педагогические науки
11. Klaus P. The hard truth about soft skills: Workplace Lessons Smart People Wish They'd Learned Sooner. N.Y., 2007.
12. Fagenson E.A. The mentor advantage: Perceived career / job experiences of proteges versus non-protégés // Journal of Organizational Behavior. 1989. № 10. P. 309-320.
13. Rakesh Naga Chinta. My Overview of Harvard's, Stanford's Study For Top Skills Needed To Be In Demand In the Job Market (Future of AI Automation) [Electronic resource]. URL: https://me dium.com/@rakeshnchinta/my-overviewof-harvards-stanford-s-study-for-top-skills-needed-to-bein-demand-in-the-job-market 53005203a9e6 (дата обращения: 18.11.2020).
Soft skills in the professional establishment of teachers
Soft skills characterize the professionalism of a specialist including a teacher. One of the most significant soft skills is networking. The ability to networking should be developed both at the classroom activities and at the extracurricular activities. Mentoring allows to develop the skills of networking and to acquire the skills of the professional activity.
Key words: soft skills, networking, mentorship, mentoring.
(Статья поступила в редакцию 17.12.2020)
1. Begidova S.N. Sovremennye trebovaniya k professional'noj deyatel'nosti pedagoga // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2017. № 1(193). S. 15-20.
2. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Ekonomika i upravlenie.
2018. № 4. C. 63-68.
3. Vihor D.A., Begidova S.N., Mednikov A.B. Tekhnologiya formirovaniya kommunikativnoj kom-petencii u budushchih bakalavrov turizma // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2020. № 1(253). S. 20-25.
4. Volkova T.A. T'yutorstvo i mentorstvo v sisteme pedagogicheskoj praktiki // Vestn. Marij. gos. un-ta. 2015. № 1(16). S. 15-18.
5. Goulman D., Boyacis R., Makki E. Emocio-nal'noe liderstvo. Iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emocional'nogo intellekta / per. s angl. M.,
2019.
6. Kej B., Dzhulioni D. Pomogite im vyrasti ili smotrite, kak oni uhodyat. Razvitie sotrudnikov na praktike. M., 2013.
7. Milevski I. Lichnostnoe razvitie uspeshnogo cheloveka. Principy soft skills - gibkih navykov cheloveka [Elektronnyj resurs]. URL: https://ecouniver. com/economik-rasdel/men/6641 -lichnostnoe-razvitie-uspeshnogo-cheloveka.html (data obrashcheniya: 23.11.2020).
8. Shipilov V. Perechen' navykov soft-skills i spo-soby ih razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills. shtm (data obrashcheniya: 18.11.2020).
9. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga // Vestn. Tyum. gos. un-ta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016. T. 2. № 4. S. 222-234.
И.А. МАКАРОВА (Волгоград)
ВОСПИТАНИЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Представлены характерные черты цифрового поколения, показана специфика воспитательной работы с новым поколением. Определены направления воспитательной работы учителя в цифровую эпоху.
Ключевые слова: цифровизация, воспитание, теория поколений, особенности цифрового поколения, направления воспитательной работы.
Мировой современной реальностью становится цифровизация, что находит свое отражение и в приоритетных направлениях государственной политики Российской Федерации - построение цифровой экономики и цифрового образования. Эти тренды развития отражены в важнейших государственных документах [4; 6]. В рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предполагается «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информацион-
О Макарова И.А., 2021
* *
*
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте» [4, с. 121].
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года указано, что приоритетной задачей в сфере воспитания детей является «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [6]. Согласно содержанию данного документа, одним из основных направлений развития воспитания является расширение воспитательных возможностей с помощью информационных ресурсов. Это направление предполагает:
- «создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;
- информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;
- содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;
- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию» [Там же].
Таким образом, перед современным педагогом стоит целый ряд вопросов. Возможно ли эффективное воспитание в цифровую эпоху? Можно ли негативные воздействия информационной среды на ребенка контролировать? Какое оно - «время и место» для воспитания ребенка в работе учителя? Реальное или виртуальное? Чтобы ответить на эти вопросы, современному педагогу необходимо понять так называемое цифровое поколение.
Безусловно, новое поколение обучающихся имеет определенные социально-психологические характеристики. Интересна на этот счет теория поколений.
Нужно отметить, что теория поколений впервые была научно обоснована и оформлена американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 г. По мнению этих исследователей, каждое новое поколение в зависимости от политических, экономических, социальных факторов, происходящих событий обретает определенную систему ценностей. Эти «поколенческие ценности складываются под влиянием условий жизни и воспитания ребенка до 12-14 лет. Они являются глубинными, подсознательными, определяют формирование личности и оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей» [7].
В России адаптированная модель теории поколений была представлена Евгенией Ша-мис в 2003-2004 гг. Если представить XX-XXI в. в системе теории поколений, то получится следующая градация.
• 1900-1923 гг. - поколение GI («поколение победителей», «герои», «величайшее поколение») - данное поколение застало Первую и Вторую мировые войны, революционные события 1905 и 1917 гг. отличительные черты людей этого поколения - трудолюбие, вера в светлое будущее, ответственность, приверженность идеологии, категоричность суждений, семья и семейные традиции.
• 1923-1943 гг. - молчаливое поколение («книжные дети»). События, которые пережило данное поколение, - Вторая мировая война, индустриализация, коллективизация, культ личности И.В. Сталина, сталинские репрессии, послевоенный восстановительный процесс, холодная война, открытия в области техники и технологий. Только в своей семье эти люди могли говорить на любые темы, обсуждать проблемы, в остальных же местах они должны были контролировать себя. отсюда и название поколения - молчаливое. А «книжными детьми» это поколение называют из-за того, что книги детям заменяли страшный реальный мир.
• 1943-1963 гг. - бэби-бумеры («буме-ры»). Люди этого поколения выросли в настоящей супердержаве - советская «оттепель», покорение космоса, достижения в медицине, стандартизация образования. Они верили в свою страну, им присущи оптимизм, коллективизм. Послевоенный всплеск рождаемости обозначил название данного поколения.
• 1963-1984 гг. - поколение X («неизвестное поколение»). Холодную войну, войну в Афганистане, перестройку, появление СПИДа,
«бум» распространения наркотиков застало это поколение. «Поколенческими ценностями» здесь можно назвать глобальную информированность, техническую грамотность, готовность к новому, возможность выбора, индивидуализм, стремление учиться на протяжении всей жизни, равноправие полов.
• 1984-2000 гг. - поколение Y («поколение Сети», «поколение миллениум»). Их ценности - свобода, развлечения, результат. Это поколение застало распад СССР, военные конфликты, теракты, стремительное развитие коммуникаций, цифровых технологий, мобильных телефонов, Интернета.
• 2000-2010 гг. - поколение Z («цифровой человек», «домоседы»). Эти дети родились в век доступности информации, гаджетов, Wi-Fi, геймификации, экономического кризиса.
Родителями детей поколения Z является поколение Х, для которых характерно так называемое профессиональное родительство. Именно эти родители, пережив 1990-е гг., добиваясь всего через упорство, трудности, бесконечное обучение с нуля, стремятся и своего ребенка снабдить разными «опциями для жизни». Стараются «обнаружить» талант у своего ребенка, развивают его кругозор, интеллект, записывая его в кружки, языковые студии, спортивные секции. Стремление быть во всем профессионалом и значимость детства -две ценности, которые отражают профессиональный подход к воспитанию родителей поколения X.
На смену поколению Z идет новое - альфа (дети, которые родились после 2010 г.). Старая хронология поколений обнулилась и человечество начинает новый алфавит. Возможно, именно они будут расти в эпоху искусственного интеллекта.
Итак, цифровое поколение - какое оно? Прежде всего, дети этого поколения не желают интегрироваться в образовательный процесс, в котором нет цифровых технологий. Перечислим характерные черты цифрового поколения.
1. Эгоцентризм. Сегодня быть ребенком -статус особенный. Тысячи брендов борются за внимание ребенка и деньги родителей: на любой, самый прихотливый вкус представлены продукты кинематографа, видеоигры; предлагаются школы для гениев; выпускается даже косметика для детей. Другими словами, ребенку не надо спешить стать взрослым, чтобы получать все преимущества взрослой жизни. Сегодняшний мир уже крутится вокруг ре-
КИЕ НАУКИ -
бенка, предоставляя ему все блага - и только для него!
2. Социализация через соцсети. Важным пространством для общения стали соцсети -именно там социализируется ребенок. Цифровая коммуникация позволяет не только общаться с детьми из ближайшего двора, но и найти единомышленника и в Интернете - для обсуждения фильмов, комиксов, музыки, видеоигр.
3. Склонность к аутизации и интроверт-ность. Вовлеченные в интернет-пространство, современные дети погружаются в себя, живя в виртуальном мире и мире собственных фантазий. Здесь они такие, какими хотят видеть себя, - успешные, востребованные, счастливые. Как следствие - сложности в реальной жизни, где необходимо приложить максимум усилий, чтобы быть, а не казаться успешным.
4. Жажда постоянных развлечений / потребительство. Огромное количество предложений маркетинговых кампаний привело к невозможности сконцентрироваться на чем-то одном. Детям постоянно скучно. Поэтому они в поисках чего-то нового - фильма, музыки, видеоигры и пр. Развлечений стало так много, что у ребенка не стало времени на диалог с самим собой, на обдумывание своей жизни.
5. Поверхностные знания. Если сказать современным языком, глубокие знания сегодня не в тренде. Ребенок старается сразу «прокачать» все сферы своей личности. Он в меру образован, в меру спортивен, в меру музыкант и т. д. Для современного ребенка важно быть мобильным, практичным и улыбчивым.
6. Отсутствие критичности. Зачем думать самостоятельно, если можно свой вопрос вбить в поисковую строку? Не надо запоминать огромный поток информации - достаточно иметь под рукой Интернет, который ответит на все интересующие вопросы. С одной стороны, это помогает современным детям попасть в мир информации, с другой -они не решают сложные задачи, они берут знания лишь во «временное пользование», не подвергая его критике, анализу, не систематизируя его.
7. Клиповость мышления. Эта особенность подрастающего поколения стала оборотной стороной умения пользоваться информацией и одновременно работать с несколькими источниками. Быстрое переключение вкладок, выхватывание наиболее ярких фрагментов, порой не имеющих значения, приводит к развитию такого мышления. Как следствие -
неусидчивость детей, рассеянность, неспособность сосредотачиваться на каком-то одном виде работы.
8. Гиперактивность. Эта особенность является следствием преобладания клипового мышления. Нетерпеливость, повышенная возбудимость, впечатлительность - все это результат невозможности сосредоточения на одном виде работе.
9. Способность к многозадачности. Быстрое переключение с одной деятельности на другую, практически одновременное их выполнение - ни одно предыдущее поколение не может похвастаться таким качеством. Эта привычка развивается благодаря работе в интернет-пространстве.
10. Размывание жизненных принципов, ценностей, ориентиров. Современное поколение оказалось погруженным в мир противоречивых ценностей, т. к. в самом главном их жизненном пространстве - Интернете - отсутствует какая-либо цензура.
Интересна характеристика детей и подростков цифрового поколения, высказанная американским психологом Шерри Постник-Гудвин: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. они общаются в Сети - часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всем стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно - быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, ведя себя значительно старше своих лет» [2].
С таким контингентом детей и подростков уже приходится работать сегодня школьному учителю. Как видим, речь идет о принципиально новых возможностях детей, и сложностях, которые возникают как следствие влияния информатизации. От этого должна меняться и специфика целеполагания воспитательного процесса, необходимо изыскивать новые принципы, подходы к формированию личности, применяя эффективные формы, методы и средства воспитания.
При этом следует учитывать не только негативные стороны цифровизации, но и ее возможности в формировании подрастающего поколения. К настоящему времени нет одно-
значного ответа на вопрос о том, как воспитывать детей в эпоху цифровизации, но обозначим ряд направлений.
Как отмечено выше, современные дети и подростки имеют определенные психологические особенности - нежелание взрослеть; ограничение общения между детьми и взрослыми; проявление одиночества; бегство от реальности; игровая/виртуальная зависимость; приоритет потребительских мотивов и пр. Но есть и позитивные моменты цифровизации: ни одному из доцифровых поколений не свойственна свобода выбора - именно сегодняшним детям мы не можем предложить, навязать что-то одно, они привыкли использовать различные точки зрения, альтернативные подходы, применяя не один источник информации. Соответственно, плюсом цифровизации является упрощенный доступ к информации - можно виртуально путешествовать по музеям, посещать библиотеки, получать доступ к обучающим онлайн-платформам и пр. Из положительного следует также отметить, что для современных детей свойственны креативность, открытость, стремление к самосовершенствованию, высокая скорость переработки информации и принятия решений.
В мире цифровизации переосмысливается и роль учителя - он уже не является единственным источником знаний, соответственно, более важными становятся его качества как «сопроводителя по жизни» (наставничество, сопровождение в мире профессий), он оказывается коучем, который учит учиться.
Какие же формы, методы и средства воспитания необходимо использовать учителю в современной школе? Прежде всего, в воспитательном процессе необходимо учитывать привычные для детей формы коммуникации. Так, виртуальная среда привычна и комфортна для нового поколения, здесь представлены разнообразные формы коммуникации (форумы, опросы, участие в обсуждениях, размещение тематических блогов). Поскольку цифровому поколению привычно это онлайн-про-странство, свойственна многозадачность, можно активнее использовать сетевую проектную деятельность.
Согласно Е.С. Полат, «под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимается совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согла-
сованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата» [3]. В процессе работы над проектами у учащихся развиваются критическое мышление, креативность, они успешнее овладевают информационно-коммуникационными технологиями. Здесь значимый воспитательный аспект в работе учителя - научить ребенка распознавать в огромном информационном потоке достоверную, не фейковую информацию; научить работать в команде.
Современный школьник смотрит на окружающий мир сквозь призму ролевых компьютерных игр, где необходимо достичь определенного уровня при особых условиях и правилах прохождения всех этапов игры, и, если что-то не получится, есть шанс начать игру заново. В итоге приоритетом становится потребление, поверхностное понимание успеха как результата деятельности. Учитывая эту особенность детей, можно предложить им прохождение квеста (только не в виртуальном, а реальном пространстве).
Интересно представляет эту методику в своем исследовании Г.Ю. Беляев. «В переводе с английского языка квест (англ. quest) означает "поиск", "вызов", "приключение", "выполнение поручения/поручений". Методика организация квеста - это способ реализации метода игровой деятельности в воспитании, организация игры-приключения в особом "жанре", в ходе которой каждому ее участнику дается задание пройти серию препятствий, рубежей, конкурсов, состязаний или взаимодействий в паре или в команде. Квест ориентирует его участников на быстрое и результативное решение познавательных задач, загадок для достижения какой-либо познавательной, коммуникативной или соревновательной цели» [1, с. 22-23]. Квест имеет содержательный воспитательный потенциал - такая игра развивает внимание, логику, командный дух, служит для получения новых знаний и навыков. Примером квеста являются игры «Зарница», «Охота на лис» (радиоигра в условиях полигона).
«В "живом квесте", - считает Г.Ю. Беляев, - предполагается специальный сценарий поэтапного выполнения заданий, что развивает смекалку, сообразительность, скорость реакций, волю, собранность, а главное - не просто желание, но и квалифицированное умение оказывать необходимую поддержку товарищу» [Там же, с. 23]. Именно в квесте, такой привычной для ребенка игровой форме, он ощутит и вкус победы, и реальный успех.
КИЕ НАУКИ -
Новому поколению свойственна активная жизненная позиция. В связи с этим необходимо вовлекать детей в волонтерскую деятельность. На современном этапе развития общества волонтерская деятельность организуется и сопровождается различными возможными средствами. В эпоху информатизации она способствует формированию навыков поиска, анализа, отбора и систематизации информации. Специфика волонтерской деятельности состоит в том, что волонтерам приходится общаться с другими. Поэтому данный вид деятельности формирует навыки взаимодействия с разными категориями людей, а также умение работать в группе.
Волонтерская деятельность способствует развитию личностных качеств человека, которые не могут раскрыться в обыденной жизни, включает человека в различные виды деятельности, развивает не только отдельные личностные качества, но и личность в целом. Результатом волонтерской деятельности является своего рода социальная компетентность, социальная активность, а также умение действовать в нетипичных ситуациях. Следовательно, в процессе волонтерской деятельности человек взаимодействует с другими, а результатом взаимодействия является изменение личностных особенностей, ценностных ориента-ций, интересов.
Какие ценностные ориентиры и что полезного возьмет ребенок из цифровой среды, зависит не только от ребенка, но и от сплоченной воспитательной работы семьи и школы. Именно поэтому одной из важнейших задач современной школы является просвещение родителей.
И родители, и учителя должны понимать, что цифровому поколению неинтересен традиционный формат воспитательного пространства. Поэтому следует ориентироваться на новые направления воспитательной работы в цифровую эпоху, которые учитывают:
- готовность к постоянным изменениям, что влечет за собой модификацию ценностных ориентацией;
- развитие отношений «человек - цифровая среда», где возникают огромные риски «стирания» личности;
- установку границ реального и виртуального миров, где формируется ответственность личности (правовая, гражданская, социальная и пр.);
- сетевую социализацию ребенка, где идет формирование коммуникативных навыков;
- валеологическую культуру, так называемую цифровую гигиену;
- развитие критического мышления, что способствует анализу информации в Сети.
Как видим, в сегодняшней реальности цифровые технологии влияют не только на развитие подрастающего поколения, но и на взрослых «других поколений». С одной стороны, возникла возможность побывать в онлайн-музеях, библиотеках, виртуально посетить различные страны мира, «прокачать» дистанционно свои навыки, с другой - появляется незащищенность частной жизни (кибербуллинг, вредоносный контент, неправомерное использование персональных данных, кибермошен-ничество и т. п.).
Цифровизация - преимущество или катастрофа современного общества? Ответим на этот часто звучащий сегодня вопрос так: циф-ровизация неизбежна и важна, но только как инструмент, с помощью которого возможно обновить образовательный процесс. Интересна в этом ключе система ценностей, представленная писателем Киром Булычевым: «Человек должен найти путь к Творцу, сохранить свой род и жить в согласии со Вселенной. Только так мы избежим глобальной катастрофы».
список литературы
1. Беляев Г.Ю. Современные методики, активно применяемые в теории и практике «морального образования» // Сиб. пед. журн. 2018. №№ 5. С. 18-27.
2. Коровин А. Дети в сети, или знакомьтесь: Поколение Z [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravmir.ru/deti-v-seti-ili-znakomtes-pokolenie-z (дата обращения: 17.10.2020).
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2011.
4. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 20.10.2020).
5. Психологические особенности поколения Z [Электронный ресурс]. URL: http://mansa-uroki. blogspot.com/2016/04/z_12.html (дата обращения: 20.10.2020).
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р [Электронный ресурс]. URL: https://
legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-2905 2015-n-996-r/ (дата обращения: 20.10.2020).
7. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future 1584-2069. N.Y., 1991 [Electronic resource]. URL: https://www.goodreads.com/ book/show/183651.Generations (дата обращения: 20.10.2020).
* * *
1. Belyaev G.Yu. Sovremennye metodiki, aktiv-no primenyaemye v teorii i praktike «moral'nogo ob-razovaniya» // Sib. ped. zhurn. 2018. № 5. S. 18-27.
2. Korovin A. Deti v seti, ili znakom'tes': Po-kolenie Z [Elektronnyj resurs]. URL: http://www. pravmir.ru/deti-v-seti-ili-znakomtes-pokolenie-z (data obrashcheniya: 17.10.2020).
3. Novye pedagogicheskie i informacionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistemy povysheniya kvalifi-kacii ped. kadrov / E.S. Polat, M.Yu. Buharkina, M.V. Moiseeva, A.E. Petrov; pod red. E.S. Polat. M.: Akademiya, 2011.
4. Prioritetnyj proekt v oblasti obrazovaniya «So-vremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v Ros-sijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. URL: http:// neorusedu.ru/about (data obrashcheniya: 20.10.2020).
5. Psihologicheskie osobennosti pokoleniya Z [Elektronnyj resurs]. URL: http://mansa-uroki. blogspot.com/2016/04/z_12.html (data obrashcheniya: 20.10.2020).
6. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 29 maya 2015 g. № 996-r [Elektronnyj resurs]. URL: https://legalacts.ru/doc/ras porjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29052015-n-996-r/ (data obrashcheniya: 20.10.2020).
Education in the time of digitalization
The article deals with the specific features of the digital generation. There is presented the specificity of the educational work with a new generation. There are defined the directions of the educational work of a teacher in the time of the digitalization.
Key words: digitalization, education, theory of generations, peculiarities of "digital generation", directions of educational work.
(Статья поступила в редакцию 16.12.2020)