Научная статья на тему 'Психологопедагогические проблемы современной учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования'

Психологопедагогические проблемы современной учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕНЕЗИС ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МУЗЫ / РОЛЬ ПОЗНАНИЯ / ГУМАНИЗМ / ОБНОВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION / GENESIS OF EDUCATION / CIVILIZATION / MUSES / KNOWLEDGE ROLE / HUMANISM / UPDATING OF EDUCATION / AIM OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцов К.В.

В данной статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы самореализации молодежи в условиях развития образования и учреждений культуры на постсоветском пространстве. Предложена методология теории педагогического регулирования в учреждениях, становления в области культуры и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скворцов К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF MODERN STUDYING YOUTH IN CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In this article scientific methodological basis of modernization of educational processes, and historical preconditions of their appearance are considered. The process of the development and formation of culture and education, starting with the period of ancient times, including Middle Ages, was regarded.

Текст научной работы на тему «Психологопедагогические проблемы современной учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования»

УДК 37.013+379.8

UDC 37.013+379.8

К.В. СКВОРЦОВ

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации, Московский государственный университет путей сообщения

E-mail: skv-kv@mail.ru

K.V. SKVORTSOV

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Head of department of Russian and cross-cultural communication, Moscow State University of Railway Engineering E-mail: skv-kv@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEMS OF MODERN STUDYING YOUTH IN CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

В данной статье рассматриваются психолого-педагогические проблемы самореализации молодежи в условиях развития образования и учреждений культуры на постсоветском пространстве. Предложена методология теории педагогического регулирования в учреждениях, становления в области культуры и образования.

Ключевые слова: образование, генезис образования, цивилизация, музы, роль познания, гуманизм, обновление образования, цель образования.

In this article scientific methodological basis of modernization of educational processes, and historical preconditions of their appearance are considered. The process of the development and formation of culture and education, starting with the period of ancient times, including Middle Ages, was regarded.

Keywords: education, genesis of education, civilization, muses, knowledge role, humanism, updating of education, aim of education.

В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос. Усиление внимания связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это продиктовано в России социально-экономическими условиями, обострившими конкурентоспособность на профессиональном рынке труда.

Термин «самореализация» (self-realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В то время как в зарубежной трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала». Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме мож-но проследить в увеличивающемся числе диссерта-ционных исследований и публикаций (А.Д. Жаркова, Баклановой Н.К., Нечаева М.П., Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылева, О.В. Питерская, Н.Н. Ярошенко).

Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современ-

К.В. Скворцов K.V. Skvortsov

ном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме - является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации в данном случае Э.В. Галажинский. Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов. При огромном многообразии теоретических подходов к

пониманию на сегодняшний день в науке не существует теории самореализации, но и единого подхода к определению понятия. Большинство теорий стремятся

объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализация в теории А. Маслоу (1997), идентичность в теории Э. Эриксон, Р. А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы факто-ров, оказывающих влияние на самореализацию:

зависящие от человека (ценностные ориентиры,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля);

2. не зависящие от человека (ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека СМИ, состояние экологической среды).

С точки зрения И.П. Смирнова, решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду. Интерес представляет труд профессора А.Д. Жаркова». Поэтому социально-культурная деятельность долж-на быть прежде всего направлена на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения). Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени в институализированных условиях, в условиях домашнего досуга и производственных условиях» [1].

Актуальность социально-культурной деятельно-сти заключается в выполнении ею социально значимых целей: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа организуется на основе законодательно-правовых актов, сформулированных в «Законодательстве в сфере культуры», принятом в 1992 году. Здесь четко определены такие понятия, как «культурная деятельность», «культурные ценно-сти», «культурные блага», «творческая деятельность», основные сферы деятельности государства в обла-сти культуры, а также основные права граждан в об-ласти культурной деятельности. Родовые функции социально-культурной и культурно-досуговой деятель-ности отражают специфику социально-культурной и культурно -досуговой деятельности, ведущие направле-ния деятельности этих инфраструктур общества.

Общие характеристики функций социально -культурной и культурно-досуговой деятельности базируются на том, что их инфраструктуры отражают интересы государства и изменяются параллельно изменениям официальной государственной поли-тики. Функции в соответствии с приоритетами государственной политики имеют разную общественную значимость, на каждом историческом этапе развития общества можно выделить главные и второстепенные функции. Каждый исторический этап общественного развития может вызвать к жизни новые функции или твергать действующие ранее.

Из вышеизложенного становится ясно, в исследовании самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая-либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, процесса. Более того, анализ проблемы свидетельствует, что при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики,

не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации.

Реализация - это процесс выполнения системой действий, траты ресурсов и взаимодействия с окружающей средой для ее улучшения, создания в ней новых полезных элементов или уничтожения вредных в соответствии с поставленными целями и принятыми ешениями.

Процесс осознанной реализации личного предназначения в соответствии с талантом называется самореализацией. Человек может самореализоваться только при взаимодействии со средой, оказывая на нее воздействие, улучшая ее и создавая в ней что-то новое. Данный процесс тесно связан с проявлением себя в обществе, демонстрацией полезных качеств, способностей, свое-го таланта и характера. Поэтому их важно осознавать и активно улучшать.

Также самореализация зависит от текущих представлений учащейся молодежи о себе и окружающей среде - его парадигмы. Она изменяется в процессе самоактуализации, при этом путь самореализации может быть скорректирован, улучшен, но цель жизни всегда остается неизменной. Если самоактуализация больше связана со знаниями о себе и мире, их осознанием, анализом, накоплением и планированием, то самореализация связана с фактическими действиями, принятием решений, удовлетворением потребностей и достижением целей.

Самореализация - самый важный, сложный и ресурсоемкий процесс в жизни. На его выполнение может уйти большая часть времени и ресурсов, имеющихся у человека. Возможно, потребуется и вся жизнь, или он может не успеть достичь цели своей жизни. Поэтому важно правильно распределять крайне ограниченные ресурсы человека и иметь представление о каждом по-следующем шаге.

Планирование - это процесс анализа текущей деятельности, формирование плана действий и оптимального распределения ресурсов для достижения поставленной цели. Результатом планирования самореализации является личная миссия. Желание обновленного мироощущения и душевного спокойствия оборачивается разочарованием, что предопределено в жизни людей как маленькая смерть. Отмеченные ожидания лучшей поры и радости переплетаются с им-принтингом. Индивид не может жить, не изменяясь, его психологическая система под влиянием энергетических потоков создает духовно-нравственные устремления к познанию новизны. Малейший спад устремленно-сти оборачивается пассивностью, удручающим состо-янием, которое навевает тоску, пассивность. В связи с этим, что же преобладает в жизни учащейся молоде-жи? Устремленность к новизне или пассивное, тоскли-вое состояние. Оба самочувствия неизбежны, но какое из них может быть приоритетным? Они тянутся к тому, чтобы овладевать навыками обновленных действий, чтобы повзрослеть. Торможение в этом устремлении снижает активность и вселяет мысль о собственной не-

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016

полноценности. Индивида охватывает страх о своей отсталости среди окружающих людей. Переживаемые чувства создают кризисные ситуации, в которых переплетаются бессилие с огорчением о неразвитых способностях. Возникшая кризисная ситуация в жизни индивида формирует поиск приемов для достижения -быть равным среди равных. Одни осуществляют это, а другие не могут. Отставание в кругу близких людей то-рождает презрение.

Проблема соотношения обучения и развития всег-да признавалась одной из стержневых проблем педаго-гики. Это можно проследить и в работе А.Д. Жаркова. Основу инфраструктуры составляют учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа -общедоступные добровольные центры общения, духовного развития и активного отдыха населения в условиях свободного времени. Наиболее распространенным ти-пом из учреждений культурно-досугового типа является клуб: 1) государственный и (или) общественный соци-альный институт, организующий комплекс программ постоянных занятий личности и социума на основе самодеятельности, добровольности, инициативы с целью сформирования их общественно значимых качеств; 2) вид клубного учреждения (сельский клуб, офицер-ский клуб, солдатский клуб и другие) [3].

По мере обогащения психологической и педагогической теорий уточнялись представления о каждом из этих понятий. Постепенно понятия обучения и развития обретали статус междисциплинарных и базовых категорий. Смена концепции развития личности в психологии немедленно сказывалась на смене концепций обучения воспитания, принимаемых педагогической теорией и практикой [4].

период реформирования у российской молодежи существенно расширились возможности выбора: чему посвящать и как устраивать свою жизнь. Открытие границ, сопровождающееся мощным потоком информации из внешнего мира, совпало по времени со становлени-ем «рыночных» отношений не только в экономике, но других сферах жизни российского общества. Вместе с тем, престиж научной работы и государственной службы существенно снизился по сравнению с «совре-менными» профессиями (банковское дело, финансы, информационные технологии, туризм, оптовая торгов-ля). От современного человека требуется, например, осмысленно действовать в ситуации выбора, грамотно ставить и достигать собственные цели, действовать продуктивно в образовательных, профессиональных и жизненных областях. Человек рождается, чтобы выполнить свою миссию, и задача учителя - помочь ему осознать, с какой миссией он пришел на Землю. Миссия человека на Земле - не только воспроизводство культурных традиций, это ещё и создание нового.

настоящее время молодые люди склонны видеть свое профессиональное будущее не в бюджетных организациях, а в коммерческих фирмах, иностранных компаниях, занимающихся оптовой торговлей, финансами, консалтингом, аудитом. Научная карьера часто ассоци-

ируется с низким уровнем жизни, слабым социальным обеспечением, в общем, «неуспехом», в противовес, к примеру, работе в крупной иностранной компании. Молодежь, идущая в науку, высоко ценит самостоятельность, независимость взглядов, свободу и возможность реализации своих талантов. Но творческий подход научной молодежи реализуется в решении далеко не научных проблем - приспособлении к существующим условиям работы и поддержании достойного уровня жизни (часто просто выживании), что сказывается на озможности вклада молодежи в развитие науки.

Какие проблемы в наибольшей степени зависят от молодежи, по её собственному мнению? Прежде всего это: развитие науки, наукоемких производств и новых технологий (67,6%), решение демографической проблемы, связанной с необходимостью роста уровня рождаемости (58,8%), переход к здоровому образу жизни, отказ от алкоголя и наркотиков (58,8%). Женщины так-же отметили роль молодежи в воспитании детей и в искоренении неравенства возможностей в зависимости от пола, национальности, места жительства. Относительно сфер деятельности, в которых молодежь лидирует, единого мнения нет. Большинство, признается, что не может ответить на этот вопрос. Это почти половина опрошенных (47,9%). Если все же постараться вычленить некоторые ответы, то здесь возможно выделить только две-три группы: 18,8% молодежи думает, что такой сферой является наука и высокотехнологичное производство, 14,6% считает, что таких сфер нет. Почти равное количество считает, что такими сферами являются коммерция и финансы (8,3% и 6,3% соответственно). Как видим, основная масса затруднилась с ответом на этот вопрос, что свидетельствует о том, что ярких примеров, которые бы запомнились молодежи, нет.

Большинство молодых сотрудников не сомневают-ся в том, что молодой ученый должен стремиться быть первым: 87,2% уверенно ответили - «да». Интересно, что согласились с этим утверждением почти все муж-чины (96,8%), и только две трети женщин (68,8%). Свидетельствует ли это о меньшем стремлении женщин к лидерству? О сильном влиянии гендерных стереотипов? Скорее да, поскольку для многих молодых женщин ценность семьи наиболее высока, а возможностей успешно сочетать лидерство в науке с обязанностями в семье нет.

Целостность предполагает, что все части системы служат общей цели. Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами, система - это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях. Основными постулатами в построении модели самореализации лич-гости могут служить следующие основания:

- возможность изучения как горизонтальных, так вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации;

- исследование самореализации, раскрывающей связи и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками;

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ PEDAGOGICAL SCIENCES

- направленность на изучение системы и индиви-оч уальных характеристик самореализации личности;

- комплекс разноуровневых систем, обеспечивающих успешность самореализации личности.

Самореализация в значительной степени зависит от ценностей, которые формируют образ идеальной жизни.

Ценность - это идеал, который является причиной для развития и самореализации системы и мотивирует ее на постановку и достижение целей.

То есть, предназначение определяется теми ценно -стями, которые человек хотел бы иметь в своей жизни в процессе и после его реализации, например, свободу, частье, гармонию, любовь.

Подводя итог, сошлемся на высказывание профессора А.Д.Жаркова: «Культура наполняет социальную жизнь смыслом и ценностным содержанием, способствует совершенствованию социальных структур, влияет на все сферы государственной политики. В свою

ь, политика должна быть заинтересована в сфере культуры как в средстве облагораживания ее утилитарных целей».

Досуг - наиболее благоприятная среда для функционирования социально-культурной деятельности. Это время и пространство, используемое для развития, воспитания и формирования личности на основе потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих возможность приобщения населения к социально-культурной деятельности». Социально-культурная деятельность - это форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предлагающая ее целесообразное изменение и преобразование всеми формами, действиями, поступками, обеспечивая возможность для создания, трансляции и восприятия культурных ценностей.

Библиографический список

Арзуманян И.Г. Удовлетворение коммуникативных потребностей как фактор психологической устойчивости личности: дис. ... канд. псих. наук. СПб., 2011.

АсмоловА.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996. 768 с. Беляев И.А. Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей: опыт типологизации: дис. ... докт. филос. наук. Челябинск, 2012.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. №4. С. 11-17.

Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. М., 1996. С. 76-90.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.

Грехнев Л.М. Культура педагогического общения. М., Пр.,1990. 144 с.

Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. М., МГУКИ, 2012. 551с. ЯрошенкоН.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник. М.: Изд-во МГУКИ, 2007. 360 с.

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М.: Изд-во МГУКИ, 2005. 126 с.

References

Arzumanyan I.G. Satisfaction of communicative requirements as a factor of psychological stability of the personality: dis. ... candidate of psychology. SPb., 2011.

AsmolovA.G. Cultural and historical psychology and designing of the worlds. Moscow-Voronezh, 1996. 768 p. Belyaev I.A. Integrity of the person in aspect of interrelation of his abilities and requirements: experience of a tipologization: dis ... doc. of philosophy. Chelyabinsk, 2012.

Bespalko V. P. Composed pedagogical technology. M, 1989.

Bondarevskaya E. V. A humanistic paradigm of personally focused education//Pedagogics. 1997. № 4. Pp. 11-17. Buyeva L.P. The person, culture and education in crisis society//Education Philosophy. M., 1996. Pp. 76-90. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. M., 1991.

GrekhnevL.M. Culture of pedagogical communication. M., Ave., 1990. 144 p.

Zharkov A.D. Theory, technique and organization social cultural activity. MGUKI, 2012. 551 p.

Yaroshenko N. N. History and methodology of the theory of welfare activity: Textbook. M.: MGUKI publishing house, 2007. 360 p.

Yaroshenko N. N. Welfare animation. M.: MGUKI publishing house, 2005. 126 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.