Научная статья на тему 'Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования'

Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
422
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГ / TEACHER / СТУДЕНТ / STUDENT / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / TEACHER TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANISATION / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / SYSTEMATISATION / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / THEORETICAL BACKGROUND / CHARACTER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селиванова Наталия Леонидовна, Степанов Павел Валентинович, Степанова Ирина Викторовна

В данной статье рассматриваются основные причины необходимых сегодня изменений в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования детей. Эти изменения связаны преимущественно с интеграцией современных научных знаний о воспитании в процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе, а также с обновлением в связи с этим учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей. Кроме того, в процессе обновления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе должны быть учтены не только последние достижения педагогической науки, но также и те изменения в практике воспитания, которые были внесены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селиванова Наталия Леонидовна, Степанов Павел Валентинович, Степанова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BACKGROUND OF FUTURE TEACHERS’ TRAINING FOR EDUCATIONAL ACTIVITY IN THE SYSTEM OF GENERAL AND SUPPLEMENTARY EDUCATION

This article deals with topical reasons for the changes in the training of prospective teachers for their educational activity within the framework of general and supplementary education of children. These changes are mainly related to the integration of modern scientific knowledge about education into the process of teacher training for educational activities at school. The changes are also connected with the updating of educational and methodological background of teacher education. Besides, the process of upgrading teacher education should take into account not only the current achievements of educational science but also those changes in the teaching routine that have been introduced by new normative and methodical documents. The article examines advantages and drawbacks in the currently existing programme-related, educational and methodical background of teacher education. We also point to key problems in training prospective teachers for educational work. Solving these problems is supposed to increase the competitiveness of graduates. Special attention is paid to theoretical fundamentals of preparing future teachers for their work in the system of general and supplementary education.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Вестник ПСТГУ.

Серия IV: Педагогика. Психология.

2018. Вып. 49. С. 39-48

Селиванова Наталия Леонидовна, д-р пед. наук, зав. Центром стратегии и теории воспитания личности, Института стратегии развития образования РАО, Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208 nselivanova2000@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6654-5992

Степанов Павел Валентинович, канд. пед. наук, зам. зав. Центром стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО, Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208 semya-2005@yandex.ru ORCID: 0000-0003-4924-835X

Степанова Ирина Викторовна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Центра стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО, Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Макаренко, 5/16, ком. 208 semya-2005@yandex.ru ORCID: 0000-0001-9972-0267

Теоретические основы подготовки

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

*

В системе общего и дополнительного образования Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, И. В. Степанова

В данной статье рассматриваются основные причины необходимых сегодня изменений в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования детей. Эти изменения связаны преимущественно с интеграцией современных научных знаний о воспитании в процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе, а также с обновлением в связи с этим учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей. Кроме того, в процессе обновления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе должны быть учтены не только последние достижения педагогической науки, но также и те изменения в практике воспитания, которые были внесены

* Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» на 2017—2019 гг. (№ 27.7091. 2017/ БЧ).

новыми официальными нормативными и методическими документами. В статье представлены достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день программном, учебном и методическом обеспечении подготовки студентов педагогических специальностей. Здесь определены и ключевые проблемы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, решение которых, по мнению авторов, повысит их востребованность руководителями российских школ. Особое внимание в статье уделено теоретическим основам подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования.

Актуальность. Актуальность проблемы исследования теоретических основ подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования обусловлена необходимостью интеграции современных научных знаний о воспитании в процесс подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе и обновления в связи с этим учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специально-стей1. Необходимость решения данной проблемы обусловлена рядом факторов.

Во-первых, несоответствием содержания теоретической подготовки студентов педагогических специальностей современному уровню развития научного знания в области теории и методики воспитания.

Во-вторых, несоответствием содержания методической подготовки студентов педагогических специальностей тем требованиям, которые предъявляются сегодня педагогу, осуществляющему воспитательную деятельность в школе.

В-третьих, несоответствием качества учебно-методических пособий по теории и методике воспитания как современному состоянию психолого-педагогических наук, так и тем социальным вызовам, которые сегодня стоят перед школой.

В процессе обновления подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в школе должны быть учтены не только последние достижения педагогической науки, но также и те изменения в практике воспитания, которые были внесены официальными нормативно-методическими документами (новые Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Стратегия развития воспитания в РФ на 2015—2025 гг., Профессиональный стандарт педагога и т. п.).

Цель исследования состояла в разработке теоретических основ подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования. Для этого прежде всего были выявлены достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день программном и учебно-методическом обеспечении подготовки студентов педагогических специальностей; определены ключевые проблемы подготовки студентов; сформирован

1 Литература по теме: Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2005; Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. М., 2002; Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей. М., 2010; Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010; Степанов П. В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009. № 2. С. 190-196.

образ выпускника педагогического вуза, востребованного руководителями российских школ для реализации ими своих воспитательных функций; проведена систематизация современных научных знаний в области теории и методики воспитания.

В ходе исследования использовались такие теоретические методы, как анализ, обобщение, сравнение, интерпретация, систематизация. Использовалось также обобщение успешного опыта подготовки будущих педагогов, интервью и анкетирование.

Результаты исследования. Систематизация современных научных знаний в области отечественной и зарубежной теории и методики воспитания была представлена:

во-первых, в виде тезауруса базовых педагогических понятий, которые могут быть использованы при подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности (воспитание, воспитательный процесс, воспитательная деятельность, ценности, цели и задачи воспитания, результат воспитания, качество воспитания, принципы воспитания, формы и содержание воспитания, методы, методики и технологии воспитания);

во-вторых, в виде перечня основных разделов содержания теоретической подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, которые могут быть положены в основу разработки соответствующего учебного пособия;

в-третьих, в виде результатов анализа нормативно-правовых документов как основы социально-государственного заказа на приоритет воспитания в системе образования, в которых представлены: а) оценка состояния и развития воспитания, анализ современного знания о воспитании в специфической образовательной деятельности учреждений и структур системы образования; б) научные подходы к воспитанию, созданию нового современного знания о воспитании; в) требования к содержанию профессиональной подготовки педагога-воспитателя.

Выявлены достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день программном и учебно-методическом обеспечении подготовки студентов педагогических специальностей к осуществлению воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования на материале актуальных учебных пособий.

К их достоинствам отнесены: обобщение теоретических исследований проблем воспитания, накопленных различными поколениями ученых; широкая представленность различных концепций воспитания, дающая студентам возможность познакомиться с состоянием современной теории воспитания; обеспечение субъектной позиции студента через самостоятельный выбор студентом уровня и содержания учебной программы, своей свободы и ответственности при ее прохождении, понимание своей функции самоконтроля и самооценивания; рассмотрение программного и учебно-методического обеспечения через три взаимосвязанных блока: содержательного, функционального и оценочного; возможность осуществления творческой и исследовательской деятельности студентов; разработка современных информационных средств, форм и методов предоставления информации в соответствии с психолого-физиологическими особенностями студентов.

К недостаткам отнесены: отсутствие четкого определения программного и учебно-методического обеспечения, недостаточное раскрытие его характеристик в современных условиях чрезмерной информатизации общественной жизни; слабое развитие координации и кооперации вузов различных регионов при разработке программного и методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей; слабая практическая ориентация программ и учебно-методических пособий, не дающая студентам возможности действительно подготовиться к работе в школе; излишне большой объем содержания учебно-методических пособий, не позволяющий соотнести его с наличным количеством часов, предусмотренных программами для изучения теории и методики воспитания; излишне «академичная сухость» стиля изложения текстов учебно-методических пособий, их отстраненность от читателя; поверхностные и неоперациональные описания в учебно-методических пособиях тех форм работы с детьми, которые педагогу придется организовывать в будущем; недостаток вопросов и заданий, позволяющих студентам вырабатывать свою точку зрения по тем или иным спорным проблемам воспитания; ложная ориентация студентов на то, что знание закономерностей, принципов, концепций воспитания обеспечит ему успех в воспитательной деятельности.

Определение ключевых проблем подготовки студентов педагогических специальностей к осуществлению воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования позволило сделать вывод о нарастающем противоречии между фундаментальным образованием и профессиональным обучением, о разобщенности естественнонаучных и гуманитарных компонентов целостной мировоззренческой культуры личности; о необходимости создания интегральных междисциплинарных курсов, которые содержали бы наиболее универсальные и обобщенные знания, являющиеся основой прикладных исследований и разработок, прикладной базой для формирования общих и специальных компетенций, составляющих общую личностную и профессиональную культуру личности специалиста, работающего в сфере образования, его своевременной и безошибочной адаптации к новым профессиональным квалификационным требованиям; о деформирующем влиянии узкой специализации профессиональной педагогической деятельности на человека в целом, а многие из изначально заложенных профессиональных качеств педагога оказываются невостребованными; о необходимости ориентации не на подготовку педагогов-исследователей, обучающихся в магистратуре или аспирантуре, а на предстоящую им работу с детьми.

Проведенный нами анализ проектов Федеральных государственных образовательных стандартов бакалавриата и магистратуры педагогического образования показал, что воспитание как задача профессиональной деятельности педагога не обозначена в качестве типовых профессиональных задач. Типовыми для бакалавриата задачами являются: педагогическая, проектная, методическая, организационно-управленческая, культурно-просветительская и задача сопровождения. Такого же типа задачи, плюс научно-исследовательская, определяются в качестве основных для магистратуры педагогического образования. Очевидно, логика стандарта предполагает включение задач воспитания в структуру

педагогической задачи, что косвенно подтверждается наличием компетенций, реализация которых обусловлена воспитательной деятельностью педагога. В стандарте бакалавриата в структуре общепрофессиональных компетенций указаны две компетенции, отвечающие за воспитание:

1) способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

2) способность осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.

В стандарте магистратуры в качестве «отвечающей» за воспитание общепрофессиональной компетенции указана одна — способность создавать и реализо-вывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей.

Новое поколение стандартов педагогического образования структурируется таким образом, что разработчику образовательной программы предстоит сформировать профессиональные компетенции на основе профессионального стандарта, выбрав одну или несколько из имеющихся (при наличии) рекомендуемых, либо самостоятельно установить одну или несколько профессиональных компетенций, исходя из направленности (профиля) программ.

Таким образом, подготовка педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования в основном выносится на рассмотрение разработчика образовательных программ бакалавриата или магистратуры педагогического образования. Так как формирование профессиональных компетенций, «отвечающих» за реализацию педагогом воспитания, основывается на трудовых функциях, указанных в соответствующем профессиональном стандарте, рассмотрим возможности трех из пяти профессиональных стандартов педагога: «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»; «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; «Специалист в области воспитания».

В профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» имеется отдельная трудовая функция — воспитательная деятельность. Реализация этой функции связана с умением решать следующие задачи.

• Реализовывать современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.

• Ставить воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.

• Проектировать и реализовывать воспитательные программы.

• Реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.).

• Проектировать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).

• Использовать конструктивные воспитательные усилия родителей (законных представителей) обучающихся, оказывать помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.

• Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

• Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.

• Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.

• Владеть методиками воспитательной работы, основными принципами дея-тельностного подхода.

Приведенная выше характеристика максимально полно, по сравнению с двумя другими стандартами, раскрывает процесс подготовки педагога к воспитательной деятельности.

В профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» указаны две обобщенные трудовые функции, отвечающие за собственно воспитание: «Организационно-педагогическое обеспечение воспитательного процесса» и «Организационно-педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания». Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» не имеет в своем составе трудовой функции, связанной с реализацией воспитательной деятельности педагога. Таким образом, подготовку будущих педагогов к реализации воспитательной деятельности целесообразно строить с учетом характеристики трудовой функции «воспитательная деятельность», зафиксированной в стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Сопоставим приведенные выше данные официальных документов с результатами проведенного нами эмпирического исследования ожиданий и пожеланий руководителей образовательных организаций.

На основе интервью с руководителями школ и их заместителями (представители свыше 20 образовательных организаций), анализа опросника, заполненного педагогами школ ряда регионов России (более 150 педагогов, представляющих Москву, Орловскую, Челябинскую, Тульскую, Тверскую области), изучения нормативных и программно-методических документов по вопросам воспитания, разработанных администрацией школ различных регионов России, был сделан вывод о том, что от выпускника педагогического вуза ожидают в большей мере владения такими профессиональными компетенциями, как: межкультурная компетенция, умение вести диалог, организаторская компетенция, «стрессовая» компетенция, активное слушание, эмпатия, критическое мышление, ориентация на саморазвитие, юмор.

В итоге проведенного исследования были разработаны теоретические основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе общего и дополнительного образования:

• Опора на фундаментальные исследования в области воспитания.

• Опора на историко-педагогические знания о воспитании (отечественных и зарубежных классиков).

• Опора на научное знание о роли детства в развитии общества, государства; о современном ребенке.

• Соответствие подготовки современным социокультурным условиям: с опорой на знания о специфике развития современных школьников, о требованиях современных нормативных документов в области воспитания, знание и понимание тенденций развития современного образования в стране и мире.

• Опора на рефлексивные, проблемно-эвристические методы организации и анализа процесса и результатов воспитательной деятельности (погружение в ситуацию, ситуационный анализ, метод разбора прецедентов [аналогов] или кейс-студии [case studies], нарративные методы — повествование, изложение историй [story-telling], педагогические мастерские, мозговой штурм [brainstorming], организация семинарских занятий с использованием интерактивных сетевых ресурсов [блоги и чаты] и.т. д.).

• Рассмотрение образовательной организации как воспитывающей — «вычерпывание» воспитывающего содержания из обычных социальных и культурных ситуаций (формирование умения увидеть проблему воспитания в той или иной социально-бытовой ситуации и приложить к ее решению определенные коммуникативные и педагогические компетенции).

• Смещение акцента в предлагаемом студентам объяснении феномена воспитания с объективных закономерностей воспитания на субъективные ценности воспитателей и представление последних как главного фактора в воспитании.

• Опора на анализ и обобщение эффективных практик воспитания в школах и учреждениях дополнительного образования.

• Ориентация как на воспитательные инновации, важные для динамичного развития сферы воспитания, так и на традиции воспитания, играющие роль в ее стабильном функционировании.

• Реализация системного подхода к процессу воспитания в процессе подготовки, рассмотрение процесса воспитания как целостного, непрерывного и взаимовлияющего сочетания его компонентов (цель, закономерности, принципы, методы, формы воспитания).

• Реализации неспецифичных и специфичных составляющих подготовки студентов педагогических специальностей к осуществлению профориен-тационной деятельности в системе общего образования, находящих отражение в инвариантной и вариативной частях содержания такой подготовки.

Обновление учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогических специальностей к воспитательной деятельности в школе должно

способствовать преодолению таких негативных тенденций в практике воспитания, как:

• размывание в профессиональном сознании смысла воспитательной деятельности педагога и сведение его к организации детского досуга в свободное от уроков время;

• доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, приводящего к усилению объективно существующей в современной культуре тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;

• примитивизация или искажение форм воспитывающего взаимодействия педагогов и учащихся;

• недостаток методик работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социокультурной идентичности детей, формированию потенциала гражданского действия у подростков и молодежи;

• невнятность целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания; избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания;

• интенсивная поляризация технократически-манипулятивных и гуманистических взглядов на профессиональную ориентацию, с более контрастным, чем раньше, оформлением специфики уровней профориентационно значимых взаимодействий («педагог—обучающийся» и «педагог — внешний заказчик профессиональной ориентации»);

• бессистемность, противоречивость и односторонность реализации проф-ориентационных технологий как непосредственно в общеобразовательной школе, так и в целом на разных уровнях управления профессиональной ориентацией;

• крайне высокая неоднородность условий и ресурсных возможностей реализации технологий поддержки профессионального самоопределения в разных регионах, муниципалитетах, территориях и образовательных организациях.

Ключевые слова: воспитание, студент, педагог, подготовка педагогов, образовательная организация, систематизация, теоретические основы.

Список литературы

Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология: учеб. пособие для студ.

высш. пед. учеб. заведений. М., 2005. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М., 2002. Новиков А. М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей.

М., 2010.

Селиванова Н. Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике. М., 2010. Степанов П. В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование. 2009.

№ 2. С. 190—196.

St. Tikhon's University Review. Series IV: Pedagogy. Psychology.

2018. Vol. 49. P. 39-48

Selivanova Natalia, Doctor of Sciences in Education, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Centre for Strategy and Theory of Personal Development, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education 5/16, Room 208, Makarenko Str., Moscow 101000, Russian Federation nselivanova2000@mail.ru

ORCID: 0000-0001-6654-5992

Stepanov Pavel, Candidate of Sciences in Education, Deputy Head of the Centre for Strategy and Theory of Personal Development, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education 5/16, Room 208, Makarenko Str., Moscow 101000, Russian Federation semya-2005@yandex.ru ORCID: 0000-0003-4924-835X

Stepanova Irina, Candidate of Sciences in Education, Senior Research Fellow, Centre for Strategy and Theory of Personal Development, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education 5/16, Room 208, Makarenko Str., Moscow 101000, Russian Federation semya-2005@yandex.ru ORCID: 0000-0001-9972-0267

Theoretical Background of Future Teachers' Training for Educational Activity in the System of General and Supplementary Education

N. Selivanova, P. Stepanov, I. Stepanova

This article deals with topical reasons for the changes in the training of prospective teachers for their educational activity within the framework ofgeneral and supplementary education of children. These changes are mainly related to the integration of modern scientific knowledge about education into the process of teacher training for educational activities at school. The changes are also connected with the updating of educational and methodological background of teacher education. Besides, the process of upgrading teacher education should take into account not only the current achievements of educational science but also those changes in the teaching routine that have been introduced by new normative and methodical documents. The article examines advantages and drawbacks in the currently existing programme-related, educational and methodical background of teacher education. We also point to key problems in training prospective teachers for educational work. Solving these problems

Исследования: педагогика

is supposed to increase the competitiveness of graduates. Special attention is paid to theoretical fundamentals of preparing future teachers for their work in the system of general and supplementary education.

Keywords: character education, student, teacher, teacher training, educational organisation, systematisation, theoretical background.

References

Kolesniko va I. A., Tito va E.V., Pedagogicheskaia praksiologiia: ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii, Moscow, 2005.

Malenkova L. I., Teoriia i metodika vospitaniia: Ucheb. posobie, Moscow, 2002.

Novikov A. M., Osnovaniia pedagogiki. Posobie dlia avtorov uchebnikov i prepodavatelei, Moscow, 2010.

Selivanova N. L., Vospitanie v sovremennoi

shkole: ot teorii kpraktike, Moscow, 2010. Stepanov P. V., "Motivatsiia pedagogov kak vospitatelei", in: Narodnoe obrazovanie, 2, 2009, 190-196.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.