"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 378.14
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-5-10
ВОСПИТАНИЕ ЮНОШЕЙ В СЕЛЬСКОЙ ГИМНАЗИИ НА ОСНОВЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
Барахсанова1 Е.А., Татаринов2 Ф. Ф.
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Российская Федерация 2Мюрюнской юношеской гимназии, Борогонцы, Российская Федерация
EDUCATION OF YOUNG MEN IN RURAL GYMNASIUM ON THE BASIS OF GENDER APPROACH
Barakhsanova1 E.A., Tatarinov2 F.F.
1North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov Yakutsk, Russian Federation 2Murunskiy Junior school, Borogontsy, Russian Federation
Аннотация. Статья посвящена вопросам расширения содержания воспитательной деятельности в сельской юношеской гимназии средствами гендерного подхода. Представлен опыт работы Мюрюнской юношеской гимназии Республики Саха (Якутия), основанный на реализации концептуальных идей этнопедагогики и с учетом особенностей региональной системы образования. Проанализированы усиление этнокультурной ориентации образовательной деятельности в юношеской гимназии на основе гендерного подхода в целях сохранения традиционных культурных ценностей, национального самосознания, культуры межнационального общения для формирования самосознания юношей-саха. Внедрены в образовательный процесс активные формы и методы обучения с учетом региональных особенностей, основанных на принципах ценностного отношения к общечеловеческой культуре и мужской субкультуре. Предлагаемое исследование ориентировано на формирование гендерной идентичности мальчиков, обучающихся в юношеской гимназии. По итогам исследования рассматриваются возможности распространения данного опыта в сельских школах России с учетом специфики региональной образовательной среды. Практическая значимость реализации этого подхода также заключается в том, что образовательное про-
Annotation. The article is devoted to the expansion of the content of educational activities in rural youth gymnasium by means of gender approach. Presents the experience of Murunskiy youthful school of the Republic of Sakha (Yakutia), based on the implementation of the conceptual ideas of ethnopedagogics and taking into account the regional characteristics of the education system. The article analyzes the strengthening of ethno-cultural orientation of educational activities in the youth gymnasium on the basis of gender approach in order to preserve traditional cultural values, national identity, culture of interethnic communication for the formation of self-consciousness of young men-Sakha. Active forms and methods of teaching are introduced into the educational process taking into account regional peculiarities, based on the principles of value attitude to universal culture and male subculture. The proposed study is focused on the formation of gender identity of boys enrolled in Junior high school. The study discusses the possibility of expanding this experience in rural schools Rossies into account specifics of the regional educational environment. The practical significance of this approach is also that the educational space of the gymnasium as a cultural environment is perceived as an effective means of education and training, containing socio-cultural, ethno-cultural and other features of the region.
странство гимназии как культурная среда воспринимается как эффективное средство воспитания и обучения, содержащее социокультурные, этнокультурные и другие особенности региона.
Ключевые слова: воспитание юношей, гендер-ный подход, этнокультурный компонент, традиции, юношеская гимназия
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Николаева А.Д., Голиков А.И., Барахсанова Е.А. Стратегические приоритеты модернизации системы непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 89.
[2] Maccoby E. Jacklin C. (1974). The psychology of sex differences. Stanford Un. Press, p.187.
[3] Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова.М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с. (Психология: Классические труды).
[4] Неустроев Н.Д. Сельская малокомплектная школа Якутии в условиях инновационного развития. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. - С. 3-4.
[5] Винокурова, У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: в помощь учителю Крайнего Севера[Текст] /У. А. Винокурова. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. 169 с.
[6] Жирков, Е. П. Как возродить национальную школу: Идеи и новые подходы. Концепция; Шаги Республики Саха (Якутия): Прогр. действий. Пути и механизмы реализации / Е. П. Жирков. М.: Просвещение, 1992. 238 с.
[7] Асмолов А.Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.
Keywords: education of boys, gender mainstreaming, ethnic and cultural components, traditional, Junior high school
REFERENCES
[1] Nikolaeva A.D., Golikov A.I., Barahsanova E.A. Strategicheskie prioritety modernizacii sistemy nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya
[2] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 4. S. 89.
[3] Maccoby E. Jacklin C. (1974). The psychology of sex differences. Stanford Un. Press, p.187.
[4] Vyigotskiy, JI. S. Pedagogicheskaya psi-hologiya /Pod red. V.V. Davydova.M.: Peda-gogika-Press, 1999. 536 s. (Psihologiya: Klas-sicheskie trudy).
[5] Neustroev N.D. Sel'skaya malokomplektnaya shkola YAkutii v usloviyah innovacionnogo razvitiya. - YAkutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2013. - S. 3-5
[6] Vinokurova U.A. Vospitanie i obrazovanie de-tej narodov Severa: v pomoshch' uchitelyu Krajnego Severa[Tekst] /U. A. Vinokurova. -YAkutsk: Sahapoligrafizdat, 1997. 169 s.
[7] ZHirkov, E. P. Kak vozrodit' nacional'nuyu shkolu : Idei i novye podhody. Koncepciya; SHagi Respubliki Saha (YAkutiya) : Progr. dejstvij. Puti i mekhanizmy realizacii / E. P. ZHirkov. - M. : Prosveshchenie, 1992. - 238 s
[8] Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti : kul'turno-istoricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka / Aleksandr Asmolov. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Smysl : Izdatel'skij centr «Akad-emiya», 2007. 528 s.
На данном этапе развития общества и образования актуализируется проблема воспитания юношей в период подросткового возраста. Психологи, медики, социологи и педагоги с тревогой отмечают изменения особенностей мужской и женской личности в рамках усвоения
противоположных между полами человеческих качеств. Со стороны медиков и психологов
—--—
~ 6 ~
речь идет об изменениях на гормонально-генетическом уровне, которые приводят к угасанию мужских качеств у юношей, снижению их физической активности, также отмечается рост врожденных патологий у новорожденных мальчиков - все это приводит к значительному изменению мужских качеств, следствием чего является повышение уровня различных социальных пороков.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях новые социальные запросы выставляют задачу сформировать личность, готовую к решению разнообразных жизненных проблем. Такие способности как: умение организовать самостоятельную познавательную деятельность, умение слаженно выполнять коллективную работу, рассчитывать, прогнозировать, что в комплексе представляют компетенции школьников. Юношам 11-17 лет свойственны аналитическое мышление, живая любознательность, наблюдательность, активность, стремление к деятельности, потребность рассуждать.
А.Д. Николаева, А.И. Голиков, Е. А. Барахсанова в статье «Стратегические приоритеты модернизации системы непрерывного педагогического образования, опубликованной в журнале «Современные проблемы науки и образования» в 2014 году, отмечают, что решающую роль в изменении социально-экономической ситуации в России в условиях перехода на рыночные отношения, реформы в сфере высшего профессионального образования является обеспечение знаниями и компетенциями будущих специалистов, которые помогают решать проблемы в условиях постоянно возрастающих и обновляющихся квалификационных требований [1].
Гендерный подход широко обсуждается руководителями, учителями и родителями в аспекте семейного воспитания, для повышения семейных ценностей, роли семьи, мужа, отца и поиска необходимых средств, методов, форм, обеспечивающих эффективную подготовку подрастающего поколения к выполнению своих социальных ролей в семье, обществе, государстве.
В последние годы возрос интерес к проблеме гендерных исследований в современной психологии, которые раскрывают поведение мужчин (юношей) и женщин (девушек) в современном обществе. В них отражены механизмы гендерных трансформаций в современных условиях глобализации в аспекте успешной социализации подрастающего поколения.
В этой связи следует отметить, что деятельность юношеской гимназии способствует становлению юношей в возрасте 11-17 лет с целью поддержки, помощи в выборе его интересов, содействия формированию правильного мужского поведения. Родители могут сохранить свое влияние на ребенка через принятие и поддержку его интересов и демонстрацию альтернативных образцов мужского поведения.
Психологические исследования гендерных различий были обобщены у Э. Маккоби и К. Яклина. Проведенный анализ результатов данных исследований с охватом 1600 респондентов по выявлению психологических различий между мужчинами и женщинами, опубликованный в 1974 году, показывает, что по сути, нет принципиальных отличий во врожденных психологических характеристиках мужчин и женщин во многих областях, где ранее эти различия признавались [2].
Мы придерживаемся концепции психического развития Л.С. Выготского о половом развитии мальчиков и девочек. Исходя из его позиции опыт воспринимается как основная социальная ситуация развития, которая связана с внутренними и внешними факторами, влияю-
щими на психику. По мнению Выготского, источником развития личности является не генетический механизм, не функционирование эндокринных желез, а система межличностных отношений, в которую ребенок вступает с рождения [3].
В процессе быстрого развития нашей республики и ее интеграции с миром, привлечение этих аспектов в центр внимания открывает широкие возможности для самореализации пола в сферах образования и личной жизни. Своевременное использование этих возможностей является требованием общества.
Факты подтверждают, что учет гендерных особенностей в образовательном процессе и управлении играет роль стимула для самореализации пола и создает условия для реализации его потенциала в различных областях, поиска своего места в жизни и самоутверждения как личности.
Мюрюнская юношеская гимназия им. В.В. Алексеева открыта в сельской местности, которая характеризуется отсутствием социокультурной инфраструктуры: театра, выставок, библиотек, музеев, экспозиций, культурных центров, спортивного комплекса и т.д. История улуса показывает, что всегда старшее поколение играло важную роль в развитии общественно-политической жизни Республики Саха(Якутия). Сохранились имена исторических деятелей, внесших значимый вклад в развитие республики, края: глава Борогонского улуса Легой Тойон, благодаря его мудрому решению осуществлена дружба якутского и русского народов, СэЬэн Ардьакыап, который был принят на прием русской императрицы Екатерины II с планом организации жизни саха, Иван Мигалкин, председатель Думы степей на период с 1827 по 1838 годов, Василий Никифоров - Кулумнуур, организатор общества «Союз Саха» в 1905 году. Моноэтичность населения улуса создает определенные трудности в общении детей с представителями других национальностей, и предполагает создание дополнительных условий для диалога культур. Воспитательная и образовательная деятельность юношеской гимназии основывается на философской традиции народа саха - «Природа-Творец».
Гимназия имеет политехнический профиль и готовит выпускников для поступления в вузы, имеющие политехнический, физико-технический, инженерно-технический, физико-математический, естество научный и другие специальности. Деятельность гимназии направлена на создание образовательного пространства для юношей. Образовательное пространство как культурная среда складывается из следующих слагаемых: информационной, предметной, поведенческой, событийной. Вся полнота и богатство культурной среды, пронизывающий учебно-воспитательный процесс, должны обеспечить мальчику, юноше жизнь в культуре.
Обучение в юношеской гимназии ведется с опорой на продуктивные методы и формы: соревнования, КВН, диспут. Используется врождённое стремление юношей к лидерству и состязательности. Методологические подходы основываются на исследованиях региональных ученых, раскрывающих специфику деятельности северных школ в Республике Саха (Якутия), Н.Д. Неустроева [4], У. А. Винокуровой [5], Е.П. Жиркова [6] и др.
Особенности научно-исследовательской деятельности гимназии организована с учетом специфических особенностей по направлению «Культурная среда - основной фактор духовно-интеллектуального становления личности юношей».
Новизна эксперимента заключается в создании образовательного пространства для юношей. Одной из ключевых точек в этом является воспитание юношей в школьном подростковом возрасте. От того, с кем себя будет отождествлять подросток, зависит то, каким он вырастет: невнятным персонажем или полноценным представителем своего пола с присущим
—--—
~ 8 ~
ему образом и моделями поведения. Мальчиками и девочками рождаются, мужчинами и женщинами становятся.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют субъектно-деятель-ностный подход А. Г. Асмолова, который позволяет задать общую стратегию моделируемого процесса, определение подростка субъектом моделируемого процесса, обладающего способностями саморазвития, самоопределения, самосовершенствования [7].
Следует отметить, что одним из аспектов воспитания юношей является использование потенциала декоративно-прикладного искусства народов Севера. Методологическая основа отражена в исследованиях, в которых раскрыты значимость декоративно-прикладного искусства народа саха в трудовом воспитании юношей, организация, технологии традиционных видов народного творчества, совершенствование трудового воспитания школьников средствами национальных видов спорта и др., которые нашли отражение в исследованиях региональных ученых.
Мы считаем, что гендерный подход способствует эффективному решению проблем в условиях быстро меняющегося общества, характеризующегося появлением новых сфер деятельности и новых ситуаций. Поэтому воспитательная деятельность в юношеской гимназии должна быть взаимосвязанным процессом, где внеурочная деятельность в дополнение к урочной деятельности может способствовать более качественному формированию их личностных качеств и развитию физической подготовки на основе традиций народа саха.
Практическая значимость реализации этого подхода также заключается в том, что образовательное пространство гимназии как культурная среда воспринимается как эффективное средство воспитания и обучения, содержащее социокультурные, этнокультурные и другие особенности региона, знание которых будет основой их успешной социализации.
Исследование показало, что воспитание юношей во внеурочной деятельности по направлениям декоративно-прикладного искусства народов Севера может быть обеспечено только единством урочной и внеурочной деятельности школьников. Школьники научились дополнять, изменять, преобразовывать знакомый материал в новых ситуациях; находить новые приемы решения, стали самостоятельными и инициативными. У них значительно возрос интерес к национальной культуре, укрепилась мотивация к занятиям декоративно-прикладным искусством, их суждения и оценки по поводу декоративно-прикладного искусства стали более объективны и содержательны.
Следовательно, внеурочные занятия по декоративно-прикладному искусству могут быть условием воспитания у юношей добросовестного творческого отношения к созидательному труду как одному из главных достоинств человека; осознания гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимания ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия.
В системе модернизации образования Российской Федерации необходимо новое измерение, в котором этнические и общечеловеческие, социальные и культурные реалии преломлялись в содержании и организации разных видов и типов школы. Региональное многообразие, этнические устои и способы деятельности национального опыта позволяют добиваться колоссальных успехов в культуре и образовании народов Севера.
В заключении необходимо отметить, что гендерные отношения пронизывают многие
аспекты человеческого опыта - конструирование «внутреннего я», семейной жизни, государства, экономики и др. Гендерный подход в образовательном процессе - это один из составляющих личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие личности в соответствии с её природным потенциалом.
Практическая значимость реализации этого подхода также заключается в том, что образовательное пространство гимназии как культурная среда воспринимается как эффективное средство воспитания и обучения, содержащее социокультурные, этнокультурные и другие особенности региона, знание которых будет основой их успешной социализации.
Исследование показало, что успех в воспитании юношей на основе национальных традиций народов Севера может быть обеспечено только единством урочной и внеурочной деятельности школьников.
Приоритетные направления деятельности юношеской гимназии отражены в обновлении содержания учебно-воспитательной работы, укреплении материально-технической базы, информатизации образования; организации научно-методических и психолого-педагогических исследований в области обучения и воспитания юношей с учетом региональных особенностей.