известия вгпу
С.н. БЕГИДОВА (Майкоп)
В.С. БЕГИДОВ (Краснодар)
soft skills
в профессиональном становлении педагога
Soft skills (или гибкие навыки) во многом определяют профессионализм специалиста, в том числе педагога. Одним из наиболее важных надпрофессиональных навыков является нет-воркинг. Способность к нетворкингу следует формировать и на аудиторных, и на внеаудиторных занятиях. Развивать навыки нетвор-кинга, а также приобретать навыки профессиональной деятельности позволяет менто-ринг.
Ключевые слова: soft skills, надпрофессиональ-ные навыки, нетворкинг, менторство, менто-ринг.
Современные требования к подготовке преподавателя требуют усвоения не только профессиональных компетенций, так называемых hard skills, но и надпрофессиональных -soft skills [1]. Данные компетенции определены требованиями профессиональных стандартов и утверждены федеральными государственными образовательными стандартами как обязательные. В актуализированных ФГОС ВО soft skills отражены в установленных универсальных компетенциях и сгруппированы в категории универсальных компетенций. Одной из таких универсальных категорий является категория «Коммуникация». Как правило, формирование данной компетенции предлагается осуществлять на дисциплинах, изучающих языки (русский, иностранный), культуру речи и т. д. Но если обращаться к коммуникации с позиции soft skills, т. е. надпрофессионального навыка, то здесь речь должна идти о целом комплексе способностей, обеспечивающих эффективное и позитивное взаимодействие людей как в профессиональной сфере, так и вне ее [3].
Многие исследователи, определяя влияние hard skills и soft skills на эффективность профессиональной деятельности, утверждают, что именно мягкие, или гибкие, навыки являются доминирующим фактором профессионального успеха [2; 5-7; 11; 13] и работодате-
ли отдают предпочтение соискателям с хорошо развитыми именно мягкими навыками [5; 6; 13]. Другими словами, надпрофессиональ-ные навыки, по мнению ряда авторов, являются детерминантами успеха, конкурентоопре-деляющими при устройстве на работу. Сегодня требования к профессионализму вышли за пределы понимания владения только профессиональными компетенциями, современное понимание включает и требования к социальным качествам личности, способности к социальному взаимодействию и продуктивному общению [1; 5; 7; 9].
Ученые и работодатели выделили ряд над-профессиональных навыков, которыми должен владеть специалист, к ним относятся коммуникативные, управленческие, проектные, навыки командного взаимодействия и др. [2; 7; 8; 11; 13]. Все эти надпрофессиональные навыки должны работать на личность при решении ею как профессиональных, так и личных проблем. Именно сочетание профессиональных и надпрофессиональных навыков обеспечивает человеку успех в его деятельности и позволяет добиться поставленных целей, формирует способность эффективно решать повседневные задачи и проблемы [5; 6].
Деятельность педагога всегда предполагает общение, и это не только то общение, которое он должен осуществлять в рамках своих профессиональных обязанностей (с учениками, родителями, коллегами, администрацией и т. д.), но еще и умение строить общение, создавать сеть знакомств, расширять круг профессиональных и непрофессиональных связей, уметь поддерживать эти связи и отношения. При этом и сам человек должен строить отношения с окружающими не только для того, чтобы использовать полезные связи и знакомства для решения своих проблем, но и чтобы и самому быть готовым оказать необходимую другим помощь и поддержку, т. е. уметь как брать, так и отдавать.
Одним из таких надпрофессиональных навыков является нетворкинг [7-9; 11; 13]. Нет-воркинг предполагает способность создавать необходимые для человека связи - как профессиональные, так и социальные.
Нетворкинг для педагога является важным и полезным надпрофессиональным навыком, т. к. помогает создать широкий круг общения, выстраивать нужные связи, поддерживать отношения с людьми различного соци-
О Бегидова С.Н., Бегидов В.С., 2021
ального статуса и положения, позволяет общаться с коллегами из разных образовательных учреждений как ближнего, так и дальнего зарубежья, родителями и другими заинтересованными лицами, обмениваться новой информацией и опытом решения возникающих в процессе педагогической деятельности проблем, а владение навыками убеждения и аргументации, умение слушать и слышать собеседника позволяет направить беседу в соответствии со своими задачами и стратегической целью. Но, создавая сеть полезных знакомств, надо уметь поддерживать продуктивную коммуникацию, работать в команде, организовывать совместную деятельность и управлять ею, находить общие темы для обсуждения и др.
Нетворкинг - это важный инструментарий для эффективной деятельности педагога, но, чтобы овладеть этим искусством следует освоить основные составляющие коммуникативной компетенции. Именно коммуникативные способности являются доминирующими в процессе нетворкинга. Поэтому формирование коммуникативных навыков следует осуществлять в процессе профессиональной подготовки [3].
В учебных планах профессиональной подготовки нет специальных дисциплин, которые были бы направлены на формирование способности к нетворкингу. Несомненно, что на учебных дисциплинах у будущих педагогов формируются коммуникативные навыки, но это только первый шаг к нетворкингу. Требуется специальная работа по формированию способности к созданию нетворкинга.
Создание сети знакомств и связей для эффективного и качественного решения как профессиональных, так личностных проблем, понимание и оценка собственного потенциала для оказания помощи и поддержки других требуют осознания личностью ценности другого человека, мотивации достижения положительного решения не только своей проблемы, но и проблемы другого и т. д. Но чтобы поддерживать и развивать связи, необходимы знания принципов, особенностей, правил, приемов осуществления такого вида взаимоотношений, а также требуется сама деятельность, без которой невозможно достижение поставленной цели.
Эффективность овладения приемами нет-воркинга обеспечивается проектированием индивидуального маршрута, при разработке которого опираются на личностный потенциал субъекта, его интересы и потребности. Дан-
КИЕ НАУКИ -
ный процесс выстраивается в виде цепочки технологических шагов, направленных на достижение поставленной цели, т. е. предполагает его поэтапную организацию.
На первом этапе выявляют интересы и склонности обучающихся к каким-либо видам деятельности: ведь если деятельность неинтересна для субъекта, то, скорее всего, он не сможет создать свою сеть знакомств и содействовать ее развитию. Выявленный интерес и имеющиеся ресурсы личности позволяют сформулировать конкретную цель, достижение которой будет опираться на развиваемые soft skills.
Задачей следующего этапа является информирование студентов об особенностях работы социальной сети, механизмах поддержания интереса ее членов, гендерных, возрастных особенностях общения, профессиональных интересах и др. После этого составляется список потенциальных членов социальной сети.
Третий этап - это этап создания нетвор-кинга, который включает в себя привлечение заинтересованных в данном общении лиц, знакомства с ними, определение общих интересов, тем для обсуждения, нахождение совместных дел, совместных мероприятий в сетевом или очном формате, которые еще больше бы укрепляли внутренние связи, создавали условия для конструктивного общения.
завершающий этап - это гармонизация отношений внутри сети, расширение круга знакомств, привлечение новых членов, рефлексия имеющегося, хотя и небольшого, но уже опыта, критическая оценка своих действий, отношений, взаимосвязей с тем, чтобы перевести общение на новый, более высокий уровень.
Для получения такого опыта общения можно выделить несколько направлений. Одним из наиболее эффективных является мен-торинг [4; 10; 12]. Менторинг выполняет сразу несколько функций. С одной стороны, он направлен на развитие менти, а с другой - позволяет развивать и совершенствовать собственные надпрофессиональные навыки [10; 12].
Менторство осуществляется обучающимися старших курсов над младшими. Ментор выбирает для себя вид деятельности, в котором он хотел бы оказывать помощь студентам младших курсов. Это может быть любая деятельность, например помощь в организации занятий в дистанционном режиме, подготовка к практическим занятиям, помощь в осуществлении научно-исследовательской деятельности (написание статьи, тезисов, выступле-
ИЗВЕСТИЯ вгпу
ния на конференции) и др. Особенность мен-торинга заключается в том, что ментор предлагает своему менти помощь, делится своими знаниями, имеющимся опытом, оказывает эмоциональную поддержку. Данный процесс -процесс двусторонний: обучая менти, ментор учится сам, приобретает опыт как профессиональной, так и социальной деятельности.
Это может быть также создание нетвор-кинга по профориентационной работе. Создается социальная сеть для старшеклассников, их родителей, обучающихся колледжей и др. В группу транслируется информация о вузе, факультете, специальностях. Обсуждаются вопросы вступительных экзаменов, обучения, построения профессиональной карьеры, новых направлений подготовки, определяются приоритеты обучения в данном вузе, обсуждаются имеющиеся негативные моменты, например плохая столовая, недостаточное наличие мест для проживания в общежитии и др. Результатом такой работы, оценкой ее эффективности могут стать показатели поданных абитуриентами заявлений, количество абитуриентов, поступивших на факультет, специальность и др.
Кому-то будет интересно создать сеть единомышленников из обучающихся разных вузов или факультетов (такой опыт имеется, и данная сеть актуальна и востребована) для обсуждения проблем студентов, общего нахождения путей их решения, поиска работы после окончания вуза и др.
Это может быть также нетворкинг, связанный с волонтерской деятельностью, например по оказанию помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, охране окружающей среды, работе с подростками по месту жительства или какой-либо другой добровольческой деятельности, т. е. это должны быть виды деятельности социально одобряемые, социально востребованные и интересные самим организаторам.
Вовлечение обучающихся в создание не-творкинга обеспечивает им возможность формирования и совершенствования таких важных soft skills, как умение слушать и слышать, искренне стремиться оказывать помощь и поддержку, содействовать в развитии интересов к конкретной деятельности, уважать мнение и позицию членов нетворкинга, создавать атмосферу вовлеченности в общее дело, строить дружеские, доверительные отношения, поддерживать длительные позитивные отношения, а также формирует уверенность в соб-
ственных возможностях и лидерских способностях, навыки межличностного общения, научает поддерживать нужный формат общения, фокусируясь на первоначально определенной цели.
Целенаправленный процесс формирования soft skills как важных надпрофессиональ-ных навыков позволит подготовить педагога, отвечающего современным требованиям общества, готового работать в условиях постоянно развивающегося и изменяющегося социума, конкурировать не только на российском, но и на зарубежном рынке труда.
Список литературы
1. Бегидова С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2017. № 1(193). С. 15-20.
2. БерковичМ.И.,КофановаТ.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. 2018. № 4. C. 63-68.
3. Вихор Д.А., Бегидова С.Н., Медников А.Б. Технология формирования коммуникативной компетенции у будущих бакалавров туризма // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер. 3: Педагогика и психология. 2020. № 1(253). С. 20-25.
4. Волкова Т.А. Тьюторство и менторство в системе педагогической практики // Вестн. Марий. гос. ун-та. 2015. № 1(16). С. 15-18.
5. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / пер. с англ. М., 2019.
6. Кей Б., Джулиони Д. Помогите им вырасти или смотрите, как они уходят. Развитие сотрудников на практике. М., 2013.
7. Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills - гибких навыков человека [Электронный ресурс]. URL: https:// ecouniver.com/economik-rasdel/men/6641-lichnostnoe-razvitie-uspeshnogo-cheloveka.html (дата обращения: 23.11.2020).
8. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtm (дата обращения: 18.11.2020).
9. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2. № 4. С. 222-234.
10. Bird S. J. Mentors, advisors and supervisors: Their role in teaching responsible research conduct // Science and Engineering Ethics. 2001. Vol. 7. P. 455-468.
педагогические науки
11. Klaus P. The hard truth about soft skills: Workplace Lessons Smart People Wish They'd Learned Sooner. N.Y., 2007.
12. Fagenson E.A. The mentor advantage: Perceived career / job experiences of proteges versus non-protégés // Journal of Organizational Behavior. 1989. № 10. P. 309-320.
13. Rakesh Naga Chinta. My Overview of Harvard's, Stanford's Study For Top Skills Needed To Be In Demand In the Job Market (Future of AI Automation) [Electronic resource]. URL: https://me dium.com/@rakeshnchinta/my-overviewof-harvards-stanford-s-study-for-top-skills-needed-to-bein-demand-in-the-job-market 53005203a9e6 (дата обращения: 18.11.2020).
Soft skills in the professional establishment of teachers
Soft skills characterize the professionalism of a specialist including a teacher. One of the most significant soft skills is networking. The ability to networking should be developed both at the classroom activities and at the extracurricular activities. Mentoring allows to develop the skills of networking and to acquire the skills of the professional activity.
Key words: soft skills, networking, mentorship, mentoring.
(Статья поступила в редакцию 17.12.2020)
1. Begidova S.N. Sovremennye trebovaniya k professional'noj deyatel'nosti pedagoga // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2017. № 1(193). S. 15-20.
2. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya // Vestn. Voronezh. gos. un-ta. Ser.: Ekonomika i upravlenie.
2018. № 4. C. 63-68.
3. Vihor D.A., Begidova S.N., Mednikov A.B. Tekhnologiya formirovaniya kommunikativnoj kom-petencii u budushchih bakalavrov turizma // Vestn. Adyg. gos. un-ta. Ser. 3: Pedagogika i psihologiya. 2020. № 1(253). S. 20-25.
4. Volkova T.A. T'yutorstvo i mentorstvo v sisteme pedagogicheskoj praktiki // Vestn. Marij. gos. un-ta. 2015. № 1(16). S. 15-18.
5. Goulman D., Boyacis R., Makki E. Emocio-nal'noe liderstvo. Iskusstvo upravleniya lyud'mi na osnove emocional'nogo intellekta / per. s angl. M.,
2019.
6. Kej B., Dzhulioni D. Pomogite im vyrasti ili smotrite, kak oni uhodyat. Razvitie sotrudnikov na praktike. M., 2013.
7. Milevski I. Lichnostnoe razvitie uspeshnogo cheloveka. Principy soft skills - gibkih navykov cheloveka [Elektronnyj resurs]. URL: https://ecouniver. com/economik-rasdel/men/6641 -lichnostnoe-razvitie-uspeshnogo-cheloveka.html (data obrashcheniya: 23.11.2020).
8. Shipilov V. Perechen' navykov soft-skills i spo-soby ih razvitiya [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills. shtm (data obrashcheniya: 18.11.2020).
9. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga // Vestn. Tyum. gos. un-ta. Gumanitarnye issledovaniya. Humanitates. 2016. T. 2. № 4. S. 222-234.
и.А. Макарова
(Волгоград)
воспитание в эпоху цифровизации
Представлены характерные черты цифрового поколения, показана специфика воспитательной работы с новым поколением. Определены направления воспитательной работы учителя в цифровую эпоху.
Ключевые слова: цифровизация, воспитание, теория поколений, особенности цифрового поколения, направления воспитательной работы.
Мировой современной реальностью становится цифровизация, что находит свое отражение и в приоритетных направлениях государственной политики Российской Федерации - построение цифровой экономики и цифрового образования. Эти тренды развития отражены в важнейших государственных документах [4; 6]. В рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предполагается «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информацион-
О Макарова И.А., 2021
* *
*