Научная статья на тему 'К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи'

К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
825
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агапова Г. В.

В статье рассматриваются подходы к организации патриотического воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования в рамках учебно-воспитательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with different approaches to organizing of patriotic upbringing of students through the educational process in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи»

Г. В. Агапова

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа представлена кафедрой педагогики, психологии и профессионального образования Воронежского института высоких технологий. Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор В. М. Коровин

В статье рассматриваются подходы к организации патриотического воспитания студентов учреждений высшего профессионального образования в рамках учебно-воспитательного процесса.

The article deals with different approaches to organizing of patriotic upbringing of students through the educational process in higher educational institutions.

В рамках развития воспитательной системы вуза в последнее время особое место отводится работе по формированию гражданственности и воспитанию патриотизма в студенческой среде. Патриотическое воспитание входит в общую систему воспитания высшего учебного заведения и является его составной частью.

Качественно новые задачи в рамках социально-экономического и политического развития общества по обеспечению экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности, предполагают необходимость формирования у студенческой молодежи нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к ее защите.

Система работы по патриотическому воспитанию предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, патриотизма в процессе воспитания и обучения в учреждениях высшего профессионального образования, массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую административными структурами, общественными, научными и другими организациями.

Содержание воспитания патриотизма определяется развитием качеств гражданина и патриота, способности его активно участвовать в созидательном процессе. С учетом этого содержание патриотического воспитания выступает в широком социально-педагогическом плане. Оно связано: с нравственным развитием личности, составной частью которой является формирование личности гражданина-патриота, основанного на способности к усвоению важнейших ценностей, позитивных научно-мировоззренческих взглядов и позиций по

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

основным социальным, историческим, нравственным, идеологическим, военным и другим проблемам; умением реализовать важнейшие духовно-нравственные, деловые и иные качества в деятельности; проявлением таких высоких чувств, как любовь к Родине, ответственность за ее будущее, осуществлением социально значимой деятельности для достойного выполнения основных обязанностей гражданина России. Оно обуславливается целым рядом факторов, связанных с обеспечением защиты Отечества, степенью готовности молодых людей к выполнению задач в условиях военной и государственной службы.

В соответствии с этим подходом можно сформулировать главную цель патриотического воспитания: развитие институциональной системы воспитания студенческой молодежи на основе взаимодействия многоуровневой системы организаций, патриотических учреждений и служб в деле обеспечения целенаправленной работы по патриотическому воспитанию.

Формирование патриотизма может осуществляться только в познавательной и практической деятельности при использовании методов, форм и средств воспитания, которые стимулируют стремление (потребности) молодых людей к личностному развитию, способствуют формированию сознания (знаний, взглядов и убеждений), совершенствуют поведение.

Работа по патриотическому воспитанию строится на принципе интегратив-ности процесса обучения и воспитания. В процессе познания студент овладевает необходимыми знаниями. Молодой человек проходит процесс интериориза-ции, когда преобразования строения предметной деятельности переходят в структуру внутреннего цикла сознания, поэтому выбранные методы, формы и средства работы во внеучебное время призваны сформировать правильное от-

ношение к социальным ценностям. Знания должны обеспечить понимание. С помощью воспитания осуществляется внесение идей в общественное и индивидуальное сознание, происходит превращение их в убеждения, которые реализуются в социальной практике. Воспитательное значение обучения связано с тем, что оно является одним из основных общественно необходимых видов деятельности, в процессе которого студенты получают определенные знания, которые в дальнейшем они используют в практической деятельности по патрио-тическому, гражданскому служению Родине.

При организации и реализации процесса патриотического воспитания особое внимание обращается на согласованность основных направлений работы во время учебной и внеучебной деятельности.

Содержание вопросов формирования патриотического сознания, приобретение навыков практической деятельности находит отражение в учебных планах и программах, в планах воспитательной деятельности вуза, при организации работы с общественными организациями (объединениями). В соответствии с целью патриотического воспитания определяются методы, формы и средства в соответствии с содержанием учебной и внеучебной деятельности.

Теоретические и практические формы учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях не должны замыкаться только на цели воспитания, которая заложена в самом понятии «патриот», т. е. любви к своему Отечеству. Разделяя мнение А. Н. Вырщикова, М. П. Бузского1 мы согласны с тем, что эта цель должна рассматриваться в широком социальном контексте понимания патриотизма как важнейшего социально-культурного, духовно-мобилизационного ресурса, где главный упор делается на идеалы служения Отечеству во всех его проявлениях.

К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи

В процессе организации работы по воспитанию патриотизма предусматривается внедрение многообразных форм общевоспитательного характера, которые целесообразно использовать в процессе решения общей задачи патриотического воспитания. Их реализация осуществляется в учреждениях высшего профессионального образования в рамках учебно-воспитательного процесса учебных заведений и предусматривает преподавание учебных дисциплин гуманитарных, социально-экономических циклов, организацию исследовательской и практической социально значимой общественной и личностной деятельности студентов, на специализированных факультетах и факультативах гуманитарного профиля, при организации мероприятий патриотической направленности. Предусматриваются и формы расширенного характера, обусловленные спецификой содержания патриотического воспитания. Они характеризуются более выраженной военной и военно-прикладной направленностью. То есть это вид деятельности, который позволяет расширить познания по вопросам военной службы. К формам этой группы относятся практические занятия на военных кафедрах, организация практических учений, тактико-строевых занятий, проводимых на сборах, организация совместной работы с высшими военными учебными заведениями, воинскими частями и др.

Эффективность работы по воспитанию патриотизма во многом зависит от организации и управления данным процессом. В данной связи определенное значение уделяется работе координационного совета вуза по патриотическому воспитанию. В деятельность координационного совета входят следующие направления работы: координация досуго-вой деятельности студентов, их участие в работе клубов, секций, общественных организаций, советах, мероприятиях патриотической направленности; подго-

товка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, разработка и проведение мероприятий по подготовке молодежи к достойному служению Отечеству; разработка учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию; подготовка и издание методических материалов по вопросам реализации процесса патриотического воспитания и подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации; организация и проведение научно-практических конференций по вопросам патриотического воспитания молодежи, конкурсов научных работ, олимпиад; проведение социологических исследований по вопросам отношения молодежи к патриотическому воспитанию, проблемам организации свободного времени молодежи; разработка методов, форм и организация работы по формированию правильного репродуктивного поведения; организация и проведение работы по формированию традиционных моральных ценностей; разработка и внедрение программ формирования у молодежи устойчивых стереотипов здорового образа жизни; организация мероприятий по противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде; координация досу-говой деятельности студентов, их участие в работе клубов, секций, общественных организаций, советов, мероприятиях патриотической направленности.

Показателями уровня патриотического воспитания студентов является их участие в мероприятиях патриотической направленности, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и к деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну от внешних воздействий, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и во имя процветания Отечества, повышения его авторитета среди других стран.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Вырщиков А. Н., БузскийМ. П. Патриотическое воспитание: Методологический аспект. Волгоград: ГУ «Издатель», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.