УДК 378 ББК 75.1
DOI 10.24411/2073-3305-2021-1-167-169
ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Астемир Мусович КАНУКОЕВ,
преподаватель кафедры физической подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена вопросам воспитания волевых качеств на занятиях по физической подготовке со слушателями образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: слушатели; физическая подготовка; волевые качества; устойчивость.
EDUCATION OF STRONG-WILLED QUALITIES IN PHYSICAL TRAINING CLASSES
Astemir Musovich KANUKOEV,
Teacher of the Department of Physical Training,
North Caucasus Institute of Advanced Training (branch)
of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the issues of education of strong-willed qualities in physical training classes with students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Keywords: listeners; physical training; strong-willed qualities; sustainability.
Постановка проблемы. Служба в органах-внутренних дел РФ предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам сотрудников и определяется спецификой решаемых ими оперативно-служебных задач. В соответствии с нормативно-правовым регулированием образовательные организации МВД России должны выпускать слушателей с уровнем подготовленности (в том числе физической), соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и квалификационным характеристикам, определяющим уровень профессиональной компетентности правоохранителей [2]. Отсюда вытекает значимость воспитания волевых качеств и формирования высокого уровня физической подготовки слушателей, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Таким образом, физическая подготовка слушателей оказывает непосредственное воздействие не только на воспитание физических, но и волевых качеств, которые необходимы им в повседневной профессионально-прикладной деятельности. Роль физической подготовки при формировании у слушателей волевых качеств имеет определяющее значение как для успешной учебы, так и дальнейшей оперативно-служебной и слу-жебно-боевой деятельности. Волевые качества, выступая важнейшим критерием подготовленности слушателей, способствуют выполнению стоящих перед ними задач.
Обоснование. Фундаментальные основы формирования характера слушателей, а следовательно, их психологической устойчивости закладываются на учебно-тренировочных занятиях по физической подготовке. Так, для успешного выпол-
нения поставленных задач слушателям необходимы прежде всего умения и навыки сохранять психическое равновесие [2].
Воспитание волевых качеств осуществляется посредством формирования у слушателей представлений, понятий, взглядов и убеждений, а также навыков и привычек поведения, соответствующих общечеловеческим ценностям, морали и этики. При определении волевой устойчивости руководствуются тем, что она является важнейшим показателем подготовленности слушателей к успешному выполнению стоящих перед ними задач. Необходимо подчеркнуть, что именно посредством физической подготовки закладываются фундаментальные основы формирования характера, а значит, и психологической устойчивости слушателей. Вместе с тем на занятиях по физической подготовке воспитываются такие необходимые качества, как владение собой в конфликтных, провоцирующих ситуациях, неподатливость к психологическому давлению, умение проявлять разумную осторожность и внимание к опасностям в повседневной профессионально-прикладной деятельности сотрудников.
Учебно-тренировочный процесс по физической подготовке направлен на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств, направленных на совершенствование умений и навыков управлять собой, быстро и адекватно ориентироваться в особых ситуациях и своевременно принимать решения. Целью физической подготовки выступает воспитание волевых качеств, которые формируются посредством физических упражнений на силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость [1].
Волевая подготовка, будучи неотъемлемой частью физической подготовки слушателей, позволяет успешно осуществлять оперативные действия на фоне нервно-психического утомления. На занятиях по физической подготовке для развития у слушателей волевых качеств (выносливости, силы воли, упорства и умения добиваться поставленной цели) выполняются различные упражнения, в частности, бег на различные дистанции, бег по непересеченной местности, гимнастика, преодолеваются полосы препятствий, а также осуществляется тренировка по различным видам единоборств — бокс, самбо, дзюдо, рукопашный бой и т.д. [2]. Вместе с тем слушатели в процессе учебно-тренировочных занятий и поединков постоянно совершенствуют свои спортивные и боевые навыки, сдают контрольные нор-
мативы, что способствует росту их спортивных результатов.
Формирование волевых качеств в процессе физической подготовки является одним из ключевых направлений эффективного претворения в жизнь учебного процесса и выражается достижением слушателями высокого уровня работоспособности и компетентности, способствующих успешному осуществлению ими в дальнейшем профессиональной деятельности.
Учебно-тренировочные занятия по таким разделам физической подготовки, как «Броски», «Удары и защита от ударов», развивают смелость и решительность, а в процессе освоения разделов по задержанию и сопровождению правонарушителей и личного досмотра — настойчивость и упорство [3].
Воспитание волевых качеств зависит также от формы построения занятий и от преподавателей, которые эти занятия проводят. Формами проведения занятий по физической подготовке в образовательных организациях МВД России являются: учебно-тренировочный процесс (как в учебное, так и во внеучебное время), физические упражнения в режиме дня, консультирование отстающих слушателей, самостоятельные тренировки, оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия [1]. Контроль за дисциплинированностью слушателей на указанных занятиях осуществляется непосредственно преподавателем, который должен требовать выполнять задания, посещать все занятия, соблюдать меры личной и коллективной безопасности [3].
Принимая во внимание направленность физической подготовки на обеспечение высокого уровня волевой подготовленности, следует отметить тесную взаимосвязь целей и задач обучения и воспитания, а также взаимодополняемость путей, методов и средств решения указанных задач и достижения поставленных целей [3]. Отсюда высокие требования к педагогическому мастерству преподавателей по физической подготовке, которые в процессе обучения приучают слушателей к выполнению упражнений и действий с максимальной отдачей, а также формируют умения и навыки быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и обратно [4].
Педагогический опыт преподавания дисциплины «Физическая подготовка» свидетельствует о том, что занятия физическими упражнениями и спортом служат средством воспитания волевых качеств — целеустремленности, выдержки, упорства, самообладания, самодисциплины, воли к победе, настойчивости, преданности
168
Образование. Наука. Научные кадры 2021 / № 1
своему делу, любви к родине, высокого осознания общественного долга, коллективизма, товарищеской взаимовыручки и взаимопомощи, гуманного отношения к людям, взаимоуважения, честности, правдивости, непримиримости к несправедливости, нечестности, стяжательству и пр. [1].
Вывод. Таким образом, процесс формирования волевых качеств у слушателей образовательных организаций МВД России представляет собой целенаправленную деятельность по созданию оптимального психологического состояния и внутренней готовности к выполнению физических упражнений для достижения высоких результатов в условиях напряженной и опасной оперативной обстановки.
Список литературы
1. Броев А.Х., Ярославский МЛ., Тхагале-гов АА. Морально-волевые качества в структуре физической подготовки слушателей образователь-
ных организаций МВД России / / Культура физическая и здоровье современной молодежи: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. А.И. Бугакова, С.А. Бортниковой. Воронеж, 2020. С. 71—76.
2. Дадов A.B. Методы развития волевых качеств в процессе физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 4-1. С. 284—289.
3. Доттуев Т.И. Эмоционально-волевая саморегуляция в системе важных профессиональных качеств полицейского // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. Ред. Д.Ф. Ильясов. Челябинск, 2020. С. 341—345.
4. Ярославский MA., Токов X.X.-A. Физическая подготовка как фактор развития морально-волевых качеств у слушателей образовательных организаций МВД России / / Научное обозрение. Педагогические науки. 2020. № 3. С. 76—80.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Эриашвили Н.Д., Чухвичев Д.В., Червонюк В.И. Законодательная техника. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция». — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2019. — 495 с.
ISBN 978-5-238-03289-4
Раскрываются основные теоретические и практические вопросы, связанные с законодательным регулированием, процессом создания, изменения и отмены нормативных правовых актов, дается характеристика системы законодательства в Российской Федерации. Рассматриваются основные правила законотворческой деятельности, научные концепции, связанные с законодательной техникой, способы, приемы и правила, применяемые при создании и принятии нормативных правовых актов, а также методология кодификации имеющегося законодательства. Характеризуются некоторые наиболее существенные проблемы законодательного регулирования в современной России. Для студентов юридических вузов, аспирантов, преподавателей, а также сотрудников законодательных органов и органов исполнительной власти, занятых в процессе подготовки и принятия нормативных правовых актов.