Научная статья на тему 'Воспитание волевых качеств юных спортсменов как ключевая компетенция специалиста'

Воспитание волевых качеств юных спортсменов как ключевая компетенция специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кругликова В. С., Усманов В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание волевых качеств юных спортсменов как ключевая компетенция специалиста»

ЛИТЕРАТУРА

1. Хайек, Ф.А. Познание, конкуренция, свобода / Ф.А. Хайек. - СПб. : Пневма,

1999.

2. Азоев, Г.Л. Конкуренция : анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М. : Центр экономики и маркетинга, 1996.

3. Портер, М. Международная конкуренция : пер. с англ. / М. Портер ; под ред. В. Д. Щетинина. - М. : Международные отношения, 1993.

4. Юданов, А.Ю. Конкуренция : теория и практика : учеб. пособие / А.Ю. Юданов. - 2-е изд. - М. : Гном-пресс, 1998.

5. Zeithaml, V. How consumers évaluation processes differ between goods and services // Services Marketeing. - N.Y. : Prentice Hall, 1984. - Р. 191-199.

6. Песоцкая, У.В. Маркетинг услуг : учеб. пособие / У.В. Песоцкая. - СПб. : Питер, 2000.

ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

В. С. Кругликова, В.Ф. Усманов

В содержание спортивной тренировки, как процесса обучения и воспитания спортсменов, наряду с технической, тактической, теоретической подготовкой, входит и подготовка волевая, которая является одним из существенных разделов психологической подготовки спортсменов. При этом волевая подготовка признается самым сложным разделом психологической подготовки.

Развитие волевых качеств спортсменов как компонента спортивной подготовки направлено на повышение эффективности спортивной деятельности. Однако волевая подготовка юных спортсменов несомненно имеет и более широкое значение для воспитания личности подрастающего поколения. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов спорта дают основание рассматривать воспитание волевых качеств как основную задачу психологической подготовки спортсмена, а готовность к воспитанию волевых качеств спортсменов выступает ключевой компетентностью тренерско-преподавательского корпуса. В условиях соревнований возрастает степень психического напряжения как «рабочего» психического состояния спортсменов, которое может положительно или отрицательно воздействовать на успешность деятельности и требует постоянного самоконтроля и саморегуляции.

С конца 90-х годов прошлого века отмечается повышение интереса к проблеме волевой подготовки спортсменов в связи с появлением новых психологопедагогических технологий позволяющих в некоторой степени гуманизировать педагогический процесс воспитания волевых качеств спортсменов. Это, прежде всего, технологии индивидуализации спортивной подготовки и одно из перспективных направлений индивидуализации - технологии личностно-ориентированного воспитания и относительно нового подхода в педагогике - технологии нейролингвистического программирования.

Цель - изучить структуру волевых качеств юных спортсменов как компонента методики формирования готовности студентов факультета физической культуры к воспитанию волевых качеств спортсменов.

Организация и методики исследования. Исследование проводилось на базе факультета физической культуры Бирской государственной социально-педагогической академии. Основной методикой исследования был тест самооценки волевых качеств Н.Е. Стамбуловой, основанный на ранжировании волевых качеств по данным самооценки квалифицированных спортсменов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для уточнения иерархии волевых качеств спортсменов нами было проведено предварительное тестирование 14 квалифицированных спортсменов и тренеров с помощью теста самооценки волевых качеств Н.Е. Стамбулой. Результаты ранжирования волевых качеств по данным самооценки показаны в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ранжирования волевых качеств

по данным самооценки квалифицированных спортсменов (п=14)

№ Показатели волевых качеств

п.п. Выраженность Генерализованность Средний ранг

1 Выдержка и самообладание Смелость и решительность Выдержка и самообладание

2 Целеустремленность Целеустремленность Целеустремленность

3 Настойчивость и упорство Настойчивость и упорство Настойчивость и упорство

4 Смелость и решительность Инициативность и самостоятельность Инициативность и самостоятельность

5 Инициативность и самостоятельность Выдержка и самообладание Смелость и решительность

Как свидетельствуют данные таблицы 1, по критерию выраженности волевых качеств в спортивной деятельности квалифицированных спортсменов ведущими оказались выдержка и самообладание, а по критерию генерализованности - смелость и решительность. В целом ведущим волевым качеством по результатам тестирования на первом месте признано выдержка и самообладание. Результаты анализа спортивной деятельности показывают, что высокий уровень этого качества личности позволяет спортсмену избегать нарушения правил соревнований в провоцирующих ситуациях поединка, переносить болевые ощущения без снижения продуктивности деятельности, сохранять ясность ума и возможность эффективно управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения и влияния других неблагоприятных факторов тренировок и соревнований. Это способность сохранять контроль за своими действиями и поступками в критических ситуациях.

Вторым волевым качеством, подкрепляющим, поддерживающим центральные качества оказалась «целеустремленность», которая была на втором месте по критерию генерализованности и по среднему показателю. Это подтверждает, что целеустремленность объединяет, цементирует структуру волевых качеств спортсмен. Высокий уровень ее развития обеспечивает прочность всей структуры.

На третьем, четвертом и пятом местах по данным тестирования оказались волевые качества: настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность. Однако, как отмечают многие психологи, нужно учитывать, что в целостных проявлениях личности волевые качества функционируют во взаимной связи. Ведь у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных людей не одинакова. Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности и различных ситуациях она изменяется. Иными словами, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему, звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой.

Структура волевых качеств детерминирована определенными устойчивыми, объективными условиями конкретного вида спорта, относительно устойчивыми объективными условиями деятельности в каждом виде спорта. Этими условиями определяются прежде всего центральные, ведущие волевые качества, с развитием которых связан успех преодоления препятствий, типичных для данного вида спорта. Как свидетельствуют результаты психофизиологических исследований индивидуальными гипотетическими задатками целеустремленности, выдержки и самообладания, смелости и

решительности личности юных спортсменов являются свойства темперамента.

ВЫВОД

В результате были выявлены основные волевые качества, к воспитанию которых необходимо обучать студентов факультета физической культуры. Такая готовность определяется нами как ключевая компетентность будущего специалиста по физической культуре и спорту (тренера или преподавателя).

САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ ОВД КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МВД РОССИИ

Т. С. Купавцев, Ю.А. Морозов, Е.В. Мальченков, Ю.П. Балакин

Главная черта современного мира - стремительные перемены. С наступлением третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху, связанную с глобальными изменениями в экономике, политике, культуре, образовании. Сложность предстоящих преобразований обусловлена влиянием нарастающей неопределенности и непредсказуемости социально-экономических, политических, духовных процессов в российском и планетарном социумах, растущей свободой и ответственностью субъектов управления. В этих условиях обеспечение стабильного экономического роста, устойчивого формирования гражданского общества в России выступает одной из приоритетных задач правоохранительных органов, от компетентности которых во многом зависит конечный результат. В связи с этим организация работы отделов внутренних дел (ОВД), организация борьбы с преступностью в стране требует принципиально новых подходов [5], следовательно, и сама система профессиональной подготовки кадров для ОВД для обеспечения эффективности реализации правоохранительных функций должна системно модернизироваться. Это позволит обеспечить содержательное и организационное единство учебного процесса - от первоначальной подготовки до послевузовского образования [2]. Такая модернизация должна обеспечить повышение эффективности профессиональной обученности и воспитанности сотрудников, способных и готовых работать в новых условиях правоохранительной деятельности.

Преступность является своеобразным тонким индикатором состояния общества. Рост ее как неизбежное следствие указанных изменений в обществе поднял на особый уровень социальную роль правоохранительной структуры. При резком повышении требований правоохранительной практики к качеству образования, формированию личности молодых сотрудников ОВД дальнейшее экстенсивное развитие системы ведомственного образования становится малоэффективным, поэтому ведомственная система профессиональной подготовки кадров для ОВД нуждается в реформировании и совершенствовании, что, в свою очередь, подталкивает образовательные учреждения МВД России активизировать процесс перехода в режим развития. В настоящее время идейно-теоретической основой построения и функционирования системы подготовки кадров является концепция непрерывного образования. В нашей стране существует весьма значительная научно-теоретическая база в этой сфере, накопленная в различных отраслях знания: философии, психологии, педагогике, управлении, социологии. Однако такое образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний, умений, навыков, личностных качеств. Оно должно быть ориентировано на непрерывный процесс профессионального и личностного самосовершенствования, способствовать выполнению его социальной роли в процессе профессиональной деятельности и жизни в обществе.

Такой подход к наполнению содержания профессиональной подготовки в системе непрерывного профессионального образования обусловлен, прежде всего, запро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.