Научная статья на тему 'Модель патриотического воспитания студентов вузов'

Модель патриотического воспитания студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
787
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировоззрение / патриотическое воспитание студентов / культура / модель / социальная безопасность / world view / students’ patriotic training/patriotism rising in students / culture / model / social security

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саликов Демьян Хамитович

В статье рассматривается модель осуществления патриотического воспитания студентов, включающая в себя целевой, содержательный теоретико-методический, технологический, организационно-исполнительный и уровнево-результативный компоненты модели. Особое внимание уделено содержательному компоненту разработанной модели, включающему идеи философии образования, принцип культуросообразности и идеи народной школы, идеи всесторонне развитой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Students’ Patriotic Education at Universities

This article describes a model of carrying out students’ patriotic education at universities. Much attention is paid to educational philosophy concept, cultural conformity principal and the idea of a national educational basis and a notion of allround personality.

Текст научной работы на тему «Модель патриотического воспитания студентов вузов»

УДК 378.018 ББК 481.352

Саликов Демьян Хамитович

преподаватель г. Челябинск

Salikov Demyan Hamitovich

Lecturer Chelyabinsk

Модель патриотического воспитания студентов вузов Model of Students' Patriotic Education at Universities

В статье рассматривается модель осуществления патриотического воспитания студентов, включающая в себя целевой, содержательный теоретико-методический, технологический, организационно-исполнительный и уровнево-результативный компоненты модели. Особое внимание уделено содержательному компоненту разработанной модели, включающему идеи философии образования, принцип культуросообразности и идеи народной школы, идеи всесторонне развитой личности.

This article describes a model of carrying out students' patriotic education at universities. Much attention is paid to educational philosophy concept, cultural conformity principal and the idea of a national educational basis and a notion of all-round personality.

Ключевые слова: мировоззрение, патриотическое воспитание студентов, культура, модель, социальная безопасность.

Key words: world view, students' patriotic training/patriotism rising in students, culture, model, social security.

Процессы перехода от тоталитарной системы к культуре нового общественного строя, демократического по характеру, открытого для мирового сообщества, ориентированного на вхождение России в фазу постиндустриального развития, выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе. Это, прежде всего, снижение уровня образованности и воспитанности молодёжи, радикальное изменение ценностных ориентаций молодых людей, безыдейность нового поколения, безнравственное и асоциальное поведение.[4,9-11]

Для решения проблем консолидации общества была создана, в частности, специальная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Авторы Программы отмечали крайне неблагоприятные условия, сложившиеся в обществе для патриотического воспитания. Невнимание к патриотическому воспитанию в условиях экономической дезинтеграции, социальной дифференциации, девальвации духовных ценностей резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В результате общество стало утрачивать традиционное российское патриотическое сознание, что привело, по мнению авторов данного документа, к обострению национального вопроса, росту национализма, распространению равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, агрессивности, неуважения к государству и социальным институтам.

Патриотическое воспитание необходимо для сохранения общественной стабильности, восстановления экономики и укрепления обороноспособности страны. Оно также позволяет решать и те задачи, которые озвучены в законе об образовании. Патриотизм является тем фундаментом, без которого сложно воспитывать в молодёжи уважение к правам и свободам человека, к разным мировоззрениям, культурам и народам. Это основа зрелости личности, нравственно-мировоззренческий стержень, благодаря которым возможна интеграция в мировую культуру, воспитание толерантности и т.п.

Патриотическое воспитание, гласит Программа, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота и способной выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. [2,2208].

Основой патриотического воспитания является обращение к героическим событиям отечественной истории, выдающимся достижениям нашего народа в различных сферах. «Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества»[2, 2209].

Основной силой в функционировании системы патриотического воспитания является государство, которое мобилизует творческий потенциал общественных институтов, в том числе и деятелей науки, для решения проблем воспитания патриотизма среди молодёжи. Результатом реализации Программы должно стать обеспечение духовно-нравственного единства общества, возрождение истинно духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации.

Таким образом, основы патриотического воспитания определяются названными нормативными актами: «Законом об образовании РФ», Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», в которых говорится о необходимости воспитания любви к Родине, в том числе через обращение к российской культуре. Оно необходимо для сохранения стабильности в обществе, для воспитания уважения к собственному народу, его истории и культуре через изучение представлений народа о ценностях, смысле жизни и т. п.

Государство объявляет образовательную область приоритетной и в своей политике основывается на следующих принципах:

1) гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, своеобразного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единстве федеративного культурного и образовательного пространства; защите и развитии системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

4) светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свободе и плюрализме в образовании;

6) демократическом, государственно-общественном характере управления образованием; автономности образовательных учреждений.

Слова «патриотизм» и «патриот» известны каждому с детства. Во все времена это были сакральные понятия, которые у разных народов ассоциировались со всем возвышенным и прекрасным в человеке. Величайшие исторические деятели, которые были и остаются образцами для подражания, известны, прежде всего, как патриоты своего народа и Отечества, а уж затем как полководцы, правители, реформаторы и так далее. Жанна дАрк и Зоя Космодемьянская, Муций Сцевола и Николай Гастелло, Луи Пастер и Н.И. Пирогов, И.Г. Фихте и М.В. Ломоносов, В. Скотт и А.С. Пушкин и многие другие - все они черпали силы для своей деятельности в патриотизме.

«Философский словарь» даёт следующее определение этому понятию: «Патриотизм (греческое раШБ - Отечество) - нравственный и политический

принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [5,358]. Патриотом поэтому называют того, кто высоко ценит страну, в которой он родился и живёт, её традиции, культуру и историю, искренне готов встать на защиту своего Отечества в случае угрозы со стороны врагов.

Если характеризовать теоретико-методическую основу предлагаемой нами модели формирования патриотизма, то следует отметить, что современная концепция патриотического воспитания находится в состоянии поиска. Педагогика предусматривает в его содержании интеграцию этических, политических, правовых, экономических знаний. Патриотизм рассматривается как интегративное качество, поскольку предполагает соответствующий уровень культурного, духовно-нравственного развития. Учёные в патриотизм, как правило, включают: добросовестный труд, чувство ответственности, активную жизненную позицию (А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

Также подчёркиваются такие составляющие патриотизма как: связь патриотического и политического воспитания, позитивное отношение к прошлому, интерес к национальной идее, единство духовной и гражданской зрелости, фактор развития и консолидации общества, фактор мобилизации масс на достижение целей, катализатор активной гражданской позиции личности, черта национального характера, единство духовности и гражданственности (А.К. Быков, В.И. Лесняк, Б.Т. Лихачёв, В.И. Лутовинов, Н.П. Овчинникова, А.А. Щёголев).

При разработке модели патриотического воспитания студентов мы исходили из принципов, изложенных в государственной программе, из рассмотрения проблемы в педагогической теории и практике, а также из того, что система ценностей студентов должна быть условием обеспечения стабильности общества, обеспечения национальной и информационной

безопасности страны, условием интеграции молодого поколения в целостную культуру общества.

Модель необходима для того, чтобы сформулировать цели патриотического воспитания и добиться определённости в вопросе о том, каким мировоззрением будет обладать студент в результате воспитательной работы. «Мировоззрение -это система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом» [5,284] Главной целью является повышение уровня патриотизма студентов вузов. Данная модель основывается на следующих положениях: -во-первых, культура - это информационное явление, нуждающееся в стабильности и защитных механизмах (Л.В. Астахова, А.И. Ракитов и д.р.);

-во-вторых, патриотическое воспитание - есть главная задача воспитательного процесса в школе, так как приобщает студентов к достижениям отечественной культуры, формирует чувство любви, уважения к народу и его истории (В .Я. Авдонькин, А. А. Корольков, В.В.Усманов);

-в-третьих, воспитание студентов строится на комплексном подходе к проблеме, когда патриотическое и гражданское воспитание связано с правовым, интернациональным, эстетическим воспитанием (Ю.Н. Васильев, Б.Т. Лихачев, В.И. Пирогов);

-в-четвёртых, воспитание студентов есть средство сохранения духовной преемственности поколений, оно должно иметь последовательную идеологическую направленность (М.Н. Глазков, Д. Д. Зуев, С.Е. Матушкин, В.В. Усманов, А.В. Усова, Е.С. Троицкий и др.);

-в-пятых, патриотическое воспитание не столько методологическая, сколько идейно-мировоззренческая проблема, проблема гуманитарно-нравственного воспитания (А.Г. Дугин, С.Г. Кара-Мурза, В.И. Лутовинов, А.Н. Садриева, И.Н. Сиземская, А. А. Щёголев и др.).

Как мы отмечали, модель включает наряду с теоретико-методологическим компонентом, следующие: целевой, содержательный, технологический, организационный, уровнево-результативный компоненты.

Целевой компонент определяет цели и задачи модели. В качестве цели мы рассматриваем формирование патриотизма у студентов, то есть уважения и любви к истории, культуре, традициям российского народа. Задачей является достижение более высокого уровня патриотизма. В частности, формирование патриотизма приведёт к противодействию со стороны студентов национализму и шовинизму, видам экстремизма в национальном вопросе.

Содержательная специфика данной модели заключается в интеграции нескольких блоков - идей философии образования, принципов культуросообразности и народной школы, идеи всесторонне развитой личности, что способствует достижению более высокого уровня формирования патриотизма студентов.

Первый блок: философия образования как направление педагогической мысли (П.П. Блонский, В. Дильтей, Э.В. Ильенков, Я.А. Коменский и др.).

Формирует личность, открытую миру идей, пробуждающих волю, дух, самосознание. Формирует тип мышления, который можно назвать философским, дух критики и созидания ( философия рассматривается как основа образования, о чём писал ещё Я.А. Коменский; «руководящая дисциплина» в платоновском смысле; гуманитарные дисциплины - средство формирования личности, а философские проблемы как способ формирования активной жизненной и гражданской позиции человека).

Второй блок: принцип культуросообразности и идея народной школы (А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.).

Формирует национально-культурное самосознание, основанное на национальных ценностях, традициях народов России, уважении иных этнических общностей и стремлении к пониманию особенностей культурно-исторического развития народов нашей страны и народов мира через их сравнение.

Третий блок: Идея всесторонне развитой личности (И.-В. Винкельман, И.Ф. Гербарт, И.Ф. Гердер, И.-В. Гёте, В.А. Сухомлинский, Ф. Шиллер и др.).

Формирует основу для определения нравственного идеала, представлений о нравственности и духовности в человеке - всесторонне развитой личности; духовного развития личности благодаря освоению классической культуры. Формирует потребность в самопознании, стремление к преобразовательной деятельности, пробуждает потребность в размышлении и переживании по поводу вечных ценностей и вечных проблем.

Технологической составляющей разработанной нами модели формирования патриотизма является применение системы поисково-исследовательских задач и проблемные лекции. Акцент приходится на формы самостоятельной деятельности студентов, в частности, такие как: «круглые столы», диспуты, ролевые игры, беседа по вопросам студентов, реферирование монографий, анализ телевизионных передач, контрольные и самостоятельные работы по темам, коллоквиумы.

Организационно-исполнительный компонент включает комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих их эффективную реализацию.

Уровнево-результативный компонент модели нужен для диагностики начального, промежуточного и конечного уровня формирования патриотизма студентов. Мы использовали для этого следующие критерии: ценностно-ориентационный, когнитивный, мотивационный.

Ценностно-ориентационный критерий показывает уровень формирования основ мировоззрения, самосознания, нравственно-этической культуры студентов, стремления к знаниям как высокой ценности.

Когнитивный критерий показывает уровень формирования общей системы знаний, умений, навыков.

Мотивационный критерий деятельности демонстрирует уровень формирования у студентов установки на саморазвитие в освоении ценностей и традиций социума.

1) Ценностно-ориентационный критерий показывает, насколько сформированы такие свойства у студентов, как:

- Личность, развивающаяся на основе национальных (с учётом многонациональности России) ценностей и традиций.

- Личность духовная, то есть с развитыми духовными потребностями, с потребностями поиска смысла жизни, идеала, воспринимающая самопознание как ценность.

- Личность образованная, ориентирующаяся на освоение богатств мировой и отечественной культуры, прежде всего, основ философии, этики, эстетики, других гуманитарных наук.

- Личность творческая, то есть стремящаяся проявлять творческое начало во всех сферах деятельности, имеющая потребность в творческой деятельности.

Также свойствами студентов являются: знание угроз национальной безопасности России; признание роли государства и системы образования как институтов, ответственных за защиту молодёжи от экстремистских и антигосударственных идей; взгляд на систему образования как на институт, способствующий формированию личности гражданина; отношение к социально-политическим дисциплинам как предметам, формирующим гражданскую ответственность и патриотизм; отношение к элите как защитнице и носительнице национальных интересов России; осознание необходимости для общества нравственных идеалов и норм; осознание того, что образование- это возможность удовлетворять душевно-духовные потребности личности; осознание того, что одна из главных угроз национальной безопасности страны - нравственная деградация общества.

2) Когнитивный критерий показывает, какие знания, умения и навыки сформированы у студентов: знание фактов и геополитической теории; умение анализировать факты; умение выяснять причины и

следствия общественных явлений; знание закономерностей общественных явлений; умение выявлять тенденции общественного развития; умение работать с документами, научной и справочной литературой, периодической печатью, умение сравнивать информацию из разных источников, содержащиеся в них оценки событий, обосновывать своё отношение к ним; умение готовить аналитические записки, знание терминологии, умение работать с картой. 3) Мотивационный критерий показывает уровень формирования потребности к учебно-познавательной деятельности.

Проведённая опытно-поисковая работа показала, что разработанная нами модель формирования патриотизма студентов вузов может эффективно функционировать лишь при наличии определённого комплекса организационно-педагогических условий.

При создании комплекса педагогических условий, способствующих эффективному функционированию разработанной модели патриотического воспитания, мы исходили из требований государственных образовательных стандартов и социального заказа общества, а также исходя из результатов анализа состояния проблемы патриотического воспитания в теории и практике педагогики.

В результате был выявлен следующий комплекс организационно-педагогических условий. Рассмотрим сущность каждого из них. Первое условие касается корректировки содержания ряда дисциплин. Второе затрагивает организацию учебного процесса. И третье условие связано с условиями образовательного процесса - его учебно-методическим обеспечением.

1) Внесение патриотической проблематики в преподавание социально-политических дисциплин (история, геополитика, политология, культурология, социология и других) и использование в качестве факторов их содержания идеи евразийства, этатизма, корпоративизма, элитаризма. Это позволит внести гражданскую направленность занятиям со студентами. Названные

нами идеи позволяют затронуть актуальные темы современности и истории и пробудить интерес к предмету.

2) Методы активного и проблемного обучения как организационная составляющая преподавания социально-политических дисциплин. Эти методы позволяют реализовать воспитывающий потенциал названных дисциплин, избавить обучение и воспитание от односторонних оценок и выводов, создают атмосферу поиска и дискуссии.

3) Включение студентов в патриотический контекст информационно-социальной практики в процессе преподавания социально-политических дисциплин за счет применения современных информационных технологий. Необходимость в этом объясняется тем обстоятельством, что без возможностей современных информационных технологий поиска, отбора, анализа, проверки информации, отражающей социальную практику патриотических и лжепатриотических движений, весьма сложно найти качественную информацию по проблемам современности и истории нашего общества, а также невозможно сформировать адекватное представление о состоянии патриотических основ общества.

Выявленный и апробированный комплекс организационно-педагогических условий обеспечивает эффективную реализацию разработанной нами модели формирования патриотизма студентов вузов. Доказательством этому служит опытно-поисковая работа, проведённая нами.

Для проверки эффективности предложенной нами модели формирования патриотизма студентов вузов мы провели опытно-поисковую работу, состоящую из констатирующего и формирующего этапов.

Констатирующий этап позволил определить состояние уровня патриотизма студентов. Формирующий этап был направлен на реализацию модели формирования патриотизма, а также на реализацию комплекса педагогических условий эффективного формирования патриотизма.

С целью выявления уровня патриотизма студентов нами выделены две группы - контрольная и экспериментальная. Выявленные нами показатели

формирования патриотизма студентов отражают специфику исследуемой проблемы.

Формирующий этап опытно-поисковой работы проходил в соответствии с предложенной моделью.

При завершении опытно-поисковой работы был проведён контрольный срез уровня развития патриотизма студентов.

На основании проверки мы можем сделать вывод, что уровень патриотизма студентов экспериментальной группы выше, чем в контрольной группе. Повышение уровня произошло под влиянием совокупности выделенных нами организационно-педагогических условий, что означает -использованные нами условия способствуют решению задачи повышения уровня патриотизма студентов.

Результаты исследования послужили основанием для следующих выводов:

1. Анализ литературы показал, что проблема формирования патриотизма у студентов вузов недостаточно изучена. Вместе с тем, новые тенденции в образовании, социальный заказ общества в воспитании студентов, делают проблему актуальной.

2. Ведущим понятием исследования является «патриотизм», под которым мы понимаем нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины и народа.

3. Разработана модель патриотического воспитания студентов вузов, состав которой задаётся интеграцией целевого, содержательного, технологического, организационно-исполнительного и уровнево-результативного компонентов. При этом содержательный компонент включает в себя идеи философии образования, принцип культуросообразности и идею народной школы, идею всесторонне развитой личности. Технологической составляющей модели

являются система поисково-исследовательских задач и проблемных лекций.

4. Предлагаемая нами модель патриотического воспитания студентов вузов может эффективно функционировать при наличии комплекса организационно-педагогических условий, который включает в себя: 1) Внесение патриотической проблематики в содержание социально-политических дисциплин и использование в качестве факторов содержания идей евразийства, элитаризма, корпоративизма, этатизма; 2) Методы проблемного и активного обучения как организационная составляющая преподавания социально-политических дисциплин; 3) Включение студентов в патриотический контекст информационно-социальной практики в процессе преподавания социально-политических дисциплин.

5. Организованная опытно-поисковая работа показала существенное повышение уровня патриотизма в экспериментальной группе. Уровнево-результативный компонент модели позволил объективно оценить результаты формирования патриотизма в экспериментальной группе.

6. Результаты, полученные в ходе опытно-поисковой работы, показали, что выделенные нами организационно-педагогические условия являются необходимыми для эффективного формирования патриотизма у студентов вузов.

Проведённое исследование не исчерпывает всё многообразие вопросов, связанных с изучением процесса патриотического формирования студенческой молодёжи и требует дальнейшего изучения.

Библиографический список

1) Астахова, Л.В. Информационная безопасность в регионе: социально-гуманитарные проблемы [Текст]/ Л.В.Астахова // Границы безопасности и безопасность границ/ под ред. В.Е.Хвощева. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 486 с.

2) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.» // Собрание законодательства РФ. 26 февраля 2001 года, №9. - 4138с.

3) Лутовинов, В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня [Текст] / В.И. Лутовинов // Педагогика, 2006, №5. - 52-59с.

4) Смирнов, И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи [Текст] / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2005. - 184 с.

5) Философский словарь [Текст] / И.Т. Фролов (ред.) - М.: Политиздат, 1987. -590с.

Bibliography

1. Astakhova, L.V. Information Safety in Region: Social and Human Problems [Text]/ Astakhova L.V. // Boundaries of the Safety and the Safety of Boundaries./ V.E. Khvochshov (editor). -Chelyabinsk: Publisher SUSU, 2001. - 486 р.

2. Lutovinov, V.I. Civilian and Patriotic Upbringing Today [Text] / Lutovinov V.I. // Pedagogics, 2006, № 5. - 52-59p.

3.Smirnov, I.P., Tkachenko, E.V. New Principle of Upbribging: the Youth-Centered Orientation [Text]/ I.P. Smirnov, E.V. Tkachenko. - Yekaterinburg: ID «Socrates», 2005. - 184 p. 4. State Program "Patriotical Upbringing of the Russian Federation Citizens from 2001 till 2005."// A Legislation Meeting of Russian Federation. On 26th February 2001, № 9. - 4138p. 5.Philosophical Dictionary [Text] / Frolov I T. (Editor) - M.: Politizdat, 1987. - 590p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.