Научная статья на тему 'Влияние личностных качеств на успешность деятельности волейбольного арбитра'

Влияние личностных качеств на успешность деятельности волейбольного арбитра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
656
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / УСПЕШНОСТЬ СУДЕЙСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОЛЕЙБОЛЬНЫЙ АРБИТР / СУДЕЙСТВО / INTELLIGENCE / PROPERTIES OF TEMPERAMENT / STRONGWILLED QUALITIES / SUCCESS OF JUDICIAL ACTIVITY / VOLLEYBALL ARBITRATOR / REFEREEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гераськин Анатолий Александрович, Насонов Владимир Владимирович, Чачин Александр Владимирович

В статье рассматривается уровень развития (выраженности) признаков интеллекта, свойств темперамента, волевых качеств, состав характеристик успешности и взаимосвязь личностных качеств волейбольного арбитра на успешность его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гераськин Анатолий Александрович, Насонов Владимир Владимирович, Чачин Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of personal qualities of volleyball arbitrator on success of professional activity

In the article the level of development (expressivenesses) of signs of intelligence, properties of temperament, strong-willed qualities, structure of characteristics of success and interrelation of personal qualities of the volleyball arbitrator on success of his professional activity is considered.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных качеств на успешность деятельности волейбольного арбитра»

УДК 796/799:159.99 А. А. ГЕРАСЬКИН

В. В. НАСОНОВ А. В. ЧАЧИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Тюменский государственный университет

Московский государственный областной университет

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕЙБОЛЬНОГО АРБИТРА

В статье рассматривается уровень развития (выраженности) признаков интеллекта, свойств темперамента, волевых качеств, состав характеристик успешности и взаимосвязь личностных качеств волейбольного арбитра на успешность его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интеллект, свойства темперамента, волевые качества, успешность судейской деятельности, волейбольный арбитр, судейство.

Актуальность. Проблема влияния индивидуальных особенностей личности на успешность профессиональной деятельности относится к числу наиболее актуальных в психологической науке. Основные положения детерминированности деятельности и индивидуальных свойств субъекта получили свое развитие в работах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. И. Ковалёва, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна [1-5].

В. Д. Шадриков отмечает влияние на успешность деятельности способностей человека, под которыми понимает индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешном выполнении деятельности [6]. В свою очередь, В. Н. Дружинин подчеркивает, что общие способности необходимы для любой деятельности, и при этом они вносят основной вклад в детерминацию успешности. В структуру общих способностей, по его мнению, включается интеллект, креативность и обучаемость [7].

По данным Н. М. Пейсахова и соавторов, важным фактором, обусловливающим успешность деятельности, являются не отдельные психические процессы и свойства личности, а их структура. Более успешной деятельность будет тогда, когда ведущую роль в ней играют проявления волевых качеств, а не эмоциональная реактивность. Основой оригинального образа мышления является уровень развития памяти, интеллектуально-эмоциональная активность [8].

Для изучения проблемы влияния индивидуальных особенностей волейбольного арбитра на успешность судейской деятельности мы придерживаемся системно-деятельностного подхода, при котором деятельность рассматривается как «специфическая форма активности, содержание которой способствует целесообразному изменению и преобразованию окружающего человека мира». Соответственно, одним из источников успешности в судейской деятельности волейбольного арбитра являются резервные силы (индивидуальные личностные особен-

ности, поведение) [4, 3, 9]. При таком подходе, индивидуальные особенности личности понимаются, как индивидуальные качества субъекта, влияющие на успешность профессиональной деятельности. В судействе успешность может рассматриваться как соответствие судейской деятельности определенным характеристикам, отражающим специфику деятельности волейбольного арбитра. Для объективной оценки деятельности арбитров ощущается недостаток объективных показателей критериев успешности. Объясняется это тем, что объектом такой деятельности является сам человек [10].

Анализ научно-методической литературы говорит, что успешность деятельности зависит от индивидуальных особенностей личности, в том числе от волевых качеств, свойств темперамента, интеллектуальных способностей, самооценки, уровня притязаний, мотивации достижения, коммуникативных навыков, ценностных ориентаций [11-14]. Успешность деятельности обладает генерализованностью характера, которая проявляется, как в профессиональной деятельности, так и в других жизненных сферах.

Деятельность волейбольного арбитра относится к числу сложных видов профессиональной деятельности. Это обусловлено особенностями игровых видов спорта, связанных с высокой вариативностью и быстротой смены игровых ситуаций, влиянием действия сбивающих факторов, ростом ответственности участников игры и судей за результаты своего труда, в связи с профессионализацией спорта. Она связана с высокой конкуренцией команд, конфликтным характером отношений, присутствием большого числа участников матча и зрителей [15- 17]. Арбитры достаточно часто испытывают состояние «публичного одиночества» (по А. Ц. Пуни), в ситуациях, где необходимо принимать единственно правильное решение в ограниченный промежуток времени, в условиях давления со стороны тренеров и соперничающих команд. Это создаёт уровень психический напряженности труда, протекающего на

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Признаки интеллекта Первая группа V Вторая группа V Т Р<

X±S X±S

Уровень осведомленности 15,2±1,84 12,1 13,8±1,16 8,45 2,18 0,05

Умение обобщать 14,6±1,15 7,85 13,4±1,12 8,38 2,58 0,05

Умение устанавливать логические связи между понятиями 14,3±0,84 5,86 12,8±1,32 10,3 3,53 0,01

Концентрация внимания 15,1±0,86 5,70 14,9±0,94 6,33 0,64 -

Умение находить логические закономерности 13,8±1,16 8,42 12,7±1,19 9,35 2,38 0,05

Общая оценка интеллекта 73,2±2,88 3,94 67,7±2,05 3,03 5,32 0,001

Примечание: первая группа — арбитры высокой квалификации обслуживающие матчи супер, высшей лиги «А» (п =14), вторая группа — арбитры, остановившиеся в профессиональном росте, обслуживающие матчи первой, высшей лиги «Б» (п =11).

X — среднее арифметическое; S — среднее квадратическое отклонение;

V — коэффициент вариации; t — критерий Стьюдента; Р — уровень значимости.

высоком эмоциональном уровне [18]. Данные обстоятельства ставят успешность профессиональной деятельности волейбольного арбитра в зависимость не только от внешних факторов, но и, в значительной степени, от факторов внутренних (мотивов, волевых качеств, свойств темперамента, интеллектуальных способностей), оказывающих существенное влияние на успешность судейства состязаний [15, 18].

Налицо проблемная ситуация, требующая изучения содержания деятельности волейбольных арбитров и поиска путей к повышению её надёжности, изучения психологических особенностей самих арбитров и личностных факторов, влияющих на подготовку судей к профессиональной деятельности и на ее реализацию в процессе состязаний.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 25 волейбольных арбитров, первая группа (п=14), вторая (п=11). В первую группу вошли волейбольные арбитры, проводящие матчи чемпионата России супер и высшей лиги «А». Все арбитры имели высшее образование, возраст от 36 до 52 лет, стаж судейской деятельности от 12 до 28 лет.

Во вторую группу вошли арбитры, проводящие матчи чемпионата России первой и высшей лиги «Б». При формировании второй группы учитывались несколько факторов: первый — наличие профессионального стажа в судействе; второй — отсутствие профессиональной практики в проведении матчей чемпионата России супер и высшей лиги «А». Из данной группы семь арбитров оказались с высшим и четыре со средним образованием, все старше 43 лет, судейский стаж от 21 года до 25 лет.

В исследовании мы стремились определить:

— уровень выраженности признаков интеллекта;

— уровень выраженности свойств темперамента;

— уровень выраженности волевых качеств;

— состав характеристик успешности в профессиональной деятельности волейбольного арбитра, степень их значимости, нормативные уровни их выраженности, общую успешность волейбольных арбитров;

— влияние личностных качеств волейбольного арбитра на успешность его профессиональной деятельности.

Для определения уровня интеллектуальных способностей была использована методика Амт-

хауэра. Для выявления свойств темперамента использовалась методика В. М. Русалова. Для определения уровня развития волевых качеств использовалась методика Н. Б. Стамбуловой (1998). Для определения состава характеристик успешности в судейской деятельности волейбольных арбитров выполнялась поисковая работа в изучении научно-методической литературы, использовались беседы, интервьюирование, анкетирование международных арбитров и инспекторов матчей. Степень значимости различий выявлялась методом ранжирования. Оценивание осуществлялось экспертной комиссией, путем наблюдений и с помощью субъективного шкалирования. Оценка выводилась из средних данных каждой характеристики. Всего было просмотрено 50 игр. Каждый арбитр отсудил по две игры.

Для определения влияния личностных качеств волейбольного арбитра (интеллектуальных, свойств темперамента, волевых качеств) на характеристики, определяющие успешность судейской деятельности, использовались данные о 38 показателях (пок.) для каждого волейбольного арбитра, в каждой группе. Позиции 1 — 10 заняли волевые качества; 1122 — свойства темперамента; 23 — 28 — умственные способности; 29 — 36 — характеристики, определяющие успешность судейской деятельности; 37 — сумма баллов данных характеристик; 38 — оценка судейства инспектором матча.

Достоверность полученных результатов двух групп определялась по ^критерию Стьюдента. Для определения относительной меры разброса значений признака в статистической совокупности использовался коэффициент вариации; для исследования статистической зависимости применялся корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты и их обсуждение. Результаты исследования общей осведомленности (табл. 1) свидетельствуют, что арбитры высокой квалификации имеют более высокий уровень развития данного интеллектуального признака, на достоверном уровне значимости <0,05.

Умение обобщать показали более высокий результат также арбитры высокой квалификации. На достоверном уровне значимости <0,05.

Более высокий уровень умения устанавливать логические связи между понятиями показали арби-

Свойства темперамента Первая группа V Вторая группа V Т Р<

Х±£ Х±$

Эргичность п 9,9±0,82 8,34 8,0±0,89 11,1 5,57 0,001

Эргичность с 7,4±0,93 12,6 7,1±0,87 12,1 0,67 -

Эргичность о 17,3±1,33 7,69 15,1±1,60 10,5 3,70 0,01

Пластичность п 2 14 4 15,4 сч 5 ю к 16,8 2,86 0,01

Пластичность с ю 4 14 22,2 7,9±1,22 15,4 2,12 0,05

Пластичность о 18,6±1,94 10,4 15,5±1,36 8,80 4,47 0,001

Темп п 10,2±0,97 9,54 9,6±1,20 12,5 1,32 -

Темп с 6,9±1,20 17,4 7,1±1,16 16,2 -0,52 -

Темп о 17,1±1,40 8,20 16,7±1,47 8,74 0,56 -

Эмоциональность п 5,5±1,09 19,8 6,3±0,67 10,5 -2,29 -

Эмоциональность с 3,9±0,91 23,3 6,1±0,75 12,1 -6,58 -

Эмоциональность о 9,4±1,15 12,2 12,4±1,12 8,99 -6,75 -

Примечание: X — среднее арифметическое; S — стандартное отклонение;

V — коэффициент вариации; t — критерий Стьюдента; Р — уровень значимости; о — общая; п — предметная; с — социальная.

тры высокой квалификации. На достоверном уровне значимости <0,01.

В результате исследования концентрации внимания между арбитрами высокой и низкой квалификации различий не выявлено. Отметим, что данный показатель имеет значение в деятельности волейбольного арбитра, но не играет детерминирующей роли. В обеих группах, согласно нормативной шкале, получены высокие значения по данному показателю.

По умению находить логические закономерности арбитры первой группы показали более высокий результат. На достоверном уровне значимости <0,05.

Согласно результатам общей оценки арбитры первой группы имеют более высокий уровень развития интеллекта по сравнению с судьями второй группы. На достоверном уровне значимости <0,001. Объясняется это тем, что деятельность арбитров первой группы более сложна и ответственна, что определяется высоким рангом соревнований. Соответственно, к арбитрам этой категории предъявляются более высокие требования к проявлению умственных способностей, глубоких знаний предмета деятельности. Даже судьи международной категории отмечают, что сложность современных правил и специальной литературы вынуждает их постоянно работать над этим специфическим разделом знаний.

Средние данные тестирования общих умственных способностей составили х=73,2 из 100 возможных. При этом показатель вариации равен У=3,94 %. Это указывает на плотное расположение данных внутри выборки. Согласно полученным данным, средние показатели теста соответствуют 32 — 64 баллам. Таким образом, можно утверждать, что арбитры обеих групп имеют высокий уровень развития интеллекта.

Анализ результатов изучения признаков интеллекта указывает, что деятельность арбитров высокой квалификации протекает в более сложных

условиях и отличается по показателям объема и скорости перерабатываемой информации, в отличие от арбитров второй группы, остановившихся в профессиональном росте. Соответственно, в первой группе предъявляются повышенные требования к умственным способностям арбитров.

Рассмотрим результаты исследования проявления свойств темперамента (табл. 2). У арбитров первой группы (проводящих матчи чемпионата России супер и высшей лиги «А») обнаружены более высокие значения показателей эргичности предметной. Это говорит, что представители данной группы имеют большую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к умственному и физическому труду, проявляют легкость умственного пробуждения. Это проявляется на достоверном уровне значимости различий (р<0,001).

Арбитры первой группы получили также высокие значения по показателям пластичности предметной и социальной. Данная группа без особых трудностей переключается с одного предмета деятельности на другой, например, от общения с одним человеком к другому и т.п. Установлены различия по пластичности предметной, на уровне значимости (р<0,01), и по пластичности социальной, при уровне р<0,05.

Определённые различия получены также по темпу предметному. Данная группа имеет высокую скорость выполнения операций, моторно-двигательную быстроту, высокую психическую скорость при принятии конкретных решений. Достоверность различий обнаружить не удалось.

Эмоциональность социальная имеет низкий уровень значения, что указывает на низкую эмоциональность испытуемых в коммуникативной сфере. По остальным показателям свойств темперамента у волейбольных арбитров первой группы обнаружены средние значения развития изучаемого признака.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Волевые качества Первая группа V Вторая группа V Т Р<

X±S X±S

Целеустремленность (в) 33,1±1,40 4,24 32,4±1,63 5,03 1,13 -

Целеустремленность (г) 31,9±1,94 6,07 31,1±1,60 5,13 1,02 -

Смелость и решительность (в) 33,7±1,77 5,25 31,1±1,66 5,33 3,91 0,01

Смелость и решительность (г) 33,8±2,17 6,43 30,9±1,57 5,10 3,77 0,001

Настойчивость, упорство (в) 29,6±1,78 6,00 30,1±1,94 6,42 -0,72 -

Настойчивость, упорство (г) 30,6±1,64 5,37 29,9±1,75 5,87 1,07 -

Инициативность и самостоятельность (в) 33±1,35 4,11 29,1±1,40 4,80 6,87 0,001

Инициативность и самостоятельность (г) 33,2±1,88 5,68 29,1±1,60 5,48 5,65 0,001

Самообладание и выдержка (в) 31,7±2,01 6,35 30,2±2,05 6,78 1,76 -

Самообладание и выдержка (г) 30,3±1,98 6,53 29,2±1,61 5,52 1,46 -

Примечание: X — среднее арифметическое; S — среднее квадратическое отклонение;

V — коэффициент вариации; t — критерий Стьюдента; Р — уровень значимости; в — выраженность; г — генерализованность.

Представители второй группы арбитров, проводящих матчи чемпионата России более низкого ранга, показала высокие значения по темпу предметному. Это говорит о достаточно высокой скорости выполнения операций, моторно-двигательной быстроте, высокой психической скорости при принятии конкретных решений. По остальным проявлениям свойств темперамента арбитры второй группы показали средние значения.

Не в одной из групп испытуемых не выявлено низких значений по тесту темпа предметного. Полученные данные говорят, что для волейбольных арбитров разной квалификации характерны высокая скорость выполнения операций, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий, высокий темп поведения. Особенности деятельности арбитров диктуют необходимость принятия оперативных решений в условиях жесткого дефицита времени. Отсюда понятно и обнаружение факта развития свойства предметного темпа, соответствующего упомянутым требованиям к судейской деятельности. Обнаружены также достоверные различия по эргичности общей на уровне значимости р<0,01 и пластичности общей, при р<0,001 уровне значимости, что указывает на значительные различия на среднем уровне.

Результаты исследования волевых качеств показали (табл. 3), что у волейбольных арбитров, проводящих матчи чемпионата России супер и высшей лиги «А» получены высокие значения по целеустремленности, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности (по параметрам выраженности и генерализованности), самообладание и выдержка имеют высокие значения (по параметру выраженности). Для этой группы арбитров характерно наличие постановки перспективных и ближайших целей; планирования; способности преодолевать страх на пути к достижению поставленной цели; а также умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные, твердые решения, без колебаний. Обнаружены характерные данные стремления к воплощению новых идей, планов, бо-

гатства воображения, действий вопреки физическому и моральному утомлению, способностей подавлять отрицательные чувства, мысли, действия под влиянием внешних стресс-факторов, равнодушие к критике, действия на основании своих взглядов и убеждений. Практический опыт проведения соревнований высокого уровня свидетельствует, что приведенные показатели характеризуют требования к подготовленности судей высокой квалификации. Интересно, что результаты исследования говорят, что данные качества проявляются не только в судействе, но и в повседневных жизненных ситуациях, в учёбе, в работе, имеют универсальный характер (по параметру генерализованности).

По остальным тестам волевых качеств арбитров, согласно нормативной шкале, были выявлены средние значения признаков.

У волейбольных арбитров, проводящих матчи чемпионата России первой, высшей лиги «Б» обнаружены высокие значения по параметрам целеустремленности (по выраженности и генерализованности); по смелости и решительности (по параметру выраженности). Для второй группы арбитров характерны: наличие перспективных и ближайших целей, планирование, организации своего поведения и действий, умение принимать и претворять в жизнь быстрые, без колебаний обоснованные и твердые решения, вопреки сбивающим стресс-факторам, моральному и физическому утомлению, умение управлять собой, преодоление страха на пути к поставленной цели. По остальным изучаемым характеристикам была выявлена выраженность средних значений.

Необходимо отметить, что в обеих группах обнаружены высокие значения по данным целеустремленности (по параметрам выраженности и генерализованности), по смелости и решительности (по параметру выраженности). Если учесть особенности судейства, а именно принятие решений в условиях жесткого дефицита времени, становится понятной необходимость наличия данных качеств (целеустремленности, смелости и решительности),

Признаки успешности Первая группа V Вторая группа V Т Р<

М±т М±т

Уверенность 9,92±0,18 1,82 9,75±0,36 3,73 1,56 -

Объективность 9,86±0,19 2,01 9,54±0,52 5,53 2,08 0,05

Последовательность 9,44±0,66 7,08 8,73±0,98 11,2 2,13 0,05

Стрессоустойчивость 9,41±0,66 7,03 8,52±1,37 16,1 2,12 0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиальность 9,37±0,68 7,29 8,31±1,15 13,8 2,85 0,01

Внимание 9,08±0,92 10,1 9,05±1,23 13,6 0,07 -

Своевременность 8,02±0,30 3,82 7,66±0,77 10,1 1,61 -

Авторитетность 7,61±1,05 13,9 6,45±1,67 25,9 2,11 0,05

Сумма баллов 72,7±2,00 2,75 68,0±4,52 6,64 3,48 0,01

Оценка инспектора 97,6±0,49 0,50 95,9±1,22 1,27 4,84 0,001

Примечание: М — среднее арифметическое; т — среднее квадратическое отклонение; V — коэффициент вариации; t — критерий Стьюдента; Р — уровень значимости.

обеспечивающих успешность судейской деятельности.

По тестам настойчивости и упорства (выраженность) арбитры второй группы имеют более высокие результаты. Это объясняется, на наш взгляд, сильным желанием этой группы испытуемых достичь желаемого (более высокого уровня проведения состязаний). По настойчивости и упорству (генерали-зованности) арбитры первой группы имеют более высокий результат. Это говорит об универсальности проявления данного качества в жизненных обстоятельствах в спорте и в жизни.

Полученные данные позволили установить нормативные уровни выраженности характеристик успешности для судей различных квалификационных категорий (табл. 4). Арбитров, проводящих матчи супер и высшей лиги «А», отличает более высокая выраженность следующих характеристик: объективность, последовательность, стрессоустой-чивость, авторитетность (р<0,05), принципиальность (р<0,01). У арбитров первой группы зафиксированы низкие коэффициенты вариации по тестам уверенности, объективности, своевременности в принятии решений, что свидетельствует о единой тенденции их проявления в профессиональной деятельности и неоднозначности, сложности содержания такой деятельности. Выявлены также высокие коэффициенты вариации по авторитетности, что указывает на разный уровень ее развития в исследуемой группе.

У волейбольных арбитров, проводящих матчи чемпионата России первой и высшей лиги «Б», полученные результаты по всем характеристикам выражены в меньшей степени. Однако по уверенности, вниманию, своевременности действий не было выявлено достоверных различий, что указывает на одинаковое проявление данных характеристик в профессиональной деятельности. Арбитры второй группы отличаются низкими коэффициентами вариативности проявления характеристик успешности — уверенности, объективности; высоких коэффициентов вариативности — последовательности, стрессоустойчивости, принципиальности, внимания, авторитетности. Сравнительный анализ коэф-

фициентов вариации свидетельствует, что у арбитров второй группы они являются более высокими. Это говорит о менее выраженной единой тенденции в их проявлении и разном уровне профессиональной подготовленности арбитров.

Общая оценка за качество проведения матчей выставлялась по 100-балльной системе. Несмотря на то что полученные баллы за качество судейства соответствуют пяти баллам в обеих группах, полученные значения имеют достоверные различия (р<0,001). Это так же, на наш взгляд, свидетельствует о различном уровне подготовленности арбитров.

С помощью корреляционного анализа мы определили степень выраженности и особенности взаимосвязей личностных качеств с характеристиками успешности судейской деятельности.

Для удобства изучения межпризнаковых корреляций мы расположили отдельные характеристики по окружности и соединили, при наличии корреляции, линиями, построив тем самым «корреляционное кольцо». Необходимо отметить, что в группе арбитров, проводящих матчи суперлиги и высшей лиги «А», из «корреляционного кольца» выпали следующие показатели: целеустремленность по параметру выраженность (пок. 1), инициативность и самостоятельность по параметру генерализованно-сти (пок. 6), смелость и решительность по параметру генерализованности (пок. 10). В данной группе арбитров были выявлены 43 значимые корреляционные связи. На уровне значимости р<0,001 — 4 связи; на уровне значимости р<0,01 — 12 связей; на уровне значимости р<0,05 — 27 связей.

В группе арбитров, проводящих матчи первой и высшей лиги «Б», из «корреляционного кольца» выпал ряд показателей. Это инициативность и самостоятельность по параметру генерализованности (пок. 6), смелость и решительность по параметру генерализованности (пок. 10), эргичность общая (пок. 13), пластичность общая (пок. 16), темп социальный (пок. 18), темп общий (пок. 19), эмоциональность социальная (пок. 21), уровень осведомленности (пок. 23), умение обобщать (пок. 24), умение устанавливать логические связи между понятиями

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

(пок. 25), общая оценка интеллекта (пок. 28). В данной группе арбитров были выявлены 22 значимые корреляционные связи. На уровне значимости р<0,001 — 2 связи; на уровне значимости р<0,01 — 5 связей; на уровне значимости р<0,05 — 15 связей.

В результате анализа данных установлено, что характеристики, определяющие успешность деятельности волейбольного арбитра (пок. 29-36) взаимосвязаны с его личностными качествами (пок. 1-28).

Исследования влияния личностных качеств волейбольных арбитров (пок. 1-28) на характеристики, определяющие успешность судейской деятельности (пок. 29-36), выявили единые закономерности в двух группах арбитров. В обеих группах характеристика успешности уверенность (пок. 29) взаимосвязана (р<0,05) с эргичностью социальной (пок. 12).

Характеристика успешности последовательность (пок. 31) связана в обеих группах (р<0,05) с пластичностью предметной (пок. 14).

Характеристика успешности стрессоустойчи-вость (пок. 33) связана в обеих группах (р<0,05) с самообладанием и выдержкой по параметру генерали-зованность (пок. 8).

Характеристика успешности принципиальность (пок. 32) связана в обеих группах с эргичностью предметной (пок. 11), несмотря на разные уровни значимости (в первой группе — р<0,01; во второй — р<0,05), пластичностью социальной (пок. 15) (р<0,05), темпом предметным (пок. 17) (в первой группе — р<0,01; во второй — р<0,05).

Характеристика успешности своевременность (пок. 35) связана в обеих группах (в первой группе — р<0,05; во второй — р<0,01) с эмоциональностью предметной (пок. 20).

Характеристика успешности авторитетность (пок. 36) связана в обеих группах (в первой группе — р<0,05; во второй — р<0,01) с концентрацией внимания (пок. 26).

Единство выявленных связей дает основание установить личностные качества, оказывающие влияние на формирование характеристик, определяющих успешность судейской деятельности. У характеристик успешности «объективность», «внимание» (концентрация, распределение, объем) не выявлено единства зависимостей. Это означает, что нам не удалось установить те личностные качества, которые оказывают существенное влияние на формирование данных характеристик. Поэтому следует принять во внимание, что при формировании любой из выявленных характеристик успешности судейской деятельности волейбольного арбитра необходимо, прежде всего, обратить внимание на развитие того качества, которое на него влияет.

Выводы.

1. Успешность судейской деятельности зависит от индивидуальных особенностей личности, в том числе от волевых качеств, свойств темперамента, интеллектуальных способностей волейбольного арбитра. На формирование уверенности волейбольного арбитра в процессе проведения матчей влияет эр-гичность социальная, на последовательность влияет пластичность предметная. На стрессоустойчивость влияют самообладание и выдержка (по параметру генерализованность), на принципиальность влияют эргичность предметная, пластичность социальная, темп предметный. На своевременность влияет эмоциональность предметная, на авторитетность влияет концентрация внимания.

2. К числу профессионально важных качеств, как принято в прикладной психологии, относятся лишь те из них, которые имеют тесную взаимосвязь с показателями успешности конкретной деятельности. Таким образом, к ним можно отнести: самообладание и выдержку, концентрацию внимания, эр-гичность предметную и социальную, пластичность предметную и социальную, темп предметный, эмоциональность предметную.

Библиографический список

1. Ананьев, Б. Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Б. Г. Ананьев, ред. Е. Н. Степанова. — М. : Педагогика, 1977. — 248 с.

2. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М. : Эксмо-Пресс, 2000. — 1008 с.

3. Ковалёв, А. Г. Личность воспитывает себя / А. Г. Ковалёв. — М. : Политиздат, 1983. — 256 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособ. для студ. вузов, обуч. по спец. «Психология», «Клиническая психология» / А. Н. Леонтьев. — М. : Академия, 2005. - 352 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб., 1999. — 613 с.

6. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности / В. Д. Ша-дриков. — М., 1994. — 317 с.

7. Психология : учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб. : Питер, 2001. — 656 с.

8. Практическая психология (Науч. основы) / Н. М. Пей-сахов, М. Н. Шевцов. — Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1991. — 119 с.

9. Насонов, В. В. Исследование свойств темперамента волейбольных арбитров разной квалификации / В. В. Насонов // Вестник ТюмГУ. — 2009. — № 5. — С. 105—113.

10. Зуев, В. Н. Характеристики успешности профессиональной деятельности волейбольных арбитров различной квалификационной категории / В. Н. Зуев, В. В. Насонов // Теор. и практ. физич. культ. — 2013. — № 1. — С. 80 — 84.

11. Бабушкин, Е. Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом / Е. Г. Бабушкин. — Омск : Омский гос. ин-т сервиса, 2012. — 82 с.

12. Зуев, В. Н. Спортивный арбитр : учеб. пособие / В. Н. Зуев. — М. : Советский спорт, 2004. — 394 с.

13. Насонов, В. В. Формирование личностных качеств волейбольного арбитра влияющих на успешность его судейской деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / В. В. Насонов. — Тюмень, 2011. — 27 с.

14. Родионов, А. В. Практика психологии спорта / А. В. Родионов. — Ташкент : Lider Press, 2008. — 236 с.

15. Гераськин, А. А. Структура деятельности спортсмена при выполнении стандартных игровых действий / А. А. Гераськин, Ю. М. Портнов, А. В. Родионов // Теор. и практ. физич. культ. — 1988. — № 7. — С. 25 — 27.

16. Иванова, Л. М. Формирование тактических умений волейболистов при игре в нападении с учётом амплуа : моногр. / Л. М. Иванова, А. А. Гераськин, И. А. Рогов, А. В. Родионов. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. — 144 с.

17. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов ФФК на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев,

A. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. — 2010. — № 6 (92). — С. 179— 182.

18. Зуев, В. Н. Влияние волевых характеристик волейбольного арбитра на его профессиональный рост / В. Н. Зуев,

B. В. Насонов // Теор. и практ. физич. культ. — 2010. — № 1. — С. 77 — 80.

ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), профессор кафедры «Теория и методика спортивных игр» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.

НАСОНОВ Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заместитель директора по научной и инновационной работе института физической культуры Тюменского государственного университета.

ЧАЧИН Александр Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и ме-

тодика физического воспитания и спорта» Московского государственного областного университета; директор женских всероссийских соревнований по волейболу (ВФВ), мастер спорта международного класса, серебряный призер чемпионата СССР (1984 г.), бронзовый призер чемпионата СССР (1981 г., 1983 г., 1986 г.), обладатель Кубка обладателей Кубков европейских стран (1985 г.).

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.11.2013 г.

© А. А. Гераськин, В. В. Насонов, А. В. Чачин

УДК 796.015.1 В. В. КОЗИН

А. А. ГЕРАСЬКИН А. В. РОДИОНОВ

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,

г. Москва

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ

Определено, что поисковая деятельность спортсменов осуществляется на основе механизма сличения элементов содержания на площадке. Ввиду этого совершенствование технико-тактической деятельности спортсменов игровых видов спорта необходимо связывать с выбором момента для действия в прогнозируемой ситуации. Важным направлением в решении данной проблемы является реализация деятельностного подхода как метода анализа и совершенствования подготовки спортсменов игровых видов.

Ключевые слова: игра, техника, тактика, деятельность, вариативность, моделирование.

Актуальность. Специфика деятельности в спортивных играх состоит в том, что она протекает в условиях лимита времени, с преодолением активного сопротивления противника с помощью в достаточной степени автоматизированных и в то же время вариативных технико-тактических приемов.

В настоящее время в подготовке игровиков заметны качественные сдвиги, ярко проявляющиеся в исполнительском мастерстве лучших спортсменов. Такая эффективность — результат проявления высокого уровня атлетической подготовленности, развития психомоторных, перцептивных и интеллектуальных способностей, многократного повторения сложных игровых действий в разнообразных ситуациях игровой деятельности направленности.

В научно-методической литературе широкий круг задач, связанных с выявлением закономерностей принятия спортсменом решения и его реали-

зацией в условиях быстрой смены конфликтных ситуаций, до последнего времени относят к вопросам тактики [1-3], хотя, несомненно, здесь имеется как психологический аспект, связанный с взаимодействием объективных и субъективных факторов деятельности [4-6], так и моторный компонент (техника игры) [7].

В спортивных играх в технико-тактической деятельности на первый план выступает система перцептивно-интеллектуальных и эмоциональноволевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях деятельности, связанных с необходимостью в кратчайшие промежутки времени воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения о путях и способах ведения игры [8]. Активное сопротивление соперника в игровых видах спорта постоянно вызывает рассогласование между замыслом спортсмена

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.