Научная статья на тему 'Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин'

Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
587
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин»

Редакционная почта

147

но соперничать влиянию педагога; что день, проведённый... среди рощ и полей... стоит многих недель, проведённых на учебной скамье.» [1, с. 52—53]. Классик педагогической науки горячо призывал расширить общение с природой и удивлялся тому, что «.воспитательное влияние природы. так мало оценено в педагогике» [1, с. 56].

Всем очень понравились путешествия и по музею, и по экологической тропе. Вот лишь некоторые высказывания курсантов после посещения заповедника. «Занятие в Уссурийском заповеднике нам понравилось тем, что это было не только познавательно и зрелищно, но и тем, что там чувствуешь себя частью природы, понимаешь, что ты отвечаешь за это чудо и сожалеешь о том, что таких уголков остаётся всё меньше» (А. Дво-рянинов). «Если в нашей стране большинство людей станут экологически образованными, то они обеспечат нормальную жизнь своим потомкам, решительно став на защиту дикой природы от алчного наступления «дикой» цивилизации» (С. Игнащенко).

Положительное коллективное настроение личного состава является стимулом для воспитания бесстрашия, организованности, дисциплинированности [2]. Курсантам это очень пригодится и в учёбе, и в службе, и в воспитании подчинённых. Известны слова М. Пришвина: «Охранять природу — значит охранять Родину». Важно убедить курсантов в том, что от их знаний, убеждений, установок в социальной деятельности зависит дальнейшее развитие не только их самих как индивидов, но и общества в целом. «Отражение знаний в эмоциях — важ-

ное условие перехода знаний в убеждения, условие становления убеждённости и мировоззрения. Эмоциональное состояние имеет огромную возвратную силу влияния на ум, на всю интеллектуальную жизнь.» — писал В.А. Сухомлинский [3, с. 269].

В выездных занятиях в природный заповедник присутствуют, по признанной педагогической классификации Я.И. Лернера, все четыре необходимых элемента образования: знания, навыки и умения, опыт творчества и опыт эмоционально-ценностного отношения к изучаемым объектам природы и реальной действительности. Как педагогической факт можно констатировать наличие связи между условиями природной среды и факторами развития личности.

Таким образом, выездные занятия или экскурсии, направленные на непосредственное активное общение с природой, высокоэффективно претворяют в жизнь экологическое образование и воспитание курсантов в военном вузе. Они также направлены на формирование экологического мировоззрения, экологической этики, культуры ответственности как базисных качеств личности, без которых невозможно поведение в системе «общество — природа».

Литература

1. Ушинский К.Д. Материалы биографичес-

кие и библиографические // Собр. соч.: В

11 т. - М.; Л., 1952. - Т. 11.

2. Подоляк Я.В. Личность и коллектив: пси-

хология военного управления. - М., 1989.

3. Сухомлинский В.А. Рождение граждани-

на. - Владивосток, 1974.

В. ЧЕРНОВ, доцент Московский гуманитарный педагогический институт

«Воспитатель должен быть воспитан». Этот банальный тезис позволяет уяснить: известные недостатки современного школьного воспитания в значительной мере явля-

Воспитание в вузе: роль гуманитарных дисциплин

ются отражением проблем в области педагогического образования.

Сегодняшние реалии таковы, что образовательный процесс в педагогических ву-

148

Высшее образование в России • № 9, 2006

зах базируется на курсах, ориентированных на формирование эрудиции и профессиональных навыков студентов, т.е. нацелен на подготовку специалистов-предметников как трансляторов основ научных знаний — математики, биологии, химии, русского языка и литературы т.д. Эта предметная специализация заслоняет подготовку к реальному педагогическому взаимодействию, основанному на личностном общении, не сводящемуся к передаче знаний по основным темам учебной программы и предполагающему, следовательно, воспитательный эффект.

Для будущего учителя, педагога в широком смысле этого слова первичными личностными характеристиками должны стать поэтому интерес к педагогической деятельности, стремление принести пользу стране, гордость за профессию, организаторские способности, коммуникабельность, любовь к детям.

Положительное влияние на изменение нынешней ситуации могла бы оказать организация процесса гражданско-патриоти-ческого и духовно-нравственного воспитания студентов педагогических вузов — будущих воспитателей — в контексте изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Успех в формировании соответствующих качеств у студентов педагогических вузов будет определяться следующими условиями:

• выделением в предметах гуманитарного и социально-экономического блока специальных тем, вопросов, проблем, ситуаций, оказывающих эффективное воздействие на развитие у студентов нравственного и патриотического сознания и поведения;

• включением каждого студента в активную деятельность по изучению, анализу, осмыслению исторического прошлого Отечества, формированием у студентов умений и навыков публичного изложения своих взглядов, позиций по вопросам исторического прошлого и современного состояния страны;

• повышением практической направ-

ленности учебных занятий, выработкой стойких мировоззренческих основ патриотизма;

• обеспечением единства и согласованности действий преподавателей, кафедральных коллективов по гражданско-патриоти-ческому и духовно-нравственному воспитанию студентов;

• широким внедрением в практику учебно-воспитательного процесса активных методов обучения;

• материальным и моральным стимулированием студентов в учебно-воспитательной деятельности;

• высокой педагогической культурой преподавателей вуза, подающих личный пример выполнения своего профессионального и гражданского долга, и др.

В процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин основной целью гражданско-патриотическо-го и духовно-нравственного воспитания студентов должно стать развитие гражданственности, патриотизма как важнейших социальных ценностей, формирование у них профессионально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе будущей профессиональной деятельности, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, единства патриотического сознания и патриотического поведения.

Основными путями повышения эффективности процесса гражданско-патриоти-ческого и духовно-нравственного воспитания студентов в ходе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла должны стать:

• оптимизация содержания и структуры дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в интересах совершенствования такого воспитания;

• усиление государственно-патриотической направленности в преподавании этих дисциплин;

• совершенствование технологий фор-

Редакционная почта

149

мирования нравственных, патриотических и гражданских качеств студентов вузов.

Изменения в процессе преподавания соответствующих курсов с точки зрения их воздействия на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание студентов связаны, на наш взгляд, с решением следующих задач:

• расширением государственно-патриотической проблематики в курсах изучаемых дисциплин;

• оптимизацией структуры учебных курсов за счет определения обоснованного времени для каждой учебной дисциплины;

• совершенствованием форм и методов обучения по данным дисциплинам;

• возрастанием роли педагога в выборе адекватных средств обучения и воспитания студентов;

• повышением эффективности процесса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов.

Для усиления гражданско-патриотичес-кой направленности в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин необходимо предпринять следующие шаги:

1) более четко выделить пути повышения эффективности и оптимизации граж-данско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов и придать

данной деятельности соответствующий статус;

2) создать педагогические условия для такой деятельности;

3) учитывать в содержании учебных курсов факторы, непосредственно влияющие на процесс гражданско-патриотическо-го и духовно-нравственного воспитания студентов;

4) повысить роль всего профессорско-преподавательского состава в воспитательной деятельности;

5) в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин использовать новые педагогические формы, методы и технологии.

Для оптимизации содержания и структуры учебных дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в целях повышения эффективности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания необходимо принять меры по разработке и изменению государственных образовательных стандартов в данной образовательной области.

Патриотизм должен быть не только идеологией современного учителя, но и методологией, сутью всех образовательных технологий, и в этом процессе большая роль принадлежит гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.

Е. ЧАПАЕВА, ст. преподаватель Академия социального образования (КСЮИ), г. Казань

Логика педагогической науки издревле определяла необходимость контроля знаний обучаемых, право осуществления которого оставляла, как правило, за педагогом. Контрольные, лабораторные работы, семинарские занятия, практические часы предполагали решение обучаемыми различных задач и выполнение самых разнообраз-

Студенческий

взаимоконтроль

знаний

ных заданий, в процессе которых проявлялся уровень усвоения знаний и способность их использования на практике. При этом само определение «критериев усвоения» безусловно принадлежало преподавателю, а привлечение к этому процессу самих обучающихся практически исключалось. Все это снижало уровень заинтересованности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.