Научная статья на тему 'ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ИХ РЕШЕНИЯ'

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалов Валерий Кириллович, Халяпина Людмила Владимировна

Характеризуется состояние общего среднего образования в период глобальных цифровых трансформаций. Выделяются актуальные проблемы реконструкции содержания, организации, технического и технологического оснащения учебного процесса в современной школе, обусловленные цифровыми трансформациями. Обозначается актуализация взаимодействия в диадах и триадах ключевых участников образовательного процесса в условиях цифровизации общества и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалов Валерий Кириллович, Халяпина Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL EDUCATION IN FRONT OF THE CHALLENGES OF THE GLOBAL DIGITAL TRANSFORMATIONS: STATE, ISSUES AND THE CHOICE OF THE STRATEGIES OF THEIR SOLUTION

The article deals with the state of the general secondary education in the period of the global digital transformations. There are revealed the topical issues of the reconstruction of the content, the organization and the technical and technological equipment of the educational process in the modern school conditioned by the digital transformations. There is emphasized the actualization of the interaction in the dyads and triads of the key participants of the educational processes in the conditions of the digitalization of the society and economy.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ИХ РЕШЕНИЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В.К. ШАПОВАЛОВ, Л.В. ХАЛЯПИНА (Ставрополь)

ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРЕД ВЫЗОВАМИ ГЛОБАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ИХ РЕШЕНИЯ

Характеризуется состояние общего среднего образования в период глобальных цифровых трансформаций. Выделяются актуальные проблемы реконструкции содержания, организации, технического и технологического оснащения учебного процесса в современной школе, обусловленные цифровыми трансформациями. Обозначается актуализация взаимодействия в диадах и триадах ключевых участников образовательного процесса в условиях цифровизации общества и экономики.

Ключевые слова: общее образование, цифрови-зация, системный подход, образовательный процесс, цифровая трансформация, субъекты образовательного процесса.

Активная цифровая трансформация, в последние десятилетия захлестнувшая российское общество, вносит радикальные перемены в сложившуюся организацию экономики и общества. Достижение провозглашенных президентом национальных целей развития Российской Федерации до 2030 г., решение задач по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономику и социальную сферу будут обеспечиваться реализацией государственных программ, федеральных и региональных проектов Российской Федерации и ее субъектов, в том числе:

- Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;

- Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;

- Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг.

Формирование экономики нового типа приводит к изменениям практически во всех

сферах общественной жизни. Исключением не является и система образования. Результатом цифровой революции в образовании должна стать кардинальная реорганизация образовательного процесса, которая основана на использовании технологий искусственного интеллекта [4].

Однако реформирование отечественной школы продолжается не одно десятилетие. Последние тридцать пять лет в образовательную практику на всех уровнях активно внедряются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), обсуждаются проблемы информатизации образования: от использования в школах персональных электронно-вычислительных машин и введения общего курса основ информатики и вычислительной техники (1985) до реализации федеральных целевых программ, направленных на системное реформирование образования с целью ориентации на потребности глобального информационного общества (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 гг.); ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 гг.); проект «Информатизация системы образования» (2005-2008 гг.); приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 20132020 гг.).

Преобразующие процессы связаны в первую очередь с созданием узлов подключения к компьютерным сетям на всей территории РФ; развитием технологической инфраструктуры образовательных организаций; преодолением неравенства в доступе к образовательным услугам, в том числе неравенства региональных возможностей в сфере образования; повышением качества преподавания; формированием готовности учащихся использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях; подготовкой педагогических работников использовать средства ИКТ в своей работе и др. [1].

Анализ текущей ситуации в системе образования, осложненной в условиях пандемии СОУТО-19, показывает, что реформы образо-

О Шаповалов В.К., Халяпина Л.В., 2021

вания в области информатизации и цифрови-зации, проведенные в последние десятилетия, оказались малорезультативными.

цифровизация образования остается ключевым направлением инновационных изменений российской образовательной практики. Проект «цифровая образовательная среда (цоС)» Национального проекта «образование» направлен на создание к 2024 г. современной и безопасной цоС, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. При этом и в профессиональном педагогическом сообществе, и среди родителей присутствует недоверие к информатизации и цифровизации образования и связанным с этими процессами переменам. Сегодня продолжается поиск ответов на вопросы о том, будет ли цифровое образование качественным, обеспечит ли оно появление в различных профессиональных областях профессионалов, личностный карьерный рост и благополучие человека. И самое главное: будет ли «цифровая школа» безопасной? Мнения специалистов по этим вопросам расходятся.

Сторонники цифровизации отмечают следующие эффекты цифровой трансформации образовательных организаций: изменение (обновление) целей и содержания образовательной работы, ориентировка на максимальное раскрытие потенциала каждого обучаемого, переход от обучения и воспитания всех к обучению и воспитанию каждого путем изменения организации и методов образовательной деятельности, оптимизация используемых наборов учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов и сервисов, использование возможностей индивидуализации, интерактивности, визуализации, геймификации обучения, повышение результативности и производительности учебно-воспитательной работы на основе искусственного интеллекта, обработки больших данных о результатах и проблемах обучения [9].

По мнению исследователей НИУ ВШЭ, именно применение новых цифровых технологий в образовательных организациях позволит решить ключевые задачи образования, не решаемые или плохо решаемые современной российской школой на основе традиционных технологий, а именно: развитие талантов, обеспечение равенства образовательных возможностей, повышение эффективности работы учителей, конкурентоспособного развития российского рынка цифровых образователь-

кие науки -

ных ресурсов и создания новых секторов российского экспорта.

В числе прорывных идей цифровой трансформации российской школы исследователи выделяют интеллектуальное и эмоциональное вовлечение школьников в образовательный процесс; устойчивое достижение образовательных результатов группой «отстающих» школьников (школьников с особенностями восприятия и поведения); соразмерную и своевременную поддержку школьников с высокими способностями; устранение перегрузки учителей рутинными задачами, высвобождение их времени для творческой и воспитательной работы; преодоление ограниченности доступных в школьном обучении образовательных ресурсов; перестройку методик общеобразовательной школы, в частности внедрение игровых, проектных, соревновательных и коллективных методик на основе использования цифровых инструментов [4]. Переход к цифровому образованию, получивший новый ускоренный импульс в 2020 г., означает значительную перестройку всей системы образования, кардинально меняющую ее характер и требующую осмысления происходящих перемен, анализа потенциальных и реальных угроз человеку и социальным системам, проблем и рисков применения цифрового обучения, эффектов информационно-психологического воздействия на обучающихся [2].

Анализ состояния, в котором находится современное отечественное общее образование, отвечающее на вызовы глобальных цифровых трансформаций, показал, что эти ответы в школах российских мегаполисов, крупных, средних и малых городов характеризуются значительными различиями, наибольшие из которых наблюдаются в сельских школах [6]. Прохождение определенной частью школьных учителей курсов повышения квалификации, посвященных цифровой дидактике и другим аспектам цифровизации, не смогло смягчить преодоление трудностей, с которыми столкнулась школа в стремительном переходе в онлайн-формат учебного процесса. Первый положительный опыт творчески работающих учителей показал, что они достигли ощутимых успехов прежде всего благодаря интенсивному самообразованию в сфере цифровых технологий.

Профессиональное педагогическое сообщество объективно признает недостаточное техническое оснащение включения в образовательный процесс цифровых технологий не только в сельских, но и в городских шко-

известия вгпу

лах. Негативно сказывается и несовершенство функционирования некоторых больших информационных систем.

Сложившуюся ситуацию отчасти смягчает вынужденное нахождение в домашних стенах родителей школьников в связи с пандемией коронавируса. Но родителям пришлось пережить своеобразный «тьюторский шок», особенно в семьях, воспитывающих одновременно двух или более школьников. Вот характеристики только некоторых ситуаций, с которыми столкнулись родители в формате онлайн-обучения:

- недостаточная компетентность родителей в современных трактовках содержания отдельных предметов и, как следствие, - нарушение гармонии детско-родительских отношений, а также в диаде «учитель - родитель», что приводит к напряжению уже в триаде «учащийся - учитель - родитель»;

- занятость родителей учебными занятиями с детьми после работы, трансформация родителей в «неподготовленных тьюторов», отсутствие у них отдыха после работы;

- вынужденное сочетание родителями ролей работника, выполняющего трудовые функции вне стационарного рабочего места, тьютора и собственно родителя.

- отсутствие во многих семьях материальных ресурсов, необходимых для технического обеспечения организации онлайн-обучения на дому, когда в семье даже один ребенок, не говоря о двух и более;

- доминирование «дополнительного» образования в формате «вечерняя домашняя школа с родителями», что способствует развитию у детей познавательного иждивенчества и тормозит развитие навыков интеллектуальной деятельности не только младших школьников, но и учащихся средних и старших классов.

Авторы ряда исследований отмечают существенные проблемы и риски применения цифрового обучения, прежде всего:

- снижение мотивации к обучению, ослабление когнитивных навыков (в том числе творческого, критического мышления), связанное с системой подачи информации, представленной в готовом, упрощенном для восприятия виде, снижение результатов обучения, замедление развития способностей к творческому приобретению новых знаний, самостоятельной вербальной презентации знаний, аналитических, критических, логических навыков мышления;

- снижение навыков межличностной коммуникации, вплоть до потери культуры меж-

личностного общения, ослабления социальных навыков, связанных с виртуализацией общения и обучения; нарушение здорового образа жизни;

- в случае полного раннего погружения в цифровую коммуникацию возможны развитие экзистенциальной дезориентации, уход в виртуальные миры, склонность к саморазрушительному поведению, высокой подверженности зависимостям и манипуляторному воздействию;

- потеря критических и логических способностей, неразвитость самостоятельного, критического мышления, ослабление памяти, рост дефицита внимания;

- развитие ценностной дезориентации, этического плюрализма, терпимости к асоциальным и аморальным явлениям в информационной среде;

- усиление общей растущей зависимости от гаджетов и интернет-коммуникации [4].

В настоящее время цифровизация не способствует формированию способности учащихся находить собственные решения проблемных вопросов и задач, предлагаемых учителем в ходе урока, заменяя эти поиски демонстрациями готовых решений поставленных учителем или возникших в учебном процессе творческих заданий.

Вместе с тем Министерство просвещения РФ заявляет о планах к 2030 г. внедрить во все российские общеобразовательные организации ЦОС. Кроме того, в декабре 2019 г. приказом Министерства просвещения РФ утверждена целевая модель цифровой образовательной среды, внедрение которой в регионах ожидается к 2024 г. и связано с развитием материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций.

Федеральный проект «цифровая образовательная среда» Национального проекта «образование» ориентирован на создание «современной и безопасной цифровой образовательной среды», однако безопасность цоС рассматривается лишь с точки зрения защиты информации, содержащейся в системах [5].

Известно, что одним из ключевых признаков любой системы (если рассматриваемый объект мы понимаем как системный) является влияние каждого из его элементов на всю систему в целом и наоборот: влияние целостной системы на каждый ее элемент. Как показывает анализ публикаций по проблематике настоящей статьи, сегодня наблюдаются попытки осмыслить и охарактеризовать отдельные

компоненты процесса цифровой трансформации не только общего среднего, но и других видов и уровней образования. Поскольку образование является одним из самых масштабных социально-культурных феноменов, охватывающих практически все население страны, обоснование и разработка стратегий ответов на вызовы цифровых трансформаций должны носить системный характер.

В ряду проблем, возникших в ситуации стремительного перехода к цифровому варианту реализации миссии средней общеобразовательной школы, считаем необходимым остановить внимание на следующих.

• Отсутствует системный подход, начиная с попыток объективного анализа состояния цифровизации общего среднего образования и заканчивая разработкой стратегий пошагового решения имеющихся и прогнозируемых в этом процессе проблем.

• Учителя затрудняются определить, на какой платформе им удобнее и комфортнее работать («Скайп», Zoom или др.), и тогда каждый урок становится экспериментом. В таких ситуациях удваиваются объем работы и затраты времени учителя.

• При использовании той или иной платформы («Учи.ру», «Яндекс» и т. п.) учителя фактически не принимают участие в контроле процесса преподавания, контролируя только результат работы обучающегося с содержанием, предлагаемым платформой, оставляя ребенка один на один с ней (а если это начальная школа?).

• Если быть точным, то известно, что в сельских школах подавляющего числа регионов многие учителя работают на полторы-две ставки, зачастую преподавая предметы, к которым они не готовы как в теоретическом, так и в методическом плане согласно базовому образованию. Не будем в данной статье касаться качества такого труда учителей, подавляющее большинство которых работают либо накануне пенсионного возраста, либо уже находясь в нем.

• Еще одна проблема осталась без внимания разработчиков всех программных и регламентирующих документов, посвященных форсированной цифровизации российской средней общеобразовательной школы, - это проблема поиска ответа на вопрос о том, каким будет воспитательный процесс в такой школе, если сегодня его пытаются свести к дисциплине на уроках и ответственности учащихся за выполнение домашних заданий.

кие науки -

При наличии объемного пакета разноплановых государственных документов, направленных на цифровизацию российского общего среднего образования, мы считаем возможным предложить ряд стратегий, которые представляются наиболее значимыми в ближайшей перспективе.

Мы согласны с предложением коллег из Волгоградского государственного социально-педагогического университета по организации системного мониторинга процесса цифровой трансформации образования и научно-педагогической экспертизы проектов образовательных программ, предлагаемых для реализации в цифровом образовательном процессе. Для минимизации рисков цифровой трансформации общего образования необходимо обеспечить формирование и функционирование федеральных, региональных и муниципальных научно-образовательных центров, обеспечивающих объединение усилий органов власти, научного и академического сообщества в решении задач цифровой трансформации общего образования [8].

одной из центральных в развитии цифрового образования видится нам стратегия последовательности и дидактического сопряжения всех видов и уровней образования - от дошкольного до профессионального образования, а также формального и неформального образования на протяжении всей жизни человека [7]. Другая ключевая стратегия должна быть ориентирована на гармонизацию взаимодействия всех акторов указанных образовательных процессов. Эта стратегия - одна из ведущих, она обусловлена масштабами этнокультурного разнообразия российских народов, традиционных видов трудовой занятости, технической оснащенности процесса цифро-визации образовательных организаций в ближайшей перспективе.

общему среднему образованию должны быть обозначены хотя бы в общих чертах технологический и социальный «заказ» предполагаемых основных сфер профессиональной деятельности занятого населения страны в ближайшие 10-15 лет, ключевые требования к основным компетентностям работников. Может быть, следует определить минимально, но обязательно необходимые, фундаментальные уровни цифровых компетенций, которыми должен обладать выпускник общего среднего образования.

Перечисленное выше растущее число психологических проблем, выявленных в текущем году в условиях онлайн-образования, обя-

известия вгпу

зывает кардинально изменить подходы к психологическому сопровождению стремительно цифровизирующегося образовательного процесса в школе, необходимо форсировать обеспечение школ психологами, прошедшими повышение квалификации по соответствующим программам. Степень сложности образовательных предметных программ должна быть соотнесена с потенциалом «среднего» учащегося конкретного возраста. Это необходимо для того, чтобы учащийся общеобразовательной школы выработал навыки самостоятельной домашней учебной работы, обходясь без помощи родителей вплоть до старших классов. Известно, что отсутствие навыков самостоятельной познавательной деятельности делает выпускника средней школы беспомощным при его поступлении в вуз или в учреждение среднего профессионального образования.

Внедрение цифровых образовательных технологий в образовательный процесс как школы, так и учреждений профессионального и высшего образования требует устранения правовых и организационных барьеров, в том числе барьеров информатизации образования, цифровизации образования и цифровой трансформации образования [10]. Современное российское общество столкнулось с масштабными изменениями, касающимися цифровизации всех сфер человеческой жизни. Эти процессы сопровождаются изменениями в социальной, правовой, экономической областях. Эффективность цифровой трансформации российской системы образования зависит от точности научной методологии и методики, анализа рисков и угроз вхождения личности в цифровое образовательное пространство.

Список литературы

1. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к информационному обществу: проект «Информатизация системы образования» [Электронный ресурс] // Вопр. образования. 2005. № 3. URL:https://cyberleшnka.ru/artide/n/rossiyskaya-shko la-na-puti-k-informatsionnomu-obschestvu-proekt-in formatizatsiya-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 07.11.2020).

2. Баева Л.В. Влияние цифровизации образования на человека в контексте проблемы безопасности // Философия образования. 2020. Т. 20. № 2. С. 131-144.

3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Би-ленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов [и др.]; под науч. ред. В.И. Блинова. М.: Перо, 2019.

4. Зенков А.Р. Цифровизация образования: направления, возможности, риски // Вестн. Воронеж.

гос. ун-та. Сер.: Проблемы высшего образования. 2020. № 1. С. 52-55.

5. Ыелешко В. Главный тренд российского образования - цифровизация [Электронный ресурс]. URL: http://notrusproduct.ru/articles/tsifrovizatsiya/ glavnyy-trend-rossiyskogo-obrazovaniya-tsifrovizatsiya/ (дата обращения: 07.11.2020).

6. Николаева Ы.В. Первые уроки реализации электронного обучения и дистанционных технологий в начальной школе в пандемической ситуации // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 7(150). С. 8-12.

7. Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды: приказ Mmn^^^-ва просвещения РФ от 2 дек. 2019 г. № 649 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/produc ts/ipo/prime/doc/73235976/#1113 (дата обращения: 07.11.2020).

8. Сергеева Е.В., Чандра Ы.Ю. Тенденции цифровой трансформации общего образования: мониторинг мнений педагогов и руководителей образовательных организаций // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020 г. № 8(151). С. 9-16.

9. Уваров ATO. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. M., 2018.

10. Южаков В.Н., Ефремов A.A. Правовые и организационные барьеры для цифровизации образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 6(108). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/pravovye-i-organizatsionnye-bariery-dlya-tsifrovizatsii-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.12.2020).

* * *

1. Avdeeva S.M., Uvarov A.Yu. Rossijskaya shkola na puti k informacionnomu obshchestvu: pro-ekt «Informatizaciya sistemy obrazovaniya» [Elek-tronnyj resurs] // Vopr. obrazovaniya. 2005. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiy-skaya-shkola-na-puti-k-informatsionnomu-obschestvu-proekt-informatizatsiya-sistemy-obrazovaniya (data obrash-cheniya: 07.11.2020).

2. Baeva L.V. Vliyanie cifrovizacii obrazovaniya na cheloveka v kontekste problemy bezopasnosti // Filosofiya obrazovaniya. 2020. T. 20. № 2. S. 131-144.

3. Didakticheskaya koncepciya cifrovogo profes-sional'nogo obrazovaniya i obucheniya / P.N. Bilen-ko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov [i dr.]; pod nauch. red. V.I. Blinova. M.: Pero, 2019.

4. Zenkov A.R. Cifrovizaciya obrazovaniya: na-pravleniya, vozmozhnosti, riski // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Problemy vysshego obrazovaniya. 2020. № 1. S. 52-55.

5. Meleshko V. Glavnyj trend rossijskogo obrazovaniya - cifrovizaciya [Elektronnyj resurs]. URL: http://notrusproduct.ru/articles/tsifrovizatsiya/glavnyy-

педагогические науки

trend-rossiyskogo-obrazovaniya-tsifrovizatsiya/ (data obrashcheniya: 07.11.2020).

6. Nikolaeva M.V. Pervye uroki realizacii elek-tronnogo obucheniya i distancionnyh tekhnologij v nachal'noj shkole v pandemicheskoj situacii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020. № 7(150). S. 8-12.

7. Ob utverzhdenii Celevoj modeli cifrovoj ob-razovatel'noj sredy: prikaz Ministerstva prosve-shcheniya RF ot 2 dek. 2019 g. № 649 [Elektron-nyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73235976/#1113 (data obrashcheniya: 07.11.2020).

8. Sergeeva E.V., Chandra M.Yu. Tendencii cifrovoj transformacii obshchego obrazovaniya: monitoring mnenij pedagogov i rukovoditelej obrazovatel'-nyh organizacij // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2020 g. № 8(151). S. 9-16.

9. Uvarov A.Yu. Obrazovanie v mire cifrovyh tekhnologij: na puti k cifrovoj transformacii. M., 2018.

10. Yuzhakov V.N., Efremov A.A. Pravovye i organizacionnye bar'ery dlya cifrovizacii obrazovaniya v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] // Ros-sijskoe pravo: obrazovanie, praktika, nauka. 2018. № 6(108). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pra vovye-i-organizatsionnye-bariery-dlya-tsifrovizatsii-ob razovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashche-niya: 05.12.2020).

General education in front of the challenges of the global digital transformations: state, issues and the choice of the strategies of their solution

The article deals with the state of the general secondary education in the period of the global digital transformations. There are revealed the topical issues of the reconstruction of the content, the organization and the technical and technological equipment of the educational process in the modern school conditioned by the digital transformations. There is emphasized the actualization of the interaction in the dyads and triads of the key participants of the educational processes in the conditions of the digitalization of the society and economy.

Key words: general education, digitalization, system approach, educational process, digital transformation, subjects of the educational process.

(Статья поступила в редакцию 12.12.2020)

О Махинин А.Н., 2021

а.н. махинин

(Воронеж)

РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: ГРАНИЦЫ И РИСКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК

Предпринята попытка выделения и обоснования границ и рисков педагогических практик формирования российской идентичности с учетом характеристик воспитательного пространства и сложившейся педагогической реальности в образовательных организациях. Предлагаемые авторские формулировки носят, впрочем, дискуссионный характер и имеют целью обратить внимание на важность и своевременность педагогических исследований проблем идентичности.

Ключевые слова: антропообраз, воспитательное пространство, педагогическая реальность, референция, российская идентичность, субъектность.

Современная «неопределенная, множественная, сложная, насыщенная возможностями и ограничениями, предоставляющая каждому безграничное поле выбора или же провоцирующая на отказ от них и потерю субъ-ектности» (Е.П. Белинская) [3] ситуация развития российского общества акцентирует запрос в гуманитарном дискурсе на необходимость изучения широких гносеологических, ценностных и смысловых контекстов поведения человека и формирования им самостоятельных сценариев личностного саморазвития, т. е. идентичности (в данном случае российской), в условиях социального многообразия отношений.

Государственное внимание к вопросам российской идентичности отражено в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [11], действующих ФГОС различных уровней образовательной системы [15], которые содержат обязательное требование к обучающимся по достижению субъектом позитивной российской (гражданской) идентичности как целевого ориентира и ожидаемого результата процесса воспитания. однако система образования, уступающая иным социальным институтам в значимости для конкретной личности, часто не справляется с решением задачи реального формирования российской идентичности. По нашему мнению, это вызвано де-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.