Научная статья на тему 'Использование арт-технологий как средство обучения правовым дисциплинам и воспитания патриотизма у студентов-юристов'

Использование арт-технологий как средство обучения правовым дисциплинам и воспитания патриотизма у студентов-юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИСКУССТВО / ART / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / АРТ-ТЕХНОЛОГИИ / ART TECHNOLOGY / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Жанна Борисовна

В статье рассматриваются проблемы воспитания патриотизма у студентов юридических вузов. Автор делится собственным опытом сочетания воспитания и обучения студентов с применением арт-технологий. Умелое применение преподавателем в процессе обучения элементов культуры и искусства позволяет сделать процесс воспитания и обучения более эффективным, творческим и познавательным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of patriotism’s instilling among law students are considered in the article. The author shares her experience in combination of education and training of students by art technologies. The skilful use of elements of art and culture in the learning process make the process of education and training more effective, creative and informative.

Текст научной работы на тему «Использование арт-технологий как средство обучения правовым дисциплинам и воспитания патриотизма у студентов-юристов»

УДК 159.9:372.834

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО

ОБУЧЕНИЯ ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ И ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ

Реферат: в статье рассматриваются проблемы воспитания патриотизма у студентов юридических вузов. Автор делится собственным опытом сочетания воспитания и обучения студентов с применением арт-технологий. Умелое применение преподавателем в процессе обучения элементов культуры и искусства позволяет сделать процесс воспитания и обучения более эффективным, творческим и познавательным.

Ключевые слова: патриотизм, культура, искусство, воспитание, образование, арт-технологии, студенты.

Совершенствование воспитательной работы в вузе - одна из актуальных задач современного образования. Воспитательная работа является неотъемлемой составной частью деятельности вуза, и прежде всего следует определить, какого студента мы будем считать воспитанным.

Воспитанность - умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении, следо-

© Иванова Ж. Б., 2016

Ж. Б. Иванова

вательно, воспитанность является неотъемлемым качеством интеллигентности [1].

Воспитание - это воздействие, которое формирует в человеке вышеуказанные качества.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В Законе приведены понятия «воспитание» и «обучение». Воспитание -это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультур-ных,духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; обуче-

ние - это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

В Законе сформулированы принципы организации воспитания, среди которых: гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде и др.

В современных условиях цель воспитания в вузе состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста с высшим образованием, отличающегося социальной активностью и качествами гражданина - патриота, физическим здоровьем, высокой общей культурой и обладающего способностью уверенно ориентироваться в быстро меняющихся условиях общественной жизни [2].

Цель и задача воспитания - это воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности - гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности и ответственности за принимаемые решения; формирование у студентов социальных компетентностей, нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей; создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности. Воспитательная

деятельность в вузе должна быть направлена на формирование у студентов таких важнейших личностных качеств, как трудолюбие, организованность, дисциплинированность и ответственность [3].

Не может быть высшей школы без воспитания, без стремления помочь обучающемуся стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, отечеству [4].

На наш взгляд, организационная структура воспитания и обучения едина.

Л. Н. Толстой говорил, что и воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно [5].

Воспитание патриотизма - важнейшее качество личности гражданина своей страны, поэтому оно приобретает особую актуальность в условиях функционирования высшей школы. Патриотизм как важнейшее духовное достояние личности, по сути, является одной из самых значимых ценностей, свойственных разным сферам жизни социума [6].

Понятие патриотизма многоаспектно. Оно включает в себя духовный, нравственный, социальный, культурный, исторический, правовой и другие компоненты, что, несомненно, влияет не только на воспитательный, но и на образовательный процесс и, следовательно, должно распространяться на обучение юридическим дисциплинам.

Во многих педагогических сочинениях В. А. Сухомлинского отчетливо видна ориентация на воспитание духовности, человечности [7]. Развитие духовности имеет первостепенное

значение для студенческой молодежи в условиях, когда все большее распространение получают исключительно материальные ценности: ориентация на материальный достаток, хорошие возможности для отдыха и развлечений, престиж, признание и восхищение окружающих и т. п. [8]. Бездуховность и отсутствие высоких идеалов ведут к преступности, алкоголизму, наркомании и суициду.

В наши дни необходимо воспитывать чувство патриотизма у студентов, поскольку угасает интерес к патриотическому воспитанию: студенты-выпускники не желают служить в армии, происходит смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов, разрушение идеологии и т. д. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, имущественное неравенство населения, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений [9]. Данные явления связаны с происходящими в обществе процессами.

Модернизация воспитательной работы в юридическом вузе должна ставить своей целью возрождение и привитие студентам патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование и развитие у обучающихся активных социально значимых качеств, способностей проявить их в созидательном процессе в интересах общества, вуза, семьи, а также в тех видах деятельно-

сти, которые связаны с обеспечением стабильности общества и его безопасности [10].

В настоящее время акцент делается на воспитание гражданина РФ, патриота - носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбе Родины. В современных условиях патриотическое воспитание должно рассматриваться как формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [11].

В прошлый период развития нашей страны патриотизм рассматривался как государственный приоритет. В современный период, в условиях демократического общества и рыночных отношений, патриотическое воспитание направлено как на государственные интересы, так и на соблюдение частных демократических свобод и интересов.

В настоящее время большая часть обучающейся молодежи стремится иметь по окончании вуза достойную заработную плату, свой бизнес. Возможен ли патриотизм в профессионально-трудовой деятельности в период рыночной экономики? Мы считаем, что да. Проявляя основы патриотизма, заложенные в вузе, выпускник будет стремиться к высокому качеству и конкурентоспособности результата своего труда.

Опираясь на взгляды отечественных мыслителей и классиков, преподаватель в ходе лекционных и практических занятий должен формировать патриотические качества у студентов.

В статье мы поделились своим опытом организации творческой работы студентов-юристов, которая направлена на воспитание у них патриотизма, а также развитие интеллектуального потенциала обучающихся путем применения арт-технологий в процессе преподавания. Арт-педагогика - это синтез двух областей научного знания: искусства и педагогики. Посредством искусства (картин, стихов, прозы) студентам можно разъяснить определенные положения гражданско-правовых норм и закрепить пройденный материал на практическом занятии.

Учитывая значительный вклад историка и писателя Н. М. Карамзина в отечественную культуру и в связи с 250-летием со дня его рождения, Указом Президента РФ 2016 год объявлен в России годом Н. М. Карамзина.

Н. М. Карамзин - историограф, писатель, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик, реформатор русского языка. Его как историка и честного человека волновало будущее России. Его главный труд -«История государства Российского», потому что в понятие «государство» Карамзин вкладывал смысл поступательного развития России. Он призывал к постепенному, мирному движению общества вперед, без насилия и кровопролитных реформ, путь от старого к новому, но всегда имея в запасе это старое.

Важно отметить, что обращение к литературным источникам в процессе обучения помогает разнообразить формы работы преподавателя с обучающимися. Это вносит яркие моменты в процесс обучения, расширяет кругозор студентов, а также учит анализировать

как литературные произведения, так и законодательство Российской Федерации, делать самостоятельные выводы по заданным вопросам.

На примерах произведений литературы закрепляются теоретические знания студентов, полученные на лекциях, повышается научность, доступность процесса обучения, осуществляется связь литературы и юриспруденции. Приобщение студентов к литературе на юридическом факультете позволит развивать у студентов взаимосвязанные умения и навыки, которые имеют и воспитательное значение.

Так, в процессе изучения дисциплины «Защита прав потребителей» преподаватель, рассказывая об истории торговли в нашей стране, может привести отрывок из произведения Н. М. Карамзина «История государства Российского. Глава 4. Состояние России от нашествия татар до Иоанна III»: «Ординские купцы живали в Москве, Твери, Ростове; они доставляли нам товары ремесленной Азии и лошадей, а брали в обмен (сверх драгоценных мехов, наших собственных и Пермских) множество ловчих птиц, соколов, кречетов, привозимых в Великое Княжение из Двинской земли. Вероятно, что Россияне передавали Моголам и Немецкие сукна так же, как Немцам плоды Азиатского ремесла. Казань заступила место древнего Царства Болгарского: купцы Московские и другие торговали в ней с Востоком. Ханы для своих выгод покровительствовали у нас торговлю, чтобы мы, обогащаясь ею, тем исправнее платили Ординскую дань.

Касательно нашей внутренней торговли заметим, что ее свобода и выгоды обыкновенно входили в условия

государственных постановлений. Владетельные Князья, определяя легкие законные пошлины с купеческих возов и лодок, прибавляли в договорных грамотах: «а купцам торговать без рубежа или без зацепок». Кроме перевоза иностранных вещей из места в место, жители некоторых областей промышляли своими особенными произведениями; новогородские хмелем и льном, Ново-торжские кожами, Галичане и Двиняне солью. Соль Галицкая уже славилась при Донском. Псковитяне в 1364 г. также завели было соляные варницы, но скоро оставили. Хлеб и рыба составляли знат-

нейший из торгов внутренних. Частые неурожаи, бедственные для народа, обогащали купцов прозорливых» [12].

Таким образом, использование художественной литературы как средство обучения правовым дисциплинам делает студентов юридических вузов духовно богаче, учит видеть мир во всей его совокупности [13].

После ознакомления с данным произведением студентам предлагается рассмотреть картину Аполлинария Васнецова «Торг в Нижнем Новгороде» 1908-1913 гг. [14] и ответить на следующие вопросы.

1. Расскажите о возникновении и развитии защиты прав потребителей за рубежом.

2. Раскройте возникновение и развитие защиты прав потребителей в России.

3. Дайте понятие и общие особенности законодательства о защите прав потребителей в настоящее время.

4. Каков девиз Дня защиты прав потребителей в текущем году и его реализация в Российской Федерации.

Анализ литературных источников и произведений искусства отечественных классиков, правильная юридическая оценка ситуации помогают обучающимся развивать духовный и нравственный потенциал личности, а также свои будущие профессиональные навыки юриста.

Следует отметить, что модернизацию процесса воспитания в юридических вузах можно рассматривать как специфический аспект взаимодействия преподавателей и студентов, результатом которого является изменение личностных качеств обучающегося, таких как патриотизм, трудолюбие, творческое отношение к работе, инициативность, целеустремленность, порядочность, нравственность, требовательность к себе, доброжелательность, честность и др.

Список литературы

1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 43.

2. Резник С. Д., Вдовина О. А. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности : учеб. пособие / под общ. ред. С. Д. Резника. М. : ИНФРА-М, 2010. С. 171.

3. Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе : приложение к письму Минобрнауки России от 22 февраля 2006 г. № 06-197.

4. Духовная основа развития российской школы XXI века. М. : Урал. ин-т бизнеса, 2007. С. 5-7.

5. Мудрость тысячелетий / авт.-сост. В. Баля-зин. М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. С. 147.

6. Волкова З. Н. Воспитание патриотизма в контексте новой образовательной парадигмы на занятиях по иностранному языку в высшей школе // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы док. Междунар. науч.-практ. конф. (Сочи, 12-13 сент. 2012 г.) / под ред. Г. А. Берулавы. Сочи : Изд-во Междунар. инновационного ун-та, 2012. С. 145.

7. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника // Избр. произведения : в 5 т. Киев, 1979. Т. 1.

8. Беленцов С. И. Духовное и нравственное воспитание современной молодежи // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире : материалы док. Междунар. науч.-практ. конф. (Сочи, 12-13 сент. 2012 г.) / под ред. Г. А. Берулавы. Сочи : Ид-во Междунар. инновационного ун-та, 2012. С. 163.

9. Шарахова В. С., Джишкариани Т. Д. Патриотическое воспитание как необходимое условие духовно-нравственного воспитания. URL : http:// www.scienceforum.ru.

10. Овчинников О. А. Патриотическое воспитание курсантов и его виды // Молодой ученый. 2014. № 15. С. 293-295.

11. Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Концепт. 2014. № 12. ART 14360. URL : http://e-koncept.ru/2014/14360.htm.

12. Карамзин Н. М. История государства Российского. Гл. 4: Состояние России от нашествия татар до Иоанна III. URL : http://www.kulichki.com.

13. Иванова Ж. Б., Белозерова К. И., Тимошен-ков Е. А. Использование в учебном процессе инновационных игр в условиях введения ФГОС // Право и образование. 2013. № 10. С. 43.

14. Торг в Нижнем Новгороде. URL : http:// gallerix.ru/album/Vasnecov/pic /glrx-310140991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.