Научная статья на тему 'Этнокультурный подход в подготовке будущих педагогов и специалистов профессионального образования'

Этнокультурный подход в подготовке будущих педагогов и специалистов профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнокультурное образование / этнопедагогика / этническое самосознание / самоопределение / педагог / профессиональное образование / ethno-cultural education / ethnopedagogics / ethnic self-consciousness / self-determination / teacher / professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахсанова Е. А., Дьячковский Н. С.

В статье рассматривается использование этнокультурного подхода в обучении будущих педагогов профессионального образования. Цель написания статьи заключается в раскрытии этнокультурной основы профессиональной подготовки студентов в вузе. Актуальность исследования проблемы этнокультурного образования заключается в формировании гражданской позиции будущих педагогов и специалистов сестринской медицинской службы, направленного на привитие уважения к общечеловеческим ценностям и толерантности, приобщению мировой культуре. Рассматриваются задачи развития этнокультурной компетенции будущих педагогов профессионального образования и сестринской службы с учетом специфики профессиональной деятельности. Анализируется подготовка будущих бакалавров-педагогов и специалистов профессионального образования на основе этнокультурного подхода, концепции этнопедагогизации и реализующаяся через механизмы, обеспечивающие преемственность и непрерывность в этнокультурном образовательном пространстве. Отмечается, что использование этнокультурного подхода с учетом региональных особенностей может стать одной из основ в определении механизмов реализации преемственности педагогического образования и подготовки руководителей сестринской службы медицинских организаций Республики Саха (Якутия). Результаты исследования могут быть использованы не только при обучении учителей, педагогов, но и при целевой подготовке специалистов в областях здоровья, культуры, социальной защиты и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL APPROACH IN TRAINING OF FUTURE TEACHERS AND SPECIALISTS OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article discusses the use of ethno-cultural approach in the training of future teachers of vocational education. The purpose of this article is to reveal the ethno-cultural basis of professional training of students at the University. The relevance of the study of the problem of ethno-cultural education lies in the formation of the civic position of future teachers and specialists of the nursing medical service, aimed at instilling respect for universal values and tolerance, familiarization with world culture. The problems of development of ethno-cultural competence of future teachers of professional education and nursing service taking into account the specifics of professional activity are considered. The article analyzes the training of future bachelors-teachers and specialists of professional education on the basis of ethno-cultural approach, the concept of ethnopedagogization and implemented through mechanisms that ensure continuity and continuity in the ethno-cultural educational space. It is noted that the use of ethno-cultural approach taking into account regional peculiarities can become one of the bases in determining the mechanisms of implementation of continuity of pedagogical education and training of heads of nursing service of medical organizations of the Republic of Sakha (Yakutia). The results of the study can be used not only in the training of teachers, teachers, but also in the targeted training of specialists in the fields of health, culture, social protection, etc.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный подход в подготовке будущих педагогов и специалистов профессионального образования»

"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"

УДК 378.004

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-9-44-49

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Барахсанова Е.А., Дьячковский Н.С.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, Якутск

ETHNO-CULTURAL APPROACH IN TRAINING OF FUTURE TEACHERS AND SPECIALISTS OF PROFESSIONAL

EDUCATION

Barakhsanova E.A., Dyachkovskiy N.S.

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov, Yakutsk, Russian Federation

Аннотация. В статье рассматривается использование этнокультурного подхода в обучении будущих педагогов профессионального образования. Цель написания статьи заключается в раскрытии этнокультурной основы профессиональной подготовки студентов в вузе. Актуальность исследования проблемы этнокультурного образования заключается в формировании гражданской позиции будущих педагогов и специалистов сестринской медицинской службы, направленного на привитие уважения к общечеловеческим ценностям и толерантности, приобщению мировой культуре. Рассматриваются задачи развития этнокультурной компетенции будущих педагогов профессионального образования и сестринской службы с учетом специфики профессиональной деятельности. Анализируется подготовка будущих бакалавров-педагогов и специалистов профессионального образования на основе этнокультурного подхода, концепции этнопедагогизации и реализующаяся через механизмы, обеспечивающие преемственность и непрерывность в этнокультурном образовательном пространстве. Отмечается, что использование этнокультурного подхода с учетом региональных особенностей может стать одной из основ в определении механизмов реализации преемственности педагогического обра-

Annotation. The article discusses the use of ethno-cul-tural approach in the training of future teachers of vocational education. The purpose of this article is to reveal the ethno-cultural basis of professional training of students at the University. The relevance of the study of the problem of ethno-cultural education lies in the formation of the civic position offuture teachers and specialists of the nursing medical service, aimed at instilling respectfor universal values and tolerance, familiarization with world culture. The problems of development of ethno-cultural competence of future teachers of professional education and nursing service taking into account the specifics of professional activity are considered. The article analyzes the training of future bachelors-teachers and specialists of professional education on the basis of ethno-cultural approach, the concept of ethnopedagogization and implemented through mechanisms that ensure continuity and continuity in the ethno-cultural educational space. It is noted that the use of ethno-cultural approach taking into account regional peculiarities can become one of the bases in determining the mechanisms of implementation of continuity ofpedagogical education and training of heads of nursing service of medical organizations of the Republic of Sakha (Yakutia). The results of the study can be used not only in the training of teachers, teachers, but also in the targeted training of specialists in the fields of health, culture, social protection, etc.

Э-

зования и подготовки руководителей сестринской службы медицинских организаций Республики Саха (Якутия). Результаты исследования могут быть использованы не только при обучении учителей, педагогов, но и при целевой подготовке специалистов в областях здоровья, культуры, социальной защиты и др.

Ключевые слова: этнокультурное образование, эт-нопедагогика, этническое самосознание, самоопределение, педагог, профессиональное образование

Keywords: ethno-cultural education, ethnopedagogics, ethnic self-consciousness, self-determination, teacher, professional education

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

[1] Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед.учеб.заведений / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000. - 176 с.

[2] Винокурова, У.А. Этнопедагогика любви и национального спасения - Ethnic pedagogy of love national salvation: коллективная монография /м-во образования и науки Республики Саха (Якутия); под общей редакцией У.А. Винокуровой, д.социол.н. -Якутск: «Медиа-холдинг Якутия», 2017. -480 с.

[3] Barakhsanova E.A., Varlamova V.A., Vlasova E.Z., Nikitina E.V., Prokopyev M.S., Myreeva A.N. Vocational training of school teachers in yakutia's universities through the principle of regionalization (case study of the methodology of teaching natural science to prospective teachers). Espacios. 2018. Т. 39. № 20. С. 35.

[4] Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2007. 528 с.

[5] Этнокультурное образование в Дальневосточном федеральном округе РФ. Серия «Этнокультурное образование». Выпуск 1. Составители: У.А.Винокурова, С.С.Семенова. - Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2015. - 416 с.

[6] Николаева, А.Д., Голиков, А.И., Барахса-нова, Е.А. Стратегические приоритеты модернизации системы непрерывного педаго-

REFERENCES

[1] Volkov G.N. Etnopedagogika: uchebnik dlya stu-dentov srednih i vysshih ped.ucheb.zavedenij / G.N. Volkov. - M.: Akademiya, 2000. - 176 s.

[2] 2. Vinokurova, U.A. Etnopedagogika lyubvi i nacional'nogo spaseniya - Ethnic pedagogy of love national salvation: kollektivnaya monografiya /m-vo obrazovaniya i nauki Respubliki Saha (YAkutiya); pod obshchej redakciej U.A. Vinokurovoj, d.sociol.n. -YAkutsk: «Media-holding YAkutiya», 2017. -480 s.

[3] 3. Barakhsanova E.A., Varlamova V.A., Vlasova E.Z., Nikitina E.V., Prokopyev M.S., Myreeva A.N. Vocational training of school teachers in yakutia's universities through the principle of regionalization (case study of the methodology of teaching natural science to prospective teachers). Espacios. 2018. ^ 39. № 20. C. 35.

Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: kul'turno-is-toricheskoe ponimanie razvitiya cheloveka / Ale-ksandr Asmolov. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Smysl : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2007. 528 s.

1. Etnokul'turnoe obrazovanie v Dal'nevostochnom federal'nom okruge RF. Seriya «Etnokul'turnoe obrazovanie». Vypusk 1. Sostaviteli: U.A.Vinokurova, S.S.Semenova. - YAkutsk: Media-holding «YAkutiya», 2015. - 416 s.

2. Nikolaeva, A.D., Golikov, A.I., Barahsanova, E.A. Strategicheskie prioritety modernizacii sis-temy nepreryvnogo pedagogicheskogo obra-zovaniya // Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya - 2014. - № 4. - S. 89.

гического образования // Современные проблемы науки и образования - 2014. - № 4. -

С. 89.__

В современных условиях эпохи глобализации и культурного разнообразия общество и образовательная среда, воспитывающие будущее поколение, сталкиваются с многими серьезными проблемами, которые оказывают негативное влияние на нравственное развитие современной молодежи, их образ жизни. Эти факторы обуславливают необходимость социально-культурной модернизации образования, которая должна быть направлена на формирование этнической самобытности, терпимости и предотвращение нетерпимости среди молодого поколения.

Мы считаем, что этнокультурное образование играет важную роль в межкультурном образовании, его главная социокультурная цель состоит в том, чтобы консолидировать многоэтническое общество, способствовать формированию толерантного сознания и гражданской идентичности в Российской Федерации. Образование в современных условиях направлено на воспитание гармоничной личности, сочетающей этническую идентичность и уважение к другим культурам.

Этнокультурное образование по своей сути является междисциплинарным явлением, но на данном этапе отсутствуют фундаментальные исследования по разработке теоретических основ организации этнокультурного образования. Изучение традиций с позиций этнокультурного подхода описаны в работах региональных авторов В.Ф. Афанасьева, Е.А. Барахсановой, У.А. Винокуровой, А.А. Григорьевой, Н.Д. Неустроева, З.С. Жирковой и др. В их исследованиях этнокультурный подход рассматривается в аспекте сохранения прогрессивных традиций народа, сохранение языков народов Севера.

В этом отношении мы можем рассматривать этнокультурный подход как обеспечение этнокультурной реальности в условиях глобализации и как новую методологию изучения живой реальности - живой этнопедагогики Г.Н. Волкова [1]. С этой точки зрения мы опираемся на статью У.А. Винокуровой, опубликованной в коллективной монографии «Этнопедагогика любви и национального спасения», в которой отражены этнопедагогические теории и практики российского образовательного пространства, их анализ позволяет выделить семь направлений этнопедагогики как науки: экономическое, этнокультурное, социокультурное, физическое, трудовое, творческое и духовное воспитание [2].

В образовательном процессе этнопедагогика переводится на сложные аспекты: правовой, экономический, социальный и культурный. В то же время, например, в контексте педагогического общения существуют ситуации, в которых все субъекты образовательного процесса не демонстрируют принятия предложенного педагогического содержания, предлагаемых средств коммуникации и т. д. Следует подчеркнуть, что анализ духовных истоков этнопедаго-гики народа саха основывается на том, что передано нам от прародителей и генетической памятью, посредством которого осознается собственная уникальность и общность с другими этносами.

На данном этапе, например, подготовка учителей, педагогов и специалистов для северо-восточной России требует поиска инновационных подходов, чтобы сохранить основы традиционного образа жизни северян, разработать экологическое видение мира, этнокультур-

ные навыки в целом и одновременно овладение современными информационно-коммуникационными технологиями, прогрессивным и рациональным мышлением в условиях реализации цифрового образования. Этнокультурное образование по своей сути является междисциплинарным явлением, но на данном этапе отсутствуют фундаментальные исследования по разработке теоретических основ организации этнокультурного образования в школе и вузе [3]. Этнокультурное образование сочетает формальное и неформальное образование, что возможно, по нашему мнению, при условии изучения и внедрения междисциплинарного подхода к процессу этнокультурного образования в сочетании с современными критическими технологиями подготовки учителей, педагогов и специалистов. Таким образом, необходимость поиска концептуальных основ и развития практического опыта реализации этнокультурного подхода к процессу подготовки специалистов и педагогов в вузе определяет актуальность рассматриваемой проблемы.

Мы придерживаемся мнения А.Г. Асмолова, который утверждает, что формирование общечеловеческой идентичности направлено на приобщение к мировой культуре и общечеловеческим ценностям [4].

С этими положениями перекликаются исследования У. А. Винокуровой, которая считает, что «этнокультурное образование становится креативным инструментом социализации и нацелено на воспитание основ гражданской компетентности посредством усвоения этнокультурных коннотаций и ценностей, включенности в коммуникативные каналы межличностных, межнациональных, межкультурных взаимодействий на локальном, региональном и глобальном уровнях [5].

Междисциплинарная педагогическая подготовка включает в себя не только предоставление совокупности знаний путем изучения большого количества различных дисциплин в разных профилях обучения, но также создание различных конструкций учебного материала на основе этнокультурного подхода, что позволяет совершенствовать технологии формирования профессиональных навыков с учетом специфики региональной образовательной среды. Согласно статистическим данным в течение прогнозируемого периода (2013-2024 гг.) будет увеличиваться дефицит высококвалифицированных педагогических кадров в региональной системе образования, поэтому для целей устойчивого освоения Арктики подготовка собственных кадров, в том числе среди коренных народов Севера, на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова остается актуальной.

В региональной системе образования обновление и модернизация содержания подготовки будущих педагогов и специалистов предусматривают осуществление интеграции традиционного и инновационного потенциала, разработки новых экспериментальных профилей бакалавриата и программ магистратуры с возможностью образовательной деятельности в рамках реализации дополнительных компетенций модератора инновационных процессов, менеджера качества образования, эксперта организаций, занимающихся осуществлением общественной аккредитации в сфере регионального профессионального образования [6].

Для разработки ООП бакалавриата нами был проведен социологический опрос работодателей, студентов, родителей, выпускников разных лет. Социологический опрос работодателей был направлен на определение современных квалификационных требований к педагогам профессионального образования. Были опрошены 135 работодателей, среди которых специалисты Министерства образования РС (Я), руководители муниципальных образовательных

учреждений, директора и завучи образовательных организаций г. Якутска и улусов республики, на предмет выявления наиболее значимых для выпускников компетенций и обсуждение проекта учебного плана и основной образовательной программы. Анализ результатов показал, что наиболее важными компетенциями, по мнению работодателей, являются: работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (93%); учет социальных и особых образовательных потребностей обучающихся (82%); формирование этнокультурной компетенции в учебной и во внеучебной деятельности (72%).

Таким образом, наиболее частую выборку получили способность работать в команде (95%) и навыки межличностных отношений (91%). По мнению работодателей, общекультурные и межличностные компетенции являются основополагающими для профессиональной деятельности будущих педагогов и специалистов в регионе.

В отзывах работодателей выражены пожелания углубить этнокультурную направленность содержания учебного плана, увеличить количество часов по педагогической практике, что было учтено нами при разработке ООП.

Среди студентов педагогического и медицинского института был проведен социологический опрос на предмет выявления наиболее важных для них компетенций по ООП через анкету для определения уровня познавательного этнопедагогического интереса и анкету для выявления осознанности цели этнокультурного образования. К исследованию были привлечены студенты 2-4 курсов.

Высокий ранг у студентов получили способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся - 96% и способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия - 73%.

В исследовании под руководством профессора Е.А. Барахсановой «Формирование эт-нопедагогической компетентности педагогов профессионального образования в вузе и медицинском институте» были изучены мотивы развития познавательного этнопедагогического интереса студентов и осознание ими целей этнокультурного образования. Данные исследования мотивации студентов к изучению этнопедагогики на констатирующем этапе работы показали средний уровень (86%) и высокий (14%). После проведенного эксперимента на контрольном этапе исследования был выявлен высокий уровень у 62% студентов. Они активно занимались проектной деятельностью, написанием курсовых и выпускных квалификационных работ по этнокультурной и этнопедагогической тематике, участвовали в конкурсах, проектах. Средний уровень мотивации наблюдался у 38% студентов.

Выявление осознанности цели этнокультурного образования среди студентов Медицинского института по направлению «Сестринское дело» показало следующие результаты: на констатирующем этапе исследования у 16% студентов был выявлен низкий уровень осознанности к учету этнокультурных традиций. Студенты не ставили перед собой цели изучения дисциплин этнокультурного содержания к лечебному делу. Средний уровень показали 54%, они ставили перед собой цели, которые были актуальны для них в плане расширения кругозора и получения знаний по этнопедагогике (поддержка семьи, отношение коллег и друзей к больному). Высокий уровень показали 38%. Изучение дисциплин с этнокультурной направленностью они считают важным и связывают это с повышением профессионального уровня,

возможностью применения, полученных знаний в будущей профессии. Формирующий этап

—--—

~ 48 ~

эксперимента показал осознанность цели к изучению дисциплин этнокультурной направленности у студентов-медиков на 100%.

Опрос будущих бакалавров-педагогов и бакалавров сестринской медицинской службы показали, что для них наиболее востребованными являются способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия, способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности, способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. Наибольшую актуальность в профессиональной деятельности для них имеют этнопедагогическая подготовка и возможность использовать этнокультурные знания и умения в практической деятельности.

Практическая значимость реализации этнопедагогической подготовки заключается в том, что региональная образовательная среда рассматривается как эффективное средство процесса образования, в полной мере отражающее социокультурные, национальные, этнокультурные особенности территории проживания детей, освоение которых будет способствовать успешной самореализации их в среде жизнедеятельности.

В рамках модернизации образования и реализации новых образовательных программ бакалаврской и магистерской подготовки выстроена четкая система подготовки педагогических кадров для республики, которая связана с развитием системности и комплексности в построении учебных планов и содержании учебных программ, отвечающих государственным стандартам в области многоуровневого образования.

Важность реализации этого подхода на практике также заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы не только при подготовке учителей, педагогов, но и при целевой подготовке специалистов в областях здоровья, культуры, социальной защиты и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.