Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основания процесса воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах'

Теоретико-методологические основания процесса воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY WAY OF LIFE / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белькова М.В.

В статье рассматриваются проблемы современного состояния и перспектив развития теоретико-методологических основания процесса воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах. Рассматриваются такие концептуальные подходы к воспитанию здорового образа жизни молодежи, как личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный. Доказывается необходимость теоретической разработки проблем организационно-педагогических условий взаимодействия учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания здорового образа жизни молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical-methodological bases of process of education of healthy lifestyle of young people in cultural institutions, and fitness clubs

The article considers the problems of modern state and prospects of development of theoretical and methodological bases of process of education of healthy lifestyle of young people in cultural institutions, and fitness clubs. Discusses conceptual approaches to the education of healthy lifestyle of young people, as student-oriented, axiological, cultural, activity. It proves the necessity of theoretical development of problems of organizational-pedagogical conditions of interaction of cultural institutions and fitness clubs in the process of education of healthy lifestyle of young people.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основания процесса воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах»

Humanity space International almanac VOL. 5, No 3, 2016: 328-333

Теоретико-методологические основания процесса воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах

М.В. Белькова

Орловского государственного института культуры 302020, Орловская область, г. Орел, ул. Лескова, д. 15

State educational institution of secondary school-intemat № 16 "SHIK"of the Department of education of Moscow Leskova str. 15, Orel Region, Orel 302020 Russia e-mail: 89102040048@mail.ru

Ключевые слова: воспитание, здоровый образ жизни, молодежь, педагогика. Key words: education, healthy way of life, youth, pedagogy.

Резюме: В статье рассматриваются проблемы современного состояния и перспектив развития теоретико-методологических основания процесса воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах. Рассматриваются такие концептуальные подходы к воспитанию здорового образа жизни молодежи, как личностно-ориентированный, аксиологический, культурологический, деятельностный. Доказывается необходимость теоретической разработки проблем организационно-педагогических условий взаимодействия учреждений культуры и фитнес-клубов в процессе воспитания здорового образа жизни молодежи.

Abstract: The article considers the problems of modern state and prospects of development of theoretical and methodological bases of process of education of healthy lifestyle of young people in cultural institutions, and fitness clubs. Discusses conceptual approaches to the education of healthy lifestyle of young people, as student-oriented, axiological, cultural, activity. It proves the necessity of theoretical development of problems of organizational-pedagogical conditions of interaction of cultural institutions and fitness clubs in the process of education of healthy lifestyle of young people.

[Belkova M.V. Theoretical-methodological bases of process of education of healthy lifestyle of young people in cultural institutions, and fitness clubs]

В современных условиях развития общества проблема воспитания здорового образа жизни молодежи приобретает особое значение - молодежь все интенсивнее испытывает негативное влияние средств массовой информации, видит образцы низкокультурного поведения представителей старшего поколения, наблюдает многочисленные примеры наркомании и алкоголизма. Подобная ситуация социально опасна и не может

быть оставлена без соответствующих мер противодействия, направленных на воспитание здорового образа жизни.

В педагогике проблемы воспитания здорового образа жизни входят в число приоритетных тем исследований уже несколько десятилетий. Однако постоянно меняющиеся характеристики социальной среды, появление новых угроз, и наоборот, новых форм борьбы с нездоровыми поведенческими тенденциями молодежи, требуют модернизации и совершенствования теоретико-методологических оснований процесса воспитания здорового образа жизни молодежи, для чего, который может быть эффективно осуществлен в развивающей среде учреждений сферы культуры, а также таких популярных организаций, как фитнес-клубы, самим своим целевым назначением связанные со здоровьесберегающими технологиями.

Отечественная педагогика исследовала проблемы воспитания здорового образа жизни в различных концептуальных контекстах, призванных обеспечить разнообразие методологических подходов к решению задач воспитания валеологической культуры молодежи. Можно говорить даже о постепенном становлении целостного направления педагогики - педагогической валеологии, вбирающей в себя наработки многих признанных концепций педагогической науки.

Такими учеными, как Н.Г. Блинов, Д.А. Изутин, Э.Н. Казин, В.П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, А.Д. Степанов, И.В. Журавлева, Н.П. Абаскалова, Г.И. Семикин, В.А. Протопопова и другие, исследуются общетеоретические и прикладные аспекты воспитания здорового образа жизни молодежи, связанные с применением педагогического потенциала организаций и коллективов различного типа, позволяющего добиваться хороших результатов в деле формирования устойчивой склонности молодежи к заботе о своем здоровье и распространению валеологических знаний.

Для того, чтобы определить теоретико-методологические приоритеты современной педагогики в процессе воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах, необходимо определить те важнейшие подходы,

которые считаются признанными в этой деятельности.

Одним из наиболее часто применяющихся методологических подходов в процессе воспитания здорового образа жизни молодежи, является личностно-ориентированный подход. Его применение основывается на идее о том, что каждый человек, вне зависимости от того, насколько он сам осознает свои личностные характеристики и приоритеты, все равно ими обладает, а значит, и имеет индивидуальные особенности, которые могут как помочь, так и повредить делу воспитания здорового образа жизни.

Наиболее эффективным, с позиций личностно-ориентированного подхода, является индивидуализированное воспитание приверженности к здоровому образу жизни, в связи с чем необходимо изучение личности каждого человека, воспитание которого находится в данный момент в центре внимания (Алексеенко, 2013). Для применения личностно-ориентированного подхода важно выявить социально-демографические и индивидуально-психологические

особенности человека, а также факторы влияния среды, которые могли определить отторжение человека от здорового образа жизни, и соотнести с ними тот набор педагогических средств, которые могут быть применены по отношению к нему. В условиях учреждений сферы культуры и фитнес-клубов это может быть достигнуто применением психологических опросников, индивидуальных культурно-просветительских, досуговых и спортивных программ, составление или предложение которых должно быть ориентировано на те качества личности, которые особенно чувствительны к ним.

Однако личностно-ориентированный подход обладает и серьезным недостатком - индивидуализация педагогического воздействия является трудоемким и требующим высокой квалификации процессом, который не может быть в полной мере реализован в массовой или даже групповой работе.

Следующим теоретико-методологическим основанием, которое может обеспечить эффективность воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах, является аксиологический подход, основанный на выработке позитивных валеологических ценностей личности

человека, становящегося самомотивированным к ведению здорового образа жизни. Но современный человек, особенно -молодой, зачастую руководствуется примитивными ценностями общества потребления, гедонистическими ценностями, не предусматривающими дисциплины и серьезной работы над собой для обеспечения личной ответственности за свое здоровье. Поэтому применение аксиологического подхода, применяемого, например, Н.П. Абаскаловой или Г.И. Семикиным, требует начального выявления области ценностей, актуальных для каждого данного человека. Помимо этого, применение аксиологического подхода зачастую задействует методы коррекции ценностной сферы человека, ведомого приоритетами, не соответствующими нормам здорового образа жизни.

Культурологический подход, особенно часто применяющийся в педагогической деятельности учреждений культуры, основывается на средовой или культурной коррекции поведения человека, осуществляемой за счет погружения его в условия, способствующие изменению поведения или гармонизации отношения к себе и обществу. Сами учреждения культуры как носители культурно-развивающего потенциала призваны создавать условия для формирования интересов и ценностей, соответствующих культурным нормам общества, и позволяющих человеку приблизиться к культурному идеалу. Поэтому культурологический подход можно назвать целостным средовым подходом к воспитанию, социализации и даже ресоциализации человека (Жарков, 1998, Татарникова, 1996).

Последние годы все большее значение приобретает деятельностный, или личностно-деятельностный подход к педагогическому обеспечению воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры. Концепция целостного активно-деятельностного, ценностно-

ориентированного технологического процесса учреждений культуры доктора педагогических наук, профессора А.Д. Жаркова, уже длительное время применяющаяся в организации культурно-досуговой деятельности, и включающая в себя выраженный компонент деятельностного подхода, может применяться и для реализации задач воспитания здорового

образа жизни молодежи, так как именно мотивация к самостоятельной деятельности - и есть важнейшее условие высокоэффективного закрепления навыков здорового образа жизни молодежи. Только в собственной деятельности познает человек все тонкости дела, которому обучается, и применение концепции А.Д. Жаркова способствует реализации задач воспитания здорового образа жизни молодежи на современном уровне. Активное внедрение и распространение концептуальных идей деятельностного подхода к воспитанию здорового образа жизни молодежи - насущная задача современной педагогической науки и практики.

В теоретико-методологическом обеспечении процесса воспитания здорового образа жизни молодежи в учреждениях культуры и фитнес-клубах существует серьезная концептуальная проблема, решать которую сами организации названных типов чаще стремятся без предварительной концептуальной проработки, что определяет недостаточную эффективность предлагаемых решений. Речь идет об организационной составляющей этого процесса, реализующей взаимодействие, координацию и кооперацию учреждений культуры и фитнес-клубов. Эта составляющая, относящаяся к организационно-педагогическим условиям процесса воспитания здорового образа жизни молодежи, на данный момент проработана недостаточно и требует специальных научно-теоретических исследований, которые смогут обеспечить дальнейшее развитие этой области востребованной обществом педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Абаскалова Н.П. 2014. Педагогика здоровья: новый этап развития. Н.П.

Абаскалова, В.Н. Ирхин, А.Г. Маджуга. Стерлитамак: Фобос. 241 с. Бочкарева Е.Д. 2015. Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 5: 658-666. Жарков А.Д. 2015. Развитие теории социально-культурной деятельности -важнейшая задача вузов культуры и искусств. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Том. 4. № 3: 310-317. Жарков А.Д. 1998. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ.

Новые стандарты модернизации педагогического образования в формировании здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. - В сб. Материалы научно-практической конференции Южного федерального округа, 4 декабря 2013 г. Под общ. ред. С.Н. Алексеенко. Краснодар: Кубанский государственный медицинский университет, 2014. 105 с.

Протопопова В.А. 2014. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством современной школы. Волгоград : Учитель. 95 с.

Семикин Г.И. 2014. Профилактика асоциальных явлений и формирование здорового образа жизни молодежи: учебное пособие. Г.И. Семикин, Г.А. Мысина, А.С. Миронов; М.: Изд-во Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. 111 с.

Татарникова Л.Г. 1996. Педагогическая валеология: генезис; тенденция развития. Дисс. ... доктора педагогических наук. М. 64 с.

Формирование здорового образа жизни. Российская мед. акад. последипломного образования; подгот. С.Л. Авалиани и др. М.: Медпрактика-М, 2014. 1131 с.

Получена / Received: 10.02.2016 Принята/Accepted: 20.02.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.