Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ В СТРУКТУРНЫХ ВУЗАХ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ'

ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ В СТРУКТУРНЫХ ВУЗАХ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник полиции / специальная физическая подготовка / волевые качества / волевая подготовка. / police officer / special physical training / volitional qualities / volitional train-ing.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Роман Владимирович, Каленик Роман Сергеевич

Выявлено, что время обучения в высшем образовательном заведении системы ОВД России наиболее благоприятно для развития волевых качеств будущих сотрудни-ков правоохранительных органов. Доказано, что дисциплина «Специальная физическая подготовка» способствует волевой подготовленности курсантов. Раскрыты задачи и методы волевой подготовки, способствующие формированию личностных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романов Роман Владимирович, Каленик Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTING VOLITIONAL QUALITIES IN THE CLASSROOM ON SPECIAL PHYSICAL PREPARATION OF CADETS UNIVERSITIES IN THE STRUCTURAL ORGANIZATION OF THE MIA OF RUSSIA

It was revealed that the time of study at a higher educational institution of the Russian internal affairs department system is most fa-vorable for the development of strong-willed qualities of future law enforcement officers. It is proved that the discipline "special physical training" promotes volitional readiness of ca-dets. The tasks and methods of strong-willed training that contribute to the formation of personal qualities are revealed.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ В СТРУКТУРНЫХ ВУЗАХ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ»

УДК 796.011.1

DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11009

ВОСПИТАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ У КУРСАНТОВ В СТРУКТУРНЫХ ВУЗАХ ОРГАНИЗАЦИИ

МВД РОССИИ

Р.В. Романов, Р.С. Каленик

Выявлено, что время обучения в высшем образовательном заведении системы ОВД России наиболее благоприятно для развития волевых качеств будущих сотрудников правоохранительных органов. Доказано, что дисциплина «Специальная физическая подготовка» способствует волевой подготовленности курсантов. Раскрыты задачи и методы волевой подготовки, способствующие формированию личностных качеств.

Ключевые слова: сотрудник полиции, специальная физическая подготовка, волевые качества, волевая подготовка.

PARENTING VOLITIONAL QUALITIES

IN THE CLASSROOM ON SPECIAL PHYSICAL PREPARATION OF CADETS UNIVERSITIES IN THE STRUCTURAL ORGANIZATION OF THE MIA OF RUSSIA

Romanov R.V., associate professor, tsoifp@ mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation,

Kalenik R.S., lecturer, tsoifp@mail.ru, Russia, Vladivostok, Vladivostok Branch of the Institute of the Interior of the Russian Federation

It was revealed that the time of study at a higher educational institution of the Russian internal affairs department system is most favorable for the development of strong-willed qualities of future law enforcement officers. It is proved that the discipline "special physical training" promotes volitional readiness of cadets. The tasks and methods of strong-willed training that contribute to the formation of personal qualities are revealed.

Key words: police officer, special physical training, volitional qualities, volitional training.

Романов Роман Владимирович, доц., tsoifp@ mail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации,

Каленик Роман Сергеевич, преподаватель, tsoifp@ mail.ru, Россия, Владивосток, Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в условиях нынешней политической и экономической обстановки общество нуждается в эффективной работе представителей власти. В настоящее время кадровая система правоохранительной деятельности требует высокого уровня профессионализма от выпускников высших образовательных организаций системы МВД России.

В рамках подготовки (обучения) будущих сотрудников правоохранительной деятельности базовым звеном выступает специальная физическая подготовка, задачей которой является форми-

рование не только физической, но и психологической готовности. Сталкиваясь с реальными проблемами службы, сотрудник ощущает на себе их комплексное воздействие как на организм, так и на психику одновременно. Дело в том, что физическое и психологическое составляющие тесно взаимосвязаны, а связующим элементом между ними являются волевые качества.

Не секрет, что образовательные учреждения системы МВД России играют большую роль в формировании личности современного сотруд -ника, именно на этапе обучения курсантов закладывается основа развития необходимых нравственно-волевых качеств будущего сотрудника, осуществляется совершенствование физических качеств, уровень развития которых регламентируется требованиями к физической подготовке курсантов еще при поступлении. Так, из числа поступающих проверяется наличие спортивных разрядов и достижений по различным видам спорта, так как активная спортивная деятельность способствует дальнейшему по -ложительному учебному процессу не только по дисциплине «Специальная физическая подготовка», но и по другим учебным предметам.

Нравственно-волевые качества следует рассматривать как личностные характеристики, которые позволяют осознанно регулировать человеком свое поведение и деятельность, выражающиеся в умении пре -одолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [1]. В формировании нравственно-волевых качеств сотрудников полиции определяющее значение имеет психолого -педагогическая подготовка, реализуемая в учебно-тренировочном процессе посредством привлечения тренерского и профессорско-преподавательского состава.

Формирование нравственно-волевых качеств вызвано также потребностью развития в образовательном процессе следующих профессио -нальных компетенций:

- уметь в ходе выполнения профессиональных задач преодолевать непредвиденные препятствия и неожиданные ситуации и принимать гра -мотные управленческие решения в сложных ситуациях правоохранительной деятельности;

- обладать личностно-профессиональными качествами, обеспечивающими быстрый переход к смелым, организованным и самостоятельным действиям [2].

В данных условиях важным и своевременным является совершенствование процесса формирования нравственно-волевых качеств у будущих сотрудников полиции. При этом одним из эффективных средств вы -деляется учебно-тренировочный процесс в образовательных организациях МВД России [3].

Теоретическая основа, нормативно-правовая база, нравственно-волевые качества и, безусловно, крепкое здоровье - это базис решения основных задач образовательных учреждений МВД России. Качественное выполнение работы, реализация служебных обязанностей, поддержание благоприятного климата в коллективе, умение контролировать свое пове -дение и эмоции, считаться с требованиями определенной сложившейся ситуации и мнением окружающих людей имеют большое значение для будущего офицера при осуществлении своих прямых полномочий.

Результаты проведенных исследований показали, что к моменту достижения 16-18-летнего возраста у человека сформировано понимание нравственных принципов и в дальнейшем продолжается формироваться в период профессиональной подготовки в вузе - проявляется активная восприимчивость к принятию морально-нравственных установок. Не является исключением и то, что у многих людей появляется потребность в самовоспитании. В связи с этим отмечается необходимость в дальнейшем развитии вышеперечисленных качеств - перед преподавателями в первую очередь ставится цель в правильном и полноценном их развитии.

В.И. Селинова отмечает, что формирование морально -волевых качеств происходит непосредственно на этапе осуществления профессиональной деятельности. Стоит отметить, что, по мнению автора, для их полноценного развития требуется создавать ситуации, приближенные к реальным условиям, которые могут встретиться в процессе работы [4].

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. К сотрудникам правоохранительной системы во все времена предъявлялись повышенные требования к физическим и морально-волевым качествам - сила, выносливость, воля и т. д. Огромное влияние на формирование качеств личности будущего сотрудника может повлиять такая дисциплина, как «Специальная физическая подготовка». Преподаватели обладают необходимыми знаниями и большим опытом в данном виде подготовки и имеют возможность в процессе обучения и воспитания его успешно передать курсантам. Физическая подготовка связана не только с обучением курсантов специальным профессиональным знаниям, но и с формированием у них психологических установок. Физическая культура и спорт являются одними из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья.

В процессе занятия физической подготовкой, безусловно, закаля-ется характер и, как следствие, укрепляются морально-волевые качества. Спорт оказывает комплексное воздействие, затрагивая аспекты развития психологического и волевого характера, например, это напрямую связано с формированием настойчивости, стремлением к победе, проявлением самообладания и контролем над своими действиями. В ходе занятия спортом курсанту необходимо сознательно преодолевать возникающие трудности и проблемы, находясь в постоянном интенсивном движении.

В спортивной психологии трудности делятся на два вида: субъективные и объективные. Субъективный аспект напрямую связан с особенностями личности человека, его индивидуальностью, объективная сторона вызвана самим процессом занятия спортом, его специфичностью: соблю -дение режима тренировок, правильное питание и др.

Когда человек встречается с психологическим барьером, он начинает испытывать противоречия между «должен и хочу» и «не могу и не

хочу». В этот момент начинает работать волевая регуляция, которая, как правило, связана с самодетерминацией и саморегуляцией человека. Инди -вид мобилизует свои внутренние ресурсы с помощью волевого усилия, где первостепенную роль играет самопринуждение. Весь этот процесс можно назвать волевой подготовкой.

Следует выделить основные задачи, которые ставятся перед обучающимся в процессе физической подготовки:

1) научиться максимально мобилизовать свои внутренние ресурсы для достижения поставленной цели;

2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием;

3) воспитать у себя такие качества, как целеустремленность, реши -тельность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность [5].

Для достижения вышепоставленных задач, а также развития морально-волевых качеств на занятиях по специальной физической подготовке курсант должен выполнять такие упражнения, как бег на различные дистанции, комплекс гимнастических упражнений, преодоление полосы препятствий и многое другое. Кроме этого, в учебную программу обучаю -щихся включены различные виды единоборств, включая самбо, дзюдо и рукопашный бой. Кроме совершенствования своих спортивных и боевых навыков, курсанты сдают зачеты, по результатам которых получают оценки, именно это и способствует непрерывному росту их уровня спортивного самосовершенствования.

Хотелось бы отметить, что во время прохождения обучения курсан -там предоставляются для просмотра видеоролики, а также приводится статистика по совершенным преступлениям как на территории России, так и за рубежом для понимания криминогенной обстановки в целом. Отра -ботка бросков, нанесения ударов, способов самозащиты и обезоруживания противника способствуют развитию как решительности, так и смелости у курсантов. Темы задержания, сопровождения и личный досмотр в про -цессе обучения формирует у обучающихся настойчивость и упорство [6]. Первостепенное значение в развитии морально -психологических качеств личности имеет общая и специальная выносливость. Например, в процессе занятий бегом повышается не только работоспособность и выносливость организма, но и формируются навыки самоконтроля, вырабатываются целеустремленность и сила воли.

В учебно-тренировочной программе также активно используется соревновательный метод, для которого характерны активный объем нагрузки и сопоставление физических качеств в условиях конкуренции. Данный метод эффективен не только в повышении уровня физических способностей, но и способствует овладению тактическими навыками, в том числе и формированию волевых качеств. Например, проведение соревнований по кроссу способствует воспитанию выносливости, умения выполнять трудную работу длительное временя, тем самым воспитывает выдержку

у обучающегося [7]. Относительно рукопашного боя можно сказать, что само по себе выполнение приемов способствует морально -волевой закалке обучающегося. Максимального результата можно достичь при выполнении приемов в самых неожиданных ситуациях и различных условиях. Например, на лестничных пролетах против нескольких соперников.

Таким образом, в условиях современной обстановки курсанты должны развивать как физические, так и морально-волевые качества. Благодаря этому будущие офицеры смогут без вреда для себя и окружающих справляться с возникшими задачами, сохраняя при этом контроль над своими действиями и максимально быстро адаптироваться в окружающей обстановке. Двигательные навыки формируются упражнениями и боевыми приемами борьбы, владение которыми играет большую роль для последующей службы в органах внутренних дел и выполнения поставленных оперативно-служебных задач. Благодаря занятиям спортом закладывается база, которая способствует формированию и развитию волевых качеств курсантов в системе МВД России. К компонентам процесса обучения специальной физической подготовки можно отнести учебно-тренировочную программу и программу формирования соревновательных установок [8].

Список литературы

1. Морозов В.А., Федулов Б.А., Чернов Ю.Н. Государственно-правовые аспекты формирования личностно-профессионального отношения сотрудника полиции // Алтайский юридический вестник. 2016. № 2 (14). С. 45-48.

2. Основы воспитательной работы с курсантами в вузах МВД России: монография / Б.А. Федулов [и др.]. Барнаул: Изд-во БЮИ МВД РФ, 2001. 231 с.

3. Гричанов А.С., Денискин В.В. Управление предстартовыми состояниями спортсменов-курсантов образовательных учреждений МВД России в подготовке к соревнованиям: учеб. пособие. Красноярск: Изд-во СЮИ ФСКН России, 2007. 33 с.

4. Селиванов В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). Рязань: Изд-во РГПИ, 1992. 574 с.

5. Кузьмин Н.Н., Березнев А.В. Условия формирования морально -волевых качеств курсантов образовательных учреждений МВД России на занятиях физической культурой и спортом // Вестник ВИ МВД России. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 26.06.2019).

6. Слюсарев А.В. Воспитание волевых качеств у курсантов МВД России средствами физической подготовки // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 4 (56). С. 217-222.

7. Лопатин И.И., Воротник А.Н., Войнов П.Н. Влияние физической подготовки на воспитание психологических качеств курсантов учебных за -

ведений МВД России // Вестник БелЮИ МВД России. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 30.06.2019).

8. Платонов Д.А., Дементьев В.Л. Развитие волевых качеств в учебно-воспитательном процессе подготовки курсантов в образовательных организациях МВД России // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 30.06.2019).

References

1. Morozov V.A., Fedulov B.A., Chernov Yu.N. Gosudarstvenno-pravovye aspekty formirovaniya lichnostno-professional'nogo otnosheniya sotrudnika policii [State legal aspects of the formation of personal and professional attitudes of a police officer] // Altajskij yuridicheskij vestnik [Altai legal bulletin]. 2016. No. 2 (14). P. 45-48.

2. Osnovy vospitatel'noj raboty s kursantami v vuzah MVD Rossii [Fundamentals of educational work with cadets in the universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]: monografiya / B.A. Fedulov [et al.]. Barnaul: Publishing house of the BUI of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2001. 231 p.

3. Grichanov A.S., Deniskin V.V. Upravlenie predstartovymi sostoyaniyami sport-smenov-kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii v podgotovke k sorevno-vaniyam [Management of pre-start states of sportsmen-cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in preparation for competitions]: textbook. allowance. Krasnoyarsk: Publishing house of SUI FSKN of Russia, 2007. 33 p.

4. Selivanov V.I. Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya (volya, ee razvitie i vos-pitanie) [Selected psychological works (will, its development and education)]. Ryazan: RGPI Publishing House, 1992. 574 p.

5. Kuz'min N.N., Bereznev A.V. Usloviya formirovaniya moral'no-volevyh kachestv kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj i sportom [Conditions for the formation of moral and volitional qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in physical culture and sports] // Vestnik VI MVD Rossii [Bulletin of the VI Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2013. No. 4 [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru (date of access: 26.06.2019).

6. Slyusarev A.V. Vospitanie volevyh kachestv u kursantov MVD Rossii sredstvami fizicheskoj podgotovki [Education of volitional qualities in cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of physical training] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2012. No. 4 (56). P. 217-222.

7. Lopatin I.I., Vorotnik A.N., Vojnov P.N. Vliyanie fizicheskoj podgotovki na vospitanie psihologicheskih kachestv kursantov uchebnyh zavedenij MVD Rossii [The influence of physical training on the upbringing of the psychological qualities of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik BelYuI MVD Rossii [Bulletin of BelJUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2012. No. 2 [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru (date of access: 30.06.2019).

8. Platonov D.A., Dement'ev V.L. Razvitie volevyh kachestv v uchebno-vospita-tel'nom processe podgotovki kursantov v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii [The development of volitional qualities in the educational process of training cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik ekonomicheskoj bezo-pasnosti [Bulletin of economic security]. 2016. No. 4 [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru (date of access: 30.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.