Научная статья на тему 'Воспитание в современной школе: благоприятны ли условия?'

Воспитание в современной школе: благоприятны ли условия? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1454
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / UPBRINGING / UPBRINGING ACTIVITY / PROFESSIONAL MOTIVATION / TEACHER / EDUCATIONAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов П.В., Степанова И.В.

В статье излагаются результаты исследования авторами проблемы существующих сегодня в современной школе условий для воспитания. Цель статьи выявить факторы, которые способствуют и препятствуют реализации педагогами воспитательного потенциала их собственной профессиональной деятельности. Сделанные в статье выводы были получены при помощи таких методов как анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ прошлого и современного опыта осуществления педагогами воспитательной деятельности в образовательных организациях, анкетирование и интервьюирование педагогов, применяемые для выявления наиболее распространенных проблем в организации воспитательной деятельности педагогов, включенное наблюдение за воспитательной деятельностью педагогов, а также рефлексия собственного опыта воспитательной деятельности, используемые для сопоставления и уточнения данных, полученных с помощью других методов. Авторы приходят к выводу, что главным препятствием, сдерживающим развитие сферы воспитания в современных школах России, является простая нехватка времени у педагогов. Это главный ресурс, которого недостает современному педагогу, а его отсутствие главный демотивирующий педагога-воспитателя фактор. Данная проблема является следствием действия трех основных причин: принуждения педагога к большой учебной нагрузке, усилившегося в последние годы контроля профессиональной деятельности педагога и введения обязательных для школ рейтинговых региональных и муниципальных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING IN MODERN SCHOOL: ARE THE CONDITIONS FAVORABLE?

The article presents the results of the authors’ research of the problems of the conditions for upbringing existing in modern school. The purpose of the article is to reveal the factors that promote and prevent teachers’ realization of the upbringing potential of their own profes-sional activity. The conclusions made in the article were obtained using such methods as: the analysis of scientic literature on the research problem, the analysis of the past and modern experience of teachers in upbringing activities in educational organizations, questioning and interviewing teachers used to identify the most common problems in the organization of upbringing activities of teachers, included observation of upbringing activities of teachers, as well as the reflection of their own upbringing experience, used to compare and refine data ob-tained by means of other methods. The authors conclude that the main obstacle hindering the development of the sphere of upbringing in modern Russian schools is just a lack of time for teachers. This is the main resource that the modern teacher lacks, and its absence is the main factor demotivating the teacher, who deals with upbringing. This problem is a consequence of the action of three main reasons: forcing a teacher to a large study load, intensified in recent years, the control of the teacher’s professional activities and the introduction of rating-related regional and municipal events, obligatory for schools.

Текст научной работы на тему «Воспитание в современной школе: благоприятны ли условия?»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.013

П. В. Степанов

доктор педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: semya-2005@yandex.ru

Pavel V. Stepanov,

Dr, Deputy Head of the Laboratory of Strategy and Theory of Personality Upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education

И. В. Степанова

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». E-mail: semya-2005@yandex.ru

Irina V. Stepanova

PhD Graduated, Senior Researcher, Laboratory of Strategy and Theory of Personality Upbringing, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education

ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ: БЛАГОПРИЯТНЫ ЛИ УСЛОВИЯ?

В статье излагаются результаты исследования авторами проблемы существующих сегодня в современной школе условий для воспитания. Цель статьи — выявить факторы, которые способствуют и препятствуют реализации педагогами воспитательного потенциала их собственной профессиональной деятельности. Сделанные в статье выводы были получены при помощи таких методов как анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ прошлого и современного опыта осуществления педагогами воспитательной деятельности в образовательных организациях, анкетирование и интервьюирование педагогов, применяемые для выявления наиболее распространенных проблем в организации воспитательной деятельности педагогов, включенное наблюдение за воспитательной деятельностью педагогов, а также рефлексия собственного опыта воспитательной деятельности, используемые для сопоставления и уточнения данных, полученных с помощью других методов. Авторы приходят к выводу, что главным препятствием, сдерживающим развитие сферы воспитания в современных школах России, является простая нехватка времени у педагогов. Это главный ресурс, которого недостает современному педагогу, а его отсутствие — главный демотивирующий педагога-воспитателя фактор. Данная проблема является следствием действия трех основных причин: принуждения педагога к большой учебной нагрузке, усилившегося в последние годы контроля профессиональной деятельности педагога и введения

Как цитировать статью: Степанов П. В., Степанова И. В., Воспитание в современной школе: благоприятны ли условия? // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 8-14.

обязательных для школ рейтинговых региональных и муниципальных мероприятий.

Ключевые слова: воспитание, воспитательная деятельность, профессиональная мотивация, педагог, образовательная организация.

Когда школьное воспитание становится сколь бы то ни было результативным? Ответ на этот вопрос, в общем-то, известен большинству работающих в школе специалистов: тогда, когда педагоги становятся для детей значимыми взрослыми — авторитетными, интересными, незаурядными. Опыт таких ярких воспитателей как А. С. Макаренко [2], В. Н. Сорока-Росинский [6], В. А. Сухомлинский [8], В. А. Караковский [4], Е. А. Ямбург [9], а также опыт очень многих современных педагогов это доказывает.

Но когда педагоги становятся для детей такими значимыми взрослыми? И на этот вопрос ответ дать не сложно: тогда, когда они начинают переживать чувство общности друг с другом, чувство принадлежности к некому объединяющему их общему кругу — любителей литературы, туристов-водников, театралов, футболистов, активистов поискового отряда, фанатов «настолок» и т.п.

Очевиден ответ и на следующий вопрос: когда у детей и педагогов может возникнуть такое чувство общности? Разумеется, тогда, когда они объединяются вокруг какой-то деятельности — деятельности увлекательной и для тех, и для других. Причем, не так уж и важно какая именно это деятельность — игра, спорт, туризм, творчество, досуговое общение... Важно, чтобы в школе и педагогам и детям было интересно вместе, чтобы их школьная жизнь была насыщена яркими, интересными, содержательными событиями.

Там, где детям и взрослым интересно, воспитывающее влияние педагога оказывается очень эффективным. И, что самое важное,— оно становится конкурентоспособным по отношению к влиянию улицы (которая иногда заставляет нас беспокоиться за своих детей) или ныне вездесущих гаджетов (которые иногда подобно сказочному Дементору всасывают в себя их жизненные силы).

В теории все как будто бы просто. Но почему же все так не просто на практике? Что мешает школе организовывать вместе с детьми такую деятельность, что мешает образовывать объединяющие их детско-взрос-лые общности, эффективно воспитывать? Есть ли в сегодняшней школе

Воспитание в современной школе: благоприятны ли условия? I

благоприятные условия для этого? А вот с ними-то дела обстоят как раз не важно.

Сегодня мало кто будет спорить с тем, что главным действующим лицом внесемейного, общественного, воспитания является педагог — то есть тот специалист, который непосредственно работает с детьми в системе образования, культуры, спорта, в детских общественных организациях, тот, кто, собственно, осуществляет воспитательную деятельность. А эта деятельность, как убедительно показывает психологическая наука, побуждается и направляется соответствующим мотивом [1; 3; 5], который в воспитательной деятельности всегда совпадает с ее целью — развитием личности ребенка [7, с. 111-113].

Отсутствие этого мотива или его подмена другим приводит к имитации воспитания. Другими словами, воспитательный потенциал деятельности педагога не будет в полной мере реализован, если педагог проводит классные часы, ведет детей в поход, ставит с ними спектакль в первую очередь не ради развития личности ребенка, а ради, например:

— похвалы руководства,

— избегания санкций,

— накопления рейтинговых очков для школы,

— повышения стимулирующей части зарплаты.

Этим, кстати, воспитание отличается от деятельности представителей многих других профессий, где отсутствие соответствующей мотивации работника не обязательно негативно сказывается на результатах труда. Думаем, это плохая новость для поборников рейтингового оценивания и эффективных контрактов.

Но и это еще не все. Напрашивается вывод о том, что главный фактор развития воспитания следует искать не в какой-то новой системе региональных или муниципальных мероприятий для детей, не в новых технологиях или формах воспитания и не в новых образовательных стандартах — какими бы полезными они нам не казались. Главным фактором развития воспитания является воспитательная мотивация педагогов. Проще говоря, ни одно мероприятие не будет проведено с толком, ни одна технология не будет освоена и использована, ни один стандарт не будет реализован, если у педагога не будет развито соответствующей профессиональной мотивации. Сымитировать все это он прекрасно сможет, но действительно организовать воспитательный процесс без соответствующей внутренней мотивации — нет.

Итак, вопрос о благоприятных условиях для школьного воспитания тесно переплетается с вопросом о благоприятных условиях для профессиональной мотивации школьных воспитателей.

На протяжении последних нескольких лет мы проводим исследования воспитательной мотивации школьных педагогов и факторов, ей препятствующих, мешающих ей стать побуждающим импульсом воспитательной деятельности. Сами педагоги в качестве главного фактора, мешающего их воспитательной деятельности, обычно называли «чрезмерную внешнюю регламентацию их работы инструкциями и отчетами». Но в последние два года их ответы изменились. Теперь главным фактором называется нехватка времени.

Вот какие ответы наиболее часто встречаются в анкетах педагогов:

— «недостаток времени у учителя»,

— «высокая загруженность педагога»,

— «сумасшедшая учебная нагрузка»,

— «отсутствие времени на саморазвитие и повышение квалификации»,

— «отсутствие времени на классные часы»,

— «рутинная нагрузка»,

— «загруженность бюрократической работой»,

— «большая нагрузка — учителя с маленькой нагрузкой не выгодны школе».

Время сегодня — основной ресурс, которого катастрофически не хватает педагогу-воспитателю, а его отсутствие — основной демотиви-рующий фактор.

Что же крадет время педагога-воспитателя?

Во-первых, принуждение педагога к большой учебной нагрузке. Сегодня она часто доходит до 30 (а где-то и выше) часов. Большой ли толк будет от педагога к концу учебного дня, когда появляется возможность для организации увлекательной совместной деятельности детей и взрослых? Накопившаяся усталость — причина раздражительности, плохого настроения и, в конце концов, профессионального выгорания. Ни первое, ни второе, ни третье, как известно, не могут быть хорошими спутниками воспитания.

Увы, нынешняя система образования почти не оставляет и детям времени на интересную жизнь в школе. Мотивированная их часть загружена учебной программой (с 8 класса уже по 7 уроков, к которым добавляется зачастую учебно же ориентированная внеурочная деятель-

Воспитание в современной школе: благоприятны ли условия? I

ность), репетиторами, готовящими их к сдаче ОГЭ или ЕГЭ (по оценкам опрошенных нами педагогов с репетиторами занимаются в Москве до 80%, а в провинции — до 60% старшеклассников), а также весьма объемными домашними заданиями после школы. Немотивированная же часть детей просто игнорирует школу как пространство учебного принуждения.

Во-вторых, это усилившийся в последние годы контроль профессиональной деятельности педагога. На предварительную подготовку к всевозможным проверкам, мониторингам, контролям качества (а также на последующую подготовку отчетной документации по итогам таких проверок) педагог вынужден тратить много времени на протяжении всего учебного года.

Более того, тотальный контроль формирует у педагога страх совершения ошибки. А это, как известно, сужает его творческий потенциал, столь важный в воспитании. Такой контроль провоцирует риск подмены мотивации, когда педагог стремится работать уже не ради получения собственно воспитательного результата, а ради похвалы начальства и избегания санкций.

В-третьих, это рейтинговые региональные и муниципальные мероприятия, в которых педагогам приходится принимать участие. По замыслу их разработчиков рейтинговые мероприятия и конкурсы должны стимулировать педагогов к воспитательной работе, направленной на развитие личности ребенка. К сожалению, часто это совсем не так. Способствуют ли личностному развитию ребенка, например, проекты, написанные педагогами или родителями за детей? А ведь именно такие псевдопроекты, как показывает практика, и вызываются к жизни рейтингами и конкурсами. Способствуют ли личностному развитию ребенка участие в таких, например, конкурсах как "Музеи, парки, усадьбы", где важнее правильно и быстро найти ответ на вопрос, чем неторопливо и без суеты пройтись по этим самым музеям, паркам и усадьбам, внимательно знакомясь с их тайнами, беседуя с экскурсоводами, останавливаясь перед теми экспонатами, которые ребенка действительно заинтересовали, а не теми лишь, что помогут быстро заполнить маршрутный лист и выполнить полученное задание? Погоня за рейтинговыми очками крадет драгоценное время у действительно работающего педагога и вынуждает его заниматься не теми делами, которые интересны детям и ему самому, а теми, которые отнесены к разряду рейтинговых.

Особенность работы современного педагога такова, что ему очень трудно бывает разграничить свое рабочее и свое свободное время. Первое часто накладывается на второе. И это не может не вызывать тревоги. Психологи из Университета Цюриха провели исследование [10], одним из результатов которого стал следующий вывод: работники, которые не имеют возможности четко разграничивать свою трудовую деятельность и свое свободное время, чувствуют себя гораздо хуже, чем те, кто, имея такую же нагрузку, все же может позволить себе отделить работу от отдыха. Люди чувствуют истощение, когда, например, часто берут работу на дом, часто думают о работе во время отдыха, готовятся к предстоящей работе в выходные дни или вечером.

Но ведь именно это и происходит с большинством педагогов. К их огромной нагрузке в школе и традиционной подготовке к урокам дома добавляется еще подготовка разного рода сопутствующей документации, поездки на рейтинговые мероприятия, необходимость освоения ресурсов «Электронной школы», общение с родителями в WhatsApp и т.д. и т.п. Педагоги часто просто не имеют возможности «переключиться» и восстановить свои силы. А плохое самочувствие идёт рука об руку с пониженной производимостью труда и снижением творческого потенциала. Увы, порочный круг замыкается.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» № 073-00086-19-00 на 2019 год (проект «Разработка теоретических и методических основ подготовки будущих педагогов к воспитательной и профориентационной деятельности в системе общего и дополнительного образования»).

Литература

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

2. Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: ИТРК, 2003. 736 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. Издательство: Питер, 2016. 400 с.

4. Отечественная и зарубежная педагогика. Февраль 2016. Специальный выпуск.142 с.

5. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2004. 299 с.

6. Сорока-Росинский. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с.

7. Степанов П. В. Структура воспитательной деятельности педагога. Монография. Изд-е 2-е, дополненное и перераб. М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2018. 212 с.

8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. М.: Концептуал, 2016. 320 с.

9. Ямбург Е. А. Беспощадный учитель. Педагогика non-fiction. М.: Бослен, 2017. 464 с.

10. Wepfer A., Allen T., Brauchli R., Jenny G., Bauer G. Work-Life Boundaries and Well-

Being: Does Work-to-Life Integration Impair Well-Being through Lack of Recovery? // Journal of Business and Psychology. 2018. Vol. 33, Is. 6. P. 727-740. Retrieved from https://link.springer.com/ article/10.1007%2Fs10869-017-9520-y (дата обращения: 24.02.2019)

UPBRINGING IN MODERN SCHOOL: ARE THE CONDITIONS FAVORABLE?

The article presents the results of the authors' research of the problems of the conditions for upbringing existing in modern school. The purpose of the article is to reveal the factors that promote and prevent teachers' realization of the upbringing potential of their own professional activity. The conclusions made in the article were obtained using such methods as: the analysis of scientific literature on the research problem, the analysis of the past and modern experience of teachers in upbringing activities in educational organizations, questioning and interviewing teachers used to identify the most common problems in the organization of upbringing activities of teachers, included observation of upbringing activities of teachers, as well as the reflection of their own upbringing experience, used to compare and refine data obtained by means of other methods. The authors conclude that the main obstacle hindering the development of the sphere of upbringing in modern Russian schools is just a lack of time for teachers. This is the main resource that the modern teacher lacks, and its absence is the main factor demotivating the teacher, who deals with upbringing. This problem is a consequence of the action of three main reasons: forcing a teacher to a large study load, intensified in recent years, the control of the teacher's professional activities and the introduction of rating-related regional and municipal events, obligatory for schools.

Keywords: upbringing, upbringing activity, professional motivation, teacher, educational organization.

References

• Leontev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M.: Smysl, Akademiya, 2005. 352 s. [In Rus].

• Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poehma. M.: ITRK, 2003. 736 s. [In Rus].

• Maslou A. Motivaciya i lichnost'. Izdatel'stvo: Piter, 2016. 400 s. [In Rus].

• Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. Fevral' 2016. Special'nyj vypusk.142 s. [In Rus].

• Polyakov S. D. Psihopedagogika vospitaniya i obucheniya. Opyt populyarnoj monografii. M.: Novaya shkola, 2004. 299 s. [In Rus].

• Soroka-Rosinskij. M.: Izdatel'skij dom SHalvy Amonashvili, 2000. 224 s. [In Rus].

• Stepanov P. V. Struktura vospitatel'noj deyatel'nosti pedagoga. Monografiya. Izd-e 2-e, dopolnennoe i pererab. M.: ANO Izdatel'skij Dom «Pedagogicheskij poisk», 2018. 212 s. [In Rus].

• Suhomlinskij V. A. Serdce otdayu detyam. M.: Konceptual, 2016. 320 s. [In Rus].

• Wepfer, A., Allen, T., Brauchli, R., Jenny, G. & Bauer, G. (2018) Work-Life Boundaries and Well-Being: Does Work-to-Life Integration Impair Well-Being through Lack of Recovery? // Journal of Business and Psychology. 2018. Vol. 33, Is. 6 . pp. 727-740. Retrieved from https://link.springer.com/ article/10.1007%2Fs10869-017-9520-y(data obrashcheniya: 24.02.2019).

• YamburgE. A. Besposhchadnyj uchitel'. Pedagogika non-fiction. M.: Boslen, 2017. 464 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.