Научная статья на тему 'Формирование морально-волевых качеств в структуре физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России'

Формирование морально-волевых качеств в структуре физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУШАТЕЛИ / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / LISTENERS / MORAL AND WILL QUALITIES / PROFESSIONAL AND APPLIED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карданов Арсен Климович

Статья посвящена процессу физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, который оказывает непосредственное воздействие не только на воспитание физических, но и морально-волевых качеств, которые необходимы им в повседневной профессиональноприкладной деятельности.The article is devoted to the process of physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, which has a direct impact not only on the education of physical, but also moral and will subjects, which are necessary for them in daily professional and applied activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карданов Арсен Климович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование морально-волевых качеств в структуре физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796 ББК 75.1

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10109

Формирование морально-волевых качеств в структуре физическои подготовки слушателей образовательных организации МВД России

Formation of Moral and Will Qualities in the Structure of Physical Training of Students of Educational Organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Арсен Климович КАРДАНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

E-mail: shmv1978@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена процессу физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, который оказывает непосредственное воздействие не только на воспитание физических, но и морально-волевых качеств, которые необходимы им в повседневной профессионально-прикладной деятельности.

Ключевые слова: физическая подготовка; слушатели; морально-волевые качества; профессионально-прикладная деятельность

Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России является самостоятельной учебной дисциплиной, обеспечивающей профессиональную подготовку слушателей, основной служебной задачей которых выступает обеспечение законности и правопорядка, а также защита граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Учебно-тренировочные занятия по физической подготовке слушателей образовательных организациях МВД России направлены на формирование у них «физической и психологической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств при пресечении противоправных действий» [1].

Воспитанию и развитию морально-волевых качеств у слушателей образовательных организаций МВД России придается важное значение, поэтому «физическая подготовка направлена как

Abstract. The article is devoted to the process of physical training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, which has a direct impact not only on the education of physical, but also moral and will subjects, which are necessary for them in daily professional and applied activities.

Keywords: physical training; listeners; moral and will qualities; professional and applied activity

на физическое совершенствование обучающихся, так и формирование у них идейности, трудолюбия, духовного богатства и моральной чистоты» [6].

Анализ многолетнего опыта физической подготовки слушателей показывает, что занятия физическими упражнениями и спортом служат средством воспитания морально-волевых качеств, в числе которых «целеустремленность, выдержка, упорство, самообладание, самодисциплина, воля к победе, настойчивость, преданность своему делу, любовь к родине, высокое осознание общественного долга, коллективизм, товарищеская взаимовыручка и взаимопомощь, гуманное отношение к людям, взаимоуважение, честность, правдивость, непримиримость к несправедливости, нечестности, стяжательству и пр.» [4].

Следует обратить внимание, что морально-волевые качества и свойства личности могут формироваться и совершенствоваться как в процессе учебно-тренировочных занятий, так и само-

стоятельно. Так, на занятиях по физической подготовке, спортивно-массовых мероприятиях и в процессе самостоятельных занятий создаются условия, при которых проявляются, в частности, волевые качества — настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание и самодисциплина.

От правильно организованной физической подготовки зависит формирование «нового человека». Так, путем развития физических и морально-волевых качеств, а также совершенствования двигательных навыков у слушателей формируются такое важное качество, как трудолюбие, которое обусловливает воспитание чувства патриотического долга.

Волевая устойчивость слушателей состоит в их подготовленности к выполнению стоящих перед ними задач. Немногие задумываются, но именно на занятиях по физической подготовке закладывается характер и формируется психологическая устойчивость, которая обусловливает такое состояние психики, позволяющее успешно выполнить поставленную задачу. От уровня сформированности навыка «владения собой в конфликтных, провоцирующих ситуациях, неподатливости психологическому давлению, закладывающегося на занятиях по физической подготовке, зависит умение проявлять разумную осторожность и внимание к опасностям» в профессиональной деятельности слушателей [3].

Наряду с указанным занятия по физической подготовке обеспечивают приобретение умений и навыков успешного выполнения служебных задач, а также приобретение физических и психических качеств посредством выполнения слушателями упражнений на силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость, что формирует у слушателей также волевые качества. Так, сформированные навыки и качества благоприятствуют процессу совершенствования умений управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в сложных ситуациях и своевременно принимать адекватные решения.

Следует отметить, что «морально-волевые качества слушателей зависят от того, как построены занятия по физической подготовке, т.е. непосредственно от преподавателей (руководителей занятий, тренеров), которые проводят занятия. В целях развития самообладания и выдержки занятия проводятся с моделированием различных ситуаций, приближенных к реальным условиям оперативно-служебной и служебно-бо-евой деятельности, на которых слушателями решаются поставленные учебно-тренировочные задачи при помощи включения быстрого опера-

тивного мышления и импровизации. Преподаватели (руководители занятий, тренера) обеспечивают на занятиях дисциплинированность и организованность слушателей, проявляя строгость и требовательность к выполнению заданий, посещаемости занятий, форме одежды, поведению и соблюдения мер безопасности на занятиях» [2]. Вместе с тем, профессиональная компетентность преподавателей (руководителей занятий, тренеров) выступает в роли сложного феномена, состоящего из содержательного, деятель-ностного и личностного компонентов. Профессиональная компетентность увязывается с такими качествами и свойствами личности слушателей, профессиональными знаниями, умениями и навыками, которые помогают при осуществлении профессионально-педагогической деятельности, а также помогают самостоятельно принимать управленческие решения при выполнении профессионально-прикладных задач. Преподаватели (руководители занятий, тренера) должны также обладать методическим мастерством и быть методически подготовленными [4].

Методическое мастерство преподавателей (руководителей занятий, тренеров) состоит в их обобщенной идейно-теоретической зрелости, военно-профессиональной подготовленности (компетентности), организаторско-педагогичес-ких способностях, командно-методических навыках и личностных качествах, определяющих успешность обучения и воспитания в процессе физической подготовки слушателей. Так, методическая подготовленность, выступая составной частью физической подготовки в образовательных организациях МВД России, направлена на формирование у слушателей специфических знаний и навыков физического совершенствования, развитие способностей к руководству физической подготовкой, а также организации и проведения ее форм.

Одновременно в процессе физической подготовки слушателей на занятиях создаются возможности для формирования у них чувства коллективизма и товарищеской взаимовыручки и взаимопомощи, которые помогают им на учебно-тренировочных или спортивно-массовых мероприятиях выступать «единым коллективом, где интересы каждого в отдельности подчинены интересам всей команды» [3]. В указанных обстоятельствах становится очевидным, что «успех каждого члена команды способствует выполнению задачи всего коллектива и, напротив, неудача или недобросовестность одного человека может обернуться неуспехом для всей команды», а в тех случаях, когда слушатели принимают

222

Образование. Наука. Научные кадры 2020 / № 2

участие в лично-командных и командных состязаниях или выполняют физические упражнения, приемы и действия в экстремальных условиях (например, при групповом преодолении естественных препятствий, при совершении марш-бросков и пр.), они оказывают товарищескую взаимопомощь друг другу, успешнее переносят высокие физические нагрузки и психические напряжения, что способствует оперативному решению поставленных задач [2].

Наряду с перечисленным отметим, что в процессе физической подготовки слушателей преподавателями (руководителями занятий, тренерами) создаются благоприятные условия для формирования у них «гуманного отношения и взаимоуважения» [4], что особенно проявляется на учебно-тренировочных занятиях и спортивных состязаниях. Как известно, «в основе спорта всегда лежит выполнение нормативов и борьба за достижение как можно более высоких результатов в выполнении физических упражнений», поэтому важное значение в процессе физической подготовки слушателей придается формированию у них упорства — максимального напряжения физических и духовных сил, отражающего здоровое соперничество между соревнующимися [4].

Выводы. Таким образом, в процессе физической подготовки преподаватели (руководители занятий, тренера) должны организовывать занятия так, чтобы учебно-тренировочный процесс органично сочетался с воспитанием морально-волевых качеств у слушателей [5; 6]. Обобщая изложенное, отметим, что основной целью образовательных организаций МВД России в области физической подготовки выступает воспитание у слушателей морально-волевых качеств, которые необходимы для их профессионально-прикладной деятельности.

Список литературы

1. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».

2. Гирина М.С. Факторы, влияющие на развитие морально-волевых качеств курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях физической подготовкой // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сб. ст. Орел, 2018. С. 193—197.

3. Карданов А.К. Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России как педагогический процесс // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 163—165.

4. Настуев Э.Б. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности слушателей программ профессионального обучения в образовательных организациях МВД России // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 4A. С. 75—81.

5. Славко А.Л. Формирование морально-волевой подготовки курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сб. ст. / под ред. С.Н. Баркалова, А.В. Алдошина. 2017. С. 178—181.

6. Фалькова Н.И., Ушаков A.B., Чернец ГА., Лавренчук АА. Воспитание морально-волевых качеств в процессе прикладной физической подготовки // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности: Материалы I Междунар. науч. конф. / под общ. ред. С.В. Беспаловой. 2016. С. 382—384.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.