Научная статья на тему 'Этнокультурные ценности и технологии их формирования как один из способов патриотического воспитания обучающихся в процессе иноязычного образования'

Этнокультурные ценности и технологии их формирования как один из способов патриотического воспитания обучающихся в процессе иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
516
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / VALUE / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / ETHNO CULTURAL VALUE / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO CULTURAL EDUCATION / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO CULTURAL COMPETENCE / СОЦИАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СТРОЕНИЕ И ДИНАМИКА СМЫСЛОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ. М.: СМЫСЛ / SOCIALLY DEVELOPING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егошина Н.Г.

Исследование формирования этнокультурной компетенции и этнокультурных ценностей как основных ее составляющих осуществляется в процессе работы республиканской экспериментальной площадки на базе МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы», в ходе которой реализуется научноисследовательский проект «Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся в условиях гимназии». Главное внимание уделено аксиологическому подходу и формированию на этой основе этнокультурных ценностей в ходе обучения английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егошина Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO CULTURAL VALUES AND TECHNOLOGIES OF THEIR FORMATION AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE COURSE OF LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES

The research of formation of ethno cultural competence and ethno cultural values as its integral parts is carried out in the process of work of the Republican experimental ground on the basis of Gymnasium No. 14 (Mari El, Yoshkar-Ola) in the course of which the project The system of teachers work in the system of ethno cultural education of students is being put into practice. The article pays special attention to the implementation of the value-based approach in modern present day education and to the formation of ethno cultural values in the course of studying English.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные ценности и технологии их формирования как один из способов патриотического воспитания обучающихся в процессе иноязычного образования»

менных технологий обучения. Исследование изменения отношения учеников к тем методам обучения, которые использовал педагог, позволит выявить, влияет ли разнообразное методическое обеспечение на познавательный интерес и эффективность обучения при реализации тендерного подхода.

По итогам опытно-экспериментальной работы были получены следующие результаты. Анализируя критерии познавательного показателя (см. таблицу, раздел «Отношение к учебе»), был сделан вывод, что использование гендерного подхода способствует лучшему усвоению учебного материала как у мальчиков, так и у девочек. Они проявляли высокую познавательную активность на уроке, активно участвовали в обсуждениях проблем в рамках ситуаций гендерого взаимодействия. Ученики выразили большую готовность работать в группе и показали повышенную познавательную активностью на уроке.

Оценивая эффективность подхода по социальному показателю (см. таблицу, раздел «Отношение к классу»), важно отметить, что он способствует вовлечению учеников в жизнь класса, помогает развивать отношения внутри коллектива. Психологический климат на уроке становится сложнее за счет того, что ученикам приходится про-

думывать собственную модель поведения в ситуациях гендерного взаимодействия.

В ходе реализации гендерного подхода было выявлено, что возможен учет особенностей учеников разного пола. Это позволяет усилить дифференциацию обучения, закрепить достижения и расширить перспективы развития их личностей. Гендерный подход требует изменения поведения учителя на уроке. Он теперь не просто дает новый материал, а заставляет учеников самостоятельно мыслить. В целом использование гендерного подхода в практике работы школы при соблюдении всех педагогических условий способствует повышению эффективности обучения, личностному развитию ученика на всех уровнях учебного процесса (на уроке, во внеклассной работе, в индивидуальной деятельности) и усилению познавательного интереса.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М, Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2009. 24 с.

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТЕХНОЛОГИИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ETHNO CULTURAL VALUES AND TECHNOLOGIES OF THEIR FORMATION AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS IN THE COURSE OF LEARNING OF FOREIGN LANGUAGES

Н. Г. Егошина

Исследование формирования этнокультурной компетенции и этнокультурных ценностей как основных ее составляющих осуществляется в процессе работы республиканской экспериментальной площадки на базе МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы», в ходе которой реализуется научно-исследовательский проект «Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся в условиях гимназии». Главное внимание уделено аксиологическому подходу и формированию на этой основе этнокультурных ценностей в ходе обучения английскому языку.

N. G. Egoshina

The research of formation of ethno cultural competence and ethno cultural values as its integral parts is carried out in the process of work of the Republican experimental ground on the basis of Gymnasium No. 14 (Mari El, Yoshkar-Ola) in the course of which the project "The system of teacher's work in the system of ethno cultural education of students" is being put into practice. The article pays special attention to the implementation of the value-based approach in modern present day education and to the formation of ethno cultural values in the course of studying English.

Ключевые слова: ценность, этнокультурная ценность, этнокультурное образование, этнокультурная компетентность, социально-развивающие технологии.

Keywords: value, ethno cultural value, ethno cultural education, ethno cultural competence, socially developing technologies.

Переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале, потребовал от системы российского образования новых подходов к делу обучения и воспитания. В этой связи ведущими учеными страны была разработана Концепция федеральных государственных общеобразовательных стандартов общего образования. Принципиальное значение нового документа в том, что во главу угла образования поставлено воспитание как ценностно-ориентированный, аксиологически-детерминирован-ный процесс. В документе отмечено, что итоговой целью воспитания в настоящих условиях является формирование национального идеала на основе приобщения школьников к базовым национальным ценностям, главной среди которых признан патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству). Таким образом, категория ценности в педагогике, целостном образовательном процессе приобрела теоретический и практический смысл. Можно констатировать, что рождается новая педагогическая парадигма, основанная на применении аксиологического подхода, в основе которого лежит формирование ценностей, значимых для субъектов - участников педагогического процесса.

Краткий экскурс в историю развития науки позволяет определить, что изначально категория ценности была предметом изучения философских наук. Еще древнегреческие мыслители поднимали вопрос о воспитании духовного начала в каждом человеке. Как одну из важных групп ценностей философы прошлого выделяют нравственные ценности. О них в свое время размышляли Сократ и Платон, Аристотель и Сенека, Р. Декарт и Д. Юм, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо и Г. Гельвеций, И. Кант, Г. Лотце и Г. Коген, Г. Риккерт и В. Дильтей, А. Швейцер и др.

Среди современных философов (В. А. Блюмкин, А. Г. Здравомыслов, В. П. Тугаринов, В. Н. Сагатовский, А. В. Миронов и др.) наиболее полное определение ценности дает О. Г. Дробницкий: «Ценности - это, с одной стороны, характеристики предметов (явлений), в которых человек как-то заинтересован и которые он оценивает положительно или отрицательно, а с другой - такие формы сознания, в которых выражено нормативно-оценочное отношение человека к окружающей действительности» [1, с. 292].

В психологии и педагогике ведущим аспектом изучения ценностей явилась проблема их формирования как элемента внутреннего мира человека, важной составляющей структуры личности. Ряд авторов устанавливают различие между понятиями ценность и ценностная ориентация. Ценность - это социально и деятельностно детерминированная положительная значимость, возникающая при соотношении объекта с духовными запросами личности. Понятие ценностной ориентации выражает избирательную интериори-зацию личностью ценностей общества [2, с. 51].

Особенно важным в психологии являлся вопрос о месте ценностей и ценностных ориентаций в структуре личности. На сегодняшний день у исследователей нет единой точки зрения по этому вопросу. Современные ученые

рассматривают систему ценностных ориентаций личности, привязывая ее к потребностно-мотивационной или смысловой сферам личности.

Д. А. Леонтьев выделяет три основных варианта понимания психологической природы ценностей [3, с. 223]. Первый из них - трактовка ценности в одном ряду с такими понятиями, как мнение, представление или убеждение. Другая трактовка рассматривает ценности как разновидность социальных установок или интересов. Третий подход сближает их с понятием потребности и мотива, подчеркивая их реальную побудительную силу. Д. А. Леонтьев полагает, что «наибольшим объяснительным потенциалом обладает третий подход, ставящий понятие ценности в один ряд с понятием потребности и мотива» [3, с. 224].

Несомненно, ценностные ориентации имеют смысловую природу. Смысл является основанием для познания мира, а познание окружающей действительности - одна из главных целей образовательного процесса. Следовательно, формирование смысловой сферы личности, ее ценностных предпочтений является неотъемлемой составляющей работы педагога. Можно утверждать, что для формирования необходимых ценностных ориентаций обучающихся наиболее целесообразным является построение образовательного процесса с точки зрения аксиологического подхода, позволяющего проектировать такую образовательную траекторию, в ходе реализации которой в качестве приоритетной цели становится формирование ценностно-смысловой сферы личности. Ученые справедливо полагают, что аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики. «Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, - "аксиологическая пружина", которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей» [4, с. 113].

Принимая во внимание критерий масштабности ценностей, можно выделить ценности этнические и общечеловеческие. Жизнь убедительно доказывает, что общечеловеческие ценности не отрицают этнических, а, наоборот, способствуют их развитию, духовному обогащению, возрождению национальной самобытности. Остановимся более подробно на ценностях этноса или этнических/этнокультурных ценностях.

А. И. Першиц выделяет в качестве основных компонентов культуры ценности этноса и дает определение этнокультурных ценностей. К этнокультурным ценностям относятся те явления традиционно-бытовой культуры, которые рассматриваются как значимые и обладают функциями сплочения этноса и разграничения этносов. Это могут быть предметные ценности, лежащие в сфере этнической культуры в узком значении этого слова и субъективные ценности, лежащие в сфере этнического сознания [5, с. 54]. Представители этноса, по мнению А. Б. Богдасаровой, ориентируются на характерные, устоявшиеся для их общности этнокультурные ценности, определяют цели, смысл своего существования, соотносят с ними свои действия, согласуют формы поведения, осуществляют выбор жизненной стратегии. Следовательно, этнокультурные ценности можно

рассматривать как «характерные для этнофоров представления, определяющие выбор ими цели и возможные средства, способы действия для ее достижения» [6, с. 43].

Полагаем, что ценностные приоритеты, нормативные установки, заключенные в традиционной этнокультуре, должны стать идейной основой, базисом современного образовательного процесса. Необходимо переосмысление культурного наследия предков, его возвращение в культурно-образовательный оборот с целью создания инновационной системы обучения и воспитания подрастающего поколения, опирающейся на мощный этнокультурный потенциал.

В сфере образования применяется в этой связи термин «этнокультурное образование». Данный термин обозначает систему обучения и воспитания, направленную на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку, культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры [7, с. 11].

В настоящее время важно определить подходы в обучении, пути и средства, способствующие включению этнокультурных ценностей в образовательный процесс, которые необходимо использовать и в учебном, и в воспитательном процессе. К ним можно отнести создание и внедрение в учебный процесс элективных курсов с учетом этнокомпонента; разработку авторских инновационных программ, учитывающих местную (локальную) специфику по предметам школьного цикла; разработку специализированных курсов по изучению этнокультурного наследия народов России; разработку программ внеурочной деятельности, способствующих освоению культурного наследия прошлого, традиций своего этноса.

В этой связи показателен опыт работы МБОУ «Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы». С 2008 г. гимназия имеет статус республиканской экспериментальной площадки, на базе которой реализуется научно-исследовательский проект «Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся в условиях гимназии». Научным руководителем работы является С. Н. Федорова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной и социальной педагогики Марийского государственного университета. В настоящий момент деятельность по осуществлению эксперимента проходит на формирующемся этапе:

• апробируется модель этнокультурологической подготовки обучающихся;

• разработан консультационный материал для инструктивных и обучающих семинаров;

• определены организационно-содержательные формы управления этнокультурологической подготовки обучающихся в современных условиях, выявляется их оптимальность.

Результатом работы педагогов гимназии в рамках осуществляемого эксперимента стала разработка учебных программ, дидактических материалов, методических рекомендаций. Учителями были разработаны авторские программы с этнокомпонентом по всем учебным предметам для 1-11-х классов, тренировочные варианты для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

В ходе осуществления практической деятельности по обучению английскому языку в учебном процессе и внеу-

рочной воспитательной деятельности автором статьи была создана и апробируется модель формирования этнокультурной компетенции обучающихся средствами английского языка. Модель апробируется на основе внедрения в учебно-воспитательный процесс авторских учебно-методических пособий этнокультурной тематики. Среди них: «Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданина и патриота», «Семья финно-угорских народов», «Мир театра», «Музеи» и «Мой отчий край - труда и красоты земля». Первое пособие включает комплексную программу формирования этнокультурной компетенции (с 6-го по 11-й класс) в ходе изучения английского языка. Второе пособие включает разработку программы элективного курса и содержит материалы о Венгрии, Финляндии, Эстонии, Марий Эл, Карелии, Ханты-Мансийском АО, Удмуртии и Республике Коми. Третье пособие рассказывает об истории возникновения национального марийского театра. Четвертое пособие, наряду с информацией о всемирно известных музеях, предлагает материалы о музеях провинциальных городов России, в том числе о марийских музеях. Пятое пособие содержит элективный курс «Мой отчий край - труда и красоты земля». Он носит интегративный характер и включает в себя 8 тематических разделов. Среди них: марийская литература, марийская живопись и скульптура, марийская музыка и танцы, национальные праздники и обряды, легенды и приметы. Данное пособие сопровождается рабочей тетрадью с дополнительным набором упражнений по темам и книгой для учителя, которая содержит методические рекомендации по использованию представленных материалов, календарно-тематиче-ское планирование, поурочные разработки занятий, а также сценарии внеклассных мероприятий этнокультурной тематики на английском языке. Данные материалы являются основой содержательного блока разрабатываемой модели.

Процессуальный блок модели включает в себя социально-развивающие технологии. Их использование позволяет создавать ситуации, «проживая» которые ученик осознает себя как личность. Ситуация выбора, работа в парах и группах, диалог, дискуссия, дебаты, анализ конкретных ситуаций, позиционное обучение, технология делиберации, проектная и исследовательская деятельность, написание рецензий, сочинений рассуждений - все это создает условия для формирования социально значимых качеств личности обучающихся и расширения их социального опыта. Одной из технологий, активизирующих учебный процесс, является метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций). Это детальный анализ конкретной реальной или имитированной ситуации. Ученик самостоятельно анализирует ситуацию, диагностирует проблему, представляет свои решения, защищает свои идеи в дискуссии с другими учениками. К преимуществам кейс-технологий относят тот факт, что развиваются:

• аналитические навыки, навыки идентификации проблемы, навыки обработки данных и критические интеллектуальные навыки;

• навыки принятия решений, выработка планов действий;

• устные навыки коммуникации, участие в обсуждении;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.