DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-166-175
Воспитание здорового образа жизни у молодежи в учреждениях культуры
А.Д. Жарков
Московский государственный институт культуры
141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7
State University of Culture
Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: воспитание, здоровый образ жизни, молодежь, учреждения культуры.
Key words: education, healthy lifestyle, youth, cultural institutions.
Резюме: Статья посвящена воспитанию здорового образа жизни у молодежи в учреждениях культуры. Самоизоляция позволила молодежи обратиться к самым важным темам современной жизни. Смыслообразующие учреждения культуры демонстрируют нашему обществу свою значимость, без пафоса и без паники, не взирая на COVID-19, на цифровую революцию, другие метаморфозы, целеустремленно и последовательно готовы проводить воспитание здорового образа жизни у молодежи.
Abstract: The article is devoted to the education of a healthy lifestyle among young people in cultural institutions. Self-isolation allowed young people to address the most important topics of modern life. Meaning-forming cultural institutions demonstrate their importance to our society, without pathos and without panic, regardless of COVID-19, the digital revolution, and other metamorphoses, they are purposefully and consistently ready to educate young people about a healthy lifestyle.
[Zharkov A.D. Education of a healthy lifestyle among young people in cultural institutions]
Цель воспитания здорового образа жизни в учреждениях культуры - создание педагогических условий для более эффективного результата этого направления деятельности. Это целый комплекс различных видов, форм деятельности. Коронавирус оказал огромное воздействие на все слои общества, в том числе и на молодежь, которые составляют костяк среди участников художественной самодеятельности, клубов по интересам, любительских объединений. Все это требует создания условий для полноценного развития молодого человека. Это прежде всего, знания, способность оценивать ценность своей жизни, т.е. рефлексии.
Поэтому воспитание здорового образа жизни у молодежи в учреждениях культуры в условиях всемирной пандемии приобретает совершенно иной смысл.
Актуально понять, что большинство молодежи в силу различных причин неадекватно относится к своему здоровью, которое проявляется в различных формах поведения.
И здесь для педагогики совместно с психологией открывается новое поле деятельности. При их традиционной исторической тесной связи появляется общий предмет изучения и понимания природы человеческого бытия.
По своей сущности учреждения культуры рассчитаны на массовую и групповую аудиторию, и сейчас вынуждены переходить на индивидуальные формы и методы деятельности. Поэтому автор выделяет основные составляющие личностно-ориентированного подхода в данном контексте. Актуальность обеспечения самобезопасности у молодого человека к воздействиям внешних факторов: пандемии, экологии, климата и т.д. Стремление к самопознанию, рефлексии, креативности, творчеству. Одним словом, попытаться изменить свою психологию, подчинить ее воспитанию здорового образа жизни у молодежи.
Согласен с Бондаревской Е.В. «Гуманистическое личностно-ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей» (Бондаревская, Кульневич, 1999: 121).
Ценность деятельности учреждений культуры в условиях пандемии состоит в том, что они действуют непосредственно в социуме. И поэтому могут делать упор на самосознание, самореализацию и самоутверждение молодого человека. На первый план сегодня выходят учения о методологии.
По К.К. Платонову личностно-ориентированный подход - это индивидуальный подход к каждому человеку.
По Н.Г. Савиной личностно-ориентированный подход в его отличии от индивидуального, предполагает целостность.
Появление на планете Земля Сovid-19 коренным образом изменил жизнь людей. Однако люди, привыкшие к культурно-массовым программам даже во время антикоронавирусных мер, невзирая на высокие штрафы, посещали их. В Санкт-Петербургском «Ледовом дворце» известный рэпер Баста (Василий Вакуленко) выступил с концертом. Из видео самого Басты в Instagram видно, что никакие ограничения в отношении зрителей не действуют: тысячи меломанов, стоя плечом к плечу, подпевали ему без масок. Этот факт вызвал большое возмущение у общественности России.
Жители нашей страны возмущены не только поступком Басты, который сначала в социальной рекламе за гонорар агитирует население ходить в масках и перчатках, а когда появилась возможность еще больше заработать, то здесь оказалось все равно в масках аудитория и перчатках или нет. А ведь молодежная аудитория - будущее страны.
Поэтому воспитание у молодежи здорового образа жизни предполагает уравновешенный профессионализм. Изменение отношений личности во всех векторах образа жизни связано с повышением требований к поведению молодежи в условиях досуга.
Отсюда, изменение функций досуга обеспечивает расширение возможностей для воспроизводства профессиональных компетенций для молодых людей, ослабленных под воздействием коронавируса. Это требует временных ограничений, «примирения» отдельных потребностей и интересов, их сопряженности с государственными интересами.
Ограничение деструктивных форм поведения и отдыха молодежи при реализации рекреативно-развивающей функции досуга является достижением в улучшении общественного порядка в социуме. Несмотря на то, что молодые люди, не систематически занимаются в учреждениях культуры, а только в удобное время, то в этот момент возрастает цена общения. Происходит настоящий поворот к молодому человеку на базе педагогики сотворчества.
А поскольку учреждения культуры располагают условиями для вовлечения молодого человека в мир культуры, творчества, то возникает позитивно-ценностное отношение ко всем направлениям жизнедеятельности.
Л.С. Жаркова утверждает, что «Культурные интеграторы имеют персонифицированный характер, то их носителем и социально-культурным измерением является образ конкретного исторического человека или личность современника. На уровне личностного сознания мотивация сливается с национально-культурной историей, ее преданиями, внутри которых происходит «самоузнавание» культурного субъекта, его идентификация с носителями ценностей, примеров, аналогий, предостережений» (Бондаревская, Кульневич, 1999: 121).
Специалистам и педагогам учреждений культуры важно помнить, что этот процесс детерминирован как внешними факторами: религией, государственностью, ландшафтом, климатом, бытовой культурой, так и внутренними: мужеством, способностью защитить свою семью перед возникшими сложными обстоятельствами, ответственностью, способностью к новому жизненному опыту. Для этого нужны «Учреждения культуры, которые представляют собой сложную социальную, культурную, экономическую, психологическую, педагогическую и художественную систему, имеющую соответствующую структуру из взаимосвязанных элементов, способных целесообразно функционировать для оптимального выполнения поставленных задач, ориентированную на системную связанность с окружающей средой во всей совокупности общественно-экономических отношений» (Жаркова, 2010: 130).
Здесь следует подчеркнуть огромное значение традиций. Учреждения культуры всегда были центрами воспитания, а посетители всех возрастов - воспитуемыми. Все процессы, которые проходят в деятельности учреждений культуры в социуме, выражают внутреннее состояние молодых людей и обусловлено законами педагогики, которые в свою очередь вытекают из законов природы.
Надо учитывать, что во время пандемии даже в здоровом молодом организме происходят очевидные изменения физиологического характера. Поэтому повышается желание компенсировать утерянное, то есть двигательные навыки и психологическую усталость. Здесь можно проявить свой потенциал и осуществить восхождение к индивидуальности. Актуально и то, что молодой человек приобретает опыт включенности в коллективный творческий процесс.
В связи с появлением коронавирусной инфекции коренным образом изменился перцептивно-коммуникативный процесс в жизни молодежи. Обязательное ношение масок и перчаток лишает человека личностно-смыслового общения.
Не случайно возникает мысль о том, что именно по человеческому общению был нанесен главный удар. Сегодняшняя ситуация требует сбалансированного досугового общения, получающегося в процессе творческого сотрудничества в новых формах виртуальности, иллюзорности и визуальности.
Вторжение игрового потенциала в информационно-коммуникативные технологии в корне меняет у молодежи отношение к современному досугу. Шоу-бизнес впервые встретился с элементарными финансовыми трудностями, что привело к истерическим воплям по поводу их тяжелой жизни. И государству немедленно нужно переориентироваться на помощь «несчастным» миллионерам.
Только в учреждениях культуры нет никакой паники. Они как финансировались в нашем государстве по остаточному принципу, так и финансируются. Главное, что специалисты учреждений культуры не вносят изменений в содержание своей деятельности, базовые ценностные ориентации, направленные на воспитание у молодежи гражданственности, то есть понимания того, что во время таких серьезных испытаний, каким является всемирная пандемия молодой человек осознает повышенную ответственность за судьбу своей страны и строит свое взаимодействие с окружающими с позиции взаимопонимания. Это позволяет самому развиваться как личности и помогать старшим людям. Отсюда, огромный всплеск за создание благоприятной атмосферы общения, движение добровольцев в волонтеры и т.д.
Поскольку данная социокультурная ситуация в стране позволяет молодым людям проявлять активность, энергичность, надо научится быстро принимать решения, креативно и творчески мыслить.
Выдающийся психолог Л.С. Выготский постоянно повторял: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день». Эта задача специалистов учреждений культуры придает уверенности молодежи в себе, рефлексии, а значит, и желание достичь новых вершин в творчестве, только на базе здорового образа жизни.
И все-таки А.А. Бодалев акцентирует внимание на общении. «Наверное не надо тратить много слов на доказательство положения: чем бы ни был занят человек, какой бы профессией он ни обладал, он должен знать и понимать людей и уметь к каждому из них подойти. Достижение такого понимания и овладение умением находить оптимальные способы общения, создающие у человека рабочий подъем, настраивающие его на мажорный лад, ведущие к развитию доброжелательного отношения к окружающим, - это дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Одним из условий получения именно такого результата является глубокое знание психологии другого человека - прежде всего его ценностных ориентации, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах, в уровне его притязаний. Необходимо также и знание имеющегося у человека представления о себе, знание того, что человеку в самом себе нравится, что он себе приписывает, а против чего восстает» (Бодалев, 2001: 63).
Как видим, процесс общения многогранен, но главное это взаимодействие с другим человеком. Поэтому существенное значение имеет культурная среда учреждения культуры, обеспечивающая процесс общения.
Профессор А.Д. Жарков подробно рассматривает понятие среды, как ведущего фактора воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры, показывает, что она коренным образом отличается от домашней, бытовой и производственной среды. Среда учреждения культуры портретирует здоровый образ жизни, ее уровень и качество, обеспечивая личности молодого человека «процесс смыслотворчества и жизнетворчества» (Жарков, 2007: 84).
Среда учреждения культуры - это не только фабрика по производству смыслов, набор художественно-ценностных компонентов, но и форм деятельности. Своей внутренней структурой она моделирует процессы воспитания здорового образа жизни и тем самым определяет стиль поведения молодежи.
Среда учреждения культуры - это особый вид целенаправленного воздействия на аудиторию по объективным законам с учетом субъективных желаний и интереса. Основополагающими действиями становятся: наличие руководящей мысли, цели, пространства-времени, среды, форм, средств, методов.
У специалистов учреждений культуры появляются новые возможности найти адекватные способы действий, обеспечивающих процессы самопознания, самостроительства и самореализации молодежи.
«Новые возможности неизменно сопровождаются новыми рисками. Преодоление рисков возможно только при условии готовности молодого человека стать субъектом собственной жизни, при наличии развитой способности и навыков самоорганизации и самодеятельности» (Мирошкина, Шинина, 2011: 158).
Новые возможности воспитательного воздействия появляются внутри различных видов, форм и методов деятельности учреждений культуры.
Процесс воспитания здорового образа жизни у молодежи позволяет уточнить понятие «Самоорганизация» - это личностная ориентация, а деятельность учреждений культуры естественное образования, доминирующий процесс. «Самоорганизация отлична от организации и предстает как иррациональная согласованность людей, их творческая (и не только творческая) направленность на «эффективные» совместные действия» (Хохлова, 2012: 92).
Процесс самоорганизации можно рассматривать как совокупность действий, происходящих в условиях досуга в конкретной реальности. Это в свою очередь дает возможность действующим в объективном пространстве и преобразующем его.
«Личная организованность становится важнейшим навыком для выживания в современном мире, где добиваются успеха лишь те, кто умеет эффективно организовывать себя и свое окружение. Самоорганизация - это процесс, с помощью которого мы создаем окружение, позволяющее нам жить, работать и отдыхать так, как мы этого хотим» (Моргенстерн, 2006).
Что касается самоопределения в процессе воспитания здорового образа жизни молодежи, то оно может длиться в течение всей жизни.
«Самоопределение - это установление человеком своих собственных особенностей, возможностей, способностей, выбор человеком критериев, норм оценивания себя, «планки» для себя, ценностей, исходя из требований социума и к самому себе; активный процесс понимания себя, своего места в обществе из своего назначения в жизни; сложный, многоступенчатый процесс развития человека» (Яруллина, 2004: 20).
Самоопределение в процессе воспитания здорового образа жизни в учреждениях культуры позволяет последовательно формировать отношение к жизни вообще, которое характеризуется системой связей молодого человека с жизненно необходимыми субъектами. Отсюда вытекает самоотношение, то есть оценка своего психологического и физиологического состояния. Затем, следует процесс самоосуществления, то есть «процесс (движение к своим сущностным, истинным началам) и результат (бытие истины и истина бытия); самоосуществление подразумевает, что активность в процессе движения к сущности исходит от самого человека, то есть осуществить себя может только сам человек; самоосуществление как сформулированный в качестве цели результат задает направление саморазвитию чел опека в целом» (Филиппова, 2007: 21).
Особенно важной среди многих характеристик автор статьи выделяет ответственность субъектов и объектов воспитания здорового образа жизни в современных условиях. Быть ответственным на досуге, бескорыстно участвуя в деятельности учреждений культуры, объективно оценивая успехи и неудачи своего коллектива: участников художественной самодеятельности, клубов по интересам, любительских объединений, где новый уровень ответственности: коллективная ответственность. Это дорогого стоит.
Актуально звучит мысль Л.С. Жарковой: «Основным, наиболее доступным для народа местом приобщения к культуре является учреждение культуры различных типов. Именно здесь человек может, используя культурно-досуговый потенциал, приобщиться к ценностям отечественной и мировой культуры.
Освоение содержания, идеалов, смыслов, ценностных ориентации происходит через различные формы и методы предметно-преобразующей деятельности, обеспечивающих индивидуальную самореализацию личности. В этом процессе деятельность учреждений культуры обеспечивает и процесс, и результат усвоения систематизированных знаний, направленных на подготовку личности к жизни и труду» (Жаркова, 2010: 31).
Таким образом, самоизоляция позволила молодежи обратиться к самым важным темам современной жизни. Онлайн переломил паническое настроение. Смыслообразующие учреждения культуры демонстрируют нашему обществу свою значимость, без пафоса и без паники, не взирая на Covid-19, на цифровую революцию, другие метаморфозы целеустремленно и последовательно готовы проводить воспитание здорового образа жизни у молодежи.
ЛИТЕРАТУРА
Бодалев А.А. 1995. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия. 328 c.
Бондаревская Е.В. Кульневич С.В. 1999. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред.и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. М.: Ростов-н/Д.: Творческий центр «Учитель». 563 c.
Жарков А.Д. 2007. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ. 480 c.
Жаркова Л.С. 2010. Организация деятельности учреждений культуры. М.: МГУКИ. 396 c.
Жаркова Л.С. 2015. Мотивационное развитие личности в социально-культурном измерении. М.: МГИК. 230 c.
Мирошкина М.Р. Шинина Т.В. 2011. Психолого-педагогическое сопровождение самоорганизации молодежи в социокультурном пространстве места жительства. - Вестник МГУКИ. № 3 (41): 158-160.
Моргенстерн Д. 2006. Самоорганизация по принципу «Изнутри наружу. М.: Добрая книга. 352 с.
Филиппова Н.М. 2007. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся мол одежи: автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома. 24 с.
Хохлова Ж.Б. 2012. Общественная самоорганизация подростков как проявление социокультурной креативности. - Вестник МГУКИ. № 2: 91-95.
Яруллина Л.Р. 2004. Профессиональное и личностное самоопределение как поиск смысла в выбираемой профессии. - Вестник ТИСБИ. № 2: 20-31.
Получена / Received: 25.01.2021
Принята / Accepted: 11.02.2021