УДК 159.9:372.834
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО
ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА
У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
Реферат: в статье рассматриваются проблемы воспитания патриотизма у студентов юридических вузов. Автор делится собственным опытом сочетания воспитания и обучения студентов с применением арт-технологий. Умелое применение преподавателем в процессе обучения элементов культуры и искусства позволяет сделать процесс воспитания и обучения более эффективным, творческим и познавательным.
Ключевые слова: патриотизм, культура, искусство, воспитание, образование, арт-технологии, студенты.
Совершенствование воспитательной работы в вузе - одна из актуальных задач современного образования. Воспитательная работа является неотъемлемой составной частью деятельности вуза, и прежде всего следует определить, какого студента мы будем считать воспитанным.
Воспитанность - умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении, следо-
© Иванова Ж. Б., 2016
Ж. Б. Иванова
вательно, воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности [1].
Воспитание - это воздействие, которое формирует в человеке вышеуказанные качества.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
В Законе приведены понятия «воспитание» и «обучение». Воспитание -это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультур-ных,духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обуче-
ние - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
В Законе сформулированы принципы организации воспитания, среди которых: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде и др.
В современных условиях цель воспитания в вузе состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста с высшим образованием, отличающегося социальной активностью и качествами гражданина - патриота, физическим здоровьем, высокой общей культурой и обладающего способностью уверенно ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни [2].
Цель и задача воспитания - это воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения; формирование у студентов социальных компетентностей, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности. Воспитательная
деятельность в вузе должна быть направлена на формирование у студентов таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность и ответственность [3].
Не может быть высшей школы без воспитания, без стремления помочь обучающемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, отечеству [4].
На наш взгляд, организационная структура воспитания и обучения едина.
Л. Н. Толстой говорил, что и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно [5].
Воспитание патриотизма - важнейшее качество личности гражданина своей страны, поэтому оно приобретает особую актуальность в условиях функционирования высшей школы. Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности, по сути, является одной из самых значимых ценностей, свойственных разным сферам жизни социума [6].
Понятие патриотизма многоаспектно. Оно включает в себя духовный, нравственный, социальный, культурный, исторический, правовой и другие компоненты, что, несомненно, влияет не только на воспитательный, но и на образовательный процесс и, следовательно, должно распространяться на обучение юридическим дисциплинам.
Во многих педагогических сочинениях В. А. Сухомлинского отчетливо видна ориентация на воспитание духовности, человечности [7]. Развитие духовности имеет первостепенное
значение для студенческой молодежи в условиях, когда все большее распространение получают исключительно материальные ценности: ориентация на материальный достаток, хорошие возможности для отдыха и развлечений, престиж, признание и восхищение окружающих и т. п. [8]. Бездуховность и отсутствие высоких идеалов ведут к преступности, алкоголизму, наркомании и суициду.
В наши дни необходимо воспитывать чувство патриотизма у студентов, поскольку угасает интерес к патриотическому воспитанию: студенты-выпускники не желают служить в армии, происходит смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов, разрушение идеологии и т. д. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, имущественное неравенство населения, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений [9]. Данные явления связаны с происходящими в обществе процессами.
Модернизация воспитательной работы в юридическом вузе должна ставить своей целью возрождение и привитие студентам патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие у обучающихся активных социально значимых качеств, способностей проявить их в созидательном процессе в интересах общества, вуза, семьи, а также в тех видах деятельно-
сти, которые связаны с обеспечением стабильности общества и его безопасности [10].
В настоящее время акцент делается на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины. В современных условиях патриотическое воспитание должно рассматриваться как формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [11].
В прошлый период развития нашей страны патриотизм рассматривался как государственный приоритет. В современный период, в условиях демократического общества и рыночных отношений, патриотическое воспитание направлено как на государственные интересы, так и на соблюдение частных демократических свобод и интересов.
В настоящее время большая часть обучающейся молодежи стремится иметь по окончании вуза достойную заработную плату, свой бизнес. Возможен ли патриотизм в профессионально-трудовой деятельности в период рыночной экономики? Мы считаем, что да. Проявляя основы патриотизма, заложенные в вузе, выпускник будет стремиться к высокому качеству и конкурентоспособности результата своего труда.
Опираясь на взгляды отечественных мыслителей и классиков, преподаватель в ходе лекционных и практических занятий должен формировать патриотические качества у студентов.
В статье мы поделились своим опытом организации творческой работы студентов-юристов, которая направлена на воспитание у них патриотизма, а также развитие интеллектуального потенциала обучающихся путем применения арт-технологий в процессе преподавания. Арт-педагогика - это синтез двух областей научного знания: искусства и педагогики. Посредством искусства (картин, стихов, прозы) студентам можно разъяснить определенные положения гражданско-правовых норм и закрепить пройденный материал на практическом занятии.
Учитывая значительный вклад историка и писателя Н. М. Карамзина в отечественную культуру и в связи с 250-летием со дня его рождения, Указом Президента РФ 2016 год объявлен в России годом Н. М. Карамзина.
Н. М. Карамзин - историограф, писатель, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик, реформатор русского языка. Его как историка и честного человека волновало будущее России. Его главный труд -«История государства Российского», потому что в понятие «государство» Карамзин вкладывал смысл поступательного развития России. Он призывал к постепенному, мирному движению общества вперед, без насилия и кровопролитных реформ, путь от старого к новому, но всегда имея в запасе это старое.
Важно отметить, что обращение к литературным источникам в процессе обучения помогает разнообразить формы работы преподавателя с обучающимися. Это вносит яркие моменты в процесс обучения, расширяет кругозор студентов, а также учит анализировать
как литературные произведения, так и законодательство Российской Федерации, делать самостоятельные выводы по заданным вопросам.
На примерах произведений литературы закрепляются теоретические знания студентов, полученные на лекциях, повышается научность, доступность процесса обучения, осуществляется связь литературы и юриспруденции. Приобщение студентов к литературе на юридическом факультете позволит развивать у студентов взаимосвязанные умения и навыки, которые имеют и воспитательное значение.
Так, в процессе изучения дисциплины «Защита прав потребителей» преподаватель, рассказывая об истории торговли в нашей стране, может привести отрывок из произведения Н. М. Карамзина «История государства Российского. Глава 4. Состояние России от нашествия татар до Иоанна III»: «Ординские купцы живали в Москве, Твери, Ростове; они доставляли нам товары ремесленной Азии и лошадей, а брали в обмен (сверх драгоценных мехов, наших собственных и Пермских) множество ловчих птиц, соколов, кречетов, привозимых в Великое Княжение из Двинской земли. Вероятно, что Россияне передавали Моголам и Немецкие сукна так же, как Немцам плоды Азиатского ремесла. Казань заступила место древнего Царства Болгарского: купцы Московские и другие торговали в ней с Востоком. Ханы для своих выгод покровительствовали у нас торговлю, чтобы мы, обогащаясь ею, тем исправнее платили Ординскую дань.
Касательно нашей внутренней торговли заметим, что ее свобода и выгоды обыкновенно входили в условия
государственных постановлений. Владетельные Князья, определяя легкие законные пошлины с купеческих возов и лодок, прибавляли в договорных грамотах: «а купцам торговать без рубежа или без зацепок». Кроме перевоза иностранных вещей из места в место, жители некоторых областей промышляли своими особенными произведениями; новогородские хмелем и льном, Ново-торжские кожами, Галичане и Двиняне солью. Соль Галицкая уже славилась при Донском. Псковитяне в 1364 г. также завели было соляные варницы, но скоро оставили. Хлеб и рыба составляли знат-
нейший из торгов внутренних. Частые неурожаи, бедственные для народа, обогащали купцов прозорливых» [12].
Таким образом, использование художественной литературы как средство обучения правовым дисциплинам делает студентов юридических вузов духовно богаче, учит видеть мир во всей его совокупности [13].
После ознакомления с данным произведением студентам предлагается рассмотреть картину Аполлинария Васнецова «Торг в Нижнем Новгороде» 1908-1913 гг. [14] и ответить на следующие вопросы.
1. Расскажите о возникновении и развитии защиты прав потребителей за рубежом.
2. Раскройте возникновение и развитие защиты прав потребителей в России.
3. Дайте понятие и общие особенности законодательства о защите прав потребителей в настоящее время.
4. Каков девиз Дня защиты прав потребителей в текущем году и его реализация в Российской Федерации.
Анализ литературных источников и произведений искусства отечественных классиков, правильная юридическая оценка ситуации помогают обучающимся развивать духовный и нравственный потенциал личности, а также свои будущие профессиональные навыки юриста.
Следует отметить, что модернизацию процесса воспитания в юридических вузах можно рассматривать как специфический аспект взаимодействия преподавателей и студентов, результатом которого является изменение личностных качеств обучающегося, таких как патриотизм, трудолюбие, творческое отношение к работе, инициативность, целеустремленность, порядочность, нравственность, требовательность к себе, доброжелательность, честность и др.
Список литературы
1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 43.
2. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учеб. пособие / под общ. ред. С. Д. Резника. М. : ИНФРА-М, 2010. С. 171.
3. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе : приложение к письму Минобрнауки России от 22 февраля 2006 г. № 06-197.
4. Духовная основа развития российской школы XXI века. М. : Урал. ин-т бизнеса, 2007. С. 5-7.
5. Мудрость тысячелетий / авт.-сост. В. Баля-зин. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. С. 147.
6. Волкова З. Н. Воспитание патриотизма в контексте новой образовательной парадигмы на занятиях по иностранному языку в высшей школе // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы док. Междунар. науч.-практ. конф. (Сочи, 12-13 сент. 2012 г.) / под ред. Г. А. Берулавы. Сочи : Изд-во Междунар. инновационного ун-та, 2012. С. 145.
7. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника // Избр. произведения : в 5 т. Киев, 1979. Т. 1.
8. Беленцов С. И. Духовное и нравственное воспитание современной молодежи // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире : материалы док. Междунар. науч.-практ. конф. (Сочи, 12-13 сент. 2012 г.) / под ред. Г. А. Берулавы. Сочи : Ид-во Междунар. инновационного ун-та, 2012. С. 163.
9. Шарахова В. С., Джишкариани Т. Д. Патриотическое воспитание как необходимое условие духовно-нравственного воспитания. URL : http:// www.scienceforum.ru.
10. Овчинников О. А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды // Молодой ученый. 2014. № 15. С. 293-295.
11. Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. 2014. № 12. ART 14360. URL : http://e-koncept.ru/2014/14360.htm.
12. Карамзин Н. М. История государства Российского. Гл. 4: Состояние России от нашествия татар до Иоанна III. URL : http://www.kulichki.com.
13. Иванова Ж. Б., Белозерова К. И., Тимошен-ков Е. А. Использование в учебном процессе инновационных игр в условиях введения ФГОС // Право и образование. 2013. № 10. С. 43.
14. Торг в Нижнем Новгороде. URL : http:// gallerix.ru/album/Vasnecov/pic /glrx-310140991.