3. Международная конференция «Информационная культура личности: вызовы информационного общества», Москва, 2 - 3 ноября 2006 г. confifap.cpic.ru/2006/rus/
4. Анненков В.В. Шаг к обществу, основанному на знаниях (обзор конференции) // blogs.mail.ru/community/stoik/#2875D538BCEEF42
5. Сайт НИИ информационных технологий социальной сферы в Кемерово - nii.art.kemerovonet.ru/
РОЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В.В. Чернов, к. социолог. н., доц. каф. Философии и социально-гуманитарных
дисциплин
Тел.: 8 (910) 427-21-20 , E-mail:[email protected] Московский Педагогический Государственный Университет (МГПИ им. Ленина)
http://www.mpgu.ru/
The conditions and the ways of raising the patriotic educational process of the students of the teacher's training universities during studying the humanities are discussed in this article. This paper represents the material of the concrete sociological investigations by the discussing problem. The author formulates the questions of using the information technologies during the process of studying the humanities and the organization of the civil and the patriotic education of the students.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов, особенно педагогических
вузов, приобретает в настоящее время все более актуальное значение. Представители различных слоев российского общества все чаще выдвигают проблему нравственного и патриотического воспитания личности как наиболее важную для дальнейшего развития нашего государства. Действительно в сфере воспитания накопилось немало проблем, которые носят уже системный характер.
Причины создавшегося положения во многом обусловлены сложностью и противоречивостью протекающих в России социально-экономических, политических и духовных изменений, глубоким социальным расслоением российского общества, девальвацией духовных ценностей особенно в молодежной среде, отсутствием единого научно-методологического подхода в теории и практике гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Положительное влияние на изменение создавшегося положения в данной сфере мог бы оказать процесс совершенствования гра-
жданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов педагогических вузов, будущих воспитателей в ходе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла. Успех в формировании гражданских и патриотических качеств у студентов педагогических вузов в ходе изучения данных дисциплин должен определяться следующими условиями:
- выделением в дисциплинах и предметах гуманитарного и социально-экономического цикла специальных тем, вопросов, проблем, ситуаций, оказывающих эффективное воздействие на формирование у студентов нравственного и патриотического сознания и поведения;
- включением каждого студента в активную деятельность по изучению и анализу исторического прошлого Отечества;
- формированием у студентов умений и навыков, публичного изложения своих взглядов, позиций по вопросам исторического прошлого и современного состояния страны;
- формированием у студентов во время учебных занятий диалектического мышления, стойких мировоззренческих основ патриотизма;
- обеспечением комплексного подхода, единства и согласованности действий преподавателей, кафедральных коллективов по
гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию студентов;
- широким внедрением в практику учебно-воспитательного процесса активных методов и новых информационных технологий обучения студентов;
- формированием у студентов осознанного и заинтересованного отношения к изучению исторического прошлого страны, современных проблем и тенденций в развитии нашего общества;
- материальным и моральным стимулированием активной деятельности студентов в учебно-воспитательной деятельности;
- высокой педагогической культурой преподавателей вуза, личной примерностью всех категорий преподавателей в выполнении своего профессионального и гражданского долга и др.
В процессе изучения гуманитарных дисциплин основной целью гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов должно стать развитие у них гражданственности, патриотизма как важнейших социальных ценностей, формирование у них профессионально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе будущей профессиональной деятельности.
Основными путями повышения эффективности процесса гражданско-патриоти-ческого и духовно-нравственного воспитания студентов в ходе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла должны стать:
- оптимизация содержания и структуры дисциплин гуманитарного профиля в интересах совершенствования патриотического воспитания;
- усиление государственно-патриотической направленности в преподавании дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла;
- совершенствование технологий формирования нравственных, патриотических и гражданских качеств студентов вузов в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Изменения в процессе преподавания учебных дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла с точки зрения их воздействия на гражданско-патрио-тическое и духовно-нравственное воспитание студентов связаны, на наш взгляд, с решением следующих задач:
- расширением государственно-патри-
отической проблематики в курсах изучаемых дисциплин;
- оптимизацией структуры учебных курсов за счет определения обоснованного времени для каждой учебной дисциплины;
- совершенствованием форм и методов обучения по данным дисциплинам;
- возрастанием роли педагога в выборе адекватных средств обучения и воспитания студентов;
- повышением эффективности процесса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов.
Для усиления гражданско-патриоти-ческой направленности в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин необходимо сосредоточиться на следующих направлениях:
1) более четко выделить пути повышения эффективности и оптимизации граждан-ско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов и придать данной деятельности соответствующий статус;
2) создать педагогические условия для такой деятельности;
3) учитывать в содержании учебных курсов факторы, непосредственно влияющие на процесс гражданско-патриотичес-кого воспитания и духовно-нравственного воспитания студентов;
4) повысить роль всего профессорско-преподавательского состава в воспитательной деятельности;
5) в процессе преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин использовать новые педагогические формы, методы и технологии.
Сегодняшние реалии таковы, что образовательный процесс в педагогических и других вузах в большей степени основывается на курсах, ориентированных на формирование эрудиции и профессиональных навыков студентов. В значительно меньшей мере созданы условия для воспитания студентов, в том числе гражданско-патри-отического и духовно-нравственного.
В современной практике педагогического образования проявляется противоречие между формированием гражданско-патриотической направленности профессиональной культуры педагога и реальным состоянием подготовки будущего учителя. Традиционная система педагогического образования в основном сориентирована на подготовку специалистов-предметников как трансляторов основ научных знаний.
Основная причина такого положения -
направленность учебного процесса вуза на подготовку по избранной специальности: учителя математики, биологии, химии, русского языка и литературы т.д., и эта предметная специализация заслоняет подготовку к реальному педагогическому взаимодействию, которое не сводится к передаче знаний по основным предметам учебной программы.
Для будущего учителя, педагога в широком смысле этого слова первичными личностными характеристиками должны стать любовь к детям, интерес к педагогической деятельности, стремление принести пользу стране, патриотизм, организаторские способности, коммуникабельность, целеустремленность, а не предметная специализация, хотя она также важна для подготовки будущих специалистов.
Для профессионального самоопределения и самоактуализации личности будущего педагога, для профессионального становления студентов педагогических вузов важное значение имеет предрасположенность к педагогической деятельности, проявленный к ней интерес.
Приведем данные о мотивации студентов педагогического вуза, который дал опрос 827 студентов [1, с. 18-20]. Ведущим мотивом поступления в педагогический вуз оказался мотив получения диплома о высшем образовании (29,3%). 28,5% опрошенных объясняют поступление в вуз не склонностью к педагогической деятельности, а интересом к определенной науке. К этому надо добавить, что только лишь 18,9% опрошенных связывают свое желание с работой в школе, 16,2% стремятся иметь диплом на случай безработицы.
Таким образом, опрос показывает весьма негативную тенденцию. Мотивация, связанная с гражданско-патриотической составляющей личности респондентов не проявляется. Более того, 7,3% опрошенных поступили в вуз, чтобы не служить в армии. Приведенные данные социологического опроса подтверждают важность и необходимость формирования у студентов педагогических вузов - будущих учителей и воспитателей гордость за избранную профессию, любовь к детям.
Не менее важно учить их и образцово выполнять обязанности по обучению и воспитанию детей в духе патриотизма и гражданственности. Патриотизм должен быть не только идеологией современного учителя, но и методологией, сутью всех образова-
тельных технологий, и в этом процессе большая роль принадлежит гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Данные другого социологического опроса как раз и показывают, что роль этих дисциплин еще достаточно низкая, так разрыв гуманитарных и социально-экономических знаний с практической деятельностью человека ощущают в лекциях по философии 76,1% студентов; по истории - 65,3%; по социологии - 27,6%; по культурологии -17,3%, по истории религии - 23,5% опрошенных. Лишь 19,4% студентов, слушающих лекции по философии, понимают, для чего им нужны полученные знания; среди слушающих лекции по истории таких 25,0%; по политологии - 8,2%; по социологии -17,9%; по культурологии - 3,6% опрошенных [2, с. 143-144].
Этот социологический опрос подтверждает необходимость того, что гуманитарные и социально-экономические дисциплины должны наполняться не только новыми парадигмами и теориями, отражающими мировой опыт развития науки, но включать воспитательный аспект, прежде всего, граж-данско-патриотический и духовно-нравственный, а также отличаться практической направленность, то есть обосновывать целесообразность знаний, полученных в процессе изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин в профессиональной деятельности.
Профессорско-преподавательский состав педагогических вузов также отмечает, что деятельность по патриотическому воспитанию студентов в процессе изучения дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла пока еще не носит организованный, систематический и целенаправленный характер. Принцип гражданско-патриотической и духовно-нравственной направленности на занятиях по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам реализуется на низком уровне или вообще не реализуется.
В ходе проведенного социологического исследования более 80% преподавателей педагогических вузов высказали мнение, что целесообразно пересмотреть и значительно изменить содержание и структуру учебных планов дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в интересах усиления патриотического и нравственного воспитания студентов.
Более 70% преподавателей считают, что им необходимы специальные знания и
навыки по вопросам организации патриотического воспитания студентов вуза. Более 65% преподавателей признают, что в преподавании дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в основном реализуется собственно обучающая функция (на 80 - 85 %), а воспитательная функция только на 10 - 15%, или вообще проявление ее незначительное [3, с. 145-146].
В процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла необходимо использовать все имеющиеся в арсенале педагогики формы и методы обучения.
В настоящее время огромное значение приобретает использование в образовательном процессе новых информационных технологий. Изучение гуманитарных предметов может быть гораздо эффективнее, если на занятиях и в процессе самостоятельной работы студенты и преподаватели будут использовать неограниченные возможности сети Интернет, в том числе образовательные сайты наполненные патриотическим содержанием, электронные учебники, интерактивные программы и обучающие игры патриотического характера.
Представленные в статье данные социологических исследований лишний раз подтверждают, что гражданско-патрио-тическое и духовно-нравственное воспитание является важным и приоритетным на-
правлением деятельности профессорско-преподавательского состава в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что целостная структура преподавания дисциплин гуманитарного цикла должна включать в себя материал гражданско-патриотической направленности, обладать системностью, целостностью и логичностью.
Для оптимизации содержания и структуры учебных дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла в целях повышения эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания необходимо принять меры по разработке и изменению государственных образовательных стандартов в данной образовательной области.
Необходимо принять меры по улучшению методических основ учебно-воспитательного процесса в рамках граж-данско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, повышения роли в нем субъектов воспитания, а также разностороннего обеспечения учебного процесса, в том числе последних достижений в области технических средств обучения, новых информационных технологий и ресурсов, в первую очередь, сети Интернет.
Литература
1. Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. — М.: Сентябрь, 2002. — С. 18-20.
2. Кожевников С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов. Дис. ... канд. социол. наук. — М.: 2005. - С 143-144.
3. Кожевников С.И. Патриотическое воспитание студентов вузов. Дис. ... канд. социол. на ук. - М., 2005. - С 145-146.
ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
П. А. Коваленко, асп. каф. Стратегического управления и развития человеческих
ресурсов
Тел.:8-926-530-72-78, E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
(МЭСИ) www.mesi.ru
Научный руководитель: Корсакова А.А., доц., ст. преп.
The article describes possible changes in domestic companies' competitive abilities as a result of entering of Russia into World Trade Organization.