельности, воспитания профессионально-значимых качеств личности [4].
Именно волонтерская деятельность, по утверждению Л.В. Вандышевой, Г.П. Медведевой и других авторов, способствует альтруистическому поведению будущих специалистов, развивает у ее участников мотивацию профессиональной деятельности. В контексте научных исследований Н.А. Бердяева, И. Канта, М. Хайдеггера, И.Г. Фихте, К. Ясперс и др., рассматривается волонтерская деятельность в вузе как ресурс, позволяющий развивать у обучающихся потребность в внимательном отношении к людям, их проблемам, взаимодействовать с различными категориями населения, которые попали в трудные
жизненные ситуации, способствовать глубинным внутренним самоизменениям студентов, развивать высокую личную ответственность [8].
Анализ научных трудов философов и психологов таких как М.М. Бахтин, М.С. Каган, И.С. Кон, М.К. Мамардашвили, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, М. Шелер и др., позволили нам сделать вывод о том, что волонтерская деятельность в гуманитарном вузе может стать одним из рессурсов их личностно-профессионального развития, мощно регулирующим поведение обучающихся, ценностное отношение к будущей профессиональной деятельности, корректировать жизненные цели [6].
Основные положения психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, К.А. Абульханова-Славской и др. помогли нам дать определение волонтерской деятельности как «деятельностного ресурса», который способен изменить мотивацию, иерархию ценностных ориентаций обучающихся высшей школы, при этом развивать профессионально-значимые качества личности студенческой молодежи.
В контексте названных методологических подходов мы определяем волонтерскую деятельность в вузе как общественно-полезную деятельность студентов, направленную на оказание помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, обеспечивающую развитие у будущих специалистов нравственных ценностей и профессионально-значимых качеств личности [9].
Под институтом волонтерства нами понимается социальный институт, представляющий собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития, систему ценностей, норм, идеалов, а также образцов поведения людей в общественно-полезной деятельности на принципах безвозмездности [2, с. 57].
Анализ изученной литературы позволяет нам акцентировать внимание на том, что личностно-профессиональное развитие обучающихся в высшей школе происходит более эффективно на основе их участия в деятельности института волонтерства, связанных возможностью осуществлять социально - значимую деятельность в том числе и средствами социально-культурной деятельности. Совместное социально-значимое дело или социально-культурный проект в деятельности института волонтерства это и есть среда, которая способствует развитию гуманистических ценностей, обретению личностных смыслов обучающихся, формированию нового вида деятельности, выраженной в сформированной потребности заботы о нуждающихся людях, служении и помощи, готовности преобразовывать и развивать личностные качества в результате волонтерской деятельности [10].
При этом, основные задачи института волонтерства соответствуют требованиям к результатам освоения программы бакалавриата направления подготовки «Социально-культурная деятельность», а именно категориям универсальных компетенций, таких как:
• системное и критическое мышление;
• разработка и реализация проектов;
• командная работа и лидерство;
• коммуникация;
• межкультурное взаимодействие;
• самоорганизация и саморазвитие (в том числе и здоровьесбережение);
• безопасность жизнедеятельности [7].
На наш взгляд, социально-культурные проекты как механизм реализации института волонтерства является важным инструментом в личности-профессиональном становлении
специалиста социально-культурной деятельности. Примером этого может служить социально-культурный проект волонтерской направленности «СВЕТ (Сотрудничество, Волонтерство, Единство, Творчество), инициированный волонтерским объединением Кемеровского государственного института культуры.
Основная идея проекта заключается в развитии института студенческого волонтёрства в системе социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья для восстановления их культурного статуса и расширения творческого потенциала; органичном формировании универсальных и профессиональных компетенций студентов-волонтёров направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в условиях социально-ориентированных профессиональных проб; в осуществлении тьюторского сопровождения студентов-волонтёров при составлении программ социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и программ личностного и профессионального роста.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), «Стратегии инновационного развития России до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р) особое внимание уделяется опережающему развитию человеческого потенциала, роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, прежде всего, в учреждениях системы образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности. Особое внимание в данных документов уделяется разработке эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, их реабилитации и социальной интеграции. В связи с вышесказанным актуальность проекта, интегрирующего целевые установки по социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и профессиональной самореализации студентов -волонтёров направления подготовки «Социально-культурная деятельность», не вызывает сомнений.
В постановке проблемы и описании актуальности социально-культурного проекта говорится о том, что в России культурный феномен волонтерства находится в стадии институциализации. Об этом свидетельствуют упоминания о нем на уровне Федерального законодательства, Посланий Президента. Для нашей страны такая форма взаимодействия общества и государства в настоящий момент представляется перспективной, так как и общество, и государство объективно нуждаются в расширении круга доверия и сотрудничества между различными социальными группами, в том числе, между студентами-волонтёрами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Представляется, что в силу некоторых объективных обстоятельств, это взаимодействие еще не достигло наивысшей точки своего развития и находится в стадии активного роста. К настоящему моменту достаточно полно исследованы экономические аспекты волонтерства, психологические характеристики волонтеров, вопросы мотивации, а также волонтёрская активность в рамках формирования гражданского общества. Однако недостаточно изученным представляется феномен студенческого волонтерства в социокультурном контексте. Таким образом, проблема решаемая в проекте «СВЕТ», связана с необходимостью осуществления комплексного подхода к развитию института волонтерства и недостаточной сопряжённостью процессов профессиональной подготовки студентов-волонтёров направления подготовки «Социально-культурная деятельность», предполагающей использование тьюторской помощи в организации волонтёрской деятельности, и практическим применением сформированных компетенций студентов-волонтёров в социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях расширения их творческого потенциала, удовлетворения и развития духовных потребностей и социальной активности.
Основными целевыми группами социально-культурного проекта являются лица с ограниченными возможностями здоровья, студенты-волонтёры направления подготовки «Социально-культурная деятельность» Кемеровского государственного института культуры.
Основная цель проекта: развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности в условиях волонтёрской деятельности при реализации процесса социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Отметим задачи проекта:
1. Разработать и реализовать программы социально-культурной реабилитации на основе социально-культурных технологий для расширения творческого потенциала, удовлетворения и развития духовных потребностей и социальной активности лиц с ограниченными возможностями здоровья в досуговой деятельности.
2. Способствовать гуманизации профессиональной подготовки, формированию универсальных и профессиональных компетенций студентов-волонтёров направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в контексте реализации программ саморазвития личностного и профессионального роста.
3. Разработать информационно-методическое обеспечение сопровождения (тьюторства) студентов-волонтёров по подготовке программ социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и программ саморазвития личностного и профессионального роста.
Методы реализации проекта: арт-терапия, как метод социально-культурной реабилитации для развития творческих способностей лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства; информационно-просветительская технология, направленная на получение субъектами волонтёрской деятельности по реализации социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья новых знаний и умений; культуротворческая технология, создающая условия для творческого развития личности с целью преодоления депрессии, укрепления уверенности в себе и получение эстетического удовольствия от результатов своего труда; рекреативно-оздоровительная технология, ориентированная на оздоровительную деятельность и формирование здорового образа жизни; технология социально-культурной анимации - реабилитационная технология психологической направленности, позволяющая достичь эффекта «одухотворённости, оживления» психоэмоциональной сферы, мировоззренческих установок и позитивации восприятия жизненной ситуации, а так же контекстная технология обучения, в которой с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста на основе решения профессионально-ориентированных задач с поддерживающими их алгоритмами выполнения конкретных действий.
Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта) условно разделены на 3 этапа: подготовительный, основной и этап последействия.
Перечислим методы основного этапа проекта «СВЕТ»:
1. Открытая лекция: «Концептуальные основы и технологические механизмы волонтёрства».
2. Круглый стол: «Формирование и развитие института волонтерства в социально-культурной деятельности студенческой молодежи».
3. Научно-практический семинар «Гуманизация профессиональной подготовки: формирование универсальных и профессиональных компетенций студентов-волонтёров направления подготовки «Социально-культурная деятельность» в контексте реализации программ социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
4. Открытая лекция: «Социально-культурные технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в деятельности института волонтерства».
5. Мастер-класс для студенческой молодежи «Арт-терапия как метод социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
6. Деловая игра для волонтеров «Социально-культурная анимация в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
7. Открытая лекция «Социально-культурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья: комплексный подход».
8. Психолого-педагогические особенности людей пожилого возраста.
Методы основного этапа:
1. Социально-культурная акция «Сделаем мир ярче» для пациентов Областного госпиталя ветеранов войн г. Кемерово.
2. Творческая мастерская для детей МБУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Фламинго", г. Кемерово.
3. Тематические концертные программы, посвящённые празднованию календарных праздников (Нового года, Международного женского дня 8 марта, Дню защитника Отечества, Дню защиты детей и др.).
4. Конкурсно-игровые программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Организация занятий по арт-терапии для пациентов Областного клинического госпиталя ветеранов войн и пациентов государственных станционарных учреждений социального обслуживания Департамента социальной защиты населения Кемеровской области: Государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Кемеровский дом - интернат для престарелых и инвалидов Департамента социальной защиты населения Кемеровской области и др.
6. Организация творческих встреч с самодеятельными театральными коллективами г. Кемерово, показы театральных постановок для пациентов Государственного стационарного учреждения социального обслуживания «Журавлевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Департамента социальной защиты населения Кемеровской области.
7. Открытый вебинар «Формирование профессиональной компетентности студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность»: контекстная технология обучения и программы саморазвития личностного и профессионального роста».
Методы реализации 3 этапа проекта «Перспективы развития института волонтерства в Российской Федерации».
1. Фестиваль методических идей: «Опыт развития института студенческого волонтерства в социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья».
2. Диспут-клуб: «Тьюторство в волонтёрской деятельности по социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3. Научно-методическая площадка по разработке информационно-методического обеспечения сопровождения студентов-волонтёров по подготовке программ социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья и программ саморазвития личностного и профессионального роста.
4. Издание сборника методических материалов: «Социально-культурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в деятельности молодежного института волонтерства Российской Федерации».
Отметим количественные показатели представленного социально-культурного проекта.
1. Социально-культурный проект «СВЕТ» объединяет не менее 500 чел.: студенты Кемеровского государственного института культуры, участники волонтерского отряда вуза, а также лица с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся благополучателями проекта).
2. Привлечение не менее 10 творческих объединений для участия в реализации проекта.
3. По итогам проектной деятельности сформированы не менее 5 волонтерских отрядов молодежи.
4. Издание сборника методических материалов: «Социально-культурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в деятельности молодежного института волонтерства Российской Федерации» в количестве не менее 500 экз.
5. Сформированы партнерские отношения между организациями, работающими с волонтерским молодежным отрядом, не менее 5 договоров о совместной деятельности.
6. Организовано 19 мероприятий, направленных на личности-профессиональное становление специалиста направления подготовки «Социально-культурная деятельность».
В создании социально-культурного проекта «СВЕТ» и поддержки его реализации большой вклад был внесен заведующей кафедры социально-культурной деятельности Кемеровского государственного института культуры Людмилой Ивановной Лазаревой, кандидата педагогических наук, доцента.
Таким образом, проведенное нами исследование по созданию и реализации социально-культурного проекта волонтерской направленности, способствующего развитию института волонтерства в России, показывает, что обучающиеся вуза, реализуя волонтерскую деятельность, имеют возможность определить свои собственные жизненные ценности, получить новый опыт профессиональной деятельности, который был эмоционально пережит ими и мог рассматриваться как потенциал их личностно-профессионального развития.
https://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Агеева Н.А. Социокультурные образцы как эффективное средство духовного возрождения семьи и общества [Текст] / Н.А. Агеева // Гуманитарные и социальные науки. - М., 2012. - № 3. - С. 58-64.
Васильковская М.И., Пономарёв В.Д. Социально-культурное творчество участников молодежных объединений в формировании института волонтерства: [Текст] / М.И. Васильковская, В.Д. Пономарев // монография - Кемерово: КемГИК, 2017. - 192 с.
Гололобова А.В. Роль волонтерского движения в развитии гражданских качеств студентов медицинского вуза [Текст] / А.В. Гололобова // Педагогическое образование в России. М., 2011. - № 1. - С. 99-105.
Гуничева Е.Л. Управление развитием лидерских качеств активности как фактор формирования системы студенческого самоуправления [Текст] / Е.Л. Гуничева // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. М., 2007. - № 7. - С. 12.
Звенигородская, Г.П. Теория и практика развития рефлексивных способностей учащихся в образовательном процессе [Текст] / Г.П. Звенигородская // Учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2000.
Москвина, Н.Б. Педагогическое обеспечение трансформации риска личностно-профессиональных деформаций учителей в ресурс развития: [Текст] / Н.Б. Москвина // монография. - Хабаровск.: Изд-во ХГПУ, 2005.
Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации и гуманитаризации высшего образования [Текст] С.В. Крамская // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 6. - С. 5-9.
Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования-бакалавриат по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751348/pdf, свободный. -Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Семенюк Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://delist.ru/article/05042007_semeneuklm/page8.html/ pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Шаповал Г.Н. «О понятии профессиональная компетентность» в современной педагогической науке [Текст] / Г.Н. Шаповал // Успехи современного естествознания. М. - 2011. - № 8. - С. 201-202.
Юдина Т.А., Григоращенко-Алиева Н.М. Организация волонтерского движения в молодежной среде (социальный аспект) [Текст] / Т.А. Юдина, Н.М. Григоращенко-Алиева // Известия Сочинского государственного университета. Сочи: СГУ - 2012. - № 3 (21) - С. 199-202.
Vasilkovskaya Margarita Ivanovna
Kemerovo state institute of culture, Kemerovo, Russia E-mail: [email protected]
Institute of volunteering as a resource for personal and professional development of a specialist in social and cultural activities
Abstract. In the article the author considers the personal and professional development of the modern graduate in the field of training "Social and cultural activity", which should fully know about new research in the theory and practice of social and cultural activities, to navigate and clearly know the intricacies of the profession.
In the article the author considers the essence of definitions of the concepts "volunteer activity" and "Institute of volunteering". The author also emphasizes that the personal and professional development of students in higher education is more effective on the basis of their participation in the activities of the Institute of volunteering associated with the ability to carry out socially significant activities, including the means of social and cultural activities.
At the same time, the author actualizes socio-cultural projects as a mechanism for the development of the Institute of volunteering, which is an important tool in the personality-the professional development of a specialist in socio-cultural activities and leads - socio-cultural project volunteer orientation "LIGHT" (Cooperation, Volunteering, Unity, Creativity), initiated by the volunteer Association of the Kemerovo state Institute of culture.
The main idea of the project presented by the author of the article is to develop the Institute of student volunteering in the system of social and cultural rehabilitation of persons with disabilities to restore their cultural status and expand their creative potential; organic formation of universal and professional competencies of volunteer students of the direction of training "Social and cultural activity" in a socially-oriented professional samples; in implementation of tutor support of students-volunteers at drawing up programs of social and cultural rehabilitation of persons with limited opportunities of health and programs of personal and professional growth.
The author's research on the creation and implementation of a socio-cultural project of volunteer orientation, contributing to the development of the Institute of volunteering in Russia, shows that students of the University, implementing volunteer activities, have the opportunity to determine their own life values, get a new experience of professional activity, which was emotionally experienced by them and could be considered as a potential for their personal and professional development.
Keywords: volunteer activities; Institute of volunteering; student youth; bachelor; socio-cultural activities; methods; socio-cultural project; indicators; professional competence. personal and professional development