Научная статья на тему 'Системный подход в процессах и ситуациях формирования воспитательного потенциала образовательной организации'

Системный подход в процессах и ситуациях формирования воспитательного потенциала образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL SITUATION OF UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляев Г.Ю.

В статье рассматриваются вопросы современного содержания деятельности общеобразовательной организации как организации воспитывающей. Анализ теоретических и методических основ такой деятельности автор предлагает проводить в аспектах системного подхода в рамках подробных разработок научной школы Л. И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи». В частности, метод анализа воспитательных ситуаций предлагается как инструментарий последовательной, системной и поэтапной организации воспитательного процесса, предметом воспитания в котором выступает комплекс нравственных и поведенческих ценностей, присущих традиционной русской культуре, лучшим проявлениям и событиям общественной психологии. Автор называет факторы и феномены, в которых видит источник и подсказку к выявлению воспитательного потенциала воспитывающей организации. Автор дает перечень качеств личности и коллектива, которые в совокупности образуют важнейшее вневременное ядро национального характера и ментальности, исторически доказавших способность российского социума гибко и успешно преодолевать самые различные, в том числе тяжелые кризисы социального развития. Метод анализа ситуаций связывается с известным положением научной школы Новиковой: «воспитание успешно, если оно системно». «Школа практического гуманизма» (Караковский, Григорьев), применимая к решению различных возрастных и бытовых проблем социализации детей и молодежи, может при определенных условиях стать «апгрейдом», «переформатировать» деятельность коллектива педагогов, рассматривающих свою образовательную организацию как организацию воспитывающую, результаты которой могут непосредственно отражаться на состоянии общественного благополучия. Автор полагает, что такой взгляд на проблему воспитания прагматически согласуется с «духом», смыслами, основными положениями и направлениями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляев Г.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System Approach in Processes and Situations of the Formation of the Upbringing Potential of Educational Organization

This article discusses the issues of the contemporary content of educational organization as an organization which aim is upbringing. The author suggests developing the theoretical and methodological foundations of such activities in terms of the system approach within the framework of the detailed developments made by the Scientific School of L.I. Novikova “The System Approach to Upbringing and Socialization of Children and Youth”. In particular, the method of educational situations’ analysis is proposed as a toolkit of the coherent, system and gradual organization of the educational process, the subject of education which supports complex ethical and behavioral values inherent in the traditional Russian culture and the best manifestations and events of social psychology. The author calls the factors and phenomena, which sees the source and a hint in identifying the educational potential of upbringing performed by the educational organization. The author gives a list of individual and collective qualities that combine to form the vital core of the timeless national character and mentality, and historically proven ability of the Russian society to respond flexibly and successfully overcome a wide variety of problems, including serious crises of its social development. A method of analyzing situations associated with the well-known position of the scientific school Novikova “upbringing is successful if it is done systematically”. “The school of practical humanism”(Karakovsky, Grigoryev), applicable to the various age and domestic problems of socialization of children and young people, may, under certain conditions, reframe and upgrade the activities of the team of teachers, addressing their educational organization as an organization for upbringing, which can directly affect the status of the public welfare. The author believes that such an approach to the problem of upbringing is pragmatically consistent with the “spirit”, meanings, substantive provisions and directions of the “Strategy for the Development of Social and Moral Education in the Russian Federation for the Period up to the year 2025”.

Текст научной работы на тему «Системный подход в процессах и ситуациях формирования воспитательного потенциала образовательной организации»

УДК 37.0+371

Беляев Геннадий Юрьевич

Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности, Институт стратегии развития образования Российской академии образования; gennady.belyaev2011@yandex.ru, Москва

системный подход в процессах и ситуациях формирования воспитательного потенциала образовательной организации*

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы современного содержания деятельности общеобразовательной организации как организации воспитывающей. Анализ теоретических и методических основ такой деятельности автор предлагает проводить в аспектах системного подхода в рамках подробных разработок научной школы Л. И. Новиковой «Системный подход к воспитанию и социализации детей и молодежи». В частности, метод анализа воспитательных ситуаций предлагается как инструментарий последовательной, системной и поэтапной организации воспитательного процесса, предметом воспитания в котором выступает комплекс нравственных и поведенческих ценностей, присущих традиционной русской культуре, лучшим проявлениям и событиям общественной психологии. Автор называет факторы и феномены, в которых видит источник и подсказку к выявлению воспитательного потенциала воспитывающей организации. Автор дает перечень качеств личности и коллектива, которые в совокупности образуют важнейшее вневременное ядро национального характера и ментальности, исторически доказавших способность российского социума гибко и успешно преодолевать самые различные, в том числе тяжелые кризисы социального развития. Метод анализа ситуаций связывается с известным положением научной школы Новиковой: «воспитание успешно, если оно системно». «Школа практического гуманизма» (Караковский, Григорьев), применимая к решению различных возрастных и бытовых проблем социализации детей и молодежи, может при определенных условиях стать «апгрейдом», «переформатировать» деятельность коллектива педагогов, рассматривающих свою образовательную организацию как организацию воспитывающую, результаты которой могут непосредственно отражаться на состоянии общественного благополучия. Автор полагает, что такой взгляд на проблему воспитания прагматически согласуется с «духом», смыслами, основными положениями и направлениями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Ключевые слова: образовательная организация, воспитательный потенциал, системный подход, воспитательный процесс, воспитательная ситуация.

В задачи деятельности воспитывающей в жизнедеятельность, если связан с ней вос-образовательной организации входит созда- питательной ситуацией. Не слова, а дела ние условий, благоприятных для формиро- вершат дело воспитания, особенно если вания внутреннего достоинства личности слова запоминающиеся. Такими жизнеде-будущего «гражданина Отечества», воспи- ятельными, жизнетворящими словами -тания его общей культуры, навыков успеш- по современной, весьма удачной научной ной социальной коммуникации, социальной терминологии, мемами - в российском ответственности. Предметами воспитания обществе всегда были пословицы-наказы, являются такие качества, как инициативная действовавшие как глубоко личностные ответственность, критическое мышление, установки и формировавшие в значительной солидарность, гуманизм, альтруизм, здоро- мере социальную психологию, настрой це-вый образ жизни, оптимистические ценност- лых сословий. Недаром Пушкин выносил их ные установки, здравомыслие, жизнелюбие. эпиграфами своих произведений. Примеры Важен интерес к персональному личностно- подобных мемо-комплексов и сегодня мо-му росту, желание создавать полноценную гут быть в основе воспитательных ситуаций и устойчивую семью. и воспитательных программ (и не только

Воспитательный процесс переходит кадетских корпусов): «Береги платье снову,

* Работа выполнена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 17-06-00116 Теоретические и методические основы системного развития воспитывающей общеобразовательной организации.

а честь - смолоду!», «жизнь Родине, честь -никому!», «не по хорошему мил, а по милу хорош» и т. п. Настала пора активно возвращать в школу такие традиционные ценности русской культуры, как чувство совести, личной чести, добролюбия, нестяжательства, бескорыстия, долга, заботы, сострадания, великодушия, целомудрия. Заново осмысливать понятия отваги, доблести, веры и верности. Если и допустить воспитание эгоизма (куда же без него в современном мире!), то, во всяком случае, «по-чернышевски» «разумного», неподлого, связанного все с тем же чувством человеческого достоинства и внутренней свободы. В повседневное содержание воспитательной работы было бы полезным вносить анализ ситуаций, связанных с формированием этики хозяйственного расчета, смекалки, экономической выгоды, ведения семейного бюджета. Это и есть реальный, невыдуманный, но связанный с потребностями самой жизни прагматический, деятельный, «практический гуманизм» [1]. Но такое воспитание, следуя жизнью проверенным заветам В. А. Караковского, будет успешно только при одном условии: если оно системно.

Метод системных исследований прочно утвердился в современной науке, имея под собой фундированные исследования в различных областях знания, солидную эмпирическую базу и прагматическую ценность. В системной парадигме человек мыслится составной частью систем живой и неживой природы. Все аспекты существования человека обусловлены разнообразными и разноуровневыми системными связями и отношениями, со сложными и далеко не всегда понятными или поддающимися учету процессами, происходящими в самих больших и малых социальных системах. Системно может представляться и описываться любой основной социальный институт: к таковым относятся семья как первичная ячейка общества, школа, община, трудовой коллектив, народность, нация, конфессия, государство, суперэтнос и т. п. Это будет верно, поскольку, применяя системный подход, не только исследователь, но и педагог-практик вполне могут выявить некоторые сущностные связи и закономерности, присущие сложному социальному объекту, очертить его более-менее адекватные и логически непротиворе-

чивые модели (например, модель школьной среды микрорайона). Успех и социальное признание системному методу (точнее методам) принесли исследования малых величин, их весовых значений при оценке состояния открытых и закрытых систем (в технике, физике, биологии, медицине, социологии). Прогностическая сила системного метода заметна при более корректной оценке многофакторности развития объекта, переоценки значения и роли кризисов в развитии системы, изучении так называемых аттракторов - катализаторов развития, что делает системный подход и развиваемый на его основе метод анализа ситуаций прило-жимым для развития любой, самой малой, но все-таки воспитывающей образовательной организации.

В системном контексте полезно рассматривать и саморазвитие человека, восприятие им мира и самого себя, своих потребностей и возможностей, установок и ценностей, запросов и устремлений, культурных навыков и стереотипов, переживание им различных жизненных ситуаций и способов поведения, индивидуальные особенности и качества человека, его «социально-ролевые расстановки». От степени субъектности жизненных проявлений и поведения людей, составляющих систему, зависит и ее структура, ее связи управления, функционирования и взаимодействия ее компонентов, уровень развития системы, ее потенциальное и прогнозируемое будущее, сам потенциал образовательной организации как важного субъекта социализации.

Термин «социализация» означает усвоение индивидом системы общественных ценностей, правил общежития, культурных и ментальных стереотипов того общества, где ему предстоит жить и быть членом этого общества. Согласно взгляду авторов исследований, идентифицирующих себя с научной школой Л. И. Новиковой, социализация представляет собой спонтанный и социально относительно контролируемый процесс [10]. В настоящее время социализация имеет тенденцию к умножению своих субъектов влияния на подрастающие поколения - социализация все более полисубъектна [1; 9]. Образовательная среда, наполняемая такими коллективными субъектами социализации, как общественные и масс-медийные органи-

зации, новые учреждения дополнительного и профессионального образования и т. д., все больше приобретает сетевой, ячеистый, полисубъектный, конкурентный и чрезвычайно ситуативный, контекстный характер. Социализация диверсифицируется, т. е. идет по пути усложнения своего многообразия, средств, методов и структур воздействия на социального индивида. При этом социализация включает представителей самых различных возрастных групп, массу конвенционально-регулятивных социальных и моральных норм, весьма противоречивых установок, неясных целей и сомнительных ценностей [3; 7].

Задача воспитывающей образовательной организации состоит в том, чтобы сделать любые социальные ситуации воспитывающими. Связка обучения с воспитанием посредством заданных педагогических целей и предпочтительных жизненных ценностей, культурно нормативных для большого общества, в котором живет школа и где социализируется новое поколение - задача педагогически трудная. Культурные формы воспитания не механика, а органика данного общества или культурного региона. Как показал опыт 90-х, любая насильственная, скалькированная по чужому культурному опыту переделка собственной культурной традиции в воспитании ведет к расстройству функционирования не только школы (как организации и организма), но и всей системы образования.

Воспитание (социальное и моральное) научной школой Л. И. Новиковой интерпретируется как определенная ценностно-целевая рамка для создания педагогическим коллективом наиболее благоприятных условий для индивидуального развития ребенка и подростка [5]; условий для формирования человека как объекта и субъекта воспитания «извне» (это нормы, правила, законы, культурные стереотипы); условий для его становления изнутри (это установки, взгляды, убеждения) его личности, способной к непростому решению - выбору ценностей нравственного образа жизни. Поэтому в рамках парадигмы воспитания (не подменяемого социализацией) идея коллектива есть идея центральная, «осевая», достаточно давно и успешно применяемая в образовании. Воспитание, не всегда приятное субъекту и ласкающее его самолюбие, происходит по-

средством коллектива, который, в свою очередь, если он настоящий, а не формальный, представляет собой «растущее единство общности и организации» [3; 10]. Как это на первый взгляд ни покажется странным, но именно консервативные модели воспитания вписываются в реалии наиболее адекватных ответов на вызовы современной социализации. Поиск воспитательного потенциала развития образовательной организации неизбежно сопровождается реанимацией коллективистского содержания воспитания. От теории коллектива практики воспитания нигде в мире сегодня уже не отказываются, наоборот - пытаются наполнить новым содержанием.

В задачи воспитания входит педагогическая поддержка не всякой социализации, а такой, которая давала бы подросткам возможности развивать свои способности познания мира, понимания себя и окружающих, обрести определенную личностную устойчивость, целостность, нравственность. В современном обществе жить непросто, оно социально стратифицировано и, мягко говоря, далеко не всегда выпускники школ, например сельских, обладают свободой выбора судьбы - надо помогать семье, зарабатывать на жизнь. Однако и здесь можно усмотреть важнейшие функции современной школы как воспитывающей общеобразовательной организации, помочь воспитаннику по возможности разумно выбрать свою сферу профессиональной жизнедеятельности [4]. Свободное и успешное владение знанием предполагает как владение информацией, так и наличие опыта по ее использованию, приобретаемого в процессе «событийного», дающего жизненный опыт межличностного общения в специально организованном воспитательном пространстве образовательного учреждения [1; 2; 6]. Вот эти условия школа может обеспечить даже при наличии относительно небогатых материальных ресурсов [9].

В качестве антитезы собственно социальному (просоциальному) воспитанию полностью оправдывает себя термин А. В. Му-дрика «диссоциальное воспитание»: это воспитание в социальных общностях, социальность которых идет вразрез с общепринятой, противоречит нормам традиционной культуры и морали, балансируя на грани

принятого в обществе уголовного законодательства [6]. В этих условиях возникает заинтересованность и потребность, с одной стороны, в сотрудничестве между теми субъектами социализирующих сетей, кто ориентирован на развитие личности подростка на основе гуманистических ценностей. С другой стороны, растет некое новое понимание социальной важности их совместного противодействия влиянию субъектов воспитания диссоциального, провокационного, антиобщественного. Возникает проблема -кто с кем может контактировать позитивно, как очертить пространство и определить потенциал подобного социального контакта, каковы возможности, допуски и риски такого взаимодействия для конкретной воспитывающей образовательной организации, в чем именно взаимодействие может иметь социально-педагогическую перспективу [3]?

Деятельность воспитывающей образовательной организации - это небескризисный процесс направленной, поэтапной и целостной социализации подрастающего поколения. В системной «культуросообраз-ности» заключено принципиальное отличие воспитания от процесса социализации стихийной. Именно инкультурация, социально-нормативное «окультуривание» индивида, приобщение его к культуре, общественной морали, этике, эстетике становится базовым механизмом «интериоризации», врастания человека в культуру. Таким образом, воспитание и инкультурация - «близнецы-братья» культуры.

Еще одна сторона потенциала воспитывающей образовательной организации состоит в следующем. Вопреки многим устоявшимся мифам взрослых «знатоков» подростковой психологии, подростки и молодые люди любят не нарушать, а соблюдать разумно установленные правила и, тем более, взятые на себя обязательства. Неписаный кодекс чести является сильнейшим регулятором деятельности просоциальных детских и молодежных общностей, как «формальных», так и, возможно, еще в более выраженной мере, «неформальных». Мотивы сплоченности, нацеленности на победу, гордость причастности своей группе являются сильнейшими педагогическими факторами воспитания активной жизненной позиции. Традиция social education проверена и доказана практикой

в образовательных системах и организациях Англии (public schools), Японии («хойку-шо»), США (сельская «одноэтажная Америка»), КНР (конфуцианский социализм), а сегодня - практически во всех цивилизованных социокультурных практиках мира, где моральная роль гражданской инициации подростков чрезвычайно велика. Чрезвычайно большой и значимой она всегда была и в отечественной традиции воспитания (ставка на общину и коллектив), и от этого опыта использования особенностей национальной ментальности отказываться нельзя. Именно на таких организационных началах закладываются формы освоения социального опыта, на организационно-деловых принципах распределения поручений, прав и обязанностей формируются ученические производственные бригады, спортивные сообщества и клубы юных туристов, и иные формы просоциальных детских объединений на временной или постоянной основе. В них можно не только разглядеть, но и использовать на благо общества социокультурный феномен обратного влияния подростка на свое ближайшее социальное окружение. В них реальны ситуации практической событийности, где воспитательная организация может быть сильна не словом, а делом [8].

Стоит воспитывающая образовательная организация и перед проблемой максимально точной оценки и социально-педагогической минимизации рисков бесконтрольной и потенциально опасной стихийной социализации подрастающего поколения, в силу возраста, неспособного самостоятельно оценивать риски и ограничения в использовании интернет-ресурсов [8]. Социализация сегодня протекает не только в реальных, но и в виртуальных пространствах и временах. Воспитатели сталкиваются уже с «виртуальной идентичностью» воспитанников, их фэнтэзи-никами и аватарами. Повседневная и многочасовая жизнь в социальных сетях насыщает повседневный быт подростков самыми причудливыми субкультурными формами и нормами поведения, как социально приемлемого, так и диссоциального. Школа запаздывает с упреждающе-системными изменениями своей идеологии и инфраструктуры, теряя свои лидирующие позиции источника и очага культуры, государственного гаранта социальной проекции культурных

эталонов. Новоприобретенные поведенческие навыки, социально-психологические новообразования порой передаются парадоксально - от младшего поколения к старшему, а многие дети «учатся жизни», как они наивно полагают, друг от друга. Осознанное применение основ гражданского воспитания включает и методику контрпропаганды деструктивных сетевых воздействий интернет-среды с ее активно-воинствующими аморальными и диссоциальными группировками и их провокационной идеологией.

Новые формы, вызовы и риски сетевой социализации влияют на все содержание воспитания, а не только на ее отдельные составляющие, а именно: на теорию коллектива, теорию воспитательных систем, теоретические представления об образовательной среде, воспитательном пространстве, воспитательном процессе, объектах и субъектах воспитания и педагогического взаимодействия [11]. Интернет-фактор предъявляет новые требования к подготовке современного воспитателя, способного эффективно работать с интернет-ресурсами как источником знаний и жизненных компетенций. Потенциал развития воспитывающей образовательной организации содержится в междисциплинарном сотрудничестве педагогов средней и высшей школы, медиков и психологов в решении этой актуальной проблемы [10]. Здесь важны различные аспекты социально-эволюционной сущности человека, связанной с ретрансляцией базовых социокультурных, «пространственно-предметных» знаний, умений и навыков, закреплением бытовых основ этики, этикета, эстетики, культуры труда, межкультурной коммуникации. Перечислим некоторые из многоуровневых задач воспитательного процесса, решаемых воспитывающей образовательной организацией.

1. Воспитательный потенциал отношения к пространству - миру. Это высшие аксиологические (ценностные) смыслы переживания и познания мира (Мир, Человек, Бытие, Вера, Знание, Совесть). Видимо, на этом же экзистенциальном уровне закладываются основы различения Свои - Чужие, Наши - Иные, Мы - Они и соответствующие этим культурно-ролевым расстановкам не только достоинства силы духа, но и риски клановости, кумовства, национального эго-

изма, ксенофобии, шовинизма. В учете этих рисков, в умелом их упреждении и противостоянии им коренятся фундаментальные основы культуры гражданского воспитания. Целевая программа такого воспитания призвана скорректировать процесс активного формирования индивидуальной национально-культурной идентичности, воспитания иммунитета к расизму, альтернативой которому, безусловно, являются традиционные ценности этики, истории и культуры России, которые никогда, ни при каких условиях не были и не могли быть расистскими. И здесь метод изучения ситуаций становится преимуществом в деятельности воспитывающей образовательной организации: обучение на уроках идет на помощь воспитанию. Системным компонентом такой программы выступает воспитание в духе мира, справедливости, понимания и уважения прав человека и основных свобод, терпимости к чужим верованиям, обычаям, традициям и убеждениям. Сюда же включается воспитание культуры межнационального общения и оппонирование «культурному империализму», равно как и этническим стереотипам, тормозящим нормальный процесс межэтнического и межкультурного взаимопонимания, взаимодействия и сотрудничества.

2. Воспитывающие отношения к социальному времени - к прошлому и будущему. Условиями, средствами, методами, приемами воспитания эти отношения формируют субъективные миры и ценности самосознания воспитанников, их способности к социальной рефлексии (осознание и осмысление идей правосознания, общественного блага, долга, служения).

3. Воспитывающие отношения к родной семье или лицам, семью замещающим, к общине (этническому или социальному коллективу), к обществу.

4. Воспитывающее отношение к жизни, моральное и гражданское самоопределение. Это выбор интересов, профессии, ремесла, бизнеса, видов деятельности, соответствующих индивидуальным способностям и наклонностям и общественным интересам и потребностям, то, что называется смыслом жизни: «найти себя, свое амплуа, свое место в жизни». На этом уровне воспитывающая образовательная организация влияет на социально-гражданское самоопределение

воспитанника, осознание себя как гражданина своей страны и патриота своей родины, понимание своих социальных прав ребенка, человека и гражданина [8].

Стабилизирующий потенциал российской традиции в сфере воспитания сегодня в целом весьма благоприятен для педагогических инноваций при условии сохранении ценностей традиционного семейного и общественного воспитания, опирающегося на весь комплекс исторического опыта страны. Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», воспитывающим образовательным организациям основного и дополнитель-

ного образования отводится значительная роль социокультурного регулятора в жизни общества, живущего в состоянии перемен, в ожидании четких ориентиров социокультурного нормирования [11]. Культура долга и достоинства, вобравшая все лучшее из гуманистической традиции прошлого, может стать потенциальной основой развития воспитательного потенциала образовательной организации, где ценности и смыслы традиционной, веками осмысленной общественной целостности есть фактор, способный резонансно оздоровить даже социальную систему и повести ее в сложное, но чрезвычайно интересное и необычное будущее.

Библиографический список

1. Григорьев Д. В., Караковский В. А. Восхождение к Школе практического гуманизма // Вопросы воспитания. - 2012. - № 2 (11) апрель -июнь. - С. 99-116.

2. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель. Теория и технология поддержки профессионального развития педагогов школы: монография. - Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. - 189 с.

3. Беляев Г. Ю. Динамика традиций и инноваций в теории и практике воспитания: парадиг-мальный анализ // Динамика традиций и инноваций в современной теории воспитания: опыт системного анализа: сборник научных трудов. -М.: Виарт; Тверь, 2011. - С. 26-41.

4. Изменяющаяся теория воспитания: проблемы и перспективы развития: монография / под ред. Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова. - М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. - 108 с.

5. Караковский В. А. Школьное воспитание как управляемая система // Мир образования. -1997. - № 1. - С. 79-85.

6. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб.

пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.

7. Демакова И. Д. Смыслы воспитательной деятельности педагога: вызовы нового времени // Перспективные модели воспитания школьников и студентов: сб. статей. - М.: ФГБНУ ИСТО РАО, 2015. - С. 42-64.

8. Степанов П. В. Перспективы и механизмы развития воспитательного потенциала российского учительства // Воспитательный потенциал российского учительства и проблема профессиональной мотивации педагогов. - М.: МПГУ, 2010. - С. 29-41.

9. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности (концепция) / под ред. Н. Л. Селивановой. - М.: ИТИП РАО, 2009. - 64 с.

10. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента: монография. - М.: ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. - 192 с.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2015/06/08/ vospitanie-dok.html. (дата обращения: 18.09.2017).

Поступила вредакцию14.09.2017

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_

Belyaev Gennady Yurievich

Cand. Sci. (Pedagogy), Senior Researcher of the Center for Strategy and Theory of Personality Upbringing of the Federal State Budget Scientific Institute for Strategy of Education Development of the RAO, gennady.belyaev2011@yandex.ru, Moscow

the system approach in processes and situations of the formation of the upbringing potential of educational organization*

Abstract. This article discusses the issues of the contemporary content of educational organization as an organization which aim is upbringing. The author suggests developing the theoretical and methodological foundations of such activities in terms of the system approach within the framework of the detailed developments made by the Scientific School of L.I. Novikova "The System Approach to Upbringing and Socialization of Children and Youth". In particular, the method of educational situations' analysis is proposed as a toolkit of the coherent, system and gradual organization of the educational process, the subject of education which supports complex ethical and behavioral values inherent in the traditional Russian culture and the best manifestations and events of social psychology. The author calls the factors and phenomena, which sees the source and a hint in identifying the educational potential of upbringing performed by the educational organization. The author gives a list of individual and collective qualities that combine to form the vital core of the timeless national character and mentality, and historically proven ability of the Russian society to respond flexibly and successfully overcome a wide variety of problems, including serious crises of its social development. A method of analyzing situations associated with the well-known position of the scientific school Novikova "upbringing is successful if it is done systematically". "The school of practical human-ism"(Karakovsky, Grigoryev), applicable to the various age and domestic problems of socialization of children and young people, may, under certain conditions, reframe and upgrade the activities of the team of teachers, addressing their educational organization as an organization for upbringing, which can directly affect the status of the public welfare. The author believes that such an approach to the problem of upbringing is pragmatically consistent with the "spirit", meanings, substantive provisions and directions of the "Strategy for the Development of Social and Moral Education in the Russian Federation for the Period up to the year 2025".

Keywords: educational organization, educational potential, system approach, educational process, educational situation of upbringing.

References

1. Grigoryev, D. V., Karakovsky, V. A., 2012. The Uprise to the School of Practical Humanism. The Questions OfUpbringing, (11), pp. 99-116. (In Russ.).

2. Grigorieva, A. I., 1999. Teacher as a professional social educator. The theory and technology of support for the professional development of school teachers. Tula: IPKiPPRO TO Publ., 189 p. (In Russ.).

3. Belyaev, G. Yu., 2011. The Dynamics of Traditions And Innovations In The Theory And Practice Of Upbringing: The Paradygmal Analysis. The dynamics of traditions and innovations in the modern theory of upbringing: the experience of the system analysis: collected scientific works. Moscow: Viart Publ., Tver', pp. 26-41. (In Russ.).

4. The changing theory of upbringing: the problems and the prospects of development. Monograph. Mos-

cow: Educational Search Publ., 2017, 108 p. (In Russ.).

5. Karakovsky, V. A., 1997. School upbringing as a controlled system. The world of education, 1, pp. 79-85. (In Russ.).

6. Mudrik, A. V., 2010. Human socialization: training. Moscow: MPSI Publ.; Voronezh, MODEK Publ., 624 p. (In Russ.).

7. Demakova, I. D., 2015. The Senses Of The Upbringing Activities of Educator: The Challenges Of Modern Times. The prospect models of upbringing pupils and students: collected works. Moscow: FGBNU ISTO RAO Publ., pp. 42-64. (In Russ.).

8. Stepanov, P. V., 2010. The Upbringing Potentiality Of The Russian Teachers And The Problem Of The Professional Motivation Of Educators. The prospects and mechanisms of development of the upbringing potentials of the Russian educators commu-

* The work is performed within the supported by the RFFR research project No.17-06-00116 Theoretical and methodological bases of system development of the general educational organization.

nity. Moscow: MPGU Publ., pp. 29-41. (In Russ.).

9. Selivanova, N. L., ed., 2009. The multisubject approach to upbringing as a condition for constructing a socio-pedagogic reality (concept). Moscow: ITIP RAO Publ., 64 p. (In Russ.).

10. Selivanova, N. L., 2017. The space of upbringing of higher educational institution in the pro-

fessional upgrade of a student. Moscow: FGBNU "ISRO RAO" Publ., 192 p. (In Russ.).

11. The Strategy for the Development of Social and Moral Education in the Russian Federation for the Period up to the year 2025 [online]. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html. (accessed 18.09.2017) (In Russ.).

Submitted 14.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.